Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-03-29, 09.19.19
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » DIASPORA » ՀԱՅՐԵՆԻՔԻՑ ՀԵՌՈՒ. Вдали от Родины » АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА УКРАИНЫ
АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА УКРАИНЫ
MilayaДата: Понедельник, 2009-12-28, 14.28.02 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Друзья
Сообщений: 89
Статус: Offline
Народный танцевальный ансамбль «Арарат»

«Танец – это чудо, если не можешь танцевать движениями,
танцуй душой, это неизменное и чистое»

Мартирос Сарян

Танец – отражает наше прошлое, борьбу, мечты и стремления. Это самобытный мир красоты.

Мы гордимся тем, что наше народное творчество так изыскано и оригинально.

Армянская земля всегда была заманчивой добычей для чужеземных завоевателей. И каждому армянину приходилось не только строить и созидать, но и защищать свою Родину. Так в войнах и сражениях закалялся характер, нрав и самобытность армян. «Танец, можно сказать, был вторым оружием армянина. Танцем сражался он. Танцем побеждал» - Игорь Моисеев, хореограф.

Наша задача идти по стопам предков – показывать все богатство тысячелетнего фольклорного наследия Армении. Язык танца не ведает преград!

И мы смело шагаем на встречу будущим победам…

Народный танцевальный ансамбль «Арарат» был основан в 1998 году в г. Симферополь как ансамбль народного танца. Подвергался многим изменения и нововведениям. И в ноябре 2004 года окончательно установил свою деятельность на базе Крымского армянского общества.

Художественный руководитель и основатель коллектива – Григорян Арам Михайлович.

Хореограф – Евтушок Наталья Васильевна.

Репетиторы - Петросян Тигран, Киракосян Зара.

Ансамбль состоит из четырех возрастных групп. Младшая группа с 3 до 5 лет, средняя группа №1 с 6 до 8 лет, средняя группа №2 с 8 до 14 лет и старшая (основной состав) с 14 и выше. Общее количество участников 50 человек. В нем занимаются дети всех национальностей, населяющих Крым.

В репертуаре ансамбля 18 армянских фольклорных танцев и 8 танцев других народов мира.

С момента формирования ансамбль принимает активное участие во многих мероприятиях как городского, так и республиканского характера. На протяжении этих лет становиться лауреатом и дипломантом многих Международных, Республиканских фестивалей и конкурсов.

Октябрь 2006г. – танцевальному ансамблю «Арарат» было присвоено звание «Народный любительский коллектив».

Февраль 2008г. – танцевальному ансамблю «Арарат» было присвоено звание «Образцовый ансамбль Украины» (приказ № 64 от 04.02.2008г.)

Наш ансамбль не останавливается на достигнутом и продолжает радовать зрителей своими выступлениями на сценических площадках, как Украины, так и Зарубежья. Участвует в популяризации армянской культуры, вносит большой вклад в дело сохранения и развития армянских народных традиций в Крыму, Украине и за ее пределами.


Сообщение отредактировал Milaya - Понедельник, 2009-12-28, 14.49.09
 
MilayaДата: Понедельник, 2009-12-28, 14.53.10 | Сообщение # 2
Майор
Группа: Друзья
Сообщений: 89
Статус: Offline
Армянская молодёжь Крыма
Комитет армянской молодежи Крыма постоянно ставит перед собой новые цели и задачи.
Одно из самых значимых достижений – армянский национальный павильон. Он отражает быт, культуру, традиции армянского норода. Павильон - подарок генерального спонсора комитета Хачатуряна Аветиса Михайловича.


Армянский павильон является одним из лучших павильонов Автономной Республики Крым. Благодаря усилиям комитета молодежи павильон постоянно обновляется. Женская лига «Майрик» представляет в павильоне армянскую кухню: пахлава и гата, сыр и лаваш, мацун и толма – все эти блюда, приготовленные нашими мамочками, не оставляют равнодушными как гостей, так и участников фестивалей.

Содержательна была и презентация армянского национального павильона. Ковры, привезенные из Армении, печь «Тоныр», Хач кары, Качь Назан, оригинальная посуда, гора Арарат за окном и конечно национальная кухня и танцы.
Зрители особенно тепло принимали выступление народного ансамбля танца «Арарат» и солистки Вардуи Диланян, которые с блеском демонстрировали красоту армянского национального танца и мелодичность армянской народной песни за что и были награждены в Белогорске Дипломами и памятными подарками.
За участие во II Международном фестивале «Великое русское слово» в Симферополе Комитет армянской молодежи Крыма и народный ансамбль танца «Арарат» /руководитель Арам Григорян/ Крымского армянского общества были награждены Дипломами Верховного Совета Автономной Республики Крым.
КАМК выражает особую благодарность армянскому обществу г. Саки; армянскому обществу г. Евпатория и лично Аветисяну Мкртычу Аветисовичу и Восканяну Армену Рудиковичу; армянскому обществу г. Белогорск и лично председателю Мелконяну Мурату Рафиковичу.

 
MilayaДата: Понедельник, 2009-12-28, 15.22.53 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Друзья
Сообщений: 89
Статус: Offline
Интервью председателя Комитета Армянской Молодежи Крыма (КАМК), члена Национального совета Крымского армянского общества, Мери Акопян порталу Miasin.ru

Мэри Акопян – с отличием окончила Таврический Национальный университет им. В.И. Вернадского, получив степень магистра, продолжила свою научную деятельность в аспирантуре. Научная деятельность гармонично сочетается с работой преподавателя, воспитывая новое поколение будущих специалистов, передавая свой опыт, знания, активность и жизнелюбие - она получает удовольствие от общения со своими студентами. Мэри Акопян, активная, творческая личность, имеющая свое представ-ление о работе связанной с молодежью…

Мери, с чего начинался ваш путь в организацию?

В общину я пришла с намерением работать журналистом в редакции армянской передачи «Барев» на Государственном телеканале, в 2003 году вошла в редакционную коллегию журнала «Голубь Масиса», в которой состою до настоящего времени. Будучи студенткой, активно принимала участие в культмассовой деятельности, КВНах, концертах и молодежных вечерах университета, параллельно работала в этом же направлении в армянской общине. Через некоторое время вошла в состав молодежной организации.

С 2005 я была избрана председателем. С того момента – наша организация стала для меня «частичкой жизни», в которую я вкладывала душу, энергию, свои идеи и мысли для консолидации нашей диаспоры, и в частности представителей армянской молодежи Крыма. В начале работы было очень сложно расставить приоритеты, создать план действий и стратегию развития.

Помню первые собрания, когда даже я не могла понять с чего начать, что сделать стержнем, вокруг чего сплотить молодежь? Я всецело ощущала ответственность дела, за которое взялась, и с полной самоотдачей старалась оправдать надежды возложенные на меня. Однако, задачи и цели были поставлены, «медленно но уверенно» мы продвигались вперед. Через год после работы уже сформировался коллектив, - активистов, которые входили в рабочую группу».

Мери, каковы основные направления деятельности КАМК?

Работа у нас конструктивная. Существует структура, которую мы разработали, с улыбкой мы называем организацию - маленьким «правительством», где распределены роли, обязанности, для того чтоб система работала, однако, не забывая о том, что мы молодежь, и это общественная организация, а мы все энтузиасты, работающие на добровольных началах. Во главе председатель, его заместитель и члены правления, – которые являются ответственными за разные направления работы. Кроме активно работающей молодежи, нас окружает также много, деятельных, талантливых ребят, которые помогают, и принимают участие в конкретных случаях – применяя свои навыки и умения в организации. База данных активистов, посещающих наши мероприятия, с каждым разом пополняется новыми именами – сейчас уже она составляет около 500 человек, нас это радует т.к. достигли мы «активной» посещаемости не легко.

С самого первого дня работы, я поставила целью охватить самые разные направления деятельности и интересы нашей молодежи, т.к. одним интересен спорт, а другим культура или история, развлекательные вечера или памятные даты…

Конечно, есть базовые вещи, на которых держится наша работа…

Традиционно, проводим наши спортивные соревнования: чемпионат по нардам, турниры по бильярду и настольному теннису, футбольные матчи. База данных по спортивно - развитой армянской молодежи Крыма большая – у нас есть олимпийские призеры, чемпионы Европы и мира, в различных видах спорта, в том числе в восточных единоборствах, шахматах и др.

Мероприятия, посвященные памятной дате жертв Геноцида армян. Каждый год проводится круглый стол армянской молодежи, где студенты и ученики разных национальностей читают доклады, смотрят документальные кадры, в диалоге с историками и учеными обсуждают армянский вопрос. Ежегодно проводится траурная литургия в церкви Св. Акопа, и мирное шествие по центральным улицам столицы полуострова. Представляя интересы молодежи, в этом году я участвовала в пресс-конференции с Крымскими СМИ, где руководство нашей общины, освещая события 1915 года, поделилось скорбью своего народа с широкой аудиторией. КАМК на кануне 92 годовщины провел акцию раздачи листовок на улицах Симферополя.

В 2007 году впервые в монастыре «Сурб Хач» мы осуществили проект «Летний лагерь армянской молодежи». В 2008 монастырю исполнилось 650 лет. В преддверии масштабного празднования проводились работы по реконструкции этого исторического памятника культуры и архитектуры. И в этих проектах молодежь сыграла важную роль.

КАМК – в переводе с армянского языка это ВОЛЯ. Благодаря своей воле - ребята, не покладая рук, с утра до ночи работали, проводились многочисленные субботники на территории, строительные работы; заливая бетон, выгружая строительный мусор, тонны камней, облагораживали территорию.

Молодежь в футболках с яркой абривиатурой – везде и всюду!!!! На кухне, помогая в организации праздничных обеденных столов, на концертной площадке – организовывая порядок и встречая приглашенных, и даже в охране у достопочтенных гостей.

Крымская армянская диаспора смогла достойно встретить несколько тысяч паломников и приглашенных, в том числе Католикоса всех армян и президента Армении. У нас сильная община, благодаря тем людям, которые стоят во главе, и тому, что есть молодые и сильные плечи, которые являются надежной опорой, благодаря которым, мы еще много лет можем гордиться нашей историей в Крыму.

Мы ежегодно празднуем «Трндез», своей историей этот праздник уходит вглубь веков. В 2007 он впервые был проведен на городском уровне. Нашими гостями стали молодежные организации разных этнических групп в том числе евреи, Крымские татары, украинцы, русские; угощения, танцы и обряд перепрыгивания через костер, армянская музыка звучащая в городском парке, не оставляли равнодушными даже прохожих - мы объединили представителей разных национальностей и конфессий, детей и взрослых на нашем национальном празднике. Тем самым, мы стали примером для всего многонационального Крыма.

Однажды, послушав стихотворение одного из активистов КАМК, у меня возникла идея создать своего рода творческую мастерскую для нашей талантливой молодежи, где каждый может попробовать свои силы, проявить себя как поэта или писателя, композитора или исполнителя, танцора или вокалиста. Мероприятие мы назвали «Творческим вечером армянской молодежи».

Традиционным стал конкурс «Крымская армянская красавица». Победительница нашего конкурса принимает участие во всекрымском конкурсе красоты, где за титул «красавицы» борются представительницы разных этнических групп – среди них еврейская, крымско-татарская, болгарская, немецкая, русская, украинская, греческая и другие победительницы национальных конкурсов. В 2006 впервые Союзом армянской молодежи Украины была предоставлена возможность участия на всеукраинском конкурсе - «Мисс армяночка Украины», который, на мой взгляд, дебютировал очень успешно, и также стал традиционным.

Проживая на Крымской земле, мы стараемся сохранять нашу историю. В диалоге со старшим поколением мы помним, и чтим память погибших в годы войны. Ежегодно отмечаем праздник 9 мая, проявляя свое внимание и уважение к нашим ветеранам.

Принимаем участие в памятных датах – дне трагедии жертв депортации народов Крыма (24 июня), 7 декабря 1987 и многие другие роковые даты в истории армян и других национальностей.

Стараемся оказывать поддержку и помощь социально не защищенной армянской молодежи, а также награждаем, и поощряем ребят отличившихся и достигших успехов в различных областях деятельности. Наша община уже четвертый год поддерживает проект именной стипендии для студентов-отличников, на протяжении года меценаты общины выплачивают победителям конкурса стипендию. Я должна отметить, что наши идеи и проекты поддерживаются нашей общиной во главе с председателем Габриеляном О.А. и членами Национального Совета.

Существует связь также с молодежными организациями не только Крыма, но и других стран. Представители КАМК были приглашены в Санкт-Петербург на съезд молодежи стран Евросоюза и стран партнеров, «Interlinks» - представляя Украину и Крым. Наши активисты принимали участие на 4-ом всеармянском молодежном форуме в Цахкадзоре, где присутствовали организации более 10 стран. Основной целью, был обмен опытом молодежи из спюрка и Армении. Могу отметить, что среди множества молодежных организаций, представителей сильных армянских диаспор мира, КАМК может гордиться высоким уровнем организованности, своей разносторонностью, стремительным развитием.

В рамках САМУ мы стареемся активно сотрудничать с другими регионами Украины. Учитывая то, что в основном молодежные подразделения САМУ созданы достаточно недавно, на заседаниях правления мы делимся своим опытом, идеями, мыслями, в результате бурных обсуждений и споров, движемся вперед по заданному курсу.

На протяжении последнего года мы открыли класс по обучению армянского языка истории и культуры для студентов.

КАМК покорил весь Крым, демонстрируя армянский павильон и национальное гостеприимство. На международных и республиканских фестивалях мы покоряем всех: качественно демонстрируя армянский очаг, в стиле национальных красок и традиций быта, удивляя щедростью и необычностью национальной кухни.

Многочисленные вечера с шоу-программой, с великолепным выступлением наших вокалистов и танцоров, розыгрышами и сюрпризами не дает поводов скучать по армянской музыке и танцами. Более 500 ребят - единомышленников собираются поделиться хорошим настроением, пообщаться, потанцевать.

Недавно мы провели мероприятие высокого уровня, посвященное дню рождения КАМК. Серьезная концертная программа с участием наших молодых талантливых ребят, вокалистов, КВНщиков, танцевального ансамбля «Арарат», награждения активных деятелей среди молодежи и поддерживающих нас взрослых.

Презентовали фильм о КАМК – своего рода отчет о результатах нашей 3-летней деятельности, о плодах наших усилий. С гордостью могу сказать, что подобного уровня армяне не только Крыма, но и всей Украины от нас не ожидали, и я очень рада, что мы смогли приятно удивить. Однако это не говорит о том, что мы остановились на достигнутом. Этап становления и воссоздания организации пройден. У нас много новых идей, огромное желание развиваться, стремиться вверх, достигать вершин. Я благодарна всем тем, кто помогает нам, и оказывает посильную поддержку, благодарна своим ребятам, которые уже давно в нашей организации и совместными усилиями мы продвигаемся вперед.

И призываю всех молодых и активных, примыкать к нашим рядам.

Незабываемые впечатления, непередаваемые ощущения и невероятное количество положительных эмоций – это то, что каждый из нас получает от общения друг с другом.

КАМК существует с 2002 года, что удалось сделать за этот период времени?

С 2002 года существует сама идея создания молодежной организации по инициативе Севака Даниеляна и под его руководством, но как организация, КАМК существует с 2005 года. Удалось сделать «нереальное» т.е. достичь того уровня, что на сегодняшний день каждый представитель армянской диаспоры знает, что существует КАМК, и каждый молодой представитель хочет войти в состав организации. Кроме этого, мы признаны как одна из сильных и развитых организаций в Украине. Достичь этого было нелегко.

С какими основными проблемами сталкивается армянская община Крыма?

Армянская община сталкивается с многочисленными проблемами в силу того, что не перестает работать, развиваться, и повышать планку своих возможностей. Мы тесно сотрудничаем с правительством Крыма по таким вопросам как строительство церкви, школы, ниже я расскажу о проекте реконструкции монастыря Сурб Хач и т.д.

Сколько на сегодняшний день в Крыму действует армянских Церквей? И как вы оцениваете роль ААЦ в жизни крымских армян?

Армянских церквей на территории Крыма очень много, несколько десятков. Начиная со средних веков и заканчивая сегодняшним днем, когда строительство ААЦ ведется в г. Севастополь, планируется строительство соборной церкви в Симферополе, реконструкция ведется в Евпатории, Феодосии. Великолепная церковь «Сурб Рипсиме» есть в Ялте и множество исторический церквей, к сожалению ныне не действующих, лишь как памятники архитектуры и истории армян проживающих более тысячи лет в Крыму. Роль церкви очень важна – в первую очередь консолидация и объединение армянской диаспоры, сохранение веры – ведь только нашей глубокой вере мы обязаны тем, что армяне до сегодняшнего дня существуют.

Какими темпами идет процесс ассимиляции армян Крыма и удаётся ли местным армянским общественным организациям противостоять этому процессу?

Я не могу сказать о статистике ассимиляции, но на мой взгляд пока ситуация терпима. Однако я абсолютно уверенна, что наличие армянских общественных организаций способствует препятствию этих процессов и сохранению национальной самобытности.

1 октября этого года указом президента Армении, было создано Министерство диаспоры Республики Армения. В чем на ваш взгляд должна заключаться миссия министерства, и каким вы представляете сотрудничество между армянскими общественными организациями Крыма и Министерством диаспоры РА?

К сожалению, я думаю что в ближайшее время мы не почувствуем на себе наличие подобного ведомства. В наше время «тебя» заметят, и услышат, если «брать штурмом» - а именно настойчиво стучать в дверь и просить выслушать. Связь с Арменией у меня была, когда я, будучи там пришла в министерство образования и науки РА попросила о помощи для учеников армянской школы, и мне была оказана помощь в виде учебных пособий и т.д.

Как вы оцениваете деятельность Союза армян Украины?

Деятельность САУ оценивать я не решусь, однако хочу отметить, что в этом году Союз армян Украины активно помогал в проекте реставрации монастыря «Сурб Хач», так как эта программа осуществлялась на правительственном уровне, и САУ оказал посильную финансовую помощь.

Какая на ваш взгляд общенациональная идея может объединить мировое армянство?

Только лишь сохранения языка и веры. Еще одна общенациональная идея – это признание Геноцида совершенного Османской Турцией и возврат армянских земель, поспособствуют сплочению и возможно активному возвращению армян на свою историческую Родину!

Каким вы представляете себе будущее Армении и роль в её становлении армянской диаспоры Украины в целом?

Будущее Армении все-таки в наших руках, каждый человек кто считает себя армянином, должен помнить о том, что существует историческая Родина, которой мы обязаны своим происхождением, и о которой мы должны позаботиться в будущем. Конечно, многое зависит от политиков и руководителей страны, если они также посчитают своим долгом не утратить ценности и значимости армянства и Армении как многовекового государства. Я верю, что однажды, наши дети или внуки вернуться в Армению и продолжат созидание нашей культуры на родной земле, как это сделали, например мои бабушки и дедушки возвратившись в 40-50-х годах во имя единства, во имя Родины…

Мери, что бы вы хотели пожелать представителям армянской диаспоры, разбросанной по всему миру?

Ценить каждого представителя древнего армянского народа, ведь каждый человек это частица, из которой складывается история, хранитель национальных традиций… Я благодарна всем тем миллионам армян проживающим в диаспоре, но работающих в направлении сохранения национальной самобытности.

Адрес сайта КАМК: http://kamk.org.ua

Беседовал Касабов Георгий, http://Miasin.ru

Сообщение отредактировал Milaya - Понедельник, 2009-12-28, 15.26.24
 
MilayaДата: Понедельник, 2009-12-28, 15.36.15 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Друзья
Сообщений: 89
Статус: Offline
Об этнической консолидации армян Крыма

Владимир ГРИГОРЬЯНЦ

Сохранение этнической идентичности национальных меньшинств в условиях «наций-государств» является одной из самых болезненных и чреватых конфликтностью проблем современного мира. По мнению автора, предлагаемый в статье концептуальный подход к решению этой проблемы может быть использован как своеобразная «матрица» не только армянской, но и другими этническими общинами Крыма, находящимися в аналогичном положении.

Армянский народ переживает сейчас особую, критическую фазу своего развития. Армянская диаспора, включающая уже более двух третей нации, продолжает расти. В условиях иноэтничного окружения она неизбежно вовлекается в процессы этнической трансформации, а также — в той или иной мере — в языковую и культурную ассимиляцию, постепенно утрачивая национальное самосознание. Для диаспоральных этнических групп с низким «этническим иммунитетом», т.е. диаспор, не защищенных специальным механизмом противодействия ассимиляции, конечным результатом этого процесса обычно оказывается «этническая смерть» — полное растворение в «плавильных котлах» других этносов.

Единственным средством противодействия губительной тенденции является этническая консолидация — способность этнической группы объединяться в рамках единой общины, сохранять национальный облик, быт, традиции и нравы, родной язык, веру, историю и культуру. При этом наличие благоприятных политико-правовых и социально-экономических условий автоматически отнюдь не обеспечивает сохранение национальной группы. Это происходит только там, где диаспора пассионарна и способна преодолеть разлагающий ее изнутри эгоцентризм, подчинив его общенациональной идее. Сцементированная в жизнеспособные национальные общины, такая диаспора становится не только своеобразным гарантом сохранения нации в условиях иноэтничного окружения, но и частью мирового армянства, активно участвующего в судьбах своей исторической родины. История и современная деятельность армянских общин США, Франции, России, Ирана, Ливана, Сирии, Аргентины, Австралии, Бразилии, Болгарии, Греции, Великобритании и других стран наглядно свидетельствуют об этом.

Перед армянской общиной Крыма эта проблема стоит особенно остро. Крым — первая и одна из самых древних земель армянской колонизации. По сей день здесь сохранилось множество уникальных памятников материальной и духовной культуры армянского народа. Крымское армянство еще в раннем средневековье играло значимую роль в развитии взаимоотношений Армении с Польшей, Россией, Украиной и славянским миром в целом. Во времена генуэзцев, Крымского ханства и даже после установления турецкого господства армяне оставались достаточно многочисленной и весьма влиятельной в экономическом и культурном планах этнической группой. Тесно связанные с Западом и Востоком, они и в Крыму играли роль посредников в цивилизационных межэтнических контактах. Эта роль не была утрачена армянской общиной Крыма и после присоединения полуострова к Российской империи. В годы советской власти крымские армяне оставались одним из наиболее «уживчивых» национальных меньшинств Крыма, сохраняя одинаково добрые отношения с русскими, украинцами, крымскими татарами, евреями, греками, немцами, болгарами и другими этническими группами населения. Однако в 1944 году многовековая история крымской армянской общины была прервана насильственной депортацией.

Возрождение национальной жизни армян в Крыму началось в конце 1980-х годов на патриотической волне, вызванной трагическими последствиями землетрясения в Армении и борьбой Нагорного Карабаха за свое самоопределение. С начала 1990-х годов вопрос о возвращении крымских армян становится одним из главных в деятельности новообразованного Крымского армянского общества (КАО). Это, несомненно, способствовало процессу этнической консолидации и развитию национально-культурной жизни местной армянской общины, но в то же время привело к необоснованным, на наш взгляд, представлениям о том, что все насущные задачи общины могут быть решены в рамках государственной программы репатриации депортированных граждан.

Между тем, государственное финансирование программ, связанных с возрождением этнических групп, как это имеет место в Крыму, является, в сущности, исключительной мерой и не может рассматриваться как достаточно надежная и долговременная основа жизнедеятельности армянской национальной общины по ряду причин:

1) государственная программа предусматривает решение конкретных вопросов возвращения и социальной адаптации армян и их потомков, депортированных из Крыма в 1944 году, что составляет хотя и важную, но лишь часть проблемы возрождения жизнеспособной армянской общины;

2) указанная государственная программа в отношении депортированных армян (а также болгар, греков и немцев) слабо разработана в концептуальном отношении и практически сорвана, если учесть, что за 10 лет ее реализации количество репатриированных армян не достигло и 3% от числа армян, депортированных в 1944 году;

3) армянское население Крыма, по официальным оценкам, составляет сейчас около 5 тысяч человек, имеющих постоянную прописку. На самом деле численность армянской общины, несомненно, больше. Учитывая постоянный дефицит финансирования, совершенно очевидно, что государственная программа помощи депортированным не способна удовлетворить хотя бы минимальные потребности общины в целом даже в части национально-культурных запросов;

4) практика целенаправленной финансовой помощи национальным группам со стороны государства является скорее исключением, чем правилом. Обычно демократическое государство ограничивается созданием политико-правовых условий для их нормального существования и развития. При этом цели государства и коренные интересы национального меньшинства не всегда и не обязательно совпадают.

Таким образом, сейчас нам необходима основа, более надежная в финансовом отношении и более независимая в плане выбора приоритетных целей. Как показывает исторический и современный опыт армянской диаспоры, такой основой может быть только режим самофинансирования.

Переход общины на режим самофинансирования необходим не только для достижения ею реальной самостоятельности и экономической независимости от государственных и прочих внешних программ, но и для того, чтобы освободиться от гипертрофированного влияния частных лиц — крупных жертвователей и высоких чиновников-распорядителей, которые, используя имеющиеся в их руках финансовые и административные рычаги, как правило, стремятся превратить национальную общину в авторитарную организацию, реализующую их собственные, часто узкоэгоистические интересы.

Только экономическая независимость и финансовая самостоятельность (самодостаточность) общины может обеспечить преобладание общенациональных задач над частными интересами отдельных ее членов, привести к резкому повышению авторитета общины, привязать к ней основную массу местного армянства. Следовательно, задача заключается в том, чтобы определить возможные источники самофинансирования и выстроить оптимальную модель их функционирования.

Традиционные источники самофинансирования армянских общин диаспоры делятся на три основных типа: 1) членские взносы; 2) пожертвования; 3) собственность общины; причем каждый из этих источников играет особую роль в процессе этнической консолидации и укреплении жизнеспособности общины. Попытаемся в этом разобраться.

Согласно действующему Уставу КАО, все его члены должны уплачивать взносы, размер которых определяется городскими и районными отделениями общества. На самом же деле они не уплачиваются вовсе, поскольку КАО не имеет какой-либо системы регистрации своих членов, не говоря уж о продуманном порядке уплаты ими взносов. Это крайне негативный факт, оказывающий разрушающее воздействие на процесс национальной консолидации. И дело здесь даже не в финансовой стороне, поскольку нигде и никогда жизнедеятельность общины не обеспечивалась в достаточной мере только членскими взносами, но, прежде всего, в том моральном ущербе, который наносится престижу общины как таковой: ведь неуплата членских взносов — это свидетельство формального характера самой общины. Строжайшая дисциплина уплаты членских взносов должна стать непременным условием действительного членства в общине.

Учитывая исторический и современный опыт армянских колоний, представляется целесообразным ввести дифференцированную систему уплаты членских взносов в размере, например, 1 процента от величины чистого дохода каждого дееспособного (достигшего совершеннолетия и имеющего самостоятельный источник дохода) члена общины. От уплаты членских взносов должны быть освобождены члены общины: (а) не имеющие источника дохода; (б) с доходом ниже прожиточного минимума; (в) находящиеся под опекой или на иждивении; (г) совершеннолетние учащиеся средних специальных и высших учебных заведений, аспиранты, стажеры и т.д.

На наш взгляд, преимущество дифференцированной системы уплаты членских взносов по сравнению с обычной (уравнительной) заключается в том, что она, не отказывая в реальном членстве ни одной из социальных групп, в то же время дает возможность четко зафиксировать различия в размерах индивидуального вклада каждого в общенациональное дело, как бы вводит «шкалу социальной авторитетности». Это несомненно способствует формированию внутренней субординации и усложнению этносоциальной структуры общины, что является верным признаком ее устойчивости и жизнеспособности (ведь, как показали этнологические исследования Льва Гумилева, простые структуры неустойчивы и стремятся к самораспаду).

Другим традиционным источником финансирования национальной общины являются пожертвования. Они могут поступать от частных лиц или организаций, единовременно или регулярно, в виде денежных средств или любого другого движимого и недвижимого имущества, включая дарения и завещания. Как известно, в свое время некоторые организации Армении и Крыма оказывали существенную финансовую поддержку Крымскому армянскому обществу, а ряд местных предпринимателей из армян и по сей день продолжают помогать общине. В то же время не секрет, что подавляющая масса наших «деловых людей», что называется, «и ухом не ведут», когда речь заходит о нуждах общины, и вспоминают о ней лишь тогда, когда нужно решить с ее помощью собственные проблемы.

Конечно, от нарождающейся армянской буржуазии трудно пока ждать помощи в масштабах, имевших место в дореволюционной России или имеющих в настоящее время место в западной армянской диаспоре. Процесс возрождения национальной жизни постсоветской армянской диаспоры находится на начальной стадии. Главная движущая сила этого процесса — класс армянских предпринимателей — только формируется, и необходимость этнической консолидации пока не осознана им в полной мере.

;Тем большее значение приобретает способность руководства общины мобилизовать эту экономически активную, конкурентоспособную и, в конечном счете, определяющую по своей социальной роли группу, вокруг которой, как свидетельствует опыт, неизбежно сплачиваются и другие слои армянского общества — духовенство, интеллигенция, рабочие, служащие, молодежь.

Третий и главный источник самофинансирования составляет собственность общины: принадлежащие ей недвижимость, финансовые средства, предприятия и прочие приносящие доход заведения. Формы образования собственности общины и последующего ее использования могут быть самыми разными: это дарения частных лиц и организаций, создание совместных предприятий с долевым участием общины и иных юридических лиц, акционерные предприятия, принадлежащие членам общины с обязательным отчислением части дохода в пользу последней, финансово-кредитные учреждения, издательская деятельность и т.д.

Как источник самофинансирования, принадлежащая общине собственность по своему характеру принципиально отличается от двух ранее выделенных типов (членских взносов и пожертвований). Если последние в известном смысле определяют и закрепляют зависимость общины от отдельных ее членов, то собственность, принадлежащая общине, напротив, устанавливает диаметрально противоположную зависимость преимущественно рядовых членов (т.е. основной массы армянства) от самой общины. Совершенно очевидно, что только этот источник самофинансирования способен:

1) создать экономическую основу принятия независимых коллегиальных решений, подчиняющих эгоистические интересы отдельных лиц задачам национальной консолидации;

2) создать действительно прочную, основанную на принципе саморазвития финансовую и материально-техническую основу жизнедеятельности национальной общины;

3) резко расширить финансовые, а следовательно, и прочие возможности общины и таким образом поднять ее авторитет, прочно привязав к ней основную массу местного армянства;

4) решительно ускорить процесс социальной консолидации армянского предпринимательского класса и таким образом умножить его экономическое и политическое влияние и возможности;

и, наконец,

5) вывести армянскую национальную общину Крыма из состояния прострации, в котором она пребывает вот уже несколько лет, и превратить ее в реального, влиятельного субъекта межэтнических отношений, пользующегося заслуженным уважением государства и общества, как это традиционно имеет место в зарубежной армянской диаспоре.

 
MilayaДата: Понедельник, 2009-12-28, 15.40.02 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Друзья
Сообщений: 89
Статус: Offline
АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА КРЫМА

Крымский полуостров занимает важнейшее геостратегическое положение в Черноморском регионе. В последнее время особенно возрастает военно-политическая составляющая геостратегической важности Крыма. Полуостров становится в некотором роде полигоном испытания на прочность притязаний ведущих черноморских и внерегиональных игроков, их способности проектировать и продуцировать в регионе свои тактики и стратегии реализации национальных интересов.

Возможно, что даже для самой Украины, в состав которой входит Крым в статусе автономной республики, принятие решений и их реализация в отношении «проблемной территории», которую представляет для нее полуостров, относительно предсказуемы и достаточно ясны, чего нельзя сказать про внешнеполитический вектор России. Последняя на крымском направлении сталкивается с весьма непростыми дилеммами собственной безопасности, неясностью в отношении «глубины и широты», возможных и допустимых пределов «работы» с русским большинством населения полуострова. Ближайшей проблемой во внешней военно-политической повестки России на крымском направлении является передислокация арендуемой ею военно-морской базы из Севастополя в Новороссийск.

В этнонациональном измерении Крым представляет собой весьма «мозаичное» образование. Тремя «ведущими» этносами Крыма, как в численном аспекте, так и в аспекте формирующего участия в общественно-политической жизни, являются русские, украинцы и крымские татары. В соответствии с последней переписью населения на Украине 2001 года русские уверенно занимают первое место по численности и более чем в два раза опережают по этому параметру украинское население автономной республики.

Исследователи говорят о тысячелетней истории армянского присутствия в Крыму и выделяют следующие основные этапы данного присутствия:

1. «византийский» (до начала XIIIв.) – начальный этап формирования армянской колонии в Крыму;
2. «генуэзско-татарский» (вторая половина XIII – последняя четверть XVвв.) – время интенсивного этнодемографического, территориально-хозяйственного, социально-экономического и этнокультурного развития крымской армянской колонии;
3. «турецко-татарский» (1475-1778гг.) – период резкого сокращения численности армянского населения, деформации этнокультурной идентичности, понижения этнического статуса и социокультурной роли;
4. «российский» (1783-1944гг.) – время интенсивной языковой и этнокультурной трансформации, формирования российской социокультурной идентичности армян Крыма;
5. «украинско-крымский» (с 1989г.) – период поиска путей и форм консолидации армянской общины Крыма в условиях процесса интеграции в формирующееся общеукраинское социокультурное пространство.

Сегодня практически все исследователи истории народов Крыма соглашаются с тем, что армянская этническая группа, по меньшей мере начиная с раннего средневековья, была одним из основных субъектов процесса этноконфессионального взаимодействия, вносила свой неповторимый вклад в развитие материальной и духовной культуры крымского социума1.

Армяне известны в Крыму с XI века. С XI по XIII век они мигрировали на полуостров из Амшена и Ани (Малая Азия), селились главным образом в городах Кафа (Феодосия) 2, Солхат и Газарат (Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), Орабазар (Армянск). Первые армянские колонии появились в юго-восточной части Крыма, центром которых стал г.Кафа (Феодосия).

В XII веке армяне построили в Крыму 13 монастырей и 51 церковь. С XIV по XVIII век в Крыму армяне занимали второе место по численности после татар. При захвате Крыма турками в 1475 году, большинство армян были уничтожены, попали в рабство или покинули полуостров. Несмотря на это, в XVIв. армянские поселения в Крыму продолжали существовать в Кафе, Карасубазаре, Балаклаве, Гезлеве, Перекопе, Сурхате. В 1778 -1779 годах более 22 тыс. армян переселились в Азовскую губернию и на побережье Днепра и Самары, а армянская колония в Крыму перестала существовать. После этого экономика полуострова пришла в упадок.

В феврале 1798г. был принят манифест о заселении Крыма иностранными колонистами и в 1802г. армянская колония в Крыму вновь возродилась. Уже в XIXв. их численность в Крыму составляла около 9 тыс., в 1913-1914гг. – 14-15 тыс. человек. Переселение армян на полуостров продолжалось вплоть до Первой мировой войны и Геноцида армян в Турции в 1915г.

В 1919г. в Крыму насчитывалось 16 907 армян. В 1930г. в крымской автономии были созданы два армянских национальных района, а на территории полуострова проживало около 13 тыс. Армян3.

По всесоюзной переписи населения 1989г. в Крыму проживало 2794 армян.

С 1989г. общинная жизнь армян получила институциональное оформление, и с этого времени можно говорить о поиске армянами Крыма консолидирующих основ своего диаспорального присутствия на территории полуострова. Так, одним из первых национально-культурных объединений Крыма стало армянское национально-культурное общество «Луйс», образованное в 1989г. В дальнейшем, после перерегистрации в 1996г. оно было переименовано в Крымское армянское общество. В настоящее время в состав Крымского армянского общества входит 14 региональных отделений, деятельность которых координируется Национальным Советом крымских армян. Высшим руководящим органом общества является Национальный съезд, созываемый не реже одного раза в 4 года. Оперативное руководство деятельностью Крымского армянского общества осуществляет исполком, который действует в периоды между заседаниями Национального совета. При Крымском армянском обществе действует культурно-этнографический центр «Луйс», ежемесячно издается газета «Голубь Масиса». По республиканскому телеканалу Крыма идет часовая армянская программа «Барев» (выходит в эфир два раза в месяц). Пять раз в неделю выходит в эфир часовая радиопрограмма на армянском языке. В Ялте, Феодосии, Евпатории действуют армянские церкви. В 1998г. в Симферополе открылся первый армянский колледж.

Ныне армяне в Крыму проживают в Армянске4, Симферополе, Евпатории, Феодосии, Керчи, Ялте, Севастополе, Судаке. Энциклопедия «Армянская Диаспора» указывает, что в 2003г. в Крыму было около 20 тыс. Армян5.

Армянская община Крыма весьма активна в поддержке общеармянских национальных интересов и на данном направлении добилась существенных достижений6.

Указанное тем более заметно и значительно, учитывая традиционное нахождение полуострова в зоне турецких внешнеполитических интересов и современного широкого проникновения социокультурного и экономического капитала Турции в Крым7.

Армянская община Крыма является одной из важных точек опоры Армении в системе армянского диаспорального присутствия по периметру Черного моря. Работа с армянской общиной Крыма тем более важна для Армении с учетом необходимости поиска более диверсифицированных подходов к реализации внешнеполитических задач. Оптимальной представляется такая внешнеполитическая диаспоральная стратегия Армении, которая бы не ограничивала Армению в отношениях с некоторыми странами черноморского бассейна (в частности, с Украиной), а способствовала бы нахождению элементов особой роли армянских общин по всему периметру Черного моря, выявлению и реализации их потенциала в поиске этнонациональной, социально-экономической и общественно-политической стабильности региона.

1В.Е.Григорьянц, О некоторых вопросах истории армян Крыма, http://www.commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus....rt=329.

2В 70-е гг. XVв. из 70-ти тысячного населения Кафы 2/3, т.е. свыше 46 тыс. составляли армяне. До 1941г. армян в Феодосии было более 20% от всего населения города. По информации Феодосийского Управления статистики, ныне в Большой Феодосии живет 557 армян.

3«Этнография народов Крыма» - Этносы Крыма: Армяне, http://www.ccssu.crimea.ua/crimea/etno/ethnos/ armyane/index.htm.

4На севере Крыма, недалеко от его границы с материком, вблизи береговой линии Каркинитского залива расположен город Армянск. Он первый встречает гостей полуострова, как бы они сюда не добирались – по железной дороге Херсон – Джанкой или по двум оживленным автострадам, одна из которых следует из Херсона, а вторая – из Каховки. На северной окраине города они сливаются в шоссе Армянск – Симферополь. В городе имеется крупнейшее в Украине предприятие по производству красителей для легкой промышленности – ОАО «Сивашский анилино-красочный завод».
Армянск был основан в начале XVIII века армянами и греками, переселившимися из крепости Ор-Капы (Перекоп). Известен с 1730-х годов под названием Армянский Базар. В 1921 году переименован в Армянск. Статус города получил в 1993 году. Армянск является самым молодым городом Крыма.
Несмотря на свое название, армяне в городе не занимают первые места по численности. По данным на 2001 год из 24508 жителей города русских было 54%, украинцев – 29%, крымских татар – 4%.

5«Հայ սփյուռք» հանրագիտարան: Հ.Մ.Այվազյան (գլխ. խմբագիր), Եր., 2003, էջ 601.

6Своим постановлением №1322-4/05 от 19 мая 2005г. Верховная Рада Автономной Республики Крым решила считать 24 апреля Днем памяти жертв трагедии армянского народа.
22 апреля 2007г. состоялся круглый стол «Геноцид армян, без права на забвение». Организаторами и учредителями круглого стола стал Комитет армянской молодежи Крыма при поддержки Крымского армянского общества и Русского культурного центра. По словам председателя Крымского армянского общества Олега Габриэляна (Симферополь, 24 апреля 2007г.) «У армян нет чувства реванша к турецкому государству, мы хотим обозначить для себя и жителей Крыма, что армянская диаспора развивается».

 
НАТАЛИДата: Суббота, 2010-01-02, 23.27.56 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Из истории армянских поселений в Украине и Польше

Информация о возникновении, истории и современной жизни спюрка (зарубежных армянских общин) неизменно вызывает повышенный интерес хотя бы по той причине, что большая часть нашей нации проживает за пределами своей исторической родины.

Древняя Русь, Украина и Польша были теми странами, на территории которых в средневековье обрели приют армяне, покинувшие родину вследствие утраты ею независимости.
Эмигрировали они в Польшу в течение нескольких столетий. Первая волна переселения была вызвана падением столицы Ани, захваченной турками-сельджуками в 1064 году.
Вторая - относится к XII веку, когда на Армению обрушились монголы, в результате чего значительное число населения вынуждено было бежать на Запад, в Галицкую Русь.
Третья волна связана с политическими событиями в Крыму, в частности, с захватом в 1475 году турками генуэзской колонии Каффы, где в то время уже проживало много армян.

Армяне переселялись в Каменец-Подольский, Львов и другие города юго-восточной Польши, где получили право самоуправления и ряд других привилегий.
В середине века наиболее удобным местом для поселения армян оказался Львов, расположенный на перекрестке важных торговых путей. Именно здесь в XIII веке возникла самая значительная на территории Галиции армянская колония, сыгравшая большую роль в развитии экономики и культуры средневекового Львова.

К этому же времени относятся поселения армян в Луцке и Владимире, при реке Смотрич, в Познани, Кракове, Люблине.
За пять столетий (XIII-XVII) на юго-восточных землях Речи Посполитой возникло свыше 20 армянских колоний с населением не менее 600 тысяч человек.
Политическое и правовое положение этих поселений определялись привилегиями, предоставленными им польскими королями. Армяне получали определенные кварталы, где и были созданы национальные общины, площади для торговли и институты самоуправления.

Польский король Казимир III предоставил новым поселенцам право иметь собственный суд и самоуправление: нельзя было не учитывать того влияния, которое имели армяне в городах Польши. Более того, власти, рассчитывающие на финансовую поддержку армян, были заинтересованы в их участии во внутренней жизни.
Создавая в Польше свои органы самоуправления, армяне положили в основу своих правовых норм "Судебник" Мхитара Гоша, который был переведен на латинский язык и в 1519 году утвержден польским королем Сигизмундом I. Органы самоуправления создавались путем выборов, ежегодно проводившихся в общине.
Юго-восточные земли Речи Посполитой являлись удобным местом для развития торговли и ремесел. Армяне развернули широкую торговую деятельность, пользуясь и привилегиями, предоставленными им польскими королями.

В начале XVII века более двадцати львовских армянских купцов привозили свои товары уже из Москвы: меха и посуду; развернули широкую торговлю с Западом: бывали в Силезии, Вроцлаве, Гданьске, торговали и с придунайскими странами; принимали активное участие и в развитии ремесел (ремеслом было занято 30-40 процентов населения).
Армяне-ремесленники занимались обработкой кожи и ювелирным делом, принесли на польские земли искусство изготовления и окраски сафьянов, которые высоко котировались на европейском рынке. Особо славились мастера золотых дел.
В конце XVI - начале XVII веков армянские переселенцы стали играть важную роль в политической жизни Речи Посполитой. Они оставили заметный след в истории польской дипломатии на Ближнем Востоке. В разное время известными были дипломаты Криштоф (Хачатур) Серебкович, Николай Байдулович, Сулейман Константин граф де Сири, Петр Григорович, Ромашкевич и другие армяне.

Вся культурная жизнь армянских общин сосредоточилась вокруг церквей. Во Львове в 1367 году был построен собор, сохранившийся до сих пор. Все декорации в соборе были сделаны армянскими мастерами и каменщиками, сохранившими в орнаментации национальный стиль.
В XIII - XV веках во Львове существовало еще три армянские церкви: св. Якова, св. Креста и Св. Анны.
Здесь, в Речи Посполитой, создавались замечательные произведения живописи.
Армяне привезли с собой и тысячи рукописных книг, украшенных интересными миниатюрами, и книги светского содержания: песни, переводы из Аристотеля, труды из анатомии и врачебники, басни Вардана Айгекци, произведения Григора Нарекаци и Нерсеса Шнорали.

В XVI веке армянские школы существовали уже во многих городах Речи Посполитой, где обучали армянскому, латинскому и польскому языкам, географии, арифметике и риторике.
В 1665 году была создана высшая школа - папская коллегия, основной задачей которой являлось распространение и насаждение католичества среди армянского населения. При коллегии был создан школьный театр, который также способствовал укреплению унии армяно-григорианской церкви с римско-католической.
О высокой культуре львовских армян свидетельствуют: типография, созданная Ованесом Карматаненцем в 1616 году; первые печатные книги: "Псалтирь", "Молитвенник" и "Лечебник" с медицинскими рецептами; частные библиотеки с книгами на армянском, польском, латинском языках.
Видными представителями польской культуры были Ованес Авагерец, Акоп и Аквсент - авторы "Каменецкой хроники", Минас Токатеци, Лазарь из Токата, путешественник Симеон дпир Леаци и др.

Армяне внесли свою лепту и в развитие польской научной мысли: известный философ XVII века Степанос Львовский, Степанос Рошка (1670-1739) и Иван-Фома Юзефович (1662-1728), профессор Краковской академии.
Среди польских ученых XVIII века выделялись львовский армянин Ян Яшкевич, доктор медицины, преподаватель химии и истории природы Краковского университета, основавший один из лучших в Европе ботанических садов; профессор Львовского университета Захариасевич (1770-1845).
Из среды галицких армян в XIX-XX веках вышли известные музыканты, живописцы, скульпторы, литераторы, врачи. Ученик Фредерика Шопена львовский армянин Карл Микули (1819-1897) - один из лучших исполнителей произведений своего великого учителя, автор мазурок, полонезов, этюдов и обработок народных песен.

Теодор Аксентович, крупный художник, занимал должность ректора Краковской академии искусств. Польский народ по достоинству оценил заслуги художника: одна из центральных улиц Кракова носит имя Аксентовича.
Иозеф Никорович - композитор и пианист, автор польского гимна "с дымом пожаров". Одна из улиц Львова носит его имя. Видным скульптором был Тадеуш Баронч (1842-1905), происходивший из армянской семьи, - автор памятника Яну Собескому во Львове, бюстов Тараса Шевченко и Адама Мицкевича в Трускавце и Карлс-Бадене, великолепных фигур на здании оперного театра во Львове.
Брат Тадеуша Баронча, горный инженер Эразм (1859-1928), собрал ценную художественную коллекцию (около 500 произведений), которую в 1922 году подарил Национальному музею в Кракове.
Семья Барончей дала еще одного ученого, хирурга Романа Баронча (1856-1930).

Представители армянской интеллигенции - историки, писатели, поэты, художники, деятели науки - жили и работали, не утратив связей с национальной культурой и внесли одновременно свой вклад в культуру польского народа.
Многовековая история армянских поселений в Польше и Украине сблизила польский, украинский и армянский народы, способствовала развитию и упрочнению интернациональных связей.

Дж. Галстян

 
Forum » DIASPORA » ՀԱՅՐԵՆԻՔԻՑ ՀԵՌՈՒ. Вдали от Родины » АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА УКРАИНЫ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz