Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-03-29, 18.54.41
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » DIASPORA » ՀԱՅՐԵՆԻՔԻՑ ՀԵՌՈՒ. Вдали от Родины » Армянская община в Иране
Армянская община в Иране
НАТАЛИДата: Понедельник, 2009-12-28, 15.57.09 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Армянская община в Иране

Основная часть (около 70%) более чем 100-тысячной армянской общины проживает в Тегеране, еще 10-12 тысяч - в Исфагане (армяне называют его Новой Джугой), остальные - в других городах Ирана. Точная численность армян, компактно проживающих в Иране, неизвестна, но ясность в этот вопрос должны внести итоги недавно проведенной переписи, результаты которые пока не опубликованы.
Юридической основой функционирования общин, представляющих религиозные меньшинства в Исламской республике Иран, является закон "О религиозных меньшинствах", согласно которому последние имеют достаточно обширные права на внутреннюю культуру и религиозную автономию. Кроме того, религиозные меньшинства представлены в Парламенте Ирана согласно специальным квотам: в частности, армяне имеют двух депутатов, а евреи (иудейская община), зароастрийцы и ассирийцы - по одному депутату. Целью данной статьи является хотя бы частично ознакомить читателей с реализацией на практике этого законодательного акта Парламента Исламской республики Иран в отношении армян.

Церковь

Армянская Апостольская церковь (ААЦ) является тем мощным религиозным, идеологическим и духовным центром, вокруг которого сконцентрирована жизнь всей армянской общины. Она включает в себя две епархии, которые подчиняются Католикосату Большого Дома Киликийского (Центр в Антилиас близ Бейрута). Североиранскую (Тегеран) епархию возглавляет архиепископ Артак Манукян, а Южноиранскую (Исфаган) - архиепископ Корюн Папян. Интересно, что Исфаганскую (тогда Ирано-Индийскую) епархию четверть века назад (в 1971-1973 гг.) возглавлял нынешний Католикос и Верховный Патриарх всех армян Гарегин Первый. Материальное положение епархий стабильное, но нет ничего такого, что указывало бы на стремление армянского духовенства к излишней роскоши. Так, к примеру, личный ежемесячный доход архиепископа Корюна Папяна не превышает 110 долларов США и значительно уступает доходу равных ему по рангу армянских духовных сановников в таких странах как США, Франция и другие. Однако местные армянские священники, несмотря на скромность своего быта, являются настоящими духовными лидерами своей паствы, не оставляя ее в самые тяжелые дни и разделяют с ней все невзгоды. К таким тяжелым дням следует отнести прежде всего десять лет кровопролитной войны с Ираком, во время которой ракеты СКАД советского производства крушили жилые кварталы иранской столицы и Исфагана - центра металлургической промышленности страны. Тем не менее, настоятели местных армянских церквей и главы епархии поддерживали паству и стойко переносили все тяготы, которые несла с собой война.
Епархиям Армянской апостольской Церкви, функционирующим в Иране, и всей армянской общине удалось сохранить в хорошем состоянии церкви, часовни, все здания, находящиеся на балансе епархий, музеи и библиотеки. Функционирующие церкви и здания содержатся в основном в надлежащем состоянии, регулярно реставрируются за счет средств, выделяемых епархиальными советами. Согласно иранским законам, все армянские исторические памятники охраняются государством. Особо подчеркнем, что даже в тех городах страны, где по тем или иным причинам армянская община прекратила свою деятельность, здания и сооружения, принадлежащие ААЦ, курируются ее представителями. В качестве примера можно привести армянскую церковь и здание школы в городе Абодане. В самом Тегеране все армянские церкви функционируют в основном в армянских кварталах, а центром епархии является церковь св. Саркиса.
Глава тегеранской епархии Артак Манукян - превосходный оратор, тонкий дипломат, поэт и большой патриот. В ряде вопросов ему приходится сложнее, чем его коллеге в Исфагане, так как именно в Тегеране происходят все основные события и именно ему часто выпадает бремя вести сложные переговоры с иранскими властями, отстаивая те или иные права общины. Вообще, следует отдать должное руководству армянской общины, которое в самых сложных ситуациях умеет находить нестандартные решения. Так, в феврале 1979 года, когда аятолла Хомейни - духовный лидер исламской революции - только прибыл в Тегеран, лидерам общины удалось организовать непродолжительную беседу главы епархии с Хомейни и сфотографировать их во время беседы. С тех пор эта фотография вывешивается во всех армянских светских и церковных учреждениях Ирана. Для любого иранского чиновника, фотография, на которой изображен духовный лидер исламской революции Хомейни с духовным главой Тегеранских, или, если посмотреть шире, иранских армян, является своего рода позитивным сдерживающим фактом от излишнего служебного рвения.
Архиепископ Корюн Папян, который получил превосходное церковное образование и защитил докторскую диссертацию в Оксфорде, помимо выполнения своих многочленных обязанностей, немало времени уделяет научным арменоведческим исследованиям. Много усилий уходит у К. Папяна и возглавляемой им епархии на сохранение богатого историко-архитектурного наследия армянской общины Новой Джуги (только в черте города находятся 13 действующих армянских церквей). Кроме того, армянские исторические памятники Исфагана (имеются ввиду церкви, часовни, музеи, библиотеки и кладбища), на сегодняшний день являются местом паломничества десятков тысяч состоятельных туристов как из Европы, так и из Восточной Азии - Японии, Южной Кореи и др. Отметим, что архиепископ К. Папян имеет самые теплые отношения с нынешним послом Ирана в Армении Гамидом Реза Никкар Эсфагани, который ранее возглавлял администрацию Исфагана.
Корюн Папян и Артак Манукян поддерживают постоянные контакты между собой, согласуя планы проведения различных культурных и спортивных мероприятий, приуроченных к тем или иным церковным праздникам в рамках всей страны.
К церковным праздникам приурочиваются практически все культурные и спортивные мероприятия, проводимые в армянской общине. Уже в начале года все руководители и активисты общины различных уровней согласовывают своеобразный календарный план мероприятий, который совпадает с церковными праздниками. Перед началом спортивного состязания или торжественного вечера обычно выступает глава епархии, который в своей речи останавливается на религиозной и исторической значимости праздника, а затем благословляет начало мероприятия. Таким образом используются возможности, предоставляемые иранскими законами, гарантирующими религиозную и культурную автономию армянской общине. Представители иранских властей присутствуют на подобных мероприятиях очень редко и практически никогда не вмешиваются во внутреннюю жизнь общины.
Завершая тему о роли Церкви в армянской общине Ирана, необходимо отметить, что среди армян, проживающих в Тегеране, есть католики и протестанты, численность которых невелика (по некоторым сведениям, католиками являются не более 50 армянских семей), тем не менее, они имеют возможность посещать свои церкви в Тегеране. В частности, вблизи посольства России в Тегеране расположена армянская католическая церковь.

Образование

Система среднего образования в Иране состоит из трех ступеней и включает в себя начальные, средние и старшие классы средних школ. В правовом плане понятия "армянская школа" в Иране не существует, т.к. все школы страны де-юре включены в общую систему народного образования. Однако, существуют государственные школы в которых организовано компактное обучение детей из армянских семей (как принадлежащих к религиозным меньшинствам), где все обучение по общеобразовательным предметам ведется на языке фарси. Согласно утвержденной государственной программе, в этих школах (далее имеются ввиду именно эти школы) в течении определенного количества часов в неделю учащиеся имеют возможность изучать армянский язык и литературу, историю армянского народа и религию. Обучение мальчиков и девочек, как принято по всей стране, ведется раздельно, но по одинаковой программе.
До поступления в школу дети посещают детские сады. Посещение детских садов, в отличие от школ, совместное. В подготовительной группе одного из детских садов г. Исфагана, который я посетил, было 25 учеников. Во время занятии дети знакомятся с алфавитом, а также соотносят звуки с буквами. Кроме того, они здесь знакомятся с основами национальных культурных ценностей, готовятся к армянским национальным и религиозным праздникам. Часть обучения ведется в форме игр. Большое внимание уделяется чтению стихов на память (например к каждой букве алфавита заучивается наизусть одно стихотворение), обучению и исполнению песен на родном языке.
В начальных классах, помимо общеобразовательных предметов изучаемых на фарси, большое внимание уделяется изучению армянского языка и истории, есть соответствующая программа национального художественного образования. Все обучение организовано через состязательный процесс, в котором поощряются лучшие.
В средних классах в центре внимания педагогов остается история армянского народа и родной язык (на этом этапе ученики больше пишут на армянском языке много изложений, сочинений и диктантов).
На всех трех ступенях обучения педагоги и дети проявляют максимум энтузиазма в мероприятиях, известных нам больше под термином "внеклассная работа". Особо отметим, что часы "внеклассной работы" фактически не ограничиваются законом. Именно этим объясняется максимальное использование этого фактора для дополнительных занятий с детьми из армянской общины. Армянская община имеет право доплачивать педагогам, проводящим занятия по национальной программе и занятия по "внеклассной работе". В частности, в Исфагане педагоги, проводящие занятия по национальной программе, поддерживаются материально армянской общиной из расчета 2000 иранских реалов за час преподавания (около 200 армянских драм или 0,43 доллара).
Центральным лицом в педагогическом процессе в Иране является не директор, как принято в наших школах, а инспектор. Среди инспекторов есть как армяне так и иранцы. Инспектор - иранец, давно работающий в школе для армян в Исфагане, сказал мне, что тесно сотрудничает с педагогами-армянами, прежде всего с теми, которые преподают армянский язык, литературу, историю и религию. Он подчеркнул, что "мы просто обязаны сотрудничать, иначе наша школа не сможет прогрессировать".
Подчеркнем также, и то, что вне школ - в зданиях и на территориях, являющихся собственностью армянской общины, - все проводимые мероприятия не ограничиваются законами Ислама (т.е. мальчики и девочки принимают в них совместное участие), но посещение этих мероприятий самими иранцами строго ограничено и регламентировано иранскими законами (практически запрещено).
Система внутриобщинного воспитания включает в себя целый комплекс общественных мероприятий, во время которых, к примеру, студенты-армяне, обучающиеся в высших учебных заведениях Тегерана, Исфагана и других городов, оказывают помощь своим младшим соплеменникам. В частности, я был свидетелем проведения одного из этапов четырехступенчатого конкурса "Привлекательный мир химии" для учеников средних классов. Целью конкурса, проводимого в здании "Общества армянских студентов" Тегерана (где расположена также армянская студенческая библиотека), являлось повышение уровня знаний учащихся средних классов школ по общей химии (ученик последней ступени средних классов должен хорошо усвоить основы общей и неорганической химии).
Руководил конкурсом Лорис Минасян - член "Общества армянских студентов", который учится на 3-м курсе Государственного политехнического университета (религиозные меньшинства обучаются в вузах Ирана на общих основаниях) и готовится стать специалистом в области химии полимеров. Интересно, что программа обучения в вышеупомянутом вузе Тегерана в целом сходна с той программой, по которой обучаются студенты химико-технологического факультета Ереванского инженерного университета (бывший политехнический институт). Общая продолжительность обучения по данной специальности в Иране 4 года. После завершения обучения студент получает лицензию (диплом), подтверждающую его квалификацию и дающую право на самостоятельную работу.
Мой собеседник отметил, что организация этого конкурса не случайна, так как уровень знаний в области физики и математики среди детей из армянских семей достаточно высокий, а вот уровень знаний по химии не удовлетворяет многих родителей и руководство "Общества армянских студентов". Л. Меликян особо подчеркнул, что организация подобных конкурсов способствует не только повышению теоретических и практических знаний по определенному предмету, но и усвоению специальной терминологии на родном языке.
Конкурс сопровождали прекрасно оформленная тематическая выставка и чтение рефератов по химии на армянском языке учащимися средних классов. Рефераты были подготовлены под руководством студентов. Одновременно, пока большинство участников конкурса были заняты решением конкурсных заданий, на сцене зала, вмещающем около 300 человек, где проводилось мероприятие, мы увидели любительскую постановку комедии одного из современных армянских авторов, где во всех ролях играли школьники средних и старших классов. Родители детей, участвующих в конкурсе, коротали время, наблюдая за постановкой.
Составной частью системы армянского образования в Иране остаются факультеты арменоведения как в Исфаганском, так и в Тегеранском государственных университетах. Однако здесь в последнее время произошли большие изменения: на данных факультетах стало обучаться много иранцев, а число студентов-армян сократилось.
Часть выпускников средних школ предпочитает получить образование на исторической родине, в вузах Армении. Небольшая их часть (в основном молодые люди из состоятельных семей), стремится получить образование в Европе, благо, уровень знаний, полученных в средних школах Ирана (особенно по естественным наукам), позволяет им поступить во многие престижные учебные заведения Старого Света.
Подведя краткий итог, можно констатировать, что государственная система образования, созданная в Иране, и существующее законодательство в целом полностью обеспечивают сохранение армянами как религиозным меньшинством национальной самобытности в сфере образования. Однако следует особо подчеркнуть тот факт, что в деле сохранения национальной самобытности в сфере образования существенную роль играет высокая организованность самой армянской общины.

 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2009-12-28, 15.58.53 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Культурная и спортивная жизнь

Сохранение культурных, религиозных и национально-исторических традиций в рамках армянской общины Ирана является одной из главных задач руководства общины на всех уровнях. Большинство проводимых мероприятий приурочиваются к различным религиозным, национальным и историческим датам. Календарь этих дат известен заранее, что дает возможность организаторам и участникам заранее спланировать свой распорядок дня, недели, месяца и года. Активность как организаторов, так и участников подобных мероприятий исключительно высока. Я не видел ни одного безучастного человека. Особенностю этих и других проводимых мероприятий является то, что члены общины постоянно общаются друг с другом, и у них тесный рабочий контакт. Это имеет особое значение для молодежи и для заключения будущих браков. Именно на этих культурных и спортивных мероприятиях молодые армяне и армянки знакомятся друг с другом. Большинство подобного рода контактов происходит в присутствии родителей или служителей ААЦ различного ранга. Все это, по убеждению армян, сводит к минимуму случаи разврата, прелюбодеяния и пр. Данная система также сводит к минимуму количество смешанных браков с мусульманами (1-2 брака в каждые три года). Юноша или девушка, вступившие в смешанный брак, фактически оказываются за пределами всей жизни общины.
Примером культурно-религиозного мероприятия являлся праздник масленицы, на котором мы имели удовольствие присутствовать вместе с архиепископом Артаком Манукяном. Организаторы и молодежь пели и танцевали народные и современные танцы, в том числе и под западную музыку, читали стихи, исполняли скетчи и рассказывали анекдоты. На вечере царила атмосфера непринужденности и единства, т.е. именно то, чего добивались организаторы.
Примером культурно-исторического мероприятия являлся, например, музыкально-литературный вечер, посвященный празднику "Вардананц", который был организован арменоведческим союзом "Чармахал" (от названия армянской сельской общины, которая располагалась севернее Исфагана. Жители шести деревень этой общины переехали в Аштаракский район Армении в 1946 году, а жители остальных трех - в Тегеран и Исфаган. К 1966 году в Чармахале больше не осталось армян). Вечер открыл архиепископ Артак Манукян. В короткой речи он провел небольшой экскурс в армянскую историю и объяснил значимость праздника. Центральным на вечере было выступление самодеятельного хора (все без исключения музыкальные, драматические и иные коллективы армянской общины Ирана являются любительскими), который в основном исполнял народные патриотические песни. Это выступление имело большой успех у зрителей.
Куда более высоким художественным уровнем отличалось выступление музыкального ансамбля под управлением высококлассного профессионала из Армении Генри Мангасаряна. В программу были включены песни и мелодии современных композиторов: Арно Бабаджаняна, Артемия Айвазяна, Александра Арутюняна, Роберта Амирханяна, Алексея Экимяна и других. Уровень программы был настолько высок, что ряд высокопоставленных дипломатов из Германии, Японии, Австрии и других стран, аккредитованных в Тегеране, посетили выступление представителей армянской общины и не скрывали своего восторга в беседе с маэстро и самодеятельными солистами.
Не меньший интерес вызывают и театральные постановки драматической труппы под руководством режиссера из Армении Григора Амяна, например, такие постановки пъес как: "Школьная комедия" Зорайра Халафяна, "Храбрый Назар" Дереника Демирчана, "Пойди и умри, я полюблю тебя!" Арамашота Папаяна и другие. Кроме пьес армянских драматургов, труппой была подготовлена новогодняя постановка для детей по мотивам сказки Петра Бажова "Каменный цветок", а под руководством Григора Симоняна готовится к постановке пьеса известного французского драматурга Жана Ануйя "Карусель".
Одной из основ здорового образа жизни армянской общины являются активные занятия физической культурой и спортом. Центром спортивной жизни армянской общины Тегерана является спортивный и культурно-общественный комплекс "Марзаван", построенный в одном из центральных районов 15-миллионной столицы Ирана (комплекс, как и все другие здания и сооружения, принадлежащие общине полностью построен на ее средства). В комплекс входят: стадион на 15 тысяч мест, теннисные корты, плавательный бассейн, зал для спортивных игр на 2 тысячи мест, небольшая церковь и другие сооружения.
Как сообщил мне в беседе менеджер и руководитель канцелярии "Марзавана" Сержик Варданян, самое большое спортивно-культурное общество "Арарат", основанное 53 года назад, культивирует такие виды спорта как футбол, теннис, бокс, баскетбол, настольный теннис, волейбол, легкую атлетику, шахматы, восточные единоборства, гимнастику и йогу. В настоящее время в секциях регулярно занимается около 3500 человек. Спортивные успехи армянской общины в Иране впечатляют: мужская баскетбольная команда "Арарат" играет в высшей лиге иранского национального первенства и занимает в нем 6-е место (в высшей лиге 10 команд), команда "Арарат" по шахматам выиграла первенство страны; женская баскетбольная команда "Арарат" выиграла первенство во второй лиге и перешла в высшую лигу, футбольная команда успешно борется за возвращение в высшую лигу первенства Ирана и пр.
Все члены общества "Арарат" и вообще любой представитель общины имеют
право бесплатно пользоваться спортивными сооружениями "Марзавана". Одновременно отметим, что в самом Тегеране существуют еще 9 армянских спортивно-культурных обществ, каждое из которых имеет свои сооружения, секции, кружки. Культурная жизнь армянской общины Исфагана более централизована, так как армяне живут здесь компактнее, чем в Тегеране.
Ежегодно, в течение почти 30 лет, в Иране проводятся всеиранские армянские спортивные игры, в которых принимают участие команды из всех армянских кварталов Тегерана и Исфагана. В последние годы в качестве гостей в этих состязаниях принимали участие спортивные команды из Сирии, Ливана и Армении.
Одно из главных мест в спортивно-воспитательной системе армянской общины помимо общего образования, занимает скаутская система воспитания. Армянские скауты полностью обеспечены квалифицированными наставниками, пользуются высоким авторитетом и популярностью среди учащихся средних школ и молодежи. Скауты армянской общины регулярно проводят сборы и состязания, во время которых совершенствуется их мастерство.
Особо отметим, что вся система культурной и спортивной жизни армянской общины в Иране основана на высокой общественной активности, инициативе и сознательности как руководителей различного ранга, так и рядовых участников.

Армянская печать в Иране. Политическая структура армянской общины.

Армянская печать в Иране, основанная в 1894 году, когда вышел в свет литературный и политический еженедельник "Шавиг" ("Тропа"), имеет богатую историю, вызывающую большой интересу историков-арменоведов. В течение последних лет было опубликовано несколько фундаментальных работ посвященных армянским средствам массовой информации Ирана, среди них: "Периодическая армянская печать Ирана" Л. Минасяна, "Армянская печать Ирана" О. Пахлеваняна и др.
На сегодняшний день в Иране издается одна ежедневная вечерняя газета на армянском языке "Алик" ("Волна"), первый экземпляр которой вышел в свет в 1931 году. Тираж газеты сегодня достигает 3000 экземпляров. Она полностью и достаточно объективно освещает внутреннюю жизнь армянской общины Ирана. Часть информации поступает из Армении через США и Канаду по сети Интернет. Информация включает в себя, наряду с сообщениями агентств, все наиболее значимые проблематичные статьи, публикуемые в армянской армяноязычной и русскоязычной прессе. Кроме того, редакция "Алик" получает информацию, опубликованную в армянских изданиях во всем мире, а также информацию, имеющую любое, даже самое косвенное, отношение к Армении и к политике стран региона. Кроме жизни общины, газета также освещает некоторые, наиболее значимые аспекты политической и экономической жизни Ирана.
Газета имеет несколько приложений, в том числе молодежное - "Хачмерук" ("Перекресток"). Основными авторами приложения являются молодые армяне, которые получают гуманитарное образование. Впоследствии наиболее талантливые из авторов "Хачмерука" становятся журналистами постоянно пишущими для "Алик".
Издательский дом "Алик", имеющий достаточно хорошую материальную базу, издает также различную специализированную литературу, календари, книги и пр. Его основными заказчиками являются члены армянской общины Ирана и возглавляемые ими фирмы и компании.
"Алик" является одним из центров общественно-политической жизни армянской общины Ирана. Направленность газеты жестко выдерживается и никогда не выходит за национально-патриотические рамоки. Идеологическая направленность газеты в целом определятся курсом партии АРФ - Дашнакцутюн, которая на сегодняшний день является фактически единственной традиционной партией в армянской общине Ирана. Фактически вся система идеологического и национально-патриотического воспитания в армянской общине патронируется местным отделением АРФ - Дашнакцутюн.
Одним из центров идеологического и историко-партиотического воспитания является комитет "Ай дат" (официально - "Центр изучения армянских проблем"), также функционирующий при патронаже партии АРФ - Дашнакцутюн. Помимо того, что Центр является фактически политическим и дискуссионным клубом, он проводит большую работу в сфере арменоведения.
Влияние АРФ - Дашнакцутюн на внутриполитическую жизнь армянской общины Ирана определяется также тем, что практически все члены общины с детских лет воспитываются в национально-патриотическом духе, в режиме, апробированном в последние сто лет. Иначе говоря, практически ни одни из членов общины просто не мыслит себя вне АРФ - Дашнакцутюн, они идентифицируют партийную идеологию и программу с общенациональной.
С одной стороны, такое положение может быть подвергнуто критике, так как согласно общепринятым демократическим канонам, любой человек имеет право на выбор. С другой стороны, любое непродуманное изменение сложившейся и отработанной до мельчайших деталей системы может создать немало проблем и породить множество противоречий, что будет реальным препятствием для эффективно функционирующей системы, полностью обеспечивающей потребности армянской общины Ирана.
Таким образом, дальнейшее развитие армянской общины Ирана при сохранении стабильности курса в отношении религиозных меньшинств со стороны политического и духовного руководства страны, в будущем будет обусловленно следующими факторами: а)сохранением и постепенной частичной модернизацией во времени сложившейся "замкнутой системы" общины; в) установление прочных культурных, духовных, экономических и иных связей с исторической родиной.
Завершая материал, еще раз подчеркнем действенность иранского законодательства в сфере обеспечения прав религиозных меньшинств. Возможно, что это обстоятельство должно быть внимательно изучено и в стране с развитой западной системой демократии, так как проблема сохранения культурной, этнической и религиозной самобытности национальных меньшинств является одной из важнейших в вопросе прав человека.

Давид ПЕТРОСЯН

 
Forum » DIASPORA » ՀԱՅՐԵՆԻՔԻՑ ՀԵՌՈՒ. Вдали от Родины » Армянская община в Иране
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz