Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-03-28, 14.39.23
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՊԱՏՄՈՒՏՅՈՒՆ. Hayastani patmutyun » ДРЕВНИЕ ГОРОДА АРМЕНИИ (Всё по теме)
ДРЕВНИЕ ГОРОДА АРМЕНИИ
НАТАЛИДата: Понедельник, 2009-12-21, 01.02.14 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


Двин(руины) и Арташат, или типичный армянский провинциальный городок



Арташат - центр Араратской области, всего в 30 км. южнее Еревана, население около 30тыс(+ рядом десятки довольно больших сел, некоторые из к-ых с населением более 5тыс. человек)



но сначала о Двине, к-ый неподалеку от Арташата
Двин был основан в 335г, и был на протяжении долгого времени столицей Армении, был одним из крупнейших и богатейших городов того времени
Однако история его печальна... с 7-го века он начал переходить от одних завоевателей к другим, многочисленные землетрясения(в рез-те одного из которых погибло около 70тыс жителей города), а в 1236 он был окончательно разрушен монголами...





в основном остались основания колонн, возможно в будущем комплекс будет восстановлен, т.к. фундамент кафедрального собора уже восстановлен









церковь неподалеку... мне она что-т очень понравилась... и вид шикарный.. и церковь так хорошо вписывается в окр.среду... это Армения=)

Репортаж с раскопок древней столицы Армении – чудо-города Арташата

Если смотреть на храм Хор Вирап от берега Аракса, кажется, будто перед тобой распахиваются врата современной маленькой Армении. А если смотреть с высоты Хор Вирапа на Аракс и Арарат, впечатление совершенно иное: перспектива захватывает дух, и кажется, что просторы такой родной, но сегодня чужой земли манят, умоляют, зовут – туда, вперед, где можно бежать, не чувствуя под собой ног и забыв обо всем, что было когда-то и непреходящей болью врезалось в сознание, не давая тебе возможности и права переплыть реку и ступить на отрезанную от сердца, покинутую и поруганную, но не забытую землю...

Одна из исторических столиц Армении, город, который ученые по праву считают крупным центром античного Востока, Арташат, большая часть которого все еще ждет своего открытия, – живое доказательство и убедительнейший аргумент в пользу того, что армянский народ и армянская культура составляли достойную и значимую часть древнего мира. Ибо даже сегодня, спустя 18-19 веков, остатки некогда величественного города поражают воображение и меняют представление об уровне развития Армении, а найденные здесь уникальные артефакты указывают на тесную связь армян с цивилизованным миром начала нашей эры.

Храм Тира-Аполлона

Чтобы попасть на место раскопок, которые уже шестой год ведет археологическая экспедиция Института археологии и этнографии НАН РА, надо проехать деревню Лусарат, а потом получить право перейти проволочное заграждение и пограничный пункт. Потому что от Арташата до границы – Аракса – полминуты ходьбы через устланный сухими камышами заболоченный участок земли. Столбик, ярко раскрашенный красно-зелеными полосками, символизирует государственную границу Армении. Но место раскопок завораживает не меньше, чем близость границы и вид с берега Аракса: так много здесь интересного и таинственного даже для дилетанта.

Руководитель экспедиции кандидат исторических наук Жорес Хачатрян рассказывает, что место исторического Арташата долгое время было предметом спекуляций:

– Территорией города Арташата считается пространство от Хор Вирапа и его окрестностей до берега реки – приблизительно 400 гектаров. То, что вы видите, – руины античного храма Тира. В армянской языческой мифологии Тир был приравнен к Аполлону и Гермесу. Местонахождение этого храма долгое время было предметом спекуляций, его искали в разных местах, но теперь уже с этим вопросом покончено, – перед нами храм Тира. Это было роскошное сооружение, о чем свидетельствуют обломки прекрасных колонн, украшенных резьбой, которая в отдельных местах повторяет узоры Гарни. А на площадке, прилегающей к храму, мы обнаружили общественную баню.

Обломки колонн храма археологи доставили во двор своей базы. Даже эти жалкие остатки показывают величие и архитектурную ценность античного сооружения. Но не давно экспедиция нашла поистине бесценные артефакты, которые Ж. Хачатрян бережно извлекает из коробки и размещает на потрескавшемся столике.

Крылья Ники и ножка богини

Прикосновение к ней создает впечатление необыкновенных легкости и воздушности: сразу хочется закрыть глаза и вообразить ее всю – миниатюрную богиню, пославшую нам таинственный знак из глубины веков.

Археологи рассказывают, что в период принятия христианства в Армении были перебиты все изваяния языческих богов. Скорее всего, прелестная обладательница этой ступни пострадала именно от рук современников, как и другая статуя, богини победы, армянской Ники, ониксовые фрагменты крыльев которой – еще одна недавняя находка экспедиции. Судя по размерам, арташатская Ника была размером с человека, а обладательница ножки – пониже.

Может, для науки и важны размеры, параметры, эпоха, материал и все остальное. Но я несмело прикасаюсь к крошечной ступне, умещающейся в ладони человека, – и... Мраморная ножка так невозможно изящна и нежна, пальчики изваяны с такими мастерством и любовью, что фантазия уже рисует любовный роман мастера и прекрасной девушки, образ которой он увековечил в статуэтке, сумев донести до наших дней не только свое мастерство, но и вдохновение, преклонение перед вечностью Красоты и простые человеческие чувства, непреходящие и неизменные – что в античные времена, что сегодня...

«Римские термы» армянской столицы

Собственно, большая часть открытого археологами городского пространства – это комплекс общественной бани, дающей совершенно новые представления об уровне развития бытовой культуры наших предков.

Рассказывает архитектор экспедиции Амида Канацян:

– Мы фактически раскрыли платформу античного памятника высотой 6 метров, к которой примыкает общественная баня. Это известные «римские термы», именно поэтому здесь так много комнат. Пока мы раскопали 9 комнат и 2 коридора, и все они покрыты изумительной мозаикой. Отопление в такого рода банях шло от пола и стен, поэтому здесь есть нижний этаж высотой в метр – он собирался на столбиках при помощи кирпичных плит.

Такой величины «римские термы» в Армении открыты впервые. Гарнийская баня и еще две тоже в Арташате – маленькие, семейные бани, а это общественная, городская. Датируется концом II – началом III века н. э., в то время как гарнийская построена позже, это уже III век. Поскольку здесь было очень сыро, большая часть столбиков сгнила и пол обвалился, поэтому мозаика, к сожалению, почти не сохранилась, но сохранившиеся мозаичные фрагменты поражают удивительной красотой.

Директор Института археологии и этнографии НАН РА Павел Асатрян говорит, что мозаику попытаются восстановить. Для этого нужно пригласить специалистов высокого уровня из-за границы – такие есть, например, во Франции. А еще предстоит решить, сохранять ли все это здесь или вывезти на хранение в Ереван.

Какой она была, столица?

То, что уже раскопано учеными, – всего лишь небольшая толика того, что веками скрывает земля. Археологи ожидают найти продолжение банного комплекса, а также другие общественные здания – здесь находились монументальные сооружения прекрасного города Арташата, который 600 лет был столицей Армении. Они говорят, что очень трудно копать на такой глубине, финансы ограничены, рабочих не много, работа сезонная – лето, осень, и все, зимой копать невозможно. Раскопаны также несколько холмов – все они разные. Дворцовая цитадель еще не найдена – только крепостная стена. Остальное было ремесленным кварталом, а первый найденный холм выполнял, видимо, военную функцию.

Арташат находился, судя по всему, на торговом перекрестке, и множество людей проезжало через него. Количество найденных документов позволяет говорить о том, что это был один из самых больших городов античного Востока.

П. Асатрян рассказывает, что буквально через месяц будет издана книга об архивах Арташата.

– Это вообще уникальное явление для данного региона – от Босфора до Индии очень мало городов, от которых сохранилось такое множество архивных документов, писем, гемм и других артефактов. Все это мы имеем в Арташате в большом количестве, что подтверждает наше предположение о том, что Арташат был одним из центров Древнего Востока. Раскопки последних лет дали колоссальный новый материал для исследования истории Армении античного периода и раннего Средневековья. Наши представления о тех временах, о нашей исторической столице – Арташате – значительно расширились и обогатились. Это очень важно, причем не только для Армении, но и для всего Переднего Востока. Был ли Арташат торговым перекрестком, крупным таможенным пунктом или перевалочным городом на пути путешественников, еще предстоит выяснить.

Под сенью Хор Вирапа

Археологи говорят, что уже два года они получают финансирование раскопок из госбюджета и это позволяет обеспечить хотя бы часть полевых работ. Денег все равно не хватает, но работы худо-бедно продолжаются. Арташат медленно, метр за метром восстает из небытия. Это наша история, наше бесценное достояние, остающееся на армянской земле. Историю нельзя трогать грубыми и бесцеремонными руками – ее надо познавать, беречь и сохранять, и надо оказаться настолько достойными наследия предков, чтобы донести его до потомков.

...Что еще будет обнаружено на этой земле, которую словно охраняет святая сень Хор Вирапа? Какие еще сокровища таит в себе земля, которая некогда была славным городом Арташатом – одной из столиц нашей родины в те далекие времена, когда по ней ступали легкие ножки богини, а арташатская Ника простирала свои могучие крылья над Великой Арменией?
 
AdminДата: Понедельник, 2009-12-21, 02.44.15 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline
SPASIBO NATALI respect specool


Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2009-12-21, 09.05.32 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Арташат и история античной Армении

Арташат. Предыстория и основание

В период 225-190 гг до н. э. Армения была завоевана Персидской Империей. К тому времени в Армении были города: Армавир, Арсамосата, Аркатиакерт, Камах, Ервандашат, Ервандакерт. В 189 году до н. э. Армения восстановила свою независимость от Ахеменидской Персии. Царем независимой Армении стал Арташес I, основавший новую династию, Арташесянов (хотя сам считал себя продолжителем Ервандидов (Оронтидов)).
Предыдущей столицей Армении был Армавир. Но Арташат стоял на более удобном месте - перекрестке торговых путей, на холмах и т. д. и стал быстро цветущим городом. Развалины Арташата лежат на левом берегу р. Аракс, напротив горы Арарат, в районе впадения реки Мецамор в Аракс. Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор-Вирап.

Поселение на территории древнего Арташата существовало еще во времена Араратского царства (Урарту), о чем мы поговорим позже (в разделе Архитектура города). Дата основания античного Арташата (эллины называли его Артакситом) указывается разная - от 190 до 170 до н. э. Согласно основной версии, это - 176 год до н. э. Город стал столицей и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт. После поражения Тиграна 2 с Лукуллом под Тигранакертом, столица была вновь возвращена в Арташат. Сам Тигранакерт был столицей всего 8 лет, с 77 по 69 гг. до н. э. Древние Римляне считали Арташат вторым Карфагеном, даже считали его основателем Ганибала.



Древние историки об Арташате


Плутарх писал:"Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении."
Линк: Рус; Англ 1, 2. (стр 463-464). Плутарх тут имел в виду победу римлян над Селевкидским царем Антиохом. О городе Арташат писал не только Плутарх.


Приведу также цитату Страбона : "Артаксата не далеко от равнины Араксены, это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед ее стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом". (Страбон, География в 17 книгах, кн. 11, 14, 6. На английском - тут).

Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

А из "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци мы узнаем о строительстве Арташата более подробно. Кроме того, интересная деталь, первым населением города были иудеи из Ервандашата. (Мовсес Хоренаци, кн 2., гл. 49. Строительство Арташата). Там же, в 56 главе 2 книги, Мовсес Хоренаци говорит о самом Арташесе 1. "Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей."

Город Арташат: население и территория

Одним из выдающихся исследователей г. Арташат был Ж. Д. Хачатрян, который был главой экспедиции археологов, которая совершала исследование в 70х годах. Ему также принадлежит книга "Арташат, Античные некрополи". По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. чел в период максимального расцвета.
По имеющимся у меня данным (согласно Чендлеру (3.5), Армянской Советской Энциклопедии(4) и данным переписи Тиграна II (5)), в период 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. население Армении колебалось в пределах 3.5-5 млн чел. Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. чел. Согласно данным Фавстоса Бузанда, персы переселили 49 тысяч семейств в Персию (об этом позже; возможно эти 49 тыс включали и г. Арташат и прилежащие области), а это порядка 250 тыс. жителей. Я думаю, население Арташата вряд ли могло превышать 60 тыс. чел. Сам факт преувеличения в древних хрониках встречается нередко. Иначе, если взять прямо на вооружение данные Хоренаци, персы выселили из Армении до миллиона жителей и множество было убито. Хотя факт, что за первую половину 4 века население Армении снизилось примерно на 500 тыс. чел. (по данным Чэндлера).

Военная, экономическая и политическая города Арташат

Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет. Сразу после постройки он обрел огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе и великого шелкового пути), в результате чего армянские купцы стали импортировать из Китая шелк-сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шелковые ткани, а экспортировать медь, свинец, шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Междуречья. (Торгово-экономическое присутствие армян в мире. Китай)


По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата, прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм—формирование населения новооснованного города путем передачи ему части населения старых городов—обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев—-как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.
В первой половине II в. до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса—Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах Зарехаван в Ноширакане, Зарехаван в Багреванде, Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиокерт. http://armenica.info/history/histor2.htm

Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке 2-1 вв до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у нее "семьдесят долин" и в качестве заложника увели царевича Армении (будущего Тиграна II).

Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенес столицу. Арташат остался на севере, новая столица, - Антиохия - находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром державы. В 80-х годах до н. э. на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник, в 77 году до н.э. был основан город Тигранакерт -новая столица державы. Рассказ о Тигранакерте потребует отдельной статьи. Это недалеко от нынешнего Диарбекира. О Тигранакерте подробнее тут.

Армения и Рим
В 69 году до н. э, когда римские легионы ограбили и разрушили вторую столицу Армении, Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, т. к. римляне считали его центром противоборствующего государства, армянским Карфагеном. Но по пути к Арташату войска Лукулла были разргомлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея, но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 г до г. э. не в целях ее захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в ее границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. Кстати, творивший при царском дворе греческий писатель Метродор Скепсийский как-то спросил у Тиграна - Что бы ты пожелал увековечить после себя: прославление твоих сокрушительных побед, милость богов или богатство возведенных крепостей ? Вместо этого я бы пожелал, чтобы после меня вечно существовала Армения, - молвил Тигран II.


Фрагмент карты о Средиземноморье с сайта техасского университета, Армения в период Тиграна II, 70е гг. до н. э.. Справа - карта, регион и Армения в 250 году.


Армения в I в н.э., с сайта Euratlas.net, фрагмент.

В 60х годах до н. э. римляне весьма усилили свое влияние на Ближнем Востоке, завоевали Иудею, Сирию, Понтийское царство Митридата VI Евпатора, а далее вторглись во владения Парфии, их недавней союзницы. На возмущенное письмо парфянского царя Фраата III, Помпей ответил, что господство Рима простирается так же далеко, как и его право.
[Мраморная статуя Артемиды, найденная в Арташате] В 50х гг. до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавадза II, Марк Лициний Красс, став консулом Сирии, собирался покорить восток вплоть до Бактрии (в районе нынешнего Афганистана). Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавадз должен был оказать Крассу помощь войсками. Он предложил Крассу поход против Парфии совершить через Армению. Но Красс отверг предложение Артавадза и пошел через пустыни Сев. Месопотамии. Артавадз, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царем Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем.

К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в т. ч., и сам Красс.

В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. Здесь Плутарх описывает все это, а также цитирует фрагмент пьессы:

Только что срезанный плющ -
Нашей охоты добычу счастливую -
С гор несем мы в чертог.

Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Римляне пленили царя и всю его семью, отвезли их в Александрию, где казнили царя. Столица Армении и вся страна (вернее храмы столицы и страны) подверглись ограблению (Страбон, кн 11, 14, 15; Плутарх, L, 2). Римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит. Но через год сын, Арташес II (33-20 гг. до н. э.) провозгласил себя царем и отстоял независимость страны.
В середине первого века нашей эры римляне вновь вторглись в Армению под предводительством Домиция Корбулона. Они прошли с огнем и мечом через всю страну и осенью 58 г. н. э. подошли к Арташату, где царем был Трдат (брат парфянского царя Вологеза), который сбежал в Атропатену, оказав римлянам слабое сопротивление, впоследствии чего они заняли столицу. Весной следующего года под натиском армянских и союзных парфянских войск они отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит здесь:

что же касается Артаксаты, то, подожженная нами, она была разрушена до основания и сравнена с землей, ибо из-за протяженности городских укреплений удержать ее за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же ее целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.


Римляне отступили на юго-запад Армянского Нагорья, к реке. Арацани, где потерпели поражение от армянских и парфянских войск. Согласно заключенному миру в Армении установилась династия Аршакидов, первым царем стал Тиридат I, который отстроил столицу заново в 60-70х гг.

"С огромной свитой отправился Трдат в Рим и вернулся в 66 г. Нерон, как передают римские источники, оказал ему великолепный прием, почтил цирковыми играми и другими торжествами. В качестве компенсации за разрушение Арташата он передал Трдату огромную сумму денег и прислал ремесленников для восстановления города. Воскресший из развалин Арташат по этому поводу несколько лет именовался Неронией. " http://armenica.info/history/histor3.htm - Таким образом, Римская Империя считала себя обязанной (вынужденной?) восстановить Арташат и выполнила это.

Очередная экспансия Римской Империи в направлении Армении была осуществлена в 114-116 гг. н.э., императором Траяном, который считал себя новым Александром Македонским. Армения и Парфия были завоеваны, но в результате вспыхнувших восстаний в Месопотамии, Осроене и Армении, он был вынужден уйти из страны в 117 году. В 163 году римские войска вновь оказались у стен Арташата. Осажденный ими город был взят, но вновь вспыхнуло восстание, в центре которого была как раз столица. Римляне ушли, частично разрушив город. В 164 году столицей Армении был объявлен г. Вагаршапат (нынешний Эчмиадзин), который тогда имел второе название Кайнеполис. Однако и после этого Арташат не терял значения важнейшего города страны. (уместно, пожалуй, провести параллель с Нью-Йорком в США).

Противоборство с персами.

В третьем веке н. э., когда царем Армении был Хосров Аршакуни (238-253), персы убили парфянского царя и свергли парфянскую гегемонию в Иране. Армянский царь пребывал в большой печали. Он решил собрать войско, армянское и всех соседей и на следующий год стал совершать набеги на Персию и дошел до врат Ктесифона (сасанидской столицы). "Опусто­шив всю страну, он разрушил благоустроенные города и богатые поселки и, превратив обжитую страну в безлюдную и опустошен­ную, намеревался стереть с лица земли, разгромить, разрушить до основания и уничтожить порядки, установленные в государст­ве Персидском. Он поклялся также отомстить за лишения их [ро­да] царства, стремясь взыскать в полной мере [ср. I Макк. 9.42], так как пылал великой местью [ср. II Макк. 9.4]." Впоследствии, Хосров совершил второй удачный набег на Персию и с богатой добычей вернулся в Армению. 11 лет подряд продолжались разорительные набеги армян на Персию, после чего персидский царь устроил заговор и подослал убийцу к армянскому царю. Убийцей был отец Григория Лусаворича, Анак. Впоследствии, персы добились завоевания Армении. И уже новый царь, Трдат III, впоследствии принявший христианство, освободил ее от врагов и совершал завоевательные походы на соседние страны.

2. Христианизация и язычество

В конце 3 века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий. На холме, где возвышались дворцы, находился также Хор-Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Тридат III бросил в Хор-Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака, убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам. Здесь известная легенда у Агатангелоса (летописца 4 века) - История Обращения Армении в христианство
Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении, христианства, Григорий Парфянин (Лусаворич) вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храм Анаит и храм Тира, который находился в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян язычников с армией Григора - в результате побежденные язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ: «Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего челове­ка. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, из­гнал нас с мест обитания человека».
(4 век, Агантангелос, История обращения Армении в христианство., Спасительное обращение страны нашей Армении..., 778-781). Вкратце о богах. Тир — древнеармянский бог книжности, наук, искусства, торговли, толкователь снов. Соответствовал греческому Гермесу, римскому Мер­курию. Древние армяне отождествляли его также с Аполлоном. Анаит - верховная богиня армянского пантеона; армянская культура, сильно подвергшаяся эллинизации в тот период, отождествляла ее с Артемидой. Известно, что храм находился в самом Арташате. Сказать как выглядел разрушенный храм, сложно. Мы знаем, как выглядели различные храмы Артемиды и как выглядел единственный армянский языческий(ГРЕЕСКИЙ) храм, доживший до наших дней (Гарни).

4 век

В 4 веке, 332-338 гг, царем Армении стал Хосров Котак. Вокруг города к тому времени сложилась плохая экологическая обстановка, а также, климатические условия усложнились. Царь построил город Двин и переселил жителей туда, так как "Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата до­бровольно согласились на переселение.", Мовсес Хоренаци, кн 3, гл. 8. Однако, "судя по сведениям источников, Арташат и после этого оставался крупнейшим городом, но перестал быть резиденцией армянских царей" (Арташат, Б Н. Аракелян, стр 15).
Еще в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226-227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику.
Вкратце о событиях той эпохи в Армении, - они впоследствии непосредственно отразились на Арташате.

В 339 г. армяне потерпели новое поражение. В разгар этих событий Хосров умер. На помощь армянам пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. По словам Мовеса Хоренаци, он вел тот же образ жизни, что и его отец, и не проявил ни отваги, ни доблести. С персами он старался поддерживать мирные отношения. В 345 г. персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил его в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к его сыну Аршаку II.

Этот царь, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нем могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счет подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 г. император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам. Спустя некоторое время персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранокерты, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Айраратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться в глубь страны были отбиты. Но затем распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно. Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении. Аршак имел сына Папа, но тот был еще очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом. (Прежде чем стать женой Аршака, Парандзем, славившаяся редкой красотой, была женой его племянника Гнела. Аршак заподозрил Гнела в измене и велел казнить его без суда, а затем женился на его вдове, хотя уже имел жену - греческую царевну Олимпию. Парандзем родила от него сына Папа. Не желая делить супруга с другой женщиной, она постаралась извести соперницу. А поскольку та была очень осторожной и никогда не вкушала непроверенной пищи, ее умертвили отравленным вином, поданным во время причастия.) Пользуясь безвластием в Армении, Шапур двинул сюда свою армию. Страна была предана страшному разгрому. Враги взяли и разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вахаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили здесь всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран.

Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян.

"После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привел в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню.
...А все множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан." - Фавстос Бузанд, История Армении, стр 133; книга 4.

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для ее поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошел в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку. Он увеличил численность царского войска до 90 тысяч человек и с помощью Мушега Мамиконяна сумел разгромить многих мятежных нахараров. Пап попытался также урезать чрезмерные привилегии армянской церкви и из-за этого не раз вступал в конфликт с армянским патриархом Нересом. (Бузанда и Мовес пишут, что тот был в конце концов отравлен по приказу царя.) После его смерти Пап своей властью поставил патриархом епископа Иусика. Многие приюты и монастыри, основанные Нересом, были закрыты или упразднены (царь считал, что они стали убежищем для всех нежелающих платить подати и нести государственные повинности). Часть церковных земель отобрали в пользу казны. В результате всех этих мер Армянское царство вновь усилилось. Однако независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами. Отсюда: Энциклопедия "Все монархи мира". Древний Восток. Цари Армении.

В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией. Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408-409 гг. Арташат, наряду с Низибином в Сев. Месопотамии и Калиникумом на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрестке дорог.

Дальнейшая история города

В 7 веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски - кошенили. Арабский историк Баладзори в связи с событиями 7 в. называет Арташат "селением ал кирмиз" - красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены. Сохранилась лишь его былая слава, как в анналах истории, так и в памяти народа.
В 13 веке на месте ямы Хор-Вирап возник монастырский комплекс Хор-Вирап с высшей школой, руководимой одним из крупнейших ученых средневековой Армении - Варданом Аравелци. В настоящее время не сохранилось ни следов церкви раннехристианского периода, ни монастыря 13 века. На их месте стоит комплекс Хор-Вирап, возведенный в 17 веке, состоящий из главной церкви Богородицыы, церкви Св. Григория на яме Хор-Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с ее внутренней стороны.
В 1828—1830 гг. на месте Арташата переселенцами из Хоя и Салмаста было основано новое поселение под названием Гамарлу (арм. Ղամարլու), ставшее к концу XX века крупным селом. С 1930 г. Гамарлу становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1946 году получает статус посёлка городского типа, в 1962 году — статус города. Население его, согласно переписи 1989 года составляло порядка 32 тыс. чел, в 2001 году - 22.6 тыс, а по данным World Gazetter, составляет 20.9 тыс чел по состоянию на начало 2008 года.

Архитектура города

Все хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами. Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соедняясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились. При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов, глиняных светильников и других видов керамики, относящихся к Араратскому царству (Урарту), это все было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини (расположенных в черте Еревана), Аргиштинхили (Армавир). На первом холме под вымощенном камнями полом 2 в до н. э. была найдена урартская печать с изображениями жрецов или богов, к сожалению, сильно стертыми.
Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, особенно белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Наконец, единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (акведук/водопровод, бани и проч.) - по всей видимости это все и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.

Так как города находился у слияния рек Аракс и Мецамор, Арташат был защищен и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом. У мецаморского моста дорога разветвлялась - в северозападном направлении она вела к Вагаршапату, а в юго-восточном - в Иран. Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.
Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой.
Защитники города пользовались в те времена луками, дротиками, катапультами, пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на 1 холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт. Об этом подробнее можно прочесть здесь.
О недавно обнаруженном (сентябрь 2007 года) языческом храме Арташата можно прочесть на сайте Армениапедия.

Руины строений, открытых раскопками на 8 холме

Исторический Арташат, вид со спутника, by Google Earth

Городская монета 183 г н э с надписью Артаксата-столица на греческом языке. Хотя столица официально была перенесена еще в 166 году.

 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2009-12-21, 09.12.27 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Каменные ядра из Арташата

А.М. Акопян

Во время раскопок древнего Арташата найдено свыше 100 каменных ядер и их обломков, однако они не привлекали к себе должного внимания исследователей (1). Находки подобного рода больше нигде в Армении не засвидетельствованы.

Каменные ядра являлись метательным оружием, причем их форма, размеры и обработка в различные эпохи оставались неизменными. Ядра трудно датировать, если они не найдены непосредственно в слое. Во многом затруднена также и классификация ядер. Известно, что в древности в качестве метательного оружия часто использовали любые, сколько-нибудь подходящие по форме камни (2), поэтому зачастую трудно выделить какие из них были ядрами, а какие просто булыжником, хотя одно другого не исключает (3). Найденные, например, на холме 1 Арташата округлые камни вымостки, во время осады вполне могли служить для защитников города метательным оружием, что в античную эпоху было обычным явлением (4).

Основную массу каменных ядер из Арташата составляют находки с наиболее исследованных холмов I и VIII. Немногие экземпляры обнаружены на холмах IV, V и VII. Обычно ядра находили недалеко от крепостных стен с внешней и с внутренней стороны (холм 1), в помещениях, прилегающих к крепостным стенам (холмы V, VIII) и реже во внутренних городских кварталах. По своим размерам, весу, обработке и способу использования все арташатские ядра можно подразделить на пять групп (5).

Первая группа — ядра весом от 4,5 до 6 кг и диаметром от 13,5 до 16 см — является самой малочисленной. Найдено всего 6 экз. этих снарядов, из ннх пять — под крепостной стеной холма 1, одна — случайная находка (6). Они представляют собой обработанные камни из тяжелых пород, чаще всего базальта или мрамора. Эти породы камней в изобилии представлены на арташатских холмах, и в ближайшей к городу округе. Они трудно поддаются обработке, поэтому мастер, очевидно, только приблизительно придавал им форму шара. Подобного же калибра ядра обнаружены при раскопках акрополя Пергама (7).

Интерес представляет базальтовое ядро яйцеобразной формы, одна часть которого плоская, так что оно устойчиво может стоять на ней (рис. 1, 7). Это обстоятельство наводит на мысль, что данное ядро могло быть использовано в качестве гири. Его вес (4,470 кг) приблизительно равен весу 10 мин (аттических) и не исключено, что первоначально заготовленное как ядро, во вторичном использовании оно служило гирей. В то же время исследования показали, что вес ядра в 10 мин (около 4,4 кг) является наиболее выгодным весом для камнеметов типа баллист и онагров, так как при этом достигалась большая точность стрельбы с достаточным разрушительным действием (8).

Ко второй группе ядер мы отнесли ядра, весом от 1,800 до 3,500 кг. Диаметр их колеблется в пределах 10—12 см. Как правило, это хорошо обработанные камни в форме шара, чаще всего из местного, несколько желтоватого цвета, известняка. Однако есть экземпляры также из базальта и мрамора. По-видимому, для ядер применялась любая порода камней, имевшаяся вблизи, хотя Вегеций советует для метания подбирать камни тяжелой породы (например, собирать круглые камни из реки) (9).

Ядра второй группы найдены в различных местах Арташата, но наибольший интерес представляют ядра, найденные непосредственно в культурном слое. Так, при раскопках холма V в 1981 г., в помещении близ крепостной стоны, на глубине 30-40 см от дневной поверхности, было найдено известняковое ядро, весом 1,880 кг и диаметром 12 см (рис. 1, 3). Слой этот, вероятное всего, относится ко второй половине II в. н. э., судя по позднепарфянской монете, найденной рядом с этим помещением (10). В помещении, где было найдено ядро, заметны следы разрушения. Можно предположить, что ядро было брошено камнеметом во время осады города римскими войсками в конце 163 г. н. э. (11) Дальнобойность, например, онагра, метавшего ядро весом 1,5 кг, доходила до 350 м (12) и была рассчитана на поражение живой силы противника и разрушение легких деревянных покрытий при осаде и обороне. Иногда обстрелом из камнемета можно было разрушить и наскоро сооруженную стену из необработанных камней (13).

Ядра, подобные ядрам второй группы, найдены во многих районах античного мира, в том числе нередко в культурных слоях. Так, ядро из плотного известняка-ракушечника точно такого же веса и диаметра, что и вышеописанное арташатское, обнаружено при раскопках Пантикапея в слое, относящемся, очевидно, к I в. н. э. (14) В последующие годы здесь было найдено еще несколько ядер подобного калибра (15). Известны находки также из Фанагории (16), Нимфея (17) и Харакса (18). Около 2,5 тыс. ядер из местного известняка найдено на берегу военной гавани Карфагена, причем среди них основную массу составляли ядра от 10 до 30 см в диаметре (19). Поскольку античные камнеметы допускали некоторые различия в весе и форме снарядов, то не удивительно, что отдельные экземпляры плохо обработаны и имеют довольно значительные отклонения в весе. Наиболее многочисленной является третья группа арташатских ядер, вес которых от 0,40 до 1,50 кг при диаметре 7-8 см. Предполагается, что ядра подобного калибра «имели универсальный характер и, в зависимости от обстоятельств, могли быть брошены малыми камнеметами, вручную или при помощи пращи» (20). Все они хорошо обработаны н имеют форму чуть приплюснутого шара. Основная масса этих ядер изготовлена из местных пород известняка, а более тяжелые ядра, при одинаковом диаметре с известняковыми, изготовлены из базальта или мрамора.


1,2 - первая группа; 3-5 – вторая группа

Ядра третьей группы в большом количестве найдены на холме VIII Арташата. Привлекают внимание ядра этой группы с крестообразными отметками (рис. 2, 2). Вес их 440 г, диаметр — 80 мм, с двух сторон поверхность заглажена так, что получается впечатление некоторой приплюснутости. На одной стороне процарапан крестик, а на противоположной поверхности — небольшое углубление, сделанное острым инструментом. Тщательная обработка, отметка, углубление (сделанное, возможно, для «подгонки» веса) и, наконец, вес, равный аттической мине, позволяют предположить вторичное использование этих ядер в качество гирей. К такому же предположению пришел Н.И. Сокольский, изучая пантикапейские ядра подобных размеров и веса (21).

Эта группа арташатских ядер по форме и калибру очень близка находкам из античных городов Северного Причерноморья: Пантикапея (22), Илурата (23), Кеп (24), Суворовского городища (25). Интересные находки ядер, по весу и диаметру аналогичные арташатской третьей группе, сделаны в Маргиане (28) и Хорезме (27). Известны ядра и с территории Парфии (28) . Они отличаются от вышеописанных тем, что основная их масса изготовлена из глины, причем иногда и из необожженной. В Хорезме найдены и каменные ядра (29).

Таким образом, ядра подобного типа были широко распространены во всем античном мире. Судя по слоям, в которых они найдены, их применение относится к довольно широкому хронологическому диапазону: от II в. до н. э. до IV в. н. э. В больших городах и крепостях имелись, видимо, специальные мастерские по изготовлению таких ядер. Если учесть, что на холме VIII Арташата располагался один из ремесленных кварталов города (30), то не исключено, что здесь также была мастерская по изготовлению ядер. Подобные же мастерские имелись при римских легионах (31). Поскольку ядра такого же калибра являлись также индивидуальным оружием, то их изготовляли, вероятно, сами воины. Считается, что вес ядра в пределах 0,5—1,0 кг наиболее эффективен для метания вручную, так как более тяжелые камни нельзя кинуть достаточно далеко и с большой скоростью, а камни меньшего размера не могли дать достаточной силы удара, ибо последняя складывается из произведения массы ядра на скорость полета (32). Естественно, полной стандартизации веса не требовалось.


1-3 - третья группа; 4-8 - четвертая группа; 9-11 - пятая группа

К четвертой группе мы относим ядра весом от 75 до 350 г, с диаметром 3—5 см. Эти ядра также многочисленны и предназначались, по-видимому, для метания пращой. В древнем мире праща получила распространение довольно рано. Достаточно привести свидетельства Авесты, где в перечне оружия воина упоминается праща, с числом прилагаемых к ней ядер, равным тридцати (33), и Курция Руфа, рассказывающего, что среди воинов Дария III, преследуемого Александром Македонским, был отряд, вооруженный пращой (34). Ядра для пращей не всегда имели форму правильного шара, однако это не значит, что они не могли применяться в качестве метательного оружия. Известно, что из пращи зачастую метали и простые булыжники (35), а найденные в Карфагене глиняные ядра в количество до 20 тыс. и размерами 4х6 см, были яйцевидной формы (36). Арташатские ядра для пращей также не составляют исключения. Здесь встречаются и просто шарики, и чуть приплюснутые, и яйцевидной формы (рис. 2, 4-8). Часть таких ядер хорошо обработана и имеет гладкую поверхность, что не исключает возможность их использования в качестве терок и лощил. Аналогичный случай зафиксирован в Хорезме, где ядра во вторичном использовании употребляли как терки (37). То же самое можно сказать и для некоторых экземпляров ядер такого же калибра, найденных на Керченском полуострове (38). Однако нет сомнений в том, что подавляющая часть таких ядер являлась метательными снарядами для пращей. Характерной особенностью ядер III и IV групп является то, что в отличие от двух предыдущих групп, эти ядра найдены не только при раскопках крупных городов, но и мелких крепостей и поселений (39), а также в некрополях, в качестве оружия погребенного (40).

К пятой группе ядер из Арташата мы отнесли ядра, изготовленные из легких пород камней (туф, пемза), вес которых до 150 г, а диаметр достигает до 11 см (рис. 2, 9-11). Скорее всего, эти ядра применялись для метания из пращи. На них видны следы сколов и выбоин от ударов при метании, однако ядра эти в силу своих размеров и веса не могли иметь достаточной ударной силы. Их число не велико и можно предположить, что подобные ядра специально не изготовлялись, а были использованы постольку, поскольку оказались «под рукой» у защитников города, том более, что обработаны они не тщательно, а как бы наспех.

Известно, что метательные торсионные машины в основном изготовлялись из дерева (за исключением скрепляющих металлических частей) (41), вследствие чего на находки самих метательных машин при раскопках античных городов и поселений надеяться не приходится. Поэтому каменные ядра и впредь будут оставаться основным источником для изучения метательных машин.

___________________

1. Информация о каменных ядрах см.: Аракелян Б. Н. Древний Арташат. Ереван, 1975, с. 22, рис. 10 (на арм. яз.).

2. Veget. De re milit., IV, 8.

3. Блаватский В. Д. Харакс.— МИА, 1951, № 19, с. 251.

4. См.: Блаватский В. Д. Осада и оборона в античном Причерноморье. — КСИИМК, 1947, XVI, с. 92.

5. Рассматриваются только те ядра, которые по своей форме и обработке явно могли служить метательным оружием.

6. Большинство арташатских ядер хранится в с. Покр Веди Араратского района, в музее Арташатской археологической экспедиции.

7. В Пергаме был обнаружен склад каменных ядер в количестве 894 экз. Размеры их делятся на семь групп. См.: Wiegand Th. Rericht über die Ausgralnmgen in Pergamon, 1927.— Abh. cler Pr. Ak. Phil.-1st. KL, 1928, N 3; Болдырев А. В., Боровский Я. И. Техника военного дела. — В кн.: Эллинистическая техника. М.; Л., 1948, с. 289, 290.

8. Болдырев А. В., Боровский Я. М. Техника военного дела, с. 293.

9. Veget De re milit, IV, 8.

10. Особенности иконографии и легенда искаженными греческими буквами заставляют относить монету ко времени не ранее Вологеза III (105—147 гг. н. э.).

11. История армянского народа. Ереван, 1971, т. I, с. 783.

12. Болдырев А. В., Боровский Я. М. Техника военного дела, с. 286.

13. Diod., XX, 87.

14. Сокольский Н. И. Каменные ядра из Пантикапея. — МИА, 1962, № 103, с. 242.

15. Сокольский Н. И. Каменные ядра..., с. 243, рис. 1.

16. Кобылина М. М. Раскопки Фанагории.— КСИИМК, 1951, XXXII, с. 237; Блават­ский В. Д. Каменное ядро из Санатории.— КСИИМК, 1951, XXXIX, с. 135, 136.

17. Сокольский Н. И. Каменные ядра ..., с. 243.

18. Блаватский В. Д. Харакс, с. 251; Он же. Очерки военного дела в античных государствах северного Причерноморья. М., 1954, с. 109.

19. Болдырев А. В., Боровский Я. М. Техника военного дела, с. 291.

20. Сокольский Н. И. Каменные ядра ..., с. 246.

21. Там же, с. 247.

22. Там же, с. 245.

23. Гайдукевич В. Ф. Илурат.— МИЛ, 1958, № 85, с. 72, рис. 63, 2.

24. Сокольский Н. И. Раскопки в Кепах в 1957 г.— КСИИМК, 1960, № 78, с. 56.

25. Блаватский В. Д. Первый год работы Синдской экспедиции.— КСИИМК, 1952, XIV, с. 74.

26. Матсон В. М. Древнеземледольческая культура Маргианы.— МИА, 1959, № 73, с. 41, 71, табл. XXXVI.

27. Кой-Крылган кала. М., 1967, с. 137 и сл.

28. Усманова 3. И. Керамические ядра из Мерва.— Тр. ТашГУ, нов. сер., вып. 172, исторические науки, кн. 37 (Археология Средней Азии V), Ташкент, I960, с. 32-43.

29. Кой-Крылган кала, с. 137.

30. Аракелян Б.Н., Хачатрян Ж. Д. Раскопки Арташата.— АО 1978 г. М., 1979, с. 517.

31. Кой-Крылган кала, с. 137.

32. Сокильский Н. И. Каменные ядра ..., с. 246.

33. Sacred Books of the East ed. by Müller, t. IV. The Zend-Avesta, I. The Vendidad. Oxford, 1880.

34. Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. М., 1963, с. 203 (V, VII, 4.)

35. Блаватский В. Д. Осада и оборона ..., с. 91.

36. Gauckler P. Nouvelles archives des missions scientifique et litterairos. Paris, 1908, XV, p. 569; Болдырев А. В., Боровский Я. М. Техника военного дела ..., с. 291, примеч. 1.

37. Кой-Крылган кала, с. 139.

38. Сокольский Н. И. Каменные ядра ..., с. 249.

39. Блаватский В. Д., Шелов Д. Б. Разведки на Керченском полуострове.— КСИИМК, 1955, 58., с. 109; Кругликова. И. Т. Работы Восточно-Крымского отряда Причерноморской экспедиции в 1957 г.— КСИИМК, 1960, 78, с. 69.

40. Сокольский Н. И. Каменные ядра ..., с. 249.

41. Болдырев А. В., Боровский Я. М. Техника военного дела, с. 286-291, рис. 103, 105, 106.

Публикуется по: Проблемы античной культуры. Под ред. Г.А. Кошеленко. М.: Наука, 1986, стр. 232-237.

 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՊԱՏՄՈՒՏՅՈՒՆ. Hayastani patmutyun » ДРЕВНИЕ ГОРОДА АРМЕНИИ (Всё по теме)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz