ТВОРЧЕСТВО
«История Армении» Мовсеса Хоренаци охватывает период со времён образования армянского народа до указанном в книге времени жизни автора — V века н. э. — и является первым цельным изложением истории Древней Армении. Она содержит богатейший и уникальный материал по древнеармянской мифологии, народному творчеству, языческой религии, внутренней жизни страны и её связям с миром. В ней имеются также многочисленные данные по истории и культуре сопредельных стран. В книге проявляется критическое отношение автора к иным источникам; он отличается исключительными литературными достоинствами — гармоничностью структуры, яркостью описания деятелей и событий, образностью и лаконичностью языка. Труд Мовсеса Хоренаци оказал огромное влияние на армянскую историографию. «История Армении» Хоренаци состоит из следующих трех частей:
* «Родословие Великой Армении» — история Армении от её начала до основания династии Аршакидов (149 до н. э.);
* «Изложение средней истории наших предков» — продолжение истории от 149 г. до н. э. до смерти св. Григория Просветителя;
* «Заключение истории нашего отечества» — до падения династии Аршакидов (428 г. н. э.)
Труд Мовсеса Хоренаци содержит анахронизмы, которые заставляют исследователей усомниться в том, что автор жил в V веке. Большинство западных исследователей полагает, что автор труда жил в более позднее время, между VII—IX веками.
Бывший глава кафедры армянских исследований Гарвардского университета профессор Роберт Томсон, который является автором английского перевода Истории Хоренаци, указывает следующие анахронизмы в работе Хоренаци, которые не позволяют датировать эту работу V веком:
* Мовсес был первым армянским писателем, идентифировавшим Сюник с Сисаканом. Последний термин впервые встречается в сирийском источнике VI века, в Армянской Географии VII века н. э. он обозначает округ, а не всю провинцию.
* Мовсес упоминает 4 Армении. Эти 4 византийских провинции были созданы в 536 году н. э. византийским императором Юстинианом I (527—565 гг.)
* Мовсес называет Васпураканом территорию к востоку от озера Ван. Этот термин стал использоваться после раздела Армении в 591 году н. э.
* Мовсес упоминает хазаров, не упоминаемых в других армянских источниках до Армянской Географии VII века н. э.
* Мовсесу известно о продвижении иранцев в Вифинию. Иранцы продвинулись так далеко на запад только во время войны 604—629 гг. н. э.
* Мовсес упоминает должности в византийской Армении, которые были учреждены только после победы императора Ираклия I над персами в 629 году н. э.[7]
Первые ссылки на работу Мовсеса Хоренаци содержатся в работе Ованеса Драсханакертци Х века. Единственно возможное упоминание Мовсеса Хоренаци в более ранней литературе может быть в письме, приписываемом Лазарю Парпеци, писавшем около 500 года н. э. Он упоминает умершего к тому времени «философа» Мовсеса, чьи слова «рапространяли невежество», и который навлек на себя гнев монахов и был изгнан, как и сам Лазарь. Однако в работе Лазаря не упоминается, что этот Мовсес создавал какие-либо исторические труды. Историк по имени Мовсес неизвестен в армянской литературе до Х века.[7]
Мовсес Хоренаци также известен как поэт, сочинитель гимнов и как грамматик. В юном возрасте он был послан св. Месропом на обучение в Эдессу, Константинополь, Александрию, Афины и Рим и после возвращения совместно с Месропом и другими учениками перевёл Библию на армянский язык. Мовсесу Хоренаци приписывают следующие сочинения:
* «Риторика»;
* «География» (это сочинение чаще приписывают Анании Ширакаци);
* «Поучение о Преображении Христа»;
* «Речь о св. мученице деве Рипсимии»;
* Богослужебные гимны и песнопения Армянской Церкви;
* «Комментарии к армянской грамматике» и др.
В 428 году Армения потеряла свой суверенитет и была поделена между Персией и Византией. Хоренаци писал об этом периоде:
«Я плачу и горюю о тебе, страна Армения, плачу и горюю о тебе, благороднейшее царство среди всех царств Севера: нет у тебя больше царя, нет больше священника, нет больше символа и даже учителя! Нарушен порядок мира, воцарился хаос, пошатнулось православие, наше невежество посеяло псевдомудрость. Служители храмов — высокомерные эгоисты с епитимьей на устах, честолюбцы, лентяи, ненавидящие искусство и любящие праздники и возлияния…»