Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-03-29, 18.12.33
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » ДЖИВАН ГАСПАРЯН - сердце, музыка, дудук. (Биография,творчество,деятельность и т. д .)
ДЖИВАН ГАСПАРЯН - сердце, музыка, дудук.
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-16, 23.14.36 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Я ИГРАЮ СЕРДЦЕМ
Дживан Гаспарян впервые сыграл с Российским национальным оркестром

Своей игрой на дудуке Дживан Гаспарян покорил мир. Такие музыканты, как Борис Гребенщиков, Майкл Брук, Питер Габриэл, Стинг, не раз приглашали его поиграть вместе. Гаспарян никогда не расстается со своим инструментом, носит его во внутреннем кармане пиджака и всегда играет, если его попросить. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Юлия Бурмистрова встретилась с Гаспаряном, чтобы поговорить о музыке, о нем самом, о концерте.
Говорить с Дживаном Гаспаряном невероятно интересно. Мягкий акцент, непередаваемый юмор и добрые глаза. Он просит называть его «дядей Дживаном». Так его называют все в мире.


- Дядя Дживан, расскажите, когда вы стали играть на дудуке?

- Я смотрел немой фильм. Сидел человек и играл на дудуке так, чтобы приятно было фильм смотреть. Музыка упала в сердце, и я стал учиться. Много лет уже прошло, мне тогда семь, нет, восемь лет было. Дудук вошел в мое сердце, так и пошло. Семьдесят лет уже играю.

- Вы самостоятельно стали учиться?
- Да, я самоучка. Просто я очень хотел играть хорошо. Ведь я был маленьким и не знал, что можно играть для всего мира. Я играл для себя, для соседей.

Конечно, я очень люблю дудук, потому что он сделал мою жизнь. Если бы я не стал играть, не знаю, что бы из меня вышло. Ничего не вышло бы. Время тогда было плохое. Война, голод, мать умерла, отец воевал. Грязное, тяжелое время было. А дудук стал мне родной, как душа. Всегда в кармане. Я его очень люблю. Мы вместе живем.

- Дядя Дживан, как прошел московский концерт?
- Хорошо прошел. Ведь был большой оркестр симфонический и три дудука – бас, тенор, сопрано. Мы играли народные мелодии, иностранные, популярные, из фильмов, много импровизации. Правда, с симфоническим концертом сложно играть импровизацию. Мы много репетировали, и это для меня впервые, я очень волновался. Потому что я больше люблю играть импровизацию. Я не только на дудуке играл, еще и на свирели, на зурне, пел. Был большой хор. Красиво было.

- Вы говорите, что будет много разных дудуков, если можно так сказать. А разве дудук не один?
- Зачем один!? У нас есть ансамбль дудукистов, состоящий из пятидесяти человек. Они играют на четыре голоса. Я сделал бас-дудук, тенор и сопрано.

- Вы сами сделали новый дудук?
- Да, я сам делаю. Дома стоит станок, сначала им, а потом уже руками обрабатываю. Чувствую, что где-то не так звучит, и по чуть-чуть снимаю лишнее потихоньку, пока не станет настоящий дудук. Нужно хорошее дерево – дикий абрикос. Сейчас мало дикого абрикоса. Я много пробовал разных деревьев, но ни одно так не звучит.

Дудук – это русское слово. У нас называют «циранапол», что переводится как «абрикосовая дудка».

- Дядя Дживан, расскажите, как вы записывали музыку к «Гладиатору». Говорят, что это очень интересная история.
- Композитор и режиссер этого фильма решили, что я обязательно должен играть. Долго искали меня, но не могли найти. Позвонили Габриэлу, а он им сказал, что у меня как раз концерт с Майклом Бруком. Вот они туда пришли, говорили со мной немножко и позвали в студию. Я положил дудук в карман и пошел. А они даже не знали, какой дудук – большой, маленький, какой у него футляр.

Пришли, он мне говорит: «Я знаю, что ты перед концертом немножко коньяка выпиваешь, поэтому пошли, я тебе сюрприз сделал». Мы пришли в комнату, а там армянский коньяк, закуска. Я решил, что это и есть сюрприз.

Мы поели, попили, поговорили, а потом я говорю – ну пошли теперь послушаем. Он два раза сыграл, я говорю: «Ну понятно, можно записывать». Он удивился: где инструмент? Я достал из кармана дудук и сразу стал играть импровизацию. Ему очень понравилось, он всех позвал и стал показывать. Так оставили то, что я тогда сыграл за несколько минут.

А потом пришла одна девушка красивая – высокого роста, голубые глаза, блондинка. Она должна была петь со мной дуэтом. Мы в разных кабинах, с наушниками. Я играю, она так красиво отвечает мне, что я стал нервничать. Думаю: «Кто такая красивая, так красиво отвечает мне». Как будто разговариваем без слов о главном.

И вот 45 минут кончились, мы вышли из своих кабин. Она села на лестнице и стала плакать. Я спрашиваю: «Что случилось, зачем она плачет?» Она встала, поцеловала меня и сказала: «Моя бабушка армянка, она так много рассказывала мне о нашем народе, как турки убивали нас, всю историю. И когда мы вдвоем сейчас играли, я закрыла глаза и представила себе все, что рассказывала бабушка».

Тут режиссер и сказал: «Вот так Гаспарян сделал «Гладиатор» армянским фильмом». А мелодия получила потом «Золотой глобус».

Хороший инструмент, тембр красивый, очень красивый. Нет такого человека, чтобы послушал и сказал, что некрасиво. Все слушают хорошо. А японцы как слушают! Никто так не слушает, как японцы слушают. Они очень красиво слушают.

Я играл в Токио три концерта. Два хорошо сыграл, а третий – дождь пошел. Играл я в летнем театре, сцена закрыта, а зал открыт. Три тысячи мест, вот такой театр. Я решил, что концерта не будет, а за двадцать минут приходит директор и говорит: «Одевайтесь, господин Гаспарян, уже мало времени». Я удивился в ответ: как могут люди под таким дождем.

Выхожу на сцену, смотрю – весь зал белый: белый зонт, белый плащ. Два часа стояли под дождем слушали. В Армении так бы не слушали, ушли бы. Вот такой случай. Я не могу забыть этих дней, это навсегда со мной.


- Ваши дети, внуки играют на дудуке?

- Мой внук очень красиво играет. Он живет в Америке, к сожалению. Я мечтаю, чтобы он приехал в Ереван, но он не хочет. Он вырос там, он уже американец.

- Вам много раз предлагали переехать, но вы остаетесь в Ереване.
- Много раз, в разные страны. Но я люблю армянскую землю. Это моя Родина. А потом, я люблю Россию. Если зовут в Москву, отказываюсь от многих гастролей.

Я политикой не занимаюсь, я музыкой занимаюсь. В музыке нет национальности, можно говорить на разных языках и не понимать друг друга, но когда звучит музыка, то все понимают.

- Дядя Дживан, у вас есть мечта? Что бы вы хотели сейчас больше всего?
- Я хочу построить в Ереване школу для детей-сирот и бесплатно учить их музыке.

- Дмитрий Дибров говорит, что когда вы играете, вы преодолеваете земное притяжение.

- Молодец, правильно говорит. Я когда играю, глаза закрываю и ничего не вижу. Плыву где-то. Я сердцем играю, а как из этого получается музыка – не знаю. Просто дышу.

ВЗГЛЯД - деловая газета. 4 декабря 2006, 10:53
Фото: Юлия Бурмистрова
Текст: Юлия Бурмистрова

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-16, 23.17.16 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Армянский дудук - Играет Дживан Гаспарян - Gala

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-16, 23.22.26 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Дживан Гаспарян (Djivan Gasparian)

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-16, 23.25.29 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Jivan Gasparyan - In Foreign Lands (Armenian duduk)

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-16, 23.41.06 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Интервью с Дживаном Гаспаряном в Кишиневе

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-16, 23.43.43 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
В Ноевом Ковчеге играл дудук.
Дживан Гаспарян в зале им. Чайковского

Насчет Ноева Ковчега - это, возможно, не такое уж преувеличение. В советские времена армянские историки доказывали, что дудук, небольшой духовой инструмент типа гобоя, был известен за тысячу лет до рождества Христова и даже до государства Урарту, которое в мое время проходили в школе как "самое древнее на территории СССР".

Правда это или нет - не так уж, в конце концов, важно, когда задаешься вопросом, а почему в эпоху поголовной компьютеризации, в том числе и техно-музыки, начинается откат на тысячи лет назад в виде моды на так называемую "мировую" или "этническую" музыку. Джаз - как мы знаем, не исключение.

Случайно ли одновременно с гастролями Гаспаряна затевает свой собственный лейбл один из самых рафинированных московских музыкантов - пианист и композитор Антон Батагов - и начинает с музыки ламаистских ритуалов?

Откуда интерес к шаманским бубнам и песнопениям духоборов и даже весьма многочисленные (вопреки саморекламе Московской Театральной олимпиады) попытки соединить все это в разнообразных "полифониях мира"?

Почему гнездо музыкальной "альтернативы" и всякого другого авангарда, культурный центр "Дом", выпускает за номером один диск дважды народного и трижды заслуженного артиста СССР Дживана Гаспаряна на своем собственном лейбле (хотя у худрука "Дома" есть и другая компания звукозаписи - унаследованные от покойного Сергея Курехина "Длинные руки")? И раскручивает этот диск концертом в филармоническом Зале имени Чайковского?

Да все потому же, почему в политике "зеленые" теснят и правых и левых. Потому что человек -это человек, то есть дитя природы, и для того, чтобы освоить компьютерный беспредел, требуется буквально все начинать с самого начала.

И еще - это реакция на остроту авангарда. "Наглотавшись серной кислоты, человек будет пить спасительный сироп", - сказал еще в 50-е композитор Артур Онеггер.

Сладостный дудук - и есть тот сироп. Инструмент, распространенный и в Азербайджане и в Грузии делается (ну в точности по Остапу Бендеру) из урюка, из корня абрикосового дерева. И, несмотря на то, что маэстро Гаспарян - профессор Ереванской консерватории, дудук - полное отрицание академической культуры. Диапазон его - не больше, чем нужно для застольного пения. Мажоро-минор хоть и вполне допустим, но естественнее звучит все-таки модальность, а не тональность. И мастерство измеряется не количеством нот на единицу времени, как на исполнительских конкурсах, а качеством звука - в том числе и дама, бурдона (drone), исполняемого одним или двумя аккомпанирующими дудуками (теперь есть и басовый, напоминающий изогнутое сопранино). Извлекаемая на дудуках при помощи циркулярного дыхания загадочно непрерывная тоника на всем Востоке символизирует то ли вечность, то ли бесконечность. По сравнению с дудуком все другие такие же инструменты - пронзительны и гнусавы, даже близкая родственница - зурна. Жаль, инструменты с двойными тростями, несмотря на все усилия Юсефа Латифа и Линдсей Купер, пока так и не вписались в джазовый consort.

Со стороны кажется, что звук дудука полон неизбывной ностальгии, чтобы не сказать проще - тоски. Обязательно вспоминают геноцид 1915-го года, землетрясение 1988 года, гору Арарат на армянском гербе, которая на самом деле принадлежит большей частью сопредельной Турции.

Да, Гаспарян берет микрофон и надтреснутым уже от возраста, но еще утратившим выразительности тенором поет что-то, в чем можно разобрать и слово "Спитак".

А не так давно самый известный в мире армянский музыкант выступал в составе группы модного швейцарского арфиста Андреаса Фолленвайдера - вроде бы в стане врага - хедлайнером на джаз-фестивале в Турции. И без всякого смущения сообщает о том, что планируется запись с турецким национальным оркестром.

И в который уже раз рассказывает, как на какой-то "декаде" национальной культуры еще в 40-е предстал перед самим Сталиным. Кремлевскому горцу - само собой - понравилось, он одарил подростка часами. "Правда, я их потом в трудную минуту продал", - признается теперь маэстро. Рассказывает он, полвека спустя очутился в Калифорнии с 20 центами в кармане, и пришлось играть в армянском ресторане, куда приходил его соотечественник, ставший классиком американской литературы - писатель Уильям Сароян. И получил от соотечественника дудук в подарок.

Дудук вообще - инструмент застольный, он хорош даже тогда, когда пирующие пускаются в пляс. Но, все-таки, - негромкий, камерный; в любом случае - это не уличная зурна. В зале имени Чайковского ансамбль Гаспаряна пришлось усиливать; в результате старинный ручной барабан грохотал как целая рок-группа. Тогда, уже на бис, каждый из дудукистов берет в руки зурну, встает впереди своего микрофона, и - все равно- их "парад-алле" отчетливо слышно во всем двухтысячном зале.

Дживан Гаспарян и его ансамбль сыграли все, что положено: и армянских классиков - Комитаса и Саят-Нову, и - разумеется - лейтмотив из "Гладиатора", за который маэстро Гаспарян удостоился "Золотого Глобуса", премии американских кинокритиков. Дудук Гаспаряна звучал и у его канадского соотечественника Атома Эгояна , и в других саундтреках всех жанров, от "Русского дома" и "Ворона" до "Сейджа" и "Онегина". Есть дудук и в "Последнем искушении Христа" (правда. играет там не сам Гаспарян, а один из его учеников). Несмотря на то, что армянская диаспора в Москве многочисленна, лучше всего публика принимала все-таки не ностальгический репертуар, а поп-шоу - виртуозные соло на кеманче и восточных гуслях-кануне, раскатистые барабанные дроби и соловьиные трели на свирелях.

На ура проходит и новейший шлягер Гаспаряна, еще не обработанный ни Питером Гэбриэлом, ни его канадским коллегой Майклом Бруком - забавный номер с вальсом в середине. Маэстро уверяет, что это -его собственное сочинение. Но все, кто учился хотя бы детской музыкальной школе, узнают в этом вальсе какой-то клавесинный менуэт из педагогического репертуара. Что ж, и поэтому тоже дудук Гаспаряна - это народная музыка. Древняя, как Арарат (без кавычек, "Арарат" в кавычках - это спонсор концерта). И как Ноев ковчег. Без кавычек.
Дмитрий Ухов.
ВЕДОМОСТИ №90 (413), 25.05.2001

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-16, 23.47.30 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
В Зале Чайковского выступил Дживан Гаспарян

Последний раз Дживан Гаспарян, главный фольклорный исполнитель Армении, играющий на дудуке (народном армянском духовом инструменте), выступал в Москве 15 лет назад. Время было, прямо скажем, не самое “фольклорное” - “музыку народов СССР” (советский вариант world music) наши меломаны тогда считали инструментом пропаганды, и была она не то что “третьим сортом”, а как бы искусством вне всякого сорта вообще. Не знаю, как принимали Гаспаряна тогда, - наверное, не без уважения - но уж, конечно, ни о какой сенсации не могло быть и речи.

На позавчерашнем же аншлаговом концерте публика, причем не только армянская диаспора, слушала Гаспаряна затаив дыхание, и после каждой пьесы разражалась аплодисментами. 73-летний Дживан-джан вернулся к нам самой настоящей звездой - теперь уже звездой модного и перспективного стиля world music. Он соавтор композитора Ханса Циммера в работе над саундтреком фильма “Гладиатор” (“Они попросили меня что-то сыграть, и я импровизировал полчаса”, - говорит маэстро), а всего за неполные десять лет озвучил семнадцать фильмов. Играл на альбомах Питера Гэбриэла, выпустил диск на фирме Real World - главном фольклорном лейбле мира и так далее. Пиратские варианты его дисков легко найти на “митинских” лотках, где они лежат рядом с бутлегерскими Deep Forest, Era или Sacred Spirit. “Ладно, если бы делали хорошо!” - возмущается Гаспарян.

В принципе, дудук даже в пресловутой попсе используется не так уж редко (например, Enigma), наряду с австралийским диджериду (по которому из-за его неземного звука неровно дышат авант-электронщики вроде Aphex Twin), он является одним из самых востребованных этнических инструментов. Но, хотя этот инструмент из абрикосового дерева и камыша не является для уха меломана тайной за семью печатями, живое выступление ансамбля дудукистов во главе с Гаспаряном, играющего народные мелодии, производит сильное впечатление. Теплый, богатый обертонами, почти человеческий голос этого инструмента, плюс очень красивые мелодии, невероятно сложные ритмические рисунки и прозрачные аранжировки могут повергнуть любого слушателя - даже неподготовленного - в состояние детского восторга. Тем более что Гаспарян умудряется на свирели петь птичьими голосами.

Дудук изобрели в III веке, в 20-х годах XX слегка модернизировали, и сейчас он существует в двух основных разновидностях (их строй отличается на один тон). Тот дудук, на котором играет Гаспарян, живет у него уже сорок лет. Еще маэстро играет на зурде, свирели, кларнете и поет высоким голосом. Его вокальные пьесы также были приняты московской публикой с энтузиазмом.

Вообще, главным в прошедшем концерте было ощущение прикосновения к истории. Древняя музыка, исполненная на аутентичных инструментах, - это как экспонат в музее. Казалось бы, звук самый недолговечный материал, он рождается, когда музыкант берет инструмент в руки, и умирает, когда мелодия сыграна. Но в то же время он бессмертен, ибо краски на картине тускнеют, скульптуры покрываются патиной, здания разрушаются, а музыка рождается вновь и вновь благодаря новым поколениям музыкантов. Музыка переживает историю, преодолевает время, она наиболее абстрактное выражение человеческих эмоций, которые столь же скоротечны, сколь и вечны. Существует легенда о том, что древние люди, дабы сохранить свои голоса для потомков, кричали в глиняный кувшин и тут же запечатывали его. Конечно, такая “звукозапись” невозможна, но что это, если не метафора древнего фольклора?

Александр БЕЛЯЕВ

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-17, 00.01.22 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Звуки.ру о Дживане Гаспаряне

Дживан Гаспарян, живая легенда армянской этнической музыки, не раз за последнее десятилетие сотрудничал с деятелями кинематографа. Он участвовал в записи саундтрека к знаменитому "Ворону", помогал Хансу Циммеру (Hans Zimmer) и Лизе Джерард (Lisa Gerard) делать музыку к "Гладиатору" (этот диск, как известно, получил Грэмми). Недавно был выпущен в продажу написанный Дживаном саундтрек к фильму Александра Гутмана "Фрески".

"Фрески" - документальный фильм о жизни сегодняшней Армении; и, как можно догадаться, не самой веселой жизни в стране - вспомним хотя бы Спитакское землетрясение 1988 г. Музыка Гаспаряна идеально передает то ощущение, которого режиссер мог добиваться от фильма о древнем народе, переживающем тяжелые времена. Дудук, инструмент, на котором играет Дживан, звучит одновременно тоскливо и чарующе. Протяжные пассажи, зачастую играемые безо всякого аккомпанемента, переносят слушателя из нынешнего хай-тек-окружения на рандеву тет-а-тет с горами и двумя тысячами лет истории. Музыка, исполняемая Гаспаряном, гипнотична по своей сути. Использованная как саундтрек, она в еще большей степени заставляет выстраивать в голове всяческие образы и картины, даже если вы не видели фильма, к которому эта музыка написана. Впечатление усугубляется тем, что, в отличие от обычных записей Гаспаряна, треки на диске размечены, но не названы. Если раньше подписи вроде "Yerewan bagh em arel (I've planted an orchard in Yerewan)" давали слушателю какую-то опору, то на саундтрэке к "Фрескам" держаться не за что, и по мере продвижения диска слушатель все больше погружается в немного мистическую и печальную атмосферу этой музыки, а попросту - так улетает куда-то очень далеко.

Надо заметить, кстати, что это - не сольное выступление Дживана. Он сотрудничает с еще несколькими музыкантами, играющими на народных инструментах и на виолончели, но скупые аранжировки состава только усиливают впечатление от музыки.

Если кто-то, измученный походами на рынок за куртками, сомневается, что Армения - это великая, древняя и культурная страна, пусть он послушает и убедится, что был неправ. Не зря то, что делает Дживан, пользуется такой популярностью у западных музыкантов и ценителей хорошей музыки. В наше время мало кто исполняет этническую музыку такого качества и способную на такое эмоциональное воздействие.

23.11.2003, Алексей ЕРЕМЕНКО ( ЗВУКИ РУ )

Дживан Гаспарян, покинув в свое время территорию нашей многонациональной родины, превратился из музыканта-народника в культовую фигуру world-music. И это еще раз подтвердила WOMEX (WOrld Music Expo), присудив Гаспаряну престижную премию.

WOMEX - международный фестиваль, посвященный мировой, этнической, фольклорной и традиционной музыке любого рода, который проходит в различных городах Европы с 1994 года. В этом году на "выставку достижений этнической музыки" народ съедется в немецкий город Эссен 24-27 октября. Там-то Дживану Гаспаряну и вручат премию "Womex Lifetime Achievement Award".

В 73 года он продолжает активную концертную деятельность, записывает саундтреки к голливудским блокбастерам. Гаспарян, пожалуй, единственный из всех наших бывших соотечественников с таким успехом экспортирует народную музыку и без того, кажется, более популярную на Западе, чем у нас. Его называют хранителем "музыкального наследия своего народа и кавказцев в целом". Будучи профессором Ереванской кончерватории, он подготовил больше 70 профессиональных дудукистов, записал 10 альбомов, и наверное, главное - изменил отношение к народной музыке Кавказа. Если не сказать - создал это отношение.

2.09.2002, Санитар Леса ( ЗВУКИ РУ )

В понедельник в Большом театре состоится большой и совершенно необычный концерт - "Дживан Гаспарян и его друзья".

Друзей-музыкантов у знаменитого дудукиста, легенды world music, оказалось шестеро: два итальянца, два француза, израильтянин и русский. Все они присутствовали в пятницу в армянском посольстве на пресс-конференции по этому случаю.

Пресс-конференция вышла странной и величественной - под стать предстоящему концерту. Все не столько рассказывали о предстоящем концерте, сколько выражали свое восхищение Дживану Гаспаряну и дудуку - удивительному инструменту из абрикосового дерева, в котором воплотилась душа армянского народа.

"Я вообще человек не сентиментальный. И в музыке уже давно. Но когда впервые услышал игру на дудуке, у меня потекли слезы из глаз, и никак не останавливались всё время, пока играли, - признавался Сергей Старостин. - Дудук - инструмент, соединяющий прошлое с будущим. Его звук вводит в то состояние, в которое вводит только посещение храма".

"Учитель - это человек, который не создает тебе трудностей. И учит не только музыке, но и экзистенциальным вещам" - говорил о Гаспаряне итальянский саксофонист и электронщик Луиджи Чинкве, сам человек заслуженный и уже не юный.

Вообще, все музыканты, приехавшие поиграть с Гаспаряном на сцене Большого, достаточно известны в кругах world music - и не только. Французский саксофонист Дидье Малерб - один из создателей главной французской "психоделической" группы 70-х Gong. Сейчас он начал играть на дудуке и, мужественно преодолевая сложности с европейской темперацией на этом восточном инструменте, записал альбом "Shamanimal".

Пианист Людовико Эйнауди - уважаемый академический композитор. А еще для любого итальянца фамилия Эйнауди так же известна, как Феррари или Версаче.

Отец Людовико, Джулио Эйнауди - создатель самого престижного книжного издательства Италии.

Должен был приехать Питер Гэйбриел, но не смог выкроить время,- пожаловался Гаспарян.

Кроме того, он рассказывал, как играл в 1948 году в Большом театре перед Сталиным, тот пригласил его к себе в ложу и пожаловал ему, 20-летнему, со своей руки часы "Победа". Вообще, Гаспарян неоднократно выступал в Большом но, конечно, в составе сборных "юбилейных" концертов. Большой театр для него остался эталоном культуры и интеллигентности, и он не верит намекам Николая Дмитриева, что публика сейчас изменилась - это все временное и наносное.

Еще Гаспарян радовался, что дудук снова оказался в Армении в моде, что его слушают не только старики, но и молодежь, и что подрастают новые дудукисты. В частности - его собственный внук, Дживан Гаспарян-младший. "Жил в Армении - не хотел играть. Переехал жить в США - не выпускает дудук из рук", - шутил довольный дед.

Тем не менее, журналистам удалось узнать некоторые подробности предстоящего концерта. У всех его участников будут свои сольные номера, а потом будет большой джем, в котором все по очереди будут солировать. То есть не солировать, а просто разговаривать,- уточнил Гаспарян.

Концерт будет акустический, никаких электронных искажений звука не предполагается, только Луиджи Чинкве будет "подкладывать" свои электронные лупы и прочее.

Для Большого театра это нечто неслыханное, но, подчеркнул главный распорядитель организовывавшего концерт "Дома" Николай Дмитриев, никакого противодействия со стороны администрации театра они не испытывали. Наоборот: новое динамичное руководство театра охотно пошло на это, в общем-то, не совсем обычное предложение.

А в общем, добавлю я от себя, замечательно, что официозная "дружба народов" кончилась, и появился настоящий, искренний интерес к своеобычной народной музыке. Тем более что музыка-то замечательная.

Напоследок Дживан Гаспарян рассказал такой анекдот. В Голливуде его спросили: "А какую музыку записывают у вас в Армении к фильмам?" - "Обычную, симфоническую" -"Зачем??? У вас же есть такой уникальный инструмент - дудук!".

После чего все журналисты и музыканты отправились пить армянский коньяк.

7.04.2002, Михаил ВИЗЕЛЬ ( ЗВУКИ РУ )

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-17, 00.08.06 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Путешествие в Большой театр через Европу

Про американцев говорят, что они совершенно нечувствительны ко всем мировым музыкальным рынкам, кроме собственного. В США запросто могут не знать имени музыканта, от которого Европа заходится в истерике.
В России все наоборот. Успех звезды на территориях, расположенных западнее Калининграда, часто автоматически становится мерилом популярности в России. И уж особенно - если это выходец из бывшего СССР, то есть -импортный, но "свой" музыкант.
Дудукист Дживан Гаспарян был прекрасно известен советскому слушателю. В доперестроечное время он объездил всю страну, и неоднократно выступал в Большом театре. Ему даже довелось играть перед Сталиным и побывать в США. Без концертов мастеров искусств союзных республик тогда не обходился ни один праздник.

Множество артистов с таким богатым советским прошлым выступают до сих пор. Однако Гаспарян после перестройки исчез с российских сцен - стране было не до дудука. Дживан жил в Ереване и занимал должность профессора местной консерватории. Но когда он записал саундтреки к 17-ти фильмам и переиграл с половиной музыкантов мира, Москва не могла не отреагировать. Несмотря на то, что Армения - давно суверенное государство, в России всех выходцев из СССР продолжают считать своими. И в 2000 году Гаспарян въехал в Москву на белом коне, как настоящая западная звезда. Хотя понимать армянскую народную музыку умеют немногие, кроме урожденных армян. Вполне возможно, что имя музыканта стало куда важней его музыки. И сам Дживан Гаспарян не отрицает, что кабы не Питер Гэбриел c Брайаном Ино, не видать ему Большого театра, несмотря на все его таланты.

Однако когда стало известно, что Гаспарян будет выступать в Большом, никто не удивился. Тем более, что помимо русских поклонников своего соотечественника горячо поддерживает и любит могучая московская армянская диаспора. И нет ничего странного в том, что перед концертом клянчить у Большого лишний билетик было совершенно бессмысленно. Программа называлась "Дживан Гаспарян и его друзья". У Гаспаряна много друзей, но на сей раз приехали фольклорист Сергей Старостин (Россия), певец Эмиль Зрихан (Израиль), пианист Людовико Эйнауди (Италия), саксофонист Луиджи Чинкве (Италия), гитарист Патрис Мейер (Франция) и еще один саксофонист - Дидье Малерб (Франция). Рядом с Дживаном Гаспаряном был его постоянный ансамбль из трех человек.

Как значилось в программе, вся эта многонациональная компания должна была сыграть несколько совместных номеров, несколько сольных, а закончиться все должно было джем-сейшном. Сольные номера были. Совместные выступления не получились. Хотя каждый из музыкантов - профессионал высочайшего уровня.

Началось все с выступления пианиста, который играл симпатичные простенькие мелодии. Затем вышел весь оркестр, и номера пошли вперемешку - то играли все вместе, то по-отдельности, пока другие отдыхали прямо на сцене. Кто-то уходил за кулисы, кто-то возвращался. Сольные номера разительно отличались друг от друга - сам Гаспарян, великолепный вокалист Зрихан и Старостин играли этническую музыку, причем далеко не только армянскую. Гости из Европы явно предпочитали джаз, а гитарист Патрис Мейер - классическую испанскую музыку.

Совместные музыкальные произведения были больше всего похожи на тот самый джем, что был обещан в конце; причем сочетание джаза с этникой иногда воспринималось неоднозначно. Даже когда весь ансамбль разом играл одну тему, он все равно не производил впечатления единого целого.

Луиджи Чинкве пару раз пробовал подирижировать, но все без толку - друзья Дживана Гаспаряна так и остались блестящими по отдельности, но нестройными вместе музыкантами.

Они часто меняли инструменты - Старостин играл на рожке, на загадочной трубке с резким тоном, очень подходящим для джазовых импровизаций, а также на собственных голосовых связках. Дидье Малерб брал в руки флейту и дудук, игре на котором он учится у Гаспаряна. Тут, кстати, и выяснилось, что дудук для джазовых композиций не слишком подходит - его мягкий, женский голос больше годится для печальных баллад.

Сам Дживан Гаспарян и в первом, и во втором отделениях играл немного, давая "высказаться" приглашенным коллегам. Его дудук почти не солировал, вплетая свой звук в общую музыкальную канву. Канва же получилось рассыпающейся на части, разрозненной и лишенной общей идеи. Программа, очевидно, подбиралась исходя из того, что могут сыграть все приглашенные инструменты вместе. А в итоге выглядело это так, словно хозяин вечера просто пригласил своих друзей помузицировать вместе, и они совершенно не возражали, если кому-нибудь захочется это послушать.

Под конец Дживан Гаспарян спел две песни на армянском языке, приведя в полный восторг представителей армянской диаспоры.

Публике все очень понравилось. Аплодировали много и с удовольствием, в конце - встали. И так теперь будет всякий раз, когда Дживан Гаспарян будет приезжать в Москву,- один с дудуком или в компании симфонических оркестров и рок-групп. И никто никогда уже не скажет, почему публика повалит на его концерты: потому ли, что дудук поет необычайно красивым голосом, а Гаспарян виртуозно с ним управляется, или потому, что человеку по имени Питер Гэбриел все это нравится.

9.04.2002, Святослав БИРЮЛИН ( ЗВУКИ РУ )

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-17, 00.20.01 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Армянский дудукист Дживан Гаспарян не дотянул до "Грэмми"

В Лос-Анджелесе в центре "Стелс" 11 февраля состоялась ежегодная церемония награждения музыкальной премией "Грэмми". Для армян это было знаменательным событием, так как в номинации "Музыка народов мира" был представлен совместный диск армянского дудукиста Дживана Гаспаряна и иранского тариста Хусейна Ализаде. Последний, однако, приз не получил.

Вместе с тем, "Грэмми" в этом году не получила также и всемирно известная рок-группа "System of a down", которая была представлена в номинации "Лучшее исполнение тяжелого рока". Отметим, что в церемонии награждения "Грэмми" в 2006 г. музыканты-армяне из Америки были удостоены престижной премии в той же номинации.

Напомним, что "Грэмми" присуждается ежегодно в 108 категориях по 30 музыкальным жанрам. Однако самым престижным считается попадание в так называемую "Большую четвертку" (The Big Four) - это "Запись года", "Альбом года", "Песня года", "Лучший новый артист". Вся Армения с нетерпением ожидала победы своего соотечественника Дживана Гаспаряна, благодаря которому о народном армянском инструменте дудук узнал весь мир. Диски Гаспаряна продаются миллионными тиражами, а ведущие режиссеры Голливуда регулярно приглашают его для записи саундтреков к известнейшим фильмам, среди которых "Последнее искушение Христа", "Фрески", "Ворон", "Русский дом", "Гладиатор", музыка которого была написана в соавторстве с композитором Хансом Циммером и получила премию "Золотой Глобус" в номинации "Лучшая музыка к кинофильму".

 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » ДЖИВАН ГАСПАРЯН - сердце, музыка, дудук. (Биография,творчество,деятельность и т. д .)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz