Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-03-28, 19.18.23
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » Канаян Драстамат (Дро)
Канаян Драстамат (Дро)
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 13.10.00 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Канаян Драстамат (Дро)

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 13.11.55 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline


Дро (1883-1956). Драстамат Канаян родился 1-го мая 1883г. в г.Игдир Сурмалинского уезда, Ериванской губернии. Окончил русскую гимназию Еревана и в 1904 поступил в военное училище Пятигорска . С 1903 г. примкнул к политическим движениям армянских национально-освободительных движений , вступил в ряды Дашнакцутюн . В том же году принял участие в покушении на управляющего Сурмалу - Голицына . В мае 1905 г. в г.Баку взорвал главного виновника и разжигателя армяно-татарских стычек, генерал-губернатора Накашидзе. Вместе со своим другом Мартиросом в Александрополе (Гюмри) уничтожили Алиханова. В 1905-1906 г. участвовал вместе с Никол Думаном в обороне армянских общин от нападений и погромов закавказских татар и турок. Будучи активным членом Дашнакцутюн, занимался подготовкой программы решения Армянского вопроса . С 1907 г. под видом коммерсанта и владельца маленькой фирмы "Сурен эфенди" в Баязете, осуществлял тайную переброску оружия и боеприпасов для армянских фидаи. Во время 1-й Мировой войны командовал 2-ым Армянским добровольческим полком армии царской России на Кавказском фронте. Отмечен высшим командованием за Ванский поход. В 1917г. являлся комиссаром Армянского корпуса. В 1918г. , во время армяно-грузинского конфликта был командующим военной группировки Армянской армии в Лори. В конце мая 1918 г. участвовал в окружении и разгроме частей турецкой армии в Баш-Апаранском сражении. В 1920 г. был назначен военным министром Республики Армения. После установления советской власти в Армении, был временно назначен командующим войсками Советской Армении. В феврале 1921 г. участвовал в восстании против коммунистического режима и после подавления восстания перешёл границу и эмигрировал в Румынию. В эмиграции занимался политической деятельностью. Перед началом 2-й Мировой войны вошёл в контакт с правящими кругами Германии и принял активное участие в создании батальонов Армянского легиона, будучи назначенным его командующим. Хотя Бюро партии и было против сотрудничества с нацистами, но вместе с ним ушли некоторые члены Дашнакцутюн имевшие военное образование и опыт ведения боевых действий в Европе, на Балканах, Ближнем Востоке и Кавказе. По окончанию войны эмигрировал в США и продолжил политическую деятельность по решению Армянского вопроса и организации помощи эмигрантам. В 1947 г. на Всеобщем съезде Дашнакцутюн был прощён, так как смог оправдать своё сотрудничество с нацистами весомыми аргументами и был снова избран членом Бюро Дашнакцутюн. Последние годы своей жизни прожил в Бейруте (Ливан). Воинский талант и доблесть генерала Дро были отмечены Россией, Германией и Румынией. Скончался 8-го марта 1956 г. и похоронен в Бостоне. 24 мая 2000г. останки генерала Дро были привезены в Армению и 28 мая нашли последнее пристанище в родной земле, на кладбище Баш-Апарана.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 13.18.35 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Дро (Драстамат Мартиросович Канаян)




1 мая 1883 года родился Драстамат Канаян, будущий легендарный «Генерал Дро».

Драстамат Мартиросович Канаян проявился на свет в городе Игдыр Сурмалинского уезда Эриванской губернии (территория современной Турции). В 1902 году окончил русскую гимназию в Эривани и поступил в военное училище. В 1903 вступил в ряды партии Дашнакцутюн и примкнул к армянскому национально-освободительному движению. 11 мая 1905 года брошенной бомбой убил бакинского губернатора Накашидзе, обвинявшегося дашнаками в организации армяно-татарской резни в Баку. В 1908, переехав в Баязет и действуя под видом коммерсанта, руководил переброской оружия из Восточной Армении.

Во время Первой мировой войны командовал 2-м Армянским добровольческим отрядом в составе Русской армии, принимавшим участие в боях на Кавказском фронте. Отмечен высшим командованием за Ванский поход. В конце 1917 был назначен комиссаром Армянского корпуса. В ходе армяно-турецкой войны в 1918 принимал активное участие в Башапаранском сражении против турецких интервентов, командуя войсками прикрытия. В результате этого сражения турецкая армия была окружена и разгромлена. В ноября 1920 был назначен военным министром Республики Армении. По соглашению между РСФСР и Республикой Армении от 2 декабря 1920, согласно которому Армения была объявлена независимой социалистической республикой, Дро был введен в состав временного Ревкома Армении (от группы левых дашнаков). Однако прибывший в начале декабря 1920 в Ереван Ревком Армении не согласился с этим решением, и Дро не был утвержден членом Ревкома. До начала января 1921 выполнял обязанности командующего войсками Советской Армении.

В феврале 1921 принял участие в выступлении против Советской власти и после подавления восстания эмигрировал за границу. В последующие годы жил в Румынии, затем в Ливане.

В годы Второй мировой войны, несмотря на то, что руководство партии Дашнакцутюн было против сотрудничества с нацистами, совместно с Гарегином Нжде принял участие в формировании подразделений Армянского легиона в составе вермахта, укомплектованного из числа армян-военнопленных Советской Армии.

После Второй мировой войны участвовал в деятельности Американского национального комитета армян без родины (АНКА), содействовавшего размещению армян из числа перемещенных лиц в Западной Европе и США. В 1947 году на всемирном съезде партии Дашнакцутюн был прощён, так как смог оправдать своё сотрудничество с нацистами весомыми аргументами, в частности тем, что с его помощью спаслись от мучений и пыток многие пленные армяне, в том числе и коммунисты.

Последние годы своей жизни провел в Бейруте (Ливан). Скончался 8 марта 1956 года. Был похоронен в Бостоне (США). В конце мая 2000 года тело Дро было перезахоронено в Апаране (бывший Баш-Апаран) возле мемориала воинам-героям.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 13.19.43 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline


Сибириада семьи зоравара Дро


Предлагаемый читателям очерк омского журналиста и критика Марка Мудрика повествует о сыне легендарного Дро – Гургене КАНАЯНЕ. И хотя большевики-коммунисты декларировали, что “сын за отца не отвечает”, оказалось – отвечает. Семья Дро – его жена и сыновья были сосланы в Сибирь...

Зоравар Дро

Информация о первенстве Омска по шахматам походила на анекдот: первое место занял “колхозник Канаян”, и с того дня словосочетание “колхозник Канаян” надолго закрепилось за этим шахматистом. Впрочем, Гурген Канаян действительно работал в колхозе. Бухгалтером. Интереснее все же, как он попал туда и стал «колхозником».

Чтобы рассказать об этом, придется заглянуть аж в... 1918 год. Брестский мир. Кавказский фронт перестал существовать, дорога на Армению оказалась открытой. Это происходило через несколько лет после геноцида, унесшего жизни полутора миллионов армян. Но турецкие войска были остановлены отрядами, одним из которых командовал активный деятель партии Дашнакцутюн (в переводе – “союз”) Драстамат Канаян. Его еще звали “зоравар Дро” (“военачальник Дро”), а “Дро” по-армянски звучит почти как “знамя”. Маршал Баграмян, также участвовавший в отражении турецкого наступления, вспоминая те времена, писал: “...отряд Драстамата Канаяна, в отличие от других дашнакских лидеров, относительно грамотно и умело руководившего боевыми действиями войск, добился победы под Баш-Апараном, важным опорным пунктом на пути к Аштараку”.

В феврале 1921 года участвовал в восстании “против коммунистического режима”, а когда его подавили, эмигрировал в Румынию. Уехал один. Жену Арпеник и малышей – сыновей Сурена и Гургена – с ним не выпустили, позволили лишь присылать семье деньги. Якобы в кавказские времена Канаян оказал какую-то услугу Сталину. Возможно, такой была благодарность, но попытки Арпеник воссоединиться с мужем раз за разом наталкивались на отказ. Не помогло даже посещение ею “железного наркома” Серго Орджоникидзе. Он тоже лично знал Драстамата, обещал посодействовать, но то ли не успел, то ли не сумел...

В печально известном тридцать седьмом в Москве или сочли, что церемониться с семьей одного из лидеров дашнаков больше не имеет смысла, или она просто попала под жернова сталинского террора, но именно тогда ее выслали в Сибирь.

Отправили Канаянов в Тевриз, деревню на севере Омской области. Расчет был прост: южные люди вряд ли вынесут превратности северной зимы. Не ошиблись: Сурен и Гурген вскоре заболели туберкулезом. Сурен умер, когда ему было двадцать два года. Гургена мать буквально вытащила с того света...

Жили в годы войны, как все, – только что выживали. Но и в такое лихолетье Гурген не расставался с шахматами. В сорок четвертом он отправил письмо эвакуированному в Омск мастеру-шахматисту Алексею Сокольскому. Рассказал, что когда-то играл в турнирах, а недавно победил в матче отдыхавшего в Чернолучье шахматиста довольно высокой по тем временам второй категории. Сокольский посмотрел присланные партии и оформил Канаяну такую же категорию. Дорога в местные соревнования была открыта. Подчеркиваю – в местные. За пределы области выезжать не полагалось, да и внутри ее на каждое перемещение требовалось специальное разрешение. Лишь по прошествии какого-то времени ему, омскому чемпиону, позволили играть в других городах, но смысла большого в том как будто уже не было. Кто же под тридцать начинает активную турнирную жизнь...
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 13.22.20 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Омич по несчастью

Вопреки этому, вписался Канаян в нее быстро и уверенно. Когда он, приземистый, широкоплечий, сцепив руки на коленях и почти касаясь подбородком доски, сливаясь с ней в единое целое, склонялся над столом, не было, похоже, силы, способной сокрушить этот монолит. Его игра на первенстве Омска сорок шестого года была подобна смерчу – не остановить, не укротить. Можно лишь омрачить успех. Объявить, к примеру, что он, как сельский житель выступает в турнире... “вне конкурса” и назвать чемпионом другого участника.

Тем не менее, вскоре Канаян станет кандидатом в мастера, чемпионом спортобщества “Урожай”. В Омск переберется в шестидесятом. Через год у него была работа и квартира в Городке нефтяников. Сталинские времена, конечно, остались в прошлом, но не таком далеком, чтобы на пороге шестидесятых столь круто развернуть судьбу омских Канаянов. Гурген Канаян работал, растил детей, играл в турнирах. Пять раз побеждал в областных первенствах, трижды – в городских, становился в составе омской команды чемпионом России. Тоже “зоравар”, но шахматный. Тем не менее, десятилетний простой дал о себе знать: до мастерского звания так и не дотянулся, даром, что мастеров побивал многократно.

Важнее все же другое. Шахматы – игра жесткая, бьющая наотмашь по самолюбию. Потерпел поражение, и вроде как ты глупее того, кто выиграл у тебя. Во всяком случае, он так думает. Но Канаян являл собою замечательное исключение из общего правила. Милейший человек. Всегда готов подбодрить словом, жестом, улыбкой, даром, что, порой, она казалась не очень счастливой...



Прошли годы, и на исходе девяностых правительство новой Армении пригласило Гургена Драстаматовича на юбилейные торжества. В Ереване его встречала дочь Ирина, в омские времена – студентка педагогического, перворазрядница по шахматам и вообще красавица. Ему вручили медаль Баграмяна. К слову сказать, в Армении учреждена также медаль Драстамата Канаяна. Изданы там и воспоминания Гургена. Название их говорит само за себя: “Заложники системы” – с подзаголовком “Семья Дро в Сибири”. Книга вышла в Ереване на армянском еще при жизни омича по несчастью. А на перезахоронение генерала Дро туда приезжали уже Сурен и Рубен, сыновья Гургена...

* * *

К этим воспоминаниям несколько слов добавила Ирина КАНАЯН, дочь Гургена и внучка Дро.

“Мой отец, Гурген Канаян, почти всю свою жизнь прожил вдали от родины. О том, что происходит в Армении, он узнавал из газет, журналов, из телепередач. Я видела, как тосковал он, как радовался всему хорошему, что происходило на его горячо любимой родине. Все руководители страны были для него героями. Он не понимал, как можно иметь власть и не служить народу. Отец не разрешил мне с семьей уехать из Армении в те тяжелые 90-е годы, зная, что мы почти голодаем, живем в темноте и холоде. Так же поступил когда-то мой дед Дро. Когда в 1918 г. турки стояли под Ереваном, он сказал своей жене Арпеник: “И думать не смей покинуть Ереван... Разделишь судьбу своего народа”.

Отец отправил в Армению меня, свою единственную дочь, и я рада, что он приезжал сюда лишь в гости. Рада, что ему не пришлось столкнуться с равнодушием и оскорбительным отношением чиновников разного ранга, не пришлось услышать от соотечественников то, что услышала я: “Мы вам не обязаны...”; “Что вы хотите, ведь у вас нет документов на оставленную собственность...”; “Ничем помочь не могу...”; “Да что вы все Дро да Дро...”; “За все – даже за то, что тебе полагается по закону – надо платить...”

Конечно, ему, как и мне, встретились бы и порядочные люди, настоящие патриоты, ценящие заслуги Драстамата Канаяна перед отечеством. И все-таки хорошо, что спокойно спят в сибирской земле и Арпеник, жена Дро, и его сыновья, Сурен и Гурген. Я счастлива, что у меня есть еще одна родина – Россия
 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » Канаян Драстамат (Дро)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz