Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-04-19, 06.17.37
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » Комитас:
Комитас:
ArevДата: Вторник, 2009-12-08, 04.51.45 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 8
Статус: Offline
Биография Комитаса



Комитас - Согомон Геворкович Согомонян - родился 26 сентября 1869 года в Анатолии (Турция), в городе Кутина (Кетайя). Его отец - Геворк Согомонян - был сапожником, в то же время он сочинял песни и обладал красивым голосом. Яркими музыкальными способностями отличалась также мать композитора - Тагуи, которая была ковровщицей.
Безрадостным и полным лишений было детство Комитаса. Он потерял мать, когда ему еще не было и года. Из-за занятости отца заботу о ребенке взяла на себя бабушка. В 7 лет Комитас поступил в местную начальную школу, после окончания которой отец его отправил в Брусу - продолжать обучение. Последнее ему не удалось, и 4 месяца спустя он вернулся домой окончательно осиротевшим: скончался отец, а Согомону было лишь 11 лет...

"Он был щуплым, слабым и бледным мальчиком, всегда задумчивым и добрым. Он плохо одевался", - таким вспоминал Комитаса один из его одноклассников.
Согомона часто видели спящим на холодных камнях прачечной.
Он превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли "маленьким бродячим певцом".
Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан также и тому событию, которое основательно изменило весь ход его жизни.
В 1881 году священник Кутины Г.Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин - принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту - на учебу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: "Я не говорю по-армянски, если хотите - спою". И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время преодолевает все препятствия, в совершенстве овладевает армянским.

В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха.
В 1893 он завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса - выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки.
Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.
В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.

Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы - Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна.
Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещает императорский университет Берлина - лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В годы учебы он имел возможность "общаться" с европейской музыкой - еще более обогащая запас знаний, заниматься музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного Музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.

В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин и сразу разворачивает свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии, создает небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора.
Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен.
Серьезно занимается также научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревается создать музыкальный эпос "Сасна црер" и продолжает работу над оперой "Ануш", которую начал еще в 1904 году.

Он сосредотачивает свое внимание на темах, касающихся народного музыкального творчества, раскрывает содержание народных песен. Конечно, подобное мировоззрение должно было привести к неизбежному конфликту между Комитасом и церковью. Постепенно безразличие новых руководителей, отрицательное отношение отсталого слоя церковных деятелей, сплетни и клевета возросли настолько, что отравили жизнь композитора - человека, который остался в представлении современников как абсолютно светский человек.
Конфликт настолько углубился, что Комитас отправляет письмо католикосу, умоляя освободить его и позволить спокойно жить и творить. Это прошение остается безответным, а преследование Комитаса становится еще более явным.
В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь. Он думал, что там он найдет такую среду, которая его поймет, защитит и поощрит его деятельность, и тут он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не удается осуществить это предприятие (впрочем, как и многие другие). Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.

В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его "Гусан". Последний пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням.
Комитас часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижер. Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был одарен большой силой воздействия на своих слушателей.
Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д'Энди, Габриель Форе, Камиль Сен-Санс...
В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюси взволновано воскликнул: "Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!"

И в Константинополе Комитас не нашел бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в Константинополе он был лишен и этого. Тем не менее, он продолжал напряженно работать. Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр - "Патараг" ("Литургия"), написанный для мужского хора.
Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного Музыкального общества он читает два доклада: "Армянская народная музыка" и "О старой и новой нотописи армянской духовной музыки", которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть непредвиденный в программе доклад на тему: "О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки".
В период I мировой войны правительство младотурков начало осуществлять свою чудовищную программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению части армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан в глубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. И несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращен в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах - сломленный и печальный.

В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью.
Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище в Париже, в пригородной лечебнице Вил-Жуиф, проведя там почти 20 лет.
22 октября 1935 года прервалась жизнь Великого Комитаса.
Весной 1936 года его прах был перевезен в Армению и предан земле в Ереване - в пантеоне деятелей культуры.
Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру...

"Армянский народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное "я". Комитас Вардапет - начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда". (Католикос всех Армян Вазген Первый)

Добавлено (2009-12-07, 4:47 Pm)
---------------------------------------------
Авторские произведения Комитаса

Всю свою творческую жизнь Комитас Вардапет посвятил изучению, очищению, возрождению и профессиональной обработке образцов армянского народного музыкального искусства. Сделав несоизмеримо много для отечественной культуры, совершив неоценимый вклад в армянскую культуру своими композиторскими обработками, Комитас оставил после себя чрезвычайно мало образцов собственного творчества. Но даже их анализ составляет достаточно полную картину его творческих принципов и стилистических особенностей его мышления.

Первые образцы авторского творчества Комитаса: "Национальный гимн", музыкальное воплощение стихотворения "Сельская часовня" Ованеса Ованнисяна относятся к семинаристским годам. Несравнимо высококачественны произведения студенческих лет в Берлине: романсы и хоры на стихи немецких поэтов, псалом "Ар гетс Бабелацвоц" ("У реки Вавилонской"), хор "Родной язык". К этим же годам относятся первые попытки гармонизации литургии.
В романсах на стихи немецких поэтов чувствуется влияние музыкального языка немецких композиторов-романтиков. К таким относятся четырехголосный хор "Новая весна" на слова Отто Рогнета (Комитас их перевел на армянский), "Ты спрашиваешь" на слова Иоганны Амбросиос, "Ноктюрн" на слова Гете. В архиве содержится также написанный рукой Комитаса русский вариант "Ноктюрна" в переводе Лермонтова.

"У реки Вавилонской" для 4-8 голосного хора, сопрано, тенора и органа написан на немецкий текст 137-ого псалма Давида. Преследование древних евреев и их обида, месть по отношению к вавилонцам получила у Комитаса своеобразную трактовку. Композитор будто "совершил переход" из легендарных далей Евангелия к современной жизни своего народа, выразил национальную скорбь армян и своеобразно затронул проблему их освободительной борьбы. Реалистически трактуя библейский сюжет и подчиняя его насущным проблемам своего народа, композитор выступил в этом произведении как гражданин и художник. Произведение "У реки Вавилонской" написано выразительными средствами классической музыки, обладает текучей мелодической линией, где скромно и целесообразно использованы некоторые полифонические приемы. Музыкальный язык псалма имеет в какой-то мере национальный оттенок. Комитас даже здесь использовал армянские мотивы: начальные обороты песен "На берегах матери Аракс" и "Я услышал нежный голос".

Одним из ярких выражений патриотических чувств композитора является также песня, написанная в Германии, "Родной язык, родной диалект" на стихи Степана Назаряна. Комитас хорошо понимал значение пропаганды родного языка для национально-освободительной борьбы народа.
В песне "Родной язык, родной диалект", написанной для двухголосного хора, чувствуется влияние армянских городских лирических песен. Откликом на это сочинение годы спустя послужит комитасовская обработка песни на стихи Нерсеса Мезпуряна "О, великий язык", которая выделяется совершенным мастерством хорового письма. "Европеизмы", которые в песне достаточно явны, не помешали ее широкому распространению: она стала истинно народной.
Независимыми от народных источников произведениями являются также развернутый хор "Весна" (слова О.Ованнисяна), "Отдыхал я в саду" - романс на стихи О.Ованнисяна, марш Армянского всеобщего благотворительного союза и др.

К ряду самостоятельных сочинений Комитаса относятся также его оперные замыслы. К сожалению, работы по созданию опер - лирико-бытовой "Ануш" (по О.Туманяну), комедийно-бытовой "Вред благовоспитанности" (по А.Пароняну), историко-патриотической "Вардан" (возможно по Р.Патканяну) и героико-эпической "Давид Сасунский" - композитору не удалось завершить. Несколькими контурами оперы "Вардан" и маленьким фрагментом оперы "Давид Сасунский" ограничиваются дошедшие до нас рукописные материалы. Согласно исследованиям, Комитас завершил первую, вторую, частично третью картины оперы "Вред благовоспитанности". До нас дошли отрывки из "Ануш", свидетельствующие о ярко национальной направленности оперы. Композитор использовал как крестьянские, так и свои собственные мелодии, такие же простые, доступные, как народные. В опере есть два законченных вокальных фрагмента, для которых Комитас использовал также и гусанские песни.
Есть в комитасовском наследии жемчужины, которые часто включают в число его обработок, не осознавая их оригинальности и присутствия в них яркого авторского начала.

Это замечательная миниатюра "Кагавик" ("Куропатка") на слова Ованеса Туманяна, развернутая песня-импровизация "Антуни" ("песнь странника"), наконец, песня-марш "Храбрецы Сипана" на текст Манука Абегяна. Между тем, эти песни являются оригинальными произведениями.
"Кагави ерг" или "Кагавик" написана для певца-солиста, одноголосного хора и фортепиано. Это произведение - результат сотрудничества Комитаса с Ованесом Туманяном - замечательным армянским поэтом, творчество которого тоже непосредственно связано с народным фольклором. Вот почему в этой миниатюре так органично сливаются мелодия, текст и сопровождение. Мелодия основана на звукоподражении горной куропатке, а фортепианное сопровождение своими игривыми всплесками арпеджио как бы обрисовывает ее озорной и жизнерадостный характер.

Сегодня есть множество обработок песни "Кагавик" Комитаса для различных инструментов. В различных трактовках миниатюра "Кагавик" входит также в программу обучения в музыкальных школах Армении.
Другой мир образов перед нами открывает развернутая хоровая композиция "Ло-ло" (или "Храбрецы Сипана"). "Ло-ло" - замечательный образец героического стиля в хоровой музыке. Здесь Комитас получает большую свободу в организации хоровой фактуры: выразительны резкие ходы в партии теноров, выражающие боевые кличи приближающего армянского отряда воинов.
Мелодия "Антуни" по своим размерам, сложности формы, ладовой структуры и другим аспектам выразительности выходит далеко за рамки обработок Комитаса. Завершения каждой строфы долгой протянутой нотой, паузы-вздохи, напряженные речитативные возгласы - эти приемы наделяют музыку Комитаса неповторимой эмоциональностью и чертами театральной выразительности.
В целом Комитасом создан сильный образ мученика-скитальца, оторванного от родной земли, обреченного на смерть на чужбине.

Обработка армянских крестьянских песен настолько занимала Комитаса, что он уделял мало времени созданию независимых от этого первоисточника произведений. Несмотря на это, даже судя по найденным и вышеупомянутым материалам, можно сказать, что он создал целый ряд авторских сочинений непреходящей художественной ценности.

Добавлено (2009-12-07, 4:49 Pm)
---------------------------------------------
Статьи Комитаса о церковной музыке

Будучи всесторонне одаренным музыкантом, Комитас явился основоположником армянского музыкознания. Требовательный, смелый человек, обладатель острого ума, Комитас-ученый первым изучил армянскую народную и духовную музыку, правдиво трактовал и раскрыл ее, доказав всему миру, что у армянина есть своя самобытная музыка. Множеством своих теоретических трудов он заложил основы новой эпохи армянской теоретической мысли и музыкальной истории. Теоретические исследования Комитаса печатались не только в армянских, но и в немецких, французских журналах. Однако у него была и масса неопубликованных работ, которые, к сожалению, не сохранились. В осуществлении серьезных теоретических исследований Комитасу очень помогло блестящее образование и глубокие познания в области восточной и в особенности армянской музыки.

Музыковедческие труды гениального армянского композитора являются результатом долгих лет упорного труда. По мнению Комитаса, "для того, чтобы выполнить такую работу безукоризненно и добросовестно, не хватит жизни одного человека. Над изучением истории музыки какого-либо европейского народа работали сотни специалистов, трудясь веками, десятки организаций помогали публиковать сотни томов. Только благими намерениями не напишешь национальную историю музыки, тем более армянской музыки".
Деятельность Комитаса положила начало качественно новому этапу развития армянской музыкально-теоретической мысли

Добавлено (2009-12-07, 4:50 Pm)
---------------------------------------------
Армянские церковные напевы

Традиция приписывает открытие или канонизацию древних армянских церковных напевов, которые, по всей видимости, являются достижением периода открытия армянской письменности, Святому Сааку. А до изобретения письменности в армянской церкви песнопениями были псалмодии. Со временем при псалмодии стали развиваться и мелодии шараканов.
Неизвестно на какие мелодии пелись псалмы: возможно, на древние народные мелодии.

В V веке изобретение письменности и перевод книг повлекли за собой и возникновение духовных песен. Постепенно развились церковное богослужение и часослов. Появился целый ряд певцов, которые сочиняли шараканы, речи и оды, чтобы объяснить народу суть значения церковных, монашеских и святых праздников.
Так пение псалмов уступило место мелодиям духовных гимнов - шараканов.
После мелодий шараканов постепенно появились различные виды тагов, гандзов, аветисов (благовещаний) и других духовных песен - по требованию торжественного богослужения.
Эти жанры тоже в целом оды, только их пел народ. Они со временем настолько распространились и разветвились, что каждый церковный праздник уже имел свой специальный таг. Из них было собрано три сборника по жанрам: Тагаран, Гандзаран и Ергаран (песенник).

Таги: Их содержание выражает в прямой или аллегорической форме заповеди Христа и какой-либо яркий момент из жизни и мученичества святых.

Гандзы: Они выражают пожелание миру. В конце XIV и особенно в начале XV века гандзы пелись при погребении над усопшими, дабы выразить прощение и суетность мира. Различие между Гандзами и Тагами в том, что первые - это речи с внешним видоизменением в строфической форме.

Аветисы: Их содержание взято из Святого Евангелия - эпизод вещания ангелами пастухам благой вести о рождении Иисуса. Аветисы приписывают Мовсесу Хоренаци.
Содержание шараканов очень богато, они выражают религиозные чувства. Главные части содержания:
а) суть веры; б) заповеди Христа; в) советы церкви; г) фрагменты, освещающие идею какой-либо заповеди Христа; д) святые, способствовавшие распространению христианской веры. Естественно, святая книга, имеющая столь богатое содержание в стихотворной форме, должна была иметь и развитую музыкальную часть, соответствующую религиозному чувству.

Этот факт объясняется следующим образом: мелодии тагов, гандзов и других духовных песен в разных веках по чужому вкусу и усмотрению, видоизменялись и разрастались, ибо их применение не было обязательным в богослужении, а мелодии шараканов, постоянно будучи в употреблении, причем с конкретными ограничениями, по сути не менялись. Правда, после XVIII века некоторые дьячки, желая угодить некоторым константинопольским амирам - любителям армянских шараканов, дабы тем самым добиться от них покровительства и щедрости, стали соперничать друг с другом, стараясь как можно вычурнее "украсить" мелизматикой и импровизационностью шараканы, что нарушало прежнюю простоту мелодии. Тем не менее, мелодии шараканов в основном дошли до нас без изменений.
Манрусум:

Древние музыканты под Манрусумом подразумевали учение о церковных песнях, мелодиях и хазах (армянской нотописи).
Знатоков Манрусума было немного. Они скрывали свое знание, точно так же, как 50 лет назад константинопольские музыканты превратили современную настоящую армянскую нотопись в проблему. Если бы музыканты, которых в то время называли мудрецами или философами, не скрывали этого, то вместе с другими записанными, рукописными или переписанными песенными сборниками до нас дошло бы по крайней мере еще несколько образцов трудов о древних хазах и гласах, которые составляли основу Манрусума.

Добавлено (2009-12-07, 4:51 Pm)
---------------------------------------------
Армянская церковная музыка

Армянская церковная и народная музыка основана не на европейской октавной системе, а на системе тетрахордов - причем так, что последний звук предыдущего тетрахорда становится первым звуком следующего.

Литургия

На основе сцепленных тетрахордов сочинены наши и народные, и церковные мелодии, которые являются “братом и сестрой” и имеют одно и то же строение. Мелодии, не поддающиеся тетрахордовой системе, чужеродны.
Наша музыка по всему своему национальному духу и стилю столь же восточна, сколь и персидско-арабская. Но ни персидско-арабская музыка не может быть нашей, ни наша не может быть ее частью. Другой вопрос - что она подверглась их влиянию, так же как наш язык является ветвью индо-европейского, подобно персидскому, курдскому, немецкому и др. Но наш язык - ни немецкий, ни персидский, ни курдский.
Законы акцентуации музыки и речи тесно связаны между собой. Акценты обеих, нераздельно развиваясь, должны представлять органическое единство, в противном случае сочетание текста и музыки основательно нарушается, ибо там, где акцентируется текст, музыка безударна, и наоборот - так мелодия тянется.

Значение хазов шаракана

Действительно, я нашел ключ к армянским хазам и даже читаю простые записи, но пока не дошел до последнего пункта, ибо для того, чтобы проникнуть в загадочный смысл каждого хаза, даже копаясь в десятках рукописях, иногда нужны месяцы. А хазов, имеющихся у меня под рукой, причем самых известных, пока 198; оставим в стороне неизвестные, которых чересчур много.
Пусть армянская общественность простит и потерпит, пока, по мере возможности, окончательно завершу свои трудные исследования, уже длящиеся более десятилетия. Надеюсь, что в ближайшем будущем, отдельными томами, они станут достоянием общественности.
 
НАТАЛИДата: Суббота, 2010-02-20, 12.25.05 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Комитас
Կոմիտաս
Սողոմոն Գևորգի Սողոմոնյան





Его отец — Геворк Согомонян — был сапожником, в то же время он сочинял песни и обладал красивым голосом. Яркими музыкальными способностями отличалась также мать композитора — Тагуи, которая была ковровщицей. Безрадостным и полным лишений было детство Комитаса. Он потерял мать, когда ему ещё не было и года. Из-за занятости отца заботу о ребенке взяла на себя бабушка. В 7 лет Комитас поступил в местную начальную школу, после окончания которой отец его отправил в Брусу — продолжать обучение. Последнее ему не удалось, и 4 месяца спустя он вернулся домой окончательно осиротевшим: скончался отец, а Согомону было лишь 11 лет… «Он был щуплым, слабым и бледным мальчиком, всегда задумчивым и добрым. Он плохо одевался», — таким вспоминал Комитаса один из его одноклассников. Согомона часто видели спящим на холодных камнях прачечной. Он превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли «маленьким бродячим певцом». Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан также и тому событию, которое основательно изменило весь ход его жизни.

В 1881 году священник Кутины Г.Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин — принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту — на учёбу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я не говорю по-армянски, если хотите — спою». И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время преодолевает все препятствия, в совершенстве овладевает армянским.

В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха. В 1893 он завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.

В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.

Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы — Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещает императорский университет Берлина — лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В годы учёбы он имел возможность «общаться» с европейской музыкой — ещё более обогащая запас знаний, заниматься музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного Музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.

 
НАТАЛИДата: Суббота, 2010-02-20, 12.25.37 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

Почтовая марка СССР, посвящённая Комитасу, 1969, 6 копеек (ЦФА 3799, Скотт 3645)

В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин и сразу разворачивает свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии, создаёт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен. Серьезно занимается также научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревается создать музыкальный эпос «Сасна црер» и продолжает работу над оперой «Ануш», которую начал ещё в 1904 году.

Он сосредотачивает своё внимание на темах, касающихся народного музыкального творчества, раскрывает содержание народных песен. Конечно, подобное мировоззрение должно было привести к неизбежному конфликту между Комитасом и церковью. Постепенно безразличие новых руководителей, отрицательное отношение отсталого слоя церковных деятелей, сплетни и клевета возросли настолько, что отравили жизнь композитора — человека, который остался в представлении современников как абсолютно светский человек. Конфликт настолько углубился, что Комитас отправляет письмо католикосу, умоляя освободить его и позволить спокойно жить и творить. Это прошение остается безответным, а преследование Комитаса становится ещё более явным. В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь. Он думал, что там он найдет такую среду, которая его поймет, защитит и поощрит его деятельность, и тут он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не удается осуществить это предприятие (впрочем, как и многие другие). Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.
В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижёр. Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был одарен большой силой воздействия на своих слушателей. Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс… В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!» И в Константинополе Комитас не нашел бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в Константинополе он был лишен и этого. Тем не менее, он продолжал напряженно работать. Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр — «Патараг» («Литургия»), написанный для мужского хора. Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного Музыкального общества он читает два доклада: «Армянская народная музыка» и «О старой и новой нотописи армянской духовной музыки», которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть непредвиденный в программе доклад на тему: «О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки». В период I мировой войны правительство младотурков начало осуществлять свою чудовищную программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению части армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. И несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращен в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжелых думах — сломленный и печальный. В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской музыки нашел свое последнее пристанище в Париже, в пригородной лечебнице Вил-Жуиф, проведя там почти 20 лет. 22 октября 1935 года прервалась жизнь Великого Комитаса. Весной 1936 года его прах был перевезен в Армению и предан земле в Ереване — в пантеоне деятелей культуры. Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру… «Армянский народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное „я“. Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда». (Католикос всех Армян Вазген Первый)

Перед Святейшим мальчик пел.
И чистый голос возносился
Через невидимый предел —
И с неба прямо в сердце лился.

Так, может, ангелы поют
В свой самый тихий час вечерний
Про неба ласковый приют,
Даря надежду и прощенье…

А вот он — выросший, немой —
Бредёт, от ужаса шатаясь,
Струятся по земле родной
Ручьи кровавые, сплетаясь.

И бьётся крик в его ушах,
Привыкших к музыке небесной —
Еще один, последний шаг
Ко дну разверзнувшейся бездны…

В больничном платье у окна
Стоит безмолвная фигура.
И плачет тонкая струна,
Читая мрака партитуру…

Перед Святейшим мальчик пел.
Стозвонный голос возносился
Через невидимый предел —
И с неба прямо в сердце лился…

Анна Полетаева

 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » Комитас:
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz