Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2017-08-17, 11.53.12
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆ. ARMENIA » Камни заговорили, открытие армянских ученых *
Камни заговорили, открытие армянских ученых *
NvardДата: Суббота, 2011-02-12, 02.27.05 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 333
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


проф. Г.А. Ваганян

ax-XXXIПосвящается 20–ой годовщине катастрофического землетрясения в Армении,

7 декабря 1988г.


Вместо Аннотации


“Дело в том, что и культурное прошлое Армении, по нашему убеждению, нельзя представлять и даже непозволительно изучать иначе, чем как существенную и творческую часть всемирной культурной общности. Армянская нация, та самая армянская нация, для которой нынешние господствующие силы затрудняются определить место на земном шаре для самостоятельной спокойной жизни и отказывают в самом этом праве, не видят даже усыпанную тысячами и тысячами великолепных культурных памятников исконную обетованную землю армян, где жил этот народ, неразрывными и неопровержимыми узами связанный со всем цивилизованным человечеством и особенно с народами Европы, - эта самая армянская нация не только облагораживает их, но и является важнейшим звеном для изучения возникновения и путей развития всех их культур” (Марр Н. 1925).

Введение

В данной работе обобщены результаты исследований, охватывающих двадцатилетний период времени в рамках проекта «КареДаран - АркаЛер» (www.iatp.am/ara) по накоплению, оцифровыванию, систематизации, классификации, сопоставлению и оценке наскальных рисунков (петроглифов), обнаруженных на территории Армении. В итоге втаблице 13 даны типичные знаки и символы, извлеченные из компьютерной базы армянских наскальных рисунков (7-6 тыс. до н.э., Гегамские и Варденисские горы, а также горы Сюника) в сравнении с символами культуры Винча (6-5 тыс. до н.э., Старая Европа). При этом знаки культуры Винча представлены тремя группами: символы, датируемые ранним периодом в развитии культуры Винча, затем символами общими для всех периодов и, наконец, другие символы (http://www.omniglot.com/writing/vinca.htm).

Ключевые слова: наскальные рисунки, символы, знаки, рисунчатое письмо, речь, язык, мышление.

Анализ знаков каждой группы таблицы 13 в отдельности и в целом показывает, что символы Винча и типичные символы армянских наскальных рисунков (архетипов знаков рисунчатого письма) не только сходны, но и идентичны. Причем уровень идентичности выше у более ранних символов. Полная (100%) идентичность наблюдается у 28 символов Винча раннего периода, 90% - у 37 общих символов Винча и около 80% - у других 142 символов Винча.

Таблица 13

Типичные символы армянских наскальных рисунков (7-6 тыс. до н.э.) в сопоставлении с символами культуры Винча (6-5 тыс. до н.э.)






* Из таблицы армянских иероглифов (http://www.iatp.am/culture/hieroglyphs.htm)
** Лори, Апаран, Бронза, нач. 2 тыс. до н.э., 9см., Государственный музей Армении
*** Космическая модель, 2 тыс. до н.э., Севан
Z - Античный армянский иероглиф
ZZ - Лори, конец 2 тыс. до н.э.

Таким образом, общий вывод, основанный на результатах исследований 142 знаковтаблицы 13, однозначен - знаки Винча восходят к культуре символов протоармянской системы наскального искусства (рисунчатого письма). Это поразительное открытие убедительно свидетельствует о существовании древнейшей сети межкультурной коммуникации Старой Европы (представленной в культурах Старчево и Винча, 6-5 тыс. до н.э.) и Армянского нагорья (представленной в культуре протоармянской цивилизации, 7-6 тыс. до н.э.).

То существенное заключение, к которому приводит нас этот факт, может быть изложен следующим образом: Армянское нагорье было теснейшим образом связано с другими культурными центрами современного ему мира. В 6-м тысячелетии до н.э. на земле уже существовал целый ряд таких культурных центров, и они вовсе не были (как долгое время думали историки, археологи, искусствоведы и культуроведы) обособлены друг от друга, а напротив, были связаны между собой как постоянными сношениями, так и взаимодействием идей и знаний. В сферу этих отношений входили также культурные племена и народы, населявшие в те века Старую Европу и Переднюю Азию, обе стороны Кавказского хребта и области древней Армении (Сардарян С.А. 1967, 2004; Айвазян С.М. 1977, 1986, 2008; Петросян С.Б. 1987; Мартиросян А.А. 1971, 1982; Мовсисян А. 1992, Турчанинов Г.Ф. 1999; Любин В.П., Беляева Е.В., Годзевич Б.Л. 2004, 2005, 2008).

Результаты проведенных исследований позволили также идентифицировать первоисточник происхождения и идейного содержания знаков финикийского консонантного алфавита (1300г. до н.э.).В таблице 13апредставлены знаки самого древнего в мире протосинайского (1700г. до н.э.) и финикийского алфавитов в сопоставлении с основными знаками, архетипами армянского рисунчатого письма, выявленными в базе армянских наскальных рисунков. Сравнительный анализ символов таблицы 13а и систематизированной таблицы знаков 13б, составленной авторами на основе публикации Мурадяна Ф.М (1993) о 180 пиктограммах из Апаранского района, выдолбенных на камнях кромлехов погребальных сооружений поселении-крепости на берегу Апаранского водохранилища в 3-х км. к юго-востоку от села Кучак, датируемых в пределах 18 – 14 вв. до н.э., привел к следующему выводу: типичные знаки, архетипы рисунчатого письма из армянских наскальных рисунков являются прототипами апаранской писаницы, протосинайских и финикийских алфавитных знаков и символов.

Таким образом, становится видимой результирующая точка («альфа и омега») решении проблемы происхождения древнейшего в мире алфавита. Армянское нагорье (точнее территории современной Армении) было ключевым местом зарождения культуры речевого и визуального мышления людей, обеспечивших непрерывное и синергетическое генерирование и накопление знаний, выраженных в глубине и качестве познания и описания окружающей действительности, мира. Армянское нагорье стало уникальным центром знаний, формирования когнитивной информации и коммуникации, производства и трансфера материальных и нематериальных ценностей, сыгравших исключительную роль в становлении культуры в мире в целом и, в частности, в Старой Европе, Передней Азии, в Сирии и Палестине (Марр Н. 1925, 1990; Брюсов В. 1916, 1940).

До недавнего времени многие ученые семитологи придерживались того мнения, что на создание знаков финикийского алфавита оказало большое влияние псевдоиероглифическая протосинайская символика(см. таблицу 13а), которая, в свою очередь, является результатом трансформации предшествующей ей культуры идеограммной формы письма, используемой в Египте. В Египте были обнаружены камни со знаками (проф. Дж. Дарнелл и его супруга 1999, 2005), которые были идентифицированы в качестве возможных прототипов финикийских символов. Некоторые ученые попытались прочесть эти знаки на древнем арамейском языке. Они выдвинули гипотезу, что при создании алфавита древним семитам помогли египтяне со своим опытом иероглифического письма.

Однако результаты исследований армянских «наскальных документов», которые сами “подсказывают, рассказывают и утверждают”, причем на доступном языке, говорят о другом. Ученый мир сегодня продвинулся на шаг вперед к осознанию новых подходов и открытий, и должен быть готов к пересмотру устаревших взглядов. С учетом новых выводов потребуются новые исследования, новые концепции по корректировке и реконструированию истории древнейших цивилизаций, по выявлению траекторий, критического пути («ориентированного графа без петель и контуров») в идентификации алгоритмов трансформации петроглифов, наскальных знаков, символов письма, закономерностей передачи архезнаний, в том числе, речевых навыков, имплементации культур различных племен и народов и их роли в становлении, развитии и сохранении материальных и нематериальных ценностей (Ароян Н.О. 1972, 1973, Anati E. 2005; Martirosyan H. 2005, 2008; Погосян Г. 1987, 2007, Vahanyan V.G. 2008, 2009).

Таблица 13а





Таблица 13б


Таблица новонайденных пиктограмм из Апаранского района
(составлена на основе публикации Мурадяна Ф.М.)




Учитывая выводы о том, что в основе происхождения египетских, хеттских, индийских и урартских идеограмм и иероглифов лежат артефакты армянского наскального искусства (культуры рисунчатого и идеограммного письма), можно заметить, что творцы древнейшей формы письма и их наследники непрерывно дополняли интеллектуальный капитал, который обеспечил диалектическое отражение и влияние «содержания на форму» и соответственно «формы на содержание» (Ваганян Г., Степанян А., Кочарян Л., Ваганян В. 1985, 1993, 2004, 2005).

Этот опыт интеллектуальных достижений различных исторических эпох, связанных с деятельностью генетически родственных друг другу ранних охотников, собирателей, скотоводов и земледельцев в виде различных этапов генезиса визуальной и оральной коммуникации; языка и речи; наскальной живописи; рисунчатого письма; идеограмм и иероглифов; алфавитного письма (фонетического, силлабо-псевдоиероглифического и консонантного) позволил их наследникам дойти до изобретения современного национального алфавита с включением гласных букв. Такой путь проделали далекие предки армянского народа, аборигены Армянского нагорья.

Еще в 1925г. академик Марр Н. отметил, что в современном армянском языке сохранились уникальные знания и артефакты (лингвистические и языковые архетипы, мыслительные протоструктуры и связи) древнейших народов с которыми предки армян находились в межкультурных коммуникациях. Многие из народов не дожили до наших дней, но память о них, психологические, этнические и лингвистические следы их деятельности, чувства, эмоции, способы мышления и характеры поведения в форме соответствующих когнитивных семантических идей, слов и их «комбинаций» имплементированы в армянском языке, в его диалектах.

В 1993г. была подготовлена и в 2006г. опубликована монография «Каменная летопись цивилизации»(Ваганян Г., Ваганян В.) о феномене знаниеемкости, информоемкости и информативности «каменного протоармянского языка» – одного из древнейших в мире. В ней предложены когнитивная модель эволюции мышления человека каменной эпохи, алгоритмы дизайна первых простейших идей – слов и структура ключевых понятий протоязыка, а также модель описания языковой картины мира. Армянский язык обозначен как «не тлеющий очаг, носитель скрытых знаний, протокультуры и искусства древнейших цивилизаций Европы и Азии, Востока и Запада».

Авторы аргументировали выводы о том, что творцы мотивов самых ранних наскальных рисунков обладали развитым мышлением и речью, коммуникационными способностями, владели искусством визуализации идей и проектирования слов и более сложных понятий и конструкций благодаря интенсивному, гармоничному, сбалансированному развитию и взаимодействию основных функций двух полушарий головного мозга человека – правого и левого полушарий, отвечающих за логическое (аналитическое) и образное (визуальное, графическое, геометрическое) мышление. Асимметрия мыслительных способностей мозга человека способствовала культурной устойчивости и росту жизнеспособности.

Единичные симультанные наскальные изображения Армении указывают на ранние этапы развития мыслительного процесса и на доминантность правого полушария у местных жителей. Латерализация полушарий у предков армянского народа произошла очень рано. Возможно на этом раннем этапе у предков армян возникли навыки речи (Ваганян Г, Степанян А. 2005).

Памятники археоастрономии, зодиакальные знаки и созвездия, рисунки диких и одомашненных животных, изящные, стилизированные, подчас идеальные формы изображений женщин, мужчин и детей, схемы пещер, планировки односекционных и многосекционных построек, разновидности колесного транспорта, повозок, телег (с фрагментами пашенного земледелия с упряжными пахотными орудиями, парной запряжкой волов), а также колесниц, виды местности с высоты птичьего полета, с поражающим репертуаром сюжетов и композиций в различных деталях исполнения, в вариациях форм, особенно на фоне многочисленной пластики, характерны для всех без ограничений очагов наскального искусства Армении.

Как системообразующий фактор они оказали огромное влияние на качество содержания и формы познания древних людей, на становление интеллектуальной и поведенческой культуры различных племен и народов Армянского нагорья, оказали бесспорное влияние на многие цивилизации, способствовали их прогрессу в Передней Азии, Палестине, Междуречье, в Старой Европе, в Индии и Средней Азии. Отголоски этих взаимовлияний отчетливо прослеживается не только в культурах народов протоиндоевропейской и индоевропейской языковой группы, но и некоторых представителей семитской языковой группы, в частности, древних предков евреев. Значение данного открытия трудно переоценить, особенно для исследований в области истории цивилизаций, культурологии, археологии, эпистемологии, психологии и этнографии, письма и коммуникации, а также искусственного интеллекта, управления знаниями. Особенно много инноваций можно ожидать в сфере арменоведения.


 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆ. ARMENIA » Камни заговорили, открытие армянских ученых *
Страница 1 из 11
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz