Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 2024-04-17, 01.42.07
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » GENERAL » GENERAL » СУДЬБА АРМЯНСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ В ГРУЗИИ
СУДЬБА АРМЯНСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ В ГРУЗИИ
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-24, 07.05.15 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ТБИЛИССКУЮ БИБЛИОТЕКУ ИМЕНИ ТУМАНЯНА МЫ ПОТЕРЯЛИ

# ЧТО НА ОЧЕРЕДИ? Эта статья была написана по горячим следам истории, касающейся судьбы тбилисской библиотеки им. Туманяна. Эта история широко муссировалась, причем практически всегда преподносилась с большими искажениями, и многие наши соотечественники получали неверное представление о проблеме. В контексте сегодняшних событий, касающихся армянских памятников культуры на территории Грузии, статья вновь обрела актуальность. Вопрос этот не праздный и не риторический. Сегодня мы практически потеряли библиотеку им. Туманяна в Тбилиси. Обидно и больно в этом признаваться, однако мы фатально запоздали. Книги библиотеки являлись собственностью мэрии города, и она распорядилась ими по-своему. Распределила по разным библиотекам и культурным центрам. Но если спасти библиотеку уже невозможно, то еще не поздно на правительственном уровне выкупить мемориальное здание, вернее, помещение дома площадью в 200 кв. м, и после капитального ремонта открыть здесь, скажем, армянский культурный центр имени Туманяна. Шанс спасти это мемориальное здание упирается в личность фактического владельца теперь уже бывшей тифлисской квартиры Ованеса Туманяна по ул. Давиташвили, 18, грузинского коммерсанта по фамилии А. Лежава. Немного истории Библиотека имени Туманяна (многие упорно путают ее с библиотекой Туманяна, которая в свое время была перевезена в Ереван и находится в Музее Туманяна) была учреждена в 1937 году. За три года до этого, в 1934 году, квартира Туманяна, к тому времени уже ставшая квартирой вдовы поэта Ольги Туманян, была уплотнена, несмотря на специальное постановление тифлисских городских властей, которые еще при жизни писателя в 1921 году заявили, что дом должен сохранить свой первозданный вид и не подлежит ни реквизиции, ни уплотнению. К этому времени Ольга и семья сына поэта Мушега занимали весь третий этаж здания. Ольга с дочерьми и внуками проживала в гостиной и кабинете. В другой части квартиры проживал Мушег с женой и тремя детьми. Он оставил за собой столовую и одну из детских комнат. Мушег был репрессирован в 1937 году и год спустя скончался в ссылке. В 1947г. председатель Союза писателей Армении Аветик Исаакян обращается с официальным письмом к руководству Союза писателей Грузии с просьбой не уплотнять квартиру Ольги Туманян. За Ольгой оставляют кабинет писателя, гостиную, а также знаменитый на весь Тифлис балкон, выходящий на улицу Вознесенскую. А знаменит этот балкон был тем, что здесь великий поэт часто выступал с речами, обращенными к грузинским писателям, которые приходили сюда, чтобы приветствовать своего великого армянского собрата по перу. Хозяин дома, тифлисский армянин Хачатуров, из уважения к памяти великого поэта и с учетом весьма стесненного финансового положения жильцов взимал с них чисто символическую плату, а впоследствии и вовсе перестал брать с них деньги. Ольга Туманян переехала в Ереван в 1949 году. В том же году было принято постановление правительства Армении о строительстве Музея Ованеса Туманяна – по образцу его тифлисского дома. Ольга Васильевна Туманян в 1952 году вместе с дочерью Ашхен перебралась в здание нынешнего Музея Туманяна, строительство которого к тому времени было в основном завершено. Семье Туманяна были отведены на первом этаже три комнаты с кухней и ванной комнатой. В числе 16 библиотек города Судьба тбилисской библиотеки им. Туманяна складывалась непросто. В 1952 году она была перенесена в квартиру по ул. Давиташвили, 18. Это также была одна из квартир, в которой в свое время проживал Ованес Туманян. Мэрия Тбилиси выделила для библиотеки четыре комнаты. 12 лет библиотека находилась на балансе мэрии города. После распада СССР начался новый и далеко не самый благополучный этап в жизни библиотеки. В НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ, когда в Грузии начались перебои с поставками газа, из-за невозможности за него платить было принято решение взять необходимые средства в долг у олигархов-бизнесменов. Когда же пришло время расплачиваться с богатыми заимодавцами, с ними стали рассчитываться жилплощадью, в частности, самым незащищенным звеном - библиотеками. В черном списке в числе других 16 тбилисских библиотек оказалась и библиотека им. Туманяна. С той поры начались настоящие мытарства для маленького коллектива библиотеки, его главных и верных хранителей – дочери Мушега Туманяна Надежды и ее дочери Алены Колесниковой. Пошел бесконечный поток писем-прошений в мэрию города, в армянскую общину, в редакции газет и журналов, к депутатам грузинского парламента, к Вану Байбурту, к послу Грузии в Армении Ревазу Гачечиладзе, в Посольство Республики Армения в Грузии, в правительства Грузии и Армении, в министерства культуры обеих республик... Грузинская пресса, нужно отдать ей должное, то и дело обращалась к этой проблеме, била в набат. Характерный заголовок ряда публикаций – "Над библиотекой Туманяна вновь сгустились тучи"... В средствах массовой информации год или два назад промелькнула информация, что бывший в то время президентом РА Роберт Кочарян во время пребывания в Грузии решил вопрос библиотеки им. Туманяна на самом высоком уровне. Казалось бы, библиотеку сумели отстоять. Но прошло время и над библиотекой вновь нависла угроза ликвидации. Особенно обострилась ситуация в последние несколько месяцев. ВОТ ТАКАЯ НЕВЕСЕЛАЯ ИСТОРИЯ. Всего каких-нибудь пять-шесть лет назад владелец дома - Лежава, который всегда держался очень корректно и уважительно, был готов уступить дом за $25 тысяч, но даже этой суммы не нашлось у Министерства культуры Армении. Между тем сегодня ситуация резко изменилась - речь уже идет о миллионе долларов. На Туманяна денег не нашлось Свое беспокойство по поводу ликвидации библиотеки и мемориального дома Туманяна выразила внучка поэта Ирма Сафразбекян: - ВСЯ ЭТА ИСТОРИЯ УДРУЧАЕТ. Равнодушие и бюрократизм грузинских властей понять можно. Гораздо труднее понять позицию нашего правительства. Меня просто поражает бездействие армянских властей. Куда только я ни обращалась в последние годы – и в парламент Армении, и ко всем министрам культуры. Все безрезультатно. На Туманяна у них не находится денег. Непосредственно перед 140-летним юбилеем уничтожается дом писателя. Разве это не фарисейство? А совсем недавно, в конце ноября, эта история совершила еще один, по-видимому, уже завершающий виток. Правнучку Туманяна Алену Колесникову, фактически последнего хранителя туманяновского тифлисского очага, заставили освободить четыре комнаты, занятые прежде библиотекой. Новый хозяин помещения поменял дверь и готовится приступить к капитальному ремонту. Мы потеряли еще один важный островок армянской культуры в Грузии. В сегодняшнем контексте эта потеря обретает еще более удручающий оттенок. Отшумел скандал по поводу армянской церкви Св.Норашен, потом обрушилась церковь Мугнецоц Св.Геворка. У нас есть все основания беспокоиться о дальнейшей судьбе армянского кладбища в Ходживанке. Будем ждать грома или перекрестимся сейчас?..
# Сусанна ОВАНЕСЯН

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-24, 07.30.15 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Скандал с осквернением армянской церкви Святой "Норашен" в Тбилиси набирает обороты

Скандал с осквернением армянской церкви Святой "Норашен" ("Сурб Норашен") в Тбилиси и попытками "огрузинить" этот храм набирает обороты. Неоднократные обращения посольства Армении в Грузии, Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви и армянской общественности к грузинским властям с просьбами предпринять меры по предотвращению инцидентов, связанных с армянской церковью "Сурб Норашен" не возымели соответствующего эффекта, а безнаказанность привела к новым актам вандализма. Об этом, комментируя ИА REGNUM недавнее осквернение могил у армянской церкви, заявил посол Армении в Грузии Грач Силванян.

Посол напомнил, что 16 ноября на территории церкви произошел очередной инцидент, инициатором которого вновь стал священнослужитель Грузинской Православной Церкви Тариэл Сикинчелашвили. Под личным руководством этого священнослужителя, под предлогом благоустройства территории церкви, были осквернены и выкорчеваны расположенные у храма две надгробные плиты известных армян, меценатов Тамамшевых (Тамамшянов) Михаила Ивановича и Лидии Петровны, внесших весомую лепту в градостроительство и благоустройство города Тбилиси. Осквернение могил с его стороны имело место и несколькими годами ранее. В частности, Сикинчелашвили перенес и пытался установить под стенами "Сурб Норашен" надгробные плиты с грузинскими надписями XIX века. Кроме того, в августе сего года, под руководством названного лица, церковь была незаконно обнесена оградой, на которой установлены знаки принадлежности к Грузинской Православной Церкви. Можно лишь предполагать, какие изменения внес этот "реформатор" внутри самого храма, так как доступ в церковь для общественности его же стараниями закрыт.
"Армянская сторона осознает, что в Грузии действует принцип отделения церкви от государства, а также то, что политическое руководство Грузии занимало и занимает конструктивную позицию в вопросах, касающихся статуса Грузинской Епархии Армянской Апостольской Церкви, принадлежности ряда церквей, принятия нормативных актов о религиозных объединениях, свободе совести и вероисповедания", - подчеркнул посол. Он отметил, что неурегулированность вышеназванных вопросов позволяет некоторым светским и церковным радикалам разжигать страсти, "своими провокационными действиями и высказываниями нагнетать негативные эмоции в грузинском обществе, искусственно создавая настроения недоверия и напряженности между представителями разных национальностей Грузии".

"Эти лица посягают, в частности, на величайшее историческое достояние - вековую взаимную дружбу, доверие и симпатию между армянским и грузинским братскими народами. Посольство уже выразило протест против действий священнослужителя Тариэла Сикинчелашвили и надеется, что данный вопрос будет рассмотрен в рамках юрисдикции государственных властей Грузии и будет дана соответствующая правовая и моральная оценка", - резюмировал посол.

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-24, 07.32.27 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Эксперт: Грузия не имеет оснований претендовать на памятники исторической Армении

Analitika.at.ua. В последнее время Грузия активизировалась в вопросах возвращения находящихся на территории исторической Армении церквей и монастырей, однако Грузия лишена основания для предъявления претензий к армянским историческим памятникам, считает историк, директор организации по изучению армянской архитектуры Самвел Карапетян.

По словам историка, на протяжении долгого времени "грузины объявляют "жемчужинами грузинского церковного зодчества" и хотят любой ценой присвоить себе армянские исторические памятники, расположенные на территории исторической Армении", в частности в армянской провинции Тайк (провинция Артвин в современной Турции).

"Притязания Грузии на армянские памятники сформировались еще в начале советского периода. Свои претензии к армянским памятникам грузины обуславливают надписями на грузинском языке. Однако это не является основанием", - заметил Самвел Карапетян. Он отметил, что надписи на армянских церквях в действительности сделаны на грузинском языке, однако там допущены серьезные ошибки, которых "грузины не могли допустить". По словам историка, это свидетельствует о том, что их сделали армяне, принявшие халкедонство.

Карапетян также напомнил, что в 451 году в Халкидоне было провозглашено вероучительное положение христианства, однако Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) выразила несогласие с положением Халкедонского Собора. ААЦ создала Армянский патриархат, но в 630 году по примеру Грузинской Церкви, армянский Католикос Езр I и последующие пять католикосов на 85 лет приняли халкидонство. Влияние Халкидонского Собора продолжалось до католикоса Освнана Одзнеци (717 год). На собрании служителей Армянской Церкви в 726 году было принято решение отстраниться от Халкидонского Собора.

По словам Карапетяна, в течение этих 85 лет в Армении строились храмы в архитектурном стиле армянской халкидонской церкви. Официальным же языком армян-халкидонитов был грузинский, чем и объясняются грузинские надписи на некоторых церквах. Ученый считает, что "халкидонистскими являются не десять церквей, на которые претендуют грузинские христиан-демократы, а 30 армянских храмов".

Комментируя данную проблему, директор института Кавказа Александр Искандарян заявил корреспонденту "Кавказского узла": "Несомненно, армяно-грузинские отношения, как впрочем, и отношения между любыми соседями, имеют элементы соперничества, исторической ревности, пересекающихся моментов истории, вызывающих определенные споры. Кроме того, необходимо учитывать различное отношение этих двух стран к окружающим их государствам - России, Турции, Ирану и Азербайджану, а также воздействие внешних сил, которые по-разному влияют на Армению и Грузию. Однако, несмотря на все эти факторы, обеим странам до сих пор удавалось сохранить нормальные добрососедские отношения".

По данным Армении, пять армянских церквей на территории Грузии - св.Норашен, св.Ншан, св.Богородицы, св.Минаса и св.Геворга - были закрыты коммунистами, однако до сих пор не возвращены в лоно Грузинской епархии ААЦ, несмотря на заключенное между двумя церквами соглашение.

Напомним, что 16 ноября 2008 года на территории возведенной в 15 веке армянской церкви св.Норашен, по данным прихожан, под руководством священника Грузинской Православной Церкви Тариэла Сикинчелашвили были выкорчеваны расположенные у храма две надгробные плиты известных армян-меценатов. По заявлению армянской стороны, аналогичные действия со стороны Сикинчелашвили имели место и несколько лет назад, когда он пытался установить по стенами св.Норашен надгробные плиты с грузинскими надписями XIX века.

В знак протеста против посягательств и "планомерного уничтожения в Грузии исторического и культурного наследия армянского народа", в Ереване, в том числе и у посольства Грузии, прошли массовые акции протеста. В ответ на это Христианско-демократическим движением Грузии был организован митинг у армянского посольства в Тбилиси с требованием отдать Грузинской Православной церкви около десяти церквей в Лорийской области Армении.

Как сообщалось, Армянская церковь Благовещения Богородицы "Норашен" расположена в старом районе Тбилиси на улице Леселидзе. В мае 2008 года президент Армянского центра сотрудничества Грузии (АЦСГ) Карен Элчян заявил, что идет "грузинизация" этой церкви

В свою очередь Патриархия Грузии опровергла информацию о религиозной дискриминации армянского населения.

Руководитель пресс-службы Канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина Ваграм Меликян ранее также заявил, что "осквернение армянских могил на территории церкви "Святой Норашен" является очередной попыткой стереть с церкви все армянские черты и однозначным выражением проблемы юридического статуса Армянской апостольской церкви в Грузии". По его словам, проблемы Армянской Апостольской церкви в Грузии поднимаются как во время различных визитов армянских государственных лиц в Грузию, так и путем обсуждений с грузинскими чиновниками, однако до сих пор не нашли своего решения.

В конце прошлого года Патриархия Грузии заявила, что между двумя церквями достигнута договоренность о создании комиссии по установлению принадлежности церкви Сурб Норашен. Однако, по данным армянской стороны, никакого конкретного решения относительно комиссии не принималось. Кроме того, как заявил корреспонденту "Кавказского узла" глава Епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии, епископ Вазген Мирзаханян, армянская сторона "против создания комиссии по изучению принадлежности церкви Сурб Норашен, так как она исторически является армянской".

Отметим, что ситуация, связанная с церковью Сурб Норашен, стала также предметом обсуждения в ходе встреч 9 декабря 2008 года премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна с грузинским коллегой, а также с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Грузинский президент пообещал взять дело под свой личный контроль. В этот же день Ассамблея тбилисских армян провела у Министерства культуры, охраны памятников и спорта Грузии акцию "Справедливость в пути" с требованием вернуть армянские церкви.

На сегодняшний день в Грузии действуют 32 восстановленные и обновленные армянские церкви. Большинство из них находятся в армянских селах, расположенных в Самцхе-Джавахетии и Квемо-Картли.

Источник: Кавказский узел

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-24, 07.43.41 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Церковь Св. Геворк рушится пока Ереван и Тбилиси не определились со статусом

Судьба армянской церкви Св.Геворка в Тбилиси, находящейся на стадии обрушения, продолжает будоражить умы армянской общественности и духовенства.

Посещение церкви Св. Геворка оставляет тягостное впечатление. Накренившаяся церковь, которая уже мало походит на храм, обрушенные стены, купол без креста и на этом фоне рабочий отбойным молотком ломающий каменную кладку одной из стен - вот что предстает перед глазами посетителя.

Для безопасности жителей близлежащих домов по заказу мэрии осуществляются работы по демонтажу части церкви, поскольку ее оседание сопровождается падением камней прямо на жилые дома, что вызывает серьезное опасение живущих в них людей.

«До разрушения никто даже не приходил посмотреть на церковь, а сейчас все ходят. Мы уже четыре года говорим, что церковь рушится, обращались в мэрию, но никакого ответа не получили», - говорит 76-летний Сергей Оганезов, проживающий в доме, который словно подпирает церковная стена.

Армянская церковь Святого Геворка, построенная в 1356 году, обрушилась в Тбилиси 19 ноября. В связи с обрушением храма Армянская Апостольская Церковь и ряд общественных организаций выступили с резкой критикой по поводу бездействия грузинских властей.

Дело в том, что церковь входит в число памятников, происхождение которых грузинская сторона считает спорным, но для Армении их принадлежность не вызывает никаких сомнений.

«Грузинская епархия Армянской Апостольской церкви в меру своих возможностей делала все, чтобы вернуть церковь в лоно епархии армянских церквей. На моей памяти семь лет этот вопрос поднимается главой епархии. Церковь действительно аварийная, но это не оправдывает грузинские власти , потому что церковь стала аварийной в результате невнимания. В свое время можно было реабилитировать церковь как исторический памятник 14 века, неважно армянский или грузинский», - сказал армянским журналистам духовный пастырь Кафедральной церкви Св. Геворка Нарек Гушян.

В Тбилиси действуют всего две армянские церкви – Кафедральная церковь Св. Геворк и Св. Эчмиадзин, которые находятся в районе Авлабар, еще пять церквей считаются так называемыми спорными - Св. Богородицы Шамкорцев ("Кармир аветаран"), Св. Минас, Св. Ншан, Св. Норашен и обрушившаяся Св. Геворк.

По данным Агентства охраны и реставрации памятников Министерства культуры Грузии, за последние пять лет было реабилитировано 300 памятников культуры в рамках мониторинга, проведенного экспертами, и церковь Св.Геворка не была включена в число приоритетных памятников.

«Все памятники в стране поэтапно восстанавливаются, но в начале те, которые находятся в плохом состоянии. Если церковь не была включена в эту программу, значит не считали ее состояние таким угрожающим, что она может на днях разрушится», - сказала «Новости-Армения» менеджер по общественным связям Агентства охраны и реставрации памятников Министерства культуры Грузии Натия Мурачашвили.

Она сообщила, что с момента обрушения церкви все структуры, в частности, мэрия и Агентство охраны памятников Грузии начали совместные работы по оказанию помощи людям на территории обрушенного комплекса и сбору информации со стороны экспертов, геологов и археологов, чтобы в дальнейшем определить, какие работы должны проводится по памятнику.

На базе полученных заключений со стороны экспертов будет составлен бюджет, и представители армянской и грузинской сторон смогут заняться восстановлением церкви.

В настоящее время, по словам Мурачашвили, работы ведутся в форс-мажорных условиях, рабочие маркируют камни до начала непосредственных работ по восстановлению церкви, которые могут начаться в следующем году.

Церковь Св. Геворка является уже второй, в которой произошло обрушение. В 1989 году обрушилась армянская церковь Св. Богородицы Шамкорцев ("Кармир аветаран"). «Мы тщетно обращались в разные инстанции, вплоть до президента. Все будет безрезультатно, пока парламент Грузии не примет закон о религии, чтобы армянская церковь могла решить вопрос в юридической плоскости», - сказал духовный пастырь Кафедральной церкви Св. Геворк Нарек Гушян.

Принятие закона «О религии» входит в обязательства Грузии перед Советом Европы, обсуждение закона в парламенте долго затягивалось, и последний раз оно планировалось в марте этого года, однако из-за внутриполитической ситуации процесс был отложен. В результате сооружения других конфессий не имеют юридического статуса, в отличие от Грузинской Православной церкви, которая, согласно конкордату, имеет этот статус.

«Это не только вопрос армянской общины, та же проблема у евреев, мусульман и католиков.. Сурб Геворк – это часть проблемы, мы устали повторять в разных инстанциях, что есть другие нации, и в условиях непринятия Грузией закона о религии и юридического непризнания статуса других общин, нельзя говорить о демократичности в Грузии», - сказал Гушян.

Верховный Духовный Совет ААЦ сразу после обрушения церкви призвал власти Грузии и Грузинскую Православную Церковь предпринять незамедлительные шаги по предоставлению Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви статуса юридического лица и возвращения ей армянских церквей в Грузии с целью нормальной организации национально-церковной жизни грузинских армян и надежного сохранения армянских святынь.

Между тем, как считает председатель комитета по европейской интеграции парламента Грузии Давид Дарчиашвили, вопрос восстановления обрушенной церкви Св. Геворка в Тбилиси должен быть обсужден на межправительственном и межцерковном уровнях.
“Это особо чувствительный вопрос, несмотря на то, что храм десятилетиями не функционировал. Эти вопросы нужно цивилизованно решать. Не знаю, кто и как это будет делать, но храм должен быть восстановлен”, - сказал он, отвечая на вопрос «Новости-Армения».
В свою очередь, заместитель председателя оппозиционной фракции Христиан-Демократы Николаз Лалиашвили сказал, что это «пример слабохребетности грузинской демократии, и что главное определить статус доминант-церкви и принять закон о религии, который даст юридический статус всем конфессиям, в том числе и армянской церкви.

На момент нашего пребывания в Тбилиси глава епархии Армянской Апостольской церкви находился в Армении, где по инициативе Католикоcа всех армян Гарегина II в Первопрестольном Св. Эчмиадзине обсуждалась судьба церкви Св. Геворка.

Но самое неприятное во всем этом то, что пока в Ереване армянская молодежь проводит акции протеста против бездействия грузинских властей в вопросе сохранения армянских церквей и памятников культуры, в Грузии выросло целое поколение, которое воспитано на том, что в стране нет армянских церквей , а те что имеются созданы на базе грузинских храмов.

Наира Мелкумян, обзреватель АМИ «Новости-Армения»

Ереван-Тбилиси- Ереван

 
Forum » GENERAL » GENERAL » СУДЬБА АРМЯНСКИХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ В ГРУЗИИ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz