Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 2024-04-24, 05.10.14
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: SEA  
Forum » POLITICS » ՀԱՅԱՍՏԱՆ ԵՎ ԱԴՐԲԵՋԱՆ. Армения и Азербайджан » Спор вокруг Карабаха
Спор вокруг Карабаха
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.00.19 | Сообщение # 31
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 14

РЕШЕНИЕ
ВНЕОЧЕРЕДНОЙ СЕССИИ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НКАО XX СОЗЫВА

“О ХОДАТАЙСТВЕ ПЕРЕД ВЕРХОВНЫМИ СОВЕТАМИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР И АРМЯНСКОЙ ССР О ПЕРЕДАЧЕ НКАО ИЗ СОСТАВА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР В СОСТАВ АРМЯНСКОЙ ССР’’
от 20 февраля 1988 г.

Заслушав и обсудив выступление депутатов областного Совета народных депутатов НКАО о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, внеочередная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов решила:
Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР.

Степанакерт, 20 февраля 1988г.
Газета «Советский Карабах », (на русск. яз.), 21 февраля 1988 г.

ПРИМЕЧАНИЕ К ДОКУМЕНТУ
Это не было решением о выходе из состава АзССР. Сессия облсовета всего лишь просила ВС АзССР и АрмССР рассмотреть и решить вопрос о передаче области из состава АзССР в состав АрмССР. На эту политическую просьбу Баку на следующий же день из Агдама организовал «поход на Степанакерт», а через неделю - армянские погромы в другом конце республики, в Сумгаите

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.01.03 | Сообщение # 32
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 15

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР О ХОДАТАЙСТВЕ ДЕПУТАТОВ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ О ПЕРЕДАЧЕ ОБЛАСТИ ИЗ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР В СОСТАВ АРМЯНСКОЙ ССР

Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР отмечает, что правовой статус Нагорно-Карабахской автономной области в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской ССР определяется “Законом о Нагорно-Карабахской автономной области”, принятым по представлению областного Совета народных депутатов Верховным Советом Азербайджанской ССР.
Этот статус позволяет на практике удовлетворять экономические, социальные и духовные потребности представителей всех наций и народностей НКАО. Вместе с тем положение дел в Нагорном Карабахе, проблемы, волнующие трудящихся, показывают, что в руководстве областью до последнего времени допускались серьезные недостатки, не в полной мере учитывались национальные особенности населения.
Принятое ЦК КПСС и Советом Министров СССР 24 марта 1988 года постановление “О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 года” и мероприятия, осуществляемые Центральным Комитетом Компартии Азербайджана и Советом Министров республики создают благоприятные условия для ускорения развития производительных сил НКАО.
Всесторонне рассмотрев просьбу депутатов Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области о передаче НКАО из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР считает ее неприемлемой, поскольку ее реализация противоречила бы интересам азербайджанского и армянского населения республики, не отвечала бы задачам укрепления дружбы всех народов нашей страны, задачам перестройки.
Президиум Верховного Совета выражает твердую уверенность в том, что азербайджанский и армянский народы в ответ на обращение Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Горбачева М.С. сделают все, чтобы сохранить и всемерно укреплять дружбу и братство, внести достойный вклад в революционное обновление социалистического общества.

Председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР С. Татлиев
Секретарь Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР
Р. Казиева
Баку, 13 июня, 1988 г.
Газета «Бакинский рабочий» 14 июня 1988 года

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. В этом документе эхом отразился последний отзвук о ненациональном характере АзССР, созданной в двадцатых годах как армяно-мусульманское государственное образование. Политическая мотивировка о том, что удовлетворение просьбы сессии областного Совета народных депутатов НКАО противоречила бы интересам азербайджанского и армянского населения республики, фактически была выдвинута в контексте исходных политико-правовых идей образования АзССР.
2. Исходная идея образования АзССР как единого государственного союза армян и мусульман, нашла отражение и в принятом решении ЦК КПСС и Совета министров СССР от 23 марта «О мерах социально-экономического развития НКАО», в котором предполагаемые мероприятия выходили далеко за пределы НКАО. Хотя в заглавии документа фигурировало только название области, тем не менее план мероприятий охватил практически всю республику, включая столицу Баку, где предполагалось вновь открыть Армянский государственный театр. С самого начала возобновления в 1988 году конфликта Центр в этом же духе ввел в обращение соответствующее клише: «события в Нагорном Карабахе и вокруг него».

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.01.41 | Сообщение # 33
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 16
УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О введении особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР
В связи с продолжающейся напряженностью межнациональных отношений в Нагорно-Карабахской автономной области и вокруг нее, в целях предотвращения их дальнейшего обострения и стабилизации обстановки в этом регионе, с учетом предложений партийных и государственных органов Азербайджанской ССР и Армянской ССР, а также Комиссии Совета Национальностей Президиум Верховного Совета СССР в соответствии с пунктом 14 статьи 119 Конституции СССР постановляет...
1. Ввести временно в Нагорно-Карабахской автономной области особую форму управления при сохранении статуса Нагорного Карабаха как автономной области в составе Азербайджанской СССР.
Образовать Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью под председательством тов. Вольского А.И.
Приостановить полномочия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области двадцатого созыва и его исполнительного комитета впредь до проведения выборов нового состава Совета.
2. Установить, что Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью подчиняется непостредственно высшим органам государственной власти и управления Союза СССР, обладает в полном объеме полномочиями Совета народных депутатов автономной области и его исполнительного комитета, а председатель Комитета - правами и обязанностями председателя исполнительного комитета областного комитета Совета народных депутатов.
3. Установить, что на период действия настоящего Указа, расположенные на территории Нагорно-Карабахской автономной области предприятия, учреждения и организации союзного и республиканского подчинения, а также их филиалы, цехи и другие структурные подразделения подчиняются Комитету по кругу вопросов, определяемому Советом Министром СССР с учетом мнения Совета Министоров Азербайджанской ССР.
Органы печати, радио и телевидение, другие средства массовой информации, издательства, полиграфические предприятия, органы внутренних дел, а также учреждения культуры, народного образования, и иные организации непроизводственной сферы, вне зависимости от их подчиненности и ведомственной принадлежности, осуществляют свою деятельность под непосредственным руковоством Комитета или уполномоченных им лиц.
Деятельность прокуратуры и судов на территории Нагорно-Карабахской автономной области осуществляется согласно действующему законадательству и порядку, который устанавливают соответственно Генеральный прокурор СССР, Министерство юстиции СССР и Верховный Суд СССР.
4. Предоставить право Комитету особого управления Нагорно-Карабахской автономной областью:
Приостанавливать полномочия районных, городских, сельских, поселковых Советов Народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области, их исполнительных и распорядительных органов, а также назначить и организовать проведение выборов в указанные местные Советы;
Приостанавливать противоречащую Конституции и законодательству СССР деятельность общественных организаций и самодеятельных объединений или, в случае необходимости, распускать их. Регистрация или роспуск указанных организаций или объединений, имеющих республиканские или общесоюзные органы, производятся по согласованию с этими органами;
При необходимости входить с предложениями по вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства непостредственно в Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР, министрерства, государственные комитеты и ведомства СССР.
5. Приостановить временно на территории Нагорно-Карабахской автономной области действие пунктов 2 и абзаца третьего пункта 5 статьи 6 и статьи 7 Закона СССР «О государственом предприятии (объединении)».
6. Президиуму Верховного Совета Азербайджанской ССР принять соответствующие решения, вытекающие из настоящего Указа.
7. Настоящий Указ ввести в действие с 20 января 1989 года.

Председатель Президиума Верховного совета СССР М. ГОРБАЧЕВ
Секретарь Президиума Т. МЕНТЕШАШВИЛИ
Москва. Кремль. 12 января 1989 г.

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Особая форма управления оказалась хронологически последним статусом автономной области в контексте конституционного права СССР. Согласно третьему пункту Указа Комитет особого управления НКАО вывел всю экономику, органы внутренних дел и учреждения культуры и народного образования из-под республиканского подчинения. В течении нескольких месяцев исключительно все предприятия и организации были переподчинениы союзным ведомствам или ведмствам РСФСР и АрмССР. К концу 1989 года область фактически вышла из-под административного подчинения АзССР. Область де-факто была выведена из АзССР.
2. Комитет Конституционного надзора СССР решением от 28 ноября 1991г. признал антиконституционным Указ Президиума ВС СССР «О введении особой формы управления в НКАО» по части приостановления полномочий Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области двадцатого созыва и его исполнительного комитета «впредь до проведения выборов нового состава Совета» (см.: Документ 21).

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.02.13 | Сообщение # 34
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 17

ЗАКОН СССР
О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР
3 апреля 1990 г.
(извлечение)

Статья 1.
Порядок решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР в соответствии со статьей 72 Конституции СССР, определяется настоящим Законом.
...
Статья 3.
В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно.

Статья 4.
Для организации референдума о выходе из СССР, определения срока проведения референдума и подведения его итогов, Верховный Совет союзной республики образует комиссию с участием представителей всех заинтересованых сторон, в том числе упомянутых в частях первой и второй статьи 3 настоящего закона.

Статья 5.
Для обеспечения полной свободы волеизъявления народов союзной республики при подготовке проведения и определении итогов референдума о выходе из СССР Верховный Совет СССР решает по согласованию с Верховным Советом союзной республики вопрос о присутствии на ее територии в качестве наблюдателей уполномоченных представителей Союза ССР, союзных и автономных образований. Верховный Совет СССР может, если сочтет необходимым, пригласить на территорию республики на время проведения голосования представителей Организации Объединненных Наций.

Статья 6.
...В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов.

Статья 7.
Верховный Совет союзной республики представляет Верховному Совету СССР итоги референдума. Верховный Совет союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования или места компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автономному образованию или месту компактного проживания национальных групп с выводами и предложениями соответствующих органов государственной власти.
Если будет установлено, что референдум проведен в соответствии с законом, Верховный Совет СССР вносит вопрос на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР.
В случае нарушения закона при проведении референдума Верховный Совет СССР назначает в трехмесячный срок повторный референдум по республике, либо по ее части, либо по автономному образованию, либо по месту компактного проживания национальных групп, упомянутых в части второй статьи 3 настоящего Закона.
Статья 13.
Выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР. Вопрос об участии выходящей республики в открытых для присоединения многосторонних договорах, заключенных СССР, решается согласно правилам, установленным соответствующим договором. Многосторонние и двухсторонние договоры, заключенные СССР и находящиеся в силе на момент выхода союзной республики из СССР, продолжают действовать в отношении вышедшей республики, если не будет достигнута договоренность об ином.
Совет Министров СССР после рассмотрения и урегулирования всех вопросов, связанных с участием СССР в международных договорах в связи с выходом из него союзной республики, представляет свое заключение Президенту СССР и Верховному Совету СССР.

Статья 14.
В переходный период Совет Министров СССР, органы государственного управления союзных и автономных республик, автономных образований совместно с правительством выходящей республики рассматривают и разрешают вопросы собственности и материально-финансовых расчетов.
Во взаимоотношениях между выходящей республикой, с одной стороны, и Союзом ССР, а также иными союзными республиками, автономными республиками, автономными образованиями и национальными группами, упомянутыми в части второй статьи 3 настоящего Закона, с другой стороны, в течение переходного периода должны быть решены следующие вопросы:
...3) урегулированы имущественные и финансово-кредитные отношения данной республики с другими союзными республиками, а также с автономными республиками, автономными образованиями;
...7) согласован статус территорий, не принадлежащих выходящей республике на момент ее вступления в состав СССР;
8) согласован статус территорий, на которых компактно проживают национальные группы, упомянутые в части второй статьи 3 настоящего Закона, с учетом результатов их волеизъявления на референдуме;
9) обеспечены гарантии содержания исторических и культурных памятников и мест захоронений на территории выходящей республики;
10) разрешены иные вопросы, требующие взаимного урегулирования.

Статья 15.
Гражданам СССР, проживающим на территории выходящей республики, предоставляется право выбора гражданства, места жительства и работы. Выходящая респуплика компенсирует все издержки, свазанные с переселением граждан из пределов республики.

Статья 16.
В соответствии с общепризнаными принципами и нормами международного права и международными обязательствами СССР, выходящая республика обеспечивает гражданские, политические, социальные, экономические, культурные и иные права и свободы гражданам СССР, которые остаются проживать на ее территории, без какой-либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, места и времени рождения».

(Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990, N 15, ст. 252)

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Именно пункты 3 и 6 закона СССР от 3 апреля 1990 г. в ходе распада СССР были упомянуты в Декларации о независимости НКР (см.: документ N 23).
2. Закон фактически определил юридические рамки возможного распада СССР и закрепил приоритет принципа самоопределения наций по отношению к принципу административно-территориальных границ внутри СССР, установленных в период сталинщины как раз в нарушении принципа самоопределения наций.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.02.44 | Сообщение # 35
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТЫ ПЕРИОДА САМОРОСПУСКА СССР
(Август 1991- декабрь 1991)

ДОКУМЕНТ N 18

ДЕКЛАРАЦИЯ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ВОССТАНОВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Верховный Совет Азербайджанской Республики,
руководствуясь высшими государственными интересами народа Азербайджана и выражая его волю,
отмечая, что с 1918 по 1920 годы Азербайджанская Республика существовала как независимое, признанное со стороны международного сообщества, государство,
основываясь на Конституции Азербайджанской Республики, конституционных законах о суверенитете Азербайджанской Республики и об основах экономической самостоятельности Азербайджанской Республики;
осознавая свою ответственность за судьбу и обеспечение свободного развития народа Азербайджана,
гарантируя предусмотренные международными актами права и основные свободы человека всем гражданам Азербайджанской Республики независимо от национальной принадлежности и вероисповедания,
стремясь предотвратить угрозу суверенитету и территориальной целостности Азербайджанской Республики,
руководствуясь священным долгом обеспечить безопасность и неприкосновенность государственных границ Азербайджанской Республики,
осознавая необходимость консолидации всех патриотических сил республики,
признавая международные пакты, конвенции и другие документы, не противоречащие интересам Азербайджанской Республики и ее народа,
желая поддерживать и впредь дружеские отношения со всеми входящими в Союз ССР республиками,
выражая готовность установить равноправные отношения с государствами – членами международного сообщества,
надеясь на признание государственной независимости Азербайджанской Республики государствами – членами международного сообщества и Организацией Объединенных Наций в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе Организации Объединенных Наций, другими международно – правовыми пактами и конвекциями,

ПРОВОЗГЛАШАЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Декларация принята 30 августа 1991 года на внеочередной сессии Верховного Совета Азербайджанской Республики.

ПРИМЕЧАНИE К ДОКУМЕНТУ
Уже эта декларация содержит четко сформулированный отказ Азербайджанской Республикой от правопреeмства АзССР. Декларация провоглашает восстановление государственной независимости просуществовавшей в 1918-1920 гг. Азербайджанской Демократической Республики и ни слово о правовом наследии АзССР. Юридический акт отказа Баку от правопреемства АзССР в формулировках, не поддающихся альтернативным интерпретациям, был закреплен в Конституционном акте государственной независимости Азербайджанской Республики 18 октября 1991 года (см. документ 20).

 
prosto-bakinecДата: Четверг, 2011-01-06, 01.02.50 | Сообщение # 36
Рядовой
Группа: Проверенные
Сообщений: 11
Статус: Offline
SEA, У меня нет доступа к архивам КГБ Азербажана, так хот тут ознакомлюс с ними

Я горд тем что я ЦАХУР, но мне стыдно что мои народ живёт в азербажане
 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.03.24 | Сообщение # 37
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 19

ДЕКЛАРАЦИЯ
О ПРОВОЗГЛАШЕНИИ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов Советов всех уровней
выражая волю народа, закрепленную фактически проведенным референдумом и в решениях органов власти НКАО и Шаумяновского района в 1988–1991 гг., его стремление к свободе, независимости, равноправию и добрососедству;
констатируя провозглашение Азербайджанской Республикой «восстановления государственной независимости 1918–1920 гг.»;
учитывая, что проводимая в Азербайджане политика апартеида и дискриминации создала в республике атмосферу ненависти и нетерпимости к армянскому народу, приведшую к вооруженным столкновениям, человеческим жертвам, массовой депортации жителей мирных армянских сел;
основываясь на действующей Конституции и законах Союза ССР, предоставляющих народам автономных образований и компактно проживающим национальным группам право на самостоятельное решение вопроса о своем государственно– правовом статусе в случае выхода союзной республики из СССР;
считая стремление армянского народа к воссоединению естественным и соответствующим нормам международного права;
стремясь к восстановлению добрососедских отношений между армянским и азербайджанским народами на основе взаимного уважения прав друг друга;
принимая во внимание сложность и противоречивость обстановки в стране, неопределенность судьбы будущего Союза, союзных структур власти и управления;
уважая и следуя принципам Всеобщей Декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских, политических и культурных правах и рассчитывая на понимание и поддержку международного сообщества,

ПРОВОЗГЛАШАЮТ:

НАГОРНО-КАРАБАХСКУЮ РЕСПУБЛИКУ
В ГРАНИЦАХ НЫНЕШНЕЙ НАГОРНО-
КАРАБАХСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И
СОПРЕДЕЛЬНОГО ШАУМЯНОВСКОГО РАЙОНА.
СОКРАЩЕННО НКР.

Нагорно-Карабахская Республика пользуется полномочиями, предоставленными республикам Конституцией и законодательством СССР и оставляет за собой право самостоятельно определять свой государственно – правовой статус на основе политических консультаций и переговоров с руководством страны и республик.
На территории Нагорно-Карабахской Республики до принятия Конституции и законов НКР действуют Конституция и законодательство СССР, а также другие ныне действующие законы, которые не противоречат целям и принципам настоящей Декларации и особенностям Республики.

Совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов с участием депутатов Советов всех уровней.

2 сентября 1991 г.

ПРИМЕЧАНИE К ДОКУМЕНТУ
Декларация ссылается как на факт отказа Азербайджанской Республики от правопреемства АзССР, так и на закон СССР от 3 апреля «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Декларация, таким образом, провозглашает НКР в контексте государственного права СССР со ссылкой на юридически чрезвычайный важнный факт отказа Баку от правопреемства АзССР. И эта важность обясняется тем, что в составе АзДР 1918-1920 гг. не было ни Нагорного Карабаха, ни Нахичевани.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.03.58 | Сообщение # 38
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 20

КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

28 мая 1918 года Национальный Совет Азербайджана принял Декларацию о независимости Азербайджана, возобновив тем самым многовековые традиции государственности азербайджанского народа.
...Но 27–28 апреля 1920 года РСФСР, грубо поправ международные правовые нормы, без объявления войны ввела в Азербайджан части своих вооруженных сил, оккупировала территорию суверенной Азербайджанской Республики, насильственно свергла законно избранные органы власти и положила конец независимости, достигнутой ценой огромных жертв азербайджанского народа.
Вслед за этим Азербайджан так же, как и в 1806–1828 годах, был вновь аннексирован Россией.
Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года был признан закрепить эту аннексию. В дальнейшем на протяжении 70 лет против Азербайджанской Республики проводилась политика колониализма, беспощадно эксплуатировались природные ресурсы Азербайджана и растаскивались его национальные богатства, азербайджанский народ подвергался преследованиям и респрессиям, попиралось его национальное достоинство. Несмотря на это, азербайджанский народ продолжал свою борьбу за государственную независимость.
Ее итогом стало принятие Верховным Советом Азербайджанской Республики 30 августа 1991 года Декларации «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики».
Верховный Совет Азербайджанской Республики, основываясь на Декларации о независимости, принятой Национальным Советом Азербайджана 28 мая 1918 года, на преемственности демократических принципов и традиций Азербайджанской Республики и руководствуясь Декларацией Верховного Совета Азербайджанской Республики от 30 августа 1991 года «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики», принимает настоящий Конституционный Акт и учреждает основы государственного, политического и экономического устройства независмой Азербайджанской Республики.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Вторжение 27–28 апреля 1920 г. вооруженных сил РСФСР на территорию Азербайджана, свержение законно избранных органов власти Азербайджанской Республики и последующая оккупация со стороны XI Красной Армии являются в соответствии с нормами международного права агрессией РСФСР против независимого Азербайджанского государства.
Статья 2. Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики.
Статья 3. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану.
Все вытекающие вопросы взаимоотношений с входившими в состав Союза ССР суверенными государствами подлежат урегулирванию на основе договоров и соглашений.
Статья 12. Народ Азербайджана образует независимое, светское, демократическое, унитарное государство... Суверенитет Азербайджанской Республики неделим и распространяется на всю ее территорию.
...Статья 14. Территория Азербайджанской Республики в исторически сложившихся границах едина, неделима, неотчуждаема.

Президент Азербайджанской Республики
А. МУТАЛИБОВ
г. Баку, 18 октября 1991 г.

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Отказ от правопреемства АзССР, конституционно закрепленных в пунктах 1,2,3 преамбулы Конституционного акта в полном объеме соответствовало юридическому акту выхода АзССР/АР из СССР.
2. Как в Декларации ВС АзССР “О восстановлении государственной независимости Азербайджанской республики”, так и в данном документе название возникшей в сентябре 1918г. азербайджанской государственности упоминается не корректно. Название просуществовавшего с сентября 1918г. по апрель 1920г. государства – Азербайджанская Демократическая Республика, и оно пост фактум было приведено в соответствие названию нынешней Азербайджанскоы республики.
3. Статус Нахичевани согласно действующему Карсскому договору определен как “территория под покровительством” Советского Азербайджана. Акт отказа АР от правопреемства АзССР имеет вполне определенные юридические последствия. Одностороннее изменение международного статуса Нахичевани – есть нарушение международного договора.
4. Отказавшаяся от правопреемства АзССР Азербайджанская Республика в 1991 году была обязана провозгласить свои границы, так как Азербайджанская Демократическая Республика, государственность которой была востановлена в 1991 году, не имела ни признанных, ни легитимно установленных границ. Территория и границы Азербайджанской Республики должны были быть провозглашены также с учетом действующего Карсского договора и юридических последствий решений Ковбюро по Нагорному Карабаху. В Конституционном акте вопрос о территории Азербайджанской Республики затрагивается в терминах, лишенных юридического смысла (см. Статью 14 Конституционного акта). Документ по сути оставляет открытым вопрос о территориях и границах Азербайджанской Республики, которая была принята в ООН без провозглашенных границ.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.04.32 | Сообщение # 39
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КОМИТЕТА КОНСТИТУЦИОННОГО
НАДЗОРА СССР

Об актах Верховного Совета СССР
и его Президиума и Верховных Советов
Азербайджанской ССР (Азербайджанской
Республики) и Армянской ССР (Республики Армения)
о Нагорно-Карабахской автономной области

Комитет конституционного надзора СССР, рассмотрев обращение Верховного Совета Республики Армения по вопросу о соответствии Конституции СССР и законам СССР части 3 ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1989 г. «О введинии особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР» и пункта 3 постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «О мерах по нормализации обстановки в Ногорно-Карабахской автономной области», а также обращение Верховного Совета Азербайджанской республики по вопросу о соответствии Конституции СССР и законам СССР некоторых актов верховного Совета Республики Армения, касающихся статуса Нагорно-Карабахской автономной области, установил следующее.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1989 г. «О введинии особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР» был принят в связи с напряженностью межнациональных отношений в НКАО и вокруг нее в целях предотвращения их дальнейшего обострения и стабилизации обстановки в этом регионе.
Указ предусматривал образование Комитета особого управления с одновременным приостановлением полномочий Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области 20-го созыва и его исполнительного комитета «впредь до проведения выборов нового состава Совета» (т. 2 и 3. ст. 1 Указа).
Постановлением Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «О мерах по нормализации обстановки в Ногорно-Карабахской автономной области» было признано необходимым «восстановить деятельность Совета народных депутатов НКАО 20-го созыва и его исполнительного комитета». Однако это постановление оказалось нереализованным. Его осуществлению, наряду с другими причинами, препятствовали содержащиеся в нем противоречия и другие недостатки. С одной стороны, постановление признало необходимым восстановить деятельность Совета народных депутатов НКАО и в связи с этим упразднить Комитет как чрезвычайный орган, а с другой – говорило о создании «республиканского оргкомитета», причем без прямого указания целей его создания и компетенции. Содержавшееся в постановлении требование «при восстановлении органов государственной власти и управления автономной области соблюдать представительство армянской и азербайджанской части населения пропорционально их численности» было внутренне противоречиво. Поскольку речь шла о восстановлении Совета 20-го созыва, ранее избранного населением, требование об ином, чем было, представительстве упомянутых частей населения не могло к нему относиться. Не может оно относиться и к любому другому Совету, так как Советы формируются на основе свободных выборов. Не могло оно касаться и исполнительного комитета Совета НКАО, ибо вопрос о персональном составе исполкома относится к исключительной компетенции местного Совета. Следовательно, заведомое установление необходимости обеспечения состава избираемого Совета пропорционально численности населения двух народов противоречит положениям статей 95 и 97 Конституции СССР о всеобщем и равном избирательном праве.
...В ходе рассмотрения упомянутых обращений Комитет конституционного надзора СССР обнаружил, что до настоящего времени продолжается издание актов, нарушающих закрепленный в Конституции СССР статус Нагорно-Карабахской автономной области. Например, Верховный Совет Азербайджанской Республики 26 ноября 1991 года принял постановление «О ликвидации Нагорно-Карабахской автономной области», нарушив тем самым статьи 86 и 87 Конституции СССР.
Трагическое развитие событий в связи с Нагорно-Карабахской автономной областью убедительно показало, что любые попытки решать межнациональные конфликты или разногласия между республиками по территориальным или иным вопросам неправовыми средствами, с нарушением требований Конституции и законов не только не достигают цели, но и способны лишь обострить обстановку.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 124 Конституции СССР и статьями 10, 11, 12 и 23 Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР», Комитет конституционного надзора СССР постановил:
1. Отметить, что поскольку положения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1989 г. о введении в НКАО особой формы управления и приостановлении в связи с этим полномочий Совета народных депутатов НКАО утратили силу вследствие принятия постановления Верховного Совета СССР 28 ноября1989 г., отпала необходимость в их юридической оценке с точки зрения соответствия Конституции СССР и Законам СССР.
Вместе с тем Комитет конституционного надзора СССР обращает внимание на то, что тогда в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР не входило право приостановления деятельности каких-либо Советов народных депутатов.
2. Часть вторая пункта 3 постановления Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «О мерах по нормализации обстановки в НКАО», препятствовавшая восстановлению конституционных органов власти и управления в НКАО и тем самым осуществлению жителями автономной области конституционных прав, предусмотренных статьями 39 и 48 Конституции СССР, не соответствует статьям 95 и 97 Конституции СССР, устанавливающим принцип всеобщего, равного и тайного избирательного права.
...4. Постановление Верховного Совета Азербайджанской Республики от 26 ноября 1991 года «О ликвидации Нагорно-Карабахской автономной области» не соответствуют статьям 86 и 87 Конституции СССР.

Председатель Комитета
конституционного надзора СССР С. Алексеев

Москва, 28 ноября 1991 г., Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Веховного Совета СССР, 1991, N28 (стр. 2 – 5).

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 01.04.59 | Сообщение # 40
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 22

АКТ
О результатах референдума о независимости
Нагорно-Карабахской Республики

С 10 декабря 1991 года группа независимых наблюдателей находилась в Нагорно-Карабахской Республике для контроля за ходом проведения референдума о статусе Нагорно-Карабахской Республики.
Группы наблюдателей вели работу в г. Степанакерте, Аскеранском, Гадрутском, Мардакертском, Мартунинском и Шаумяновском районах. Наблюдатели посетили более 30 избирательных участков, присутствовали при подсчете голосов.

Независимые наблюдатели констатируют:
Подготовка, проведение и подведение итогов референдума осуществлялись в соответствии с «Временным положением о провединии референдума Нагорно-Карабахской Республики». На территории НКР был образован 81 избирательный округ. Список округов и адреса окружных избирательных комиссий были опубликованы в газете «Советский Карабах». В списки избирателей было включено 132328 человек, имеющих право голоса.
Вопрос референдума сформулирован следующим образом:
«Согласны ли Вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?».
Бюллетени на трех языках – армянском, азербайджанском и русском – содержат указанный вопрос и слова «ДА» и «НЕТ» (нежелаемое зачеркнуть). Бюллетени на одном из трех названных языков (по выбору избирателя) выдавались по предъявлению паспорта под расписку.
Нарушений в процедуре голосования, выдачи бюллетений, их оформления, подсчета голосов наблюдателями не обнаружено.
Наблюдатели считают необходимым отметить, что референдум проводился в условиях вооруженной агрессии против НКР, которая выражается в непрекращающихся обстрелах города Степанакерта и других населенных пунктов с применением различных видов оружия, включая ракеты и артиллерию. В день голосования от обстрелов погибло 10 армян, ранено 11. Большинство женщин и детей г. Степанакерта ночует в подвалах, закрыты детские сады и ясли, школы. В ночь с 11 на 12 декабря в одну из школ Степанакерта попал артиллерийский снаряд. Взорван городской водопровод, нет хлеба, медикаментов.
В референдуме приняло участие 108736 человек, что составляет 82,2 % от числа зарегистрированных избирателей. Подавляющее большинство не принявших участие в голосовании – жители азербайджанских населенных пунктов.
При вскрытии урн в них было обнаружено 108736 бюллетеней, 95 бюллетеней признано недействительными.
Итоги голосования:
«ДА» – 108615 (99,89 % от числа принявших участие в голосовании).
«НЕТ» – 24 (0,02 % от числа принявших участие в голосовании).
Согласно «Временному положению о провединии референдума Нагорно-Карабахской Республики» решение, внесенное на референдум, считается принятым, если в голосовании участвовало более половины лиц, внесенных в списки для голосования, и в результате референдума решение одобрили не менее 2/3 принявших участие в голосовании. Исходя из результатов голосования и принимая во внимание положения Всеобщей Декларации и Международных пактов по правам человека, независимые наблюдатели заявляют:

НАСЕЛЕНИЕ НКР ПОДАВЛЯЮЩИМ
БОЛЬШИНСТВОМ ГОЛОСОВ
ВЫСКАЗЫВАЛОСЬ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Афанасьев Юрий Николаевич – народный депутат СССР и РСФСР
Смирнов Владимир Сергеевич – народный депутат СССР
Назаров Борис Лазарович – Председатель Информцентра по правам человека
Прошечкин Евгений Викторович – «Демократическая Россия»
Воеводский Константин Эммануилович – Международный конгресс по правам человека СБСЕ, Санкт-Петербургский правозащитный центр
Полякова Элла Михайловна – «Мемориал», «Движение солдатских матерей», Санкт-Петербург
Буркова Инесса Емельяновна – Комитет российской интеллигенции «Карабах» (КРИК), Москва
Синявская Галина Петровна – «Движение против насилия», Москава
Лунина Елена Владимировна – Московский комитет родителей военнослужащих
Алеексеевский Кирилл Михайлович – Клуб избирателей АН СССР, Москва
Куликова Галина Павловна – Международный конгресс по правам человека СБСЕ, Общество русской культуры «ОДА»
Самодуров Юрий Владимирович – Международный Сахаровский конгресс
Супруненко Ольга Игоревна – народный депутат Моссовета
Шалыгин Геннадий Федорович – народный депутат Моссовета
Титов Вячеслав Константинович – народный депутат Моссовета
Тавризов Алексей Григорьевич – «Мемориал»
Федеров Владимир Владимирович – Антифашистсккий центр, Москва
Калинкин Николай Иванович – «Мемориал»
Дашкевич Владимир Сергеевич – Комитет российской интеллигенции «Карабах» (КРИК)
Бабушкин Андрей Владимирович – народный депутат Моссовета
Горбань Виктор Васильевич – народный депутат Моссовета
Данилов Виталий Алексеевич – Международный конгресс по правам человека СБСЕ, Независимая ассоциация защиты прав армянского населения Карабаха
Кичмар Николай Иванович – Международный конгресс по правам человека СБСЕ, Народный РУХ Украины, Севостополь
в присутствии корреспондентов телевидения США, Франц-пресс и «Котидьен де Пари» (Франция), Фотоагенства Великобритании, Испанского информационного агенства, Телевидения Болгарии, Российского телевидения, «Мегаполис-Экспресс», «Известия», «Московские новости», «Литературная газета», «Столица», «Панорама», «Радио России», «Эхо Москвы».

г. Степанакерт

 
Forum » POLITICS » ՀԱՅԱՍՏԱՆ ԵՎ ԱԴՐԲԵՋԱՆ. Армения и Азербайджан » Спор вокруг Карабаха
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz