Так чья же – война в Карабахе? - Forum
Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 2017-01-21, 02.03.48
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Forum » POLITICS » ԹԱԼԻՇՆԵՐԸ. TALYSHI » Так чья же – война в Карабахе?
Так чья же – война в Карабахе?
AdminДата: Четверг, 2011-12-29, 08.15.50 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1800
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


На днях ИА REGNUM опубликовало заявление лидеров организаций, представляющих коренные народы Азербайджана. Уже сегодня его прочли даже те, кто понятия не имел о рутульцах, лезгинах, талышах и прочих народностях, населяющих кавказскую страну. Представители этнических меньшинств Азербайджана заявляют: война в Карабахе – не наша война. GTimes связалась с авторами этого заявления, чтобы прояснить ситуацию.

Азербайджанская «лезгинка»

«Вот уже 20 с лишним лет, как руководство Азербайджана заставляет наши народы воевать с армянами Арцаха – Карабаха. Наверное, это – самая большая несправедливость, в которой коренные народы Азербайджанской республики невольно принимают участие. Уже больше двадцати лет наши юноши рискуют своими молодыми жизнями и гибнут во имя интересов азербайджанцев. Погибают сами, убивают наших вековых соседей – армян. И все это для того, чтобы укрепить власть Баку на нашей Родине».

«..когда 20 лет назад Азербайджанская республика провозгласила свою независимость от СССР, она не спросила нас – коренных жителей региона – согласны ли мы с этим решением? В результате этого произвола многие из нас превратились в разделенные границей народы. Сегодня нас – рутулов, цахуров, аварцев, лезгин… – хотят заставить воевать еще и для того, чтобы разделяющие нас границы укрепились во благо окончательного установления существующего ассимиляционного режима».

Обращение выдержано в исключительно жестких тонах. Оно подписано от имени Союза аварских Джамаатов, Союза лезгинских офицеров, Всероссийского Союза лезгинской молодежи, даже от талышской редакции иранского радио. Все авторы обращения, разумеется, живут за пределами Азербайджана, и, как мы поняли со слов рутульского писателя Фазила Дашлая, он лично очень много лет не был в Азербайджане.

«Нашу молодежь принуждают служить в азербайджанской армии. Раньше, пока не было жесткого пограничного режима между Россией и Азербайджаном, молодые люди могли уйти в Дагестан. Теперь же это невозможно, после закрытия границы всякие связи оборвались, и мы, честно говоря, не знаем, в каких условиях живут рутульцы в Азербайджане», – сказал в интервью Gtimes Фазил Дашлай.

Речь идет о рутульцах – небольшом народе, часть которого проживает в российском Дагестане, а часть в Азербайджане. По подсчетам экспертов, за пределами России живет до 20 тысяч рутульцев.

Среди тех, кто подписал это обращение, также значится имя Энвера Абдуллаева, председателя Всероссийского союза лезгинской молодежи. Он обстоятельно прокомментировал GTimes ситуацию в Азербайджане. «Ситуация очень сложная. Вот один пример. В городе Кусары, населенном на 90% лезгинами, владелец магазина повесил вывеску на лезгинском языке. В итоге у него просто отобрали бизнес. Похожая ситуация была в Баку, где сорвали вывеску на лезгинской мечети, построенной в XII веке», – рассказал нам Абдуллаев.

В отличие от рутульцев, лезгин на севере Азербайджана – не менее 800 тысяч человек. Хотя, по официальным данным их значительно меньше, около 130 тысяч.

Как рассказывает Абдуллаев, отношения с азербайджанским государством у лезгин не сложились с того момента, как эта страна вошла в состав Союза ССР. «В 1937 году был введен специальный налог на получение лезгинами высшего образования в ВУЗах Азербайджанской ССР».

Война – это отдельная история. В Азербайджане действует специальный закон, в соответствии с которым солдаты срочной службы должны служить на расстоянии не менее 200 километров от дома. «Именно в соответствии с этим законом все лезгины и оказались около Карабаха, потому что на расстоянии 200 километров от него живем именно мы», – говорит руководитель всероссийского общества лезгинской молодежи.

«Теперь получается, что если лезгины составляют два с лишним процента населения Азербайджана, то среди солдат, погибших еще тогда, во время карабахской войны, нас была треть. И сейчас, например, партия «Мусават» протестует против того, что лезгин в азербайджанской армии около тридцати процентов», – продолжает Энвер Абдуллаев.

Север Азербайджана населен представителями как минимум семи-восьми дагестанских народов. Политика официального Баку по отношению к меньшинствам такая же, как в Грузии, Турции и во всех соседних государствах. Азербайджанцы хотят дожить до того времени, когда эти люди забудут свои корни и станут считать себя частью другой нации. Рутульцы, лезгины, аварцы и все прочие сопротивляются. Внешний мир знает об этом мало. Наиболее активны в отстаивании своих прав талыши. Они не кавказцы, живут на юге страны, и прессуют их власти сильнее других.

И талыши, и все остальные азербайджанские меньшинства не разделяют ценностей страны, в которой живут, даже в таком святом для нее вопросе, как Карабах. Они смотрят на эту войну не с позиции государства, а с позиции межнациональных отношений. Ссорится с армянами из-за азербайджанцев дагестанцы не хотят.

Антон Кривенюк, Georgiatimes.info

http://realcaucasus.org/616



Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
AdminДата: Четверг, 2011-12-29, 08.19.08 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1800
Статус: Offline
Если уже сегодня не начать бить в колокола, то через полвека исчезнет память о рутульцах Азербайджана
Posted by admin on Декабрь 21st, 2011
На вопросы Voskanapat.info отвечает известный рутульский писатель и ученый Фазил ДАШЛАЙ

Вы – писатель-исследователь, изучающий историю рутульского народа, фольклор и язык. Скажите, Ваш круг интересов замыкается исключительно на науке, или у Вас есть и другие цели?

В круг моих интересов входит не только изучение фольклора, языка, преданий и легенд рутульского народа, но и попытка донести сведения об исторических корнях до сознания своего народа, особенно тех рутульцев, которые испокон веков проживают на территории современного Азербайджана. Приведу небольшой пример из личных наблюдений. В 1986 году я в первый, и, к сожалению, в последний раз (после этого мне не пришлось встречаться) встретился в Баку со своим троюродным братом. Он по национальности рутулец, его родители в годы Великой Отечественной войны обосновались на севере Азербайджана. Мне было странно слышать своего родича: он не то что не знал языка своих предков, но и мыслил как азербайджанец. Да, для рутульцев, проживающих в России, русский язык также является языком межнационального общения, однако, они гордятся тем, что они рутульцы, что они являются потомками древнего народа. Если рутулец, или представитель другого народа долгое время проживает среди народа более многочисленного, или, скажем, родители разных национальностей – тогда понятно. Но когда часть народа, хоть и небольшая, живет компактно на своей исторической Родине, и государственная машина, в данном случае Азербайджана, ведет политику полной ассимиляции малых народностей, я считаю, что это некорректно.

Насколько мне известно, рутульцы проживают в Дагестане и Азербайджанской республике. С Дагестаном, конечно, все проще, но известно ли Вам, в каких районах и сколько рутульцев проживают в Азербайджане, и являются ли они там автохтонами? Не могли бы Вы обосновать свой ответ подтверждающими примерами?

Алазанская долина, как видно из истории, была прародиной многих народностей лезгинской подгруппы, в том числе и рутульцев. В настоящее время в Азербайджане рутульцы проживают в следующих населенных пунктах: Шин, Кайнар, Хырса, Шор-су и Даш-юз. Некоторые историки, в том числе и известный в Дагестане кандидат исторических наук Мусаев Г.М., считают, что рутульцы поселились в Азербайджане в 18 веке. Есть другое мнение, что они (рутульцы) переселились на территорию современного Азербайджана где-то в пятнадцатом веке. Но я склонен считать, что рутульцы проживали на этой территории намного раньше. Об этом же пишет Г.Х.Ибрагимов, доктор филологических наук, профессор, в журнале «Народы Дагестана», № 1, 2006 г.
«…Зимние пастбища (рутульцев и цахурцев. – Ф.Д.) в основном находились в бассейне реки Кура, а также на востоке от Агьези (зимовье Цахского вольного общества на левом берегу Алазани при ее слиянии с Курой). Зимовье Хырса было собственностью Борчинской общины. Многие местные названия в Шекинской зоне и бассейне реки Кура связаны с рутульским языком. Этнонимы «Шеки» и «Нуха» этимологизируются на базе цахского (Шеки – Шаке, что значит «от нас», т.е. «мы», «наши») и мухадского рутульского (Нуха – Нухъа – Нухъай; ср. в борчинско-хиновском диалекте «йи-хъуIнобы, йу-хънар» – «мы»). Одно ясно, что до Х-ХII вв. цахский и мухадский языки представляли собой диалекты йихъийско-албанского языка, который господствовал в бассейнах Самура, Куры и Алазани.

… в Шекинском районе: Шин (древнее поселение, рядом находятся памятники, связанные с Кавказской Албанией), Гай нар (по сведениям, часть села переселилась на плоскость и слилась с другим хозяйством), Шорсу (отселок от Борча), Даш-юз (отселок от Борча); в Кахском районе: Хырса (отселок от Борча, аул сложился в 30-40 гг. XX в., ныне – более 80 семей)».

В России, в Дагестане, рутульцы представлены как отдельный народ со своим языком, своей письменностью, а в Азербайджане, по данным переписи 1999 года, рутульцы как этнос, нация не представлены, хотя исследователь Г.Х.Ибрагимов, доктор филологических наук, профессор в журнале «Народы Дагестана», № 1, 2006 г. также сообщает, что: «… число рутульцев в Азербайджанской республике установить практически невозможно. По моим данным, в Азербайджане рутульцев более 20000 человек».

Мне недавно стало известно, что в рутульских легендах и топонимике упоминается царь Ваче. Скажите, царь Ваче и почитаемый армянами царь Вачаган Барепашт (Благочестивый) это одна и та же историческая личность?

Насколько мне известно – это разные исторические личности. Но они имеют близкое родство. Вачаган Благочестивый приходится племянником царя Ваче, легенды о котором до сих пор сохранились в народных преданиях, в частности, у рутульцев и лакцев. (С именем Ваче связывают лакское село Вачи и горный перевал в селении Мюхрек Рутульского района.)

Доказательством служит ниже приводимые документы из истории Древней Албании: «В 487 году албанским царем становится последний представитель Аршакидской ветви Вачаган III, являвшийся племянником царя Ваче II: «жители Албании, снова соединившись в одно царство, взяли из детей царских храброго, мудрого, рассудительного и высокого ростом Вачагана, сына Иездегерда, брата Ваче, царя албанского, возвели его на престол с помощью Валарша, царя Персидского».

«Стремясь окончательно ликвидировать самостоятельность Албании, сасаниды в 461 г. упразднили здесь царскую власть, превратили страну в свою провинцию и передали управление ее марзбанам, резиденцией которых избрана Партав (Барда). Мовсес Каганкатваци пишет об этом времени: «От Ваче до благочестивого Вачагана в продолжение 30 лет Агвания (Албания) оставалась без царя, потому что злобный и нечестивый царь персидский неистовствовал… хотел уничтожить все царства мира…»

Господин Дашлай, Вы являетесь одним из общественных деятелей, подписавших нашумевшее Обращение к молодым соотечественникам в Азербайджане. Скажите, пожалуйста, как лично Вы воспринимаете это Обращение: как способ достижения всеобщего мира на Южном Кавказе, или как метод борьбы с ассимиляционной политикой Азербайджана? Поправьте, пожалуйста, меня, если в вопросе не отражены Ваши намерения.

Для меня наиболее важное – это прекращение войны. Как говорится, плохой мир лучше, чем хорошая война. Но, тем не менее, я против насильственной ассимиляции малых народностей более многочисленными и сильными народами. Каждый народ должен иметь свою историю, свою культуру. Я знаю Азербайджан и азербайджанцев не понаслышке. Мне приходилось работать в Азербайджане. Я был в Баку, Куба, Сальянах, в Али-Байрамлы, в Хачмасе, в Кахи, в Кусарском районе и т.д. Более всего меня удивляло то, что часть азербайджанцев абсолютно убеждены, что в Дагестане живут только «лязги», тогда как, пожалуй, во всем мире известно, что Дагестан – это, образно выражаясь, «гора языков».

Как известно, основа исламского мира, язык Корана – это арабский язык. И только среди азербайджанцев бытует убеждение, что мусульманский язык – это азербайджанский язык. Это не шутка! Это на полном серьезе. Бывало, что на улице кто-либо обращался ко мне на азербайджанском языке, и на мой ответ «я не понимаю, говорите по-русски», мой собеседник спрашивал: «А ты мусульманин?»
- Да, мусульманин.
- А почему не говоришь по-мусульмански?»

Мне приходилось жить среди разных народностей, но лишь в Азербайджане наблюдал такую картину – если ты не знаешь азербайджанского языка, то ты человек второго сорта. И не удивительно, что при такой политике представители маленьких народностей, проживающих на территории этого государства, вынуждены менять свою национальность, записываться азербайджанцами. Я против такой насильственной ассимиляции. И за это готов бороться.

Были ли в годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах потери среди молодых рутульцев, служащих в вооруженных силах Азербайджана?

Во время, условно названных в российской прессе «карабахские события», я имел возможность общаться с молодыми рутульцами. До того, как были установлены российские погранзаставы на территории Рутульского района, проживающие в Азербайджане рутульцы имели возможность переправлять молодых ребят призывного возраста в Дагестан, чтобы избежать насильственного отправления их властями Азербайджана на войну. Очевидцы (вынужденные беженцы) рассказывали, о том, как азербайджанские офицеры на трупах молодых рутульцев и представителей других автохтонных народов республики делали деньги. Сами же стреляли в спину призванным на войну солдатам, а потом за большие деньги отдавали тело родителям. К сожалению, после установления границы между Азербайджаном и Россией в начале нулевых годов, связь между рутульцами, живущими по разные стороны этой границы, фактически оборвалась.

Каким образом Вы надеетесь довести текст Обращения до живущих в Азербайджане сородичей?

К сожалению, после распада Советского Союза связи между рутульцами, живущими в Азербайджане и Дагестане, значительно ухудшились. Горные перевалы, связывающие Дагестан с Азербайджаном, а их на всей протяженности границы Азербайджана с Рутульским районом всего три, перекрыты российскими погранзаставами. Если лезгины, аварцы и цахурцы, проживающие в Азербайджане, хоть как-то пытаются противостоять ассимиляционной политике Азербайджана, то рутульцы Азербайджана, к величайшему сожалению, абсолютно не прилагают никаких усилий. Причины этому я приводил чуть выше.

Наши предки сохранили нам наш язык, донесли нам память о нашем самосознании. И мы, их потомки, должны бороться, чтобы сохранить для своих потомков то богатство, что передали нам наши предки. Довести до своих земляков, проживающих в Азербайджане, текст обращения можно при помощи более многочисленных народностей, таких, как лезгины, с некоторыми из их лидеров я общаюсь на сайте, а также при поддержке аварских джамаатов, проживающих в Азербайджане. Пока еще не поздно, но если уже сегодня не начать бить в колокола, то через каких-то полвека и вовсе исчезнет память о рутульцах Азербайджана.

Простите меня, но я вынужден Вам напомнить, что у руководства Азербайджана находятся люди, готовые ради сохранения своей власти на любые преступления. Войдя в противостояние с правящими в Азербайджане кланами, Вы вступили на достаточно опасный путь. Готовы ли Вы следовать по этому пути до конца?

Я уже получал многочисленные угрозы в свой адрес от азербайджанцев. Считаю величайшей глупостью с их стороны писать такие угрозы и оскорбления. Подписываясь под обращением, из-за которого и начались в мой адрес эти угрозы, я не призывал никого к войне с Азербайджаном. Я призывал к миру. Нельзя победить народ, в данном случае жителей Арцаха, который стремится к независимости, и насильно вернуть ради так называемой «территориальной целостности» в свое подчинение. Искусственно сдерживаемая в Советское время война за отделение Арцаха от Азербайджана когда-нибудь должна была привести к ужасным последствиям. И сегодня реваншистские попытки Азербайджана ни к чему хорошему не приведут. Эта война и без того принесла много горя и армянскому и азербайджанскому народам. Хватит! Хватит войны и кровопролития.

Я еще раз это подчеркиваю, и вновь подписываюсь под словами Обращения.

Спасибо, господин Дашлай. Мы от всей души желаем Вам и всему рутульскому народу мира, счастья и процветания.

http://realcaucasus.org/614



Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
Forum » POLITICS » ԹԱԼԻՇՆԵՐԸ. TALYSHI » Так чья же – война в Карабахе?
Страница 1 из 11
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz