РЕАЛИИ “ТАЛЫШСКОГО ВОПРОСА” В АЗЕРБАЙДЖАНЕ - Forum
Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 2017-03-29, 21.04.26
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Forum » POLITICS » ԹԱԼԻՇՆԵՐԸ. TALYSHI » РЕАЛИИ “ТАЛЫШСКОГО ВОПРОСА” В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (Факты принудительной ассимиляции)
РЕАЛИИ “ТАЛЫШСКОГО ВОПРОСА” В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
ARTARAMISДата: Понедельник, 2013-10-14, 04.04.51 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1372
Статус: Offline
Всякий раз, как я слышу или читаю политические выступления тех,
кто нами руководит,я с ужасом обнаруживаю,что в них нет ни единого
человеческого слова. Вечно одни и те же фразы, повторяющие одну и ту же ложь.
Альбер Камю. Из записных книжек

На ИА REX появилась статья “Закулисье “Талышского вопроса””, подписанная Али Гаджизаде, в качестве своеобразного ответа-опровержения на мою недавнюю публикацию “Турция готовится к федерализации Азербайджана”. Я бы, вероятно, не стал отвечать на этот материал, если бы не ее претенциозность и безграмотность, выдаваемые за знание реалий “Талышского вопроса”, - странная смесь азерпатриотической риторики и “верности фактам”.
Любому аналитику, знающему регион и его проблемы, очевидно, что в статье г-на Гаджизаде нет никаких фактов, тем более, демонстрации “закулисья “Талышского вопроса””; есть одни оскорбления вроде “горстка наймитов”, “малоизвестные или вовсе неизвестные авторы” и т.п. То, что наш уважаемый оппонент не знает членов Талышского национального движения, говорит о его неинформированности, а также о том, что он берется писать о тех, кого даже не знает, – как историю, язык, культуру талышей, так и условия их проживания в АР и реалии национального движения (ни этапов развития движения, ни основополагающих текстов, ни целей и задач).
К подобным текстам из Баку мы давно уже привыкли. И они вызывают лишь снисходительную улыбку.
Бакинский автор начинает свою статью следующим выпадом: “Иногда мне на глаза попадаются разного рода публикации, повествующие о “тяжкой судьбе талышей в Азербайджане”, почти всегда подписанные толком никому не известными авторами”.
Увы, это давно спетая и порядком поднадоевшая многим песня азербайджанских аналитиков и журналистов, впрочем, и ученых. Дело дошло до того, что в Баку заявляют о том, что якобы “талыши не владеют русским языком, и поэтому для них комментарии на русском пишут армяне”. Предлагаю, оставить это на совесть этих людей. Хочу задать автору такой простой вопрос: предпринималась ли когда-нибудь с Вашей и Ваших коллег стороны попытка провести какой-нибудь круглый стол, с целью, во-первых, лично познакомиться с этими “толком никому не известными авторами”, как пренебрежительно Вы позволяете себе писать о талышских авторах, и, во-вторых, выяснить истину в “талышском вопросе” не путем обильного, по большей части, оскорбительного свойства выпадов в адрес талышских аналитиков и ученых, но путем диалога решить хоть какие-то проблемы и недоразумения? За все годы независимости ни разу не было такой попытки ни со стороны официальных властей Азербайджанской Республики, ни со стороны пишущей братии этого государства.
Найдите хоть раз у себя мужество организовать круглый стол в Москве, пригласите на это мероприятие талышских авторов. Кто знает, вдруг, у Вас что-то получится?!
Но перейдем к содержательной части статьи бакинского обозревателя. Гаджизаде пишет: “Для автора формальным поводом для написания статьи послужила неточная, искаженная карта экономических районов Азербайджана, размещенная на сайте Министерства экономики Турции. Безусловно, это ошибка контент-менеджеров, занимающихся данным ресурсом, однако автор статьи решил воспользоваться этим, выдавая данную ошибку якобы за сигнал, поданный со стороны Турции”. Далее он сообщает, что указанная мною в статье карта взята турецким министерством с сайта Министерства экономического развития Азербайджана.
Любой видящий человек без особых проблем заметит, что турецкая (http://www.ibp.gov.tr/pg/section-pg-ulke.cfm?id=6D89BB9D478C962FFA5D) и азербайджанская (http://www.economy.gov.az/index.php?option=com_content&view=article&id=405:map&catid=18:regions&Itemid=149&lang=az) карты разные: на бакинской территория Талышистана в значительной степени урезана и названа “Ленкоранским экономическим районом”; территория НКР, в отличие от турецкой, разбита на две условные территории; на бакинской карте указано 10 регионов, на турецкой – 8; и т.д. Турецкая карта не взята с какого-либо азербайджанского ресурса – это очевидно, как бы бакинцам не хотелось обратного.
То, что Гаджизаде считает данную карту “безусловно” ошибкой контент-менеджеров сайта турецкого министерства, несколько непрофессионально для аналитика: повторюсь – всем сегодня хорошо известно, что карты вбрасываются не забавы ради, тем более, посредством официальных сайтов государственных ведомств. Более того, несмотря на негодование “братьев-азербайджанцев” карта продолжает висеть на сайте Министерства экономики Турции. Матчасть, так сказать.
Далее А. Гаджизаде утверждает, что “такие авторитетные организации, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы или же международные правозащитные организации не заметили следы этой политики [агрессивной внутренней этнополитики АР, о которой я писал – Р.И.]”. Принимать это за безграмотность г-на Гаджизаде или лицемерие – право читателя. Я же должен заметить следующее: Новрузали Мамедов, известный в мире талышский филолог, был арестован в 2007 году, признан виновным в государственной измене и убит в азербайджанской тюрьме в 2009 году ( http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/158854 ). Среди обвинений, озвученных прокурором, можно выделить, например “пропаганду талышского языка и культуры”, “публикации в редактируемой Н. Мамедовым газете статей о том, что Бабек был талышом”, “обращение Мамедова в международные организации (ООН, ОБСЕ и т. д.) о нарушении прав нацменьшинств”, “формирование отрицательного имиджа Азербайджана”, “обращение в Общественное Телевидение с целью открытия передач на языке талышей”, “регистрация в Министерстве Юстиции Талышского Культурного Центра и газеты "Толыши Садо"”, “сотрудничество с зарубежными исследователями и написание на основе полученных в местах компактного проживания талышей "разведданных" научных трудов” ( http://kabardino-balkaria.kavkaz-uzel.ru/articles/131702 ) и т.п. – видимо, Али Гаджизаде кажутся нормальными подобные обвинения. На суде Мамедов заявил следующее: “Я прекрасно понимаю, что меня судят за мое этническое происхождение, за то, что я талыш. Я горжусь тем, что я талыш! И если быть талышом преступление, то думаю, требуемые прокурором для меня 12 лет – недостаточный срок для такого "преступления". Посему требую для себя пожизненного приговора”.
Вердикт Новрузали Мамедову был вынесен в отсутствие адвоката, его родственников, прессы; о множественных процессуальных нарушениях и отсутствии доказательной базы (за исключением показаний одного свидетеля, психическое состояние которого вызывало у защиты большие сомнения, – этот же “свидетель”, кстати, был единственным, кто, “вдруг вспомнив” какие-то события, дал показания против Гилала Мамедова, о котором я упомяну чуть ниже). Пока Новрузали Мамедов был в тюрьме, были убиты оба его сына – Камран (в 2007 году “скончался от инфаркта”) и Эмин (в 2011 скончался вследствие травм, полученных в “автомобильной катастрофе”). Единственный член семьи – жена Новрузали Мамедова Марьям Мамедова – вынуждена была эмигрировать в Нидерланды. Свой протест в связи с этим делом высказали многие правозащитные организации по всему миру: Front Line Defenders (http://www.frontlinedefenders.org/ru/node/8682), Amnesty International (http://amnesty.org.ru/system/files/az_eur550042009rus.pdf, http://www.mediaforum.az/article....gL9WBcd ), Human Rights Watch (http://www.hrw.org/ru/world-report-2010-8, http://www.hrw.org/ru/world-report/2009-1), комитет “Гражданское содействие” (http://refugee.ru/news/pravozashhitnik_gilal_mamedov_obvinjaetsja_v_khranenii_narkotikov/2012-07-03-199), Русский ПЕН-Центр ( http://www.penrussia.org/pr-estr.htm#nmamedov ) и др. Справедливости ради, надо отметить, что и в АР есть единичные правозащитники, заявившие о своем протесте: директор Института мира и демократии Лейла Юнус (http://clck.ru/8qtDV), директор Правозащитного центра Азербайджана Эльдар Зейналов (http://tolishpress.org/print/822.html ) и др. Озабоченность положением Новрузали Мамедова выражал комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммерберг (http://www.rosbalt.ru/main/2009/08/18/664413.html). Во всемирный день Свободной прессы в Вашингтонском музее журналистики и новостей (Newseum) появился стенд с информацией о Новрузали Мамедове.
Летом 2012 года был арестован руководитель Комитета защиты прав Новрузали Мамедова, автор известного ролика “Давай, до свидания” Гилал Мамедов по обвинению в хранении наркотиков, которые ему самым бесстыдным образом подкинули. Позже в виду шаткости обвинения в хранении наркотиков были добавлены обвинения в измене Родине и разжигании межнациональной розни. Его обвиняли, в том числе, и за участие в провозглашении Талыш-Муганской Республики в 1993г. 27 сентября этого года суд признал его виновным по всем трем статьям и приговорил к пяти годам лишения свободы. Его дело также признали политически мотивированным многие международные организации: Amnesty International (http://www.amnesty.org/en/news/release-prisoners-conscience-azerbaijan-cannot-mask-ongoing-crackdown-freedom-speech-2012-06-26 ), Human Rights Watch (http://www.hrw.org/ru/news/2012/06/27), Frontline Defenders (http://www.frontlinedefenders.org/ru/node/22309 ), Комитет “Гражданское содействие” ( http://refugee.ru/index....-77 ), Репортеры без границ ( http://www.contact.az/docs....UL9WBcc ), Обсерватория по защите прав правозащитников ( http://www.fidh.org/Novaya-informaciya-AZE-002-0812 ) и др. Обвинительный приговор Мамедову осудила также представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович (http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/230739/). В защиту Гилала Мамедова проходили пикеты перед посольствами АР в Москве, Кишиневе, Берлине, организовывались акции протеста в Баку.
Если этого для г-на Гаджизаде недостаточно, обратимся к “делу ТМАР”. Президент Талыш-Муганской (Автономной) Республики Альакрам Гумматов был арестован в 1993 года, а в 1996 году приговорен к смертной казни. Под давлением общественности через два года приговор был заменен на пожизненное заключение. Правозащитными организациями, в числе которых и “Amnesty International”, он признавался политическим заключенным. Совет Европы требовал его освобождения (Резолюция 1359 (2004)). В 2003 году он был приговорен к 15 годам лишения свободы, но под давлением европейских стран (в частности Нидерландов) в 2004 году был освобожден из тюрьмы, лишен гражданства и выслан в Нидерланды. За время пребывания в тюрьме он заболел туберкулезом, потерял почти все зубы. Должен отметить, что А. Гумматов остается единственным из политзаключенных, кто отказался писать прошение о помиловании президенту АР. Братья и дядя А. Гумматова были арестованы и осуждены за укрывательство государственного преступника. Его жена долгое время скрывалась от ареста, а впоследствии вместе с детьми эмигрировала в Нидерланды. По данным талышских и международных правозащитных организаций (таких как общество “Мемориал”) его 12-летнего сына пытали в полиции, прижигая сигаретами руки. Вместе с А. Гумматовым по “делу ТМАР” на различные сроки были осуждены свыше тридцати человек.
В 2007 году из-за постоянных преследований и давления органов национальной безопасности Азербайджанскую Республику вынужден был покинуть талышский правозащитник Атахан Абилов, участвовавший в защите Новрузали Мамедова. Находясь в России, он был жестоко избит неизвестными, вследствие чего находился в тяжелом состоянии. После выздоровления эмигрировал в Нидерланды.
Осенью 2008 года по тем же причинам республику вынужден был покинуть главный редактор другой талышской газеты – “Шавнышт” – Фахраддин Абосзода. Как и большинство талышских общественных деятелей, он находится в эмиграции, живет в России.
Характер всех этих преследований позволяет говорить о том, что в Азербайджанской Республики проводятся систематические репрессии против талышских деятелей. Чтобы не знать об этом, надо быть слепым, глухим, лишенным всяких чувств отшельником или же обычным лицемером и прислужником криминального режима. Чтобы не знать об этом, просто надо быть совершенно далеким от “Талышского вопроса” человеком. Но почему в таком случае г-н Гаджизаде берется писать об этом вопросе, не располагая никакой информацией или скрывая ее, подметая ее под ковер?!
Перейдем к следующему пункту текста бакинского автора: “Талыши являлись и являются полноправными гражданами страны, которые пользуются теми же правами, что и представители титульной нации”. Обратимся к докладу, сделанному представителем офиса ОБСЕ в Баку Хемой Котеча (http://www.osce.org/baku/23809). В нем говорится, что обычные (не “наймиты”, по терминологии г-на Гаджизаде) талыши, проживающие в АР, боятся говорить о своей национальной идентичности или выступать в поддержку Талышского движения, потому что есть страх, что их свяжут с “сепаратистами”, Арменией или Россией (стр. 34). Следует добавить в этот список, конечно же, и Иран. Под запретом в Азербайджанской Республике находится не только обсуждение, как общественное, так и бытовое, независимости или автономии Талыша, но и всякое упоминание каких-либо национальных проблем населяющих республику коренных этносов. Чаще всего это оценивается как разжигание межнациональной розни и подрывной акт по заданию иранской, армянской или российской разведки. Статья самого Гаджизаде – яркое свидетельство того, что любой говорящий о проблемах и требованиях коренных народов автоматически становится “наймитом”. О какой полноправности в таком случае можно говорить?! Х. Котеча говорит, что быть талышем в АР профнепригодно (стр. 35). В чем же дело, г-н Гаджизаде? Неужели и в ОБСЕ сплошь и рядом “наймиты”? “Freedom House”, к примеру, пишет о жалобах нацменов на дискриминацию в областях образования, занятости и обеспечения жильем (http://www.freedomhouse.org/report/freedom-world/2011/azerbaijan»).
В Азербайджанской Республике не ратифицирована Европейская Хартия о языках национальных меньшинств, не выполнено ни одно из требований Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств, подписанной Азербайджанской Республикой еще в 2001 году. До сих пор не выполнен ни один из пунктов указа Эльчибея от 16 сентября 1992 (который, кстати, был не более чем пиар-бумажкой), среди которых: подготовка законопроекта о правах национальных меньшинств, малочисленных народов и этнических групп (п. 4); способствование со стороны глав исполнительных властей защите и развитию языка и культуры, свободному проведению культурных и религиозных мероприятий, защите культурных памятников и пр. (п. 2); создание условий для основания национально-культурных организаций и объединений (п. 3); снятие таможенных ограничений для облегчения коммуникации нацменов со своими земляками (п. 5), т.к. в АР проживает несколько разделенных народов – талыши, лезгины, аварцы, армяне, парсы (таты); организация обучения в школах в местах компактного проживания этих народов (а в городах Баку и Сумгаит на факультативной основе) их языку и литературе (п. 6); открытие специализированных факультетов и кафедр по изучение истории проживающих в стране народов (п. 7); господдержка в проведении мероприятий, связанных с языком и культурой этих народов, создании студий, культурных организаций и пр. (п. 8 и п .11); и т.д. Отдельными пунктами в указе значилась необходимость создания теле- и радиовещания на языках этих народов, а также выпуск общегосударственной газеты для нацменов (п.9 и п.10), которые также не исполнены.
Азербайджанская Республика использует территории и ресурсы Талыша без согласования с коренным населением. Талыши никак не участвует в таких процессах, как передел Каспийского моря, использование минеральных ресурсов Талышского горного хребта или размещение иностранных военных баз на своих территориях.
Следующий постулат Гаджизаде гласит: талыши “представлены и в парламенте, и в других органах власти, и в культурной и бизнес-элите страны; представители “притесняемого народа” не смогли бы добиться такого положения в обществе”.
Представленные в парламенте выходцы из Талышистана никоим образом не представляют свою Родину. Они являются не более чем декорациями. Я однажды писал ниже следующее, но учитывая неосведомленность Али Гаджизаде в Талышском вопросе, повторю:
“Малькольм Икс, мусульманский борец за права чернокожих в США (кстати, автор идеи отделения афроамериканцев от США), очень тонко расставил точки над i в аналогичной ситуации. В рамках телевизионной передачи напротив него посадили чернокожего профессора, сладостно говорившего о том, что их права не нарушаются (дескать, посмотрите на меня – я, чернокожий, стал профессором, занял солидное место в обществе), и все слова о расовой дискриминации – сплошная демагогия, а кроме того, эта демагогия плохо сказывается на добропорядочных чернокожих, которых белые граждане сторонятся из-за слов таких демагогов-разжигателей розни (данная история вошла в одну из сцен биографического фильма Спайка Ли “Малькольм Икс”). Он сказал следующее:
“… исторически было два типа рабов: рабы-слуги и рабы на плантации. Негр-слуга жил в доме, рядом с хозяином, в большом доме, в подвале или на чердаке, он хорошо одевался, хорошо питался остатками с хозяйского стола. Он любил своего хозяина. Я бы сказал, любил его больше, чем хозяин сам себя любил. Если хозяин говорил “у нас красивый дом”, раб говорил “да, босс, у нас красивый дом”. Если горел хозяйский дом, негр-слуга первым бросался тушить огонь. Если хозяин заболевал, негр говорил “что случилось, босс? Мы заболели? Мы больны?”. Так думает негр-слуга. Если другой раб приходил к нему и говорил “давай, сбежим! Давай, сбежим от жестокого хозяина!”, он отвечал “зачем? Разве где-то можно жить лучше? Бежать? Я никуда не побегу!”. Таков негр-слуга. Сегодня мы называем его “домашний” негр. Так мы их называем, потому что таких “домашних” негров много и сегодня”».
Так вот, что хотелось бы сказать г-ну Гаджизаде: “одомашненные” талыши не представляют интересов талышского народа! Они есть только для того, чтобы служить аргументом в руках тех, кто угнетает наш народ, против тех, кто борется за свободу нашего народа! Но такие аргументы смехотворны.
Приведу один весьма красочный пример. В 2008 году один из “талышских” депутатов Милли Меджлиса АР Хады Раджабли заявил с нескрываемой гордостью: “продолжается процесс интеграции, ассимиляции талышей с азербайджанцами, другими проживающими в нашей стране народами”. Как можно после таких заявлений серьезно говорить о том, что эти люди представляют талышский народ?! Кстати, отметим наличия еще одной логической “нестыковки” в суждениях г-на Гаджизаде: если представленность талышей во власти является показателем “отсутствия талышской проблемы в АР”, то, как наш оппонент может разглагольствовать якобы о наличии проблем у разноплеменного тюркоязычного населения Ирана, почему-то именуемого в Баку “азербайджанцами”, когда главой Иранского государства является этнический тюрок?!
Далее Али Гаджизаде откровенно лжет: “Стоить отметить, что население южных районов страны, где компактно проживают талыши, в последние годы стало жить еще лучше”.
Из-за безработицы (которую даже бакинский автор сам не отрицает), других финансовых затруднений, полностью коррумпированной государственной системы и политических преследований происходит массовый отток населения из Талыша. Традиционные формы хозяйствования в Талыше полностью уничтожены, а новые не созданы. Этим власти целенаправленно заставляют талышей покидать свои земли и в дальнейшем ассимилироваться в тюркоязычной среде в столичном регионе. По неофициальным данным только в Россию из Талыша выехало 500-700 тыс. человек. Тысячи талышей переселились в Баку и его окрестности. Вследствие миграции и бедственного состояния системы здравоохранения идет быстрое распространение СПИДа и наркомании в регионе. Население, не доверяя местным врачам, отправляется в поисках лечения от различных заболеваний в Иран и Турцию. И надо быть очень малодушным, чтобы на фоне этого заявлять о том, что “население в последние годы стало жить еще лучше”.
Гаджизаде пишет: “Автор утверждает в своей статье, будто в Азербайджане запрещено использование талышских топонимов, а в пример он приводит такие топонимы, как Ленкоранское ханство и Ленкоранскую низменность. Хотел бы детально остановиться на этом вопросе и внести в него ясность, ибо автор пытается жонглировать фактами, передергивая их. Что касается “Талышской низменности”, которую якобы сейчас в Азербайджане начали именовать Ленкоранской низменностью, хочу отметить, что термин “Талышская низменность” никогда и не был широко распространен как в научной литературе, так и в других публикациях. Например, термин “Ленкоранская низменность” используется в Большой Советской Энциклопедии и во многих изданиях советского периода, соответственно, ни о каком “переименовании” “старого термина2 в современном Азербайджане речи идти не может””. Далее автор приводит несколько ссылок на правительственные сайты, на которых используется термин “Талышское ханство”, а не “Ленкоранское ханство”, и в качестве свидетельства наличия обоих терминов с давних времен – еще до существования АР – приводит название комедии М.Ф. Ахундова “Визирь Ленкоранского ханства” (“Приключения визиря Ленкоранского ханства”), написанного в 1851 году.
Для наглядности приведу цитату из своей статьи, которой жонглирует автор: “В современной АР стараются максимально избегать использования слова “талыш”, как в его этнической, так и географическом и историческом измерениях: оно постепенно исключается из всех учебников, не говоря уже о СМИ. В учебниках по географии название Талышской низменности заменено на “Ленкоранскую низменность”, в учебниках по истории название Талышского ханства заменено на “Ленкоранское ханство””.
“Максимально избегать” не значит совершенно не использовать. Вместе с тем, должен сказать, что в АР безусловно идет процесс постепенного исключения этих терминов из оборота. Термин “Талышская низменность” уже совершенно не употребляется, хоть, вопреки словам г-на Гаджизаде (дело в пресловутой “неосведомленности в талышском вопросе”), был широко распространен ранее: для этого достаточно взглянуть на работы русских ученых 19-нач. 20 веков по Талышу. Исключение его из обихода началось в период Советского Азербайджана, созданного Сталиным и детищем которого является нынешняя АР. Политика по ассимиляции коренных народов региона началась в 1937 году, когда были уничтожены талышские деятели того периода – Беюк Ага Мирсалаев, Зульфугар Ахмедзода, Раззаг Казымов, Музаффар Насирли и мн. др. (многих мы знаем лишь по именам, в связи с невозможностью проведения каких-нибудь профессиональных исследований по талышам в АР). В это же время стали предаваться забвению многие исконные топонимы, а история и культура Талышистана стала переписываться на имя новой нации “азербайджанцев”. Поэтому ничего удивительного в том, что в БСЭ использовался новый термин “Ленкоранская низменность”, нет.
Относительно комедии “Приключения визиря Ленкоранского ханства” М.Ф. Ахундова, вынужден вновь отправить моего уважаемого оппонента изучать матчасть. Эта комедия, написанная в 1851 году, изначально называлась “Sərgüzəşti-vəziri-xani-Sərab” (“Приключения визиря Сарабского ханства”). Однако через чуть более чем двадцать лет Ахундов понял, что в комедии есть некоторая несуразность: ее действие происходит в приморском городе, а Сараб не имеет выхода к морю. Поэтому, когда выполнялся персидский перевод произведения (1873-1878 гг.), он попросил переводчика изменить везде “Сараб” на “Ленкорань” лишь по той простой причине, что Ленкорань имеет выход к морю. Если у г-на Гаджизаде возникнут дополнительные вопросы в связи с этим, он может обратиться к биографам М.Ф. Ахундова, и те подтвердят эту историю. Так что название комедии Ахундова не имеет никакой исторической подоплеки, является лишь результатом изначальной ошибки драматурга. Название Талышского ханства стало изменяться именно в Азербайджанской Республики (по крайней мере, не помню ни одной работы Советского Азербайджана с термином “Ленкоранское ханство”). Особо отличается на этом направлении Ирада Мамедова, написавшая несколько статей про “Ленкоранское ханство” и книгу “Ленкоранское ханство в период первой русско-иранской войны” (2011). Одну из статей, которая странным для нее образом названа “Талышское (Ленкоранское) ханство”, она умудрилась даже включить в энциклопедию “Тюрки”, изданную в 2002 году в Анкаре. Возвращаясь к своим словам об учебниках, хочу отметить: в азербайджанских учебниках совершенно нет упоминания “Талышской низменности” и, судя по всему, г-н Гаджизаде не смог найти ни одной Интернет-ссылки с азербайджанских сайтов, где бы он был употреблен. То же самое сейчас стараются сделать и с термином “Талышское ханство” (и многими другими). В азербайджанском учебнике по истории для 9 классов 1995 года, среди прочих, перечисляется и Талышское ханство (стр. 111-112). В учебнике 2002 года в том же самом месте слово “Талышское” заменено на “Ленкоранское” (стр. 126-128). В том, что касается “Талышских гор”, Али Гаджизаде прав, оно еще не подвергается уничтожению. Возможно, потому что в Баку не решили как назвать горы – Ленкоранскими, Лерикскими, Ярдымлинскими, Южными или еще какими. Но таким ходом и “Талышские горы” постигнет участь “Талышской низменности”.
Хоть я не писал, как мне приписывает уважаемый оппонент, будто “в Азербайджане запрещено использование талышских топонимов”, должен сказать, что ситуация почти что действительно такая. Значительная часть (если не все) талышских топонимов переименована или переиначена в официальном регистре и отличается от тех названий, которые используются талышами. Приведу лишь несколько примеров (весь список потребует написания отдельной внушительной статьи): города и районы Ланкон, Лик, Осторо, Варгадиз, Масалон, Хамошару, Биласыво, Натачола, Сальён официально называются Ланкаран, Лерик, Астара, Ярдымлы, Масаллы, Джалилабад, Биласувар, Нефтчала, Сальян; деревни Мадо, Озобиджон, Акон, Арчон, Гомушавон и многие другие именуются как Махмудавар, Гюнешли, Аркиван, Арчиван, Гейшабан и т.д. (таких примеров - тысячи!).
В конце статьи Гаджизаде вернулся к Турции: “Наряду со всеми вышеуказанными “фактами”, господин Искандари также с воодушевлением пишет о возможности скорого открытия турецко-армянской границы. И это, несмотря на то, что все турецкие руководители уже высказались по этому вопросу: их позиция состоит в том, что пока не будут устранены причины закрытия границы, она будет оставаться закрыта. А причины всем известны - это оккупация территории Азербайджана со стороны Армении. И никакие внешние факторы не могут повлиять на решение турецких властей”.
Всему миру известно, что говорят турецкие руководители. Но если Вы им так безоговорочно верите, тогда как быть с тем соглашением, о котором речь шла в моей статье? Это тоже выдумано “горсткой наймитов”? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что если бы Турция никак не была заинтересована в открытии армяно-турецкой границы, то она не пошла бы на запуск Цюрихского процесса: нормализация отношений без открытия границ бессмысленна. Глупо полагать, что турецкие руководители консультируются при принятии решений с Баку. Турция сегодня в довольно стеснительном положении: она разрывается между попытками сохранить целостность своих границ и желанием распространить свое влияние на весь регион, будучи проводником западной политики (роль которого теряет). В этой ситуации мало у кого, кроме некоторых лиц в Баку, вызовет удивление то, что Турция использует самодовольно гарцующую на слепой пони АР в качестве разменной монеты своей региональной политики. А то, что Вы убеждены в том, что граница будет оставаться закрытой, – оставайтесь при своем мнении, мы не против.
Напоследок г-н Гаджизаде оставил еще один классический выпад азербайджанского агитпропа: “Также хочу обратить внимание на то, что авторы, сетующие на “трудное” положение талышей в Азербайджане и сотрясающие воздух своими заявлениями о необходимости самоопределения талышей, ничего ни говорят о положении талышей в Иране. Странно, не так ли?
Ведь в Иране проживает гораздо больше представителей этого народа, нежели в Азербайджане, но “борцы” почему-то молчат… Учитывая то, что азербайджанцы, которых в Иране более 30 миллионов, как и другие крупные этносы в этой стране, не имеют возможности не то, что учиться на своем языке, но даже говорить на своем родном языке в госучреждениях, то, что уж тут говорить о положении иранских талышей? Но их судьба не заботит этих деятелей”.
Перво-наперво, необходимо сказать, что мы боремся за права талышей в Азербайджане, а не в Иране, потому что являемся гражданами АР, а не Ирана. Это вы, сидя в Баку, невзирая ни на какие международные нормы, можете заявить якобы о нарушении прав уйгуров в Китае, гагаузов в Молдове и т.д., только потому, что они так же разговаривают на одном из тюркских диалектов! Но это еще не все. Непонятно, как с проблемами (большинство из которых не существует в действительности) тюрков в Иране связаны проблемы талышей в АР. Что, официальный Баку действует в отношении коренных народов прямо пропорционально ситуации в Иране? Тогда, почему в то время, как у иранских тюрков есть свыше 300 печатных изданий и, по меньшей мере, пять каналов на родном языке, в АР нет ни одной радиостанции, вещающей на языках коренных народов? Почему нет телевидения на талышском, лезгинском, аварском и др. языках (а на армянском, кстати, вещание в АР есть), не говоря еще об отсутствии всяких политических прав у этих народов у себя на Родине? Как люди, не знающие, судя по публикуемому Гаджизаде материалу, Иран, так уверенно и бойко пишут о проблемах его населения?!
Резюмируя статью, могу в очередной раз сказать следующее: до тех пор, пока в АР будут превалировать в абсолютных показателях люди, не желающие ни видеть реалии талышского вопроса в АР, ни проявлять эмпатию, до тех пор, пока наш народ не будет восстановлен в своих естественных правах, пока ему не будут принесены извинения за репрессии, которые продолжаются с 1937 года по сегодняшний день (с некоторыми “перерывами”), талыши никогда не захотят жить с такими людьми в одном государстве. Двухмиллионный талышский народ Азербайджанской Республики (почему-то официально численность талышей указывается всего-то в 112 тыс. чел.?!) имеет все права жить в своем собственном государстве, что и является главным требованием и основной целью Талышского национального движения! В этом Вы можете быть уверены, уважаемый Гаджизаде!

Источник: http://www.iarex.ru/articles/41701.html
http://tolishpress.org/news/2441.html

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


Այն հայը որ ազգը փոխի և այլ ազգ դառնա
Մահվան օրը հայ արցունքի նա չարժանանա
 
Forum » POLITICS » ԹԱԼԻՇՆԵՐԸ. TALYSHI » РЕАЛИИ “ТАЛЫШСКОГО ВОПРОСА” В АЗЕРБАЙДЖАНЕ (Факты принудительной ассимиляции)
Страница 1 из 11
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz