Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-05-03, 02.49.51
Форма входа

Меню сайта

Statistics

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Август » 19 » Азербайджан:От политических заключенных до модернизации
21.56.32
Азербайджан:От политических заключенных до модернизации
Аресты в Азербайджане известных правозащитников, блокирование счетов и обыски в офисах «неблагонадежных» НПО вызвали больше вопросов внутри страны, чем за рубежом. Реакция международного сообщества, а вернее тех институтов, с которыми узами обязательств связан Азербайджан, видавшей все публике показалась слабой и неадекватной.

Наверное, это можно объяснить летними каникулами европейских политиков, отсутствием в Баку американского посла - старый отбыл, новый не прибыл. Такой внешнеполитический расклад в полной мере позволил администрации президента Ильхама Алиева раскрутить маховик репрессивной машины. Столь открытое наступление на неповинующуюся часть гражданского общества можно попытаться объяснить несколькими причинами.

Нейтрализация вопроса политзаключенных

Во-первых, последние аресты, стартовавшие 27 июля, затронули тех правозащитников, которые на протяжении ряда лет активно лоббировали ненавистную для властей тему политзаключенных, и которые были активными участниками негласно созданной недавно рабочей группы "единого списка политзаключенных". Впервые неконтролируемые властями азербайджанские правозащитники смогли объединиться на основе критериев Совета Европы о понятии политзаключенный (которые признал и официальный Баку) и составить единый список политзаключенных, подлежащих непременному освобождению.

Столь резкую репрессивную реакцию Алиева, который руководствуется больше понятиями, чем правом, на эту скрытую инициативу правозащитников можно попытаться понять. Краткий экскурс в историю вопроса показывает, что Баку никогда не хотел признавать наличие политзаключенных и категорически не воспринимал докладчика ПАСЕ по политзаключенным германского депутата Кристофа Штрассера. В конце концов, на прошлой январской сессии ПАСЕ проблемам была разрешена компромиссом: должность докладчика отменили, а Азербайджан принял критерии СЕ по политзаключенным. На июньской сессии ПАСЕ стороны пошли дальше, согласовав вопрос создания трехсторонней рабочей группы: правительство - содокладчик мониторинговой группы ПАСЕ Аргамунт - азербайджанские правозащитники, участие которых одобряет правительство. Накануне, власти путем давления попытались нейтрализовать правозащитников, выступающих с альтернативным списком. Так, было заведено уголовное дело в отношении директора Института мира и демократии Лейлы Юнус, активно лоббирующей список из 132 политзаключенных. Но в конце июля стало известно о серьезной непредвиденной альтернативе в лице коалиции правозащитных организаций и адвокатов. Объединенные на единой платформе и с единым списком они ломали систему решения проблемы политзаключенных, согласованную Алиевым с руководством СЕ. По-видимому, президент почувствовал себя обманутым и оскорбленным, и под впечатлением итальянских мотивов объявил вендетту своим обидчикам. Но все попытки предотвратить методом исключения заговор правозащитников путем арестов фактически не дали результатов, так как единый список политзаключенных и их составителей стал известен обществу. Конкретно по этому вопросу администрации придется перестраивать свою стратегию, начав определенный диалог с более широким кругом гражданского общества, но не с теми, кто был инициатором единого списка. На данном этапе алиевским стратегам важно не упустить инициативу, и продолжать с ПАСЕ переговоры по политзаключенным, рассчитанные на более длительный период времени. Ожидать, что администрация согласится с единым списком и выпустит на свободу своих политических оппонентов, было бы сверх наивным.

Стратегическая модернизация

Во-вторых, Алиев в условиях падения добыч нефти, как основного фактора благополучия режима, украинского кризиса, возрастающей роли западной демократии, вынужден принимать шаги для демонтажа авторитарного режима. Об этом свидетельствует инициатива Еврокомиссии о заключении в скором времени с Азербайджаном соглашения о стратегической модернизации. Само понятие стратегия предполагает действия, рассчитанные на относительно длительный период времени, что устраивает обе стороны и в первую очередь режим. Тема модернизации не нова и длительное время лоббировалась в западных коридорах алиевскими идеологами, такими как глава администрации президента Рамиз Мехтиев. Инициатива, которая предполагает смену каркаса системы, базируется на принципе реформы сверху. Эта идея близка главному игроку в Азербайджане - Соединенным Штатам. Оба прошлых энергетических посланника Вашингтона - главы дипмиссии Метью Брайза и Ричард Морнингстар последовательно озвучивали идею эволюционной, а не революционной демократии. Она подразумевает реформирование системы главой государства в рамках различных международных проектов типа Единое окно, ASAN xidmet, Электронный суд и т.п. Назначение на должность посла США в Азербайджане очередного энергетического посланника Роберта Секуты может свидетельствовать о продолжении этой линии.

В контексте эволюционной демократии, Алиев мог поставить вопрос или условие не провоцирования давления снизу через прозападные НПО, СМИ, политпартии. Реформы должны быть продиктованы только его волей и не более. Другой немаловажный аспект этой стороны вопроса заключается в том, что раскручивание гаек может привести к активизации политических противников и росту общественной активности, что может подвинуть к политической нестабильности и разворачиванию туманных процессов, над которыми власть и внешние игроки могут потерять контроль. В принципе это может произойти, так как пружина общественных отношений слишком сжата, и заключить общественный договор в такой ситуации становится трудной, если невыполнимой задачей.

Усиление личного контроля Алиева над обществом, командой и в целом над страной прослеживается с момента прихода его к власти в 2003 году, и нынешняя промежуточная кульминация является всего лишь частью его восхождения на вершину политического олимпа. Ни в коем случае нельзя рассматривать это восхождение как нечто самостоятельное - этому содействовали внутренняя неустойчивость власти, внешние интересы государств и международных союзов в Азербайджане и регионе.

Нынешняя тенденция показывает, что абсолютизация его власти еще не завершилась. Она, по сути, не может завершиться при наличии анахроничной команды и общественных институтов, поэтому давление на общество и окружение будет возрастать. В этом смысле 2015 год парламентских выборов становится одним из ключевых в этой стратегии. Этот год можно будет обозначить как начало процесса создания системы управляемой демократии. Формирование парламента, можно ожидать, будет происходить на базе так называемых конструктивистских сил, без участия нынешних непримиримых критиков режима, что вполне соответствует азербайджано-европейской идее стратегической модернизации.

Аналитическая служба Туран
http://contact.az/docs/2014/Analytics/081500087237ru.htm#.U_OBoiiJXGE
Поделиться в соц. сетях:!


data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >
Просмотров: 357 | Добавил: ARTARAMIS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Serch

Calendar

Tag Board

Our poll
Rate my site
Всего ответов: 2223

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz