Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-05-09, 13.39.33
Форма входа

Меню сайта

Statistics

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Июнь » 27 » Азербайджану не нужны выпускники Гарварда и Оксфорда НАШИ ПРОБЛЕМЫ
07.56.24
Азербайджану не нужны выпускники Гарварда и Оксфорда НАШИ ПРОБЛЕМЫ
Автор: Али Алиев, социолог, специально для haqqin.az
27 Июня 2015,
На днях Госкомиссия по приему студентов (ГКПС) обнародовала итоги выпускных экзаменов, проведенных во всех средних школах страны. Судя по сообщению портала haqqin.az, в них участвовали ученики IX и XI классов. По итогам экзаменов, проведенных на базе общего среднего (девятилетнего) образования, 24% школьников получили "двойки" по родному языку, и 27% - по математике. То есть, каждый четвертый девятиклассник не получил необходимого минимума знаний по этим предметам.

По XI классам ситуация выглядит чуточку оптимистичнее: экзамен по родному языку провалили 20%, и по математике – почти 22% учеников. Но не спешите обольщаться: падение «отрицательных» процентов в ХI классах объясняется вовсе не повышением качества школьного обучения. Собственно, гипотетически это повышение могло бы произойти, т.к. обновленная команда Министерства образования вот уже почти три года все реформирует и реформирует нашу школу. (Как тут не вспомнить знаменитую скороговорку?! Помните? Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали).

Но эта гипотеза, боюсь, так и останется чистой теорией, ибо факты говорят о другом. Относительно лучшие показатели старшеклассников не имеют отношения к школе. Это – целиком и полностью заслуга репетиторов. Именно они «поднатаскали» будущих абитуриентов перед поступлением в вуз, и в итоге мы имеем то, что имеем. В ином случае, согласитесь, показатели учеников IX и XI классов мало отличались бы между собой.

Словом, ГКПС вновь подтвердила старый и общеизвестный диагноз: наше образование пребывает в жалком состоянии, а его реформа пробуксовывает. Впрочем, об этом уже писалось в статье «600 дней Микаила Джаббарова: Сизиф после Мисира», опубликованной в начале этого года (http://haqqin.az/news/38026).

Справедливости ради замечу, что ситуация с нашей школой не уникальна на постсоветском пространстве, это не сугубо азербайджанское явление. Напомню один факт. По словам автора идеи ЕГЭ В.Болотова, треть российских учащихся не осваивает школьную программу, и «если по-честному ставить баллы, то аттестаты не получили бы 30-40% детей».

Впрочем, кризис системы образования у соседей по СНГ – не повод для того, чтобы успокаиваться. Тем более, что ситуация в России, похоже, потихоньку начинает выправляться. Как заявила вице-премьер О.Голодец, выпускники российских школ этим летом показали лучшие результаты сдачи ЕГЭ, чем в прошлом году. Так, средний балл по русскому языку составил 65,9% (62,5% - в 2014 году). А средний балл по математике профильного уровня составил 49,6 балла (при минимальном пороге в 27,0 баллов), что на три балла выше, чем в 2014 году.

А что у нас? Как свидетельствуют данные ГКПС, за последние годы некоторые сдвиги к лучшему у нас вроде есть, но они не превышают границ погрешности измерений. А значит, всерьез их воспринимать нельзя. Вот и получается, что КПД новой команды Минобразования низок, и что отечественные реформаторы ведут себя подобно героям из «Алисы в Стране чудес». Им приходится бежать изо всех сил, чтобы оставаться на своем месте, помните?

А теперь информация к размышлению. На днях Милли Меджлис внес поправки в закон «О военной службе», предусматривающие лишение отсрочки для студентов, обучающихся за рубежом. Согласно старому закону, студенты, получающие образование в зарубежных странах на очной основе, могли получить отсрочку от службы в армии. По словам главы парламентского Комитета по безопасности и обороне З.Аскерова, предоставление подобной отсрочки приводит к случаям уклонения от призыва. К тому же Министерство образования отказывается признать дипломы, полученные в некоторых зарубежных вузах.

Необходимость внесения поправок отметил и спикер парламента О.Асадов. «В ряде стран, живущих в военных условиях, в армию привлекаются даже женщины. А у нас в стране некоторые молодые люди, пользуясь пробелом в законе, уклоняются от службы в армии. Около 5 тысяч студентов занимались ненужным образованием, получением дипломов. Нетрудно представить ситуацию, которая возникнет после предоставления права на отсрочку 1200 магистрам. Вот почему необходимо предотвратить получение ненужного образования и дипломов», - подчеркнул он.

Признаюсь, при первом знакомстве со спичами парламентариев у меня возникло ощущение, что за разговорами об уклонении от призыва и угрозе безопасности страны кроется нечто иное. Но стоило присмотреться к этим доводам, и … ощущения переросли в уверенность.

Попробуем разобраться, что же на самом деле «спрятано» за призывами изменить закон и «расшифровать» мотивы законодателей. Если кратко, то на слушаниях в парламенте прозвучало следующее. Наши юноши призывного возраста создают угрозу национальной безопасности, получая за рубежом ненужное образование (и дипломы, часть которых не признает Минобразования).

То есть, нас пытаются уверить, что 1200 человек «делают погоду» в ситуации с набором в армию. Но позвольте с этим не согласиться. Да, у нас есть проблемы в демографии, о чем я сам не раз писал, в том числе, и в haqqin.az. (См. «Цифры кричат: азербайджанки отказываются рожать» http://haqqin.az/investigations/42827). Но, уверяю, эти проблемы пока не так серьезны, чтобы отразиться на призыве. И об этом глава парламентского Комитета по безопасности и обороне не может не знать «по умолчанию» (в противном случае ему рациональнее, наверное, возглавить какой-то другой комитет). Так что дело не в этом. Тогда в чем?

Обратим внимание на два ключевых слова, прозвучавших в ходе обсуждения: ненужное образование. Вот где «собака зарыта»!

Но прежде уточняющий вопрос. Собственно, а кто должен определять, нужно получаемое образование или не нужно? Ответ банален до примитивности: только студент и его семья. Никакой государственный орган, включая парламент, при всем своем желании НЕ МОЖЕТ «тыкать пальцем» и указывать, что нужно, а что нет. И такие вещи законодатель обязан знать априори еще на стадии выдвижения своей кандидатуры на выборах в парламент.

Государство (в лице Министерства образования) может и должно регулировать политику в сфере образования, в частности, определяя перечень специальностей, которые могут понадобиться стране через 10-15 лет, и создавая условия для обучения данным профессиям. Если этих условий нет, то абитуриентов, как это давно практикуется в Азербайджане, отправляют на учебу за рубеж. Кстати, традицию получения образования за пределами страны еще во времена СССР заложил Гейдар Алиев. И Азербайджан до сих пор пожинает плоды его дальновидной политики, которая продолжается и сейчас (при спонсорской поддержке ГНКАР).

Что касается нашего Министерства образования, то оно, признаем, фактически пустило этот процесс чуть ли не на самотек. У нас, например, нет перечня специальностей, которые понадобятся стране в ближайшие десятилетия. А ведь это – стратегически важная задача для будущего страны. Но у нас никто не знает, как сложится ситуация «завтра», когда действовать будет поздно, и придется срочно «латать дыры», приглашая зарубежных специалистов. Можно ли назвать такое поведение национальной политикой в сфере образования? Если у такой «политики», как оказывается, нет цели, то вряд ли, согласитесь.

Качество обучения как в общеобразовательной, так и в высшей школе ведет (если уже не привело) к крайне неблагоприятной ситуации. Как отмечено в Концепции национальной безопасности Азербайджана, нехватка профессиональных кадров представляет собой угрозу для государства. Почему бы парламентариям не заняться этой крайне актуальной проблемой, а не внесением сомнительных поправок в закон «О военной службе»?!

Собственно, почему некоторые наши граждане хотят учиться за рубежом и нередко – за немалые суммы? Деньги некуда девать? Хочется потусоваться за границей и заодно выучить иностранный язык? Понятно, что есть и такие студенты. Но эта правда – далеко не вся. Молодежь стремится «за бугор» в поисках образования, потому что знает: качественное образование на родине (за редким исключением, к примеру, АДА) не получить ни за какие коврижки. Купить диплом можно, а знания – нет.

Отметим еще один момент, который, похоже, сыграл решающую роль во внесении поправок в закон «О военной службе». Тот факт, что наши граждане платят (и немало) за обучение за рубежом, помимо всего прочего означает, что эти суммы «прошли мимо кассы» наших частных вузов, которых сегодня пруд пруди. Переубедить тех, кто решил в поисках образования устремить свои взоры за границу,и переориентировать их на учебу в наших вузах, не получается. Что же делать? «Отсечь» наших юношей от зарубежных вузов. И нашему образовательному лобби, похоже, удалось решить эту задачу, и под благовидными поводами внести соответствующие поправки в закон «О воинской службе».

Карающий меч этих поправок вряд ли коснется отпрысков финансовых воротил, министров и депутатов, и наверняка просвистит мимо. «Зато» под ударом окажутся те, кто отправился за границу за качественным образованием. Кто хочет после учебы вернуться домой и своими знаниями и умением послужить стране. Поправьте меня, если я не прав.

Впрочем, есть рецепт по исправлению этой ситуации. Применение новых поправок надо начать с отпрысков депутатов, расширив потом эти нововведения на детей всей отечественной «элиты». Вот тогда мы избавим себя от ненужных последствий этих ненужных поправок.
http://m.haqqin.az/news/47863

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >
Просмотров: 327 | Добавил: ARTARAMIS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Serch

Calendar

Tag Board

Our poll
Rate my site
Всего ответов: 2223

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz