Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSВоскресенье, 2024-05-19, 08.59.07
Форма входа

Меню сайта

Statistics

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Ноябрь » 21 » Дыра в Нефтяном фонде Азербайджана: 1,5 млрд манатов НАШ КОММЕНТАРИЙ
09.55.34
Дыра в Нефтяном фонде Азербайджана: 1,5 млрд манатов НАШ КОММЕНТАРИЙ
Автор: Эльнур Мамедов

Наблюдательный совет Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) представил недавно проект бюджета Фонда на 2016 год на утверждение президента страны. При этом доходы бюджета Фонда на будущий год прогнозируются в размере 6 711 564,1 тыс. манатов, расходы - 8 261 399,7 тыс. манатов. То есть бюджет рекомендован с дефицитом на сумму 1549835,6 тыс. манатов, что составляет 18,8% от суммы планируемых расходов. На заседании Наблюдательного совета, прошедшем под председательством премьер-министра Артура Расизаде, рекомендованы также к утверждению основные направления использования средств (включая инвестиционную политику) ГНФАР и сметы расходов в связи с управлением средствами Фонда.

Да, дефицит, как и предсказывал haqqin.az, в Нефтяном фонде был неизбежен, но теперь прояснились его масштабы – более 1,5 млрд манатов. Сумма, конечно, немалая, но по сравнению с потерями валютных резервов Центробанка и снижением прочих финансово-экономических показателей это еще терпимо. Честно говоря, дефицит в полтора миллиарда манатов даже меньше, чем мы могли себе представить по предварительным расчетам.

Поэтому нетрудно себе представить наше удивление, когда начальник Департамента управления рисками ГНФАР Бахруз Бахрамов заявил о том, что Госнефтефонд надеется не допустить снижения своих активов и в 2016 году, несмотря на планируемый дефицит бюджета. По его словам, в Фонде накоплены активы на сумму 35 млрд долларов, и в следующем году ГНФАР надеется не допустить их снижения ниже этого уровня.

«Дефицит бюджета будет покрываться за счет ликвидных активов – государственных бумаг, срок обращения которых истек, и краткосрочных инструментов. В этом плане дефицит бюджета не является препятствием для финансирования обязательств по проектам, заложенным в бюджет», – сказал Бахрамов.

Немногословный глава департамента четко выразил свою мысль: ликвидные активы, срок обращения которых истек, будут направлены на погашение дефицита бюджета Фонда. Но в этой фразе как раз и кроется вся тайна его мысли, которая нам кажется не совсем верной. То есть, по его словам, получается, что ценные бумаги, в которые Фонд вложил в свое время определенные средства сроком, скажем, на пять лет, которые истекают в конце этого года, ГНФАР перепродаст на рынке по сегодняшним расценкам. Не исключено, что он получит при этом некую прибыль, но вырученной суммой Фонд намерен залатать собственную бюджетную дыру.

Все бы хорошо, да вот только вопрос такой возникает. Те ликвидные активы, о которых говорит глава департамента, пока ведь числятся в общих активах ГНФАР. А если их, скажем, через пару месяцев обналичат и направят на латание дыр в бюджете Фонда, это неминуемо должно привести к снижению общих объемов активов ГНФАР. И как ни раскручивай эту ликвидность, она должна или осесть в виде новых активов ГНФАР, или же пойти на латание его бюджета.

В первом случае можно рассчитывать на обеспечение сохранности общего объема активов, что и так является сложной задачей при нынешних объемах добычи нефти в стране и ценах на нее на мировом рынке. Но если эти средства пойдут на погашение бюджетного дефицита, то считай их пропавшими. Как и те миллиарды манатов, которые из ГНФАР ежегодно направляются на латание еще больших по масштабам дыр, но уже в госбюджете страны.

Может, господин Бахрамов предлагал какой-то иной механизм использования ликвидных активов для латания дыр бюджета ГНФАР? Но, к сожалению, или мы чего-то недопоняли, или он сам что-то не так сформировал. В любом случае, его мнение о возможности сохранения объема активов Фонда при погашении его бюджетных долгов за счет ликвидных активов кажется не очень правдоподобным.

То же самое, кстати, можно сказать и краткосрочных финансовых инструментах. В отличие от долгосрочных ценных бумаг (акции и облигации), которые продаются на рынке капиталов, краткосрочные финансовые инструменты продаются на денежном рынке. Краткосрочные инструменты денежного рынка — это сберегательные финансовые инструменты со сроком (обращения) до года, дающие возможность регулирования оборотным капиталом субъектов рынка с высокой степенью эффективности. Они служат промежуточной «базой» для временного размещения свободных средств. Это своего рода резервные, ликвидные средства с минимальным риском или безрисковые.

В целом же и ликвидные активы, и краткосрочные инструменты входят в структуру общих активов ГНФАР. И непонятно, как можно сохранить их объем на сегодняшнем уровне, изъяв при этом оттуда более 1,5 млрд манатов. Получается, что или господин Бахрамов сказал что-то не так, или СМИ исказили его слова. Но и в том, и в другом случае Нефтяной фонд должен выступить со своими разъяснениями.

А если как-то и можно погасить дефицит собственного бюджета без ущерба общим активам, то Фонду, думается, надо искать совсем иные пути. Ну, скажем, сократить расходы по управлению самим Фондом, которые на будущий год определены на уровне, превышающем 24,4 млн манатов.

Но и это вряд ли поможет, в чем нетрудно убедиться, обратившись к показателям текущего года. По состоянию на 1 октября 2015 года активы ГНФАР сократились на 6,38% — с 37,1 млрд долларов до 34,74 млрд долларов.

А ведь ход событий на нефтяном рынке не предвещает особых изменений и в будущем году. Так что резервы надо искать, но обоснованные.
Просмотров: 293 | Добавил: ARTARAMIS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Serch

Calendar

Tag Board

Our poll
Rate my site
Всего ответов: 2223

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz