Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSВоскресенье, 2024-05-19, 10.22.37
Форма входа

Меню сайта

Statistics

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Декабрь » 24 » Москва и Тегеран наступают, а Эрдоган отступает НАША АНАЛИТИКА
00.10.41
Москва и Тегеран наступают, а Эрдоган отступает НАША АНАЛИТИКА
Автор: Тофик Аббасов http://m.haqqin.az/dictatorship/59920

На Ближнем Востоке, как на главном театре боевых действий международных коалиций с боевыми соединениями «Исламского государства», характер противостояния, равно как и соотношение сил, свидетельствуют об изменении динамики процесса. "Исламское государство" все больше теряет позиции, лишаясь главных козырей, а международные силы все убедительнее теснят сторонников шариата. Если и дальше так пойдет, то коренной перелом в пользу коалиций будет более чем очевидным.

Главная интрига закручивается вокруг будущего ввергнутых в войну государств. Как будет обустраиваться их политическая система, какие ставки сделают власти в выборе союзников, как поведут себя влиятельные страны – вот далеко не полный перечень первоочередных вопросов, решение которых предопределит общую композицию в одном из важнейших регионов.

Диктат мирового рынка

Если даже Сирия и Ирак сохранят целостность, то все равно изменятся условия взаимодействия Дамаска и Багдада с внешними силами. По всему видно, что в будущем не избежать передела региона по маршрутам стратегических транзитов. Скорее, маршруты вообще не сойдутся с национально-территориальными или же религиозно-территориальными ожиданиями. И главнейшей тому причиной является ставка Запада на то, чтобы сохранить за собой доминирующую роль. Это еще и предполагает вытеснение конкурентов в зону периферийного действия.

Вашингтон частично добился поставленной задачи, вбив клин в отношения Москвы и объединенной Европы, когда реально просматривались перспективы усиления северного газового маршрута. Оказавшись в положении вне игры в зоне Балтии, Кремль пошел на диверсификацию приоритетов, резко сменив направление географического вектора.

В спектре южного направления еще пару лет не просматривались даже гипотетические риски. Анкара с ее вожделенной мечтой о получении статуса газового хаба у порога южной Европы обрела не только равноценного, но даже предпочтительного партнера. Но, как выяснилось, то был тактический ход, призванный запутать нежелательного партнера.

В контексте ближневосточных событий аналитики частенько указывают на угрозу вспышки мировой войны. Вопрос даже не в том, что в орбиту острейшего кризиса вовлечено около 100 государств. По существу в знойном регионе идет неприкрытая борьба за передел сфер влияния с явным акцентом на энергетический сегмент.

Россия, которую системно отсекают от европейского рынка, доказала, что у нее имеются собственные расчеты на планирование в рамках конъюнктуры мирового хозяйства. Она нашла способ геополитической кооперации с субъектами, которые вполне годятся в партнеры для сопротивления вездесущему Западу. Так, в лице Тегерана Москва нашла-таки мобильного спарринг-партнера, с коим возможен стратегический альянс против непримиримых конкурентов. На пути полнокровного взаимодействия никаких препятствий не предвидится.

Другая Турция

Анкара ввиду череды явных промахов вынужденно сбросила крейсерский ход государственного корабля в региональных широтах. Ее превосходный пилотаж в геополитическом безрассудстве сыграл на руку влиятельному патрону. Последнему не составило труда указать Турции на свое место в региональном раскладе. Неожиданный реверанс Анкары в сторону Тель-Авива, неуклюжий марш-бросок на север Ирака, перебор в желании нейтрализовать курдский вопрос в результате создали обстановку цугцванга для страны, которая еще вчера видела себя в роли центра силы.

В результате последовало недвусмысленное замечание Белого дома, согласно которому Анкара должна покинуть территорию Ирака. Как кажется, вопрос даже не обсуждался. Инцидент с подбитым российским СУ-24 оказался не столь значимым, как на то рассчитывали в турецком истеблишменте. Провалы сами собой подвели черту под планы о восстановлении доминирования в регионе.

Статус регионального тяжеловеса за Анкарой, скорее, останется, но он больше будет иметь представительскую значимость. По всему видно, что движок не тянет нагрузку, которую с середины нулевых примерял к своей стране неутомимый Эрдоган. Свои счеты с внутренними политическими противниками он свел, умудрившись даже задвинуть в тень образ великого Ататюрка.

Но завещание основателя Турецкой Республики, как видится, оказалось в цене намного выше, чем активы эрдогановской прыти и популизма. Желание восстановить утраченные со времен Османской империи позиции обернулось для турецкого лидера неподъемной ношей. А ведь основатель республики предупредил потомков, чтобы раз и навсегда расстались с мыслями о восстановлении влияния в утраченных территориях.

Ослушался строптивый преемник из команды исламистов, и как результат, Анкара вынуждена мириться не только с имиджевыми, но и материальными потерями. В большой политике занятие сие - не из самых приятных. Мало того, иной раз оно имеет очень даже губительные последствия.

Эр-Рияд с его деньгами - не указ

Недалеко от Турции в реализации ошибочного курса ушла Саудовская Аравия. Ее внешнеполитический пассив более внушительный, чем турецкий. Но в отличие от Анкары Эр-Рияду за провалы достается куда меньше. И понятно почему. Репутация надежного спонсора в реализации эксклюзивных проектов объясняет смысл подхода Запада к роли и месту королевской семьи.

За всю историю отношений Саудовской Аравии с Западом, и, особенно с США, лишь однажды случился конфуз, когда в 1973-ем году король Фейсал отважился перекрыть нефтяной вентиль для нужд союзников Тель-Авива. Дело чуть ли не кончилось параличом западной экономики, когда правитель снял свою нефть с торговых площадок мировых рынков… Два года спустя решительный монарх был застрелен собственным племянником в королевских покоях, и больше внештатных ситуаций не случалось.

Финансовые мускулы Эр-Рияда помогают ему устойчиво держаться в обойме мирового лидера, и связано это с тем, что аравийский регион с его выходами в мировой океан сам по себе ключевой. Помимо географического параметра, значение имеет услужливость Эр-Рияда. Потому королевству и перепала роль локомотива в кампании «арабской весны». То был дебют в роли регионального лидера.

Функция, которую разыграл Эр-Рияд в смещении Муаммара Каддафи в Ливии, выдалась отменной. Саудиты не пожалели ни денег, ни живой силы и даже моральных ресурсов, полностью выложились, чтобы покончить с нефтяным бунтарством Триполи. Это стало моментом истины для Вашингтона, который неизмеримо поднял реноме союзника в глазах западного сообщества. И после пошла королевская рать громить неугодных.

Блин вышел комом, когда вознамерилась она в сговоре с Тель-Авивом покончить с ненавистной «Хезболлой». Засланные в начале 2011 года на юг Ливана боевые отряды, причем вооруженные по последнему слову техники, с треском провалили операцию, не успев ее начать. По одной из версий, заказчик, а им был небезызвестный принц Бандар, и исполнитель не сошлись в цене, а по другой - иранские агенты опередили злоумышленников. В любом случае ответственность осталась за Эр-Риядом, и Вашингтону было не с руки выносить сор из избы.

Потом королевский дом опростоволосился в Сирии, но здешний просчет замять уже не удается. Опять саудиты наступили на иранские грабли, к которым прибавились и российские. Результат налицо. Вроде Эр-Рияд перед Тегераном с 2011 года имел преимущество в военной оснащенности и финансовых возможностях, но реализовать его так и не смог.

Далее йеменский капкан стал для саудитов местом позора, где они продемонстрировали очевидную военно-политическую несостоятельность с точки зрения инициирования выгодного для себя регионального порядка.

И вот, наконец, последний писк геополитической моды от Эр-Рияда - коалиция из 34 мусульманских стран, где королевский дом Саудов застолбил за собой игру на первой скрипке. Но и здесь не сошлись главные линии на лидерском одеянии. Малайзия, Индонезия и некоторые другие страны устами официальных лиц заявили, что узнали о своем пребывании в новой коалиции постфактум из мировых источников.

Видать, в Эр-Рияде взяли за правило беспрекословно подчинять собственной воле менее обеспеченных единоверцев, глядя на мир очками цвета американского доллара. Серьезная неувязка определенно не принесет саудитам дивидендов. Дело в том, что такие страны, как Малайзия и Индонезия - без пяти минут технологические гиганты, которые вкладывают реальные средства в развитие высоких технологий. Обходиться с ними фамильярно невозможно, ибо они никому не позволяют пренебрегать собственными интересами.

Одним словом, они не мальчики для битья, у них свои виды на региональный порядок, на выстраивание отношений с государствами, участвующими в сирийско-иракской партии. Поэтому Эр-Рияд, Анкара – им не указ.

В столь непростых для Запада условиях, когда верные союзники действуют, словно из учебника ошибок, берут паузу, перегруппировывают силы, присматриваясь к действующему положению вещей. Кажется, это вынуждена делать и Америка, сильно переоценившая возможности союзников.

В поиске реперов новой конфигурации

Итак, Россия, которую Запад в свете ее газовых амбиций обрек на серьезные издержки, туманные перспективы для Москвы перед лицом грандиозного проекта «Великий Шелковый путь», тяжелое санкционное бремя Кремля отягощают для нее условия игры на ближневосточном поле. Однако это не мешает переводить игру на чужое поле.

Координация действий с Ираном, другими региональными силами, которым пока еще удается беспроигрышная партия, может возыметь решающее значение для заключения джентльменского соглашения с западной коалицией на предмет учета взаимных интересов.

Россия адресно демонстрирует, что она способна на достойное выполнение подряда в строительстве нового регионального порядка. Не имеет смысла сводить подоплеку жесткой игры к смыслу о судьбе сирийского президента Башара Асада. Что с ним, что без него регион войдет в новую систему координат, где будут расставлены реперы принципиально новой конфигурации. При этом заметно изменится амплуа региональных союзов и входящих в них стран. И в решающий момент станет важно уйти от соблазна, который до настоящего времени позволял доверять ключевые роли тем, кто действовал, словно отталкиваясь от положений учебника ошибок.

Сквозь призму ожидаемых изменений в контексте проблем активизации религиозного экстремизма, губительного разворота мировой рецессии, ухудшения глобального климата и прочих неурядиц напрашивается острый запрос на прагматизм ключевых игроков, чтобы окончательно предотвратить план большой бойни. В противном случае турбулентный регион еще одну волну рукотворной дестабилизации не выдержит, и вряд ли влиятельным силам удастся держать разработку в границах одной западной Азии.
Просмотров: 341 | Добавил: ARTARAMIS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Serch

Calendar

Tag Board

Our poll
Rate my site
Всего ответов: 2223

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz