Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-12-27, 04.37.48
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
ГЕНОЦИД АРМЯН В ТУРЦИИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР)
НАТАЛИДата: Вторник, 2009-12-08, 12.14.33 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ВОСПРЯНЬ ,АРМЕНИЯ,ВОСПРЯНЬ!

 
НАТАЛИДата: Воскресенье, 2009-12-27, 00.22.40 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Геноцид армян 1915-23 годов

Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов.

Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии "Единение и прогресс" (Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед за этим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществить геноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией.

Руководство партии "Единение и прогресс" неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назым прямо заявлял, что столь удобного случая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей: ликвидация Армянского вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав; турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армян; устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению "великого идеала туранизма". Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали специальные отряды, как "Тешкилат и махсусе", состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д.

Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии. В начале войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18-45 лет, т. е. наиболее боеспособная часть мужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.

Вскоре был нанесен удар по армянской интеллигенции 24 апреля 1915.

С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 г. сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец Армянскому вопросу.

Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись в глубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне.

Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения. Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии.

Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна, Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек. В результате геноцида армян, осуществленного младотурками только в 1915-16, погибло 1,5 млн. человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская Диаспора (Спюрк). В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует".

Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.

Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандалам упорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешно отразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русских войск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много раз превосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша, Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса в Суетии. Самооборона армян в 1915 - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.

Во время агрессии против Армении в 1918 турки, заняв Караклис, учинили резню армянского населении, убив несколько тысяч человек. В сентябре 1918 турецкие войска заняли Баку и вместе с азербайджанскими националистами организовали резню местного армянского населения.

В ходе Турецко-армянской войны 1920 турецкие войска заняли Александрополь. Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалисты стремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе и селах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянское население, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведения о бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось: "В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении". В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: "Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими... Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 - летних девочек..."

В январе 1921 правительство Советской Армении выразило комиссару иностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска в Александропольском уезде производят "непрерывные насилия, грабежи и убийства над мирным трудовым населением...". Жертвами бесчинств турецких оккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупанты нанесли также громадный материальный ущерб.

В 1918-20 ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши, центр Карабаха. В сентябре 1918 турецкие войска, поддерживаемые азербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши, разоряя по пути армянские села и уничтожая их население, 25 сентябре 1918 турецкие войска заняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в первой мировой войне, были вынуждены покинуть его. В дек. 1918 в Шуши вступили англичане Вскоре генерал- губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов. С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдские отряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены в армянской части Шуши, Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 произошли первые погромы армян Шуши; в ночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23 марта 1920 турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянского населения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую часть города.

Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915-16 и нашедшие прибежище в других странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния, Киликия была включена в сферу влияния Франции. В 1919 в Киликии проживало 120-130 тысяч армян; возвращение армян продолжалось, и к 1920 их численность достигла 160 тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, не предприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения; на местах сохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены. Этим воспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. В январе 1920 в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян-жителей Маваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, где армянское население к этому времени насчитывало едва 6 тысяч человек. Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7 месяцев, но в октябре туркам удалось взять город. Около 400 защитников Аджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти.

В начале 1920 в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы - около 6 тыс. человек.

1 апреля 1920 кемалистские войска осадили Айнтап. Благодаря 15-дневной героической обороне айнтапские армяне избежали резни. Но после того как французские войска покинули Киликию, армяне Айнтапа в конце 1921 переселились в Сирию, В 1920 кемалисты уничтожили остатки армянского населения Зейтуна. Т. е. кемалисты завершили начатое младотурками уничтожение армянского населения Киликии.

Последним эпизодом трагедии армянского народа стала резня армян в западных регионах Турции, в ходе Греко-турецкой войны 1919-22. В августе-сентябре 1921 турецкие войска добились перелома в ходе военных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9 сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянского населения, Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которых находились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики, дети…

Геноцид армян был осуществлен правительствами Турции. Именно они являются главными виновниками чудовищного преступления первого геноцида ХХ в. Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа.

В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения.

Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейших цивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим пристанище во многих странах мира. После поражения Турции в первой мировой войне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было, и обвинение в организации и осуществлении резни армян Османской империи. Однако смертный приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.

После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968.

В 1989 Верховный Совет Армении ССР принял закон о геноциде, которым геноцид армян в Западной Армении и Турции осужден как преступление, направленное против человечества. Верховный Совет Армянской ССР обратился к Верховному Совету СССР с просьбой о принятии решения, осуждающего геноцид армян в Турции. В Декларации о независимости Армении, принятой Верховным Советом Армянской ССР 23 августа 1990, провозглашается, что "Республика Армении поддерживает дело международного признания геноцида армян 1915 года в Османской Турции и Западной Армении".

Источники: www.armenica.info

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2010-01-19, 09.17.24 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Геноцид

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2010-01-28, 13.15.48 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Николай Ованисян: “Как сказал один из моих друзей, моя книга – это залп в сторону Турции”

/PanARMENIAN.Net/ В ереванском центре искусств “Текеян” 27 января состоялась презентация книги “Геноцид армян”. Данная книга вышла в свет на 10 языках, в том числе и на турецком.

“Моя первая книга, посвященная Геноциду армян, вышла в свет в марте 1965 года. За прошедший период я работал над разными проблемами, связанными с Ближним Востоком, арабским миром, Арцахом, однако я всегда так или иначе касался темы Геноцида”, - сообщил автор книги, член-корреспондент Национальной Академии наук Армении Николай Ованисян.

По его словам, книга “Геноцид армян” отличается от всех других монографий на данную тему. “Работая над данной книгой, я руководствовался принципом “без нытья”. В своей книге я попытался представить самые трагические страницы нашей истории с достоинством. И думаю, получилось избежать недостатка нашей историографии”,- отметил Николай Ованисян, для которого Геноцид – не только трагедия всего армянского народа, но и его личная трагедия, поскольку его мать пережила Геноцид.

Николай Ованисян рассказал о мнении одного из своих друзей о книге “Геноцид армян”: “Как сказал один из моих друзей, моя книга – это залп в сторону Турции”.

Геноцид армян в Османской империи 1915-1923гг. – первый геноцид ХХ века, развязанный младотурками. Во время Геноцида было уничтожено население шести армянских вилайетов – полтора миллиона человек. Еще полмиллиона рассеялись по всему миру, положив начало созданию армянской Диаспоры.

Еще в годы Геноцида (1915—1923) мировые державы приняли резолюции, осуждающие армянскую резню. США трижды (1916, 1919, 1920) приняли похожие резолюции, однако остановить действия Османской империи не удалось. В 1915-м Франция, Великобритания и Россия выступили с совместной декларацией, также осуждающей уничтожение армян.
Геноцид армян признан и осужден многими странами мира и влиятельными международными организациям. Первым Геноцид армян официально признал и осудил Уругвай (1965). Геноцид армян признали также Совет Европы, Европарламент, Подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям, Всемирный совет церквей. Уничтожение армян официально признали геноцидом согласно международному праву и осудили: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Швейцария, Россия, Польша, Литва, Греция, Словакия, Республика Кипр, Ливан, Уругвай, Аргентина, Венесуэла, Чили, Канада, Ватикан, Австралия, 44 штата США.

В Бельгии и Швейцарии за отрицание исторического факта Геноцида армян введена уголовная ответственность (от штрафа 45 тыс. евро до 1 года лишения свободы). 12 октября 2006 года парламент Франции принял законопроект, в соответствии с которым отрицание Геноцида армян станет уголовным преступлением, аналогично отрицанию Холокоста.

Геноцид армян признан также некоторыми влиятельными СМИ: The New York Times, BBC, The Washington Post, The Associated Press.

Современная Турция отрицает наличие исторического факта Геноцида армян и объявляет о внешнеполитическом и внутриполитическом курсе ярого отрицания данного исторического события. Действия турецкого государства преподносятся как «депортация» с целью безопасности армян. О необходимости признать Геноцид армян говорят лишь отдельные представители турецкой интеллигенции, среди которых историк Танер Акчам и лауреат Нобелевской премии Орхан Памук.

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2010-01-28, 13.17.32 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Уничтожение батумских армян — первый акт и предвестник большого Геноцида армян: историк

Представители Турции часто твердят, что Геноцида армян в начале прошлого века не было, была лишь депортация армян из Турции с целью сохранения территориальной целостности страны. Якобы армяне участвовали в военных действиях против Турции на стороне России за что и поплатились. При этом, упускается из внимания, что мотивировать убийства и депортацию женщин, стариков и детей их участием в войне, по меньшей мере, цинично и преступно. Но не это главное. Российское информационное агентство REGNUM на днях опубликовало вторую статью, посвященную проблеме уничтожения христианского населения России, Ирана и Турции, организованного турецкими властями в ходе Первой Мировой войны до 1915 года и вне границ Оттоманской империи. Ранее к этой теме обращался автор Иван Ратцигер в своей статье «Адвокатам каннибализма: факты о резне армян и айсоров в Турции и Иране». Ниже приводим выдержки из статьи кандидата исторических наук Давида Мартиросяна «Трагедия батумских армян: просто „резня“ или предвестник армянского геноцида?» (полная версия).

«При изучении событий на Кавказском (русско-турецком) фронта Первой мировой войны, моё внимание привлёк тот факт, что вне рамок научного анализа кампании конца 1914 г. — начала 1915 г. оказались драматические события, происходившие в Батумской области (крайнее правое крыло фронта). Фактически на протяжении без малого 100 лет, прошедших с тех пор, кроме отрывочных сведений, которые можно почерпнуть из трудов военных историков Е.В. Масловского и Н.Г. Корсуна, занимавшихся изучением армейских операций Кавказской армии (фронта), никаких исследований в этом направлении не велось. И это очень странно, учитывая тот факт, что оба упомянутых автора на страницах своих монографий характеризуют события в Батумской области одной фразой — аджарское восстание. К примеру, Н.Г. Корсун писал следующее: „Наступление турок в пересечённом горном Чорохском районе сопровождалось общим восстанием аджарского населения южной части Батумской области против русских царских властей“.

Применительно к событиям, именуемым в большинстве цивилизованных стран мира, как армянский геноцид, эта тема имеет непосредственное отношение по ряду причин. Во-первых, следствием турецко-аджарского мятежа, стала массовая насильственная смерть значительной части армянского населения Батумской области Российской империи. Зверства мятежников не были вызваны какими-либо агрессивными действиями со стороны батумских армян. Их уничтожили именно по национальному признаку. Во-вторых, активное и непосредственное участие в этих преступлениях, принимали члены турецкой так называемой „Специальной организации“ (тур. Teşkilat-ı Mahsûsa). Турецкие военные историки не стесняются упоминаний о действиях этой организации и даже на страницах официальных трудов описывают её „успехи“ в войне с Россией….

.

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2010-01-28, 13.18.23 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Вооружённый мятеж, охвативший населённую русскоподанными мусульманами Батумскую область, имел множество специфических особенностей. Наиболее неприятным моментом для царской администрации явился, конечно же, факт скоординированного и массового характера вспыхнувшего мятежа. Как следствие все планы, разрабатывавшиеся в мирное время, оказались не соответствующими реальному положению дел. К тому же исполнители этих планов показали в военном отношении, свою полную профнепригодность. В частности, как следует из документов, начальник Чорохского отряда полковник Г.Н. Расторгуев даже не попытался активными действиями своих, пусть и малочисленных, но при этом регулярных частей (батальон пластунов и кадровые пограничники) остудить пыл противника. В результате из всего армянского населения Артвинского округа удалось спастись бегством только лишь большей части горожан Артвина. Что пришлось при этом пережить остальной части армянского населения, российское общество узнает позже, когда турецкие армейские части и иррегулярные формирования вместе с мятежниками будут разгромлены и изгнаны из пределов Батумской области. На проходивших в Батуми в 1915-1916 гг. заседаниях военно-полевых судов свидетели обвинения по делам взятых в плен местных мусульман приведут в своих показаниях шокирующие факты, объяснить которые как некий фактор, сопутствующий любой войне, язык не повернётся. Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из показаний свидетелей по делу Османа Ахмед-оглы (30 лет, турок, русскоподданный), жителя селения Танзот, Арданучского участка Артвинского округа.

1. Во вводной части обвинительного акта содержаться следующие данные:

„Когда в ноябре месяце 1914 года турецкие четники прибыли в селение Танзот Арданучского участка, к ним примкнул в числе других своих односельцев — русскоподданных мусульман и сын местного старосты Осман Ахмед оглы, который записался в четники, получил от них винтовку и ею вооружился; по словам свидетельницы Майрам Сакоян, названный Осман был главарём местных четников и был одним из деятельных участников происшедших затем в том селении убийствах и грабежей армянского населения, где тогда было убито четниками, по показанию свидетеля Сулеймана Рашид оглы, 150 человек (выделено мной — Д.М.). Убийство и резня армян того селения были произведены в ночь на 15 ноября 1914 года, а с вечера всех взрослых мужчин армян собрали партиями, якобы для переписи, и затем ночью они все были убиты…“.

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2010-01-28, 13.19.30 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ

2. Из протокола дознания Сулеймана Решид оглы (60 лет, крестьянин с. Танзот Арданучского участка Артвинского округа):

„После занятия Ардануча четниками имам нашего селения Молла Ахмед Афар-оглы, Мухтар Ахмед Мехмед оглы и старшина Танзотского сельского округа Осман Ага Эзир-оглы тотчас же отправились в Ардануч, вооружились ружьями и присоединились к четникам… Кроме того, к четникам присоединились сыновья Мухтара — Осман Ахмед-оглы и Пейлюль Ахмед-оглы, а также объездчик Мухомед (так в документе. — Д.М.) Гуссейн оглы… Все они ушли в Турцию. В ту ночь, когда произошла резня в Ардануче, началась резня и у нас. Всего было убито около 150 человек (выделено мной. — Д.М.). В ночь резни четырем армянам, из которых я знаю Саркиса Кюрды-оглы и Акопа Крикорова, удалось спрятаться, но через два дня Осман Ахмед оглы разыскал их и собственноручно убил…“.

3. Из протокола дознания Вейсель Махмуд оглы (житель с. Танзот, Арданучского участка, Артвинского округа):

„По вступлении в Ардануч четников к ним тотчас же примкнули имам Молла Ахмед Афир-оглы, Мухтар Ахмед Мехмед оглы и старшина Танзотского сельского округа Осман Эзир Ага-оглы. Они первыми поехали в Ардануч и на следующий день вернулись оттуда, вооружённые ружьями, полученными ими от турецких четников (выделено мной. — Д.М.). Спустя день после их возвращения в Танзот, к ним прибыла первая партия четников в количестве, кажется, 20 человек. Потом стали прибывать всё новые и новые партии, причём одни уходили, а другие приходили. В общем, набралось свыше 100 человек. Имам, Мухтер (так в документе — Д.М.) и старшина Осман-ага стали уговаривать молодежь записываться в четники. Многие послушались их и, получив от четников ружья, примкнули к ним…“.

4. Из протокола дознания Петроса Туманова Вартаняна (40 лет, крестьянин с. Танзот Арданучского участка Артвинского округа):

„Когда четники вступили в Ардануч, старшина Танзотского сельского округа Осман Ага совместно с имамом нашего селения Молла Ахмедом и Мухтаром Ахмед Мехмед оглы отправились к ним, записались в четники и получили от них оружие. Затем, под влиянием их уговоров, почти все молодые танзотцы ходили в Ардануч записываться в четники, но из них турецкие четники выбрали лишь человек 40-50, приняли их и вооружили — остальных же забраковали, как неготовых к службе… Все эти лица уходили куда-то с четниками и через некоторое время вновь возвращались в селение… По слухам многие из них ходили далее под Ардаган…“.

Вышеприведенные данные — это всего лишь малая часть документов, позволяющих раскрыть и уточнить детали исследуемых трагических событий. Однако даже их вдумчивый анализ позволяет выявить очень важные детали. К примеру:

а) в показаниях всех свидетелей фигурируют некие турецкие четники (тур. çete — отряд, группа), которые, установив контроль над частью территории Батумской области, приступили к формированию из местных мусульман вспомогательных отрядов;

б) активное участие в организации этих отрядов, играла местная (туземная) власть в лице духовенства и выборного сельского начальства. Они вербовали мусульманскую молодежь и вооружали её оружием, полученным от турецких четников;

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2010-01-28, 13.20.17 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ

в) массовая насильственная казнь мужского армянского населения с. Танзот и аналогичные преступления в местечке Ардануч были совершены после того, как турецкие четники оккупировали эту территорию. Более того, в показаниях Сулеймана Решид оглы сказано, что: „В ту ночь, когда произошла резня в Ардануче, началась резня и у нас…“. Это говорит о том, что убийства имели скоординированный, а не спонтанный характер…

По сути, это (четники — NEWS.am) были отряды исламской милиции, состоявшие из идейных пантюркистов и панисламистов. Формально они не являлись ни солдатами, ни жандармами, ни полицейскими. В упомянутом мною турецком военно-историческом исследовании описывается участие этих „патриотов“ в оккупации Батумской области и называются их идейные лидеры и командиры. Так, Риза-бей командовал отрядами на приморском участке, Бахаэддин Шакир-бей — в районе Артвина и Якуб Джемиль-бей, имевший в подчинении 450 членов организации, действовал вместе с прибывшим из Стамбула 8-м пехотным полком в направлении г. Ардаган. Относительно Риза-бея удалось установить только то, что он родился в Батуми и в 1930-х годах являлся членом турецкого парламента. А вот двое других — это личности примечательные и более „известные“. Не вдаваясь в детали их биографий, скажу только, что Бахаэддин Шакир-бей и Якуб Джемиль-бей, спустя несколько месяцев после описываемых событий, стали активными участниками армянского геноцида на территории Западной Армении, в процессе которого руководили внесудебными казнями.

Таким образом, свой первый кровавый опыт эти палачи армянского народа приобрели именно в ходе событий, именуемых аджарским восстанием. Прямых доказательств против них нет, но сопоставление фактов, наводит на мысль о том, что массовые казни христианского населения Батумской области, являлись спланированными акциями. Местные мусульмане, поддавшись пропаганде иллюзорных идей пантюркизма и панисламизма, не имевших в своей основе ничего кроме ненависти, стали смертоносным орудием в руках лидеров организации Teşkilat-ı Mahsûsa. Трагический результат этих событий, фактически стал первым актом драмы, известной впоследствии как армянский геноцид».

NEWS.am

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2010-01-28, 14.02.11 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Героическая самооборона амшенских армян Джаник-Орду в 1915-1923 гг.

В одном ряду славных страниц армянского сопротивления во время Геноцида в Османской, а затем и Кемалистской Турции, стоит малоизвестная широкому кругу читателей самая длительная самооборона армян Понта в течение 1915-1923 гг. Не будет преувеличением сказать, что эта героическая самозащита армянских фидаинов, длившаяся долгих восемь лет, опровергает миф о том, что армяне были безвольными и неспособными на сопротивление жертвами в самый страшный период нашей истории. Самооборона амшенских крестьян была не менее значима, чем подобные подвиги в Ване, Шапин-Карахисаре, Сасуне, Урфе, Зейтуне и т.д. Благодаря самопожертвованию организаторов и бойцов армянского сопротивления, тысячи армян остались живы, тысячи детей, женщин и стариков были спасены от кровожадного молоха турецкого нацизма.

В Трабзонском вилайете было два крупных очага самообороны - в районе Трабзона (Емура), и в Джаник-Ордуйских горах. Помимо них, отряды самообороны действовали в волостях Трабзона и Карадере (Севкед). Наш краткий рассказ повествует о славных страницах движения сопротивления амшенских армян в Джанике и Орду и его героях.

Принято начинать события Геноцида армян с выхода указа о депортации 1 июня 1915 г., хотя это не верно. До выхода этого указа повсеместно произошли еще два действа, во многом повлиявшие на состояние и положение армянского населения в годы Геноцида. Во-первых, до начала депортации была проведена мобилизация армян в ряды турецкой армии, где они были почти поголовно уничтожены. Эта акция в Понте прежде всего коснулась городских армян Самсуна, Чаршамбы, Терме, Унье, Бафры, Орду, менее - сельских армян, которые трудно поддавались учету, и часто саботировали призыв. Во-вторых, в апреле-мае 1915 г. по всем районам Турции прокатились репрессии против армянской интеллигенции и общественно-политических кругов. Не стали исключением в этом плане и районы Джаник-Орду. Так в Самсуне в апреле 1915 г. было арестовано несколько представителей партии Дашнакцутюн.

После оглашения указа о выселении 24 июня 1915 г., эта акция была повторена в отношении других общественных лидеров армян, то же произошло и в Орду. Так, перед началом массовой депортации, армяне Понта оказались ослаблены, и в силу этого не смогли организовать достойного сопротивления в городах. Тем не менее, попытки самообороны были предприняты армянскими группами в Самсуне, Чаршамбе, Бафре и Терме, которые были тут же подавлены.

Иначе дело обстояло в сельских округах, где население, сразу же после начала депортаций и массовых убийств, стало покидать населенные пункты, чтобы укрыться в горах и избежать высылки, и вскоре организовало ряд фидаинских групп самообороны во всех округах районов Джаник и Орду. Лидерами этих отрядов стали как местные члены АРФД, так и авторитетные представители общин.

 
НАТАЛИДата: Четверг, 2010-01-28, 14.05.08 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ

К осени 1915 г. сформировались фидаинские группы в Орду под руководством Гарабеда Вартаняна (Ваштоногли) с центром у села Памбуклуг, Сетрага Минасяна (Дели Сетраг, Минасогли) и Кучук Артына (Арзумонян Артын), в Чаршамбе - Дер-Хорена Календжяна (Дели Папаз, Дели Кешиш), Хачига Тулумджяна, Априома Хачадуряна, Агопа Кеяна (Агопос) и Саркиса Татуляна (Тякуйци Татулогли), в районе Терме - Зейтуняна Ованнеса (Зил Ованнес), Хачига Карагезяна (Кара Хачиг) и Минаса Касумяна, в районе Фатсы - Гарабеда Урумяна и Гарабеда Саряна, дислоцировавшиеся в районе села Савуджаг, в Унье - Гарабеда Тахмазяна (Дели Ходжа), Аведиса Чакряна, Дикрана Зейтунджяна, Кеворка Кесяна, чуть позже - Серопа Каракеяна, сосредоточившиеся в районе села Кеклуг и в урочище Таз-Даг. К осени из этих отрядов образовалось три партизанских соединения, первое в районе села Тякур под командованием Тякуйцы Татула, второе - в районах Терме - Чаршамба под руководством Зил Ованнеса, третье - в районе Унье - Орду во главе с Ваштоногли. В дальнейшем они были объединены под общим руководством Зил Ованнеса, одного из самых известных амшенских фидаинов, происходившего из армянского села Памбуклуг в районе Терме. Эту роль он выполнял вплоть до своей трагической смерти в начале 1917 г., в своем родном селе. Турецкая администрация и военные, осознав и почувствовав всю силу фидаинского сопротивления, весь 1916 год предпринимали неоднократные попытки покушения на Зил Ованнеса, в конце концов, смогли свести с ним счеты, только с помощью предательства.

В 1915-1917 гг. амшенские фидаины провели ряд успешных операций и боев, память о некоторых из них сохранилась в фольклоре. Предания и воспоминания очевидцев повествуют о героической обороне армянского района Тякур под руководством Саркиса Татуляна. Обороняющиеся трижды отбрасывали превосходящие силы турок от местной святыни, церкви Сурб Минас, где хранились реликвии амшенских армян. Покидая эти места навсегда в 1920-1921 гг., армянские гайдуки по решению совета сожгли церковь и унесли с собой святыни, переправив их в Россию, не дав надругаться над ними турецким аскерам.

Летом и осенью 1915 г. по приказу Зил Ованнеса Аведис Чакрян с отрядом фидаинов предпринимает затяжной поход в район Гиресуна, в результате которого были объединены в единый фронт все партизанские группы Джаник-Орду, собраны беженцы под его защиту, освобождены десятки пленных и заложников у турков. Так, что к концу 1915 началу 1916 г. армянское фидаинское движение представляло собой мощное военное образование. Главными заботами отрядов самообороны в первоначальный период были обеспечение провиантом, боеприпасами и оборудование мест дислокации и проживания для детей, женщин и стариков, находящихся при отрядах. Попытки обеспечить эти потребности нередко наталкивались на турецкие войска и жандармерию. В конце 1915 г. фидаины вышли победителями в сражении с отрядами Гюрджи Чавуша, у местечка Кез-депе. Это была первая громкая победа армянских гайдуков. В феврале 1916 г. развернулся бой у села Таз-Даг, в ходе которого фидаины снова нанесли поражение туркам. В этом бою геройски погиб один из хмбапетов Дикран Зейтунджян. На протяжении всего 1916 г. не прекращались попытки турков покончить с главным опорным пунктом Зил Ованнеса в урочищах Кеклуг, но все они были безуспешны. К тому же, в этом году в Джаник из Йозгата перебралась фидаинская группа Адама Чавуша, пополнившая местное соединение

 
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz