Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПонедельник, 2024-12-23, 23.11.34
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Ставропольский Арарат
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-15, 13.12.18 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


Ставропольский Арарат


Арарат! Это название дорого каждому христианину. Библей­ский Ной, спасшийся со всем своим семейством на Святой Вершине, дал начало цивилиза­ции. В Ветхом Завете говорится: "И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день ме­сяца на горах Араратских".

Название Арарат заставляет особенно учащенно биться серд­це каждого армянина. Для него Арарат — это не просто символ, это сущность народа. Такой "ста­тус" вершины должен был ши­роко отразиться в мировой то­понимике. Но исторически сло­жилось, что только несколько населенных пунктов носят такое название. Это город и селение на Араратской равнине Арме­нии, десятитысячный город в Ав­стралии, основанный английски­ми переселенцами в 40-е годы

XIX в., и, наконец, селение, об­разовавшееся в конце 20-х годов нынешнего века в Ставрополь­ском крае (в то время это был Терский округ).

Селение Арарат было осно­вано спасшимися от геноцида (1915 — 1922 гг.) беженцами из Западной Армении. Но до того как две сотни семей из Вана, Карса, Муша, Ардагана, Эрзерума и других районов страны осе­ли на терской земле, им при­шлось в течение десятилетия скитаться по городам и весям Кавказа, влача нищенское суще­ствование и тщетно ища сочув­ствия. Кровавое колесо граждан­ской войны, пронесшейся по Северному Кавказу, сделало лю­дей привычными к чужому горю.

Они равнодушно наблюдши за тем, как ежедневно погибали не­счастные, нашедшие пристани­ще в подвалах, сараях, полураз­рушенных казармах. В благопо­лучное лето 1925 г. газета "Те­рек" сообщала о том, что в Георгиевске беженцы-армяне "жи­вут в сырых подвалах со скотом, с собаками, постоянно среди дыма, ибо там нет печей и при­ходится разжигать костер прямо на полу". Даже в 1928 г. во Вла­дикавказе, как и десять лет до этого, пять тысяч беженцев, со­общала газета "Молот", "живут в ужасающей грязи и скученнос­ти. До 90% из них больны, смерт­ность велика".

Выжить оставшимся в живых беженцам помогали соотечест­венники, сами лишенные всего необходимого. Серьезную по­мощь, как и раньше, оказать было некому. Новая власть по­дорвала экономическую основу армянских общин. Ведь наибо­лее крепкие предприниматели, активно занимавшиеся благотво­рительной деятельностью, были либо ограблены и уничтожены, либо, бросив все свое имущест­во, покинули край, спасшись за границей. Поэтому у сохраняв­шихся в первое время нацио­нальных благотворительных ор­ганизаций (пока их не ликвиди­ровали) возможности были ми­нимальны и хватало только на оказание помощи незначитель­ной части беженцев.

Тяжелые условия жизни бе­женцев — бывших крестьян — за­ставляли их быть предприимчи­выми, чтобы добыть кусок хле­ба. Тем более, что начавшаяся новая экономическая политика позволяла проявлять людям ак­тивность. Вот почему части бе­женцев удалось обзавестись скромным очагом и наладить свою жизнь в городах, особенно в тех, где издавна имелись много­численные армянские общины, — Армавир, Нор-Нахичеван, Краснодар, Пятигорск, Влади­кавказ, Моздок, Грозный, Свя­той Крест (Прикумск), Сочи и др. Другим же, чтобы как-то про­кормиться, ничего не оставалось делать в условиях отсутствия ра­боты, как заниматься одноднев­ной черновой работой или мел­кой торговлей, которая им пре­тила и за которую они получали оскорбления и упреки. "Но чем другим, как не этой карликовой торговлей семечками, петрушкой и папиросами могли заниматься они, — писал в газете "Терек" о положении дел в Прикумске ак­тивный работник окружного от­дела национальных меньшинств С. Серебрякян, — попав в такой же карликовый город, как При­кумск, где они не имели ни кола, ни двора... Кто наблюдал их жизнь, кто видел хотя бы их крайне истощенных детей в ар­мянской школе, тот скажет: "Не­сладко живется от такой торгов­ли!".
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-15, 13.12.58 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Мечты о возврате к прежней жизни земледельца никогда не покидали беженцев. Их тянуло к земле. С помощью землеу­стройства, как тогда называли политику наделения землей, не­обходимой для ведения сельско­го хозяйства, разрешились бы многие проблемы беженцев. Но могли ли реализоваться эти меч­ты несчастных людей, когда даже со стороны местных властей они встречали презрительное отно­шение к себе? Представители местных властей просто игнори­ровали многочисленные просьбы о землеустройстве. Уже упоми­навшийся С. Серебрякян отме­чал, что в выступлениях членов Прикумского горсовета "прогля­дывает не только и не столько отказ беженцам в земле, сколь­ко отказ в простом человеческом отношении к ним и в сочувст­вии их горькой судьбе". Кстати, именно в г. Прикумске, сосре­доточилось 180 семей из Карса, часть которых позже стала осно­вателями Арарата.

Реалии нэповского периода, социально-экономические и на­циональные процессы, происхо­дившие тогда в стране, вынуж­дали правящую партию считать­ся с ними и вопреки доктринер­ским концепциям проводить на­циональную политику, которая учитывала некоторые запросы, включая компактное землеу­стройство национальных мень­шинств. Землеустройство бежен­цев должно было не только снять остроту национальных проблем и показать способность новой власти решать успешно нацио­нальный вопрос, но путем вовле­чения трудоспособной силы в сельскохозяйственное производ­ство обеспечить надежную при­быль.

О необходимости землеустроить беженцев первыми заявили армянские общественные орга­низации, а затем и официальные, по форме национальные, струк­туры — армянские секции, зани­мавшиеся делами армянского на­селения. Так, например, Влади­кавказским комитетом помощи Армении в мае 1924 года было возбуждено перед союзным ЦИКом ходатайство об оказании помощи беженцам. В Георгиевске беженцы провели свое собра­ние и обратились к окружным властям с просьбой предоставить землю с тем, чтобы они самосто­ятельно встали на ноги. Подоб­ное ходатайство поступило и от западных армян, разместивших­ся в Моздоке8. Среди них также было немало тех, кто через не­сколько лет поселится в Арара­те.

Более веское заявление сде­лало Первое Северо-Кавказское краевое совещание секретарей армянских секций, которое не хотело отдавать самодеятельным национальным объединениям инициативу в работе среди многотысячного беженского на­селения. В экономическом раз­деле резолюции совещания было записано: "Принимая во внима­ние катастрофически тяжелое положение бывших хлеборобов — армянских беженцев — на Север­ном Кавказе, принужденных за неимением земли в подавляю­щем большинстве или батраче­ствовать, как, например, в Ар­мавирском и Кубанском округах, или влачить жалкое, голодное существование, что тяжким бре­менем ложится на отделы мест­ного хозяйства, как, например, во Владикавказе, где в разрушен­ных казармах сконцентрировано их до 5000 человек, 70% которых больны туберкулезом", совеща­ние находит необходимым, по­мимо других мер, "поставить вопрос перед соответствующими краевыми органами о наделении землей в подходящих районах желающих осесть на землю быв­ших хлеборобов".

Северо-Кавказские и окруж­ные власти вынуждены были ре­агировать на эти апелляции. Последовали многочисленные решения. Так, 11 ноября 1925 г. на заседании президиума край­исполкома обсуждался вопрос "Об устройстве армян-бежен­цев". Президиум дал поручение краевому земельному управле­нию к 1 марта 1926 г. предста­вить планы и сметы по устрой­ству в крае 3000 семей (15000 человек) армян-беженцев, раз­бросанных по всему Северному Кавказу. Однако дальше заяв­лений и решений в центре и на местах дело не шло.

Так прошло еще два года. За это время часть беженцев, про­живавших в городах, смогла тру­доустроиться и наладить свою жизнь, потеряв надежду полу­чить землю. В Моздоке же ар­мянская община более активно взялась за дело. Здесь действо­вала общественная организация "Камсаракан", которая вместе с отдельными членами армянской секции настойчиво добивалась выделения земли для компактно­го устройства "эрзерумцев", как в Моздоке называли всех беженцев-армян. По сообщению газе­ты "Терек" от 29 марта 1927 г., представители армянской обще­ственности произвели регистра­цию желающих землеустроиться, выбрали комиссию и уполномо­ченных. Среди беженцев произ­вели сбор денег на "неотложные" организационные расходы, "что позволило уполномоченным самостоятельно отправиться в окружной центр" (Пятигорск) и даже в Ростов-на-Дону, который являлся центром Северо-Кавказского края.

В Ростове-на-Дону вопрос о выделении земли был решен по­ложительно. Однако местные органы, по всей видимости, не решались принимать практичес­кие меры, заявляя, "что бежен­цы от переселения на отведен­ную им землю отказались". В газете ставится вопрос: "Верно ли, что эрзерумцы хотят и даль­ше жить в развалинах старого рынка и не желают вернуться к земле?.. Это далеко не так. Тор­моз землеустройства надо искать в другом месте, в кормлении бе­женцев "завтраками", в беспла­новой работе руководителей". Землеустройство эрзерумцев — настоятельнейшая задача работы среди армян". Этими словами завершается статья в окружной газете "Терек".


Сообщение отредактировал НАТАЛИ - Четверг, 2011-09-15, 13.13.57
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-15, 13.14.46 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
"И БЛАГОСЛОВИЛ БОГ НОЯ И СЫНОВ ЕГО, И СКАЗАЛ ИМ:

ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ'"

Прошел еще один год, пока не были преодолены все препят­ствия и уточнено место для по­селения западных армян. Для их землеустройства выделили зем­ли в 50 км севернее Моздока. В выборе места экономические соображения играли первосте­пенную роль, так как трудолю­бивые крестьяне, жаждавшие вернуться к земледельческому труду, должны были ввести в сельскохозяйственный оборот неосвоенные, безводные земли в условиях сухого климата. Проду­ваемый всеми ветрами степной район (кстати, так и названный впоследствии) вызвал бсспокой- ство у уполномоченных от бе­женцев, выехавших на место бу­дущего землеустройства. Однако желание поскорее осесть на зем­лю и заняться привычным тру­дом обусловило согласие устро­иться на предложенных землях. Западных армян, имеющих стой­кое национальное самосознание, несомненно, привлекло и сосед­ство крупнейшего армянского поселения в регионе — Эдиссии (Едессии), — основанного в кон­це XVIIIв. и носящего имя древ­нейшего города на юге Западной Армении, где армянский царь Абгар вместе со своими поддан­ными в I веке принял христиан­ство от апостолов.

Перенеся мучения, связанные с постоянным переходом с одно­го места на другое, беженцы из Западной Армении наконец-то начали обосновываться на новом месте. Об этом пути повествуют сами араратцы.

Ашот Аршакович Саркисян из Ставрополя рассказывает, что его родители вместе с другими бе­женцами в конце первой миро­вой войны, спасаясь от турков, достигли Закавказья, затем пеш­ком, на лошадях и быках пере­шли перевал и достигли Влади­кавказа. Часть из них осталась в городе, другие продолжили свой путь до Святого Креста (При- кумск), Армавира и других горо­дов России. Немало беженцев оказалось во Франции и Амери­ке. Родители Ашота Аршакови- ча поех;1Ли в Моздок, но через несколько месяцев возвратились в Каре, где родился их старший сын. В феврале 1920 г. они вновь оказались в Моздоке, уже окон­чательно покинув Каре. Все род­ные матери Ашота Аршаковича были убиты турками.

В Моздоке семья Саркисянов жила в бараках около рынка. В апреле 1928 г., когда было объ­явлено, что беженцы, желающие получить участки, могут пере­едать на выделенную им землю.

Родители Ашота Аршаковича и его жены Софьи Тимофеевны выехали в чистое поле и заняли свои участки. Со слов Софьи Тимофеевны, ее отец Хачатурян Тигран Погосович вместе со своей семьей бежал из Карса и после долгих скитаний остано­вился в Прикумске. Так, вместе с Арташем Григорьевичем Халатяном, Саркисом Ованесовичем Халатяном и другими беженца­ми из Западной Армении они в числе первых основали селение на выделенной земле, дав ему название Арарат.

О сложном пути своего отца Саркиса Ованесовича Халатяна рассказывают Ованес Саркисович и Гарник Саркисович. Саркис Халатян родился в 1890 г. в Баш-Кядикларе Карсской губер­нии. Будучи младшим из братьев и не успев обзавестись семьей, он накануне первой мировой войны ушел служить в россий­скую армию за старшего брата Аршака, а потом и за себя. Ког­да в годы войны началась резня и депортация армян, не имея никаких известий о своих род­ных, Саркис принимает актив­ное участие в национально-ос­вободительном движении, воз­главляемом генералом Андраником. Судьба привела его в ряды Красной Армии. Демобилизовавшись из армии, от встретивших­ся односельчан узнал, что его мать и другие члены семьи, спа­саясь от турецкой резни, бежали в Гюмри (Александрополь — Jleнинакан). Так Саркис оказался в Ленинакане, где у него появил­ся первый сын Ованес. В 1926 г. в Ленинакане произошло разру­шительное землетрясение и, бо­ясь его повторения, все Халатяны, оставив разрушенный город, переехали в Прикумск, где зани­мались мелкой торговлей.

В 1928 г. правительство выде­лило беженцам значительные кредиты на землеустройство, и братья Халатяны переехали на постоянное жительство в Моз­докский район, недалеко от кал­мыцких степей. Вместе с родом Халатянов на новое место жи­тельства перебрались семьи Айка Шахназаряна, Смбата Мартиро­сяна, Тиграна Хачатуряна, Егише Гарибяна и другие, преиму­щественно из Карса, Эрзерума, Вана, Сасуна, Муша, Нахичева- на и других районов Армении.

Драматическая судьба приве­ла в Арарат и семью Сероба Ге­воркяна из Муша. Его женой была Гулизар родом из Битлиса. Проходя с колонной беженцев через родной город, она, увидев тела зарезанных турками роди­телей, братьев и сестер, чуть не тронулась умом, но желание спасти сына Гранта взяло верх, и Гулизар продолжила путь вмес­те со всей колонной. Мужчины отходили последними, прикры­вая свои семьи от натиска регу­лярных турецких частей. На ок­раине Тифлиса беженцы, нако­нец, остановились. Куда идти дальше? Позади заклятый враг, который убивает всех, оставляя в живых только молодых жен­щин, и то на время, чтобы обес­честить их; впереди на севере близкая, но незнакомая Россия, которую постепенно охватывало пламя революции. Семья влачи­ла в Тифлисе жалкое существо­вание на паек, который прино­сил Сероб, воевавший в отрядах Андраника.

Жить было невыносимо, не­смотря на помощь генерала Анд­раника, который поручил хмбапету Мушегу Мурадяну выдать Гулизар и ее детям из армейских складов продовольствие и одеж­ду. 1917 г. привел к развалу рус­ско-турецкого фронта на Кавка­зе. Турецкую армаду сдержива­ли только армянские отряды. Вскоре в Закавказье появились большевики, внеся раскол в ряды солдат, ведущих неравную борь­бу против турецких агрессоров. Армянская армия также оказа­лась разваленной. Сероб Гевор­кян вместе со своей семьей в составе большой группы бежен­цев отправился в направлении к Владикавказу.

Драматическая ситуация воз­никла при переходе моста через Терек, который простреливался "белыми" и "красными", нахо­дившимися на разных берегах реки. Гулизар, схватив четырнад­цатилетнего сына за руку, не обращая внимания на стрельбу, перебежала на другой берег. От­туда она потребовала от мужа избавиться от недавно родив­шейся малютки Манушак, что­бы спастись самому. Послушный во всем своей жене Сероб един­ственный раз в жизни отказался выполнить ее требование. Спа­сение неожиданно пришло с "бе­лой" стороны. Последние пред­ложили противнику временно прекратить стрельбу, чтобы про­пустить беженцев. Сероб и Ма­нушак были спасены.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-15, 13.15.23 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Судьба привела беженцев на Кавказские Минеральные Воды. Сероб никак не мог прижиться в городе с его равнодушием к обездоленным. Тянуло к привы­чному крестьянскому труду. Бе­женцы, в числе которых был и Сероб, не один раз обращались к окружным властям в Пятигор­ске с просьбой выделить им зем­лю для сельскохозяйственных занятий. Положительное реше­ние было принято только в 1928 году. Так Сероб оказался в ря­дах основателей Арарата.

Итак, прибывшие беженцы дали своему поселению имя Ара­рат. Другого названия предложе­но не было. Первые жители за­били в землю шест и начертали на нем имя святой горы, симво­лизирующей Родину. Улицам Арарата давали условные назва­ния: Ванская, Карсская, Мушская и др. Селение росло быстро. В течение года приехало 110 се­мей, которые организовали част­ные хозяйства. Первое время жили в вырытых и перекрытых землянках. Араратцы приобрели лошадей, быков, коров, коз, лесоматериалы, плуги, бороны и другой сельскохозяйственный инвентарь. Одновременно выры­ли два колодца и начали стро­ительство артезиана для обеспе­чения людей питьевой водой. Мужчины тем временем присту­пили к обработке целинной зем­ли. Трудились много и с энтузи­азмом. Недостатка в земле не ис­пытывали. По свидетельству Ованеса Саркисовича Халатяна у араратцев имелось около 10 тыс. гектаров пахотных земель.

Кропотливый труд принес положительные результаты. В 1929 — 1930 гг. сельчане вырас­тили хороший урожай зерновых, что способствовало притоку в Арарат новых семей беженцев. Так, в течение двух лет числен­ность семей перевалила за 200. Хороший урожай позволил лю­дям более основательно обустро­иться и укрепить свои хозяйст­ва. В эти же годы в Арарате была построена и начала работать на­чальная школа, сразу же ставшая важным культурным центром в селе. Обучение в школе вплоть до начала 40-х гг. велось на род­ном языке.

Однако не много времени араратцам удалось пожить при­вычным крестьянским трудом, когда взаимопомощь и коллек­тивизм рождались сами по себе, а не навязывались "сверху". На­чалась коллективизация, открыв­шая в стране новый виток "кро­вавого колеса". Недавно обездо­ленные беженцы подходили под все "стандарты", необходимые для того, чтобы их считали "со­циальной опорой" советской власти. Поэтому начинавшиеся в стране массовые репрессии су­щественно не затронули Арарат. Да и мало еще было нажито в индивидуальном хозяйстве сель­чан, чтобы очень болезненно воспринять коллективизацию. Так или иначе, в Арарате орга­низовали одноименный колхоз, председателями которого в раз­ное время были однофамильцы Арташ Григорьевич Халатян и Саркис Ованесович Халатян. Благодаря руководителям колхо­за и взаимовыручке людей с еди­ной судьбой, араратцам удалось с меньшими потерями преодо­леть не только начальный пери­од коллективизации, но и ужа­сающий голод 1932 — 1933 гг.

Овансс Саркисович Халатян вспоминает: "Нередки были слу­чаи, когда отец на улице ловил голодных детей, заводил к нам домой и, отобрав у нас часть на­шего пайка жмыха и просяного хлеба, кормил их, спасая от вер­ной голодной смерти. Мы до сих пор встречаем уже взрослых де­тей 1932 — 1933 гг., которые с огромной любовью вспоминают наших родителей и говорят, что "если бы не было в Арарате дяди Саркиса и тети Ануш, нас не было бы в живых". Все же голод вынудил часть населения поки­нуть уже обжитые места. Но даже и после этого Арарат оставался одним из крупнейших населен­ных пунктов в районе.

Первоначально судьба Арара­та была связана с Моздокским районом Терского округа. Кста­ти, еще в XVIII в. в Моздоке ар­мянское население было преоб­ладающим. В последующие де­сятилетия процент армян в го­роде сократился, хотя в количе­ственном отношении они состав­ляли относительно самую боль­шую национальную группу. В то же время Моздок был един­ственным городским центром, где имелось значительное осе­тинское население. Это обстоя­тельство, наряду с другими со­ображениями, предопределило переход большей части района в состав осетинской автономии.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-15, 13.15.51 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Северная часть Моздокского района, где располагался Арарат, переходила к Курскому району Северо-Кавказского края, цент­ром которого становился Пяти­горск (с 1937 г. край получил название Орджоникидзевский с центром в Ставрополе). Первые несколько лет Арарат админи­стративно находился в Надежденском сельсовете. На основа­нии постановления Северо-Кав­казского крайисполкома от 13 февраля 1931 г. поселок выделял­ся из этого сельсовета и стано­вился самостоятельным нацио­нальным сельсоветом. В пред­военные годы национальные районы и сельсоветы являлись малыми формами автономии. В окружении Арарата таких сель­советов было несколько. Доста­точно сказать, что рядом с Ара­ратом находились немецкие (К. Маркс, Ф. Энгельс, Роте фане, Рот фронт), еврейские (Богда- новка и Менжинское), грузин­ский (Ивановка), армянские (Эдиссия, 26 бакинских комис­саров), русские и казачьи селе­ния.

Предвоенные пятилетки, не­смотря на всю их сложность, приносили хозяйственные успе­хи. Они позволяли надеяться, что все устроится и наладится. Пос­ле двух лет голода, в 1934 и в пос­ледующие годы араратцы собра­ли хороший урожай зерновых. Кроме зерновых и бахчевых культур, в колхозе в те годы возделывался и хлопок. "Наши ро­дители, — вспоминает Ованес Саркисович Халатян, — с ранне­го утра и до позднего вечера ра­ботали на хлопковых полях, за­хватив с собой, для кормления, грудных детей. Школьники же после окончания занятий, спе­шили в поле и помогали родите­лям в обработке хлопка".

Постепенно на смену волам и лошадям в колхоз начали по­ступать трактора и комбайны. Купили три грузовых автомоби­ля. Расстояние с райцентром и другими населенными пунктами значительно сократилось. По специальному проекту в эти годы араратцы построили добротный клуб с избой-читальней. При клубе создавались кружки худо­жественной самодеятельности, силами которых давались кон­церты и ставились спектакли. Доходы колхозников настолько увеличились, что они у государ­ства за шесть центнеров пшени­цы могли покупать велосипеды. Многие обзавелись патефонами, швейными машинками и други­ми "достижениями цивилиза­ции". В конце тридцатых годов село телефонизировали. Появи­лась своя амбулатория. Большой радостью для араратцев стало преобразование начальной шко­лы в неполную среднюю.

В Арарат зачастили кинопе­редвижки, гастрольные группы из других мест. Правда, арарат­цев обижало то обстоятельство, что их своим вниманием не "ба­ловала" родная Армения. Ведь мало кто тогда в республике знал о существовании сравнительно большого армянского селения.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-15, 13.16.19 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Что бы делали сельчане без зурнача Аршака Саркисяна, ко­торый своей музыкой давал воз­можность соотечественникам услышать зов предков и утрачен­ной родины — Западной Арме­нии. Когда ожидалось выступле­ние Аршака с его зурной, сво­бодных мест в клубе не было — свидетельствует Арсен Франче- вич Тутхалян. Любой праздник, свадьба, веселье или траур невоз­можно было представить без зур­нача Аршака. Под его музыку люди всегда задумывались и за­давались вопросами: кто мы та­кие, каково наше будущее и как сохранить свое лицо, не потерять связь поколений?

Аршак Саркисян в течение многих десятилетий веселил не только араратцев, но и жителей многих соседних сел, жителей райцентра Курского и даже Моз­дока. "Настроение людей подни­малось настолько, — рассказыва­ет Гарник Саркисович Халатян, — что несмотря на усталость, все жители Арарата еженедельно со­бирались во дворе школы и под музыку зурнача Аршака до позд­него вечера танцевали и пели". Когда Аршака не стало, сельча­не восприняли это как невоспол­нимую утрату. Его зурна замол­кла. Но искусство не умирает бесследно, оно переходит к лю­дям и остается в них.

За короткое время хозяйство стало одним из самых передовых в районе. Многие из соотечест­венников, кто покинул село во время голода, вернулись обрат­но. Но в Арарат стали приезжать на постоянное жительство и представители других националь­ностей. В деревню с семьями переехал шофер Григорий Мар­тынов, бухгалтер Величко, меха­низатор Василий Галич, фельд­шер Валентина Филипповна, колхозники Иван Болдырев, Иван Родин, Григорий Удовенко, Григорий Ловцов и другие.

Араратские армяне с теплотой приняли русские семьи, помог­ли им в обустройстве, а послед­ние в свою очередь отвечали вза­имностью. Очень быстро завяза­лась такая дружба, что вскоре русские научились разговаривать по-армянски, а своих детей оп­ределили в армянскую школу.

И по сей день не порывает связей с араратцами сын Григо­рия Удовенко Андрей, выросший в Арарате и ставший там заведу­ющим фермой. Сын Григория Ловцова Петр, выросший в Ара­рате, впоследствии стал дирек­тором совхоза. В 1993 г., когда Петр скончался, араратцы похо­ронили его на армянском клад­бище.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-15, 13.17.05 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ВОЙНА

Началась война. Немецкое население Энгельса было депор­тировано. Ни одна армянская семья не поселилась в добротных домах колонистов. Опустевший Энгельс на глазах араратцев мед­ленно разваливался и в конеч­ном итоге зарос бурьяном.

В армию были мобилизованы все мужчины 1906 — 1923 годов рождения. Для нужд фронта взя­ли из Арарата всех лошадей, автомобили и трактора. Насту­пили тяжелые времена. А тут еще началась уборка урожая. Все тя­готы ее легли на плечи стариков, женщин и детей. Но араратцы не пали духом. Своевременно завер­шили уборку урожая, провели сев озимых, заготовили корма и се­мена и в конечном итоге выпол­нили вес государственные зада­ния по поставкам продовольст­вия в фонд обороны. Непрерыв­ным потоком шли на фронт кол­лективные и личные пожертво­вания араратцев.

Между тем фронт приближал­ся к Ставрополью. Арарат был занят немцами в августе 1942 г. в ходе их наступления на Моз­док, Кизляр и Нальчик. Несколь­ко месяцев продолжались кро­вопролитные бои под Моздоком. Все это время поселок находил­ся в непосредственной зоне бое­вых действий. В сельской школе поместили крупное воинское подразделение. Кроме того в каждом доме разместили по не­сколько немецких солдат.

Почти полгода хозяйничали оккупанты в Арарате, установив жесткий режим. Ужасная траге­дия произошла в соседней Богдановке. Почти все жители ев­рейского села были убиты. Не­смотря на террор, ни один житель села не перешел на сторону врага. Некоторые сельчане вынуждены были работать на врага, но предателями они не стали. Так, старостой в Арарате на­значили Мелика Калтахчяна. В меру своих возможностей и пол­номочий, рассказывает Ованес Халатян, он защищал интересы односельчан и не допускал из­девательств над ними со сторо­ны немцев. Мелик уведомлял жителей о готовящихся немца­ми поборах и давал советы, как наиболее надежно укрыть про­довольствие. Благодаря его предупреждениям оказались спа­сенными от готовящихся кара­тельных операций сельские ак­тивисты. С ведома Мелика в Арарате укрывались десятки ок- руженцев и воинов, бежавших из немецкого плена и под различ­ными именами оформившихся родственниками араратцев. Всю информацию от Мелика сельча­не получали через его супругу Сирануш.

Не был предателем и Мушег Мурадян. Мушег родился в Муше. Он был одним из лучших командиров в армии Андраника и остался хмбапетом до конца своей жизни. До войны Мушег работал счетоводом в колхозе. Он открыто не признавал советскую власть, но работал исключитель­но честно, и его на этой долж­ности никто не мог заменить. По словам Арсена Франчевича Тутхаляна, цифры у него плясали сверху вниз, вдоль и поперек, и всегда получался точный баланс. Он убеждал людей, что работать надо честно, так как, "обманы­вая себя и других, мы развалим Советскую Россию. "Советскую" не жалко, но без России нельзя, без России все развалится". В ге­ноциде 1915 года он обвинял не только турков, но и тех, кто по­пустительствовал им.

Когда началась война, Мушега в армию не призвали из-за преклонного возраста. Узнав, что в Кисловодске появился Дро (Драстамат Кананян), он собрал несколько своих единомышлен­ников и отправился на встречу с известным деятелем националь­но-освободительного движения против турецкого ига. В Арарат Мушег вернулся разочарован­ным от этой встречи, не разде­лив уверенность Дро в возмож­ность спасения нации лояльным отношением к захватчикам, тем более, что Турция по существу являлась союзницей нацистской Германии.

После войны его судьба ока­залась предрешенной. Престаре­лого Мушега приговорили к восьми годам заключения. У него была заветная мечта умереть не в тюрьме, а за порогом собствен­ного дома в Арарате. В 1955 г., переступив порог своего дома вечером, утром следующего дня хмбапет Мушег скончался.

Нс успели немцы отметить наступление Нового года, как в Арарат неожиданно для них вош­ли советские отряды. Через не­сколько часов, имея превосход­ство в силах, оккупанты верну­лись в село. Бой был короткий. Вся деревня была усеяна трупа­ми. Немцы похоронили своих погибших, а араратцам разреши­ли на территории своего клад­бища похоронить советских сол­дат. Позже на этом месте был по­ставлен памятник. Похоронами занимался человек преклонного возраста Аветис Григорян. Не­мецкий офицер поинтересовал­ся у него количеством похоро­ненных советских солдат. Ока­залось, что число погибших не­мцев превышало число погибших русских. Это вызвало озлобление у офицера и он пригрозил ста­рику: "Вот я тебя пристрелю и будет равное количество". Аветис ответил: "Я такой старый, что скоро и так умру". Его оставили в покое. Но вышестоящему ко­мандованию немцы сообщили, что потери с советской стороны в два раза превысили потери с немецкой. Об этом рассказал Ар­сен Тутхалян. Отметим, что Аветис умер в столетнем возрасте, а в 90 лет у него родился сын.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-15, 13.18.02 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ИСХОД

Вскоре пришло освобожде­ние. Но война продолжалась, поэтому араратцы, воодушевлен­ные победами на фронтах, мо­билизовали все резервы и гото­вились к весеннему севу. Вместе с женщинами и стариками на сельхозработы шли дети, кото­рые совмещали работу в поле с учебой в школе. Часто вместо лошадей и быков люди впряга­лись в плуги и бороны. Траву и хлеб косили вручную косами и серпами. Жилось чрезвычайно трудно, люди недоедали. Колхоз лишился всего стада крупного и мелкого скота.

Так прошло еще два года и наступил долгожданный день Победы, который араратцы встречали "со слезами на глазах". Небольшой поселок потерял на фронте 27 мужчин. Почти столь­ко же вернулось ранеными. Это, не считая потерь, тягот и разо­рений во время оккупации. Со­всем недавно по инициативе Гарника Саркисовича Халатяна установлен обелиск в память о погибших араратцах. На красной гранитной плите начертаны име­на сельчан, не вернувшихся с фронта.

До начала 50-х гг. араратцы испытывали все трудности вос­становительного периода. Сель­чане невероятными усилиями смогли наладить разоренное хо­зяйство. Председатель колхоза Саркис Ованесович Халатян, обладая большим талантом хо­зяйственного руководителя, уве­ренно поднимал колхоз. Он ос­тавался бессменным председате­лем вплоть до его укрупнения. А после преобразования колхоза в совхоз Саркис Ованесович яв­лялся управляющим отделения совхоза, вплоть до ухода на пен­сию.

В начале 50-х колхоз стал по­степенно набирать силы. Нача­ла поступать техника. Урожаи со­бирали стабильные. Молодой Гарник, сын председателя кол­хоза, вместе со своими сверстни­ками, в 1956 г. установил дви­жок, который впервые дал в де­ревне настоящий свет. Когда в клубе зажглась лампочка, вся деревня ликовала, а молодежь веселилась до утра. Забегая на­перед, отметим, что постоянный свет в Арарате появился только в 1967 г., и это в одном из круп­ных и доходных хозяйств рай­она.

В начале 50-х гг. всем каза­лось, что открываются новые перспективы. Ведь начиналось время, которое вошло в историю под названием "оттепель". Од­нако наступившая в стране "вес­на" для армянской деревни обо­рачивалась "осенью". В 1954 г. было проведено укрупнение кол­хозов, что привело к объедине­нию сравнительно сильного хо­зяйства со слабыми соседними колхозами. Правление же укруп­ненного колхоза утвердилось в селе Богдановка, численно усту­павшем Арарату. Видно, кому-то название Богдановка показалось более благозвучным, чем имя библейской горы. Арарат лишил­ся административной самостоя­тельности, а впоследствии пре­кратилось и его развитие. Начал­ся отток части активного насе­ления в Богдановку, а затем и во­обще в другие города. В 1972 году Арарат покинула последняя се­мья.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz