Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-03-29, 01.42.25
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » Cultural life » ՄՇԱԿՈՒՅԹ. Культурная жизнь. » ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО АРМЕНИИ (Вышивка ,скульптура,ковры,национальная одежда)
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО АРМЕНИИ
НАТАЛИДата: Вторник, 2009-12-01, 14.13.21 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Наиболее распространённый и доступный широкой публике вид искусства.
Это преобразованные художником в произведения искусства самые обычные
предметы — оружие, светильники, посуда, книги, влияющие на настроение и
эмоциональное состояние людей.

Древнейшей ветвью в нём, пожалуй,
является искусство золотого и серебряного дела, связанное с
художественной обработкой этих благородных металлов, ранее всего
выразившее интеллект и ремесленное умение человека. Мастера, постигшие
главный закон прикладного искусства — непротиворечивость и взаимную
обусловленность практической пользы и красоты сделанного ими, создают
шедевры, переживающие века.

Золотое и серебряное дело трудно определить как ремесло или искусство.
У самых истоков человеческой истории мы застаём предметы из золота и
серебра, сосуды и украшения, в которых выявилась склонность человека к
созданию художественных форм. II тысячелетие до н. э. — наиболее
вероятная эпоха, в которую жители Армянского нагорья уже использовали
золото и серебро. Золотые и серебряные рудники Армянского нагорья
упоминаются у Страбона и Прокопия Кесарийского, химический анализ
многих археологических находок показывает, что они изготавливались из
золота, добытого в рудниках Сотка (Зода), которые, в отличие от копей
царя Соломона, разрабатываются и в наше время.

Ювелирное искусство соседних с Арменией стран и армянское самобытное
ювелирное искусство на протяжении последних четырёх тысячелетий создали
драгоценный сплав техники и фантазии. Искусство литья, резьбы на золоте
и серебре, чеканки, сканых и зерневых узоров, инкрустаций камнями, их
шлифовки и обрамления — выразилось в многочисленных предметах
украшения, культа и быта армян тех эпох. Едва ли не со времени
изобретения армянского алфавита для сохранности и украшения рукописей
изготовлялись золотые и серебряные переплёты.

Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян предметов.
Оштукатуренные, не увешанные коврами стены, считались в средневековой
Армении дурным тоном, впрочем, это было характерно для всех народов
того времени. Кроме того, коврами устилали столы, покрывали сундуки,
сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов, ризниц
и алтарей в храмах.

Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных армянами.
Разведение овец, а значит и производство шерстяных нитей и тканей, их
крашение, отмечаются многими историками древнейших времен.
 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-02, 00.05.10 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Армянские ковры
1900г. 1913г.

Идея и стилистика армянских ковров теснейшим образом переплетена с армянской дохристианской верой и, наверное, уходит своими корнями еще в эпоху шаманизма, когда люди впервые начали изображать символы Бога, защиты, удачи, славы, жертвы, предков и т.п. на своих одеяниях из шкур диких животных. С изобретением ткачества, это все плавно перешло на ткани. Сакральные (божественные, солярные, астральные и другие) символы и орнаменты изображались в равной степени как на одеждах, так и на коврах, но все же ковры отличались особой святостью. Издревле считалось, что, висевший на стене в доме ковер с сакральными знаками, защищал семью, даровал успех и благоденствие. Разумеется, что такие ковры не стелились на пол или на стол. Половики и скатерти, хотя и могли также иметь некоторые защитные и удачливые знаки, но не имели символов Бога, предков, света и т.п., поскольку по таким символам ходить или есть с них было бы святотатством. Важно отметить, что ковры вешались не на всякую стенку, а на "главную", на которую в древности вешалось также оружие, а позже - портреты и фотографии предков.

Наиболее распространенными символами армянских ковров являются символы Бога, который в древнеармянской вере часто отождествлялся со светом, а потом и с солнцем и звездами. Этот символ - крест и крестообразные знаки (включая свастику и многоконечные звезды).

Другим распространенным знаком является вишап - дракон. Вишап далеко не всегда считается злым. В армянской вере вообще не было понятия абсолютного зла . Вишап воплощал лишь стихию, которая могла быть злой, но могла и оказаться доброй. Есть отдельный подвид армянских ковров - вишапагорг, т.е. "драконоковры", ковры с изображением драконов. Разумеется, дракон изображался символически - в виде своеобразных сороконожек. Основной культовой целью вишапагорга была, вероятнее всего, защита дома и отпугивание злонамеренных сил.
Важно не путать вишапов с изображениями другого сакрального знака - мирового древа, сакрального центра мира. Мировое древо довольно распространенный сюжет в религиях разных народов: священный ясень у викингов, символ дуба у славян, мировое древо вавилонян и ассирийцев и минора иудеев.

На армянских коврах есть также множество других символов и орнаментов. Некоторые изображения эпизодичны, т.е. могут "рассказать" об определенных событиях, которые имели место в прошлом - сцены охоты, сражения …

В традициях ковроткачества армянского и соседствующих народов наблюдается взаимное влияние и обогащение.

В любом армянском доме есть ковры. Они висят на стенах, лежат на полу. Их дарят на свадьбу или туристам – как напоминание о стране, благо размеры ковров колеблются от крошечного, с полметра, до огромного, для размещения в большом просторном зале. С незапамятных времен армяне коврами устилали полы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных промов, ризниц и алтарей в храмах.

Что поделать – традиции ковроделия и культ, в который возведены ковровые изделия, в Армении сильны, поскольку речь идет о древнейшем виде народного декоративно-прикладного искусства.

Образцовый армянский ковер

Самые ранние образцы ковров, спасибо археологам, датируются II-I тысячелетиями до н. э. На обнаруженном остатке ковра ХIV-IX вв. до н. э. имеются знак свастики, символы воды и змеи – то есть, изображения, которые встречаются на наскальных рисунках, статуэтках, украшениях и керамических предметах. В греко-римских, персидских, арабских, византийских, болгарских источниках сохранились многочисленные свидетельства о знаменитых древних и средневековых армянских коврах. Известно, что на европейских живописных полотнах ХIV-ХХ вв. нередко встречаются введенные в композицию изображения армянских ковров.

Образцовый армянский ковер

Историки говорят, что при изготовлении ковров использовалась шерсть, шлк, позднее – хлопок и лен, не без вкраплений золотых и серебряных нитей. Шерсть красили натуральными составами. Красную краску получали из… корневого червя – кошенили, распространнного в Араратской долине. Из железной охры получали зеленоватую минеральную краску – хрисоколл. Растительные краски получали из шафрана, бессмертника, чернильного орешка, зелной ореховой скорлупы. При крашении все они давали неограниченное число оттенков всех основных цветов и были весьма стойкими.

Ткачи воспроизводили узоры по памяти, поэтому орнаменты армянских ковров очень разнообразны. В конце 13 века свет увидели известные «драконовые» ковры или вишапагорги – одни из наиболее оригинальных и абстрактных творений в ткацком искусстве, на которых было изображение дракона, в окружении животных и растений. Позднее появились ковры с древом жизни. В XVII веке возник эдакий растительно-геометрический тип ковров, центральная розетка которых украшается беспокойным и пышным растительным декором, а по свободным полям ткутся стилизованные плавающие утки, птицы со сложенными крыльями, кони. В композициях некоторых ковров важное место занимает орл, а также крест, являющийся важнейшим элементом орнаментов армянского средневековья. Современные армянские ковроделы и сейчас выделывают изделия ручной работы. Часто они имитируют древнеармянский рисунок, но не забывают и работать в стиле модерн.

Образцовый армянский ковер

Уникальные армянские ковры хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Парижа, Берлина, Вены, Будапешта, Стамбула, Нью-Иорка и других культурных центров мира. Древнейший из экспонатов – ковер 1202 года, он был исполнен в селе Бананц области Гандзак (Азербайджан). В Лондонском музее Виктории и Альберта хранится ковер XVII века, Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрел ковер XVI века. Классические образцы ковров хранятся в Государственном историческом музее Армении в Ереване.

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-02, 00.13.47 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Город Карин — город-ковер

Более ста лет назад Газарос Агаян записал в арцахском селе Ацик сказку «Анаит» – один из самых восхитительных фольклорных гимнов армянскому ковроткачеству. «Анаит» осталась лучшей одой созидательному труду арцахской женщины, а героини обработанной им притчи писателю встречались в каждой горной деревушке.



Сидящие у своих арфообразных станков, они казались зачарованными музыкой станка, а поспевавшие за мыслью тонкие пальцы виртуозно выводили древнюю мелодию национального орнамента.

Ковер играл значительную роль в жизни Арцаха-Карабаха. Каждое значительное событие в жизни арцахской семьи – рождение, юбилей, свадьба – должно было ознаменоваться новым ковром. Не очередным изделием, нет, – новым Произведением. Ковер считался не просто символом благоденствия очага, не просто знаком высокого искусства хозяйки дома и ее дочерей. В этом крае ковру приписывались и чисто мистические свойства: он способствовал плодородию, урожайности, «связывал» нечистую силу. А потому девушку, не умевшую ткать ковры, из какого бы знатного рода она ни происходила, замуж не брали, поскольку такая не умела «приманивать счастье».
В Арцахе ткали все женщины – юные и пожилые, богатые и бедные. Жена владетеля Срединного Арцаха (Атерка) князя Вахтанга Арзу-хатун вместе с дочерьми успела за свою жизнь соткать ковры-покровы и ковры-завесы почти для всех крупных духовных центров Восточной Армении. Историк ХIII века архимандрит Киракос Гандзакеци, восхищенный произведениями семейства, восклицал: «И кто видел, возносил благодарение Господу, даровавшему этим женщинам мастерство и совершенство в изображении».
Вряд ли утомим непосвященного читателя, попутно изложив, почему этот край называют то Арцахом, то Карабахом. Не углубляясь в историю древних веков, скажем лишь, что под поздним названием Карабах, образованным от персидского топонима, Арцахское княжество впервые упоминается начиная с ХIV-ХV века – в грузинских и персидских источниках, в частности, в «Грузинском топографе» и у персидского историка Хамдаллаха Казвини. В отличие от равнинного Арцаха, который персы называли Баг-и сафид (Белый сад), нагорная часть области стала называться ими Баг-и сиах, и со временем это слово в тюркоязычном осмыслении превратилось в Кара-баг (Черный сад) благодаря плодородной черной почве края.
В большинстве своем не знавшие грамоты юные арцахские крестьянки учили буквы у сельских священников, чтобы вышивать на коврах какие-нибудь символические фразы или – чаще – свои имена. Догадывались ли они, что придет время, когда армянский ковер будет выдаваться за произведение искусства пришлого кочевого племени, безжалостно разоряющего их родину?

...Убедившись в том, что присвоение чужого интеллектуального труда не карается властями, а при необходимости даже молчаливо поощряется ими, азербайджанские искусствоведы советских времен решили прибрать к рукам произведения армянского прикладного искусства. То был период, когда в прикаспийской республике в спешном порядке стали создаваться самые разнообразные музеи, призванные подтвердить «древность» и автохтонность формирующейся народности. К чести Азербайджана скажем, что здесь впервые в мире открылся Музей ковра. Успех значительно превысил ожидания отцов проекта благодаря их же умению организовать дело на «взаимовыгодной основе». Набитые изделиями фабричного производства грузовики объезжали села Нагорного Арцаха и остальных армянских анклавов, насильно вписанных в пределы Азербайджана, избавляя жителей отдаленных горных деревень от напрасных расходов и утомительных поездок в город за покупками. В обмен на «обветшалое тряпье» с небольшой доплатой скупщики отдавали новехонькие изделия...
Где ты, хваленая крестьянская сметка? Как же ты не подсказала, что эта самая «ветошь» вскоре будет отреставрирована и беззастенчиво включена в списки «шедевров азербайджанского декоративно-прикладного искусства», что в качестве таковых арцахские ковры будут представляться миру, и этому не помешают ни надписи, ни орнаментировка, ни другие признаки, удостоверяющие армянское происхождение изделий? Воистину, бойтесь данайцев, дары приносящих...
Приведем лишь несколько терминов из ряда тех, на которые опирается наука, убедительно доказавшая, что и сам ковер, и почти всю терминологию ковроделия турки и азербайджанцы заимствовали у армян. Вот, к примеру: ворс – хав (тюрк. хавлу), основание – hимк (тюрк. – hим), основа – аредж (тюрк. – арис), кайма – ериз (тюрк. – ерис) и т.д. и т.д.
Армения, Мидия и Загрос (западный горный Иран) считаются древнейшими центрами ковроткаческого искусства. Остатки ковровых тканей обнаружены при раскопках городища Кармир-блур (VII-VI вв. до н.э.) в черте Еревана. Обратившись к временам более поздним, можем вспомнить, скажем, арабского автора, историка VIII столетия Ибн-Халдуна, пишущего о том, что армянские ковры привозились в Багдад в качестве ежегодной дани халифату.

Признанными центрами армянского ковроткачества в описываемый период считались города Карин и столичный Двин. Арабские хроники свидетельствуют, что слово «кали», которое во всем мусульманском мире означает «ковер», происходит от названия ремесленного города Карина. Его арабское название Карин-калак – «город Карин» (как и грузинское Карну-калаки) с течением времени превратилось в «Каликала», «Эль кали». Так слово «каринский» превратилось в «ковер».

Некогда покои верховных владык и высшей знати многих стран были украшены коврами, карпетами и подушками, вывезенными с Востока, особенно из Армении. Примеров тому огромное множество, а посему ограничимся лишь некоторыми из наиболее характерных. Супруга Гаруна ар-Рашида восседала на армянском ковре, а ее прислужницы – на армянских подушках. «Дорогие ковры армянского изделия» упоминаются в числе подарков, которые турецкие султаны в знак особого расположения посылали в дар своим ханам. В книге «Путешествие на Волгу» Ибн-Фадлан (Х в.) пишет, что шатер булгарского хана, вмещавший тысячу (!) человек, был устлан в большей части армянскими коврами. При этом границы экспорта армянских ковров простирались до Средней Азии и Китая.
Знавший толк в восточных изделиях Марко Поло считал, что «в Армении ткут самые лучшие и самые красивые ковры». При этом изделия каждого региона отличались характерным орнаментом. Впрочем, был и любимый рисунок, объединяющий эти изделия. Речь идет о самом популярном среди типов ковров, о том, который носил общее название «вишапагорг» – «драконий ковер» благодаря основной фигуре орнамента в светло-желтых, голубых и красных тонах на темном фоне. Кроме вишапов, на армянских коврах чаще всего ткались кресты в сочетании с символами вечности – древом жизни и солярными знаками.

Ковроделие по сей день остается одной из «визитных карточек» нашего декоративного искусства. «Армянские ковры лаконичнее персидских, – находит исследователь культуры Армянского нагорья Нелли Саакян, – потому они не столько нежны и изысканны, как персидские ковры, сколько темпераментны. Темпера, огонь, расплавленное золото, красная кровь – армянские ковры багряны, пурпурны, гранатоцветны, винноцветны. В их глубине бьется десять солнц. Они выразительны не за счет вязи, а за счет редкого насаждения, редкой густоты орнаментальных фигур. Потому армянские ковры особенно выразительны, что лаконичны. Азия любит символы, потому что она любит емкое. А зрелое всегда говорит потаенно».
Понятие «персидский ковер» известно всем, но далеко не все ковры, завозившиеся в Европу через Персию, имели местное происхождение. Слова персидского историка ХI века Абул-Фаза Беака могут служить косвенным подтверждением сказанному. Абул-Фаз пишет, что среди избраннейших даров и прочих ценностей шахи предпочитали армянские ковры. Наибольшей популярностью среди них пользовались красные, ткавшиеся из пряжи, окрашенной знаменитой кошенилью «вордан кармир» и сандиком, о котором еще в I веке писал Страбон. Эти стойкие красители и определяли основной тон армянских ковров.

В Армении ткались ворсовые шерстяные ковры («базмакан») и безворсовые («карпет»). Хотя ковер известен с древнейших времен армянской истории, однако слово «горг», это наиболее распространенное сегодня название ковра, не является исконным: впервые оно встречается в рукописях ХIII века. В более раннюю эпоху ковер именовался здесь по-разному – базмакан, анкан, арканели, каперт-карпет. По мнению исследователей, примерно в том же ХIII веке слово «карпет» перешло из армянского языка в лексикон европейских народов (французское carpette, английское carpet). И вот одним из предметов европейской живописи становится армянский карпет с его упоительной игрой цвета и головокружительным орнаментом. В Европе «карпет» становится общим для обозначения почти всех продуктов ткацкого ремесла. На полотнах Ханса Меммлинга, Ганса Гольбейна, Яна Ван Эйка, Вермейера Дельфтского, Карпаччо Витторе он берет на себя роль не просто фона, – он связан с сюжетом картины, является ее существенной частью. Добавим, что Рубенс и Рембрандт любили писать интерьеры с армянскими коврами.
Сегодня эти шедевры можно встретить только в музеях Константинополя, Каира, Лондона, Вены, Будапешта, Берлина и Еревана.

Армен Меружанян
Газета "Ноев Ковчег".

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-04, 13.26.43 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Национальные костюмы Армении

Армянский костюм

Основу традиционного мужского и женского армянского костюма
составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары,
присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин, и
оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили
архалух (тип длинного сюртука). Поверх надевались различные
типы верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо
поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили
расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые,
войлочные и тканые шапки, у женщин - накидки, дополняемые
ободком с различными украшениями, обувь - поршни из сыромятной
кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки
из мягкой кожи.

Армянский мужской костюм

Основными элементами армянского мужского костюма были
плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары).
Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом
повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне
использовали шерсть ангорской козы. Разнообразны были виды
верхней распашной одежды типа кафтанов. Традиционной распашной
одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и
кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в
общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали
армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от
дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые
шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят,
молодых овец особой породы, из дорогого бухарского
каракуля.

Армянский женский костюм

Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья
(распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Шили
платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи,
плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами
стали надевать нарядные нарукавники, которые пришивались к
рукаву с помощью шнуров. Художественная выразительность
армянской женской национальной одежды далась многими
способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных
слоев населения - золотым и серебряным шитьем. Важнейшую роль
в художественном строе армянского национального костюма играли
удивительно многообразные женские украшения. Ювелирные изделия
бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из
поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях
под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом,
символом женского начала, плодородия) носили длинные красные
штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой,
орнаментированной вышивкой ткани. Сверху надевали плечевую
одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным
шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на
серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или
ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх
носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали
бархатную шубку, отделанную куньим мехом. Сложным был головной
убор. Женское платье западной Армении мало отличалось по
фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета,
широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал
фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата
или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно
назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось
серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с
подвесками.


Молодая армянка из Шемахи, 1883 г.


Костюмы пошитые в наши современными модельерами.

 
НАТАЛИДата: Воскресенье, 2009-12-20, 23.51.40 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Армянский традиционный костюм - Հայ տարազ

Король Киликийской Армении, Левон I

Предположительно так выглядела одежда армянской царицы Сатеник, жены царя Великой Армении Арташеса I Объединителя.

Наряд киликийской принцессы Керан.

Очень красивы также народные костюмы из разных регионов Армении. Большинство было украшено различными вышивками и орнаментами, корнями уходящими в дохристианскую армянскую культуру. Среди прочего, на костюмах часто встречались сакральные знаки и разного рода обереги, защищавшие носителя одежды и даровавшие удачу.

 
Forum » Cultural life » ՄՇԱԿՈՒՅԹ. Культурная жизнь. » ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО АРМЕНИИ (Вышивка ,скульптура,ковры,национальная одежда)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz