Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-03-28, 15.00.40
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » Cultural life » ՄՇԱԿՈՒՅԹ. Культурная жизнь. » АРМЯНСКИЕ КОВРЫ (ИСТОРИЯ)
АРМЯНСКИЕ КОВРЫ
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-02, 00.19.13 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРМЯНСКИЕ КОВРЫ

Уже в середине века армянские ковры-прибыльный товар,и тогда же становится широкоизвестной слава о них. Носители древнейших традиций и славные их продолжатели- ткачи и художники Советской Армении, возродили это древнее армянское искусство, внесли в него новые идеи, обогатили его современными темами и выразительными средствами.На территории Советской Армении в Артикском Некрополе (XIV-IX вв. дон. э.) были найдены фрагменты карпетов.Они напоминают и поныне распространенные карпеты-паласы с изображениями древнейших символов: креста, воды,земли. Именно в связи с последним европейские ученые выделили большую группу ковров-карпетов, дав ей название “вишапагорг”-“драконовые” ковры.Символы креста и воды встречаются во всех видах средневекового армянского искусства- скульптуре,миниатюре, керамике, ювелирных изделиях, ковроделии и в образцах рукоделия. В Ереване при раскопках Кармир- Блура (памятник VIII-VII вв. дон. э.) были найдены крашеные шерстяные нити,ткани различных выделок. Элементы настенной живописи из Арин Берда, их композиция, синтез красного и синего цветов сохранились в орнаментах ковров и карпетов и по настоящее время.На Кармир Блуре найдена также льняная дорожка, датируемая VIII в. до н. э. По выработке она абсолютно идентична армянским карпетам. Найден здесь и лоскуток ворсового ковра. Ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н. э.), грабя урартский храм в Мусасире, вывез оттуда многочисленные разноцветные ткани и одежду из льна.В одной из клинописей Саргона(714 г. дон.э.) перечисляются 130 наименований разноцветных тканей, одежды из льна и стада овец, вывезенные из Урарту. Отец историографии Геродот (485-425 гг. до н. э.) пишет, что жители Кавказа растениями, из которых получали краску, красили шерсть, затем вырабатывали из нее ткани, разрисовывали их. И окраска их не блекнет ни от времени, ни от воды. В IV в. после насильственного переселения шахом Шапуром II 131 тысячи семей армян из городского населения, в большинстве ремсленников, в Персию, в Армении приходят в упадок хозяйственная жизнь, ремесла и искусство, возрождение которых начнется лишь два века спустя. Арабские летописцы сообщают о том, что с 80-х годов VIII в. на Армению была наложена дань, в которую входило, кроме всего, 20 штук ковров. В 911 году халифу был преподнесен ковер размером 60х60 локтей (31х31м.), над которым мастера работали 10 лет.

Болгарский царь Крум (813-814 гг.), взяв в плен армян-жителей Адрианополя, переселенных сюда из г. Карина в 590 году еще во времена византийского императора Маврикия, в качестве трофея вывез большое количество армянских ковров. При Багратидах ( IX- X I вв.) благодаря широким торговым и экономическим связям Армении со странами,находящимися под владычествоми влиянием арабского халифата, слава об армянских коврах и изделиях ремесленников распространилась от царства камских болгар до Туркмении,от Багдада до Константинополя. Ибн Хаукал (“Кнога дорог”, 977-978 гг.) предпочел изготовленные в Дабиле (Двин) шелковые изделия византийским (Руми). Неизвестный арабский географ X века называет своеобразные армянские карпеты “кали”- по названию города Карина в его арабском звучании. Отсюда и распространенное в арабском мире, в МалойАзии, Ближнем Востоке и Средней Азии название армянских ворсовых ковров –“кали”, “хали”.В Хое, Беркри, Арчеше, Хлате, Нахичеване,Битлисе и в других армянских городах вырабатываются “кали-карпеты и карпеты”.Очевидно под “кали-карпетом” он подразумевал ворсовый ковер. Посол арабского халифата Ибн Фадлан свидетельствует, что еще в 20-е гг. Х в. армяне,проживающие в армянской колонии на Волге,занимались ковроделием, торговали коврами. Пол шатра царя камских болгар, вмещавшего 1000 человек, полностью был покрыт армянскими коврами. В одном из грузинских источников (ХI в) упоминается “армянский тапастак”-ковер небольшого размера. Арабский историк ХIII в. Якут (1175-1229гг.) пишет: “В Ване ткали большие ковры, а в Киликии ковры по имени города Карин назывались “кали”. Вследствие политики византийских императоров, переселивших армян в глубь империи, постепенно пустеют многолюдные армянские города и поселения. Эти насильственные гонения облегчили захват Армении турками-сельджуками и способствовали их проникновению в Малую Азию. Бегство армян имело массовый характер при походах и владычестве татаро-монголов. В этот период приходят в упадок торговля, ремесла,искусство. Ковроделием продолжали заниматься лишь немногие жители, укрывшиеся в неприступных горных местностях. Итальянский путешественник Марко Поло (ХIII в), побывав в Армении и в пределах тюрко-сельджукского государства (ХI-ХIV вв.), отмечает: “Армяне и греки трех больших городов: Конии (Икония), Кайсерии (Кесария) и Свасе (Себастия) ткали самые красивые и самые изящные в мире ковры”. Армяне переселились сюда из Васпуракана, Ани и Карса в 20-х годах ХI в. В IХ- ХI вв. армянские колонии возникают в Египте, на Украине,в Польше,Болгарии, Румынии и Венгрии. Здесь армяне вновь стали развивать ремесла, в том числе и ковроткачетсво. Согласно исследованиям русских историков Карамзина и Глинки, еще в 60-е годы ХI столетия в Киеве основывается армянская колония, которая в последующее столетие превращается в самостоятельное поселение. Местные армяне занимались ювелирным делом и ковроделием. Впоследствии колонии армян возникли в Астрахани, Новом Нахичеване, Феодосии, Москве, а затем и в Петербурге. Купцы Новой Джуги, получив привилегии у Персии и России ( в частности, по договору, подписанному царем Алексеем Михайловичем от 31 мая 1667г., разворачивают широкую торговлю. Один лишь годовой вывоз шелков и ковров из Персии в Россию и отсюда далее в Европу доходил до 20 тысяч тюков. Сохранились интересные данные об армянском купечестве Киликии,Кипра,Армении и Персии,установившем по Средиземному морю прочные торговые связи с Европой.В регистре товаров, вывозимых из Кипра во Флоренцию в 1275-1330 гг., указана цена на армянские карпеты. Другой источник сообщает, что армяне (1340-1354 гг.) на площади собора Сен-Донатье в Брюгге продавали ковры. В этот период ( и в более ранние времена) торговые корабли армян достигали берегов Франции, Испании, Англии и Голландии. Походы крестоносцев все более способствовали укреплению торговых связей с Европой.В ХIII в. армянские ковры назывались во Франции “саракиносскими”.

В армянских рукописях слово “каперт” (карпет) впервые видим в переводе Библии (V в.). Однако слово “горг” (ковер) встречается в ХIII в. и то в качестве синонима слову “карпет”.Арменовед Григор Капанцян склонен считать, что слово “горг” относится к хетто-армянскому словарному фонду: курк, куркас. Хеттолог Э. Стртивент толкует этимологию слова “курк” как попона лошади или мула. Между прочим,в Армении до 30-40-х годов ХХ в. в сельских местностях еще ткали карпеты-попоны для лошадей,многие образцы которых в настоящее время хранятся в Государственном историческом музее Армении.Упоминаются армянские ковры на памятниках средневековой армянской архитектуры. Изображения ковров и карпетов имеются также на церковных сооружениях. В армянской миниатюре, фресках зачастую изображены стоящие во весь рост или сидящие на коврах,подушках и расшитых покрывалах богородица, Христос, евангелисты и святые. Ризницы, заставки на полях, сложная вязь хачкаров,розетки,имеющиеся в средневковых армянских рукописях, вторят узорам карпетов и ковров. Пожалуй, вернее будет сказать, что, вторя и взаимодействуя друг с другом, разные виды искусств развиваются как элементы единого организма-общенационального искусства. О широкой распространенности ковров в быту и ковроткачестве свидетельствует католикос Абрам Кретаци (1735г.). Он пишет, что в Хндзореске многие жители ткали карпеты и ковры. Но с какой горечью современник рассказывает, как турки вырезали всех и разграбили имущество, и только лишь немногим впоследствии удалось продолжить заниматья ткачеством. После векового упадка здесь вновь возрождается это, ставшее насущной жизненной потребностью, искусство. Во второй половине ХIХ и в начале ХХ вв. армянские карпеты и ковры вновь становятся прибыльным на мировом рынке товаром, стимулируя новый расцвет ковроделия.В Западной Армении (Турция), в Восточной Армении ( в особенности в Закавказье) и во мнигих армянских колониях Ирана армяне продолжают возрождать вековые традиции этого любимого народом, поистине национального вида искусства. Создается множество шелкоткацких и ковроткацких мастерских, вырабатывающих армянские ворсовые ковры, карпеты, шелка. В 1902 г. в одной лишь Кесарии имелось 2000 ковроткацких станков, а в ее окрестностях-1500 станков ( из которых 700 в Кемерике и в его окрестностях). В Кесарии была даже создана цеховая организация, имеющая свой устав. И ее руководители, и ковродельщики были армяне. Здесь ежегодно производилось 10000 ковров (шелковых и шерстяных). Шелком снабжали армяне из Бруссы,шерстью- из Карина. В Себастии и Кесарии количество станков доходило до 10000 единиц, а ковроткачей-12000 человек. Ковры из Западной Армении (Турция) вывозились в основном в Европу и Америку,где большой спрос имели те, которые ткались в Карине, Баберде, Маназкерте, Муше, Сасуне,Ване, Ахтамаре, Норшене, Востане, Арцке, Беркри, Моксе, Шатахе,Акне и других городах и районах. В Восточной Армении и в городах Закавказья, где проживало много армян- Карс, Ереван, Олти, Сурмалу, Кахзван, Караклис (Кировакан), Каравансарай (Иджеван), Казах, Александрополь (Ленинакан), Ахалкалаки, Ахалцих,Тифлис,Борчалу, Нахичеван, Агулис, Гандзак (Кировабад),Партав (Барда),Куба,Шуша-новую жизнь обретает этот древний вид народного искусства. В Шуше даже организуется ковроткацкая школа-мастерская. В армянских колониях Ирана также заметно оживление. Только в Тавризе было организовано до десятка ковроткацких мастерских, где в основном работали мастера-армяне. Правда, рынок диктовал свой вкус, внесший в стиль классических армянских ковров и карпетов некоторые элементы эклектизма. Однако умельцы, наделенные творческой индивидуальностью и хранящие секреты коврового дела, пользуясь всем новым, продолжают традиции самобытного национального искусства. Первая мировая война и геноцид армян (1915г.) основательно разорили экономику Западной Армении. Спасаясь от турецкого меча, сотни тысяч армянских беженцев нашли пристанище в России,Сирии,Ливане, Египте, Греции, Франции,Италии, Иране.В Западной Армении армяне былипочти поголовно истреблены или изгнаны, а их имущество разграблено. В войну и особенно в послевоенные годы и, в частности, после перемирия с Турцией на внутреннем и внешнем рынках особенно большим спросом пользовались похищенные у армян ковры и карпеты, которые,однако, и по настоящее время фигурируют в качестве турецких ковров. В 1917-1920 гг.. вследствие войны и огромного количества беженцев, а затем наступившего голода и нищеты из Западной Армении на внешний рынок были выброшены тысячи ковров и карпетов. По подсчетам современников, в одном лишь Каравансарае (Иджеван) в 1918 г. за бесценок было распродано 5000, а в Зангезуре 3000 ковров, которые в основном были вывезены в Европу и Америку.
 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-02, 00.20.20 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРМЯНСКИЕ КОВРЫ

Карпеты и ковры с древнейших времен являлись неотъемлемой частью быта. Согласно вековым традициям, земляные и каменные полы жилых, церковных, княжеских и царских помещений, и даже полы трехэтажных и четырехэтажных домов застилали рогожей и циновкой, карпетом или ковром. В Армении не было ни одной деревни или города,где бы в огромном количестве не ткали бы джеджимы, паласы, кошму, покрывала,скатерти, занавеси,мешки (кули),попоны для лошадей, и, наконец, карпеты и ковры. Это ремесло прочно вошло в быт народа, так как оно стало насущной потребностью каждой семьи.Карпеты и ковры в обязательном порядке входили в приданое армянских девушек: они с юных лет начинали ткать ковры и карпеты для своего приданого. В армянском устном народном творчестве, в сказках, преданиях,песнях, частушках, героическом эпосе многочисленны упоминания о коврах и карпетах. В сказке “Анаит” явно прослеживаются детали, свидетельствующие о глубинных истоках ковроткачества,берущего начало еще из времен язычества. С древнейших времен основным и наиболее распространенным видом настила были рогожа и циновка, которые плели из молодого тростника,гибких трав. По технике выделки они ничем не отличались от паласов,вытканных шерстяными и льняными нитками. Переход от одноцветного полотна рогожного переплетения к полосатому паласу, когда весь одноцветный фон покрывался чередующимися в определенном ритме полосами того или иного цвета (где краска,несомненно,натуральна, так как в те далекие времена человек еще не научился окрашивать нити в желаемые цвета) широкой или узкой вязки,был продиктован желанием оживить простейшими образцами геометрического орнамента эти ритмические полосы, как это наблюдалось в других видах прикладного искусства. Первоначально сплошное полотно натурального цвета стали периодически покрывать вертикальными черточками,зигзагообразными линиями. Именно вертикальная линия рисунка создает дотоле неизвестную в ковроделии новую технику ткачества. Так были заложены основы вязки карпета.Пересечение прерывающей горизонтальную нить основы и зубчатую нить утка черточки сделало возможным появление на гладкой поверхности различных законченных геометрических фигур: треугольника,четырехугольника, креста,окружности,ромба, звездчатых многоугольников. С широким применением пряжи различных цветовых оттенков появляются вписанные друг в друга фигуры, “объемы”, уже известные в прикладном искусстве мотивы узоров, но в новой интерпретации или в новом прочтении. Таким образом,карпет постепенно становится сложным по композиции и исполнению произведением, отличающимся тематическим разнообразием, определенной системой идей и узоров. Существенное различие между паласом, джеджимом и карпетом объясняется техникой их вязки. Горизонтальная линия рисунка ритмически изменяет направление вверх и вниз и вводит в вязку вертикальный узор.Нити утка не сцеплены между собой,и поэтому на границах рисунка образуются просветы-элемент,который при вязке ковра отсутствует. Новая фактура зависела от техники вязания, новаторства мастеров, обусловленной необходимостью разнообразить продукцию. Новизны добивались как изменением цветовых сочетаний,так и изменением самой технологии вязания. Многообразие армянских карпетов и их совершенствование в течение времени позволяют увидеть тот переходный момент, когда в технику вязания паласа-карпета вносится одно очень существенное изменение, положевшее начало зарождению новой техники-ковроткачеству. Хоть вязка карпета и позволяет создавать разнообразные сложные узоры, композиции, но вследствие этого вся поверхность испещряется вертикальными короткими или длинными просветами.Это в значительной степени снижает прочность вязки, монолитность ткани,что отличает паласы и джеджимы. Кроме того, тахника вязки карпета не позволяют получать полоски,круги,зигзагообразные и вертикальные линии и полосы. Стремясь избежать этих характерных недостатков,вязальщики карпетов, в одном случае,изобрели технику тканья ковров, в другом случае- вышивки. В их основе лежит техника полотняного переплетения.При создании ковра на вертикальную каркасную нить завязываются ворсовые узлы пряжи,где на лицевую сторону выводятся два его конца, а при вышивке на канве делаются узоры.Таким образом, существенное отличие между паласом, карпетом, вышивкой и ковром заключается в том,что узоры на ковре делаются исключительно с помощью узлов. Вследствие этого они получили название узелковых ковров или узелковых карпетов. Чисто внешней отличительной особенностью этого вида изделий является ворс, поэтому их еще и называют ворсовыми ( так, из армянского языка в турецкий перешло выражение “хававор хали” –ворсистый ковер- “хавлу халича”). Ворса добиваются равномерным обрезанием вытянутых на лицевую сторону ковра концов узлов. Высота ворса армянских ковров обычно достигает 4-9мм. Иногда,по желанию заказчика, она увеличивается (так было в конце XIX-начале XXв.) При вязке каркаса тонкими и нежными нитками и при низкой стрижке узлов получаются чрезвычайно тонкие и легкие ковры. Перечислим лишь семь основных типов армянских карпетов: палас,мезар (переход от полотняной вязки к карпету),джеджим, матнакаш карпет (это двулицевой карпет карпет,основной среди армянских карпетов), шулал карпет,прямой свертываемый карпет с кольцеообразными краями,косой свертываемый карпет с кольцеообразными краями (этот вид карпета армяне называют казах,турки-верникурды-ямани).В эту последнюю группу входят прославленные армянские “драконовые” карпеты,стеганые (шулалакар) карпеты Силе (Зили) и Шамаха,(Сумаха) наконец,бахромчатые ковры: на поверхности их оставляются концы ниток, которые обрезаются и,как на ковре, образуют ворс. Крупнейший исследователь и знаток ковров,карпетов и вышивки Серик Давтян пишет: “Нам кажется,что как мезар, быть может,и джеджим знаменуют переход от ткачества к деланию карпетов,так и бахромчатый карпет-переход к ковроделию. На поверхности карпета встречаются не только концы узлов,но и несрезанные звенья”.

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-02, 00.21.17 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРМЯНСКИЕ КОВРЫ

Материал армянских ковров-тканевые, основные нитки-шерсть, шелк, хлопок, лен, конопля, краска (растительные, животные, минеральные), инструменты, рабочая техника и мотивы узоров-древнейшего происхождения. На территории исторической Армении человеческая жизнь шла беспрерывно. В пещерах, кроме костей оленей,диких кабанов и овец,были найдены и останки диких животных.Археологические находки доказали, что коренные жителистраны занимались скотоводством еще в VI- V тысячелетиях до нашей эры. Армянские ковроделы издревле отдавали предпочтение белой,мягкой и длинноворсной овечьей шерсти, лучшей считалась шерсть весенней стрижки.Из такой отборной шерсти изготовлялись классические армянские ковры. В каждой из ковроткацких школ-мастерских Армении была принята различная плотность узелков, приходящаяся на один квадратный дециметр поверхности. Плотность иджеванских и зангезурских ковров составляла 900-1600 узелков; арцахских (карабахских) -1300-1600 узелков; васпураканских-784-900 узелков; каринских, себастийских-2025-2100 узелков. После натягивания нитей основы на ткацком станке начиналось вязание зева (“горлышка”) ковра (2,5-3,5 см), затем следовало собственно вязание ковра, завязывание узелков. Цепочку вязали в одном или двух направлениях движениями влево и вправо. В народе,особенно в сельских местностях,было принято нити основы обвивать вокруг прутика или без него. Формируя нитки утка,брали одну или две действующие нитки (новейший способ).В армянских коврах были приняты двойные или полуторные узлы.Разумеется, различные школы имели свой почерк. В старину, когда хотели скопировать какой-то узор,переворачивали ковер на изнаночную сторону и в точности воспроизводили узелки ( например,один синий,два красных, четыре пропуска,три желтых и т. д.).Талантливые умельцы,натянув нити каркаса, задумывали узоры прямо у станка, восстанавливая мотивы узоров по памяти, придумывая новые,подчиняя все единой идее. Ковер ткался индивидуально и коллективно (в особенности,если он был больших размеров). Опытные мастера-узор центрального поля ковра, а посмастерья-фон,или же, как говорят в народе-“землю”,”поле” Каждому узору давали свое название- бутон, вода, раковина, змейка,почки,мечи,острия копий,яблоки,куриные лапки, куклы, позвонки, бараний рог, рожки,птички, соты, гребешки. В каждой области был принят свой орнамент, навеянный характерными особенностями местности. При копировании ковра другой местности непонятные “чужие” узоры заменялись излюбленными местными. При выборе мотивов узора считались со вкусом заказчика, в соответствии с этим и преобладали растительные,животные орнаменты или абстрактные узоры. Древнейшим орудием ковроткачества,найденным на территории Армении,считается “ктут”. Это сделанное из кости орудие как по форме,так и по размерам ничем не отличается от тех, которые используются и поныне в сельских местностях. Археологи относят его ко второму веку до нашей эры. В средневековой армянской миниатюре имеется изображение нескольких инструментов-нож, ножницы, прялка, веретено, чесалка (карда), которые применялись при обработке шерсти и в ковроткачестве. Исследования показали, что древнейшим примитивным станком был горизонтальный станок. Такой станок, в частности, использовался в горных местностях Армении до 30-х гг. XXв. На горизонтальных станках вырабатывали мезары (передники), джеджимы,пояса, шали шириной 40-50 см, которые при желании можно было сшить друг с другом и получить джеджимы и шали больших размеров.Этот изначальный тип станка не представлял сложностей в эксплуатации и использовался как оседлыми,так и кочевыми народами. Ограниченные возможности этого примитивного станка, разумеется,не могли позволить создание таких цельных крупномасштабных композиционно-сложных работ, как прославленные армянские карпеты и ковры. К глубокой древности восходит возникновение вертикального станка, который начинался от пола и доходил до потолка. Описания этих станков встречаются в народных сказках, легендах,сочинениях историков. До 70-х гг. XIXв. кустари и ремесленники использовали клинообразный вертикальный станок. Его преимущество перед горизонтальным очевидно. Работая у вертикального станка, ковродел постоянно видит перед собой весь ковер,подобно тому, как художник –картину. Он имеет возможность сравнивать краски и узоры,исправлять и уточнять их, сохранять симметрию, с абсолютной точностью воспроизводить повторы, обозревать всю композицию целиком и создавать новые,более сложные композиции.При этом можно получать ковры еще больших размеров.Одновременно, поставляя ковры и карпеты на мировой рынок, армянские мастера изобретали новые и совершенствовали старые орудия производства. Совершенствуется клинообразный станок, в прошлом имевший ряд недостатков: при натягивании часто обрывались основные нитки,или же ткань растягивалась неравномерно, из-за чего ковер получался неправильной формы.Оба станка были статичны. Рычаги не отличались большой прочностью. В Себастии, Кесарии, Спарте армянские мастера-умельцы несколько усовершенствовали свой станок. В начале двадцатого века ковроделы Восточной Армении ввели в производство винтовой станок, который пришел на замену старому деревянному клинообразному станку. Создаются новые ковровые ножницы для стрижки ворса на одинаковой высоте. Усовершенствованный нож используется не только для разрезания петель, но и для завязывания узлов. Рассортированная,чистая, длинноворсная белая шерсть семь раз промывалась в ключевой воде, высушивалась. Обрабатывалась чесалкой (лучшей считалась шерсть,которую трепали лучком). Белые пряди шерсти пряли веретеном и прялкой.После этого шерстяные клубки красили растительными,животными и минеральными красками.Изучение армянских классических ковров и карпетов показывает, что,начиная с древнейших времен, использовались преимущественно ярко-красный,алый и чисто-синий цвета со всеми оттенками. Любимы были золотисто-желтый, молочный,изумрудно-зеленый,очень редко использовался иссиня-черный цвет. Арабский летописец Аль-Мукадаси сообщает: “Там (в Армении) имеется также кирмиз.Это червь, который рождается в земле. Женщины приходят и собирают их в медные тазы и кладут в печи (тондыр)” Аль- Факих (903г.) сообщает: “Армяне говорят…у нас есть кирмиз,которого нигде больше нет.Это красные черви появляющиеся весной.Их собирают, варят и затем красят шерсть”. Согласно арабским источникам, в Арташате существовали мастерские, где красили нитки и ткань кошенилью. Армянские специалисты выяснили, чтоиз кошенили средневековые армянские миниатюристы получали краски от нежно-розового до темно-фиолетового цветов-большую и богатую цветовую гамму. Одной из древних и прославленных армянских красок является также торон,вырабатываемый из корней одноименного растения. Для получения синего цвета в северных районах Амении-Лори-Гугарке (Иджеван, Казах) использовали красящее растение “красноватую синьку” Для получения желтого цвета-желтушник,дехник (сокирку), семена губки,джонджоли, молочай, граб, хантап, гарнук, семена алажахрии, корни солодки (лакрицы),высушенные цветы шафрана,”лапки куропатки”.О каждом красителе было известно в одном или нескольких районах Армении. Для получения светло-желтого и молочного цветов по всей Армении использовали солому и зеленые тутовые листья. Для получения кофейного цвета и в прошлом и в настоящее время используют зеленую скорлупу и листья грецкого ореха,а для светло-кофейного-подмаренник.Бежевый цвет получали из корней конского щавеля и луковой шелухи, дубильных многолетних растений, черкесчая,тмина, а коричневый-из замшелого камня.Некоторые цвета-красный,синий,зеленый и их полутона получали смешиванием различных красок. Шерстяную пряжу (впоследствии в мотках), предварительно окунув в известковую воду, опускали в кипящую краску. Как только вновь начиналось кипение, добавляли соль или квасцы, затем пряжу вынимали и охлаждали. После этого слегка выжимали и высушивали в тени, чтобы краски не поблекли. Окрашивание производилось в карасах.До 50-х гг. XXв. искусство крашения передавалось из поколения в поколение, и хорошие мастера-красильщики пользовались большой известностью. В Матенадаране-хранилище древних рукописей имени Месропа Маштоца-имеются интересные данные о составе красок и о способах их получения. Одно такое свидетельство имеется в рукописи N 774, относящейся к XV веку: “Итак, известно,что все растения имеют естественный зеленый цвет, по цвету мы должны воспринимать природу.Смешивают марену и синьку, то есть черное и красное,чтоб родился синий, а от алажахрии желтый зеленеет,а ткань становится естественно-белой”. В сельских местностях подборку шерсти, чесание, прядение и окрашивание делали сами деревенские ковроделы. Классическим армянским коврам и тем, которые ткутся сегодня по старинным образцам, присущ узкий бордюр на двух концах,так называемая канва. Основную композицию ковра обычно завершают три полосы каймы, две из которых очень узки-они выполняют обрамляющуя роль; как цветом,так и мотивами узоров, самостоятельны.Иногда здесь повторяются отдельные элементы узоров центрального поля ковра.Ширина двух узких поясков, как правило бывает равной одному широкому поясу.Основную часть ковра (почти 9/10) составляет фон,который в разных районах именуется по-разному: “поле, земля, центр, пуп” и т.д. Для средневековых классических армянских и более поздних ковров характерен ряд признаков,благодаря которым они и отличаются от других восточных ковров. Прежде всего это строго стилизованное и абстрактное отображение мотивов растительного и животного мира,где,однако, явны характерные черты: голова и рожки овна, распростертые крылья орла, веерообразно раскрытый хвост павлина, олень,бык, собака,змея и т.д. Некоторые из них в точности повторяют обнаруженные в горах Армении наскальные рисунки. Человек и животные показаны в движении,подобно тому, как это делалось в средневековой армянской миниатюре. Человек изображен с поднятыми вверх руками- в танце,петух,олень, собака,лошадь,козел-в беге, лев, волк, барс, орел-в момент пожирания добычи.Чрезвычайно характерен повтор одного и того же узора различными цветами, благодаря чему композиция становится привлекательной и динамичной. В армянских коврах и карпетах есть немало узоров,прочтение которых в настоящее время затруднительно, а иногда и попросту невозможно, трудно объяснить и необходимость включения некоторых мотивов в орнамент того или иного ковра. Несомненно одно, что разнообразные растительные и животные мотивы были традиционны для армянских ковров и карпетов.Интересны стилизованные изображения змей,драконов,вероятно имеющих тотемический или мифологический характер, они сохранились со времен верований первобытного человека,поклонявшегося не только полезным в быту животным. Культ хищников,по их представлениям, якобы освобождал от воздействия злого духа. Тотем часто изображался на человеческом теле, одежде, стенах жилых домов,предметах домашнего обихода,постепенно терял свой первоначальный смысл и значение, превращался просто в узор. В различных ковродельческих районах исторической Армении использовали свои, характерные для данной местности, стилизованные орнаментальные формы, включающие элементы растительного и животного миров. И зачастую именно по этим характерным мотивам ковры отличали один от другого. В горах Лори- Гугаркского района преобладают изображения оленя, козла, овцы, соловья, воробья, петуха, тарантула, скорпиона,трезубца, вил, воза, танцора. В коврах Араратской школы-изображения павлина, лошади,овцы, солнца,звезд и предметов быта, гроздьев и листьев винограда, пшенияного снопа и цветка хлопка, лилии, ветки цветущего миндаля и вишни. В Сюнике предпочтенье отдавали узорам,олицетворяющем солнце и дракона (силам, якобы препятствующим дождю), оленя, овцы, паука,жука,бабочек. Коврам Арцаха (Карабах) и Нахичевана свойственны изображения каравана верблюдов, символов граната и миндаля. Излюбленными мотивами ковровых узоров Ширакского нагорья были человек,овца, дракон, копье. В композициях армянских ковров иногда повторялись характерные для средневековой миниатюры сюжетные мотивы. Они связаны с ритуальными обрядами пробуждения природы, начала весны, масленицы. Классическим национальным коврам присуще композиционное решение, идущее из глубокой древности, которое в последующие времена уже не воспринималось в своем изначальном смысле. Центральный медальон ковров Лори-Гугарка, Арцаха изображает солнце в обрамлении птиц. Армянину-язычнику источник жизни-солнце представлялось в виде кружащегося символа вечности, а птицы-его гонцами. Солнце иногда изображалось в виде косого креста -керхача. Археолог и этнограф Е, Лалаян в своем исследовании “Раскопки мавзолеев в Армении” пишет : “ В Ахтамаре мне встретился ковер, в центре которого был вышит керхач”. В ряде ковродельческих школ : в орнаментах ковров и карпетов Лори-Гугарка, Зангезура иВаспуракана имеются мотивы,связанные с оружием: стрелы,мечи, копья, острие секиры. Эти мотивы использовались не тольков качестве отвлеченного орнамента, но и, очевидно, в глубокой древности сознательно в качестве символа защиты от зла.Примечательно, чтомечи, секиры, копья изображались только в пределах бордюра,преимущественно узкого,т. е.как бы в роли “стража” сюжетного смысла композиции. Для армянина-язычника такими же могучими средствами защиты от бед являлись символы веры: крест, железный раздвижной крест (хачеркат) считались гонителями зла. Ими “боролись” против злых сил природы,предупреждали бедствия-засуху, град, бесплодие, войны и т.д. Многие орнаменты и узоры языческогопериода после принятия христианства были переосмыслены в новые символы веры (например трилистник-в святую троицу, голубь-явление святого духа и др.) Однако народные умельцы,следуя верованиям народа и вскормленные теми же идеями,на коврах и карпетах изображали также другие, имеющие практическое значение символы (они были необходимым компонентом на коврах приданого девушек): вишап, как символ живительной воды,древо жизни-бессмертия рода, бутон-символ плодородия. Символ “S”,которыйбыл известен еще по одежде, обнаруженной в комплексе мавзолеев Артика и встречается во всех видах прикладного искусства Армении, народные мастера называли рыбьим позвонком,змеенышем,знаком воды.В Александропольской губернии в 1909 году был обнаружен доисторический бронзовый пояс, на котором также имеется этот знак. Он действительно связан с культом воды и дракона,подобно рыбам. К наиболее часто повторяющимся мотивам на армянских коврах и карпетах относятся также бараньи рога, иногда вместе с изображением головы (остроугольный треугольник).Вероятно, это объясняется не только тем, что это животное у армян считалось тотемом, символом благополучия, плодовитости. Именно графические и цветовые решения форм бараньего рога более всего распространены и преобладают во всех орнаментах,используемых в различных ковродельческих школах как исторической, так и современной Армении. Этот орнамент с незначительными изменениями встречается и на восточных коврах и карпетах. Наиболее древнее изображение бараньего рога имеется в наскальных рисунках Гегамских гор и Сисианских пещер, в керамике и металлургии Хайаса,Азии, Урарту и ранней Армении. Как уже было сказано, в композициях армянских ковров и карпетов часты изображения птиц и боя вишапов;эта тема в многочисленных вариантах и интерпретациях используется и до наших дней.Она имеет непосредственную связь с мифическими представлениями, языческими верованиями и культом предков у армян, которые сохраняются в памятниках материальной культуры, письменных свидетельствах и в устном народном творчестве. Известно такое предание:солнце имеет своих ангелов-хранителей, которые огненными мечами сражаются с драконами и,победив,гонят их далеко в черные тучи. Нет никакого сомнения, чтоэто довольно поздний пересказ легенды о Ваагне. Ваагн сражается с драконами, чтобы они не препятствовали движению солнечной колесницы.Особое, жизненно важное значение в связи с климатическими условиями имела для армян вода. Отсюда и культ воды.Из воды родились герои армянского национального эпоса “Давид Сасунский”- Санасар и Багдасар (Цовинар зачала их, выпив чудесной воды). Со дна моря устремляется в небеса мудрый конь Куркик-Джалали. Дракон-воплощение злых сил,преграждает доступ кводе. Согласно армянским сказкам, чтобы получить воду, нужно было принести в жертву юную деву. Драконы-это силы тьмы.Победа над ними,их гибель-это торжество справедливости,правды.

 
НАТАЛИДата: Среда, 2009-12-02, 00.23.02 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРМЯНСКИЕ КОВРЫ

В музеях и частных коллекциях хранятся более ста армянских классических ковров и карпетов XIII-XVIII веков,однако большая их часть относится к XVII-XVIII вв. Армянские ковры хранятся в Вене (Австрийский музей промышленности и искусства), Берлине (Музей императора Фридриха), Амстердаме (Университетский музей), Будапеште (Музей декоративногоискусства), Лондоне (Музей Виктории и Альберта), Чикаго (Палата живописи), Нью-Йорке (Метрополитен-музей),Ленинграде (Эрмитаж), Стамбуле (Музей турецкого и исламского искусства), Иерусалиме (Церковь святого Якова). Известны коллекции ковров Г. Аматуни, Крафа (Вена),Габриэль Хандойа (Париж), Маркосяна и Пушмана (США). Техника исполнения, качество, композиция, краски, основные оттенки,орнаменты, их отдельные элементы подтверждают преемственность народного армянского ковроделия в течение веков. По своей орнаментике армянское ковроделие имеет много общего с другими древними видами искусства: миниатюрой,ювелирным делом,резьбой по камню (хачкар) и другими видами прикладного искусства.Старейшим из классических армянских ковров (1202) считается арочный ковер,хранящийся в Вене. Выткан он в селе Бананц в районе Гандзак (ныне Кировабад).На ковре имеется надпись на армянском языке.Он изображает трехарочную абсиду,идентичную многократно встречающимся абсидам в средневековой армянской рукописной миниатюре. Базы колонн изображают пальмы, олицетворяющие древо жизни.Над капителями парных колонн-кресты,вазы,далее птицы,похожие на голубок-мотивы, которые по мнению искусствоведа В. Темурджяна, символизируют сосуды, в которых хранится мирра. Ковер имеет характерные три пояска. Широкий внешний пояс унизан четырехлепестковыми розетками с гирляндами,на другом поясе –традиционные стилизованные узоры лилий. На более узком пояске имеется надпись: “В память Рипсиме от Киракоса Бананеци в году (1202) выткал я этот ковер”. Имеются также и другие стертые буквы,которые, несомненно, являются начальными буквами имени ковродела. В поясках ковра вы вновь встречаемся с наиболее распространенным символом,присущим армнским “драконовым” коврам, знаку S. Ковровед В. А. Холий считает,что “этот знак свойствен древнейшим коврам”. Фон ковра (“почва, поле, основа”) сделан в характерном для классических армянских ковров темно-красном цвете. Контуры колонн вытканы светлыми нитками. Фон широкого пояса-золотистый, ветки листьев-зеленые,розетки через одну желтоватые и красноватые. Лилии красные, направлены головками в центр ковра, по краям зеленые. К середине XIII века относится ковер,хранящийся в Берлинском музее императора Фридриха, на котором изображен поединок дракона и орла (возможно, это птица-феникс). Выткан он в одном из северных районов Армении (Лори-Гугарк),имеет желтый фон,а также три пояса,два узких,один широкий. Последний темно-фиолетового цвета,фон разукрашен знаками S. Два пояска покрыты восьмиугольными звездочками. Высказывалось предположение, что ковер-произведение исламского искусства. Размеры ковра: 180х350 см. Любопытно, чтоего композиция в точности воспроизведена на стене больницы итальянскогогорода Сиена художником Доменико ди Бартоло. (Венециано) в 1440 году. Некоторые исследователи высказывают мнение, что ковер отображает многолетнюю кровопролитную борьбу армян с монгольскими завоевателями. Орел со времен могущества Арташесидов (II в.до н. э.) считался символом Армении.Дракон был символом монгольских завоевателей.По сложности исполнения и художественным достоинствам подлинным шедевром является ковер “Анаит”,изображающий сад Эдема.На ковре имеется армянская надпись. Весь фон занимают повторяющие друг друга медальоны (узор-“гата”). В их центре и в точках соприкосновения размещены пять одинаковых пальм. Пальмы расположены симметрично, скурпулезно,повторяют друг друга, сделаны с подлинным вкусом и настоящим изяществом. Весь фон соткан из множества растительных узоров всевоможных видов,которые, действительно, подтверждают славу армянских ковров в средневековье. Особенности художественного воплощения идеи,близость ковра по расцветке и рисунку армянской красочной миниатюре,тонкой резьбе на хачкарах служат доказательством того, что мастерство-это результат,порожденный одной и той же художественной средой (В. С Темурджян относит его к XV веку, Киликия. Ковер взятый в ценности- отражение мировоззрения человека периода армянского возрождения.Редко встречающийся тонкий и густой сложный орнамент воистину подтверждение мировой славы средневековых армянских классических ковров.Красоту, пышность форм акцентирует более яркое звучание красок и разнообразие их оттенков,способствуя четкому восприятию и постижению сложной композиции. Композиция этого классического армянского ковра в последующие века многократно копировалась и интерпретировалась не только армянами,но и соседними народами. Ковер,хранящийся в Эрмитаже,имеет два узких и один широкий пояс, композиция и растительные узоры которых напоминают ковер с трехарочной абсидой. Лилии на ковре в свою очередь напоминают художественную отделку перламутровых дверей Эчмиадзина. Расположение узоров медальонов сходно с аналогичными узорами ковра “Анаит”.Работа относится к XVI-XVII векам,изготовлена армянами польского города Слюк. В 1680 (1699г.,1700г.) году выткан ковер “Гоар”.Фон украшают четырехугольные медальоны, завершают композицию те же узоры сравнительно небольщих размеров. На большом центральном медальоне, в восьмиграннике размещены крест и стилизованные изображения птиц. В центре и по четырем углам средних медальонов-стилизованные пальмы.Ковер имеет один бордюр. Надпись на ковре сообщает: “Я,погрязшая в грехах, Гоар, немощная душой, соткала его юными руками, кто прочтет,пусть хоть раз благословит меня”. Предположительно ковер относят к Васпураканской школе. После установления Советской власти в Армении на ковроделие было обращено особое внимание. В 1921 году был опубликован декрет “О мерах по поощрению кустарного имелкого производства”. В различных районах Армении создаются ковродельческие мастерские, артели. В 1924 году открывается первая Ереванская ковродельческая мастерская и первая мастерская школа. Уже в 1926-1930 гг. в республике во всех местностях, в прошлом известных одаренными мастерами, основываются артели (Лори, Иджеван, Шамшадин, Горис,Степанаван, Нор-Баязет (Камо),Мартуни, Зангезур,Басаргечар (Варденис), Апаран, Севан, Ахта (Раздан). Для производства тонкой, белой и длинноворсной шерсти организуются племпитомники, выводятся новые породы овец.На аналогичной основе организуется ковроделие в Тбилиси. В 1932 году основывается художественная мастерская по созданию и копированию эскизов ковров.Она была призвана содействовать развитию ковроделия в трех закавказских республиках: а Грузии, Армении, Азербайджане. Мастерскую возглавлял один из лучших специалистов и художников ковра Микаел Тер-Микаелян. Впервые в истории ковроделия осуществляется машинный способ химической стирки ковров, который пришел на смену старому способу “выколачивания”.Химическая стирка значительно повышает качество ковров, придает им особый блеск, мягкость, одновременно очищая от излишних ворсинок. Благодаря этому ковер приобретает серебристый блеск и мягкость. Кроме того,повышается прочность и улучшается качество ковров. После стрижки специальными ножницами поверхность становится гладкой. Большая потребность в ковродельческой продукции и расширяющееся производство выдвигают необходимость основания ковродельческого комбината. В 1932 году в Ереване сдается в экслплуатацию Ковродельческий комбинат. Крупные мастерские организуются в Кировакане, Иджеване.Экспериментальная мастерская стирки ковров преобразуется в завод. Сюда приезжают учиться ковроделы из Азербайджана, Грузии, Туркмении, Узбекистана, РСФСР, Украины. Постепенно совершенствуются орудия производства и техника ковроткачества. Уже в 1924 году коренным образом меняется основа станка. В 1935 году благодаря различным усовершенствованиям, сделанным армянскими специалистами, становится возможной выработка ковров длиной 25-30 м. Уже в начале 30-х годов армянские ковры не только на внутреннем рынке, но и за границей удостаиваются самого большого внимания и высоких оценок. В 1937 году на Международной ярмарке в Париже армянским коврам присуждается золотая медаль. В 1949 году на Международной вуставке в Нью-Йорке армянские ковры завоевывают Большой приз. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе армянским коврам присуждается вторая Золотая медаль. В 1965 году на юбилейной Лейпцигской ярмарке армянские ковры выигрывают Большую золотую медаль. В 1984 году в Аловдиве армянские ковры удостоились 4 золотых медалей. На выставках в Москве, Ленинграде, Париже, Нью-Йорке,Монреале, Брюсселе, Сан-Пауло, Лейпциге иДамаске постоянно удостаивались высоких наград. Среди пользующихся большим спросом армянских ковров можно отметить “Лори”, “Ереван”, “Карабах”, “Ширван” и “Анаит”. Особенно большой спрос имеют рукодельные армянские ковры в Англии, Канаде, Франции, на Среднем и Ближнем Востоке, во многих европейских странах. В настоящее время в Армении поризводится более сотни наименований ковров, большая часть которых ручной работы.

Мастерами- ковроделами и народными умельцами также, как и в традиционных коврах, предпочтение отдается ярко- красному фону. Именно таким является ковер “Лори” художника А. Кешишяна (плотность узлов 40х40 дм2 , 100х130см). Иджеван издревле славился своими истино армянскими традициями ковроделия. В досоветские годы армянские ковры района были известны под названием “Казах” (искаженное название армянского города Хахах) и под этим названием вошли в научную литературу, Так в 1905 году Нунуфар Эдилян создала ковер “Дехнакюндж”, который сейчас пользуется большим спросом на международном рынке, многократно удостаивался высоких наград. После войны в Иджеване был создан большой комбинат машинного ковроделия, оснащенный новейшим оборудованием. Большой известностью пользуются выпускаемые комбинатом ковры “Эребуни”, “Дехнакюндж”, “Ереван”, “Айастан”. Гармонией своих красок, композицией и орнаментировкой эти ковры близки к лучшим образцам ручной работы. Давно уже налажено машинное производство дорожек и карпетов. Они пользуются большим спросом в Туркмении, Узбекистане, Казахстане, Молдавии, кроме того, организовано производство тафтимы. Развитию ковроделия особенно способствовало основание фирмы “Айгорг” . Армянские мастера ковра – ковроделы и художники сегодня уверенно владеют мастерством искусства создания ковров, обогащая свои знания и опыт постижением образцов армянской миниатюры, скульптуры, декоративного и прикладного искусства. Внимательно изучая классические армянские ковры и карпеты, они совершенствуют свое искусство. Получившие признание на мировом рынке еще в раннем средневековье, армянские ковры свидетельствуют, что в ковроделии, в одном из видов прикладного искусства народов Малой Азии, Закавказья и Ближнего Востока, достойное место занимает армянский народ. Ковроделы Советской Армении, талантливые мастера и художники, являются носителями народных традиций,их прямыми продолжателями.В настоящий альбом вошла незначительная часть репродукции ковров хранящихся государственном историческом музее и государственном этнографическом музее, лучшие образцы ковров фирмы “Айгорг”, отдельные образцы армянских ковров Британского музея, национального музея Франции и частных коллекций.

 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2009-12-07, 15.18.06 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРМЯНСКИЕ КОВРЫ

 
НАТАЛИДата: Суббота, 2009-12-12, 23.30.03 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

В любом армянском доме есть ковры. Они висят на стенах, лежат на полу. Их дарят на свадьбу или туристам – как напоминание о стране, благо размеры ковров колеблются от крошечного, с полметра, до огромного, для размещения в большом просторном зале. С незапамятных времен армяне коврами устилали полы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных промов, ризниц и алтарей в храмах.

Что поделать – традиции ковроделия и культ, в который возведены ковровые изделия, в Армении сильны, поскольку речь идет о древнейшем виде народного декоративно-прикладного искусства.

Самые ранние образцы ковров, спасибо археологам, датируются II-I тысячелетиями до н. э. На обнаруженном остатке ковра ХIV-IX вв. до н. э. имеются знак свастики, символы воды и змеи – то есть, изображения, которые встречаются на наскальных рисунках, статуэтках, украшениях и керамических предметах. В греко-римских, персидских, арабских, византийских, болгарских источниках сохранились многочисленные свидетельства о знаменитых древних и средневековых армянских коврах. Известно, что на европейских живописных полотнах ХIV-ХХ вв. нередко встречаются введенные в композицию изображения армянских ковров.

Историки говорят, что при изготовлении ковров использовалась шерсть, шёлк, позднее – хлопок и лен, не без вкраплений золотых и серебряных нитей. Шерсть красили натуральными составами. Красную краску получали из… корневого червя – кошенили, распространнного в Араратской долине. Из железной охры получали зеленоватую минеральную краску – хрисоколл. Растительные краски получали из шафрана, бессмертника, чернильного орешка, зелной ореховой скорлупы. При крашении все они давали неограниченное число оттенков всех основных цветов и были весьма стойкими.

Ткачи воспроизводили узоры по памяти, поэтому орнаменты армянских ковров очень разнообразны. В конце 13 века свет увидели известные «драконовые» ковры или вишапагорги – одни из наиболее оригинальных и абстрактных творений в ткацком искусстве, на которых было изображение дракона, в окружении животных и растений. Позднее появились ковры с древом жизни. В XVII веке возник эдакий растительно-геометрический тип ковров, центральная розетка которых украшается беспокойным и пышным растительным декором, а по свободным полям ткутся стилизованные плавающие утки, птицы со сложенными крыльями, кони. В композициях некоторых ковров важное место занимает орл, а также крест, являющийся важнейшим элементом орнаментов армянского средневековья. Современные армянские ковроделы и сейчас выделывают изделия ручной работы. Часто они имитируют древнеармянский рисунок, но не забывают и работать в стиле модерн.

Уникальные армянские ковры хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Парижа, Берлина, Вены, Будапешта, Стамбула, Нью-Иорка и других культурных центров мира. Древнейший из экспонатов – ковер 1202 года, он был исполнен в селе Бананц области Гандзак (Азербайджан). В Лондонском музее Виктории и Альберта хранится ковер XVII века, Метрополитен-музей в Нью-Йорке приобрел ковер XVI века. Классические образцы ковров хранятся в Государственном историческом музее Армении в Ереване.

 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2009-12-14, 23.27.52 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРМЯНСКИЕ ПАЛАСЫ И КОВРЫ

Армянские паласы (карпет) и ковры (горг) отличаются тем, что орнамент развивается вокруг креста, который находится в центре, или осях симметрии.

 
РоляДата: Пятница, 2015-09-18, 12.45.55 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Не  так  давно  ездил  к  родне  на восток.  Они очень ценят  подарки, такие как  ковры. Так как это часть их  культуры - родня  из Туркменистана  если что. Долго не могу  выбрать ковер хорошего качества, так как большинство  из  них просто подделки  или плохое качества, а  там  люди  такое не  понимают. Хорошо, что знакомые  порекомендовали  магазин  Ковер "Кум"  - нашел  персидский ковер, реального  хорошего качества, вот везу теперь порадовать родственников - кстати,  можете и  себе что то присмотреть. Сразу  скажу,  что разница  с рынком  или дешевыми  бутиками  колоссальная.
 
ARTARAMISДата: Суббота, 2015-09-19, 08.23.53 | Сообщение # 9
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1410
Статус: Offline
UVAJAEMAYA ROLYA , V SLEDUYUSHII RAZ ESLI BUDETE SPAMIT PRIDETSYA ZAKRYT VAM DOSTUP NA SAIT

Այն հայը որ ազգը փոխի և այլ ազգ դառնա
Մահվան օրը հայ արցունքի նա չարժանանա
 
Forum » Cultural life » ՄՇԱԿՈՒՅԹ. Культурная жизнь. » АРМЯНСКИЕ КОВРЫ (ИСТОРИЯ)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz