Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-03-29, 10.30.32
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » Cultural life » ԹԱՏՐՈՆ. Театр » Армянские театры за пределами Армении
Армянские театры за пределами Армении
НАТАЛИДата: Понедельник, 2010-03-29, 23.05.37 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Московский Армянский театр



ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО АРМЯНСКОГО ТЕАТРА

Учреждение культуры г.Москва «Московский Армянский театр» под руководством Славы Степаняна основан в 2002 году.

Учредителем театра является Посольство Республики Армения в Российской Федерации.

Особая роль в создании театра принадлежит Чрезвычайному и Полномочному Послу РА в РФ господину А. Б. Смбатяну. Театр располагается в Армянском переулке, в Культурном Центре Посольства РА в РФ, в знаменитом Лазаревском Доме.


Наши предшественники.

В доме Лазаревых в 1815 году была открыта «Армянских господ Лазаревых гимназия», где учились выходцы из армянских семей.
В 1827 году гимназия преобразовалась в Лазаревский Институт Восточных Языков.
При Лазаревском институте имелась одна из лучших в Москве типография. В ней печатались книги на армянском языке, а также на 13 европейских и восточных языках.
Гордостью Лазаревского института была его библиотека, которая насчитывала более 40 тысяч книг, рукописей, манускриптов по разным отраслям востоковедения. Дом в Армянском переулке называли «сокровищницей культуры», это был крупный научно-педагогический центр, известный далеко за пределами Москвы.
В институте преподавали и вели научную работу ученые - академики: Ф.Е. Корш, Л.З. Мсрьянц, В.А. Гордлевский и другие. Здесь получили образавание: граф Лорис-Меликов, И. Тургенев, В. Терьян, Р. Аванесов, К. Станиславский, С. Шахазиз, Н. Ашмарин , Д. Благов , Р. Якобсон , Д. Ушаков, Р. Симонов и многие другие впоследствии ставшие цветом отечественной науки и культуры.

В 1920-е годы в доме начала работать Армянская Театральная Студия, которую возглавил С.И. Хачатуров (старший брат композитора Арама Хачатуряна).
В Студию в качестве педагогов были приглашены лучшие представители культуры, науки и искусства – В.Я.Брюсов, А.К. Дживелегов. Н.Я. Марр, И.А. Орбели, Г.Б. Якулов.
Много сделал для развития театра К.С. Станиславский, он преподавал в студии культуру речи, мастерство актера и ставил с молодыми армянскими актерами спектакли.
Особая роль в становлении армянского театра и работе с актерами принадлежит Е.Б. Вахтангову.
31 мая 1922 года состоялась премьера спектакля (по пьесам А. Агароняна и М. Манвеляна «Долина роз»), поставленного Суреном Хачатуровым под руководством Е. Б. Вахтангова.
Е.Б. Вахтангов привлек к работе в студии своего ученика Рубена Симонова, который впоследствии возглавил Студию. Симонов привел с собой в Лазаревский Дом ярких педагогов–вахтанговцев: Раппопорта, Завадского, Щукина, Кудрявцева.
В творческом содружестве с Раппопортом, Симонов представил пять спектаклей: «Дядя Багдасар», «Восточный дантист», «Высокочтимые попрошайки» А.Пароняна, «Пепо» и «Хатабала» Г. Сундукяна.
Кроме армянских артистов на местной сцене выступали выдающиеся мастера московских театров - И.М. Москвин, Е.Н. Гоголева, В.Н. Яхонтов, В.И. Качалов.
В 1946 году Р.Н. Симонов организовал здесь работу режиссерских курсов. Здесь преподавали такие известные мастера культуры, как М. Ромм, С. Юткевич, С. Герасимов. Курсы с успехом закончили многие режиссеры театра и кино Армении.
Усилиями Сталина и Берии Армянская театральная Студия в Москве была закрыта. Это случилось в 1953 году.

С распадом СССР в Доме Лазаревых расположилось Посольство Республики Армения в Российской Федерации, которое возобновило культурные традиции Лазаревского Дома.

"Московский Армянский Театр" п/р С. Степаняна старается хранить традиции и продолжить дело своих великих соотечественников.

Репертуар театра.

Репертуар театра разнообразный и многожанровый. Театр старается удовлетворить вкусы различных слоев населения. В репертуаре 12 спектаклей (среди них, детский спектакль по сказкам О.Туманяна, психологическая драма по пьесе У.Сарояна «Эй,кто-нибудь!.., «Не обижайте человека» по новеллам Л. Енгибарова, шоу-программа « И остановился ковчег…» и др.). Сезон 2007-2008 гг. открылся 2-мя премьерами: спектаклем «Вай, вай или Вояж по-армянски» (музыкальный переполох в 2-х действиях) по пьесе Г. Тер-Алексаняна «Паломничество в церковь Св. Геворка»; и театральной повестью «Луйс Мари. Ода «К Радости» (по роману американской писательницы Э. Портер «Поллианна»).


Фестивали и конкурсы.

Театр лауреат и дипломант многих театральных фестивалей, таких как:
Международный театральный фестиваль HIGH FEST,
Фестиваль национальных театров Москвы « Москва - город мира» (Комитета по культуре и Комитета по межрегиональным связям и национальной политике г. Москвы),
I Всероссийский фестиваль-конкурс современной пантомимы «Белая маска»,
VI Международный фестиваль Москва - Авиньон «Четыре элемента» (музыка, театр, кино, традиция),
II международный фестиваль театров фольклора «Русский Остров 2007»,
Международные молодежные театральные фестивали в городе Дижон (Франция) и в городе Гренобль (Франция),
Театральный Фестиваль «Звезды над Окой»,
Московский открытый театральный молодежный фестиваль «В Добрый Час»,
«Юные таланты Московии» и др.

В 2007 году Слава Степанян награжден Золотой Медалью Министерства Культуры Республики Армения «За весомый вклад в развитие отечественной культуры».
В 2008 году награжден Золотой Медалью Международного фестиваля Армянской Культуры «Карот» за постановку спектакля-акции «Суд идет…» по пьесе Перча Зейтунцяна «Встать! Суд идет!», направленную против геноцида и межэтнических войн.
В декабре 2008 года художественный руководитель «МОСКОВСКОГО АРМЯНСКОГО ТЕАТРА» Слава Степанян избран Академиком ЕВРОПЕЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ( ЕАЕН, Ганновер, Германия )

 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2010-03-29, 23.06.37 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Совместные проекты.

Творчество театра вызвало большой интерес у коллег из России, Армении и зарубежных стран. Друг за другом последовали предложения об осуществлении совместных проектов.
В марте 2007 года театр участвовал в молодежном фестивале в городе Дижон (Франция) со спектаклем «Мои воспоминания» (совместный проект с молодежным театром Государственного Французского Лицея им. Александра Дюма.
В июле театр принял участие в театральном фестивале в городе Гренобль (Франция) со спектаклем «Антигона» (Совместный проект с Международной театральной лабораторией «Мастерская Ники Косенковой» и театром «Вернисаж»).


Армянская Театральная Студия им.Лазаревых.

Театр уделяет большое внимание работе с молодежью.
При театре уже 5 лет работает Театральная студия "Я" им.Лазаревых - образовательный центр, готовящий кадры для работы в «Московском Армянском Театре». Наряду со специальными театральными дисциплинами учащиеся изучают армянский язык, историю Армении, историю армянского театра, а также занимаются армянскими народными танцами.
Театр также шефствует над поликультурным центром дополнительного образования школьников Северного Округа города Москва.

СМИ о нас.

Творческая жизнь театра щедро освещена журналистами. Вышли в свет статьи в газетах «Ноев Ковчег», «Арменпресс», «Московская правда», «Орловская правда», «Вечерний Минск», журналах «Страстной бульвар,10», «Сцена», «Французский язык», «Анив», «Анелик» и др. Важные события в творческой жизни театра стали сюжетами передач Российских и Армянских телевизионных (ТВ «Культура», НТВ, Первый Канал Армении и др.) и радио каналов ( «Голос России», «Русское Радио» и др.)

Наши планы.

В планах театра постановки: «Царица Армянская» (о царице Парандзем) по произведениям Павстоса Бюзанда, Мовсеса Хоренаци
«Страсти по Арташесу» (об основателе централизованного армянского государства Арташесе Великом Добром.189 год до н.э.) по пьесе С.Степаняна и С. Погосяна;
«Сон смешного человека» по произведению Ф.Достоевского;
«Чудо или Евангелие по Параджанову» (по сценарию С.Параджанова «Чудо в Оденсе»);
«Слово о полку Игореве» по мотивам исторического памятника русского народа и др.

Гастроли и встречи с представителями армянской диаспоры.

В 2007 году театр с большим успехом гастролировал в Республике Беларусь, в городе Минск, в Национальном академическом театре им. Янки Купалы. Театр гастролирует по различным регионам России, где проводит встречи с представителями армянской диаспоры.

Актеры театра в кино.

Актеры театра успешно работают в кино. Они снимались в фильмах: «Баязет», «9 рота», «Неотложка», «Антикиллер – 2», «Зона», «Атаман», «Ландыш серебристый», «Майор Ветров», «Бальзаковский возраст или все мужчины сво…», «Шпионские игры» и др.
Ведущий актер театра Карен Мартиросян - лауреат Каннского кинофестиваля и фестиваля «Кинотавр» в городе Сочи (роль в фильме «Гата», режиссер Д.Мкртчян).

Акция памяти жертв Геноцида Армян 1915 года.

14 мая 2008 года «Московский Армянский Театр» совместно с ведущими деятелями культуры России и Армении представил на суд зрителей спектакль-акцию « Суд идет…» по пьесе известного армянского драматурга Перча Зейтунцяна, посвятив спектакль жертвам Геноцида Армян 1915 года.
В основе пьесы реальный судебный процесс над героем армянского народа Согомоном Тейлеряном, состоявшийся в 1921 году в Германии. Процесс над Согомоном Тейлеряном, убившем в Берлине Талеат-пашу (зачинщика и идейного вдохновителя Геноцида армянского населения в Турецком государстве) перерастает на наших глазах в процесс над самим Талеат-пашой и ему подобными, над извергами навечно поселившими вселенскую печаль в армянских глазах.
Свою гражданскую позицию по отношению к Геноциду армян, вместе с труппой «Московского Армянского Театра», выразили видные деятели культуры России и Армении:
народный артист России А.Петренко,
народный артист России И.Косталевский,
народный артист России А.Михайлов,
народный артист России Ю.Назаров,
заслуженная артистка России О.Кабо,
заслуженный артист России О.Гущин,
заслуженный артист России Г.Матвеев,
заслуженный артист России А.Семчев,
актеры Е.Воскресенский,
Н. Вороновский,
Алексей Краснопольский,
С.Дашук-Нигматулин,
Масаб Коробов(Сирия) и другие;
актеры Ереванского государственного академического театра им. Г.Сундукяна - А.Сафарян, А.Бабаджанян;
актер Ереванского драматического театра им. Г.Капланяна заслуженный артист Армении О.Бабаханян,
актер Ереванского театра «Амазгаин» - А.Гаспарян и другие.

По спектаклю-акции Московского Армянского Театра «Суд идет…» кинокомпанией «BERG SOUND» (продюсер М.Погосов) снят одноименный фильм (DVD версия спектакля), а также документальный фильм «Фильм о спектакле» (о творческом процессе постановки спектакля).

Оценка нашей работы Правительством Москвы.

В июне 2006 года театр предстал с творческим отчетом перед Правительством Москвы. Присутствующая на вечере Первый заместитель Мэра Москвы госпожа Л.И.Швецова высоко оценила творческий потенциал театра и отметила важность создания национальных учреждений культуры в многонациональном мегаполисе, каким является Москва. В своей приветственной речи она сказала:
«Мы стараемся сделать наш город Москву – городом мира, городом уважения друг другу, городом толерантности по отношению друг к другу, городом, где не будет никогда межнациональных конфликтов, потому, что нам нечего делить, ведь у нас одна история, одна жизнь, и общая забота, чтобы наши дети росли и становились хорошими людьми. И, мне хочется, чтобы Московский Армянский театр помог нам, московским властям, в этом. Я хочу, чтобы вы были нашими союзниками в деле создания такого города и мира в нашем городе…».

Наши награды.

В июне 2007 года «Московский Армянский театр» п/р С.Степаняна получил премию «Театрал» в номинации «Внимание! Новый театр!»

В октябре 2007 года художественный руководитель театра С.Степанян был награжден Золотой медалью Министерства Культуры Республики Армения за весомый вклад в развитие национальной культуры и в связи с
5-летним Юбилеем «Московского Армянского Театра».

В мае 2008 года коллектив «Московского Армянского Театра» и его художественный руководитель Слава Степанян были награждены Золотой Медалью Фестиваля Армянской Культуры «Карот» за спектакль-акцию «Суд идет…», направленную против геноцида и межэтнических войн.

Биография художественного руководителя театра.

Слава Степанян - aктер, режиссер, педагог, драматург.
Ученик и соратник Сергея Иосифовича Параджанова.
Родился 3 мая 1962 г. в селе Джанфида Октемберянского района Армянской ССР.
В 1983 году окончил актерское отделение Ереванского государственного художественно- театрального института. В 1998 году окончил режиссерское отделение Ереванского государственного института театра и кино.
В 1983 году по приглашению Министерства Культуры Грузии в составе группы выпускников института поехал в Грузию, для поддержания Тбилисского Государственного Армянского драматического театра имени Петроса Адамяна, который остро нуждался во вливании новых актерских кадров. Где и проработал до 2001 года.
В 1997 году стал лауреатом премии СТД и Министерства Культуры Грузии «Лучшая режиссерская работа Грузии» за спектакль «Страсти по Арташесу» (по пьесе С.Погосяна и С.Степаняна).
В 1998 году по заказу Международной Организации «Альянс Франсез», впервые на Кавказе, осуществил постановку оперы Френсиса Пуленка «Голос человеческий».
Руководил театральной студией при ТГДТ им. П. Адамяна «Палитра А », выпускники, которой неоднократно становились обладателями звания «Лучший молодой актер Грузии».
В 1999 году по заказу Министерства Культуры и Министерства Просвещения Армении осуществил постановку театрализованного представления «Паломничество в Сурб Карапет» на сцене Ереванского государственного академического театра оперы и балета имени А. Спендиарова (под патронажем Патриарха Всех Армян США Гарегина Ащяна).
Неоднократно устраивал благотворительные выставки, в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении.
Снимался на киностудиях «Арменфильм», «Мосфильм», «Беларусьфильм», «Грузия- фильм».
Известны его работы в фильмах:.
« Ашик Кериб» (реж.С.Параджанов), «Где ты был, человек-бог?» (реж. А. Агабабов), « Баязет» (реж. Н. Стамбула, А. Черных), «Атаман» (реж. Мищенко), « Антикиллер 2» (реж. Е. Кончаловский), «Майор Ветров» (реж. А. Лайе), «Чудо» (реж. А. Прошкин), «Черный Баран» (реж. Р. Хрущ) и др.
Член Союза Театральных Деятелей Грузии.
Член Гильдии Актеров Москвы.
В 2002 году основал « Московский Армянский Театр» и театральную студию «Я» им. Лазаревых.
Театр лауреат и дипломант нескольких театральных фестивалей, таких как:
Международный театральный фестиваль HIGH FEST,
Фестиваль национальных театров Москвы « Москва - город мира» (Комитета по культуре и Комитета по межрегиональным связям и национальной политике г. Москвы),
I Всероссийского фестиваля-конкурса современной пантомимы «Белая маска»,
VI Международный фестиваль Москва - Авиньон «Четыре элемента» (музыка, театр, кино, традиция),
II международный фестиваль театров фольклора «Русский Остров 2007»,
международных молодежных театральных фестивалях в городе Дижон (Франция) и в городе Гренобль (Франция) и др.
В 2007 году театр получил премию « ТЕАТРАЛ» в номинации « Внимание! Новый театр!»
В репертуаре театра 12 спектаклей.
Актеры театра известны российскому зрителю по фильмам: «9 рота», «Гата», «Зона», «Баязет», «Спецназ»,
«На углу у Патриарших», «Неотложка 2», «Шпионские игры» и др.

 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2010-03-29, 23.10.30 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Суд идет...
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2010-03-29, 23.13.14 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Репертуар Московского Армянского театра

 
AdminДата: Воскресенье, 2010-05-09, 11.33.50 | Сообщение # 5
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline
Հայկական և թուրքական թատրոնների հիմնադրման պատմությունը Օսմանյան կայսրությունում

Պատմական անհերքելի փաստ է, որ թուրքական թատրոնի սկզբնավորումը և գոյության առաջին հիսուն տարիների պատմությունը սերտորեն կապված է հայերի հետ: Այս հանգամանքը պայմանավորված էր նրանով, որ Օսմանյան կայսրություն թափանցող եվրոպական նորամուծությունների առաջին արձագանքողներն ու կրողները հայերն ու հույներն էին: 1850-ական թվականները կարելի է համարել արևմտահայության մշակութային վերելքի շրջան: Այնպիսի կարևոր հայաշատ կենտրոններում, ինչպիսին Կ.Պոլիսն ու Զմյուռնիան էին, ժամանակի նորամուծությունների պահանջներին համապատասխան զարթոնք ապրեց հայկական դպրոցն ու մամուլը, գիտությունն ու գրականությունը: Բազմաթիվ հայ երիտասարդներ այս ընթացքում կրթություն էին ստանում Եվրոպայում, որտեղից իրենց հետ բերում էին բազմաթիվ նորամուծություններ: Դրանց թվին էր պատկանում նաև թատրոնը, որը խանդավառությամբ ընդունվեց արևմտահայերի կողմից:

Դեռևս 1859 թ. Պոլսի Բերա թաղամասում Սրապիոն Հեքիմեանը, ով հայկական վարժարաններում պարբերաբար ներկայացումներ էր բեմադրում, կարճ ժամանակում թատրոնը վարժարանական սրահներից փոխադրեց պրոֆեսիոնալ բեմ և ձևավորեց առաջին արևմտահայ կանոնավոր թատրոնը`«Արևելյան թատրոնը»: Չնայած իր ունեցած կարճատև կյանքին, «Արևելյան թատրոնը» մեծ հաջողություններ ունեցավ: Արևմտահայ բեմի լավագույն դերասանները` Էքչեան, Ֆասուլեաճեան, Մնակեան, Պենկլեան, Թրեանց, Աճէմեան, Արուսեակ և այլոք` որպես հմուտ դերասաններ կազմավորվեցին հենց այս թատրոնում:

Ս. Հեքիմեանի «Արևելյան թատրոնում» բեմադրած մի շարք գործերում որպես սկսնակ դերասան խաղացել է նաև Հակոբ Վարդովեանը, ով, ճիշտ է, չէր փայլում դերասանական տաղանդով, սակայն հետագայում դարձավ թուրքական թատրոնի հիմնադիրն ու զարգացնողը: «Արևելյան թատրոնիե փակվելուց հետո Վարդովյանը մի քանի երիտասարդների հետ խումբ կազմեց և, վարձելով Կէդիկ Փաշայի կրկեսը, 1867թ. այն վերածեց թատրոնի: Կարճ ժամանակում Վարդովյանի թատրոնը մեծ համբավ ձեռք բերեց: Կազմակերպելով շրջիկ ներկայացումներ Կ.Պոլսի արվարձաններում` Սկյութարում, Գատը-Գյուղում, Բերայում, նրան հաջողվեց գրավել Պոլսի հասարակության ուշադրությունն ու համակրանքը:

Մինչև Վարդովեանի «Օսմանյան թատրոնը» ոչ ոք չէր փորձել թուրքերեն լեզվով ներկայացումներ բեմադրել: Առաջին անգամ 1869թ. Կէդիկ Փաշայի թատրոնի բեմում թուրքերենով նա բեմականացրեց «Ցեզար Բորջիա» պիեսը: Այս քայլին դիմելու համար Վարդովեանը երկու կարևոր պատճառ ուներ` մի կողմից թատերախումբը հայտնվելու էր թուրք հեղինակավոր մարդկանց հովանավորության տակ, մյուս կողմից թուրք հանդիսատեսին կապելով թատրոնի հետ` ապահովելու էր լրացուցիչ եկամտի աղբյուր: Նրա երկու հաշվարկներն էլ ճիշտ դուրս եկան: Կ.Պոլսում միայն Վարդովեանի թատրոնին իրավունք վերապահվեց կրելու «Օսմանյան Թատրոն» անվանումը, և նրա ձեռք բերած այս մենաշնորհը պահպանվեց թատրոնի գոյատևման շուրջ տաս տարիների ընթացքում: Վարդովեանի թատրոնի ներկայացումները միշտ անցնում էին լեցուն դահլիճներում, ինչն էլ հնարավորություն էր տալիս նրան բարձր հոնորարներ տալ իր դերասաններին:

Արդեն 1870-ականներին «Օսմանյան թատրոնը» այնպիսի հաջողությունների էր հասել, որ կարող էր մրցել ժամանակի լավագույն եվրոպական բեմերի հետ: Երբ 1876թ. Մեծ Բրիտանիայի ապագա վարչապետ Սոլսբերին դիվանագիտական հատուկ առաքելությամբ ժամանեց Կ.Պոլիս, Վարդովեանի թատերախումբը Կէդիկ Փաշայի թատրոնում երեք ներկայացումներ տվեց, որոնց ներկա գտնվեցին կայսերական ավագանին և անգլիացի դիվանագետն ու իր ուղեկիցները: Այս հանգամանքը վկայում է այն մասին, թե որքան կարևոր էր այս թատրոնի դերը Օսմանյան կայսրության մայրաքաղաքում:

«Վարդովյան» կամ այսպես կոչված «Օսմանյան թատրոնի» կազմալուծումը տեղի ունեցավ այն բանից հետո, երբ Աբդուլ Համիդը հրամայեց մեկ օրում հիմնահատակ քանդել թատրոնի շենքը: Պատճառն Ահմեդ Միդհատի «Չերքեզ Էոզդենները» ներկայացումն էր, որը սուլթանի չերքեզ թիկնապահների մեջ մեծ վեճի առիթ էր տվել: Պալատի ներքին խաղաղությունը վերականգնելու համար Աբդուլ Համիդը այլ միջոց չէր գտել. նա հրամայել էր քանդել թատրոնի շենքը և ցրել թատերախումբը:

Թուրքական դասական դրամատուրգիայի բուռն զարգացումը զուգադիպեց Վարդովեանի ջանքերով ստեղծված «Օսմանյան թատրոնի» գործունեության հետ: Եթե թատրոնը սկզբնական շրջանում բեմադրում էր թարգմանություններ, ապա հետագայում Վարդովյանի պատվերով և քաջալերանքով բազմաթիվ թուրք հեղինակներ սկսեցին պիեսներ գրել այս թատրոնի համար, որոնց թիվը կարճ ժամանակում անցավ հարյուրից: Դրանց շարքում էին ժամանակի թուրք դասական բոլոր հեղինակների գործերը, ինչպես օրինակ Նամըք Քեմալի «Վաթան կամ Սիլիստրան», «Խեղճ երեխան», Աքըֆ բեյի «Գյուլնիհարը» Ահմեդ Միդհատի «Չերքեզ Էոզդենները», Շեմսեդդին Սամիի «Բեսան», Աբդյուլ Հակ Համիդի «Հնդկուհին», Էպու Զիա Թեֆիկի «Արկածամահըե Ռիջաիզադ» Էքրեմի «Վուսլուաթը», Մանաստրըլ Մեհմեդ Ռիֆատի ստեղծագործությունները, Հասան Բեդրեդդինի քսանից ավելի փոխադրություններն ու մի քանի ինքնուրույն գործեր, Ահմեդ Վեֆիկ փաշայի Մոլիերից կատարած թարգմանություններից մի քանիսը, Ալի Հայդար բեյի «Արսասը» և այլ գործեր:

Ռուդոլֆ Թալասոն, ով հանդիսացել է Վարդովեանի ժամանակակիցը և գրել է թուրքական թատրոնի պատմությունը, «Օսմանյան թատրոնի» տասնամյա գործունեությունը համարում է թուրքական թատրոնի ամենափայլուն շրջանը: Ահմեդ Ֆեհիմը (1856- 1930թթ), ով համարվում է թուրք առաջին դերասանը և հիսուն տարի հանդիսացել է թուրքական թատրոնի աչքի ընկնող դեմքերից մեկը` թե որպես դերասան ու ռեժիսոր, թե որպես թատերախմբի ղեկավար, իր բեմական առաջին քայլերը 1876թ. կատարել է Հակոբ Վարդովեանի «Օսմանյան թատրոնում»: Այստեղ նրա առաջին ուսուցիչը եղել է Թովմաս Ֆասուլաճեանը: Վարդովյանի թատերախմբի քայքայումից հետո նա Ֆասուլաճեանի հետ մեկնում է Բուրսա, ուր շարունակում է իր գործունեությունը դարձյալ հայ արվեստասերների շրջանում: Ավելի ուշ, իր հուշերում նա շատ բարձր է գնահատել Վարդովեանի թատրոնի դերն ու առաքելությունը` այն համարելով առաջին թուրքական պրոֆեսիոնալ թատրոնը:

Թուրքական թատրոնի մեկ այլ պատմաբան` Մեթին Անդը, Վարդովեանի թատրոնին անդրադառնալիս նշում է, որ վերջինս այնքան պրոֆեսիոնալ մակարդակի թատերախումբ ուներ, որի նմանը չի ստեղծվել անգամ 1908 թ. Օսմանյան սահմանադրության վերահաստատումից հետո:

Այսպիսով, հայերը մեծ դեր են ունեցել թուրքական թատրոնի հիմնադրման և զարգացման գործում, և այս հանգամանքը գնահատվել է թե հայ և թե թուրք թատերագետների ու թատրոնի պատմաբանների կողմից:

Աննա Ալեքսանյան



Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
Forum » Cultural life » ԹԱՏՐՈՆ. Театр » Армянские театры за пределами Армении
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz