Принятая оглассовка конкретных идеограмм, задействованных в имени Gilgameš скорее всего нуждается в небольшой поправке a>o, благодаря чему мы получим Gilgоmeš, где gоmeš это арм.գոմեշ (буйвол). Относительно первоначального Gil-, на первый взгляд все решается очень просто, поскольку очевидно соответствие армянскому корню –գլ- (gl) для «glux» и «glxavor» ≥ рус.Голова и Главный, и поэтому можно сделать вывод, что имя Гильгомеш означает «Голова Буйвола» или «Главный Буйвол». Однако не следует забывать, что в ранних текстах имя этого героя произносилось как Bilgоmeš (Bilgameš – согласно распространенной версии).
Слово «bil» это др.армянское «բիլ» [U1] в значении «синий, светло синий». И тут же возникает аналогия с Быком (Буйволом) с лазуритовой бородой, который был объектом поклонения в Шумер. Фактически Буйвол с лазуритовой бородой олицетворял/символизировал обожествленного шумерами героя Билгомеша (Синего Буйвола). Это подтверждается строками поэмы «Гильгамеш и Агга», где попавший в плен к Агге, главный советчик Гильгамеша, Гиришхуртура описывает своего господина и подчеркивает наличие лазуритовой бороды.
Чело его грозно, воистину так!
Гнев тура в очах, воистину так!
Борода - лазурит, воистину так!
Этот перевод также находит свое подтверждение благодаря словам из эпоса о Гильгамеше, где после утомительной битвы, Энкиду вещает Гильгамешу:
"Одного тебя мать родила такого,
Буйволица Ограды, Нинсун!
Довольно просто объясняется и то почему именно в аккадский период происходит трансформация Bilgоmeš > Gilgоmeš.
Дело по всей видимости в том, что посредством «b'l» в аккадских текстах, воспроизводилось уже ставшее личным, имя ассиро-вавилонского верховного бога, известное нам как Бэл (Бил?), которое прежде было всего лишь эпитетом в значениях «Владыка, Господин» для обозначения шумерского Энлиля и Мардука.
Можно предположить, что позже, нежелание видеть связь между верховным богом и героем шумерского эпоса, подвигло ассиро-вавилонских переписчиков внести это изменение.
[U1]Bil «բիլ» - «синий, светло синий». «Лексикологические и этимологические исследования.» Э.Б.Агаян. Ереван-1974
Статья защищена "Законом об Авторском Праве".Убедительная просьба при цитировании ссылаться на сайт www.arevazian.ucoz.ru и книгу "Макарац"