Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-04-19, 19.20.41
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » АРАМ ХАЧАТУРЯН (Биография,творчество и т. д .)
АРАМ ХАЧАТУРЯН
НАТАЛИДата: Четверг, 2009-12-10, 00.33.53 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРАМ ХАЧАТУРЯН

Биография Арама Хачатуряна, величайшего армянского композитора 20-ого века, очень интересна. Он родился в 1903 г., в семье переплетчика. Его родители никогда не занимались музыкой, но они были одаренными в этом плане, и в их доме всегда звучали песни и танцы. Многообещающий композитор еще в детстве знал много мелодий и любил петь, аккомпанируя сам себе на народных ударных инструментах. До 19 лет он ни только не учился музыке, но и не имел понятия о симфонической и оперной музыке.

В 1921г. вместе с группой армянской молодежи А. Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, а затем на факультет физики иматематики. Только в 1922г. 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где его поддержали и вдохновили. Он начал учиться играть на виолончели. Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. В Москве Хачатурян впервые в жизни пошел на симфонический концерт. Работы Бетховена и Рахманинова потрясли и воодушевили его. ''Танец для скрипки и фортепиано'' стал первой опубликованной работой композитора.''Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьезная работа А. Хачатуряна, его ''Танец'', был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер - виртуоз'', - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне. В 1929г. Хачатурян поступил в симфонический класс московской консерватории. Большое влияние на него оказал знаменитый русский композитор Сергей Прокофьев. В 1934г. Хачатурян блестяще окончил консерваторию и поступил в аспирантуру. Его имя золотыми буквами выгравировано на мраморной доске и украшает вход в Малый зал московской консерватории. В 1937г. впервые был исполнен его ''Концерт для скрипки с оркестром''. Все это – довоенные работы Хачатуряна, которые принесли ему мировую славу. Среди его знаменитых работ довоенного периода была его монументальная Вторая симфония. Во время Второй мировой войны) А. Хачатурян работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и маршы. После войны он вернулся к классической музыке и создал новые шедевры мирового масштаба. В 1939г. Хачатурян написал первый армянский балет ''Счастье''. Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом он создал новый балет ''Гаяне''. Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря, 1942г.). В 1943г. за этот балет Хачатурян получил Сталинскую награду первой степени – одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через очень короткое время после премьеры этот балет получил всемирную славу. Балет ''Спартак'' стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1945г., а в декабре 1956г. состоялась премьера. С того времени этот балет стал "частым гостем" на лучших сценах мира. Одновременно Хачатурян работал в театре и кино. Его музыка для ''Маскарада'' Лермонтова получила большое признание. Мелодии очень многих популярных песен, написанные им, достойны внимания. Более 50 напечатанных вокальных произведений разных поколений... Среди них патриотические, детские и молодежные песни, а также собрания народных и популярных песен, романсов и концертных арий. Произведения Хачатуряна для кино были другими, но также знаменитыми. ''Зангезур'', ''Пепо'', ''Владимир Ильич Ленин'', ''Русская проблема'', ''Секретная Миссия'', ''У них есть родина'', ''Адмирал Ушаков'', ''Джордано Бруно'', ''Отелло'', ''Сталинградская битва'' - – это только названия нескольких фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950г. Хачатурян дирижировал оркестрами и гастролировал во многих странах мира. В то же время его приглашали преподавать в московской консерватории и в Гнесинском училище. В 1978г. А. Хачатурян скончался.

 
НАТАЛИДата: Суббота, 2010-02-20, 12.37.43 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Хачатурян Арам Ильич

(1903—78)

Cоветский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Академик АН Армянской ССР (1963). Доктор искусствоведения (1965). Герой Соц. Труда (1973). Член КПСС с 1943. В 1929 окончил Музыкальный техникум им. Гнесиных (занимался по композиции у М. Ф. Гнесина), в 1934 — Московскую консерваторию у Н. Я. Мясковского (композиция), Р. М. Глиэра, С. Н. Василенко (инструментовка). В 1939—48 заместитель председателя Оргкомитета, с 1957 секретарь Союза Композиторов СССР. С 1950 преподавал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, с 1951 (одновременно) — в Московской консерватории (с 1951 профессор). Среди учеников: Р. Г. Бойко, Н. К. Габуния, А. Виеру (Румыния), Э. С. Оганесян, М. Л. Таривердиев, Э. А. Хагагортян, А. Я. Эшпай. С 1950 выступал в концертах как дирижёр в СССР и за рубежом с исполнением собственных сочинений. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971), Государственная премия Армянской ССР (1965).

В творчестве Xачатуряна самобытно претворены традиции мирового и национального музыкального искусства. Его музыка обогатила современную композиторскую школу новыми образами, стилевыми элементами, средствами музыкальной выразительности. Xачатурян достиг органического синтеза тональной системы европейской музыки с ладовыми структурами восточной музыкальной культуры, главным образом армянской. Основное внимание уделял симфонии и камерно-инструментальным жанрам. Произведениям свойственны открытая экспрессивность, мелодическая щедрость, интонационная доступность. Важную роль играет ритм, выполняющий драматургическую функцию. Xачатурян — мастер оркестрового колорита. Мировую известность композитору принесли концерты с оркестром — для фортепьяно ( 1936) , для скрипки ( 1940) и для виолончели (1946), балеты «Гаянэ» - первое национальное музыкально-сценическое произведение в этом жанре, а также «Спартак» — одна из вершин советского балета. Крупным достижением стала 2-я симфония (1943), посвященная событиям Великой Отечественной войны 1941—45. Xачатурян плодотворно работал в области музыки для театра и кино (музыка к спектаклям «Маскарад» Лермонтова, «Валенсианская вдова» Лопе де Беги, где использованы испанские мелодии и ритмы, к фильмам «Пэпо», «Зангезур» и др.). Автор музыки Государственного гимна Армянской ССР (1944). Написал статьи для журналов, посвященной творческой деятельности ряда музыкантов. Творчество Xачатуряна получило широкое общественное признание. Имя Xачатуряна присвоено Большому залу филармонии Еревана (1978). В 1984 в Ереване открыт Дом-музей Xачатуряна.

Сочинения:

балеты-

Счастье (1939, Армянский театр оперы и балета), Гаянэ (использована музыка балета "Счастье", 1942; Ленинградский театр оперы и балета, Пермь, Государственная премия СССР, 1943; 2-я редакция 1952; 3-я редакция 1957), Спартак (1950-54, поставлен 1956, Ленинградский театр оперы и балета, Ленинская премия, 1959, за музыку к балету; 1968, Большой театр, Ленинская премия, 1970, за спектакль);

для солистов, хора и оркестра-

Поэма о Сталине (слова ашуга М. Байрамова, 1938), 3 арии - Поэма, Легенда, Дифирамб (слова народные, О. Т. Туманяна, М. Пешикташляна, 1944-46), Ода радости (слова С. В. Смирнова, 1956), Баллада о Родине (слова А. Г. Гарнаркерьяна, 1961); музыка Государственного гимна Армянской ССР (1944);

для оркестра-

3 симфонии (1934; 1943, Государственная премия СССР, 1946; Симфония-поэма, 1947), сюиты -- Танцевальная (1933), Валенсианская вдова (из музыки к спектаклю, 1940), Гаянэ (3 сюиты из балета, 1943), Маскарад (из музыки к спектаклю, 1944), Сталинградская битва (из музыки к фильму, 1949), Спартак (3 сюиты из балета, 1955; симфонические картины из балета, 1955), Лермонтов (из музыки к спектаклю, 1959), Русская фантазия (1944), Ода памяти В. И. Ленина (1948), Торжественная поэма (1950), Приветственная увертюра (1958); для инструментов с оркестром-

концерты

- для фортепьяно (1936), для скрипки (1940, Государственная премия СССР, 1941), для виолончели (1946), концерты-рапсодии - для скрипки (1961), виолончели (1963, Государственная премия Армянской ССР, 1965), фортепьно (1968; Государственная премия СССР за триаду концертов-рапсодий, 1971);

для духового оркестра-

2 походных марша (1929-30), Плясовая (1932), марш № 3 (1932), Танец (1932), марш Героям Отечественной войны (1942), марш Московской Краснознаменной милиции (1973), Праздничные фанфары (для труб и барабанов, 1975);

камерно-инструментальные ансамбли-

соната (1932), Танец (1926) и Песня-поэма (1929) для скрипки и фортепьяно, трио для кларнета, скрипки и фортепьно (1932), двойная фуга для струнного квартета (1931);

для фортепьяно-

соната (1961), сонатина (1959), Поэма (1926), 7 речитативов и фуг (1928-66), сюита (Токката, Вальс-каприз, Танец, 1932), 3 пьесы (Остинато, Романс, фантастический вальс, 1945), Детский альбом (1-я тетрадь, 1926-47; 2-я тетрадь, 1965);

для скрипки соло -

соната (1975);

для альта соло -

соната (1976);

для виолончели соло -

соната (1974);

для голоса и фортепьяно-

песни: На бульваре Гоголя (слова С. В. Михалкова, 1935),В бой, комарадос (слова Л. Смоляна, 1936), Романс Нины (из музыки к спектаклю "Маскарад", 1941), Капитан Гастелло (слова А. Лугина, 1941), Море Балтийское (слова Я. Родионова, 1941), Могучий Урал, Уральцы бьются здорово (слова А. Л. Барто, 1942), Уралочка, Я жду тебя (обе - на слова Г. Славина, 1943), Слава нашей Отчизне (слова В. И. Лебедева-Кумача, 1943), Песня о Красной Армии (совместно с Д. Д. Шостаковичем, слова М. Голодного, 1943), Песня о Ереване, Армянская застольная, Ковер счастья, Песня о девушке, Песня (все - на слова А. Граши, 1948-52), Песня сердца (слова Михалкова, 1949), Моя Родина (слова И. И. Садофьева, 1950), Присяга миру (слова Г. Рублева, 1950), Песня защитниц мира (слова С. Г. Острового, 1951), Весенний карнавал (слова П. М. Градова, 1956), Нам сегодня весело (слова С. А. Васильева, 1963), Вам, арабские друзья (слова Г. Г. Регистана, 1964);

для хора и фортепьяно-

Комсомольская-шахтерская (слова В. Снитковского, 1931), 3 пионерские песни (для детского хора, слова Н. Владимирского, Михалкова, 1933), О чем мечтают дети (для детского хора, слова В. В. Винникова, 1949), Вальс дружбы (слова Г. Рублёва, 1951);

для мужского хора а саррellа-

Походная песня (из фильма "Адмирал Ушаков", cлова А. А. Суркова, 1953), Песня русских матросов (из фильма "Корабли штурмуют бастионы", слова Суркова, 1953);

обработки народных песен-

5 армянских (1931), туркменская (1931), 2 венгерских (слова А. Гидаша), турецкая Джавуз идим (1931), узбекская (слова Т. С. Сикорской, 1935), 2 таджикские (слова А. А. Лахути, 1939);

музыка к спектаклям драматического театров -

"Багдасар ахпар" ("Дядюшка Багдасар", 1927, 2-я армянская драматическая студия при Московском доме культуры Армении), "Восточный дантист" Пароняна (1928, там же), "Хатабала" Сундукяна(1928,там же), "Долг чести" Микитенко (совместно с Н. Н. Рахмановым, 1931, МХАТ 2-й), "Макбет" Шекспира (1933, Театр имени Сундукяна, Ереван), "Разорённый очаг" Сундукяна (1935, 2-я армянская драматическая студия при Московском доме культуры Армении), "Большой день" Киршона (1937, Центральный театр Красной Армии, Москва), "Баку" Никитина (совместно с А. Я. Пейсиным, 1937, Ленинградский театр-студия под руководством С. Э. Радлова), "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (1940, Театр имени Ленинского комсомола, Москва), "Маскарад" Лермонтова (1941, Театр имени Вахтангова, Москва), "Кремлёвские куранты" Погодина (1942, МХАТ), "Глубокая разведка" Крона (1943, там же), "Последний день" Шкваркина (1945, Театр имени Вахтангова), "Южный узел" Первенцева (1947, Центр, театр Советской Армии, Москва), "Сказка о правде" Алигер (1947, там же), "Илья Головин" Михалкова (1949, МХАТ), "Весенний поток" Чепурина (совместно с Н. В. Макаровой, 1953, Центральный театр Советской Армии в Москве), "Ангел-хранитель из Небраски" Якобсона (1953, МХАТ), "Лермонтов" Лавренева (1954, там же), "Макбет" Шекспира (1955, Малый театр, Москва), "Король Лир" Шекспира (1958, Театр имени Моссовета, Москва);

музыка к кинофильмам-

"Пэпо" (1935), "Зангезур" (1938), "Сад" (1939), "Салават Юлаев" (1941), "Человек № 217" (1945), "Русский вопрос" (1948), "В. И. Ленин" (1948), "Сталинградская битва" (1949, Государственная премия СССР, 1950), "У них есть Родина"(1950), "Секретная миссия" (1950), "Адмирал Ушаков" (1953), "Корабли штурмуют бастионы" (1953), "Салтанат" (1955), "Отелло" (1955), "Костёр бессмертия" (1956), "Поединок" (1957), "Набат мира" (1962).

 
НАТАЛИДата: Суббота, 2010-02-20, 12.41.27 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Арам Ильич Хачатурян


Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) — российский и армянский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического Труда (1973), доктор искусствоведения.

В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Арама Хачатуряна тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), 3 симфонии (1934-47), концерты для фортепьяно (1936), скрипки (1940) и виолончели (1946) с оркестром, музыка к драме «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова (1941). Профессор Московской консерватории, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1951). Выступал как дирижер. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).

Арам Хачатурян родился 24 мая (6 июня) 1903 года, в Тифлисе, ныне Тбилиси. Сын переплетчика, рос в космополитической музыкальной атмосфере Тифлиса — культурной столицы всего дореволюционного Закавказья. С детства импровизировал на фортепиано в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву (1922), где поступил одновременно на биологический факультет университета и в музыкальное училище Гнесиных (занимался по композиции у Михаила Фабиановича Гнесина). В 1929-34 учился в Московской консерватории у Николая Яковлевича Мясковского.

Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и начале 1930-х годов, — пьесы и соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано — обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом.

Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. Крупные оркестровые произведения этого времени — Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940) — заставили говорить о нем как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине» (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939). На фоне множества тусклых опусов, рожденных советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению музыковеда и композитора Бориса Владимировича Асафьева) яркостью и сочностью красок.

Среди крупных партитур Арама Хачатуряна, созданных после 1940 года, выделяются частично основанный на материале «Счастья» балет «Гаянэ» (1942), навеянная событиями войны Вторая симфония (1943) и балет «Спартак» (первая постановка 1956). С 1939 Хачатурян входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в период «ждановщины» (1948) он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно абсурдно, так как его колоритная, темпераментная музыка проста для восприятия и в своих лучших образцах — таких, как медленная часть Фортепианного концерта (на тему тифлисской уличной песни), искрометный финал Скрипичного концерта, полный драматизма «Вальс» из музыки к «Маскараду», темпераментный «Танец с саблями» из «Гаянэ», танцы на балу у Красса и пленительное любовное адажио из «Спартака» — неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории.

С 1950 года А.И. Хачатурян преподавал композицию в Институте имени Гнесиных, с 1951 — также в Московской консерватории. Выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. В 1959 году удостоился Ленинской премии. Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром (1961, 1963, 1967), ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло (1974, 1975, 1976) ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям.

Арам Хачатурян умер 1 мая 1978 года, в Москве. (Л. О. Акопян)

 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » АРАМ ХАЧАТУРЯН (Биография,творчество и т. д .)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz