Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-04-19, 23.02.22
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » Гарегин II
Гарегин II
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.17.44 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Гарегин II: «Мы Россию воспринимаем как свою вторую родину»
Церковь

К 60-летию со дня рождения Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян

Араратская долина. Село Воскеат близ Святого Эчмиадзина. Там, в простой крестьянской семье Григора Нерсисяна и Хатун Микаэлян, 21 августа 1951 года наконец родился сын. Нарекли его Ктрич, что в переводе с армянского означает смельчак, храбрец, бесстрашный. Волею свыше ему предназначено было стать Верховным Пастырем нации.




БОЛЬШОЙ СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ


Начальное образование Ктрич Нерсисян получил в школе родного села. 20 лет от роду окончил духовную семинарию Геворгян Первопрестольного Святого Эчмиадзина с отличием (в предпоследний год учебы рукоположен был в диаконы) и уже помощником инспектора преподавал Священное Писание Нового Завета в стенах той же семинарии.

Гарегин II:


«Я родился и вырос в боголюбивой семье. Под отчим кровом витали молитвенный дух, вера, преданность и верность Церкви, ревностная тяга к отечественным ценностям. В сопровождении родителей я не без волнения переступал порог Кафедрального собора Святого Эчмиадзина, присутствуя в воскресные и праздничные дни на службах и Божественных Литургиях. Шаг за шагом это бдение сближало меня с Богом, взрастив в моей душе чувство особой приязни к Церкви, оказав благотворное влияние как на всю мою жизнь, так и на мой твердый выбор – посвятить себя служению народу нашему в лоне Святой Апостольской Церкви». (Здесь и далее в тексте использованы фрагменты из выступлений, интервью и кондаков Гарегина II).

Григору и Хатун Бог дал шестерых детей. Старшую дочь назвали Бавакан, вложив в это имя пожелание полнокровных радостей жизни. Следом родилась Цагик, аленький цветочек их ожиданий. Третьим стал Ктрич. Приумножили благость родительскую Мариам и Геворг. И уже криками неописуемого восторга встретили они появление в семье младшенького – Мкртича: в честь Иоанна Крестителя. Посвятил себя Господу и он, нынешний патриарший экзарх, глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) епископ Езрас Нерсисян.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.19.01 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline


Отец работал в колхозе, позже в совхозе, мать вела домашнее хозяйство, и вместе подняли и поставили они на ноги всех шестерых. Глава семьи успевал и трудодни зарабатывать, и за приусадебным участком с огородом ухаживать. Выручал виноградник с фруктовым садом, посему в доме не переводились свежие фрукты-ягоды весь год. А еще были корова, овцы, куры и с десяток ульев.

Как-то поинтересовался я у владыки Езраса, а как семья добиралась на воскресные службы в Святой Эчмиадзин, ведь от села до Святого Эчмиадзина километра три будет. И услышал в ответ: «Когда на попутках, но чаще пешком. И в любую погоду. И ни разу не опоздали на утреннюю литургию. Воскресные дни были для отца священны. По этим дням он даже заступа с утра в руки не брал».

Фронтовик, инвалид II группы Великой Отечественной войны, Григор Нерсисян успел повоевать и в Карабахе. Там же сражалась и дочь его – Цагик, оставив мужа приглядывать за детьми, которых было четверо.

Григора Нерсисяна не стало 27 октября 2009-го на 88-м году жизни, в день десятой годовщины объявления его сына Католикосом Всех Армян.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.20.50 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
МУЖАНИЕ ДУХА

В 1972 году диакон Ктрич Нерсисян, возведенный архиепископом Тираном Нерсояном в сан иеромонаха и нареченный Гарегином, по велению Католикоса Всех Армян Вазгена I был направлен в столицу Австрии для продолжения учебы на богословском факультете Венского университета. Спустя три года он уже отправлял службу духовным пастырем в Германской епархии ААЦ, одновременно продолжая изучение богословия в университете Бонна. Вернувшись в Святой Эчмиадзин в 1979 году, по настоянию Вазгена I, едет в Троице-Сергиеву лавру в Загорск (ныне Сергиев Посад) – в аспирантуру Московской духовной академии Русской Православной Церкви (РПЦ).




Гарегин II:

«Я вспоминаю об учебе в России с любовью, и чувство это сопровождает меня по сей день. Отрадно, что и сейчас двери Московской духовной академии открыты перед армянскими семинаристами. Это позволяет нам лучше знать и понимать духовную жизнь России».

В марте 1980 года Гарегин Нерсисян уже помощник викария, а с июня 1983-го – викарий Араратской Патриаршей епархии. Рукоположенный 23 октября того же года в сан епископа, назначается предстоятелем той же епархии. Это он в 1990 году основал при своей епархии Севанскую духовную семинарию, названную в память о Вазгене I – Вазгенян. Ее воспитанники, завершив пятилетний курс образования, проходят годичную практику в духовной семинарии Геворгян. Стараниями Гарегина Нерсисяна, под патронатом ААЦ, создается и Центр христианского воспитания, который охватил 56 общеобразовательных школ города Еревана. Через два года предстоятеля Араратской епархии вводят в состав Высшего Духовного Совета. Усилиями Гарегина Нерсисяна в 1992 году три бывших Дворца пионеров армянской столицы были преобразованы в Дома детско-юношеского просвещения, где тысячи детей и поныне получают духовное и эстетическое воспитание. В ноябре того же года епископ Гарегин Нерсисян возводится в сан архиепископа.

В 1995 году, после кончины Католикоса Всех Армян Вазгена I, проходят выборы Верховного Патриарха. Имея все шансы на победу, архиепископ Гарегин Нерсисян на третьем этапе выборов снимает свою кандидатуру в пользу Католикоса Великого Дома Киликийского Гарегина II Саркисяна, взошедшего на престол Святого Эчмиадзина как Католикос Всех Армян Гарегин I.

Ради спасения нации Гарегин Нерсисян, человек высокого гражданского мужества, желая положить конец разладам в Армянской Церкви, спровоцированным Советской властью, сознательно пошел на столь мудрый шаг во имя сращения двух ветвей родной Церкви.

30 ноября 1998 года кондаком Гарегина I архиепископ Гарегин Нерсисян был назначен главным викарием Католикоса Всех Армян. Увы, в июне 1999 года Гарегина I призвал к себе Господь.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.22.10 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline


ИЗБРАНИЕ ПАТРИАРХА

27 октября 1999 года. В новейшую историю Армении день этот вписан двумя событиями – избранием Католикоса Всех Армян и беспрецедентным терактом в Национальном Собрании Армении. От рук беспредельщиков в числе многих пали спикер парламента Карен Демирчян и премьер-министр республики Вазген Саркисян.

В тот приснопечальный день Национальный Церковный Собор, высший орган управления ААЦ, оповестил армян, что у них теперь новый Верховный Патриарх – Католикос Всех Армян Гарегин II Нерсисян.

Гарегин II:

«В момент, когда я в храме отдавал должное всем, оказавшим мне доверие, мне сообщили о страшном злодеянии – расстреле в парламенте страны. Это потрясло меня. Я вступал на Патриарший престол со слезами на глазах и с болью в сердце».

Гарегин II Нерсисян был рукоположен в сан и помазан 4 ноября.

Отныне Гарегин II, Святейший Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян, избранный на эту должность пожизненно, представляет собой высшую центральную церковную власть Армянской Апостольской Церкви, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и верховным судьей.

В официальных документах, каковыми служат кондаки, указы-послания Католикоса Всех Армян, полностью титул Главы ААЦ звучит так: «Гарегин II Раб Иисуса Христа, милостью Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос Всех Армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного Святого Кафедрального Эчмиадзина».

Среди знаков отличия Католикоса Всех Армян, помимо титула, есть еще и герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), усыпанный бриллиантами крест на клобуке.

* * *

В ряду первейших задач Католикос видел упорядочение внутренней жизни Церкви, оживление работы духовных учебных заведений, активизацию христианского проповедничества, восстановление и реставрацию старинных монастырей и церквей, в том числе затерянных в горах.

И начал Гарегин II с того, что основал в Сокровищнице «Алека и Мари Манукянов» в Святом Эчмиадзине Богословский арменоведческий центр имени Гарегина I для взращивания новых поколений священнослужителей, повелев открыть доступ к богатейшей библиотеке центра и широким слоям интеллигенции.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.24.12 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline



Под свою особую опеку взял он и снискавшую себе известность во всем мире духовную семинарию Геворгян.

Гарегин II:

«Образовательная программа в нашей семинарии охватывает шесть лет, после чего выпускники отправляются на один-два года в высшие духовные образовательные учреждения – академии. Мы считаем, что только после восьмилетней подготовки священник готов к служению».

* * *

И началось введение Гарегина II в дела богоугодные.

Христианский мир стоял перед дилеммой: где и как отмечать 2000-летие рождения младенца Иисуса. Сошлись на том, что уместнее всего будет в Иерусалиме, и первые лица западных государств отправились в Святую землю 25 декабря 1999 года. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с президентом России прибыли туда 7 января 2000-го.

Что до Верховного Патриарха армян

Гарегина II, то в ночь на 19 января 2000 года, в день Крещения, Святейший совершил Божественную Литургию в Гроте Святого Рождества Христова. Именно здесь и озвучил наш Католикос свой рождественский завет, завершив его словами: «Как утешительно верить, что Бог с нами!» Церемонию почтил своим присутствием президент Армении Роберт Кочарян.

28-31 августа Гарегин II совершил поездку в Нью-Йорк. В штаб-квартире ООН, на Всемирном саммите религиозных и духовных лидеров он выступил с содержательным докладом – «На пути к прощению и примирению».

В сентябре Святой Эчмиадзин и Министерство вооруженных сил Армении разработали основные положения о духовной службе священников в армии.

11 ноября в Ватикане Папа Римский Иоанн Павел II и Гарегин II подписывают коммюнике. В нем политика турецкого государства в начале XX века по отношению к армянскому населению подводится под определение – геноцид. Сам факт признания Ватиканом геноцида армян следует почесть успехом гуманитарной миссии армянского Патриарха.

В тот знаменательный день Понтифик вручил Католикосу Всех Армян часть мощей Сурб Григора Лусаворича – Первосвященника армян Григория Просветителя.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.26.46 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
* * *

18 декабря 2000 года. Монастырь Хор Вирап под библейской горой Арарат. В подземную темницу великомученика Сурб Григора Лусаворича сходят двенадцать монахов Первопрестольного Сурб Эчмиадзина. Совершается особый обряд – зажжение Святоясной Лампады Сурб Григора, символа великой веры и жизнелюбия народа армянского. Тринадцать дней свет ее озаряет вечерние богослужения, напоминая о тринадцати годах заточения святомученика Григора.

31 декабря Верховный Патриарх Гарегин II – сто тридцать второй наследник престола Григора Лусаворича, сойдя в темницу Хор Вирап, выносит оттуда Святоясную Лампаду Просветителя…

Святой Эчмиадзин. Святейший Гарегин II передает Святой огонь Большой Свече на Святом алтаре Сошествия Единородного. От него все участники Патарага, Благочестивой Литургии, возжигают свечи свои – нести негасимый свет Лампады к родным очагам. И вместе с Патриархом возносит народ армянский благодарственную молитву Всевышнему.

Так начались торжества, посвященные 1700-летию провозглашения христианства государственной религией Армении, первой в мире осенившей себя Крестом Животворящим.

В юбилейном 2001-м тронули мне душу три события: за пять дней,

с 24 по 28 июля, в трех храмах Сюника – в Ехегисе, Горисе и Татеве – приняли крещение 1700 детей! В сентябре Гарегин II благословил первый в новом тысячелетии святой елей и освятил кафедральный собор Сурб Григор Лусаворич в Ереване, крупнейший из армянских храмов. А еще сердечно обрадовал меня приезд в Армению главы Ватикана. Ступив 25 сентября на священную нашу землю, Понтифик на языке Месропа Маштоца произнес: «Да благословит Бог Армению! И да снизойдет на народ армянский Благодать Божья!»

Посетив Цицернакаберд, Папа Римский Иоанн Павел II в молитве у вечного огня памяти жертв геноцида армян в Османской Турции вознес к Всевышнему слова:

«Услышь, о Творец, плач, возносящийся отсюда, зов умерщвленных из бездны Большой Резни, вопль крови невинных, заклинающей как кровь Авеля, как Рахель, оплакивающая своих детей, потому что их уже нет в живых.

Услышь, Господь, голос Епископа Рима, созвучный мольбе одного из его предшественников – Папы Бенедикта XV, поднявшего в 1915 году свой голос в защиту «охваченного горем армянского народа, оказавшегося на грани уничтожения».

Обрати Свой взор на народ этой страны, который со столь давних времен уповает на Тебя, который прошел через страшные мучения и никогда не предавал Тебя. Утри слезы с их глаз.... Мы сожалеем о страшном насилии, учиненном над армянским народом, и в ужасе от того, что мир все еще познает такую бесчеловечность».

В совместном заявлении Папы Римского и Католикоса Всех Армян, сделанном 27 сентября 2001 года, говорится: «Уничтожение 1,5 млн армянских христиан, которое принято считать первым геноцидом в XX веке, и имевшее место позже уничтожение тысяч армян при прошлом тоталитарном режиме являются трагедиями, которые все еще живут в памяти нынешнего поколения. Эти невинно убиенные не канонизированы, но многие среди них были, конечно, лицами духовного звания и приняли мученическую смерть во имя Христа. Мы молимся за упокой их души и призываем верующих никогда не забывать значения их жертвы».

В МОЛЕНИИ О ДУШАХ УБИЕННЫХ

Выступая поборником прав невинно убиенных, Гарегин II поступательно возвращается к теме геноцида, заостряя внимание мировой общественности на этой животрепещущей теме. Ведь именно умалчивание геноцида армян сделало мир свидетелем новых геноцидов.

С одной из стен Музея холокоста в США вещим укором совести человечества впиваются в сознание зловещие слова Адольфа Гитлера: «Кто сегодня помнит о геноциде армян?» Увы, сегодня ни США, ни Израиль и уж тем более Турция не желают признать факт геноцида армян.

Гарегин II:

«Отрицание этого злодеяния столь же цинично, как и совершение его».

В апреле 2009 года, к черным дням 100-летия резни армян, учиненной младотурками в Аданском вилайете Османской Турции, во всех армянских храмах по всему миру прошли поминальные молитвы в память о невинно убиенных.

Гарегин II:

«Резня армян в Киликии стала продолжением второй программы султана Абдул Гамида II по решению «армянского вопроса» путем уничтожения армян. В 1890-х годах при Гамиде II в Османской Турции было вырезано около 300 тысяч армян. Пришедшие к власти младотурки, гарантировавшие равенство между народами, защиту прав человека, обеспечение прав личности и имущества, усилили преследования в отношении армянского народа, проживавшего на своей исторической родине и в других районах Турции. В 1909 году в Адане начались новые организованные погромы, жертвами которых стали еще 30 тысяч армян. Защищая свое право на жизнь и свободу, армянский народ с верой и упованием на Бога в душе и с любовью к Родине и Церкви взялся за оружие и перешел к самообороне…»

В мае 2011 года состоялась пасторская поездка Гарегина II в Южную Америку – Бразилию, Уругвай, Аргентину, Венесуэлу и Чили. Покидая Монтевидео, столицу Уругвая, Патриарх особо отметил заботу президента республики Хосе Мухики об армянской общине.

Гарегин II:

«Мы также выразили свою благодарность руководству Уругвая за то, что это государство первым признало и осудило геноцид армян».


 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.28.15 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
К БРАТЬЯМ ПО ВЕРЕ

Свою первую зарубежную поездку в качестве предстоятеля Армянской Апостольской Церкви Гарегин II по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совершил в Россию с 29 февраля по 3 марта 2000 года.

Гарегин II:

«Это вполне естественно, это исходит из вековой дружбы наших двух народов и государств… Исторически наши доверительные отношения сложились и потому, что Армения всегда жила в окружении нехристианских наций и всегда была под давлением к вероотступничеству, и естественно в подобных трудных ситуациях народ наш искал помощи и поддержки у единоверных народов, и, естественно, у русского народа».

В связи с безвременным уходом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в декабре 2008 года, Католикос Всех Армян выразил глубокие соболезнования Священному Синоду РПЦ, руководству и народу России, отметив стойкость и мудрость Алексия II, отстаивавшего права Русской Церкви в сложные советские годы и ратовавшего за упрочение православной веры. Отметил он решающую роль дальновидного Пастыря и в деле воссоединения Русской Православной Церкви.

Гарегин II:

«Мы всегда с благодарностью будем вспоминать также его посреднические усилия в мирном урегулировании конфликта между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном».

15 июля 2009 года, принимая в Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян Гарегина II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном слове сказал:

«Сегодня мы встречаемся впервые после того, как Господь призвал меня на Патриаршее служение. Я очень ценю тот факт, что первый Патриарх, который посетил Москву, – это Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян, Ваше Святейшество. Наши личные контакты с Вами неизменно характеризовались братской теплотой, сердечностью и искренними дружескими чувствами – подобно тому, как такие же связи, исполненные братской любви, существовали всегда между нашими Церквами…

Взаимосвязи между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской Церковью по-прежнему тесные, интенсивные; мы разделяем радости друг друга и горести...»

Со своей стороны, Католикос Всех Армян поздравил Предстоятеля РПЦ с избранием на Патриарший престол:

Гарегин II:

«Ваше Святейшество, мы прибыли вновь подтвердить нашу братскую любовь и тот завет дружбы, который невидимым образом заключали наши приснопамятные предшественники и наши народы, – завет, являющийся основой сотрудничества наших двух Церквей... При поддержке Русской Православной Церкви и российских властей в различных областях России строятся храмы для верующих армян, а в Москве возводится армянская церковь с прилегающим комплексом.

В Ереване состоится освящение русского храма…»



Ответный визит Патриарха Московского и вся Руси Кирилла в Армению состоялся в марте 2010 года. Первым делом Патриарх Кирилл посетил Первопрестольный Святой Эчмиадзин, затем возложил венок к памятнику русским воинам, павшим в битве при Ошакане в русско-персидской войне 1826-1828 годов.

На другой день Патриарх Кирилл посетил мемориальный комплекс памяти жертв геноцида и побывал в русском православном храме в честь Покрова Божией Матери в Ереване, где встретился с соотечественниками, проживающими в Армении. Патриархи сестринских Церквей приняли участие в закладке нового православного храма в честь Воздвижения Креста Господня в Ереване. Венцом визита Патриарха Кирилла в Армению явился договор между Эчмиадзином и Сергиевом Посадом, которые объявлены городами-побратимами.

Гарегин II:

«В России мы имеем самую многочисленную армянскую диаспору, и потому мы Россию воспринимаем как свою вторую родину».

С благословения Гарегина II в России открылись и продолжают строиться новые армянские церкви. К моменту его восшествия на Патриарший престол огромная Ново-Нахичеванская и Российская епархия насчитывала всего семь священников на десять приходов при шести церквах. Ныне приходов уже 65! Встали Божьи храмы в Красноярске, Волгограде, Самаре, Омске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Астрахани…

На освящение церкви в честь святомученицы Рипсимэ, первого армянского храма в Алтайском крае, в Барнаул съехались сотни верующих из многих армянских общин России. Узнав о приезде Верховного Патриарха армян, почтил это торжество своим присутствием и мэр Барнаула Владимир Колганов. Он сказал: «Такое историческое событие надолго останется в наших сердцах. В Барнауле сегодня живут 15 тысяч армян, и каждый из них вкладывает частичку своей души и сил в развитие нашего города. Это очень трудолюбивый народ, очень умный народ, и мы всегда будем гордиться теми, кто у нас трудится. Барнаульские армяне на протяжении многих лет вместе с нами создают и благоустраивают наш любимый город».

После двухчасовой церемонии освящения храма Гарегин II одарил верующих крестиками и благословил их. Праздник завершился посадкой деревьев на территории храма.

А еще раньше, в октябре 2005 года, Гарегин II и Алексий II освятили фундамент кафедрального собора на Олимпийском проспекте в Москве. В ноябре 2009 года состоялось воздвижение купольного креста на малой церкви-часовне Сурб Хач храмового комплекса. И освятить его приехал сам Верховный Патриарх. В скором времени воссияет Крест Животворящий и на куполе главной церкви.
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.30.01 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
КАТОЛИКОС И ЧАДА БОЖЬИ

В Великий пост сего года Гарегин II объявил Вербное Воскресенье Днем благословения детей и поздравил армянских малышей со светлым праздником.

Гарегин II:

«Любимые дети, нашей молитвой к Доброму Богу, желаем вам исполненного небесных даров веселого и беззаботного детства. И да хранит Господь наш своей Всезаботливой Десницей вас и ваших родителей».

Сердобольный Пастырь наш, обеспокоенный исходом части соотечественников из пределов Армении, в своем послании по случаю Рождества и Богоявления молвил: «Каждый из нас – должностное ли лицо на своем посту, духовенство ли в своем служении, земледелец и рабочий в трудах своих, учитель, ученый, врач, деятель искусства в своем призвании, да будут более усердными, готовыми к большей преданности, чтобы добрые плоды и дары Господа приумножились в нашей жизни».

В своих проповедях Верховный Патриарх говорит о необходимости обустроить Родину, сделать благополучной жизнь народа, отстаивать его права, хранить непоколебимой стабильность и целостность страны, «чтобы чада нашего народа не покидали Родину, а возвращаясь, приумножали армянские семьи, чтобы страна прирастала детьми».

Будущее нации Пастырь видит именно в окормленных Церковью детях.

Гарегин II:

«Пусть трудности не станут препятствием для того, чтобы родные села и очаги стали многолюдными и в семьях громче звучал детский смех… С рождением каждого ребенка прорастает в душах новая надежда на прогресс и процветание нации. Будущее нашего народа в их руках. Они продлят свободную жизнь нашей возрожденной Родины, путь нашего народа среди других, мирный и счастливый, с неиссякаемой верой в мир, уповающий на Бога».


 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.30.50 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
О БЫТИИ ЗЕМНОМ И ВЕЧНОМ

Лепя образ нашего Патриарха, я по крупицам собирал его изречения, временами глядя на Пастыря глазами прихожан.

Зная, что вера вселяется в человека через слово Божье, Гарегин II в своих проповедях говорит о том, что с изобретением алфавита Месропом Маштоцем Священное Писание стало ближе к народу, спаяв его.

Армянская Апостольская Церковь, помимо духовного служения, приняла на себя и культурную миссию. «И плодом этой миссии стали литература, миниатюра, архитектура и музыка, – вещает Патриарх. – Черпая вдохновение из источника святой христианской веры, армянская мысль воистину в творческом порыве создала уникальную христианскую цивилизацию».

«Единая нация, единая Церковь!» Этот девиз, по признанию Католикоса, является наисущественнейшим как для него, так и для всей паствы: «Лишь его претворением в жизнь мы можем сохранить горящим факел нашей веры и сплоченной жизнь нации. Тогда и удостоены будем благодатного счастья от Всевышнего, Господа нашего».

«Пресвятая Богородица являет пример добродетели, благоверности, любви и преданности людям, символ покорности, чистоты и непорочности, а также всецелой приязни своему чаду, – проповедует Гарегин II. – Именно этот образ Богородицы всегда воодушевлял и направлял женщину-армянку».

* * *

Да, Церковь отделена от государства. Но, слава Богу, правительство Армении каждый год закладывает в бюджет страны определенные суммы на поддержку культурных и образовательных программ Церкви. В школьную программу уже введен предмет – «История Армянской Церкви». Церкви же дана возможность самой подбирать преподавателей этого курса.

Гарегин II:

«Предмет этот довольно емкий: там и материал по истории и основам христианской культуры, и элементы Закона Божия. Уделено место и другим религиям… 17 веков наша Церковь вынуждена была не только заниматься духовным окормлением народа, но и выполнять роль светской власти. Не преподавать историю Армянской Церкви – значит, оставить за бортом столь долгую историю народа. Национальная идентичность армян и сегодня тесно сплетена с идентичностью религиозной. Еще в V веке говорили: «Христианство для армян подобно цвету кожи, который нельзя сменить или совсем от него избавиться». Вот и сейчас, когда рождается ребенок, его несут в церковь крестить, чтобы он стал армянином».

Стоя на своем, Католикос при этом сердечно одобряет решение правительства республики – восстановить Голубую мечеть в центре Еревана.

Гарегин II:

«Это древнее здание – тоже часть нашей истории. А значит, беречь и сохранять его нужно. Такова наша точка зрения. Жаль, что не все ее разделяют. Несколько лет назад в Нахичевани были уничтожены уникальные памятники христианской культуры – древние каменные кресты-хачкары IX века. Было порушено десять тысяч хачкаров, а армянское кладбище в Старой Джульфе превращено в азербайджанский военный полигон».

* * *

Не один десяток лет ломают копья вокруг «копья судьбы», пытаясь выяснить – которое из четырех копий подлиннее (одно хранится в Вене, другое – в Риме, третье – в Кракове, четвертое – в Св. Эчмиадзине). По экранам мира гуляет исследовательский фильм: он-то и создал вокруг «копья судьбы» атмосферу недоверия.

Гарегин II:

«Для нас приведенные в фильме аргументы против подлинности копья не являются весомыми. Мы не имеем официальных документов, доказывающих древность этой реликвии, но целый ряд косвенных признаков говорит в нашу пользу… Мы верим, что это копье соприкоснулось с чудом: им был пронзен Христос. И этого достаточно. Хотелось бы отметить, что наше «копье судьбы», как мы его называем, – не музейный экспонат. Оно используется в церковных ритуалах: именно этой реликвией мы освящаем святое миро, которым нашим чадам мажем лоб и грудь при крещении. Насколько нам известно, другие копья практического применения не имеют».

* * *

Как-то Гарегина II озадачили вопросом: «Что для Вас отдых?» И он ответил, подумав: «Это редкая возможность отрешиться от земных дел и забот. А случается это, когда я погружаюсь в молитвенное состояние».

Говоря о своих гастрономических пристрастиях, Католикос честно признается, что предпочтение отдает простой пище: «Обожаю мацун и мёд». На вопрос, как он относится к рюмочке армянского коньяка, Патриарх с достоинством ответил: «К спиртному равнодушен совершенно. Помню, мои частые встречи с покойным Патриархом Алексием II проходили за чашкой душистого чая».

Отдавая себе отчет, что превыше всего ценит он в этой жизни, Католикос Всех Армян благостно выдохнул: «Служение, которое плодоносит добрыми плодами».
 
НАТАЛИДата: Четверг, 2011-09-29, 12.32.37 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Почетный член Национальной академии наук Армении, почетный член Международной академии информатизации при Экуменическом и Социальном Совете ООН, Командор французского ордена Почетного легиона Католикос Всех Армян Гарегин II награжден высшим знаком отличия Иордании «Вифлеем 2000», высшей национальной наградой Румынии «Звезда Румынии», высшей наградой РПЦ – орденом Св. Апостола Андрея Первозванного, российским орденом Дружбы и украинским орденом «Князь Ярослав Мудрый».

Армения в ознаменование его заслуг перед Родиной и народом, удостоила своего Верховного Патриарха высшей награды страны – ордена Месропа Маштоца.



Самвел Карапетян, «главный памятниковед» Армении, как его окрестила общественность республики, в 20-х числах июля сего года, припоминая одну из редких своих встреч с Гарегином II пятилетней давности, при которой присутствовал и некий Армен Ахназарян, рассказал журналистам о том, что на их напоминание Католикосу о плачевном состоянии монастыря Санаин, тот якобы отделался фразой: «Мне нет дела до этих монастырей и церквей в горах».

Удивительно, что Самвел Карапетян, зарекомендовавший себя как серьезный издатель серии книг о памятниках армянского зодчества, почему-то вспомнил о том разговоре именно сейчас, спустя пять лет, и уж тем более трубит о Санаине, когда правительством республики уже утверждена программа реставрации этого древнего монастырского комплекса. Нет ли у всей этой шумихи тайной подоплеки? И откуда инкогнито взялась вдруг некая «гражданская инициатива» группы лиц, вбросивших в социальные сети провокационный лозунг – «Требуем отставки католикоса».

Либо эти «рыцари» с опущенным забралом полные невежды, не ведающие, что Верховный Патриарх избирается пожизненно, либо, не уверенные в себе, пляшут под дудку чьего-то коварства. Хотелось бы, справедливости ради, напомнить карапетянам со товарищи, что за годы правления Гарегина II поднято из руин и построено новых более ста монастырей и церквей.

Гарегин II:

«Во многих общинах нет храмов. А те, что были построены в досоветскую эпоху, полуразрушены. Чтобы их восстановить, необходимы огромные средства, которых нам не хватает. Впрочем, слава Богу, кое-каких результатов нам удалось достигнуть».

Во всей этой темной истории поражает и другое. Тот же Самвел Карапетян, видимо, заразившись решимостью членов секты «Свидетели Иеговы», которые, с его слов, чуть не каждый день, прочесывая улицы с сумкой наперевес, вовлекают в свои ряды все новых и новых членов, требует от ААЦ и лично Католикоса «сделать шаг к народу». Приводя в качестве «убедительного довода» слова священника церкви Св. Богородицы поселка Егвард отца Овнана – «Мы открыты, пусть народ идет к нам», вконец запутавшийся С. Карапетян на созванной им пресс-конференции делает умозаключение: «Надо ли ждать целых 1700 лет, пока народ потянется к церкви?»

Остается сожалеть, что неудачливый оппонент Католикоса и свора хулителей Патриарха даже не держали в руках книгу итальянского писателя-теолога Джованни Гуайты «1700 лет верности». Полистай они ее, почерпнули бы, что все 17 веков народ наш не только знал дорогу к храму, но и жизни своей не щадил, оберегая веру и отстаивая родные святыни.

Не желая ввязываться в спор со склочниками, хочу вспомнить короткую встречу с Гарегином II в самолете, когда я в 2003 году летел в очередной раз в Армению и Нагорный Карабах, чтобы сфотографировать для своего трехтомника «Весь Сюник» уцелевшие от погромов неверных памятники зодчества нашего и хачкары. Узнав о цели моей поездки, Католикос, сидевший через кресло, благословил меня.

Путь мой пролег по землям исторического Сюника, от отрогов Гегамского хребта до Мегри на реке Аракс. Теми же тропами ходил я с фотоаппаратом еще в 2000-м. Тогда в глаза бросались следы запустения и кучи мусора – что вокруг церквей и часовен, что внутри. Больно было смотреть на разбитые фризы с орнаментами, выпавшие из кладки стен храма Гндеванк. В 2003 году там и в других местах картина была уже иная: было прибрано, старина наша дышала прежним величием, хоть и требовала основательной реставрации.

Спустя два года, когда мы с женой Мариной вновь оказались в Армении и проехали по маршруту Ереван–Вайоц-Дзор–Сюник–Карабах, на пути нашем уже стояли храмы, поднявшиеся при Гарегине II и освященные им:

церкви Св. Анны в Малишке, Св. Трдата в Вайке. Видели мы и вставший из руин величественный храмовый комплекс Нораванк в Вайоц-Дзоре. А еще стали свидетелями тому, как в Капанском районе вовсю шли восстановительные работы монастыря Ваанаванк, долго любовались строгой красотой обновленного Гандзасарского монастыря близ деревни Ванк в Нагорном Карабахе. Зашли мы с Мариной и в храм Сурб Григор Лусаворич в родном Горисе. Его настоятель с гордостью сказал нам, что 27 декабря 1997 года, освятив храм, простоявший почти сто лет без купола, отслужил в нем Божественную литургию предстоятель Араратской Патриаршей епархии архиепископ Гарегин Нерсисян, будущий Католикос Всех Армян.

Когда, работая над статьей, я поведал жене о дрязгах вокруг ААЦ и Верховного Патриарха, махнув рукой, Марина бросила: «Бог им судья!»

Гарегин II:

«Во все века, как и сегодня, нападки на Церковь преследуют одну-единственную цель – ослабить духовное единство нации… Да только духовные ценности крепко сидят в сознании армянского народа, и настроены мы оптимистически».

При этом Верховный Патриарх обронил, что не винит верующих, разумея, что «отдельные лица в политических целях или выполняя заказы определенных кругов, пытаются ввести их в заблуждение».

В вину себе Церковь может поставить лишь то, что не всегда и своевременно доводит до сведения общества и паствы намерения свои и цели. На мой взгляд, служители Армянской Апостольской Церкви везде и повсюду должны и обязаны доводить до людей – где и что делается, говоря о назревших проблемах открыто и вслух.

И как тут не вспомнить признание Католикоса Всех Армян.

Гарегин II:

«Мы пытаемся выполнить свою миссию, воспитывая и обучая наших прихожан в полном согласии с заповедями Божьими».

Гамлет Мирзоян
 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » Гарегин II
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz