ARTARAMIS | Дата: Понедельник, 2015-10-12, 20.05.15 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1411
Статус: Offline
| Проповедь ахунда и священника Автор: Мирза Джалил
Представляем вашему вниманию произведение азербайджанского автора Джалиля Мамедкулизаде (Мирзы Джалила)«Проповедь ахунда и священника» (1906 г).
В Эриваньской губернии было одно село под названием Саманлы. Полсела были армяне, вторая половина-мусульмане. Как-то, сев на коня , я поехал туда в гости к одному землевладельцу по имени Рагимбей. Дело было летом, сидя на лошади, я свободно просматривал дворы села обнесенные низкими заборами.В одном из дворов, сидя в тени дерева, армянский мальчишка читал книгу.
В другом, 12-13-летний мусульманский мальчик, привязав кота за хвост, бегал из одного конца двора в другой, под истошные крики тащимого им задом наперед несчастного животного. В одном дворе армянка кормила кур, в другом дворе, вернее, на улице у “арха” (канала) мусульманка стирала белье.
В одном дворе, под большим тутовым деревом сидели и обедали несколько армян. Священник, встав и подняв правую руку начал свою речь. Я уже прошел было этот двор, но, услышав одно слово из его уст, остановил коня. Зная армянский язык, я решил послушать, что скажет священник. Он трижды громким и твердым голосом произнес «hayreniq, hayreniq, hayreniq ( что означает на армянском – родина).В этот момент с другой стороны улицы я услышал мусульманскую речь, продвинувшись чуть вперед, увидел сидящих на улице в тени дворовой стены четырех мусульман. Одного из них я узнал, это был ахунд Молла Гурбангули. У него в руках была какая-то книга. Молла читал ее и внимание селян было полностью приковано к нему
А священник в это время продолжал громким голосом: -У армянского народа в этом мире есть три святости «родина», «нация» и «язык». И покуда мы способны во имя этих трех ценностей к самопожертвованию, нам не страшны ни османские аскеры гамидийе, ни курды, ни русские жандармы.
После этих слов священника до меня донеслись слова ахунда Гурбангули, он читал: - «Баби афтум ( седьмая глава).Если кто-либо во сне увидит «хаджемет» (кровососный сосуд), тот никогда в жизни не встретится с бедой, или неприятностями»
Священник же продолжал: -Мои армянские братья, с момента сотворения мира и народов, наше племя подвергалось гнету и тирании со стороны многочисленных захватчиков.
Как муравьи под копытами лошадей, истреблялись тысячи моих соотечественников, но даже в тяжелейших ситуациях, испуская дух армянин произносит «родина, нация, язык». Мои братья, запомните, даже если все народы мира, объединившись пойдут на нас, пока в нас есть готовность на жертвы во имя Родины, мы непобедимы. «Кецце» (да здравствует) самоотверженный во имя Родины армянский народ! «Кецце» погибшие за народ наши братья! Да здравствует наше Отечество!»
В это же время Молла Гурбангули продолжал: - Ни в коем случае нельзя мочиться (справлять нужду) под деревом, у воды, нехорошо это, ибо джины могут нанести вред человеку.
В среду, четверг и в нечетные дни нельзя посещать кладбище и баню, ибо в эти дни дивы (мифические существа) собираются на кладбищах и в банях, эти дни – их праздники. Увидят человека -причинят вред. Если же с кем случится такая беда. Незамедлительно приходите ко мне, я вам напишу специальную молитву»…
Журнал Мола Насреддин 7 июля 1906 года
http://azerichild.info/publicism-azerbaijan-childhood-1.html
Այն հայը որ ազգը փոխի և այլ ազգ դառնա Մահվան օրը հայ արցունքի նա չարժանանա
|
|
| |