Admin | Дата: Четверг, 2011-10-13, 19.54.09 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline
| charset="utf-8"> data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >
Начиная с конца мая 1918–го года, когда была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика, большая часть объявленной территории этого государственного образования стала ареной экспансии закавказских тюрок. Потомки носителей Албанского государства вовсе не желали оказаться в составе государства, ведущую роль в которой играли пришлые кочевые племена. Аварцы, цахуры, лезгины, талыши, таты и др. народы не могли примириться с той мыслю, что отныне хозяевами на территории их исторической Родины будет народ с неизвестным именем. Закавказские тюрки, или как их еще называли «кавказские татары», «мусульмане», не имели даже численного превосходства над местными народами, однако за их спиной стояла турецкая регулярная армия во главе с генералом Нури, которая способствовала укреплению власти тюрков. Без помощи турецких войск марионеточному правительству Азербайджана не удалось даже вступить в провозглашенную столицу – Баку. Это стало возможно лишь после захвата города турецкими регулярными войсками 15 сентября, 1918-го года.
Но, несмотря на несостоятельность закавказских татар управлять государством, они сразу же предъявили территориальные претензии ко всем соседним республикам. Закавказские тюрки даже выбрали такое название для новообразовавшейся республики, которое дало бы им возможность в дальнейшем претендовать на иранскую провинцию Азарбайджан. Внешняя политика экспансии Азербайджана осуществлялась параллельно с внутренней политикой ассимиляции, выражавшейся в насильственной ассимиляции коренных народво. Оба направления азербайджанской политики диктовалась со стороны Турции, которая добивалась реализации идеи пантюркизма, подразумевавшего объединения всех тюркоязычных народов в пределах одной государственности.
Однако было ясно, что внутри Азербайджана у тюрков было недостаточно людских ресурсов для поддержания власти и стабильности в республике. Для этого правительство Азербайджана нуждалась в военной помощи Турции, у которой были свои проблемы на других фронтах. Во избежание форс-мажорной ситуации в стране, власти Азербайджана стали эксплуатировать религиозные чувства местных народов. Как известно большинство населения Азербайджана тогда и сейчас составляли мусульмане. Тем не менее, в 1918-20 гг. тюркам так и не удалось сохранить свои исключительные права на Азербайджанскую Демократическую Республику. Мусульмане-тюрки постоянно притесняли мусульман других национальностей, будь они шииты или сунниты, невольно становясь причиной ожесточенных сопротивлений.
В этих условиях для властей Азербайджана было важно обеспечить количественное превосходство тюрок по отношению к остальным народам. Для этого они использовали все известные и проверенные временем методы: с одной стороны резня и депортация представителей других национальностей, с другой – вселение и сносные жизненные условия для мусульман-тюрков. Эта политика скоро дала свои плоды и в 1936 году, согласно указу Сталина, мусульмане-тюрки стали называться азербайджанцами. Так и стали они «законными хозяевами и титульным народом» Азербайджанской ССР..
Подкрепленные поддержкой Москвы, азербайджанцы активнее взялись за политику ассимиляции лезгин, талышей, аварцев, татов и других населяющих Азербайджан народов. Притом азербайджанцы опирались на идеи марксизма-ленинизма, которые, как известно, игнорировали национальные чувства. Однако это обстоятельство, равно как и пропагандируемый интернационализм советского Азербайджана, не сломили сопротивление местных народов, которое особенно выразилось после крушения Советской империи.
Вовлечение »нацменьшинств» в самые горячие точки военных действий против Нагорно-Карабахской Республики вызвали большие недовольства и волнения в их среде. Однако коренных жителей соседней республики ждало еще большое изумление, когда они были обвинены властями и народом Азербайджана в проигрыше войны с армянами. Якобы неповиновение солдат лезгинской, талышской и других национальностей привело к поражению азербайджанской армии. Оказавшись в роли предателей родины, эти народы скоро стали обвиняться и в других преступлениях – начиная от мелкого хулиганства до сепаратизма. Многие авторитетные представители этих народов были убиты или изгнаны из Азербайджана.
Власти этой страны предпочитают не говорить о нынешнем положении автохтонных народов Азербайджана. Они избегают даже употребления этнонимов этих наций. В Азербайджане официально отказались от «советского наследства» и теперь в паспортах этой страны национальность их владельцев не пишется. Однако временное сопоставление и анализ поступающей информации, позволяет понять азербайджанскую демографическую картину наших дней.
Ставя перед собой цель исследовать нынешнее положение коренных народов Азербайджана, их возможности, настроения и т.д., начнем с северной части этой страны – Закатальского и Белоканского районов, где проживает большое количество аварцев.
Аварцы (самоназвание марIарулал). »Аварский язык относится к дагестанской ветви иберийско-кавказской семьи языков. Вместе с андо-цезскими языками он образует аваро-андо-цезскую группу… Основные наречия аварского языка – южное и северное. В южное наречие входят диалекты: закатальский, анцухский, карахский, гидский, андалальский, кахибский. В северное – хунзахский, восточный, салатавский. Смешанный переходный диалект – батлухский.
Социально-экономические и политические условия вызвали интенсивную консолидацию диалектных различий в Северной Аварии. Этот процесс на севере происходил быстрее, чем в Южной Аварии, и именно здесь, на основе северного наречия, возникли предпосылки для образования болмацI, который впоследствии лег в основу литературного аварского языка. Но южные диалекты также сыграли немаловажную роль в обогащении литературного языка. Сейчас литературный язык оказывает заметное влияние на диалекты, нивелируя их особенности». (Г. И. Мадиева, АВАРСКИЙ ЯЗЫК, Языки народов СССР. Т. 4. – М., 1967. – С. 255-271).
Приведенный отрывок из исследования Мадиевой является подтверждением общности истории аварцев Дагестана и Азербайджана. Разделение этого народа на две части было произведено в 1918 году и совершенно естественно их стремление к воссоединению.
Аварцы – кавказский народ, согласно официальным данным переписи 1999 года насчитывающий в Азербайджане 50,9 тысяч человек. Представляется, что эта цифра явно занижена. Согласно «Большой Энциклопедии» (С.-Петербург, 1900) в конце ХIХ века на территории современной Азербайджанской Республики проживало примерно 60 тысяч авар. Вообще, численность аварцев в Азербайджане всегда преподносилось с учетом политических соображений. Кавказский календарь 1910-ого года (стр. 548) в Закатальском округе насчитал 47 тысяч аварцев. В период Азербайджанской Демократической республики их численность «снизилась» до 15 тысяч. По данным переписи 1979 г. численность аварцев в Аз. ССР возросла до 36 тысяч, а 1989 г. эта цифра достигла 44 тысяч. Таким образом, согласно официальным данным Азербайджана, за последний век число аварцев в этом регионе сократилась на 6 тысяч человек. Учтем, что за тот же период общее население Азербайджана увеличилось в несколько раз.
Совершенно другие данные относительно численности аварцев в Азербайджане приводят неофициальные источники. Дагестанская газета «Черновик» в 2004-ом году опубликовала свои данные, которые были исчислены на основе учета национального состава жителей каждого отдельного поселения Закатальского региона. Приведем результат исследований дагестанской газеты в форме таблиц:
Газета »Черновик» (http://www.chernovik.net/2004/22/st_12.htm)
Как видно из приведенных таблиц, количество аварцев в Закатальском регионе Азербайджана составляет 153,3 тысяч человек. Допускаю, что данные национальных организаций несколько преувеличены. Думаю, что истинное количество людей с аварской самоидентификацией находится где-то посередине между официальными и неофициальными данными.
С учетом расхождений между приведенными данными – 102,4 тысяч человек, нетрудно найти «золотую середину».
Тем не менее, нельзя не признать тот факт, что в Азербайджане проживает немалое количество ассимилированных аварцев. Политика Азербайджана, направленная на ассимиляцию нацменьшинств, проводится с самого зарождения этой республики в 1918 году. Однако особый размах эта политика получила с середины тридцатых прошлого века, когда закавказские тюрки получили свой нынешний этноним. Уже с 1936 года национальные меньшинства в Азербайджане были вынуждены платить за учебу в старших классах общеобразовательных школ, а также за учебу в среднепрофессиональных и высших учебных заведениях. По отношению к аварцам это проявлялось также и в переселении азербайджанцев и других тюркоязычных племен на аварские земли. Практиковались условия, при которых аварец, не пожелавший записаться азербайджанцем, был лишен возможности продвижения по служебной лестнице. Однако факт притеснений аварцев и других коренных народов Азербайджанской Республики достаточно известен и потому в данной статье мы попробуем выявить природу причин конфликтов между азербайджанцами и аварцами.
Аварцы – это кавказский народ, который уверен, что он должен жить в Дагестане. Притом, основываясь на исторические факты, аварцы требуют не переселения в Дагестан а воссоединения Закатальского и Белоканского районов к родине. Как известно, административная и географическая граница Кавказской Албании фиксировалась на севере Кавказским хребтом, который ныне находится на территории современного Азербайджана.
Ареал расселения аварцев действительно оказался разделенным в период советизации края. Винить кого-либо в этом сегодня не представляется возможным, ибо границы советского Азербайджана на севере подчинялись логике распространения советской власти. «Замиренные» территории, невзирая на национальный состав проживающего там населения, были объединены в одно государственное образование. Потому и Аз. ССР была единственной советской республикой, практически официально называемой интернациональной.
РОЛЬ РЕЛИГИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ САМОСОЗНАНИИ АВАРЦЕВ
Несмотря на административные границы, аварцы Азербайджана по прежнему находятся под большим влиянием своих дагестанских соотечественников (согласно Всероссийской переписи, в Дагестане проживает чуть более 500 тысяч аварцев). Тот факт, что Азербайджанская Республика постоянно подвергает гонениям аварских дибиров (мулл), обусловлен не только тем, что они являются проповедниками суннитского толка ислама. В этом главную роль играет то, что почти все дибиры аварских сел обучались в исламских институтах Дагестана и являются проповедниками аварской культуры и аварского языка. Вообще, в последнее время духовенство Дагестана приобрела особую значимость в формировании национальной политики аварцев. »После событий августа-сентября 1999 года в Дагестане, когда были разгромлены все радикальные исламские организации в республике, закрыты благотворительные фонды, которые обвиняли в финансировании экстремистов, религиозная ситуация в Дагестане приобрела новые черты. Контуры самостоятельной политической организации, не без прямой и косвенной поддержки властей, обретает такое направление ислама, как суфизм, приверженцев которого и называют представителями традиционного ислама. Тогда, в период столкновения с экстремистами, их и противопоставляли сторонникам ваххабизма». (Независимая Газета, 07.08.2001). Главой набирающего силы течения стал самый влиятельный религиозный деятель в республике шейх Саид Афанди Чиркейский, под чьим влиянием находится Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД). В больших количествах дагестанских населенных пунктах имамами (настоятелями) мечетей являются мюриды (ученики) шейха. Согласно нашим данным и по свидетельству местных жителей они имеют большее влияние, чем органы местного самоуправления. На основе противостояния ДУМДа с ваххабизмом »духовное управление шейха Саида введено в состав экспертного совета при Минюсте республики, что дает, по сути, единственной религиозной организации возможность влиять на решения комиссии о выдаче лицензий на право преподавательской деятельности. Религиозные организации теперь могут открываться только с согласия ДУМДа». (Независимая Газета, 07.08.2001).
Аварские дибиры Азербайджана в своем большинстве являются мюридами исповедующего суфизм шейха Саида Афанди Чиркейского. Однако это не стало помехой для азербайджанских властей обвинить их в ваххабизме. После того как в Закатальский район приехала делегация ДУМД, все дибиры, с которыми она встречалась, были допрошены, а некоторые арестованы на несколько дней. Называя аварцев братьями-мусульманами, власти Азербайджана отстраняют духовных настоятелей этого народа от исполнения их обязанностей, судят и избивают из-за »распространения ваххабизма».
Но, несмотря на все это, самосознание аварского народа все еще находится на высоком уровне. Когда 1 декабря 2000 года администрация Закатальского района приняла решение снести памятник Имаму Шамилю в г. Закаталы, который был установлен местными аварами в 1992 году, весь аварский народ встал на защиту своих исторических ценностей. В итоге, руководитель районной администрации Рафаил Меджидов был вынужден повременить с исполнением решения администрации. Памятник Шамилю исчез из города спустя несколько месяцев, когда аварцы уже были успокоены. Он был взорван в 4 часа ночи. Разрешение на воздвижение нового памятника аварцы так и не получили.
Однако репрессии азербайджанских властей по отношению к аварцам не ограничиваются изгнанием духовных наставников и подрывами памятников. Многие аварцы были убиты за то, что они осмелились в открытую выступить против господства азербайджанцев. Ш. Гъолодинский в газете «МагIарулал» (от 01.1997 г., стр. 7) приводит данные об уничтожении с 1991 по 1996 годы 185 аварцев по вышеуказанной причины. Тактика уничтожения аварцев на территории Азербайджана весьма обычна. Введенные в аварские села военнослужащие армейских частей своими издевательствами и грубым отношением по отношению к аварцам провоцируют молодежь на ссоры, арестовывают и избивают до смерти. В качестве доказательства вышеизложенного факта приведем отрывок статьи из той же газеты »Черновик», который оглавлен »Геноцид аварцев в Азербайджане». »В том же 1997 году в тюрьме от пыток скончался уроженец Белоканского района Нариман Карахский. Он в начале девяностых годов осмелился открыто противостоять попытке Белоканской полиции арестовать около 20 молодых аварцев из Белокан, чтобы потом искалеченных продать их родственникам. Да-да, это обыкновенная тактика местной полиции, на 90% состоящей из азербайджанцев, ее «дополнительный заработок». Так вот, после того, как ему уже нельзя было оставаться в Азербайджане, он как политический беженец эмигрировал в Дагестан. И что же вы думали? По первому требованию азербайджанских властей власти Дагестана выдали его. После чего в тюрьме полковником азербайджанской полиции он был избит до полусмерти. Но азербайджанцу не удалось сломить гордый дух аварца, и тогда ему переломали кости железными прутьями». (http://www.chernovik.net/2004/22/st_12.htm).
Для уничтожения лидеров аварского народа в Азербайджане, власти этой страны выработали и другой подход, который выражается в форме »награждения» аварских политических и военных деятелей несоответствующими действительности эпитетами. Например, известного аварского мстителя Гаджи Магомедова, они прославили как ваххабита, руководителя крупного преступного формирования. Напомним, что он постоянно совершал нападения на органы местных властей после каждого притеснения аварского народа. Его нападения приобрели особо широкий размах, когда был взорван памятник Имаму Шамилю. Официальная пропаганда Азербайджана так хорошо организована, что даже информационные агентства других стран попадают под влияние и называют ваххабитами и преступниками борцов независимости аварского народа. »В Закаталах, где живут представители 28 народностей, начиная с лета 2001 года с перерывами идут столкновения между ваххабитами и местными властями. Тогда вооруженные ваххабиты убили более 10 местных полицейских. Власти арестовали около 30 вооруженных ваххабитов, суд над ними проходил в 2002 году. 3 человека получили пожизненное, остальные были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Лидер местных ваххабитовГаджи Магомедов был убит в перестрелке». (ИА REGNUM – www.regnum.ru/news/145662.html, 14.08.2003).
Кроме вышеуказанных »законных» методов давления на национальное самосознание аварцев, местные азербайджанцы используют и другие формы. В частности страх и ужас на аварцев Закатальского и Белоаканского районов наводит подпольная организация »Гара Чубуг», которая была организована переселенными в аварский край азербайджанцами-шиитами. Активисты этой организации убивают лидеров аварского народа. Ее членами был убит закатальский аварец ХIажи, которому всадили в спину отравленный нож. Вообще противостояние аварцев с переселенными азербайджанцами достаточно интересная тема, которая, однако, практически не освещается. Убийства тут происходят как на национальной, так и на религиозной почве. Этот факт и заставляет некоторых осведомленных людей в Дагестане говорить о геноциде аварцев в Азербайджане.
В заключении данной статьи хотелось бы подчеркнуть те главные факторы, которые влияют на развитие ситуации в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана относительно аварцев.
1. Стремление аварцев воссоединится с Дагестаном
2. Переселенные в эти районы азербайджанцы, которые постоянно конфликтуют с аварцами
3. Влияние дагестанского духовенства
Четвертый фактор касается политики угнетения Азербайджанской Республикой национальных меньшинств.
Грант МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
(Ереван, Армения)
http://realcaucasus.org/83
Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են Չգիտեմ ինչու է այդպես
|
|
| |