Admin | Дата: Понедельник, 2011-01-17, 01.50.46 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline
| В сентябре 1991 года, когда народ Арцаха провозгласил независимость Нагорного Карабаха, стран-членов ООН было около 150. Сегодня число международно признанных стран составляет свыше 190, среди них нет Арцаха. Можно привести более безнадежные примеры. Палестина находится на пути независимости с 1947г., но все еще не является членом ООН, а ее лидеры ведут утомительные переговоры с Израилем и международным сообществом. У конфликтов разное историческое, политическое, культурное, религиозное, правовое прошлое. Для непризнанных образований на планете – Нагорного Карабаха, Абхазии, Приднестровья, Кашмира и других, число которых превосходит два десятка, общим является именно непризнанность. И трудно сказать, сколько из этих образований и когда достигнут своей мечты – международного признания независимости. В мире нет писаного закона о том, какой народ вправе иметь независимое государство, а какой – не вправе. У более 35 миллионов курдов сегодня нет независимого государства (может, в скором будущем они его получат на севере Ирака?), однако албанцы, численность которых по всему миру составляет 5 миллионов, имеют два государства – Албанию и Косово (правда, Косово – пока не член ООН), а у арабов свыше 20 государств. Серьезнейшее препятствие на пути построения государства и наиболее спорное обстоятельство – два, противоречащих друг другу, принципа правопорядка: территориальная целостность государств и право на самоопределение народов. Азербайджан упорствует, говоря, что Нагорный Карабах не вправе самоопределяться за рамками территориальной целостности Азербайджана, между тем, армянская сторона настаивает на том, что путь самоопределения Нагорного Карабаха соответствовал и праву наций на самоопределение, и всем международным критериям. С целью решения этого спора между армянами и азербайджанцами международное сообщество, Россия, Франция и Соединенные Штаты, являющиеся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, годы назад представили идею «отсроченного референдума», суть которого заключается в следующем: армяне и азербайджанцы договариваются в ближайшие годы (через 5 или 20 лет после достижения договоренности, сроки и множество других деталей еще нужно уточнить) провести в Нагорном Карабахе референдум, и по его результатам определить, Арцах хочет быть независимым или же хочет остаться в составе Азербайджана. Многие в Армении, Диаспоре и, особенно, в Арцахе раскритиковали идею «отсроченного референдума», приведя множество разумных и неразумных возражений. Многие критики поспешили написать, что в 1991 и 2006 годах в Нагорном Карабахе уже проводились референдумы, единогласно было решено, что Арцах – независимое и суверенное государство. Международное сообщество не признало референдума о независимости Нагорного Карабаха 1991г. и референдума по принятию Конституции 2006г., а также их итогов. Следовательно, в долгосрочном разрезе необходимо, чтобы международное сообщество, в том числе и Азербайджан, признало реализацию права на самоопределение Нагорного Карабаха. В последние годы и сегодня руководство Армении ведет переговоры с международным сообществом и Азербайджаном именно по этому вопросу. Азербайджан не признает идеи «отсроченного референдума», поскольку убежден, что любой референдум, который будет проведен в Арцахе, утвердит тот же результат: Арцах не может быть в составе Азербайджана. Идея «отсроченного референдума» не нова, это своеобразный подход для урегулирования споров между народами и государствами на международном уровне, кажущихся неразрешимыми. В 1999 году был подписан договор, а три года спустя, в 2002 году, в Восточном Тиморе был проведен референдум. Сегодня Восточный Тимор – уже независимое государство-член ООН. Последний пример отсроченного референдума можно наблюдать на юге Судана. Самая большая по площади африканская страна – Судан, на протяжении последних десятилетий является самым неспокойным государством, втянутым в несколько конфликтов. Число убитых в этих конфликтах составляет свыше двух миллионов человек. В конфликт втянут мусульманский север страны (официальный Хартум) и богатый нефтью юг, населенный преимущественно христианами, с административным центром в Джубе. Кровавому конфликту, продлившемуся около двух десятилетий, было дано промежуточное решение: в 2005 году под эгидой международного сообщества стороны договорились и подписали соглашение о проведении референдума в январе 2011 года. Две стороны конфликта и международное сообщество согласились признать результаты референдума. Татул Акопян, эксперт фонда Civilitas
Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են Չգիտեմ ինչու է այդպես
|
|
| |