ИА REGNUM Новости продолжает публикацию работ, посвященных проблеме уничтожения христианского населения России, Ирана и Турции, организованного турецкими властями в ходе Первой Мировой войны до 1915 года и вне границ Оттоманской империи, начатую статьей Ивана Ратцигера "Адвокатам каннибализма: факты о резне армян и айсоров в Турции и Иране". Автор настоящей статьи: Мартиросян Давид Георгиевич - кандидат исторических наук, Москва. * * *
Первая мировая война, всколыхнувшая в августе 1914 года европейский континент, отдалась эхом во многих уголках планеты. Ближний Восток с его многочисленными проблемами не остался в стороне и также оказался втянут в это противостояние. 16(29) октября 1914 года черноморский рейд германо-турецкой эскадры контр-адмирала В. Сушона, возвестил миру о вступлении в свою последнюю войну ещё одного игрока - Османской империи. Территориальные аппетиты потерявших чувство меры лидеров (1) младотурок (тур. Jöntürkler) простирались настолько далеко в глубь Российской империи, что они, забыв все предыдущие уроки истории, решились на конфликт с северным соседом. В результате Закавказье вновь становится ареной противостояния двух непримиримых противников.
При изучении событий на Кавказском (русско-турецком) фронта Первой мировой войны, моё внимание привлёк тот факт, что вне рамок научного анализа кампании конца 1914 г. - начала 1915 г. оказались драматические события, происходившие в Батумской области (крайнее правое крыло фронта). Фактически на протяжении без малого 100 лет, прошедших с тех пор, кроме отрывочных сведений, которые можно почерпнуть из трудов военных историков Е.В. Масловского и Н.Г. Корсуна (2), занимавшихся изучением армейских операций Кавказской армии (фронта), никаких исследований в этом направлении не велось. И это очень странно, учитывая тот факт, что оба упомянутых автора на страницах своих монографий характеризуют события в Батумской области одной фразой - аджарское восстание. К примеру, Н.Г. Корсун писал следующее: "Наступление турок в пересечённом горном Чорохском районе сопровождалось общим восстанием аджарского населения южной части Батумской области против русских царских властей" (3).
Применительно к событиям, именуемым в большинстве цивилизованных стран мира, как армянский геноцид, эта тема имеет непосредственное отношение по ряду причин. Во-первых, следствием турецко-аджарского мятежа, стала массовая насильственная смерть значительной части армянского населения Батумской области Российской империи. Зверства мятежников не были вызваны какими-либо агрессивными действиями со стороны батумских армян. Их уничтожили именно по национальному признаку. Во-вторых, активное и непосредственное участие в этих преступлениях, принимали члены турецкой так называемой "Специальной организации" (тур. Teşkilat-ı Mahsûsa). Турецкие военные историки не стесняются упоминаний о действиях этой организации и даже на страницах официальных трудов описывают её "успехи" в войне с Россией.
Именно прояснению вышеназванного эпизода из истории Кавказского фронта Первой мировой войны и посвящена данная статья, в рамках которой, на основе главным образом архивных документов, делаются также выводы о причастности полувоенных турецких формирований к этническим чисткам, осуществлявшимся на территории Батумской области Российской империи.
Аджария, аджарцы и Батумская область
Для того чтобы разобраться в исследуемой теме, необходимо для начала выяснить, кто такие аджарцы, кратко описав и историю вхождения населённых ими территорий в состав Российской империи. Дореволюционные энциклопедические словари начала XX века, содержат крайне скупые сведения по данному вопросу. Так, "Новый энциклопедический словарь" упоминает только исследуемую территорию и указывает следующее: "Аджария - живописная горная страна в Закавказье, по течению реки Аджарис-цхали, правому притоку р. Чорох; входит в состав Батумского округа, Батумской области; населена грузинами-мусульманами. Через Аджарию идёт почтовая дорога из Батума в Ахалцых" (4). В свою очередь "Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат" характеризуя население исследуемого региона, отмечает: "Аджарцы - кавказское племя, принадлежащее к грузинской подгруппе картвельской группы, численностью около 60 000 человек, живут в Батумской области и артвинском (так в тексте. - Д.М.) округе" (5).
Итак, из этих двух пояснений узнаём, что Аджария в научных представлениях начала XX века это:
1) историческое название региона в Закавказье, населённого грузинами-мусульманами (60 тыс. человек);
2) территориально охватывает Батумский округ Батумской области.
Таким образом, географически определив изучаемый регион и установив его этническую составляющую, вкратце исследуем и историю его присоединения к Российской империи в рамках Батумской области.
Территории, образовывавшие Батумскую область, вошли в состав Российской империи по результатам Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Статья LVIII Берлинского трактата гласит: "Блистательная Порта уступает Российской империи в Азии территории Ардагана, Карса и Батума, с портом последнего..." (6). 28 (10 сентября) августа 1878 года русские войска заняли Батум (Батуми), и территория Лазистанского санджака Трапезондского вилайета Османской империи стала Батумской областью Российской империи в составе трёх округов: Батумского, Аджарского и Артвинского (7).
По Константинопольскому мирному трактату 27 января (8 февраля) 1879 года жителям присоединённых областей (Батумской и Карской) было предоставлено право в течение трёх лет (срок был продлён до 1 января 1884 г.), выбрать подданство одной из сторон с правом продажи своей недвижимости в случае переселения в Турцию (8).
В этот период население области, испытавшее на себе все тяготы войны и столкнувшееся с массовым голодом, начинает переселяться в пределы Османской империи. Согласно официальным данным, указанным в исследовании полковника В.Я. Лисовского, в течение льготного срока покинули Батумскую область около 38 тыс. человек. Автор также отмечает, что: "Среди них проповедь магометанского духовенства о необходимости переселения и заманчивые обещания подкупленных агентов производили наибольшее действие. Таким образом, из ущелий, лежащих к северу от Батума, выселилось около 2/3 населения, из Гонии и Нижней Аджары - несколько менее 1/2. Некоторые селения Кинтришского и Мачахельского ущелий лишились 9/10 жителей; иные совершенно опустели. Наименьшее число переселенцев дали Шавшет, Ардануч и Верхняя Аджара: будучи более богаты пахотной землёй и находясь вдали от театра войны, они не подверглись всем ужасам голода; кроме того, проповедь о переселении, гремевшая в окрестностях Батума, едва до них достигла и то через вторые и третьи руки" (9).
В окончательном виде к 1884 году из 105,5 тыс. жителей области грузин-мусульман насчитывалось 47,5 тыс. человек обоего пола (45 тыс. аджарцев и около 2 тыс. лазов), этнических турок (османлисов) - около 34 тыс., армян (католиков и армяно-григориан) - около 9,5 тыс., русских - около 6 тыс., греков - менее 4 тыс. и т. д. (10) Как самостоятельная административно-территориальная единица область просуществовала около четырёх лет и 12 (24) июня 1883 года постановлением Государственного совета Российской империи включена в состав Кутаисской губернии. Существовавшее областное управление было упразднено, а вместо прежних трёх округов образованы два новых - Батумский и Артвинский, которые и вошли в состав Кутаисской губернии (11).
К этому времени основные этнические группы населения территориально расселялись следующим образом:
1. Грузины-мусульмане (аджарцы и лазы) занимали весь Батумский округ и высокогорные ущелья Артвинского округа.
2. Остальная территория Артвинского округа, то есть "собственно Шавшет, весь Арданучский участок и южная часть Артвинского, населена турками. Кроме того, они же населяют Гонию, некоторые прибрежные селения Кинтришского участка и отчасти г. Батум, где их считается почти 3 т. душ" (12).
3. Немногочисленное сельское армянское население, проживало преимущественно в южной части области. "В Шавшете армяне населяют сс. Цхикиур и Окробакет и два посёлка селений Самджеля и Маманелиса, которые называют "рабатами"; в Арданучском участке - местечко Ардануч, с. Танзот и с. Эни-рабат; в Кинтришском участке они встречаются только в немногих селениях, где ведут торговлю" (13).
Кроме того, армяне составляли 4/5 населения г. Артвин и 1/10 населения г. Батум, где армянскую колонию сформировал главным образом "пришлый" элемент, переселившийся туда уже после присоединения к России (14).
Со временем выявились различного рода неудобства присоединения вышеуказанных округов к Кутаисской губернии. Вместо предполагавшейся экономии средств на управленческих мероприятиях казна стала нести дополнительные траты, превосходившие прежние расходы. Поэтому, согласно решению Государственного совета от 17 (30) марта 1903 года с 1 (13) июня того же года Батумский и Артвинский округа были выделены из состава Кутаисской губернии, вновь образовав Батумскую область. Административным центром вполне естественно стал Батум (Батуми), как и вся область перешедший под управление военного губернатора (15).
К началу Первой мировой войны, согласно данным уже упоминавшегося "Энциклопедического словаря Русского библиографического института Гранат", население округов Батумской области по национальному составу распределялось следующим образом:
1. Батумский округ - "...преобладают грузины, составляющие 63,9%; остальное население состоит главным образом из русских (10,1%), армян (8,1%), греков (5,3%) и турок (3,6 %)" (16). Все население округа оценивалось в 96,5 тыс. человек (по данным на 1908 год).
2. Артвинский округ - "преобладают турки - 73,9%, армян - 14%, грузин - 9,8 %, русских - всего 2%" (17). Численность населения округа - 62,8 тыс. человек.
Турецко-аджарский мятеж
После вышеупомянутого рейда германо-турецкого флота царская Россия немедленно расторгла дипломатические отношения с Османской империей, а 20 октября (2 ноября) 1914 года последовал манифест императора Николая II о войне с Турцией (18).
Несмотря на столь стремительное развитие событий, неожиданностью для командования Кавказского военного округа они не стали. Мобилизация и сосредоточение войск вдоль русско-турецкой границы были проведены заблаговременно. Более того, узнав об обстреле черноморских портов и получив соответствующее разрешение, кавказский наместник генерал-адъютант, генерал от кавалерии И.И. Воронцов-Дашков (19), отдал 18 (31 октября) 1914 года приказ о переходе государственной границы и наступлении в глубь турецкой территории (20).
Так выглядела ситуация применительно к Кавказской армии в целом. Относительно же Батумской области ситуация развивалась иначе. Во-первых, Михайловская крепость (21) была объявлена на военном положении ещё 13 (26) июля 1914 года, то есть до начала войны с Турцией (22). В пределах крепостного района оказались город Батум (Батуми) и следующие сельские общины Батумского округа:
1) Гонийского участка - общества Гонийское и Эргинское;
2) Кинтришского участка - общества Ахалшенское, Соук-Суйское, Коронис-Цхальское, Махиджаурское, Орта-Батумское и Дид-Джамское (23).
Во-вторых, существовал особый (местный) план действий, основанный на специфике района. Суть этого плана отражена в документе под названием "Инструкция начальнику Чорохского отряда на случай войны с Турцией". Вариант инструкции, датированный 1906 годом и не подвергавшийся существенным коррективам вплоть до начала Первой мировой войны, содержал следующую информацию: "Страна эта, ни по физическим своим свойствам, ни по стратегическому значению, по всей вероятности, не сделается театром серьёзных военных операций. Отсутствие в ней важных пунктов, овладение которыми принесло бы нашему противнику существенные выгоды, дислокация сил его, бедность в путях сообщения, дикий характер природы, и наконец, отсутствие хороших путей на турецкой территории, ведущих в долину Чороха и к гор. Арданучу, делают маловероятным наступление более или менее значительных сил турок в наши пределы в этом месте границы. Но можно с уверенностью сказать, что они не преминут воспользоваться расположением к себе мусульманского населения округов Батумского и Артвинского и постараются поднять его против нас, чтобы причинить нам затруднения на этом второстепенном театре военных действий и тем самым отвлечь хотя бы часть сил с главного - Карского театра или оказать содействие противнику, оперирующему против Михайловской крепости..." (24).
Как следует из вышеприведённой предвоенной информации, командование Кавказского военного округа, считало данный район второстепенным и предполагало ограничиться формированием и сосредоточением на территории Батумской области одного Чорохского отряда. Основной обязанностью его начальника являлись противодействие возможному восстанию (мятежу) мусульманского населения области и поддержка гарнизона Михайловской крепости. Максимум, чего опасалось русское командование в случае ухудшения обстановки, это необходимость дополнительного усиления Чорохского отряда за счёт войск главного (карского) направления.
Вместе с тем военный губернатор области генерал-майор Б.С. Романько-Романовский, по долгу службу лучше разбиравшийся в специфике местных реалий, подготовил и отправил 31 июля (13 августа) 1914 года кавказскому наместнику И.И. Воронцову-Дашкову свой план действий на случай войны с Турцией. Выразив уверенность в лояльности мусульманского населения, он вместе с тем отметил: "Вышесказанное, тем не менее, не даёт ещё основания считать, что всё будет также продолжаться и далее и потому я обязываюсь представить Вашему Сиятельству на благоусмотрение нижеследующие ходатайства и соображения мои в целях обеспечения спокойствия среди мусульманского населения области и обеспечения христианского населения на случай осложнений с Турцией:
1) Об указании Чорохскому отряду, если бы он получил распоряжение отходить к Батуму, прикрыть отъезд и отход христианского населения области, составляющего в массе своей армян и об обеспечении этому населению возможности пройти через крепостной район, найдя в таком убежище, или пройти далее вглубь ибо другого пути у этого населения может и не оказаться в случае если вся область будет охвачена волнением мусульманского населения..." (25).
Подобная постановка вопроса была вызвана тем, что основу Чорохского отряда должен был составить 1-й Кубанский пластунский батальон, местом постоянной дислокации которого в мирное время являлся г. Артвин. Этот административный и экономический центр одноимённого округа имел особый для данного региона национально-религиозный состав. Более 80 % его жителей, составляли армяне (6442 человека), исповедовавшие в большинстве своём католицизм (26). В связи с этим, рекомендации военного губернатора полностью отражали возможную перспективу, при которой, в случае отступления пластунов (27), г. Артвин и армянские сёла Артвинского округа оказывались бы брошенными на произвол судьбы со всеми вытекающими отсюда для них последствиями. Как ни печально, но генерал-майор Романько-Романовский оказался провидцем, так как дальнейшие события подтвердили всю обоснованность его предположений.
С началом военных действий малочисленный Чорохский отряд (28) под руководством полковника Г.Н. Расторгуева (командир 1-го Кубанского пластунского батальона), столкнувшись с активными действиями турецких частей (пограничники и жандармы) и как и ожидалось восстанием местного мусульманского населения, не нашёл в себе сил что-либо им противопоставить. С согласия коменданта Михайловской крепости генерал-майора А.Я. Ельшина, полковник Г.Н. Расторгуев приказал 5(18) ноября 1914 года оставить г. Артвин и отступать в сторону Батума (Батуми).
По поводу этих событий начальник Михайловской крепостной жандармской команды подполковник Н. Мартынов в своём докладе от 15 (28) декабря 1914 года на имя помощника кавказского наместника по гражданской части Н.Л. Петерсона написал: "Жители, узнав о поспешном отходе войск, оставили в свою очередь город и с 3-х часов ночи, кто, в чём был - все бежали без оглядки в Батум, боясь резни. Беглецы двигались пешком, в линейках, фургонах. Из Батума навстречу выехали фаэтоны, повозки и набивали их женщинами и детьми. Многие женщины падали, беременные рожали на шоссе под проливным дождём и тут же умирали..."(29). Фактически к середине ноября 1914 года под контроль мятежников и содействовавших им турецких пограничников и жандармов перешла вся Батумская область, за исключением Михайловской крепости (крепостного района) и Верхне-Аджарского участка Батумского округа.
Teşkilat-ı Mahsûsa
Вооружённый мятеж, охвативший населённую русскоподанными мусульманами Батумскую область, имел множество специфических особенностей. Наиболее неприятным моментом для царской администрации явился, конечно же, факт скоординированного и массового характера вспыхнувшего мятежа. Как следствие все планы, разрабатывавшиеся в мирное время, оказались не соответствующими реальному положению дел. К тому же исполнители этих планов показали в военном отношении, свою полную профнепригодность. В частности, как следует из документов, начальник Чорохского отряда полковник Г.Н. Расторгуев даже не попытался активными действиями своих, пусть и малочисленных, но при этом регулярных частей (батальон пластунов и кадровые пограничники) остудить пыл противника. В результате из всего армянского населения Артвинского округа удалось спастись бегством только лишь большей части горожан Артвина. Что пришлось при этом пережить остальной части армянского населения, российское общество узнает позже, когда турецкие армейские части и иррегулярные формирования вместе с мятежниками будут разгромлены и изгнаны из пределов Батумской области. На проходивших в Батуми в 1915-1916 гг. заседаниях военно-полевых судов свидетели обвинения по делам взятых в плен местных мусульман приведут в своих показаниях шокирующие факты, объяснить которые как некий фактор, сопутствующий любой войне, язык не повернётся. Чтобы не быть голословным, приведу выдержки из показаний свидетелей по делу Османа Ахмед-оглы (30 лет, турок, русскоподданный), жителя селения Танзот, Арданучского участка Артвинского округа.
1. Во вводной части обвинительного акта содержаться следующие данные:
"Когда в ноябре месяце 1914 года турецкие четники прибыли в селение Танзот Арданучского участка, к ним примкнул в числе других своих односельцев - русскоподданных мусульман и сын местного старосты Осман Ахмед оглы, который записался в четники, получил от них винтовку и ею вооружился; по словам свидетельницы Майрам Сакоян, названный Осман был главарём местных четников и был одним из деятельных участников происшедших затем в том селении убийствах и грабежей армянского населения, где тогда было убито четниками, по показанию свидетеля Сулеймана Рашид оглы, 150 человек (выделено мной - Д.М.). Убийство и резня армян того селения были произведены в ночь на 15 ноября 1914 года, а с вечера всех взрослых мужчин армян собрали партиями, якобы для переписи, и затем ночью они все были убиты..." (30).
2. Из протокола дознания Сулеймана Решид оглы (60 лет, крестьянин с. Танзот Арданучского участка Артвинского округа):
"После занятия Ардануча четниками имам нашего селения Молла Ахмед Афар-оглы, Мухтар Ахмед Мехмед оглы и старшина Танзотского сельского округа Осман Ага Эзир-оглы тотчас же отправились в Ардануч, вооружились ружьями и присоединились к четникам... Кроме того, к четникам присоединились сыновья Мухтара - Осман Ахмед-оглы и Пейлюль Ахмед-оглы, а также объездчик Мухомед (так в документе. - Д.М.) Гуссейн оглы... Все они ушли в Турцию. В ту ночь, когда произошла резня в Ардануче, началась резня и у нас. Всего было убито около 150 человек (выделено мной. - Д.М.). В ночь резни четырем армянам, из которых я знаю Саркиса Кюрды-оглы и Акопа Крикорова, удалось спрятаться, но через два дня Осман Ахмед оглы разыскал их и собственноручно убил..."(31).
3. Из протокола дознания Вейсель Махмуд оглы (житель с. Танзот, Арданучского участка, Артвинского округа):
"По вступлении в Ардануч четников к ним тотчас же примкнули имам Молла Ахмед Афир-оглы, Мухтар Ахмед Мехмед оглы и старшина Танзотского сельского округа Осман Эзир Ага-оглы. Они первыми поехали в Ардануч и на следующий день вернулись оттуда, вооружённые ружьями, полученными ими от турецких четников (выделено мной. - Д.М.). Спустя день после их возвращения в Танзот, к ним прибыла первая партия четников в количестве, кажется, 20 человек. Потом стали прибывать всё новые и новые партии, причём одни уходили, а другие приходили. В общем, набралось свыше 100 человек. Имам, Мухтер (так в документе - Д.М.) и старшина Осман-ага стали уговаривать молодежь записываться в четники. Многие послушались их и, получив от четников ружья, примкнули к ним..." (32).
4. Из протокола дознания Петроса Туманова Вартаняна (40 лет, крестьянин с. Танзот Арданучского участка Артвинского округа):
"Когда четники вступили в Ардануч, старшина Танзотского сельского округа Осман Ага совместно с имамом нашего селения Молла Ахмедом и Мухтаром Ахмед Мехмед оглы отправились к ним, записались в четники и получили от них оружие. Затем, под влиянием их уговоров, почти все молодые танзотцы ходили в Ардануч записываться в четники, но из них турецкие четники выбрали лишь человек 40-50, приняли их и вооружили - остальных же забраковали, как неготовых к службе... Все эти лица уходили куда-то с четниками и через некоторое время вновь возвращались в селение... По слухам многие из них ходили далее под Ардаган..." (33).
Вышеприведенные данные - это всего лишь малая часть документов, позволяющих раскрыть и уточнить детали исследуемых трагических событий. Однако даже их вдумчивый анализ позволяет выявить очень важные детали. К примеру:
а) в показаниях всех свидетелей фигурируют некие турецкие четники (тур. çete - отряд, группа), которые, установив контроль над частью территории Батумской области, приступили к формированию из местных мусульман вспомогательных отрядов;
б) активное участие в организации этих отрядов, играла местная (туземная) власть в лице духовенства и выборного сельского начальства. Они вербовали мусульманскую молодежь и вооружали её оружием, полученным от турецких четников;
в) массовая насильственная казнь мужского армянского населения с. Танзот и аналогичные преступления в местечке Ардануч были совершены после того, как турецкие четники оккупировали эту территорию. Более того, в показаниях Сулеймана Решид оглы сказано, что: "В ту ночь, когда произошла резня в Ардануче, началась резня и у нас..." (34). Это говорит о том, что убийства имели скоординированный, а не спонтанный характер.
Все эти факты и следующие из них выводы требовали привлечения турецких данных, в первую очередь, для выяснения состава и принадлежности турецких четников, действовавших как профессиональные диверсанты на территории противника. После ознакомления с исследованием "Операции 3-й армии на турецком Кавказском фронте Первой мировой войны" (издание турецкого Генштаба), мною найдены искомые сведения. Оказалось, что единственной полувоенной структурой, действовавшей в Батумской области, являлась организация Teşkilat-ı Mahsûsa. Полувоенная она в том смысле, что была создана по инициативе центрального комитета партии "Единение и прогресс" (тур. İttihat ve Terakki) совместно с Военным министерством в последние дни скоротечной Второй Балканской войны (29 июня - 10 августа 1913 г.). Подробности этого этапа истории организации достаточно детально описаны в мемуарах А. Джемаль-паши (35) в разделе под названием "Временное правительство в Западной Фракии" (36).
По сути, это были отряды исламской милиции, состоявшие из идейных пантюркистов и панисламистов. Формально они не являлись ни солдатами, ни жандармами, ни полицейскими. В упомянутом мною турецком военно-историческом исследовании описывается участие этих "патриотов" в оккупации Батумской области и называются их идейные лидеры и командиры. Так, Риза-бей командовал отрядами на приморском участке, Бахаэддин Шакир-бей - в районе Артвина и Якуб Джемиль-бей, имевший в подчинении 450 членов организации, действовал вместе с прибывшим из Стамбула 8-м пехотным полком в направлении г. Ардаган (37). Относительно Риза-бея удалось установить только то, что он родился в Батуми и в 1930-х годах являлся членом турецкого парламента. А вот двое других - это личности примечательные и более "известные". Не вдаваясь в детали их биографий, скажу только, что Бахаэддин Шакир-бей и Якуб Джемиль-бей, спустя несколько месяцев после описываемых событий, стали активными участниками армянского геноцида на территории Западной Армении, в процессе которого руководили внесудебными казнями.
Таким образом, свой первый кровавый опыт эти палачи армянского народа, приобрели именно в ходе событий, именуемых аджарским восстанием. Прямых доказательств против них нет, но сопоставление фактов, наводит на мысль о том, что массовые казни христианского населения Батумской области, являлись спланированными акциями. Местные мусульмане, поддавшись пропаганде иллюзорных идей пантюркизма и панисламизма, не имевших в своей основе ничего кроме ненависти, стали смертоносным орудием в руках лидеров организации Teşkilat-ı Mahsûsa. Трагический результат этих событий, фактически стал первым актом драмы, известной впоследствии как армянский геноцид.
* * *
1) К 1914 году власть в Османской империи сосредоточилась в руках младотурецких лидеров во главе с Энвер-пашой, Талаат-пашой и Джемаль-пашой.
2) Масловский Е.В. Мировая война на Кавказском фронте 1914-1917 гг. Париж, 1933; Корсун Н. Г. Сарыкамышская операция на кавказском фронте мировой войны в 1914-1915 году. М., 1937; Его же. Первая мировая война на Кавказском фронте. Оперативно-стратегический очерк. М., 1946.
3) См.: Корсун Н. Г. Сарыкамышская операция... С. 16.
4) Новый энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.1.Спб.-Пг., 1911-1916. С. 467.
5) Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Изд. 7-е. Т.1. С. 426. В этом случае качество пояснения оставляет желать лучшего, хотя бы на основе того, что составители по какой-то причине разделили понятия Батумская область и Артвинский округ. Чтобы понять всю абсурдность этого разделения, достаточно взглянуть на карту Российской империи начала XX века, где чётко отмечено, что Батумская область состояла из Артвинского и Батумского округов.
6) См.: Сборник договоров России с другими государствами, 1856-1917. М., 1952. С. 204.
7) См.: Веру И.А. Батум и его окрестности. Путеводитель по Батуму. Справочный отдел. Адреса и объявления. Батум., 1910. С. 23.
8) Там же. С. 21.
9) См.: Лисовский В.Я. Чорохский край (военно-статистический очерк). Вып.1. Тифлис, 1887. С. 38-39. Около 4 тыс. переселенцев (махаджиров) впоследствии вернулись обратно.
10) См.: Лисовский В.Я. Чорохский край... С. 51.
11) См.: Обзор Батумской области за 1910 год. Батум, 1912. С. 1.
12) См.: Лисовский В.Я. Указ. соч. С. 53.
13) Там же.
14) Там же.
15) См.: Обзор Батумской области... С. 2.
16) Энциклопедический словарь Русского библиографического института. Т. 5. С. 99.
17) Там же. Т. 3. С. 572.
18) См.: Масловский Е.В. Мировая война на Кавказском фронте... С. 20-21.
19) Воронцов-Дашков Илларион Иванович (1837-1916) − граф, генерал-адъютант, генерал от кавалерии. Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В 1881-1897 гг. − министр императорского двора и уделов. В 1905-1915 гг. − наместник царя на Кавказе и командующий Кавказским военным округом. В годы Первой мировой войны командующий Кавказской армией. После ухода в отставку (1915) со всех военных постов и до смерти оставался членом Государственного совета.
20) Российский государственный военно-исторический архив (далее РГВИА). Ф. 2100. Оп.1. Д. 713. Л. 3.
21) После присоединения Батумской области к Российской империи начались работы по созданию в районе Батума и его окрестностей долговременных укреплений. К 1887 г. укрепления образовали пограничную приморскую крепость, названную Михайловской. Общее управление крепостью осуществлял комендант. По отношению к расположенным в пределах крепости (крепостного района) войскам он исполнял обязанности начальника гарнизона.
22) Это было связано с мобилизационными мероприятиями применительно к европейскому театру военных действий, так как не о какой войне с Османской империей на тот момент не было и речи.
23) РГВИА. Ф. 2100. Оп.1. Д.727. Л. 32.
24) Там же. Л.236-237.
25) Там же. Л. 156-156об.
26) См.: Веру И.А. Батум и его окрестности... С. 104.
27) Пластуны (т. е. лежащие пластом) - личный состав пеших команд и частей Кубанского, Донского и Терского казачьих войск.
28) 4 пешие сотни 1-го Кубанского пластунского батальона, 1 конная и 3 пешие сотни пограничников. Общая численность не более 1,5 тыс. человек.
29) РГВИА. Ф. 13138. Оп.1. Д.54. Л. 2об.
30) Там же. Д. 770. Л. 3.
31) Там же. Л.66.
32) Там же. Л. 66 об.
33) Там же. Л. 66 об - 67.
34) Ахмед Джемаль-паша (1872-1922) - турецкий военный и государственный деятель, один из лидеров партии "Единение и прогресс". "Младший партнёр" Энвер-паши и Талаат-паши по триумвирату. В годы Первой мировой войны занимал посты морского министра и командующего 4-й турецкой армией (Сирийско-Палестинский фронт).
35) См.: Джемаль-паша. Записки 1913-1919 гг. / Пер. с англ. Тифлис, 1923. С. 39-41.
36) Birinci Dünya Harbinde Türk Kafkas Cephesi 3 ncü Ordu Harekâti [Cilt II, Birinci Kitap]. Ankara: Genelkurmay Basim Evi, 1993. S. 601-602.
Постоянный адрес новости: