Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSВоскресенье, 2024-12-22, 10.24.13
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
«Зеленная»Турция
AdminДата: Вторник, 2010-10-05, 05.27.34 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline
«Зеленная»Турция

Armenia Today 05.10.2010

Правящая партия Турции надеется на длительное пребывание у власти при опоре на исламские ценности.

В последнее время Турция заметно активизировала свои действия на международной арене и провела ряд важных внутриполитических мероприятий, что привлекло к ней повышенное внимание мировой общественности и СМИ. Если еще несколько лет тому назад часто спрашивали: «Пойдет ли Турция по пути дальнейшего развития светского общества и интеграции в Европу или предпочтет вернуться к исламским духовным ценностям и традициям», то сейчас политологи и обозреватели чаще дискутируют на тему: «Как быстро осуществится и насколько далеко зайдет начавшийся «де-факто» процесс исламизации страны?».

Поворот в этом направлении был начат с приходом к власти в Турции умеренно исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) еще в 2002 году. Но ей потребовалось 8 лет, чтобы укрепиться у власти и создать условия к постепенной смене светской, прозападной модели государства, основы которого закладывал его основатель Кемаль Ататюрк (отец турок), на идеологию так называемого просвещенного ислама и пантюркизма. В какой-то степени этот процесс можно считать объективным. Ведь старые и новые турецкие элиты уже многие годы борются за власть. Сегодня мы являемся свидетелями медленной смены модели государственного устройства: место секулярной, антиклерикальной республики Ататюрка (демократической формально, но ориентированной на авторитарно-военную модель) занимает нечто новое.

В стране появился новый класс преуспевающих граждан, ориентированных на традиционные исламские ценности и традиции. Этих «новых турок» уже прозвали «анатолийскими тиграми». Именно их деньги проложили дорогу к власти исламским консерваторам во главе с Реджепом Эрдоганом. Следует отдать должное, за время нахождения у власти ПСР Турция заметно укрепилась экономически, преодолела слабость финансовой системы, построила современное, демократическое общество, демографически стала одной из наиболее благополучных в мире, превратилась во всех отношениях в ведущую региональную державу.

Этапным событием в политической жизни Турции стал прошедший 12 сентября т. г. всеобщий референдум по внесению инициированных ПСР 26-ти весьма важных поправок в конституцию страны. Несмотря на то, что только 58% избирателей высказалось «за» поправки (42 % - «против»), что свидетельствует о сохраняющемся расколе турецкого общества, лидеру партии и премьер-министру Турции Р. Эрдогану удалось решить два важных для себя стратегических вопроса: уменьшить роль и влияние военной верхушки и судебной системы на дальнейшие политические процессы в стране. Остальные поправки, направленные на демократизацию общества и укрепление системы парламентаризма, носили лишь второстепенный характер и больше предназначались для привлечения электората к участию в этом мероприятии и внимания структур ЕС.

Общеизвестно, что турецкие военные неоднократно совершали государственные перевороты и играли роль арбитра во всех внутриполитических конфликтах. Теперь вероятность новых вооруженных выступлений армии или отстранения правящей партии от власти решением Конституционного суда значительно снизились. Одновременно ПСР накануне парламентских, 2011 года, выборов провела как бы пробу своих сил и наглядно продемонстрировала турецкому обществу, что на сегодня ей нет сколько-нибудь равной по влиянию в стране оппозиционной и конкурентной партии. Можно ожидать, что Р. Эрдоган и его соратники, одержав победу на очередных парламентских выборах, пойдут на более радикальный пересмотр конституции страны и могут предложить вариант превращения Турции из парламентской в президентскую республику.

При любом государственном устройстве страны ислам, судя по всему, останется важнейшим инструментом дальнейшего сплочения турецкого общества и главной идеологической платформой правящей партии. Именно опора на ислам, по взглядам Р. Эрдогана и его окружения, должна обеспечить ПСР длительное пребывание у власти.

Не меньшая роль отводится турецкими правящими кругами и более активному использованию исламского фактора в своей внешней политике. Причем здесь определяющим является не только и не столько идейные и религиозные убеждения самого Р. Эрдогана и его соратников по ПСР, а жесткий прагматичный взгляд на складывающуюся в регионе и в мире новую конфигурацию мироустройства и международной взаимозависимости. Турция не может остаться в стороне от объективно набирающего обороты процесса дальнейшего распространения по планете ислама, как наиболее молодой и популярной мировой религии, а вслед за ней и исламской идеологии (политического ислама). Анкара понимает, что взятая ею на себя роль региональной державы, расположенной между Востоком и Западом, Югом и Севером, обязывает ее становиться и одним из лидеров мусульманского мира.

Затягивание вопроса о принятии Турции в Евросоюз, а также признание США и другими западными странами Геноцида армян в 1915 году объективно подталкивают Анкару к ускоренному сближению с исламским миром. Причем, турки весьма внимательно следят за процессом распространения ислама и в самой Европе, в том числе и через бывших своих граждан, например, в Германии. Исламизация Европы уже ни для кого не является секретом и с каждым годом становится все более очевидным фактом. В какой-то мере турки хотели бы противопоставить себя исламским фундаменталистам и религиозным экстремистам. Несмотря на некоторое охлаждение турецко-американских отношений, новая администрация США не скрывает своей заинтересованности в поощрении распространения именно такого, умеренного, «цивилизованного» ислама.

Р. Эрдоган рассчитывает также подкрепить свой внешнеполитический курс на восстановление позиций и влияния Турции, прежде всего, в границах бывшей Османской империи, уже не на прежней, колониальной, а на новой - политической, торгово-экономической, культурной, религиозной, идеологической основе, путем распространения идей пантюркизма и умеренного, светского ислама.

Чтобы повысить свой авторитет в мусульманском и арабском мире правительство Р. Эрдогана предприняло ряд неоднозначных внешнеполитических шагов, которые привлекли к себе внимание мирового сообщества. Наиболее одиозной затеей можно считать попытку силового прорыва блокады сектора Газа, так называемой «Флотилией свободы». Заведомо провокационная акция турецких исламистов привела к напрасной гибели и увечьям людей, резкому ухудшению турецко-израильских отношений. Расчет был на компенсацию потерь от разрыва с Израилем за счет сближения с «врагами» Израиля (Ираном, Сирией, другими мусульманскими и арабскими странами).

Голосование в Совете Безопасности ООН против новых санкций в отношении Ирана, срыв переговоров по мирному урегулированию кипрской проблемы, отход от курса на нормализацию отношений с Арменией, военные поставки одной из сторон нагорно-карабахского конфликта (Азербайджану) - все это, по мнению турецких властей, должно было укрепить их позиции в исламском мире и среди исламистских, правых сил внутри страны. Трудно сказать, насколько эти акции повысили авторитет Турции среди мусульманских государств, но то, что они заметно дестабилизировали общую ситуацию в регионе - это однозначно.

Если дальнейший процесс исламизации Турции будет сопровождаться подобными внешнеполитическими шагами, то вполне возможно, что вместо ожидаемого роста авторитета и влияния страны в мире и регионе правительство Р. Эрдогана получит обратный результат: изоляцию Турции на международной арене. Уже сейчас можно констатировать, что широко объявленный курс Р. Эрдогана на «ноль проблем с соседними государствами» потерпел фиаско. Нет пока сколько-нибудь заметного прогресса и в решении большинства внутриполитических проблем, в частности, курдской, неудовлетворительно и положение других национальных меньшинств в Турции.

Трудно сказать, как будет в дальнейшем реагировать на исламизацию страны воспитанное в основном на умеренных религиозных взглядах и светских традициях турецкое общество. Как поведут себя военные, представители других силовых структур? Удастся ли Р.Эрдогану и дальше сохранить сложившийся на период прошедшего референдума довольно хрупкий баланс политических сил? Не появится ли в стране какая-нибудь третья сила в лице крайних исламистов или экстремистов? Станет ли Турция одним из подлинных лидеров мусульманского мира или будет идти на поводу Ирана? На многие подобные вопросы можно будет получить ответ после предстоящих в 2011 году парламентских выборов в Турции.

Станислав Иванов (rus.ruvr.ru)



Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz