Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 2024-11-16, 22.57.48
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: SEA  
Об общности азербайджанцев с баранами Профессор Гасан Гулиeв
SEAДата: Четверг, 2011-01-13, 23.09.11 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


 Об общности азербайджанцев с баранами



Надо набраться ментальной смелости, чтобы без всяких комплексов признать особую менталообразующую роль культа барана. Многое зависит от нашей субъективной позиции: прошлое, менталитет и реалии жизни большинства традиционных азербайджанцев невозможно представить без культовой роли барана...

Для наших предков были священны три культа: семья, конь, баран. Семья символизировала устои общества (и юрд - родину): она служила надежной гарантией преемственности традиции. Конь символизировал наиболее важные аспекты типичной жизни - полукочевое скотоводство и героические военные странствия. А культ барана, олицетворяя прагматическое благополучие, способствовал формированию ключевых черт традиционной жизнедеятельности - парадигм мужского и женского образа жизни. В архаичный период именно эти культы сыграли важную роль в становлении важных параметров менталитета. Они постоянно подпитывали традиционную жизнь необходимой ментальной энергией: во многом благодаря этому до сего дня сохранилась доминантная роль семьи, неизменным остался культ барана, частичному забвению предан лишь культ коня. Но здесь мы рассмотрим архетипичную роль культа барана.

Культ зародился на почве осознания прагматической значимости "барана" - его роли в удовлетворении основных жизненных потребностей и становлении специфичного образа жизни, мировоззрения. Именно баран стал основным поставщиком продуктов питания и прежде всего культового мяса, а кожа и шерсть дали "пищу" для национальной одежды. Наконец, и самое главное, кочующие стада заложили основы архетипичного образа жизни: из глубокой истории дошли до современности несомненные прагматические следы культовой роли барана. У тюрков есть миф о происхождении своих предков от Небесного Волка (в некоторых версиях волк предстает как спаситель рода). На самом деле прагматически более достоверна иная версия: подлинным спасителем был баран - поставщик "жизни" и типичного образа жизни. Именно по этой причине баран был возведен в особо почитаемый культ. Это подтверждено и научными исследованиями: в различных ареалах Великой степи археологами найдено множество тотемных фигур барана, образ барана фигурирует на наскальных рисунках, его роль в зарождении архетипичной жизни зафиксированы в эпосах, исторических сведениях. Вокруг культа барана зародилась сложная инфраструктура ремесел (технология), ставшая неотъемлемой частью ментальности и оказавшая сильное влияние на генезис архетипичного образа жизни.

Культ барана, символизируя материальное благополучие (достаток, богатство и т.д.), предопределяет определенное духовное настроение (самосознание). Сохранение культовой роли барана можно объяснить именно тем, что без него почти невозможно представить типичный образ жизни азербайджанцев и понять некоторые аспекты их менталитета. Понятно, что современные азербайджанцы могут принять иную модель жизни, которая позволит предать забвению этот культ. Но вряд ли это удастся осуществить: если наш менталитет останется в неизменном виде: Но вместе с метаморфозой какой-то части ментальности скорее всего начнется спонтанное разложение основ традиции. Ведь культ барана является одним из ключевых менталоформирующих факторов: "баранья тотемная аора" была той реальной почвой - атмосферой, которая продуцировала особый образ жизни древних тюрков и , в частности, своеобразные мужскую и женскую парадигмы (миры).

От культа барана (и симбиозно связанного с ним культа Волка) зародились многие черты ментальности. Ненасытность азербайджанцев на мясо (причем культовое почитание баранины): подобно волку они пасут вольчьи стада ради удовлетворения этой ненасытной тяги к мясу. Своеобразие ментальности во многим проистекает из особого симбиоза волчье-бараньих тотемных черт. Для понимания специфики такого симбиоза уместно обратить внимание на некоторые экологические аналогии. Согласно экологии поведение популяций волк-баран и их бытие во многом зависит от сохранения симбиоза в режиме гомеостаза - механизм регуляции каждой популяции связан особым образом с коллизиями другой (и наоборот). Жизнь и экологическое качество популяций зависят от поддержания гомеостаза: если чрезмерно минимизируется "волчья популяция" (доминанта черты характера), гипертрофируется "баранья популяция" (черта характера)? И наоборот.

В ментальности азербайджанцев, которая зародилась в атмосфере тотемного почитания и Волка и Барана, заметно присутствие "бараньих и волчьих" черт: от культа барана они обрели очень высокий порог толерантности, стадного послушания и спокойствия, прагматическую расчетливость. От волка обретены: скрытое трудно прогнозируемое проявление индивидуальности - поведения. взрывная агрессивность, неиссякаемая мобильность, тяга к вождизму и т.д. В ментально полноценном азербайджанце сохраняется гомеостаз (равновесие) "волчье-бараньих" качеств. Но если одна из доминант, в силу тех или иных причин, спонтанно деградирует, то столь же спонтанно гипертрофируется другая. Наблюдаемое в последнее время "ослабление волчьего" в образе жизни азербайджанцев, может привести к опасному гипертрофированию "бараньих" черт - популяция может превратиться в "больное" стадо с явно аномальной толерантностью, уродливым прагматизмом и т.д. Отсутствие "волчьих" черт ведет к нарушению гомеостаза и в итоге происходит чрезмерно уродливый рост "бараньих черт", что превращает азербайджанцев в негативных мутантов.

Зарождению культа способствовали ряд объективных импульсов: баран был одним из основных источников национального меню (мясо, молоко, масло, сыр, айран и т.д.), поставщиком наиболее значимых аксессуаров бытовой жизни (одежда и обувь, постель и т.д.), стимулом для развития ремесел (прежде всего коврового искусства). В отношении азербайджанцев к барану (как культовому мясу) явно проступает мотив "вольчьего культа" - : они ненасытны на мясо и ощущение полноты жизни связано с ритуалом поедания мяса. Без мяса жизнь превращается в сплошное "волчье завывание" на очень плохую судьбу (гисмет). В культово "бараньей жизни" явно доминирует волчий фактор постоянного поиска мяса. Все это оказало существенное влияние на генезис ментальности (формирование культа гостеприимства и застолья, многих ритуалов, специфичных ремесел и т.д.). На базе симбиоза этих двух тотемов возникла своеобразная экологическая модель жизни: традиция культивировала постоянную "охоту" на барана, питалась его мясом и производила наиболее важные элементы национального меню, ассортимент одежды и кожаных изделий, ковер и т.д.

Культ "баран" символизировал не только достаток - ментальную полноту жизни, но и обеспечивал "чистоту, уют" среды обитания. Особо следует отметить роль этого культа в зарождении своеобразных черт мужского и женского образов жизни, составивших основу менталитета. Даже ныне в селах мужчины ведут полукочевую жизнь (ритмы яйлаг-гышлаг). Баран задавал особый алгоритм мужского образа жизни: поиск пастбищ, обеспечение безопасности стада, стрижка шерсть, изготовление инструментария для построения особой "бараньей" технологии - переработки первичного сырья в образцы культуры, А образ жизни женщин строился на ином "бараньем" алгоритме: привязанные к очагу (оседлой жизни), они преимущественно занимались воспроизводством "бараньих субпродуктов": почти весь год заняты специфично женской работой (получение сыра и масла, переработка шерсти в одежду, постель и конечно же ковроткачество). Как видно, "баран" загружает жизнь мужчин и женщин особыми моделями жизни (парадигмами работы) почти на весь год: самое главное в их активном сознании функционировали эти специфичные "бараньи" парадигмы, которые задавали алгоритм жизни и тип работы. Именно в этом смысле уместно говорить о влиянии культа барана на становление многих черт традиционной жизни и архетипичного сознания азербайджанцев. Без барана (и мяса) почти немыслима их ментальность: азербайджанцам трудно представить вкусную пищу, провести на должном уровне пиршество (застолье), мыслить достижение полноты бытие и сытости, благополучия семьи и многое другое. Образ (культ) барана сидит в бодрствующем архетипичном сознании (а не в его потемках) и придает думам азербайджанцев о вкусной еде и застолье, благополучии и богатстве типично "бараньи" ассоциации. Как ни странно, архетипичный образ барана излучает ментальное представление о счастье и возможно поэтому для традиционных азербайджанцев модель реальной погони за счастьем очень часто ассоциируется с наращиванием стада.

В этом плане важно обратить внимание и на ментально "валютную" роль культа барана. Для азербайджанцев "баран" - был и остается самой надежной валютой на все случаи жизни. Когда азербайджанцы по какому-либо поводу заключают пари, то проигравший обычно обещает "гонаглыг", разумея так или иначе принесение в жертву барана (мясо на трапезу). По сей день практикуется ритуал приношения барана в качестве презента (не осуждаемая традицией мелкая коррупция), а сельские свадебные ритуалы предполагают "бараний калым". Почти каждое важное событие жизни (праздники, повышение в должности, рождение детей, знаковые этапы карьеры и др.) дают повод для пиршеств, немыслимых без "барана".

Традиционная жизнь построена таким образом, что "баран" (с древности по сей день) выполняет роль конвертируемой валюты: чем больше баранов, тем больше шансов на успех - удачные маневры в социуме. Это звучит тривиально с современной рыночной позиции: но дело в том, что предки азербайджанцев успешно освоили и узаконили рыночную (меновую) функцию барана и пользуются этой валютной системой по сей день. Возможно, именно этот аспект культа барана сыграл важную роль в формировании у азербайджанцев ярко выраженного архетипичного влечения к рыночной жизни. По сей день "баран" непроизвольно ассоциируется с рынком и служит источником доходов: типичные азербайджанцы (особенно сельские) осуществляют расчет многих реальных дел и решение семейно-социальных проблем "бараньей валютой". Культ барана ориентирует их на воплощение своеобразной рыночной модели жизни, в которой ключевую роль играют параметры стада: в архетипичном сознании "баран" фиксируется как источник жизни и богатства, эквивалент надежной валюты, важный стимулятор позитивных эмоций и надежд. Образно "стадо" прокладывает путь к желаемому процветанию. По жизни азербайджанцы пасут реальное стадо, а в архетипичном сознании культ барана "пасет" их ментальное поведение.

Культ барана реанимирует в сознании позитивные воспоминания о коллизиях нашей ментальности. Благо, что именно этот прагматичный культ сыграл исключительную роль в становлении многих параметров традиционного образа жизни. Эти важные черты менталитета сохранились до сего дня благодаря прагматической значимости данного культа: "стадо", выдержав все испытания истории донесло до современности многие черты далекой архаичной жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести несколько дней в альпийском яйлаге в обществе чабанов: мы увидим образ жизни очень далеких предков. И за это должны, конечно же, быть признательны удивительным чертам культа барана, давщим предкам надежную гарантию на сохранение особого образа жизни. Наше современное трепетно "мистическое" отношение к этому культу обусловлено, наверно, архетипичным осознанием его фундаментальной роли в рождении и сохранении менталитета. Стадо и ныне обеспечивает многих не только достатком и благополучием, но и возможностью погружения в атмосферу подлинно ментальной жизни.

Наши предки поклонялись тотемным изображениям барана, ибо они лучше нас знали и представляли его культовую роль. Современное иронично-скептическое отношение к "барану" достойно сожаления. Это является проявлением нашего неуважения к прошлому и ослабления энергетики влияния ментальности. В современном чувстве стыдливости, провоцируемое негативными ассоциациям вокруг образа барана, содержится, наверно, момент осознания и признания недостойности нашего отношения к прошлому. Надо набраться ментальной смелости, чтобы без всяких комплексов признать особую менталообразующую роль культа барана. Многое зависит от нашей субъективной позиции: прошлое, менталитет и реалии жизни большинства традиционных азербайджанцев невозможно представить без культовой роли барана. Осознание этого и может помочь нам выйти из той неловкой ситуации, когда какому-то современнику вдруг становится неловко создавать культ барана. Но дело в том, что этот культ создан давным-давно и на нем держится традиционная жизнь. В сознании предков и современных типичных азербайджанцев культ барана не продуцирует негативные ассоциации. Вспомним еще раз: в азербайджанской лексике "игид и гоч" синонимы. Это значит, что в архаичное время "гоч" заслуживал такого же уважения как игид. Некоторым нашим современникам, видимо, явно недостает "волчьей" смелости признать исключительно позитивную роль культа (тотема) барана в генезисе и сохранении ментальных основ жизни.

Профессор Гасан Гулиев

Kultura.Az http://kultura.az/articles.php?item_id=20080515121854703&sec_id=9.
 
SEAДата: Четверг, 2011-01-20, 19.00.25 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
 
SEAДата: Четверг, 2011-01-20, 19.01.09 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
 
SEAДата: Вторник, 2011-03-08, 21.17.50 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
 
Andranick0853Дата: Пятница, 2012-06-22, 19.57.45 | Сообщение # 5
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 2
Статус: Offline
happy
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz