Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 2024-12-25, 08.44.36
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
От “Ты кто такой? Давай, до свидания!” до марша “Талышистан”
AdminДата: Вторник, 2012-07-10, 22.14.28 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


Мейхана – исконно татско-талышский музыкальный жанр
- Попавшая в Youtube песня "Ты кто такой? Давай до свидания!” братьев Рустамовых из приграничного с Ираном Астаринского талышского района на юге Азербайджанской республики стала не то что хитом, но приобрела почти глобальный масштаб, превратившись в заметный элемент внутриполитического дискурса России и Азербайджана. Достаточно сказать, что ролики с разными вариантами этой песни имеют уже десятки миллионов просмотров. О феномене этой песни, а также о недавно появившемся в сети марше “Талышистан” – беседа корреспондента Voskanapat.info с известным востоковедом, профессором Гарником АСАТРЯНОМ.
- Трудно понять, почему эта песня вдруг именно сейчас стала таким вселенским хитом – возможно, есть какие-то глубинные причины столь восторженного восприятия этого музыкального жанра. Да это и не важно. Главное – факт того всеобъемлющего наднационального восприятия народной песни из сокровищницы музыкального искусства талышского народа, наиболее крупного негосударственного этноса Южного Кавказа и самого большого из автохтонных народов в Азербайджане. Талыши компактно проживают на юге республики (более миллиона человек). Это, действительно, отрадное явление – объект, так сказать, региональной гордости. Как бы то ни было, песня, "Ты кто такой? Давай до свидания!” уже внесла свою лепту в популяризацию в России и в мире народного искусства талышей и Южного Кавказа в целом.
- Но в СМИ представляется так, что эта песня – образец азербайджанского музыкального жанра, называемого мейхана, свойственного якобы только Азербайджану.
- Это верно в том смысле, что талыши – граждане Азербайджанской Республики. Их земля – северный Талышистан – сегодня в составе Азербайджана (южная ее часть находится в Иране). Но, по сути, мейхана, как музыкальный жанр, - зародился в среде иранских этносов юго-восточного Кавказа – талышей и татов. Ведь само название “мейхана” имеет смысл только в языках этих народов; на азербайджанском языке оно никак не может быть объяснено. Это – сложное слово, состоящее из персидского “мей”-вино, и “хана”-дом, то есть “питейный дом, кабак”. Понятно, что название жанра идет именно отсюда – в старые времена куплеты исполнялись преимущественно в кабаках, тавернах… Больше всего мейхана имела хождение среди татов, которые говорят на татском языке, некоей разновидности кавказско-персидского, и этнически очень близки к талышам. Среди татов и талышей известны имена многих мейханачи (мейханистов), как, например, Али Ага Вагида, снискавших большую популярность в народе.
- Судя по интернет-версиям и тому, что показано по российскому телевидению, мейхана – это вид народной песни типа русских частушек. А, вообще, откуда идет эта традиция?
- Мейхана восходит, скорее всего, к традиции муназира, когда двое при дворе правителя – шаха, эмира и т.д. – или где-то еще, при собрании зрителей активно дискутировали друг с другом, а присутствующие живо реагировали на их спор-соревнование. Это могли быть и философские дебаты, и поэтическое состязание и так далее. При дворе халифов, например, мусульманские богословы могли устраивать теологические дискуссии с иудеями или христианами. Высоко ценились уместное употребление слова, удачные идиомы, речевые обороты, логика изложения мысли и, конечно же, остроумие. Зрители при этом могли выражать возгласами свою поддержку и одобрение той или иной стороне. Но в дальнейшем, в ирано-мусульманском обиходе муназира была профанирована просто до поэтических состязаний, как правило, в несложном монотонном музыкальном сопровождении. Сохранились предания о баталиях гусанов (менестрелей, бардов) в древнем Иране. Собственно, мне кажется, жанр мейхана возник путем контаминации древнеиранской гусанской традиции с муназира.
- А ашуги? В Азербайджане пишут, что мейхана связана с “исконно азербайджанской традицией ашугов”.
- Ашуги, или странствующие барды – интереснейшее явление в позднем мусульманском средневековье, основанное на суфийской, мистической, традиции ислама. Только с какой стати характеризовать его как азербайджанское? Оно свойственно огромному региону – Ирано-Кавказскому и Малой Азии. Были персидские, талышские, татские, армянские и, разумеется, тюркоязычные ашуги. Саят-Нова, например, считал себя ашугом и пел на армянском и грузинском языках, а также на языке закавказских турок (что ныне называют азербайджанским языком). Подлинно тюркской может быть, разве что, традиция озанов, но и само это слово, по мнению большинства специалистов, восходит опять-таки к иранскому (парфянскому) госан, как, впрочем, и армянское гусан. Первоначально ашуги в своих песнях восхваляли Бога в мистическом толковании. Только в дальнейшем, при упадке суфийских братств, мистику заменила любовная лирика. Термин ашуг (или ашыг) восходит к арабскому ашик, то есть “влюбленный” - в Бога, а не в женщину.
- Но давайте вернемся к мейхане братьев Рустамовых. В Азербайджане, как представляется, этому не особенно рады. Кажется, одно из обвинений, инкриминированных недавно арестованному талышскому интеллигенту, редактору талышской газеты Гилалу Мамедову – популяризация мейханы “Давай, до свидания”.
- Естественно, ибо то, что в течении кратчайшего периода сделала эта песня – в плане поднятия национального духа талышей и популяризации талышской культуры, самобытность которой постоянно оспаривают в Азербайджане, невозможно было бы сделать за многие годы усиленной и целенаправленной работы национальной интеллигенции. Я уже не говорю о том, что благодаря “Давай, до свидания!” все в бывшем Союзе и даже за его пределами узнали, кто такие талыши.
- Собственно, в этом, видимо, и причина нервозности азербайджанских властей.
- Да, но они изо всех сил стараются повернуть русло течения событий в сторону своих интересов – организовывают по бакинскому телевидению эдакие идиллические “азербайджанские” посиделки с певцами, мол, “Давай, до свидания!” - наше собственное дело. Славословие в адрес азербайджанского языка (“Да стану я жертвой азербайджанского языка!”) – судя по всему, является “указанием свыше”: подобные клише вообще не свойственны традиции мейхана…
- На днях в сети появился ролик с маршем «Талышистан», который, кажется, тоже активно набирает популярность. Люди скачивают его, используют в рингтонах телефонов, открывают им молодежные тусовки и т.п.
- Верно, я несколько раз просмотрел этот ролик. Отличная вещь – это, скорее, даже гимн, а не марш. Мне он напоминает по своей торжественности “Оды” известных европейских композиторов ХIХ века, а по политическому пафосу – добротный гимн государства.
Думаю, это не случайно, что именно на пике популярности “Давай, до свидания!” марш “Талышистан”, впервые прозвучавший в первой половине мая текущего года, появился в сети. Очевидно, что Талышская Идея переживает сейчас подъем, что находит отражение и в творческой, музыкальной жизни этого древнего и интереснейшего этноса.



Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz