Admin | Дата: Понедельник, 2011-10-10, 09.49.17 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline
| charset="utf-8"> data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >
В Киеве 22-23 августа в актовом зале Рады национальных обществ Украины прошла двухдневная конференция, посвященная празднованию двадцатилетия независимости Украины "Мы - украинцы". На конференции также говорилось о толерантности в Азербайджане, корреспондент UA-Report.info решил спросить, как в действительности обстоят дела у самих представителей национальных меньшинств этой страны. Наш собеседник - лидер Движения за возрождение Талыша Ф.Ф. Абосзода.
– Здравствуйте, г-н Абосзода, спасибо, что приняли наше предложение о присоединении к нашей инициативе!
– Здравствуйте, друзья! Спасибо за предложение! Разумеется, идея наших друзей из Украины пришлась нам очень по душе, за что мы можем только поблагодарить их! Инициатива очень своевременная и ответственная, понятно, что и отношение к ней должно быть соответственным, к чему мы будем стремиться с полной ответственностью. В течение долгих десятилетий наши народы жили в составе одного государства, даже назывались братскими, хотя не было необходимости в этом, так как народы и так являются братьями, потому что все они созданы Всевышнем. При этом нельзя забывать, что в истории бывает немало моментов, когда и брат подымает руку на родного брата, это нам известно на примере сыновей Адама на заре рождения человечества…
После известной «геополитической катастрофы» двадцатилетней давности мы все разошлись по собственным квартирам, что нарушило традиционные связи между нашими народами. Результатом этого является то, что, несмотря на торжество интернет технологий по всему миру, мы, некогда граждане одного государства, сегодня знаем друг о друге меньше, чем о далеких нам народах. Если учесть, что в новообразованных государствах на постсоветском пространстве так называемые «титульные народы» имеют все возможности для пропаганды своей культуры и достижений на территории других государств, мы, представители малых народов, в одночасье оказавшись в положении меньшинства, не имеем таких возможностей. Правительства этих независимых ныне государств зачастую расходуют немало средств только для манипулирования общественным мнением в соседних странах, дабы замаскировать суть проводимой ими национальной политики, целью которой является ассимиляция и уничтожение «нетитульных» народов, проживающих на территории этих стран. В этом свете данная инициатива наших коллег является очень кстати.
Я думаю, было бы уместно, если мы начнем свою беседу с вами с новой инициативы информационного портала Day.Az под названием "Наш Азербайджан: Вместе мы сила". Первое ознакомление с данным заголовком, по-моему, в принципе должно вызвать у постороннего читателя приятные ощущения. Но если быть внимательным, точнее информированным о реальном состоянии межэтнических отношений в Азербайджане, то ситуация моментально меняется в противоположную сторону.
Чтобы не быть голословным, давайте продолжим ознакомление с данным информационным сообщением Day.Az, где в продолжении говорится, что целью данной инициативы «является оказание содействия в объединении азербайджанцев всего мира».
– Разве вы не являетесь азербайджанцем?
– Мы-то являемся азербайджанцами, то есть гражданами Азербайджанской республики, наряду с представителями свыше ста других национальностей, в том числе и украинцами, проживающими на этой земле. Но, насколько я понимаю, в каждом государстве главным является не то, кем ты себя считаешь, а то, кем тебя считает высшая власть! Если учесть, что официально в АР принято считать азербайджанцами только представителей тюркского этноса, становится ясным, что термин «азербайджанец» является ничем иным, как хорошо продуманным средством для манипулирования, причем исключительно для внешней аудитории. То есть, власть умело жонглирует этим термином перед мировым сообществом, а внутри страны под этим термином активно занимается ассимиляцией нетюркских коренных этносов этой земли, лишая их обычных прав на существование. Для наглядности проведем небольшое сравнение со временами пребывания правительства Народного фронта у власти, когда официальная пропаганда во весь голос трубила, что «Тюрк не имеет друга кроме самого тюрка». По-вашему, в чем разница между этим лозунгом и словами «Вместе мы сила, целью которой является оказание содействия в объединении азербайджанцев всего мира», если учесть, что азербайджанцами в Баку официально принято считать только представителей тюркского этноса, как я об этом уже говорил? Когда президент АР говорит об отношениях с Арменией, он в открытую утверждает, что «образованием государства Армении тюркский народ разделился на две части». Обратите внимание: он же не говорит об азербайджанцах, а говорит только о тюрках! Это о чем говорит? Думаю, стало понятно, почему мы выступаем против этого злополучного термина, который является удачным прикрытием истинных целей официального Баку в отношении нетюркских народов этой земли!
– Это – мнение официальной власти. А какова позиция общества в этом вопросе?
– Думаю, будет справедливо, если мы оставим в покое простых граждан, и будем говорить об обратной стороне наших властей – об оппозиции. Вот слова И. Камбара – руководителя самой большой оппозиционной партии Азербайджана - «Мусават»: «Целью нашей партии является добиться благополучия для каждого азербайджанца, то есть азербайджанского тюрка»!? Руководитель другой крупной оппозиционной партии – Р. Кулиев, кто, видимо, под воздействием американского пива, которое он очень любит, вдруг стал заниматься написанием книг по истории Азербайджана, единственным способом решения национального вопроса видит в выселении коренных народов на территорию России, либо в их уничтожении! Как говорится, комментарии излишни! И сегодняшняя азербайджанская оппозиция, и общество в своей основной массе, и правозащитные организации недовольны действиями властей по всем направлениям ее социально-экономической политики. Кроме одного: национального вопроса! Только в этом вопросе они едины с властями, что является явным показателем убогого состояния всего азербайджанского общества в целом. Кстати, более всестороннюю информацию по этому вопросу можно узнать, ознакомившись с активными дискуссиями на эту тему, которые в настоящее время развернулась на страницах ИА «Tolishpress» (http://tolishpress.org/news/1569.html ; http://tolishpress.org/news/1568.html ).
– Думаю, пора уже поговорить о вашем народе – талышах
– Хорошо, можно привести конкретные примеры из жизни талышского народа.
Талыши – один из многочисленных иранских народов, с незапамятных времен населяющих Северо-Западную часть Ирана. Они являются потомками первых государственных образований, созданных в глубокой древности на этой земли, в том числе древней Мидии и Атропатены. К началу русско-иранских войн первой трети XIX века на Южном Кавказе талыши были единственным этносом, кто имел свое национальное государство под названием Талышское ханство. В результате этих войн часть нашего народа была присоединена к Российской империи. После октябрьского переворота 1917 года большевики нас передали «Азербайджанской ССР», а после 1991 года мы поневоле (потому что ни в 1917, ни 1991 году никто не спрашивал талышей об этом) оказались в составе Азербайджанской республики. Что произошло с талышами за прошедшие 20 лет?
Для убедительности приведу такое сравнение: Большинство украинцев по праву обижаются на русских, когда они произносят фразу типа «на Украине». Правильно? Уверен, что да. Потому что каждый народ сам решает и знает, кем он является и каким образом посторонние должны называть его и его Родину. А что происходит с нами? Несмотря на то, что тысячелетиями наша Родина называлась «Талыш», «Талышстан», власти АР взяли и переименовали ее на «Южный регион Азербайджана». Вам о чем-то говорит это? Думаю, всем понятно, в каких целях это делается. Это - во-первых. Во-вторых, где видно, чтобы сверху именовали тот или иной народ? Каждый народ имеет свое этноназвание. А у нас власти решают какой народ каким именем надо называть! Вот по этой причине большинство талышей в Азербайджане называют азербайджанцами, т.е. тюрками! В этой связи возникает вопрос о численности талышей в АР. Согласно итогам официальной переписи населения 2009 года, в АР проживает всего 112 тыс. талышей, а в моем родном Ликском (Лерикском) районе – чуть больше двух тысяч указываются как талыши!
Оставив в стороне наши собственные исследования по этой теме, которые говорят о цифрах совсем другого порядка, хочу довести до вашего сведения данные американских ученых. Приведу всего несколько примеров. Вопрос о численности различных этносов Азербайджана в последнее время все больше привлекает внимание западных исследователей. В этом плане особое внимание привлекает двухтомное исследование "Studies in Languages of Azerbaijan", выпушенное в 2002 году под редакцией американского ученого, профессора Дж. Клифтона (Grands, MI, USA), во втором томе которого представлены социолингвистические сведения о численности талышей по районам, согласно которым на территории только пяти районов компактного проживания численность талышей составляет около полумиллиона человека.
По подсчетам этнолога Барбары Гримс, число талышей в Азербайджане в 1996 году колебалось между 800.000-1.000.000 человек (Grimes, Barbara. The Ethnologies. 14-th edition. Dallas: SIL, 2002).
Можно было подумать, что американским специалистам можно поверить, если еще учесть, что они не спроста вели свои исследования в Талыше. Известно, что власти АР даже известного русского журналиста депортировали из Азербайджана только за то, что она проявляла желание посетить Талыш! В таких условиях, проведение таких исследований американцами в Талыше свидетельствует о том, что очень сильные люди были заинтересованы в этих исследованиях. Несмотря на это, власти не признают даже эти данные. Но это еще полбеды. А что говорят другие? Выше я говорил о правозащитниках. Сейчас хочу продолжить эту тему. Есть в Азербайджане один так называемый правозащитник, имя которого Ариф Юнусов, кто, согласно его собственным словам, «после двадцати лет занятия своей любимой археологией», сейчас занимается вопросами миграции населения и статистики, и себя считает, чуть ли не единственным специалистом в этих вопросах. Он обвиняет нас в лжи и безграмотности, якобы за то, что мы искусственно повышаем численность талышей в Азербайджане, и так пишет в одной из своих статей, посвященной итогам переписи населения АР в 1999 г.: «По нашим экспертным данным, реально в Азербайджане проживает не менее 200-250 тысяч талышей» (http://www.demoscope.ru/weekly/2004/0183/analit05.php ).
При этом он не указывает: Кто эти эксперты? Когда они провели аналогичные с американцами (пусть будет даже на порядок ниже!) исследования? На основе каких данных они пришли к такому выводу? Обо всем этом ничего не говорит наш горе-ученый! Нам же известно, что таких исследований в Азербайджане по сей день никем не были проведены…
Таким образом, в XXI веке нам приходится доказать вроде такую банальную вещь, единственное решение которого видится в проведении объективной, честной переписи населения страны.
Далее, слово «талыш» полностью убрано из всех учебников и не учебников по истории, т.е. находится под негласным запретом властей. Названия всех населенных пунктов Талыша поголовно записаны на тюркский лад, многие даже переименованы.
Самое страшное происходит с нашим родным языком. Талышский – один из древнейших языков мира - сегодня находится на грани исчезновении. Официально разрешено преподавать талышский язык в двух начальных классах средней школы. Но, во-первых, ни в одном высшем и средне специальном учебном заведении не готовят преподавателей талышского языка, во-вторых, эти уроки проводятся на факультативных (!) началах, что свидетельствует о том, что это делается исключительно для отчетности перед Европой.
Азербайджан в 2001 году подписал Европейскую конвенцию «О защите прав национальных меньшинств». Но до сих пор не выполнил ни одно условие данной Конвенции, что само по себе свидетельствует об отношении властей к этим народам!
В Азербайджане талыши не имеют своей собственной истории. Они лишены своей многовековой самобытной культуры, искусства, фольклора и пр.
В свете всего сказанного, любые действия талышской интеллигенции по защите прав своего народа со стороны властей встречаются в штыки. Они подвергаются невиданным репрессиям и преследованиям, многие уже загублены в тюремных застенках.
Вот в результате такой политики правительства АР мы вынуждены вести свою борьбу за пределами своей Родине. Основной целью нашей борьбы является восстановление талышской государственности на своих исконных землях. Это может быть в форме либо широкой автономии в составе АР, либо независимого талышского государства. Мы активно занимаемся просвещением своего народа. Нас радует то, что с каждым годом стремительно растет число талышей, которые активно вливаются в нашу борьбу…
– Наш сегодняшний мир неспокоен и сложен. Везде вокруг нас каждый день в различных странах происходят масштабные процессы, которые именуются то ли "весной”, то ли "зимой” для народов. Одним словом, мир меняется прямо на глазах. Все это приводит к тому, что ведутся бесконечные споры вокруг судеб отдельных государств. В этой связи наш вопрос: что главное для вас, права народов или судьба государства?
– Да, вы правы, мир меняется. Меняется так, что даже специалисты не успевают осмыслить суть происходящих. Рамки нашей беседы не позволяют нам подробно описывать своего видения всего происходящего. Поэтому сразу хочу сосредоточится над вашей последней мыслью.
Понимаете, народ и государство – две совершенные разные вещи, хотя в современных условиях трудно представить какой-то народ вне государственных рамок. То есть, народы вынуждены жить в составе того или иного государства, о чем мы еще поговорим. Вместе с тем, тут следует четко разграничить эти два понятия. Народ – творение Всевышнего. Поэтому его права, если можно так выразится, являются божественными, объективными. Первым условием человеческого общества является ничто иное, как право народа на существование. Что касается государства, оно не имеет никакого отношения к божественному. Государства – творения дьявола. Его права, территориальная целостность – мнимая, обманчивая и изменчивая, в отличие от прав народа, которые являются вечными, правдивыми и неизменными, - которое употребляется для власть предержащих в целях манипулирования сознанием людей. В моем представлении государство в некотором смысле может быть сравнимо с храмом, который тоже строится людьми и тоже изначально с вполне благими намерениями. Но, как известно, храм может быть использован в самых разных целях. Известно, что благими намерениями и в ад вымощена дорога. То есть, в храме можно молится Богу, очищаться, постигать Всевышнего и быть ближе к Нему. В то же время там можно хранить и смертоносное оружие, что мы наблюдали в нашей с вами недавней истории! При этом, не обязательно требуется разрушить храм, чтобы вернуть его первоначальную функцию (к сведению ваших читателей скажу еще и такую информацию: в Азербайджане за последние годы под разными предлогами разрушены свыше десяти мечетей!). Неслучайно же, буквально на следующий день после образования государственная власть превращается в грозный Левиафан, который в большинстве случаев день и ночь замышляет только о том, как подавить народ, который является его же создателем! В этом смысле современная демократия является самым худшим творением того же дьявола! Главный смысл этой демократии заключается в том, чтобы под видимостью участия народных масс в формировании государственной власти, практически удалить его от этих процессов, и протолкнуть нужных людей к вершине власти. Представьте себе, наш мир в историческом масштабе прошел не очень большой путь после Переяславской Рады. Разве сегодня народы имеют такие возможности для воздействия на деятельность властей как в те времена? Нет, конечно! Современное мироустройство в моем понимании полностью устроено против самих народов. Сегодняшние политтехнологи день и ночь занимаются только тем, как бы отстранить народ от управления государством. В таких условиях остается единственно верный путь: Очистить храм изнутри! Многие государства, которые вовсе не служат своему божественному назначению по защите прав и свобод своих же граждан, либо должны быть очищены от всей грязи и нечисти, либо, если это оказывается невозможным, не остается ничего другого, как должны быть разрушены, чтобы народы смог свободно развиваться и не мешать другим тоже в этом, что мы сегодня повсеместно наблюдаем в Арабском мире...
– А не противоречат ли ваши эти слова с вашей главной целью по восстановлении талышской государственности, о котором говорили чуть выше?
– Нисколько нет! Потому что, во-первых, человечество не изобрело ничего лучше государства, которое заменило бы его. Мир признает государства и с ними имеет дело, а не с отдельными этносами. Поэтому, как уже было нами отмечено, каждый народ либо должен создать свое национальное государство, либо, если нет такой возможности, объединиться вместе с какими-то другими народами в едином государстве. Но тут следует обратить внимание еще на одно обстоятельство. Вспомним классика: "Что естественно, то не безобразно”, - говорил великий Гегель. Применительно к нашему разговору, это означает, что все процессы должны пройти естественный ход в своем развитии. В нашем случае это означает, что государство когда образуется как естественный результат борьбы народа (или же нескольких народов) за самоопределение, в ходе которой происходит его (их) становление как политической нации, в тех случаях дальнейшее его развитие обычно проходит более гладко и без проблем. Совсем другое дело, когда то или иное государство, особенно если оно по составу многонационально, изначально создается без учета интересов и мнения составляющих его этносов, т.е. как "политический проект” в вполне определенных целях, тогда и возникают неразрешимые противоречия, углубление которых нередко приводит к распаду данного "проекта”. Пример к сказанному – Азербайджанская Республика!
– Какую цель преследует ваша борьба?
– В своей борьбе мы ориентируемся на свой собственный народ, т.е. наша борьба "за”, а не "против” кого бы то не было! В современных условиях мы не видим другого средства, которое могло бы стать надежным гарантом спасения талышского народа. Мы убеждены, что только восстановление нашей государственности может быть гарантом его дальнейшего сохранения. При этом мы в течение долгих лет предлагаем властям страны свой вариант выхода из ситуации, т.е. предоставление автономии в составе АР. Я же выше говорил, надо стараться очистить храм изнутри. Для этого требуется одна простая вещь: желание тех, кто в принципе должен заниматься этим! Наше требование по предоставлению автономии является самым действенным средством по "очищению храма”, т.е. сохранению Азербайджана как государственного образования на карте мира! Что нам делать, если власти АР не хотят услышать голос нашего народа?
– А насколько вы уверены, что в нынешних условиях возможно восстановление талышской государственности?
– На ваш вопрос я отвечу коротко, словами одного известнейшего политика и политического теоретика современности, бывшего госсекретаря США Кондализы Райс. Она как-то сказала: "То, что когда-то казалось невозможным, со временем становится неизбежным”.
– Спасибо вам за интервью! Удачи вашему народу!
– Спасибо и вам тоже! Я от имени нашего движения желаю успехов и процветания вам и вашему народу!
http://tolishpress.org/news/1584.html
Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են Չգիտեմ ինչու է այդպես
|
|
| |