В ЕрНИИММ, основанный в 1956 году, я поступил через 3 года после окончания с дипломом отличия Ереванского политехнического института. Молодых специалистов принимали лишь на должности техников, но это нас не смущало, ибо считалось большой честью начать трудовой путь в ЕрНИИММ, к тому времени уже престижном. Ведь впервые в Армении развивалось новое направление техники - электронные вычислительные машины (ЭВМ). Немалое значение имело и то, что первым директором института стал блестящий математик Сергей Мергелян, получивший признание еще в молодые годы у корифеев советской математической школы, а главным инженером - талантливый и энергичный Богдан Мелик-Шахназаров.
За более чем полвека институт прошел славный путь, создав десятки моделей ЭВМ и других радиоэлектронных устройств. И мне выпала большая честь (начиная с 1965 года) быть в числе ведущих разработчиков 4 моделей ЭВМ.
В 80-е годы прошлого столетия ЕрНИИММ, став самым элитным и титулованным предприятием Арм.ССР, выдвинулся также в первые ряды среди организаций радиоэлектронной промышленности СССР. Но после развала Союза наступили трудные времена и возникли сложные проблемы. Меня, ветерана института, это не могло не волновать, и потому я опубликовал в "ГА" 2 статьи (1992г. и 2007г.), где излагал свое видение путей решения проблем. Кстати, к этой тематике в последние годы обращались и другие авторы "ГА". Эта моя третья по счету статья отражает взгляд изнутри и размышления ветерана.
За свою историю ЕрНИИММ добился крупных достижений в создании новейших образцов отечественных ЭВМ и автоматических систем управления (АСУ) гражданского и военного назначения. За какие-то 10-15 лет институт выдвинулся на 2-е место в СССР среди организаций такого же профиля по объему своих разработок и численности сотрудников. В те годы ЕрНИИММ уже считался "витриной" научно-технического прогресса Армении, куда в обязательном порядке приводили высокопоставленных гостей: глав государств, известных политических и общественных деятелей разных стран...
Признанием заслуг ЕрНИИММ явилось и то, что более сотни его специалистов удостоились высоких званий: Ленинской премии (присуждены Роберту Атояну и Арману Кучукяну - безусловно, самым талантливым главным конструкторам в истории ЕрНИИММ); Государственных премий СССР и Арм.ССР, премий ВЛКСМ и комсомола Армении. За несколько десятилетий в институте вырос и многочисленный научный контингент: академики, доктора и кандидаты наук.
Однако в начале 90-х годов в связи с разрывом научных и производственных связей с предприятиями других субъектов бывшего Союза для ЕрНИИММ наступили трудные времена: крайне сузилась тематика и сильно поредел коллектив разработчиков. Тогда же в целях облегчения выживания институт приказом республиканского министерства был разделен на две самостоятельные единицы: ЕрНИИММ и ЕрНИИ АСУ. В наиболее трудный период директорам Саркису Саркисяну и Роберту Атояну удалось удержать институты на плаву. Но, оказывается, самое худшее было впереди...
Нам, ветеранам, до сих пор неизвестно, кому именно первому пришла в голову эта экстравагантная, мягко выражаясь, идея: погасить государственный долг Армении России посредством передачи ей в 2002 году пяти армянских предприятий. Интересно бы узнать, почему наши институты, бывшие в советский период гордостью республики, должны были стать разменной монетой (кстати, и оценены они были по смехотворно низкой цене)? Ее, эту сделку, следовало бы назвать "суперпозорным решением", унижающим наше национальное достоинство. Ко всему прочему, это опасный прецедент распродажи за бесценок национальной собственности. Не таким ли способом власти намерены в будущем погашать огромный государственный долг Армении?
Ведь авторы идеи должны были понимать, что Россия палец о палец не ударит, чтобы вовлечь наши институты в сферу своих военных разработок (ей загрузить бы работой свои предприятия!). Если в СССР это и имело место, то в условиях независимой Армении такая возможность исключалась по вполне понятным причинам. Тогда зачем все это нужно было? И разве после 7-8 бесплодных лет не выявилась полнейшая абсурдность этой сделки?
Оскорбительно еще и то, что все эти годы Россия на самом высоком государственном уровне нас аккуратно кормила пустыми обещаниями о загрузке солидными заказами. Грубо говоря, нам вешали лапшу на уши, а мы молчали в тряпочку. Создавалось такое впечатление, будто наши институты сдали в некий российский ломбард. Так почему бы их не "выкупить" обратно? Кстати, насколько мне известно, директор ЕрНИИ АСУ академик Роберт Атоян в свое время обращался к правительству РА с вопросом о пересмотре решения хотя бы в части, касающейся ЕрНИИММ и ЕрНИИ АСУ. Интересно было бы узнать и мнение на этот счет Общественного совета при президенте. Для ЕрНИИММ, на мой взгляд, более достойно выглядел бы вариант его вхождения в структуру некоего совместного российско-армянского центра информационных технологий (ведь так много говорится о стратегическом партнерстве наших стран)... А пока ЕрНИИММ, в котором уже объединены 3 института (в него сейчас входит и "НПП материаловедения"), в очередной раз перепасовали. На этот раз российской фирме "Ситроникс", и остается только надеяться, что в этот раз, может быть, институту привалит удача. Почему бы не поверить в чудо?..
Еще одна неприятность поджидала коллективы ЕрНИИММ и ЕрНИИ АСУ в 2006 году, когда исполнялось 50 лет со дня основания первенца вычислительной техники в Армении. Многие были уверены, что эта знаменательная дата будет достойным образом отмечена в республике, ведь за последние годы некоторые организации с помпой отмечали даже мини-юбилеи: 3-летие, 5-летие и т.д. Поразительно, но юбилей флагмана радиоэлектронной промышленности Армении никак не был отмечен. Эта несправедливость не дает покоя многим ветеранам, с нетерпением ожидавшим юбилейных мероприятий, но так и не понявшим, почему все сорвалось. Попытаюсь это объяснить.
По всей видимости, тут сработала известная присказка: у семи нянек дитя без глаза. Наверное, власти РА, "списав" наши институты России, посчитали, что пусть она и отметит юбилей. Хотя не исключено, что власти республики достойно отметили бы дату, если бы руководство обоих институтов обратилось с такой просьбой. Однако все обернулось иначе.
Поначалу казалось, что у директоров ЕрНИИММ и ЕрНИИ АСУ (Г.Оганесян и Р.Атоян) есть намерения отметить юбилейную дату. Была даже создана группа из нескольких ветеранов (куда входил и я), подготовившая обширный материал для издания книги по истории института. Но все это осталось пылиться на полке из-за непомерных амбиций. А дело было в том, что Гагик Оганесян, лишь несколько лет назад волею случая ставший директором ЕрНИИММ, считал, что именно он должен возглавить юбилейную комиссию. Он самонадеянно был убежден в том, что работы института последних нескольких лет более весомы, чем все достижения ЕрНИИММ за советский период. Подобная позиция Г.Оганесяна, специалиста средних способностей, занимавшего в 80-х годах весьма скромное место на иерархической лестнице института, - один из примеров той нездоровой тенденции замалчивания или принижения всех достижений советского периода, которая и теперь проявляется сплошь и рядом. Но ведь всем известно, что славу институту создавали талантливые главные конструкторы ЕрНИИММ, лауреаты Ленинских премий академики Роберт Атоян и Арман Кучукян, а также сотни ветеранов. И потому кто, как не директор ЕрНИИ АСУ Р.Атоян, заслуживал чести стать председателем юбилейной комиссии?! Но амбиции сделали свое черное дело.
И возвращаясь к проявлениям вышеупомянутой нездоровой тенденции, не могу не затронуть и вопрос неуважительного и высокомерного отношения того же Гагика Оганесяна к некоторым ветеранам института, имеющим лауреатские и ученые звания. Не буду упоминать всех деталей, но, к примеру, у директора даже не возникла мысль, чтобы до увольнения вызвать ветеранов к себе, пожать им руки и поблагодарить за многолетнюю плодотворную работу. Видимо, такое проявление чувств он считает неподобающим так им превозносимому периоду рыночных отношений. Подобный стиль, к сожалению, характерен для многих людей, вынырнувших в 90-х годах в различных сферах общественной жизни и возомнивших себя выдающимися деятелями, но на деле такое натворивших, что до сих пор не удается разгрести все то, что осталось от вконец разграбленной и разрушенной промышленности Арм.ССР...
За время моей полувековой работы в ЕрНИИММ сменилось 7 директоров. А два года назад в фирме "Ситроникс", в собственность которой перешли 3 армянских института, решили начать процесс их объединения под единое руководство. В связи с этим необходимо было определиться с кандидатурой восьмого директора объединенного института (за ним сохранили название ЕрНИИММ). Конечно, самой достойной была кандидатура директора ЕрНИИ АСУ Р.Атояна, если бы не возрастное ограничение. Серьезные ожидания были у директора ЕрНИИММ Г.Оганесяна. И потому для всех большой неожиданностью стало назначение молодого Арсена Тарояна, директора завода, ранее входившего в состав института в качестве опытного производства. Естественно, многие задавались вопросом: сможет ли специалист другого профиля, призванный со стороны (такое в истории ЕрНИИММ случается впервые), не имеющий достаточного опыта руководства крупным коллективом, проявить себя в решении сложных проблем института?
По первым впечатлениям, Тароян доброжелателен, умеет выслушивать оппонента, уверен в себе, но не самоуверен, не амбициозен. Многие ветераны ЕрНИИММ, уже не работающие в нем, уполномочили меня обратиться к директору с просьбой о выделении небольшого помещения на территории института, где бывшие сослуживцы могли бы обмениваться новостями. Думаю, что учреждение такого "совета ветеранов" было бы полезно и для самого молодого директора. Тароян обещал в ближайшее время положительно решить вопрос, что вселяет уверенность в то, что этот руководитель будет уважать как заслуги ветеранов, так и все достижения ЕрНИИММ. Кстати, зная с моих слов о неотмеченном юбилее, он полусерьезно, полушутя обещал достойно отметить 55-летие ЕрНИИММ, исполняющееся в июле.
В истории ЕрНИИММ самым успешным был период директорства Фадея Саркисяна, который стал директором в 40 лет. Арсену Тарояну примерно в том же возрасте предстоит руководить на новом, весьма сложном этапе развития института. И потому, по моему мнению, очень эффективным может оказаться сплав молодости и опыта. Молодому Арсену Тарояну неоценимую поддержку могут оказать такие знающие и опытные руководители, как Роберт Атоян и Арман Кучукян, ибо они оба именно те "киты", на которых держалась тематика института в течение нескольких десятков лет...
Уже в начале своей деятельности А.Тароян довольно оперативно реконструировал один из корпусов института ("Розарий"), превратив его в просторное помещение для организации выставок. Это для института будет одним из источников дохода. Но что ожидает институт в будущем и куда его повернут новые хозяева, фирма "Ситроникс" - пока неясно. Если будет взят курс на создание некоего солидного центра информационной технологии, то это будет соответствовать профилю института. Если же нет, то впору будет поменять и название института: Ереванский НИИ математических машин, отбросив последние слова и заменив их на какие-то новые. Тем самым для наших потомков не сохранится даже известный бренд института. Нельзя исключать и такое, что кому-то в какой-то момент покажутся устаревшими корпуса ЕрНИИММ и захочется все это снести (таких примеров в Ереване уже немало) и вместо них понастроить кучу высоток. Ведь частник волен делать все, что ему представится выгодным. Кстати, этот процесс - правда, в косметическом варианте - уже идет.
И все же. И сейчас еще не поздно признать крайне ошибочным решение 2002 года о передаче России пяти армянских предприятий в счет государственного долга РА. Надо вернуть ЕрНИИММ под республиканскую юрисдикцию. Так считают ветераны института, пусть ныне не работающие, но отдавшие делу десятки лет. А как это сделать - пусть подумают в правительстве...