Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSВоскресенье, 2024-04-28, 22.48.31
Форма входа

Меню сайта

Statistics

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2012 » Апрель » 3 » Христиане в бурлящем арабском мире
03.13.25
Христиане в бурлящем арабском мире

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >

Революции и потрясения приносят не только свободы, но и коптские погромы в Египте, гонения на иракских халдеев, разграбление и осквернение их храмов.

Патриарх коптской церкви Папа Шенуда III оставил высочайший в христианстве арабского мира пост, который он достойно занимал более четырех декад.

Заслуженные почести и египетских коптов, и миллионов христиан по всему миру были воздаянием его самоотверженному служению вере и жизни стоика.

Исламистские фракции воспользовались печальным событием, чтобы вновь продемонстрировать неприязнь к христианам, вынужденным историей и судьбой сосуществовать с мусульманами на одной земле и под одними небесами. Салафисты партии «Ан-Нур», члены парламента, бойкотировали минуту молчания на траурной сессии Национальной Ассамблеи, посвященной памяти усопшего: в огромном зале, стоявшем в скорбном молчании, они продолжали вызывающе сидеть на своих «мандатных местах».

Если люди, облеченные властью, которую им вручил народ, ведут себя подобным образом, чего ждать от других…

Именно этот тревожный эпизод отражает все, что происходит сегодня с христианами в меняющемся арабском мире, где идет мощный накат исламистской волны по всей «подкове» - от Марокко, Туниса, Ливии до Судана и Египта. Самая высокая плотность населения в арабском мире… А волна, как цунами, стремится дальше – к Леванту.

Сирии тоже не избежать власти исламистских маргиналов, если Асад не удержит власть. В Иордании «Братья-мусульмане» уже открыто бросают вызов королю, ХАМАС в секторе Газа многие арабские столицы негласно считают полноправной палестинской властью, в Йемене по горячим следам буйств и мятежей сформирована исламистская партия «Ислях».

С другой стороны, настораживает все растущее влияние «Партии Аллаха» в Ливане, присутствие фундаменталистских партий и блоков в иракском правящем истэблишменте и вечные суннитско-шиитские склоки, раздоры, вражда, обостряющие межэтническую неприязнь и представляющие серьезную угрозу безопасности и стабильности региона. Речь идет уже не только о тех, кто исповедует христианство: в межрелигиозную войну вовлечены все меньшинства, все диаспоры, все, кто предпочитает молиться своим богам. О каком сосуществовании, равноправии, веротерпимости и совместном гражданстве можно говорить в подобном климате ненависти и отторжения…

К чему заученно повторять, что люди разных вероисповеданий столетиями, тысячелетиями живут бок о бок в этих краях, малообжитых, враждебных человеческому естеству…

К чему все сводить к проискам и заговорам иностранных держав и отыскивать в нетерпимости к христианской вере «некие сокрытые руки». Все в нас самих, мы сами творим мир, в котором проживаем. У нас нет демократии, но есть авторитарные режимы, тирания, репрессии и вечная угроза существованию иноверцев.

И нет искренности, открытости, доброжелательности и общения. Но есть нарушения прав меньшинств, которые не смеют даже мечтать о предоставлении им полного гражданства. Однако политики часто хватаются за проблему как за припрятанную до поры козырную карту, что срабатывает как поддувало огню, вечно тлеющему под поверхностью нашей жизни.

Патриарх Шенуда многое сделал для того, чтобы как-то приблизить мусульман и коптов к диалогу и национальному единству. Он решительно пресекал все призывы коптов, живущих за пределами Египта, к иностранной интервенции под предлогом защиты египетских христиан, составляющих более десяти процентов от 85-миллионного населения страны.

Сражался с теми, кто пытался сколотить коптский националистический религиозный блок. Его усилиями была сорвана попытка создать в начале 80-х годов прошлого века партию христиан. «Все будет замешено на крови», предостерегал патриарх. И пришлось ему при жизни выслушивать резкую критику оппонентов за то, что был он приближен ко двору Мубарака, что противился переменам в Коптской церкви. И при нем церковь так и не выразила поддержки египетской революции. Хотя многие копты приняли в ней активное участие и стояли у истоков таких молодежных политических движений, как «Кифайя» («Довольно, хватит») и «6 апреля», творивших революционную атмосферу по всей стране.

Отношение христианских общин к тому, что происходит в арабском мире, нельзя назвать единодушным. Если Шенуда искусно прокладывал курс в бурном океане страстей и неприязни, соблюдая нейтралитет и пытаясь охладить не в меру разгулявшиеся страсти, то патриарх ливанских маронитов Бешара Бутрос Рай делает достаточно противоречивые заявления. Не скрывает озабоченность дальнейшей судьбой «арабской весны». По его мнению, падение режима Башара Асада будет иметь трагические последствия для христиан Леванта, которые «заплатят за это высокую цену». Поскольку любой альянс сирийских и ливанских суннитов нарушит хрупкое равновесие, сложившееся между диаспорами в Ливане, и резко усилит напряженность во взаимоотношениях с шиитами.

В логике мышлению Бешара Бутроса Рая не откажешь: он исходит из тяжелого, зачастую трагического, опыта истории Ближнего и Среднего Востока. Суть предельно ясна: христиане могут чувствовать себя в относительной безопасности в государстве, сжатом, как тисками, диктатурой. В интересах христиан поддержать и Асада, и прочие так называемые «репрессивные режимы», чтобы удержать за собой хотя бы тот минимум прав и свобод, которые дарованы им прежними властями.

Все это, разумеется, противоречит реалиям нашей жизни, в которой арабы-мусульмане и арабы-христиане в общем строю сражаются за демократию и реформы. Христиане – неотъемлемая часть исламского мира, и стоять в стороне они не могут и не станут. Как быть? Ведь революции и потрясения приносят не только некие свободы, но и коптские погромы в Египте, гонения на иракских халдеев, разграбление и осквернение их храмов. Бросились в бега многие тунисские христиане и незначительные иудейские диаспоры…

Политический ислам не дает никаких обещаний и гарантий. Такое впечатление, что исламисты чего-то выжидают. Но представление о недалеком будущем складывается верное: шутить эти ребята не станут… Хотя они сегодня вроде бы не возражают против гласности, открытости, свободы, реформ – всего, что следует в фарватере демократического процесса. Будем надеяться, что среди исламистов возобладают все-таки умеренные взгляды и спокойный настрой.

Пока ничто не обнадеживает. Идеи национализма и панарабизма уже витают в воздухе. И коль скоро «Братья-мусульмане», салафисты и джихадисты торжествуют победу, получив большинство парламентских мест, нам остается возлагать надежды лишь на грядущие президентские выборы в Египте, Тунисе, Йемене, Ливии… И на поправки в нынешнюю конституцию Египта, которая вызывает много вопросов.

Что бы ни случалось в нашем регионе, Египет всегда оставался признанным лидером мусульманского и исламского мира.

И от того, как сложится сегодня демократическая жизнь в Стране Пирамид, будет зависеть судьба перестроечных и реформаторских движений в странах региона.

Усман Миграни ("Asharq Alawsat", Великобритания)
Просмотров: 644 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Serch

Calendar
«  Апрель 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Tag Board

Our poll
Rate my site
Всего ответов: 2223

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz