Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-05-16, 06.49.38
Форма входа

Меню сайта

Statistics

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Апрель » 15 » Почему штата Мэн признал Карабах?
08.23.26
Почему штата Мэн признал Карабах?

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir"

>

В середине уходящей недели в СМИ прошла информация о том, что американский штат Мэн признал независимость непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Эта информация снова спровоцировала дискуссии в блогосфере о ресурсах и возможностях армянского лобби, двойных стандартах и информационных войнах вокруг неразрешенных конфликтов на Южном Кавказе. Но корректно ли говорить о самом факте признания, если внешнеполитические вопросы являются прерогативой не отдельного штата, а федерального правительства США? На эти вопросы попытался ответить эксперт Сергей Маркедонов (Эхо Кавказа).

После распада Советского Союза внешнеполитический курс США на Кавказе строился на основе признания территориальной целостности новых независимых государств и межреспубликанских рубежей, утвержденных в советский период. Интересный парадокс. Официальный Вашингтон демонстративно осуждает советское наследие и с опаской относится к возрождению СССР в любой форме, но при этом трепетно защищает нерушимость границ того времени. Отсюда критичное и моментами даже пренебрежительное отношение американского внешнеполитического истеблишмента к абхазской и югоосетинской де-факто государственности.

Однако Нагорный Карабах является исключением из правил. Это – единственная непризнанная республика бывшего Советского Союза, которая, начиная с 1998 года, получает финансирование на различные гуманитарные проекты через Американское агентство международного развития (USAID), а также ряд других государственных структур. Естественно, все эти ассигнования обсуждаются и голосуются в Конгрессе США. В Сенате и в Палате представителей существует и группа сторонников непризнанной республики, которая в рамках ограниченных ресурсов (ведь территориальная целостность Азербайджана поддерживается и Белым домом, и Госдепом) пытается оказывать по разным каналам поддержку НКР. В первую очередь исключение для Нагорного Карабаха объясняется активностью армянского лобби.

Спору нет, этот фактор играет важную роль. Но и не только этот. Для американского истеблишмента и сегодня после окончания "холодной войны" все то, что связано с противостоянием коммунизму и советской власти едва ли не священно. Между тем нагорно-карабахское движение, в особенности на этапе поздней "перестройки", успешно продвигало идею о своей борьбе как противостоянии несправедливой сталинской национальной политике. Многие более сложные и противоречивые детали и нюансы конфликта остались известны узким специалистам, в то время как сам антисталинский пафос хорошо запомнился еще с конца 1980-х годов. Отсюда и разность в оценках абхазского, осетинского и нагорно-карабахского проектов. Первые два воспринимаются, скорее, как инструменты союзного центра, а затем России для сохранения политического влияния на Грузию.

Неудивительно, что сторонники НКР помимо Вашингтона, округ Колумбия, присутствуют и в других штатах. 10 апреля две палаты высшего законодательного органа штата Мэн приняли совместную резолюцию по Нагорному Карабаху:

Инициаторами принятия данного документа стали республиканцы Скотт Хаманн (избран в Южном Портленде), а также Эндрю Гаттин и Сара Гидеон (представители, соответственно, Вестбрука и Фрипорта). Однако рассматривать резолюцию как акт признания государственности НКР было бы неверно. Во многом она выглядит похожей на документ, принятый в ноябре прошлого года парламентом самого крупного австралийского штата Новый Южный Уэльс. И в первом, и во втором случае федеральные правительства сохранили свою приверженность территориальной целостности Азербайджана, в то время как законодатели штатов лишь рекомендовали поддержать право НКР на самоопределение и гарантировать это право для его граждан. При этом акцент в обоих случаях делался на том, что в непризнанной республике развивается свободное и независимое общество на основе демократического выбора.

Сенаторы и представители штата Мэн также обратили внимание на милитаризацию со стороны Азербайджана, необходимость решения застарелого конфликта мирным путем и установления гарантий безопасности в "стратегически важном регионе". Фактически резолюция адресована президенту Бараку Обаме и Конгрессу США, и законодатели просят их поддержать право на самоопределение НКР и его более активное вовлечение в международные процессы.

Таким образом, перед нами декларативный, но не правоустанавливающий документ. Однако было бы неверным рассматривать его как ничего не значащую бумагу. Декларация расширяет рамки международной дискуссии вокруг нагорно-карабахского конфликта и собственно перспектив непризнанной республики. На нее будут ссылаться, ее будут цитировать и обсуждать. Не обойдется и без передержек и некорректных интерпретаций. Не будем забывать, что конфликт еще далек от своего разрешения. Как бы то ни было, а такого рода дискуссии помогают НКР сохранить свое особое положение в кавказской политике Соединенных Штатов. С общественным мнением американский истеблишмент не может не считаться.
Просмотров: 298 | Добавил: ARTARAMIS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Serch

Calendar
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Tag Board

Our poll
Rate my site
Всего ответов: 2223

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz