Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПонедельник, 2024-04-29, 15.08.12
Форма входа

Меню сайта

Statistics

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Октябрь » 4 » Турецкий нарыв на теле региона
04.45.01
Турецкий нарыв на теле региона

Из ансамбля буферных между Россией и Ираном государств выпадают Азербайджан и, в не менее значительной степени, Грузия. Причина этого кроется в том, что протурецкий Азербайджан достаточно убедительно мимикрирует под представителя западного мира, антагонистичного как Ирану, так и Росиии. Буфером между цивилизационно родственными странами могут быть лишь цивилизационно же близкие к ним или «колеблющиеся», цивилизационно эклектические государства.
Выраженно прозападный Азербайджан никоим образом не может способствовать сближению позиций между Ираном и Россией. Более того, выпадение Азербайджана из сферы влияния двух этих государств становится причиной непосредственного контакта, а, следовательно, и трений между ними. Такой «уход» Азербайджана из региона чреват еще и вторжением туда Запада, на который и ориентируется это государство. А западный клин между Россией и Ираном таит одинаково смертельную угрозу для обеих стран.
Сегодня и Российская Федерация, и Исламская Республика Иран прилагают немало дипломатических усилий, чтобы «вернуть» Азербайджан в регион и заставить играть предназначенную ему географией роль. Однако усилия их к каким-либо видимым успехам в этом важном для мира регионе не приводят. Причина этой неудачи представляется в игнорировании, как Россией, так и Ираном, этнического состава населения Азербайджана.

В Азербайджане проживает несколько крупных этнических массивов, между которыми существуют серьезные противоречия как религиозного, так и цивилизационного характера. Так, например, примерно 450 тысяч компактно проживающих татов (парсов) соседней страны открыто или скрытно исповедуют иудаизм (так называемые денме), в то время, как основной религией Азербайджана является ислам шиитского толка. Свыше миллиона компактно проживающих талышей и чуть меньшее количество дагестанских народностей (лезгины, удины, аварцы…), являющихся в Азербайджане автохтонами и представителями оседлой цивилизации, сегодня вынуждены жить под руководством пришлого кочевого элемента. Руководством, вполне сопоставимым с игом.

Разнится и опирающаяся на цивилизационные воззрения внешнеполитическая ориентация населяющих Азербайджан народов. Так, если господствующий в республике тюркский элемент тяготеет к Турции, то лезгины и аварцы испытывают симпатии к России, а талыши к этнически родственному Ирану. Таты, за небольшим исключением (Нардаран, Бузовна) легко меняют ориентацию, подгоняя свои внешнеполитические симпатии к интересам Израиля.

Крупные автохтонные нацменьшинства Азербайджана, как правило, не идентифицируют себя с племенами закавказских турок, и, естественно, не разделяют интересы кочевников. В период военных действий в Арцахе некоторые народы Азербайджана пытались дистанцироваться от войны, не желая воевать против армян во имя чисто тюркских интересов. Известный российский геополитик С. Гаджиев пишет:

«Как показал опыт карабахской войны, слабым звеном азербайджанской армии является наличие в ней значительного контингента из числа представителей национальных меньшинств: лезгин, курдов, аварцев и других народностей, которые при определенных условиях могут не подчиниться своим командирам»*.

Больше того, депутаты от районов компактного расселения талышей и лезгин выступали на заседаниях Милли меджлиса (парламента) Азербайджана против решения проблемы военным путем, мобилизации талышской и лезгинской молодежи и отправки их на фронт, что в условиях тоталитарного Азербайджана требует большого мужества.

Еще задолго до начала прямой военной агрессии против Нагорно-Карабахской Республики, азербайджанские ученые и политики с тревогой отмечали процесс роста национального самосознания у автохтонных народов республики.

«Процесс лингвистической ассимиляции в этих этносах за последнее десятилетие приостановился и весьма существенно; азербайджанский язык назвали родным в 1979 году 8,6% представителей народов Дагестана, в том числе 9,1% лезгин, 7,2% аварцев, 5,8% цахур, 6,4% лакцев, кроме того, только 4,2% татов, 16,6% курдов. Во время этносоциологической экспедиции в Кахский и Закатальский район мы отмечали возрастание интереса к родному языку, фольклору, истории среди аварцев и цахур»**.

Замечу, что после выхода из состава СССР и обретения Азербайджаном независимости, рост национального самосознания среди автохтонных народов этой республики значительно усилился.

Не все ладно и среди самих «азербайджанцев». Среди тюркских племен, в административном порядке объединенных под этим названием, по сей день выделяются свыше полусотни племен: карапапахи, афшары, джеванширы, падары, айрумы, шахсевены… Особенно интересны айрумы. Бытует мнение, что айрумы являются автохтонными племенами, некогда принявшими католическую версию христианства, а затем насильственно исламизировавшиеся. Трудно сказать, насколько соответствует это действительности, но факт несколько виноватого отношения айрумов к христианству вообще может подтвердить любой общавшийся с ними человек.

Долгие века живущие в искусственной изоляции, айрумы занимают в иерархии тюркских племен Азербайджана самую низшую ступень, что абсолютно не соответствует их способностям и возможностям. Можно представить степень их обиды на судьбу и соседей, особенно если учесть доходящую до нескольких сот тысяч человек численность этой народности.

Интересно также, что афшары и карапапахи, искусственно ассимилируемые в Азербайджане в единый «азербайджанский» этнос, в соседнем Иране выступают в качестве самостоятельных этносов, практически не смешивающихся с соседними тюркоязычными же племенами.

Взаимная нелюбовь населяющих Азербайджан народов особенно наглядно проявилась после провозглашенной Горбачевым демократии и гласности. В то время, например, не менее ста тысяч талышей, некогда в административном порядке записанных азербайджанцами, заплатили по 50 рублей, чтобы изменить надпись в соответствующей графе паспорта и вновь «стать» талышами. Но особую остроту межнациональные проблемы в соседней стране приняли во время войны в Арцахе, когда представителей автохтонных народов заставляли брать в руки оружие и… гибнуть во имя совершенно чуждых для них интересов.

Тогда и стали провозглашаться новые государства на пока еще принадлежащей Азербайджану территории. Были провозглашены Курдистан, Талыш-Муганская Республика, Гянджинская (Гандзак) Республика. Но, пожалуй, наибольшей бескомпромиссностью отличалось лезгинское национальное движение «Садвал». Сепаратизм наблюдался и в Нахиджеванской автономии, закончившийся, однако, возвращением Гейдара Алиева в Баку на штыках Сурета Гусейнова.

Из перечисленных движений конца ХХ века в Азербайджане наибольший интерес представляет гянджинский сепаратизм. Дело в том, что потомственные гянджинцы, как и жители многих других древних городов этого образования, на самом деле являются насильственно отуреченными иранцами. Правда, они тщательно скрывают этот факт своей «биографии» и, как следствие, пытаясь выглядеть большими тюрками, чем кто бы то ни был, любят представляться в качестве огузов, в числе первых мигрировавших на территорию нынешнего Азербайджана из забайкальских степей. Знаменательно, что подобное поведение присуще практически всем неофитам. Однако факт остается фактом: средний гянджинский «азербайджанец» значительно более грамотнее, интеллигентнее и цивильнее среднего тюрка Азербайджана. Интеллектуальное превосходство свое гянджинцы, безусловно, чувствуют, и, естественно, без особого удовольствия мирятся с положением подчиненного.

Одним из первых геополитиков, обративших внимание на этнографическую мозаичность Азербайджана, был известный русский ученый А. Дугин. Как представляется, именно с учетом противоречий между различными народами Азербайджана и пришел Дугин к выводу, опубликованной им в книге «Основы геополитики».

«В противном случае, т.е. при сохранении протурецкой ориентации Азербайджана, эта «страна» (кавычки от Дугина — Л. М.-Ш.) подлежит расчленению между Ираном, Россией и Арменией»***.

Как бы ни был заманчив для армянских государств подобный план, более практичным представляется сохранение части этой территории в качестве эластичного пояса между Ираном и Россией. Важно также понимание той истины, что ни один из вариантов не может лишить армянский народ возможности вернуть некогда оккупированные Азербайджаном свои исторические земли.

Азербайджан или должен стать одной из составляющих эластичного буфера между Россией и Ираном, т.е. выполнять географически предназначенную ему роль, или быть расчлененным (без присоединения их к сильным соседям!) на государственные образования этносов-автохтонов, вместе со своей землей оказавшихся в пределах этого государства.

Речь идет не только о восстановлении исторической справедливости, благородство среди политиков не в почете. Речь о другом. Ухудшение отношений между Россией и Ираном разорвет все более явственно проявляющийся блок идеократических государств. Это в, так сказать, планетарном масштабе. Что же касается масштаба нашего, регионального…

«Уход» Азербайджана из региона чреват началом трений и ухудшением отношений между Ираном и Россией, и вряд ли стоит объяснять, насколько отрицательно подобная ситуация скажется на внешней политике Армении. Поэтому деятельность армянского внешнеполитического ведомства обязана учитывать эту реальность.

Ситуация в Грузии удивительно напоминает азербайджанскую, за тем лишь исключением, что Грузия не имеет общей границы с Ираном. Это обстоятельство, однако, «не освобождает» Грузию от обязанности исполнять роль части эластичного буфера между Россией и Ираном. Южный Кавказ – географически целостный регион с едиными геополитическими задачами.

Этническая мозаичность Грузии также насыщена историческими противоречиями, имеющими культурно-бытовые, языковые и религиозные корни. Отличным от грузинского языком пользуются в быту мегрелы, лазы и сваны. Будучи наиболее крупной этнической единицей в Грузии, мегрелы давно уже уступили политическую власть в этой стране представителям более малочисленных этносов, что заставляет их находиться в перманентной оппозиции к политической власти Тбилиси.

Вообще, собирательное название «картвел» (грузин) используется лишь за пределами Грузии, в самой стране предпочтение отдается собственной нации, хотя языковые и даже антропологические различия между представителями различных грузинских народностей столь велики и заметны, что надобность в объяснениях зачастую отпадает автоматически. Однако аджарцы, абхазы, осетины, армяне, представители тюркских племен в любой ситуации представляются исключительно как представители собственной нации.

Грузия уже потеряла Абхазию и Осетию, и тратит значительную часть энергии государства на сохранение контроля в тюркоязычном Квемо Картли и армянском Джавахке. Процесс распада Грузии продолжается. И остановить его может лишь примерное исполнение Грузинской Республикой своих геополитических обязанностей.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >
Просмотров: 429 | Добавил: ARTARAMIS
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Serch

Calendar

Tag Board

Our poll
Rate my site
Всего ответов: 2223

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz