Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2017-08-18, 03.23.39
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 2 из 3«123»
Forum » DIASPORA » ՀԱՅՐԵՆԻՔԻՑ ՀԵՌՈՒ. Вдали от Родины » Армянские поселения Кавказа (В автономном округе (к истории армянской общины Владикавказа)
Армянские поселения Кавказа
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.12.13 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Уход большей части экономически активного населения отрицательно сказался на продовольственном снабжении армии. Историк И. Попко в очерке «Терские казаки с стародавних времен» приводит донесение командира Гребенского полка, графа Стенбока, от 24 мая 1839 г.: «Хлебопашество и скотоводство никогда не могли быть занятием гребенских казаков, за недостаток же в землях вознаграждали их виноградные сады, которые доставляли им значительный доход, ибо виноградная водка была в России в большой цене – от 800 до 1400 руб. за бочку. Армяне-заводчики откупали у казаков сады виноградные для выделывания водок, и самый бедный казак выручал за сад свой от 500 до 800 руб., многие же брали по 1000 и даже 2000 руб.».

Опасение потерять опытных виноградарей и виноделов заставило теперь уже военную администрацию проявить заинтересованность в приостановлении переселения оставшейся части сельских армян, т.е. карабаглинцев. Об этом свидетельствует следующий факт. Когда в 1843 г. Министерство госимуществ обратилось к военной администрации с просьбой ускорить отправку армян с Терека в Святой Крест, командующий Кавказской областью генерал Головин приказал объявить о невозможности переселения, так как они – армяне – «упражняются в торговой промышленности, имеют недвижимость и находятся в родстве с кизлярскими жителями». В конечном итоге было принято компромиссное решение – позволить переселившимся в Святой Крест держать виноградники на старом месте. Это решение было даже закреплено на самом высочайшем уровне.

3 мая 1844 г. вышел царский Указ «О правах армян перечисленных с казачьих земель на земли заштатного города Св. Креста». В документе указывалось, что армянам Святого Креста позволено владеть виноградными садами на прежнем месте жительства с обязательством продать их в 4-летний срок, по истечении которого они, в случае отказа от продажи, переходили в казачье ведомство. Причисленные к Святому Кресту армяне владели в районе Карабаглов 68 виноградными садами и 5 тутовыми рощами длиной в 8206 и шириной в 3328 саженей. Но после указанного срока часть армян, т.е. жителей Карабаглов, осталась на прежнем месте жительства.

Эпидемия холеры (июль 1847 г.), военные конфликты с горцами делали неактуальной проблему переселения оставшихся при своих виноградниках армян. Таким образом, селение Карабаглы сохранилось. Более того, оно стало даже пополняться теми армянами, которые не получили обещанной земли в Святом Кресте. Так, в сентябре 1851 г. горожане А. Аветиков, М. Агаджанов и С. Арутюнов от имени 95 человек подали прошение наместнику Воронцову о своем желании переселиться в Кизляр. В 1854 г. после уплаты городскому обществу всех налогов их прошение было удовлетворено.

В конечном итоге судьба Карабаглов окончательно решилась лишь в начале 60-х гг. XIXв., когда завершилась война с горцами и началось проведение крестьянской реформы в регионе. Терское войсковое правление в 1862 г. сообщало, что виноградные сады в Кизлярском уезде, которые армяне должны были продать, по-прежнему находятся в их руках.

Карабаглы не было единственным армянским островком в регионе. Не говоря о Кизляре, который с самого своего основания (1736) по составу населения являлся армянским городом, рядом с Карабаглами находились многочисленные имения, принадлежавшие армянским помещикам и купцам, в большинстве выходцам из Карабаха. Одни из них эти имения получили за усердную военную и государственную службу, другие покупали их у прежних хозяев. Крупнейшими землевладельцами армянского происхождения были как дворяне, так и богатые купцы: Хастатовы (2085 десятин земли), Арешевы (более 11 тыс. дес.), Аглицовы (6142 дес.), Вагановы (4312 дес.), Серебряковы (4423 дес.), Ахвердовы (320 дес.), Балуевы, Калантаровы, Кочкаевы, Ходжаевы, Калустовы, Тавакеловы, Бурджаловы, Мишвеловы, Петросовы и другие. Земли помещиков-армян часто переходили из рук в руки.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.12.53 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Многие карабаглинцы в хозяйственном отношении были тесно связаны с поместьями армян-землевладельцев.

И сегодня многие из основанных армянскими помещиками и предпринимателями хозяйств составляют основу аграрного сектора Тарумовского и Кизлярского районов Дагестана. Несмотря на произошедшие (особенно в советский период) изменения в топонимах, сохранились названия населенных пунктов, носящих имена бывших землевладельцев: Большая Арешевка, Малая Арешевка, Серебряковка и др.

Уже в первой половине XIXв. армянские землевладельцы создали многоотраслевое хозяйство и получали от продажи произведенной продукции значительные доходы. Свои имения, отмечает Н.П. Гриценко, они полностью приспособили к условиям рынка. На полях, принадлежащих им, возделывали культуры, имевшие большой торговый спрос. Они занимались виноградарством и виноделием, сеяли рис, выращивали фруктовые сады, занимались садоводством. Крупные помещики имели большие табуны лошадей и стада скота. В 1851 г. Арешевы, Серебряковы, Хастатовы, Мишвеловы, Тарумовы, Качкаевы и некоторые другие имели около 2 тыс. лошадей, 2848 голов крупного рогатого скота, 11180 овец и коз. Но все же ведущей отраслью хозяйства в округе являлось виноделие. В 1875 г. в «Терских ведомостях» сообщалось: «По количеству производимого виноградного вина с Терской областью может соперничать только Бессарабия (от 2,5 до 3 млн. ведер), затем Крым (1,2 млн. ведер), Херсонская губерния (до 380000 ведер) и земля Войска Донского (150000 ведер), взятые вместе, производят значительно меньше одного Кизлярского округа».

В 1810 г. в Кизляре насчитывалось 46 спиртокуренных заводов, изготовлявших 57040 ведер водки и спирта в год. Большая часть из них принадлежала кизлярским армянам, особенно крупным землевладельцам. Они перерабатывали не только свой виноград, но и купленный у крестьян окрестных сел. Большую часть выращенного винограда карабаглинцы продавали хозяевам заводов.

Виноградарство являлось ведущей отраслью сельхозпроизводства в Карабаглах. Развитию этой отрасли благоприятствовали почва, мягкий климат и обилие воды. Но прежде карабаглинцам пришлось выкорчевывать большие массивы леса, так как вокруг села были густые заросли вербы, лаховника, гребенчука, акации и других деревьев и кустарников.

Выращивание винограда как многолетней культуры требовало большого внимания, огромного труда, и до получения первых урожаев, которые не обеспечивали прожиточный минимум, жители порою целыми семьями уходили из села на заработки. Вдобавок ко всему, в этот период бурный Терек очень часто прорывал свои берега и затапливал не только виноградники, но и село. Старожилы рассказывают, что наводнения были частым явлением, и было время, когда общение между людьми в селе происходило на лодках. Правда, вода давала и ценные дары. Так, в реках Средней и Прорве карабаглинцы ловили разнообразную рыбу. Исторические документы, например, сообщают, что в Тарумовке в 1858 г. только по официальным данным было поймано около 500 лососей, сазанов и др. Не всегда сельчанам удавалось отведать пойманную рыбу, ее часто отбирали помещики. Непосредственно вокруг села администрация выделила поместья русским отставным чиновникам: Юрченко, Павлюку, Алешкину и др.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.13.26 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
В прошлом сельчане занимались разведением тутового шелкопряда, поставляя сырье на заводы, где производился шелк-сырец. В 40-х гг. XIXв. в Кизляре насчитывалось 24 крупных шелкозаводчика, из них 11 помещиков, остальные зажиточные горожане и купцы, главным образом армяне – Арешевы, Мишвеловы, Бурджаловы, Петросовы и др. В тот период они получали около 400 пудов шелка-сырца. Впоследствии значительную часть тутовых деревьев карабаглинцы выкорчевали под виноградники.

Не последнее место в хозяйстве карабаглинцев занимало хлебопашество и разведение скота. Границы Карабаглов доходили до левого берега р. Средней, откуда начинались помещичьи пастбища. Оттуда овцы регулярно забредали на поля карабаглинцев, уничтожая урожай зерновых. Но если скот, принадлежащий сельчанам, попадал на помещичьи земли, то карабаглинцы теряли право на его возвращение или же получали обратно за большой выкуп.

Однако самым главным препятствием в развитии хозяйства была неопределенность поземельных прав. Чиновники из местной администрации поощряли экспроприацию земель местных сельских общин в пользу войск и казачьего военного сословия. И хотя в 60-е гг. XIXв. в области работали комиссии, присланные для разбора земельных споров, составленные ими документы остались без движения. Таким образом, за с. Карабаглы земли никак не закреплялись в течение века. В то же время осуществление крестьянской реформы 1861 г. положительно повлияло на развитие хозяйства. Эту реформу в Терской области проводил ее начальник, М.Т. Лорис-Меликов. Он неоднократно совершал поездки в Кизлярский регион, лично проверяя, как идут работы по межеванию земель, строительству дорог и каналов.

В пореформенный период в селе появляются и свои зажиточные крестьяне. В процессе осуществления столыпинской аграрной реформы им удалось закрепить за собой лучшие земли. На своих виноградниках крепкие крестьяне (Кабалалиевы, Аваковы, Бурчиевы, Антоновы) стали широко использовать наемную силу, открывать в селе лавки, винокурный заводы. Не имея возможности прокормить семью, беднота часто обращалась к состоятельным односельчанам с просьбой купить у них урожай винограда еще в мае-июне. В результате они вынуждены были отрабатывать образовавшиеся долги, работая на землях зажиточных односельчан.

Людей, владеющих грамотой, на селе было мало. Редко кому из карабаглинцев удавалось устроить своих детей в учебные заведения Кизляра. Сельское общество было обеспокоено состоянием грамотности. В конце концов, благодаря содействию зажиточных людей, в 1875 г. в центре села была построена церковь, при которой в 1880 г. открылась приходская школа. Первым ее учителем был дьякон Тигран Степанович Багдасарян. Обучение велось на армянском языке. Каждая семья за учебу детей ежегодно вносила по пять рублей, вне зависимости от того, были в семье дети или нет.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.14.00 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Как и в других армянских населенных пунктах, начавшаяся мировая война зародила у сельчан патриотические чувства, желание помочь как своей новой родине, так и своим соотечественникам в Армении, где турецкое правительство организовало поголовное уничтожение коренного армянского населения. Десятки мужчин из Карабаглов отправились на русско-турецкий фронт. Многие из них сложили свои головы на родной земле.

Увы, Россия «вышла» из войны проигравшей стороной. В школьной летописи сообщалось, что сельчане слабо разбирались в происходивших в столице событиях 1917 г. Информация об октябрьском перевороте в Петрограде дошла до села со значительным опозданием. В начале 1918 г. прошел слух о наступлении красных, о которых карабаглинцы знали мало. Ситуация стала проясняться после появления в селе пропагандистов-большевиков. Их пламенные речи, обещания коренным образом перестроить жизнь к лучшему не могли не повлиять на определенную часть сельского общества. Первыми о поддержке новой власти заявили Сергей Мирзаджанов, Леон Бадыров, Каспар Ходжаев, Сергей Кабалалиев, Ананий Медалиев и др.

В указанной летописи, составленной в советский период, не сообщалось о реальном отношении сельчан к белым отрядам. Тем более не могли вызвать к себе симпатии вступившие в Карабаглы бичераховские отряды, занявшиеся реквизицией крестьянского имущества. Молодые люди Михаил Григорьев, Арсентий Сурмаев, братья Ананий и Афанасий Медалиевы установили связь с красноармейскими отрядами, сообщив им о сложившейся в селе ситуации. Этой информацией воспользовались красные, которые стремительно продвигались из Астрахани в направлении Кизляра. Вскоре так называемый «Ленинский полк» занял Карабаглы, а затем и весь Кизлярский округ.

В советский период Кизлярский район сначала являлся составной частью Терского округа Северо-Кавказского края. В предвоенные и военные годы карта региона продолжала меняться. Некоторое время Карабаглы в составе Кизлярского района был включен в состав Дагестана, а затем в Орджоникидзевский (Ставропольский) край. В процессе восстановления автономии репрессированных народов Кизлярский район вновь был передан Дагестану (1957), а карабаглинцы из ставропольчан превратились в «дагестанцев». Одновременно они из «кизлярцев» становились «тарумовцами» – село вошло в пределы Тарумовского района (с 1947 г.).

Советская власть была принята довольно лояльно, так как большинство крестьян не относились к числу зажиточных. К тому же наступившее вскоре нэповское десятилетие не препятствовало рыночным отношениям. Многим карабаглинцам было даже интересно заниматься активной общественной деятельностью. Новая власть приступила к формированию в селе партийной и комсомольской организаций. Регулярно из Кизляра приезжали уполномоченные райкома партии Мовсесов и райкома комсомола Артем Нерсесов. В мае 1924 г. оформился местный комсомол, куда записались Абросим Ходжаев, Христофор Балугов, Леон Микиров, братья Карп и Степан Маркаровы, Варлам Григорьев, Роман Сурмаев. Зачинателями пионерского движения были Каспар Григорьев, Евагр Аваков, Иван Кейванов, Леон Абанов, Абросим Юзбашев, Артем Мирзаджанов. Здесь и далее, приводя значительное число имен карабаглинцев, мы преследуем и этнографический интерес, т.е. прослеживаем изменения, произошедшие в именах и фамилиях карабахских армян после их поселения в России.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.14.48 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
С высоты сегодняшнего дня можно по-разному оценивать деятельность этих «филиалов» компартии. Но как партийная, так и молодежная организации, деятельно занимались организацией образования и досуга. В те времена многие их мероприятия вызывали азарт. Ведь «коммунизм» пытался бросить вызов не только всему «буржуазному» миру, но и Богу. Правда, все ограничилось вполне тривиальным разрушением церкви и «иконоборчеством». В исторической справке учителя истории Надежды Петровны Наниковой сообщается, что в 20-е гг. комсомольцы под чутким руководством старших товарищей провели «поход против религии». На телеге они объехали все дома, собрали иконы и сожгли их. Вначале церковь превратили в клуб, потом это здание разрушили, а на месте церкви разбили парк.

Тяга карабаглинцев к образованию позволила сохранить школу и в период гражданской войны. Однако после установления советской власти вместо приходской, национальной, школы теперь уже действовала обычная начальная школа, где «национальным» был язык обучения. Всего школу посещало 40 детей, которые свободно помещались в доме, конфискованном у состоятельного сельчанина. Рост численности учащихся потребовал более просторного школьного помещения. На общем сходе села решено было своими силами построить школу. Создав определенный фонд, сельсовет в 1930 г. завершил строительство школьного здания, которое функционирует до настоящего времени. До середины 30-х гг. преподавание в школе велось на армянском языке, а русский язык был отдельным предметом. С 1937 г. по указанию «свыше» было заготовлено ходатайство от населения, в котором содержалась «просьба» к районному отделу народного образования перевести преподавание в школе на русский язык.

С конца 20-х гг. ХХ в. начинается целенаправленная работа по преодолению неграмотности среди взрослого населения в группах ликбез. В школьной летописи сообщалось, что село разделили на 35 десятидворок, к каждой из которых были прикреплены учителя и грамотная молодежь. Многое сделали для преодоления неграмотности братья Каспар и Гаврил Ходжаевы, Абросим Капиев, Леон Абанов, Сергей Керюнович и Анна Павловна Каргапетьяны, Осана Ходжаева, Степан Маркаров, Эдуард Абанов, братья Абросим и Ашот Наниковы, Христофор Балугов, Евагр Аваков, Сергей Кейванов, Сергей Аваков, Валентин Кукиев, Арестак Ходжаев, Леон Микиров, Абросим Погосов, Сергей Кукиев, Амазасп Наников, Иван Кейванов, Карп Маркаров, Роза Маркарова, Сарра Беглярова.

Наступление сталинского «великого перелома» в Карабаглах ознаменовалось организацией в 1928 г. артели по совместной обработке земли. Первыми ее руководителями были К.К. Ходжаев и И.И. Бурчиев. В 1930 г. на базе этой артели был создан колхоз им. ХVIпартсъезда, специализировавшийся на овцеводстве, растениеводстве и виноградарстве. В процессе коллективизации власти инспирировали классовое противостояние, натравливая одну часть сельчан против состоятельных и тех, кто не относился к «кулакам», но выступал против репрессий. Этих людей они называли «подкулачниками». Против указанных жителей были приняты жесткие меры, самой мягкой из которых стала высылка из села.

В 1932 г. в колхоз поступили тракторы «Фордзон», новые плуги и конные сеялки. Трактористами стали Исай Чабанов, Абросим Наников, Варлам Григорьев. Затем колхоз приобрел молотилку и первую «полуторку» (1936). Важнейшим нововведением стало появление в Карабаглах электричества. Первая лампочка зажглась 7 ноября 1939 г. С появлением электричества на селе в домах стали появляться простейшие электроприборы, а в колхозе – сложные сельхозмашины.

22 июня 1941 г. по радио сельчане узнали о нападении Германии на СССР. Все способные носить оружие были призваны в армию или записались добровольцами. Более 200 человек отправились на фронт, но только половина вернулась домой. Многие из них получили ордена и медали. Свою лепту внесли и труженики тыла. Вражеские танки не дошли до Карабаглов, но дыхание войны, ее катастрофические последствия давали о себе знать еще многие десятилетия. В селе установлен памятник погибшим сельчанам, на мраморных плитах которого начертаны имена 80 карабаглинцев. Здесь встречаются все карабаглинские фамилии.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.15.22 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
После войны село заметно поредело. Крайне редко можно было встретить молодых и зрелых мужчин. Хотя из года в год жизнь понемногу налаживалась, население Карабаглов не увеличивалось. В период хрущевской «оттепели» и в последующие годы облик села начинает меняться. Хозяйство обзавелось молочнотоварной фермой и птицефермой. В 1962 г. Карабаглы подключили к высоковольтной электрической системе. Почти в каждом доме появляются радиоприемники, несколько позднее – телевизоры и бытовые приборы. Некоторые карабаглинцы обзавелись «запорожцами» и «москвичами». Значительно облегчилась жизнь со строительством артезианских колодцев, на всех улицах появились колонки, началось подведение водопровода и в отдельные дома. Построена сельская баня. Самое заметное сооружение в селе – двухэтажный Дворец культуры со зрительным залом на 300 мест. В здании ДК помещались правление колхоза, партком, сельсовет, библиотека. Там же работали хоровой, театральный и танцевальный кружки, бильярдная. Значимое событие для села – сооружение нового помещения для амбулатории, рядом с которой разместились сберкасса и почта. В Карабаглах появляются асфальтированные тротуары.

Далеко за пределами своего села стали известны карабаглинцы, добившиеся успехов в труде. Районная газета сообщала, что по итогам работ 1956 г. группа колхозников награждена правительственными наградами. Среди них доярка Анастасия Шахзадова, награжденная орденом Трудового Красного Знамени, виноградари Яков Кабалалиев и Абросим Наников.

Школьная летопись на страницах, посвященных 60-70-м гг., содержит множество типичных фамилий карабаглинцев, работающих учителями, медиками, агрономами, зоотехниками, инженерами и др. Это целые фамильные династии: Наниковых, Капиевых, Медалиевых, Абановых, Кабалалиевых, Маркаровых, Чертакулиевых, Мейтаровых, Юзбашевых, Амлаевых, Антоновых, Аваковых, Чабановых, Погосовых, Петросянов, Ходжаевых, Баграмовых, Кукиевых, Арзумановых, Сурмаевых, Оганесовых, Алхасовых, Шихляровых, Годжаевых, Шахназаровых, Карамалиевых, Бурчиевых и др.

Курс на «строительство коммунизма» в кратчайшие сроки, взятый на XXIIпартсъезде, предполагал ускоренное слияние наций. Начавшиеся административные реорганизации хозяйства (укрупнение, потом разукрупнение, превращение колхоза в совхоз и т.д.) «перемешивали» население и, в конце концов, способствовали усилению оттока армян из Кизлярского района и Карабаглов в другие районы страны. На волне хрущевской «гигантомании» создается колхоз им. ХХ партсъезда, объединивший три села. Центральной усадьбой колхоза была определена Калиновка, куда и направлялась большая часть прибыли Карабаглинского колхоза-миллионера.

От окончательного разорения село спасла реорганизация. В 1979 г. образовался совхоз «Карабаглинский», в который помимо армянского села вошла Новоромановка (центральная усадьба). Расстояние между двумя селами составляло 17 км, что препятствовало оперативному управлению хозяйством. Новое руководство, назначенное из карабаглинцев (директор совхоза Н.Е. Кабалалиев, парторг Н.П. Наникова), стало уделять больше внимания своему селу. Уже под руководством Л.А. Айвазянца было построено новое здание школы (1988 г.), проведена по селу асфальтовая дорога. К концу ХХ в. хозяйство «Карабаглинское» занимало весомые позиции в виноградарстве, животноводстве, растениеводстве района. В школьном альбоме имеются несколько газетных фотографий передовиков производства: Т. Аваковой, Р. Погосовой, Е. Булатовой, Э. Кабалалиевой, З. Юзбашевой, З. Ваниевой, В. Ваниевой, Е. Погосовой и Р. Бурчиевой.

Культурным центром Карабаглов, как и в прежние времена, являлась школа. Газетные заметки сообщают нам уже известные по прошлым десятилетиям фамилии учителей (например, учитель истории Н.П. Наникова, до недавнего времени возглавлявшая сельскую администрацию), медиков, агрономов, зоотехников… Изменяются инициалы, а значит, профессии передаются «по наследству». Жители Карабаглов с уважением отзываются о своих односельчанах, добившихся успехов в той или иной области, где бы они ни проживали в настоящее время. Это москвич, доктор геодезии В.С. Арзуманов, заместитель главного врача района Л.С. Мейтаров и др.

В настоящее время появляется возможность создать новый тип аграрных отношений, когда бывшие колхозники и сельхозрабочие могут вновь превратиться в настоящих крестьян-фермеров. В 2001 г. был окончательно упразднен колхоз «Карабаглы», а на его базе образовалось муниципальное образование «Село Карабаглы».

Когда разговор идет об истории того или иного населенного пункта, обычно рассуждения строятся по схеме: раньше было так-то, но настоящее и будущее вселяет оптимизм. Однако такого не скажешь о современных Карабаглах, где население составляет 752 человека (более 270 дворов), т.е. почти столько же, сколько и в XIXвеке.

Над всеми христианами довлеет какой-то рок – потеря чувства самосохранения. Среднестатистическая семья ограничивается одним, в лучшем случае двумя детьми. При нынешней низкой рождаемости и усиливающемся оттоке коренного или старожильческого армянского населения из деревни (преимущественно молодежи) в скором времени Карабаглы могут полностью изменить свое этническое лицо. Собственно, это уже реально происходит. Достаточно проследить за составом учащихся местной средней школы за три десятилетия, чтобы предположить, через какое время в армянском селении не останется старожильческого населения.

Накануне распада СССР Карабаглы был моноэтническим армянским поселением. Спустя 10-15 лет ситуация коренным образом изменяется. По данным за 2001/2002 учебный год, если в старших и средних классах абсолютное большинство учащихся составляли армянские дети, то в младших уже преобладали дети из дагестанских, главным образом, даргинских семей.

В работе о Карабаглах за 2002 г. на основании этих данных мы тогда сделали предположение, что «при сохранении такой тенденции скоро большинство детей Карабаглов будут неместного происхождения». Увы, наши прогнозы подтвердились, о чем свидетельствуют данные о школьном контингенте на 2009/2010 учебный год. В указанном учебном году только в одном классе дети из числа старожильческого населения составляли половину класса, во всех остальных – менее трети.

Таким образом, если накануне распада СССР учащиеся из числа дагестанских этносов (да и других народов) составляли единицы, а в 2001/2002 учебный год дети старожилов все еще составляли большинство, то в настоящее время на первое место по численности выходят дети из дагестанских семей. При этом в общей численности населения Карабаглов армяне пока еще составляют большинство. Пока.

У Карабаглов на Тереке есть будущее. Но будет ли это будущее у села с армянским населением, зависит не только от местной администрации (Гурген Афанасьевич Бурчиев), нои от всех карабаглинцев: и тех, кто сегодня мужественно «поддерживает огонь в своем родном очаге», и тех, кто в разное время покинул родное село. Сохранение этого «армянского острова» уже можно считать подвигом. Но существует еще один момент, который вселяет оптимизм. В результате национально-освободительной борьбы народа Арцаха их историческая родина освобождена, и в настоящее время в неимоверно трудных условиях навязанной извне войны народ выстраивает свою государственность. В этих условиях у северокавказских карабахцев появилась уникальная возможность включиться в этот судьбоносный процесс, возродить очаг на земле предков.


Из книги: Акопян В.З. Карабаглы-на-Тереке. Страницы истории (1797-2002). Ростов-н/Д, 2002.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.19.50 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
История армянских поселений на юге России

Армяне (самоназвание - hай), нация, родной язык которой образует отдельную группу индоевропейской языковой семьи. Этнической родиной армян является Армянское нагорье, на севере которого ныне расположены Республика Армения и Нагорно-Карабахская Республика. Большая часть исторической Армении находится в пределах современной Турции. Общая численность в мире более 8 млн., в том числе на Юге России – около 800 тыс. Армянская цивилизация относится к древнейшим цивилизациям мира, а ее государственность знала немало взлетов и падений.

Древнейшей этнической основой армян были разноязычные племена, населявшие Армянское нагорье и Малую Азию. Становление древнеармянской народности проходило в период существования государства Урарту (IX– VIвв. до н.э.), соперника Ассирийской державы. В 782 г. до н.э. на месте нынешней столицы Республики Армении Еревана была основана царем Аргишти крепость Эребуни. Вскоре после падения государства Урарту на его юге образовалось государство Армина, упоминающееся в трехъязычной Бехистунской надписи царя Дария I. Античные источники подразделяли Армению на Великую (в пределах Армянского нагорья и части Закавказья) и Малую (на востоке Малой Азии). После похода Александра Македонского Великая Армения приобрела независимость, пока она не подпала под власть Селевкидов. В 190 г. до н.э. Армянское царство вновь стало независимым. При царе Тигране II(95 – 55 гг. до н.э.) были объединены все земли населенные армянами, и даже соседние области. На этом этапе происходило приобщение элиты к эллинистической культуре. С Iв. до н.э. армянский народ вел беспрерывные войны с экспансией Рима и Парфянского царства. Хотя в 387 г. Великую Армению разделили между собой две империи Восточно-Римская и Персидская (Иранская), армянская государственность сохранялась до Vв. н.э. Уже в Iв. н.э. в Армению проникает христианство, которое в 301 г. становится государственной религией. Армянская церковь получила название апостольской, так как по священному преданию первыми проповедниками христианства в Армении были апостолы св. Фаддей и св. Варфоломей. Русская церковь называет Армянскую церковь по имени Григория Просветителя, ставшего первым патриархом. В 405 – 406 гг. просветитель Месроп Маштоц создал национальный алфавит, который без существенных изменений используется и сегодня.

Находившаяся на стыке различных цивилизаций, где сходились интересы сильнейших держав древности и средневековья, Армения стала ареной беспрерывных войн и нашествий, которые в конечном итоге привели к потере государственности на большей части своей территории, гибели населения, разорению городов и селений, насильственным переселениям и миграциям. Величайшей трагедией армянского народа стал геноцид, организованный турецким правительством в годы Первой мировой войны (24 апреля является Днем Памяти жертв трагедии). На своей родной земле было поголовно уничтожено почти все население (ок. 2 млн.). Спаслась только та часть армян, которая проживала в Восточной, русской Армении.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.20.29 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Трагическая судьба народа привела к возникновению многочисленной диаспоры. Оказавшись на территории других государств, в том числе и в России, армяне частью ассимилировались, частью сохранили свою самобытность. Армянские поселения в России формировались на всем протяжении существования Российского государства. Первые сведения об армянах на территории Древней Руси относятся к Х в.

Хотя крупные армянские поселения на Северном Кавказе возникают в XVIIIв., когда Россия начинает основательно здесь укрепляться, уже на заре христианской эпохи устанавливаются тесные связи армян с предками нынешних осетин, вайнахов, адыгов и других народов региона. Армянское присутствие на Северном Кавказе в древности происходило в контексте общего греко-римского освоения причерноморского региона. Население колоний обычно подразделяли на варваров (скифы, сарматы и др.) и греков. А так как античная традиция связывала близким родством армян с грекам, античные источники не выделяли армян из общей массы населения причерноморских колоний. Так, римский историк Помпей Трог, основываясь на греческих источниках, отмечает: «И Армений, также фессалиец, один из числа вождей Язона, снова собрав толпу, повсюду бродившую после смерти царя Язона, основал Армению». На этом этапе армянское присутствие носило эпизодический (и, вследствие не изученности проблемы, гипотетический) характер.

Особое место занимали юго-восточные «ворота» Северного Кавказа – город Дербент, находившийся на стыке северокавказского, иранского и армянского миров. В силу этого, его население состояло из кавказских албанцев (в этническое сообщество которых входили некоторые народы Дагестана), армян, персов, евреев и других народов. Источники содержат многочисленные сведения о миссионерской деятельности христианских проповедников из Армении с народами Северного Кавказа уже в первые века христианской эры, то есть, в позднеантичный период. Так, например, внук Григория Просветителя Григорис в первой половине IVв. отправился с проповедью Евангелия в Южный Дагестан. Хотя ему удалось посеять первые семена христианства, жизнь его закончилась трагично. На юго-востоке от Дербента, в селе Моллахалил, на месте гибели св. Григориса, армяне впоследствии возвели часовню. Под влиянием армянских священнослужителей даже агрессивные гунны стали принимать христианство. По свидетельству сирийца Захария Ритора, примерно в Vв., семь священнослужителей во главе с проповедником Кардосом направились в страну гуннов. Кардоса, который 14 лет приобщал кочевников к христианству, сменил другой армянский епископ – Макарий. При его содействии была построена кирпичная церковь для вновь обращенных в христианство гуннов.

Средневековый историк Мовсес Каганкатваци приводит одно из посланий (Vв.) предводителя гуннов к царю Армении и католикосу с просьбой прислать епископа для проповеднической деятельности среди его соплеменников. В письме говорится, что о Христе они впервые узнали «со времен наших набегов в вашу страну». И далее: «Исполнилось слово Христа – Бога нашего, и у нас, в стране северян, было проповедано Евангелие Его, которому нас основательно обучил Исраэл – муж превосходный, епископ области Мец Кохманк. Теперь же, услышав от прибывших к вам о знамениях, совершившихся у нас, соблаговолите исполнить нашу просьбу – отправьте к нам блюстителем того же Исраэла… Ведь если он будет находиться среди нас и мы с вами будем иметь одну веру, то и набеги войск диких народов на вашу страну прекратятся. Будьте здравы!». Форпостом армянских миссионеров был город Чор (Джора) вблизи Дербента. Здесь находилась резиденция армянских епископов Агванка. Однако набеги хазар заставили епископа переехать в армянский город Партав (Барда), расположенный на реке Куре. После смерти Аттилы, установившего с князьями Армении тесные отношения, племенной союз гуннов распался, что значительно ослабило влияние армянских миссионеров на Северном Кавказе.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.21.00 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
В средние века, присутствие армян в регионе уже носит далеко не эпизодических характер, как это было на предыдущем этапе. В XIXв. недалеко от Майкопа археологической экспедицией были обнаружены развалины церкви с армянской строительной надписью 1170 г. На этой территории поселились предки черкесогаев (черкесские армяне). По преданию, первыми армянскими поселенцами в горах Черкесии являлись воины, прибывшие сюда в XI– XIIвв. из средневековой армянской столицы Ани, разоренной азиатскими кочевниками. Они с почетом были приняты местным населением и вскоре заняли высокое положение в их сословной иерархии. Черкесогаи пополнялись за счет более поздних переселенцев из Крыма, где только в районе Феодосии в период господства генуэзцев из 70 тыс. жителей более половины составляли армяне и действовали около тридцати армянских церквей и монастырей.

Интенсивные контакты с адыгами привели к тому, что элементы горской культуры проникают во все сферы их жизни. Однако полной ассимиляции черкесогаев воспрепятствовала приверженность к Армянской церкви. В настоящее время культовых сооружений этой группы армян фактически не осталось, кроме фрагментов хачкаров (крест-камень). Так, в Темрюкском музее хранится хачкар, найденный на Кубани и датируемый XIII– нач. XIVв. Христианские храмы и символы подверглись впоследствии тотальному уничтожению крымскими ханами. Крымское ханство, распространявшее свое влияние на Северный Кавказ, подвергало христиан преследованиям. Особенно пострадали армяне и их священники во время похода крымчаков в 1717 г. Представители армянского духовенства - «шогены» были перебиты, а церковные общины прекратили существование. В период Кавказской войны прорусски настроенные черкесогаи переселились на территории, подконтрольные российской администрации, основав целый ряд населенных пунктов и город Армавир (1839). Тогда же было основано селение Карабета Талдустына, на левом берегу реки Лабы, названное по имени одного из руководителей группы переселенцев. В районе Кавказских Минеральных Вод черкесогаями были основаны два небольших поселения. Одно из них располагалось в нескольких километрах от Горячих Вод в имении известного землевладельца Тамбиева.

В XIIIв. небольшая группа армянских поселенцев появилась на Дону. В памятной записи одной из рукописей ереванского Матенадарана засвидетельствовано переселение в 1299 г. в город Азак (Азов) армянской общины, которая из года в год пополнялась за счет жителей Армении и Крыма. В начале XIVв. в Азове уже была построена церковь св. Григория Просветителя. Известно, что в 1341 г. настоятелем при ней являлся Тер-Саргис, сын служившего здесь священника Тер-Мануэля. По свидетельству автора указанной рукописи Тертера Ереванци, прибывшего в Азак незадолго до 1341 г., в начале 40-х гг. XIVв. в городе произошел конфликт между венецианцами и татарами, в результате которого больше всего пострадали армяне. Армянская община просуществовала в городе, по крайней мере, до погрома 1395 г., устроенного Тимуром. Армянские ремесленники и купцы составляли значительную часть населения практически всех ордынских городов. В числе строителей почти повсеместно фигурируют армяне. О существовании значительной армянской общины в ордынском городе Маджары (на востоке Ставрополья) свидетельствуют найденные там образцы армянской архитектуры.

В конце средневековья своеобразным центром российских армян становится г. Астрахань. В нем имелась многочисленная армянская колония, возникшая еще в XIIIв. Присоединение Астраханского ханства к России создало благоприятные условия для местных христиан. В 1613 - 1640-х гг. в Астрахани был построен большой гостиничный двор, на территории которого уже в начале XVIIв. имелась армянская церковь Успения св. Богоматери. Позже в городе были построены и другие армянские церкви. В связи с этим в 1717 г. здесь впервые учреждается епархия Армянской апостольской церкви, являвшаяся духовным центром армян Северного Кавказа.

На протяжении многих веков, сохранялась армянская община на юго-востоке Северного Кавказа - в Дербенте. В первой трети XVIIIв. местная община значительно пополнилась за счет карабахских армян, находившихся на русской службе в период Персидского похода Петра I(1722). Тогда армяне проживали не только в Дербенте, но и в девяти селениях соседней Мушкурской провинции, населенной в основном дагестанскими народами. Каждая армянская сельская община имела самоуправление с выборным старостой, священником. С тех времен (а может быть и более древних) в ряде мест сохранились армянские кладбища с многочисленными хачкарами и надгробиями.
 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2011-09-19, 12.22.41 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Укрепление русского централизованного государства существенно повлияло на усиление северного направления миграции. В лице России армяне видели не только гарантию своего физического спасения, но и надежду на восстановление своего национального очага на исторической родине. Последнее соответствовало и геополитическим интересам Российского государства. Поэтому, в период утверждения России в регионе начинается самая интенсивная миграция армян на Северный Кавказ.

После основания в 1736 г. крепости Кизляр, здесь поселилось 450 армянских семей из Дербента, Карабаха, Персии, преимущественно семьи служащих Армянского эскадрона, принимавшего участие в персидском походе Петра I. Значительную часть населения Кизляра вплоть до середины XIXв. составляли армяне. В 1804 г. из 6 тыс. жителей города их было 5 тыс. Немало кизлярских армян переселилось в Моздок сразу же после его основания в 1762 г. В 1785 г. из почти 900 жителей Моздока более 700 были армяне.

Первое армянское поселение на Тереке появляется в начале XVIIIв. Известный армянский предприниматель Сафар Васильев в 1710 г. получил от императора Петра Iправо построить на берегу Терека шелковый завод, который стал первенцем российских шелковых заводов. Вскоре после основания завода выросло армянское поселение, названное Сарафанниково (с конца XVIIIв. – Шелкозаводское). В 1718 г. С. Васильев получил от русского правительства разрешение «с прочими армянами построить на Тереке церковь армянскую своим иждивением, в которой отправлять им службу по своему закону без всякого препятствия и утеснения от тамошних жителей». Храм в честь Богоматери являлся наиболее старинной из всех известных в Восточном Предкавказье армянских церквей. В связи с выездом основной массы армянских поселенцев церковь прекратила свое существование. Наследником С. Васильева выступил армянин генерал В.М. Хастатов. В имение Хастатовых приезжал М.Ю. Лермонтов, состоявший с ними в родственных связях. Армяне населяли и соседнее селение Паробочево, основанное в середине XVIIIв. при шелковом заводе, построенном по заданию российского правительства венгром Паробочем.

Наиболее массовым стало в тот период переселение крымских армян, происходившее по инициативе российского правительства с целью подрыва экономики Крымского ханства и освоения малонаселенных южных районов империи. В августе 1778 г. на берега Дона прибыло более 12 тыс. крымских армян. По высочайшему указанию Екатерины II, поселившиеся на Дону армяне, основали многочисленную колонию, состоящую из нескольких селений (Чалтыр, Топты, Мец-Сала, Султан-Сала, Несвитай) и города Новой Нахичевани (Нахичевань-на-Дону), названного по имени древнего армянского города на берегу Аракса9. Донские армяне в течение длительного времени пользовались широким внутренним самоуправлением. Новая Нахичевань традиционно считалась социально-экономическим и культурным центром южно-российских армян. Однако к началу ХХ века самоуправление было урезано. В результате первой мировой и гражданской войн хозяйство крепких до этого селений было ощутимо подорвано. 50-тысячное армянское население после установления советской власти было фактически «расчленено» на две части. Новая Нахичевань все больше интегрировалась в Ростов-на-Дону, а из армянских сел был составлен Мясниковский район, названный по имени общественного деятеля Александра Мясникяна (Мясникова). Этот район в середине 20-х гг. получил статус национального, а официальным языком в районе, наряду с русским, являлся армянский.
 
Forum » DIASPORA » ՀԱՅՐԵՆԻՔԻՑ ՀԵՌՈՒ. Вдали от Родины » Армянские поселения Кавказа (В автономном округе (к истории армянской общины Владикавказа)
Страница 2 из 3«123»
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz