Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-03-29, 18.58.35
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Forum » DIASPORA » ՀԱՅՐԵՆԻՔԻՑ ՀԵՌՈՒ. Вдали от Родины » АРМЯНСКИЕ ХРАМЫ И СООРУЖЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ АРМЕНИИ (Все армянские сооружения не находящиеся на территории Армен)
АРМЯНСКИЕ ХРАМЫ И СООРУЖЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ АРМЕНИИ
НАТАЛИДата: Воскресенье, 2010-01-03, 08.44.11 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Своего рода «примирением» служит попытка сторонников греческой атрибуции локализовать армянскую церковь Святого Стефана у юго-восточной окраины внешнего оборонительного кольца [148]. Точно так же можно было бы искать древнюю церковь Святого Димитрия в северной части города, где был расположен основной куст греческих духовных центров и где, несомненно, находились греческие кварталы как генуэзского, так и догенуэзского периода. Не случайно в упомянутой выше императорской грамоте 1799 года этот участок назван «Греческой слободой». Необходимо отметить также, что когда-то здесь стояло много мечетей, которые, несомненно, являлись переделанными греческими церквами. Другое скопление мусульманских святынь, расположенное северо-западнее и западнее цитадели, а также в ней самой, образовалось в результате переделки уже католических церквей. В южной и юго-восточной частях города подобное явление не наблюдается, поскольку здесь находились именно армянские кварталы и именно армянское духовенство, как известно, пользовалось определенными привилегиями.

Продолжать этот спор не имеет смысла. Результативнее было бы выявить причины, из-за которых возникла путаница, что, возможно, и позволит выяснить национальную принадлежность основателей церкви.

С этой целью обратимся к источнику более раннему, а именно — к сообщениям Пейссонела, относящимся к середине XVIII века. Они приведены в книгах П. Кеппена и С. Богуша в переводе на русский язык. Как уже было сказано, Пейссонел свидетельствует о 24 армянских церквях Кафы и тут же добавляет, что шесть из них «не были посещаемы, и иногда на год откупались священниками, которые, не имея занятий при других церквах, здесь надеялись чем-либо поживиться от богомольцев» [149]. Не сообщается, какого вероисповедания были священники, временно арендовавшие церковные здания, но необязательно, чтобы это были армяне. Согласно автору, в турецкий период представители различных ветвей христианской церкви «были нарочито согласны служить обедню в случае нужды одни у других, и архипастырское послание давало им право на то». Далее он разъясняет, что «великий султан в позволениях, кои давал армянским епископам, не различал никакого вероисповедания. Таким образом, всяк платил епископу и армянским церквам за права, называемые Патриархальные, и позволялось отправлять в оных требы, за кои платилось, как то крестины, свадьбы и погребения. Более всего повредило христианам в Крыму упрямство, оказанное армянами во время чумы 1713 года погребать умерших при своих церквах, кои были у них обще с католиками, и тут и другие были жертвами сего пустосвятства...» [150]. Отсюда становится понятным, почему Бордье относит расположенные в нынешнем Карантине церкви Святого Иоанна Предтечи и Святого Иоанна Богослова к армяно-католическим [151], при полном несогласии с этим армянских источников соответствующего периода. Оказывается, указанные церкви служили здешним армянам традиционного вероисповедания и одновременно периодически предоставлялись католическому приходу для отправления различных служб. Видимо, подобное экспериментировалось и с греческими общинами города, только в других церквах этого участка, где численность армянского населения к XVIII столетию заметно убавилась. Не случайно, в 1799 году российские власти вернули армянам города участок вокруг церквей Святого Саргиса и Святых Архангелов. Хотя после вынужденного переселения 1778 года это уже не имело особого значения, тем не менее 700 армянам города они вернули прежде бывший наиболее густо населенный армянский участок, где стояли наиболее посещаемые прежде армянские церкви. В то же время, забрав для организации закрытой карантинной зоны прибрежную территорию Армянской крепости вместе с армянскими церквами, они не встретили особого сопротивления армянского духовенства, в том числе и высшего, поскольку эта окраина задолго перед вхождением Крыма в состав России стала малолюдной.

Пейссонел свидетельствует также, что татарские князья отвергали всякие просьбы и аргументы христиан, основанные на их рассуждениях по обряду богослужения и вероисповеданию, имея снисхождение «к армянам только потому, что великий султан давал барат или привилегию их епископам» [152]. Таким образом, даже в середине XVIII века турецкие правители признавали за армянским духовенством права, о которых сообщает еще М. Броневский в XVI веке, а именно — иметь собственные церкви и собственных священников для отправления богослужения. Великий султан, не вникая в богословские нюансы, давал позволения лишь армянским епископам. Следуя султану, турецкие и татарские правители Крыма оставались безразличными к разногласиям христиан в вопросах догмата, обряда и вероисповедания в целом, имея снисхождение лишь к армянам. Вследствие этого христиане-неармяне, не обладавшие необходимым количеством церковных помещений, платили армянскому епископу, получившему привилегии или «барат» от султана, а также армянским церквам за патриархальные права, по которым получали разрешение временно вести службу и совершать таинства и обряды в армянских церквах. Это положительно отражалось на состоянии древних армянских церковных зданий, поскольку пустовавшие бесхозные сооружения укреплялись, а разрушавшиеся — возможно, даже восстанавливались. Можем предположить, что со временем та или иная часть христиан-неармян прикреплялась к какому-нибудь пустующему армянскому культовому зданию и делала свое пребывание в нем постоянным, за определенную плату получив некие права не него от армянского епископа.

Не исключено также, что в самом конце турецкого господства имели место случаи насильственного захвата пустовавших армянских церковных зданий. То обстоятельство, что армянские священнослужители беспокоились за судьбу таковых, наводит на мысль, что случаи самовольного овладения армянскими культовыми сооружениями были частым явлением в Крыму уже во второй половине XVIII века. Так, в 1800 году, вскоре после выхода императорской грамоты от 1799 года, будучи избранным на пост католикоса всех армян Овсеп Аргутян-Долгорукий (О. Аргутинский), обращаясь к настоятелю монастыря Сурб Хач, архимандриту Хазару, писал: «{...} вот поставил тебя настоятелем монастыря Сурб Хач, чтобы ты как был раньше обновителем [его], так и оставался до последнего и чтобы смерть твоя случилась в нем. Ныне легко для тебя и плодотворно (трудиться), по той причине, что места, которые были измерены до дороги Отуза, в том числе и пустынь в нем — наши, и должны заново измерить и дать план тебе, и ты обязан платить пошлину, которая будет установлена законом, и ты должен держать монастырь в порядке, не дать, чтоб разрушали. Вручаю тебе и сад (виноградник) в Судаке, как надел твоего монастыря, а также монастырь святой Богородицы в Кафе вместе с землею и армянский участок города до Искэлэ, как отмечено в Привилегии, утвержденной Его Императорским Величеством. Так же, взявшись за Аджи-хан16, заново приведешь в порядок все помещения [его], как и полагается, и от моего имени сдашь в аренду. Приведешь в порядок и [церковь] святой Геворг, который за городом и как дал утвердить в Привилегии, так как армян очень мало и другие христиане могут овладеть [ею]» [153]. Значит, случаи захвата уже имели место. О. Аргутян-Долгорукий, хорошо знавший ситуацию в Крыму, даже имея в руках документ с подписью императора, беспокоился за судьбу церкви Cвятого Геворга (см. 6), так как был знаком со случаями, когда бесхозные армянские церковные и монастырские здания захватывались другими общинами.



16 Имеется в виду упомянутый в императорской грамоте гостиный двор при церкви Святого Саргиса.


Обратим внимание и на следующие факты.

Источники XIV–XV веков упоминают в Кафе 13 греческих церквей [154]. В турецких переписях населения, проведенных в первой половины XVI века, упоминаются восемь греческих церквей [155]. Эти данные в определенной степени противоречат сведениям М. Броневского, сообщавшего, что во второй половине того же века в городе сохранились только две католические и армянские церкви. Понятно, что основной удар турецкого ятагана пришелся именно по латинским и греческим церквам, большинство которых еще в XV веке было обращено в мечети [156]. Но уже в 30-х годах XVII века, по сообщениям д’Асколи, в Кафе было до 15 греческих церквей [157]. По утверждению современных авторов, в конце XVIII века в городе существовало 11 греческих церквей [158], хотя Ла Мотре в 1711 го-ду по этому поводу называет цифру 7 [159], а Пейссонел в 1753 году — 8 [160]. Помимо этих 11-ти существовали и три разрушенные греческие церкви [161]. Значит, в общей сложности в конце XVIII века в Кафе было около 14 греческих церквей. Возникает вопрос: за счет каких зданий численность указанных в турецкой переписи 8-ми греческих церквей возросла до 15 или 14-ти, если греческое духовенство фактически находилось в бесправном положении? Мнение о том, что в турецкой Кафе некоторые из переделанных в мечети греческих церквей могли быть возвращены греческой общине и заново освящены [162], не является убедительным. Учитывая приведенные выше сведения, можно сказать, что численность греческих церквей возросла за счет именно пустовавших армянских культовых зданий, заново освященных и получивших новые имена. Отсюда и несовпадение названий половины греческих церквей, указанных в источниках XV века, с названиями, присутствующими в сообщениях XVIII века, о чем справедливо пишут Е. Айбабина и С. Бочаров [163]. Обстоятельство, безусловно, заслуживающее внимания, так как название церкви, то есть ее посвящение какому-либо святому или святодействию, в течение времени не меняется, если не имело место вторичное освящение. И еще, видимо, Ла Мотре и Пейссонел в XVIII веке упоминают в Кафе 7–8 греческих церквей, подразумевая лишь исконно греческие духовные центры, не включая в указанные числа арендующиеся здания.

Отголоски царящей в XVI–XVIII веках ситуации улавливаются и в последующие периоды. Так, М. Бжшкянц, сведения которого относятся к 20-м годам XIX века, в своем описании армянских духовных центров Кафы пишет, что расположенная на территории Карантина церковь Иоанна Богослова была неухоженная и использовалась для хозяйственных нужд «так же как и Сурб Урпат (Святой Пятницы. — Т. С.), в которой ранее греки проводили литургию» [164]. М. Бжшкянц не говорит о принадлежности этой церкви грекам, а лишь хочет отметить, что до выселения христиан из полуострова церковь использовалась греками. Об этом свидетельствует хотя бы данное им армянское название святыни. Также он выражается и по поводу церкви Сурб Торос (Святого Тэодороса): «Ныне церковь неухоженная, в руках чужих» [165].

Таким образом, сведения Пейссонела, М. Бжшкянца, архиепископа Гавриила, О. Аргутяна-Долгорукого наводят на мысль, что в период турецкого господства некоторые из армянских пустовавших церковных зданий путем аренды или самозахвата были заняты представителями других конфессий — католиками и греками. Подобные случаи имели место не только в Кафе. Поэтому не стоит удивляться тому, что многие армянские святыни, даже такие, на стенах которых имелись армянские надписи, в некоторых весьма авторитетных источниках, в том числе и в работах В. Кондараки и архиепископа Гавриила, связываются с греками [166]. Значит, эти основанные армянами древности впоследствии на какое-то время занимались греками. Именно передачей армянских церквей грекам обусловлен тот факт, что на одних картах и планах, а также в письменных источниках одно культовое заведение под одним названием значится как армянское, а в других — то же здание, уже под другим названием, значится как греческое. Составители первых исходили из этноконфессиональной принадлежности его основателей, а вторые — конкретных пользователей на данном этапе. Причем последние составляли заметное число, поскольку значение культовых сооружений в основном рассматривалось не в контексте их возраста, исторической, архитектурной, художественной ценности или же национального и конфессионального происхождения основателей, а в контексте их принадлежности на данный момент той или иной религиозной общине, которая там вела богослужение по своему обряду.

Естественно, православное духовенство, обосновавшееся в преждебывших армянских церквах, в определенной степени меняло их облик в соответствии со своим вероисповеданием и обрядом. Таким образом на некоторых армянских средневековых памятниках Крыма появлялись следы православия, становившиеся причиной для ошибочных предположений даже по поводу таких памятников, как церкви феодосийского Карантина. Несомненно, причина создавшейся ситуации по спорным церковным зданиям в том, что армянский и греческий периоды в их истории чередовали друг друга, оставив свои отпечатки на них. В связи с этим отметим, что росписи с греческими надписями в церкви Святого Стефана (Святого Димитрия), несомненно, появились именно в греческий период ее истории. Их датировка XV веком [167] представляется слишком удревленной, поскольку все аналогичные памятники этого периода, имевшиеся на стенах других церквей Крыма, к XIX–XX векам уже полностью утратились, между тем как эти сохранились лучше и полней остальных [168].

Итак, пребывание греков в спорных по принадлежности церквах Восточного Крыма относится к периоду турецкого господства, и даже к последнему его этапу. При рассмотрении этого исторического промежутка мнение об одновременном функционировании армянских и греческих церквей в границах единого участка оправдывает себя. Но в XIV–XV веках дела обстояли по-иному, и с этой позиции одновременное функционирование рядом стоявших армянских и греческих церквей, как уже стало заметно, не представляется возможным. Посему при рассмотрении православного периода истории армянских церквей следует обратить особое внимание на временной промежуток и указать его. Что касается выяснения этноконфессионального происхождения таких объектов, то помимо сведений источников, имеющихся артефактов, результатов археологических изысканий, следует учесть данность их месторасположения в окружении других, единовременно с ними построенных армянских церквей.


 
НАТАЛИДата: Воскресенье, 2010-01-03, 08.50.50 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ПРОДОЛЖЕНИЕ


1. Схематический план Кафы 1784 года:
1 — Генуэзская башня Св. Константина, жилье коменданта и арсенал; при ней турецкая крепостца; 2 — мечеть при д¬¬ме Сукова; 3 — фундамент генуэзской приморской стены; теперь бульвар; 4 — церковь Введения во храм Пр. Девы; 5 — Александро-Невский собор; 6 — Армяно-григорианская церковь Св. Ар¬хангелов; 7 — Площадь. Турецкая мечеть, теперь католическая церковь; 8 — Армянская церковь Св. Сергия (Саргиса); 9 — Главная мечеть, прежде — греческая (католическая) церковь; рядом— большие бани; 10 — Генуэзский старый замок с 6-ю воротами и 12-ю башнями; 11 — Угловая башня замка, что теперь дом Веребрюсова; 12 — Турецкий сад; 13 — жилище кафских консулов; 14 — Ворота мор¬ские, где 6 июня 1475 г. казнены армяне; 15 — Временный дождевой поток; 16 — церковь с рельефами на алтаре (армянская церковь Св. Иоанна Предтечи, или Иоанна Крестителя); 17 — башня, построенная пособием папы Клемента VI; 18 — церковь (армянская) Св. Иоанна Богослова с фресками; 19 — Армянская церковь Св. Параскевы (Урпата); 20 — Армянская церковь Св. Стефана с фонтаном 1491 г.; 21 — Карантинная стена; 22 — Греческая церковь Св. Петра; метох Иерусалимского патриарха; 23 — Генуэзская городская стена с 4-мя воротами, 26-ю башнями, наружным глубоким рвом, выложенным камнем; 24 — Греческая церковь Св. Ильи, некогда береговой маяк; 25 — Армянская церковь Св. Георгия (Св. Геворг Кашота). Прочие церкви, мечети, стены с башнями, кладка рва разобраны на казармы, карантин, дома и магазины городские.


2. Схематический план церкви Святого Саргиса (сост. М. В. Петросян)


3. Церковь Святых Архангелов Габриэла и Микаэла (фото И. С. Липунова)


4. Церковь Святого Иоанна Предтечи (фото И. С. Липунова)


Рис. 5. Церковь Святого Иоанна Богослова (фото И. С. Липунова)


6. Церковь Святого Геворга (фото М. В. Петросяна)


7. Церковь Святого Урпата (Параскевы, Пятницы)


8. Церковь Святого Стефана (фото И. С. Липунова)

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2010-04-30, 08.59.08 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Иерусалим. Армянский квартал. Церковь Св. Иакова





 (650x488, 129Kb)


Армянский квартал - один из четырёх кварталов Старого города. Он простирается между Башней (Крепостью) Давида у Яффских ворот и Сионской горой, касаясь Иудейского квартала. Он существует с IV века н.э., во все периоды истории Иерусалима. Считают, что в городе проживает больше, чем три тысячи армян, большинство из которых исповедует православие, меньшинство - католицизм и только считанные являются протестантами, вследствие миссионерской деятельности англичан.Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей. По имени проповедника св. Григория Просветителя (302-326) Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской.



Церковь Св. Иакова


 (488x650, 131Kb)

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2010-04-30, 08.59.37 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

 


 (650x536, 171Kb)


 


 (650x556, 169Kb)



Иаков, сын Заведея и Саломеи, брат Иоанна (евангелиста), был одним из тех галилейских рыбаков, которого Иисус лично призвал на проповедь Евангелия. Он - один из трёх, кому Господь преимущественно открывал Свои Божественные тайны.


После Распятия и Вознесения Иисуса, и сошествия на апостолов Святого Духа, Иаков проповедовал в Испании и в других странах Европы. После чего вернулся в Иерусалим, проповедуя Христа. Ясно, что это вызвало недовольство иудейских священников, которые обратились к царю Ироду Антипе (сыну царя Ирода I Великого, наследовавшего к тому времени, после смерти отца, четверть царства, тетрархию) с требованием казнить Иакова. "В то время царь Ирод поднял руки на некоторых, принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова мечом"("Деяния" 12:1/2). Таким образом, Иаков стал первым из апостолов, казнённых за свою веру.


 (650x488, 149Kb)

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2010-04-30, 09.00.42 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

В соответствии с традицией, церковь стоит на месте его казни. Когда Вы входите в неё вовнутрь, то можно осмотреть то место, где отсечённая голова захоронена. По одной из версий, его сподвижники вывезли тело в Испанию и захоронили в испанском городе Сантьяго де-Компостелла. В IX веке Папа Римский причислил Св.Иакова к лику святых, а город и место объявил третьим по значению после Иерусалима и Рима. Св.Иаков стал патроном Испании, покровителем воинов, считавшимся тем, кто спас Испанию от мавров. Во время крестовых походов его называли Сантьяго, чем и объясняется происхождение названия города.


 (650x488, 114Kb)


 


 (650x488, 128Kb)

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2010-04-30, 09.01.07 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

Церковь посвящена ещё одному Св.Иакову - брату Иисуса по родству. Он занимал особое место среди апостолов, т.к. стал первым епископом Иерусалима. Эта должность накладывала на него особую ответственность, т.к. к нему приходили посланники Божии из самых разных стран с донесениями об успехах евангельской проповеди и для решения многих других задач. Он первый положил основание благочинию и по внушению Святого Духа составил Божественную литургию. Можно сказать, что он был первым патриархом Нового Завета.


Христианская традиция единогласно признала его праведником. За свой образ жизни, благочестие он был уважаем настолько, что пробыл на своём престоле в бунтарском городе около 24 лет.


 (650x488, 129Kb)


 


 (488x650, 167Kb)

 
НАТАЛИДата: Пятница, 2010-04-30, 09.01.20 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

 


 (650x488, 176Kb)


 


 (650x507, 164Kb)


 


 (476x650, 144Kb)


 


 (650x488, 170Kb)


 


 
Forum » DIASPORA » ՀԱՅՐԵՆԻՔԻՑ ՀԵՌՈՒ. Вдали от Родины » АРМЯНСКИЕ ХРАМЫ И СООРУЖЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ АРМЕНИИ (Все армянские сооружения не находящиеся на территории Армен)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz