Admin | Дата: Суббота, 2011-01-22, 23.29.16 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline
| charset="utf-8"> data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >
Царь Аршак приняв бразды правления Арташес I, посвятил всю свою жизнь противостоянию Риму. Разгромив в Северной Африке такой колос как Карфаген, римский сенат обратил свое внимание на Восток. Египет и правители Малой Азии раболепно приветствовали возрастание римской мощи. Греция платила дань и была под «плотной римской опекой». Могущественные Селевкиды, после смерти Антиоха, полностью ослабли под ударами армяно-парфян, и лишь один Митридат, царь Армяно-Понтийского царства, гордо и непримиримо угрожал римским интересам на Востоке. Почему? Ведь Армяно-Понтийское царство было создано на обломках македонских завоеваний и являлось эллинистическим по своей сути и по духу. Безусловно, можно сказать, что понтийский царь был весьма амбициозной личностью и именно это привело его ни в стан проримски настроенных иллинистических государств, а в стан Аршакидов. В добавление Митридат попал под сильное влияние Арташеса I Великого. Армяно-Понтийское царство образовалось на южном побережье Черного моря (Понт Эвксинский) в Малой Азии (Анатолия) после распада постмакедонских империй. В описываемый период истории, царем Армяно-Понтийского царства был соратник Арташеса I Митридат Понтийский или Митридат IV Великий. Митридат породнился с армянским царем, взяв в жены дочь Арташеса, Арташам. Есть сведения, что свой знаменитый поход в степи Скифии, где ни побеждали, ни Кир, ни Александр Македонский, Митридат совершил по указанию Арташеса. Всё началось с того, что орды кочевников прорываясь, через «аланские ворота» на Кавказе, все чаще стали беспокоить царя Армении. Армяне снабдили Митридата надежными проводниками и дали в помощь знаменитую армянскую конницу. Митридат разгромив скифо-сарматские орды, завоевал Крым (Тавриду) и некоторые другие мелкие эллинские государства Причерноморья, чем вызвал неудовольствие римского сената. Многие захваченные территории находились под опекой Рима. Римский сенат ультимативно потребовал от армяно-понтийцев очистить захваченные земли. Над Азией запахло большой войной. Но Армянский Понт еще не был готов к серьезному противостоянию с Римом. Уважая Арташеса и прислушиваясь к его советам, Митридат перестал на время конфликтовать с Римом и, переодевшись в простолюдина, обошел все римские владения в Азии, где по преданию за три года научился двадцати двум языкам. Понтийский царь за это время собрал богатейшую информацию о римских провинциях в Азии. Вернувшись к своему тестю, он узнал, что за три года Арташес так же проделал огромную работу. За это время армянский царь расширил свои южные и восточные границы, выиграв войну у своего родственника парфянского Аршакида, Митридата II. Разгромив парфянскую армию и пленив царя Парфии, Арташес принудил его к отказу от главенства в Передней Азии и заставил передать армянской короне старшинство среди Аршакидов. Одновременно с парфянами титул шахиншаха за царем Армении признали и другие Аршакиды. Потом Арташес I (уже при Митридате Понтийском) освободил от римского господства некоторые армяно-малоазийские (западноармянские) государства на Западе. Когда вернулся Митридат, его встретил ни просто царь Армении, его встретил правитель, который имел огромные возможности в достижении ранее запланированной цели в отношении Рима. Арташес собрал армию со всех районов своих владений: из самой Армении и стран, которые были под его влиянием. Древние авторы писали об этом так: «На пространстве необозримом раскинул он стан свой. Казалось, что земля исчезала под стопами его воинов. Никогда Азия, поглотившая столько войск, не видела ополчения столь МНОГОЧИСЛЕННОГО, подобно IIOTOKУ стремительному, Арташес наводнил полками своими десять областей Малой Азии. Еще не довершил, он освобождения сей страны, и уже в крепостях Аттики приветствовали его именем по6едителя. Гремя оружием на суше, борясь и с природой, и со зноем, и с непогодами, поспешно соорудил он множество кораблей и усеял ими валы морские». (М. Хоренский). Митридат так же не дремал. По соглашению с Арташесом он отправил в Рим послов под предлогом заключения союза, а на самом деле для подкупа нужных сенаторов. Продажность римского сената еще не достигла своего апогея, но слава о продажных сенаторских душах была уже многим известна. Союзники еще и подгадали свой поход на Запад в то время, когда в Риме на смерть столкнулись интересы двух политических кланов, которые возглавляли два консула, Марий и Сулла. В стенах нового Рима не было уже Рима старого. Богатство и роскошь понемногу начали развращать людей. Римляне стали продавать все, и честь, и совесть, и отечество. Золото Митридатa заполонило бы Рим в Риме. В то время Рим был республикой, и основные государственные решения зависели от сената. Консулы же были своего рода исполнительной властью в отдельных частях империи. Сенат уже сделался сговорчивее и стал почти ручным для Митридата, но помешал народный трибун (депутат) Сатурний, мстя за личные обиды некоторым сенаторам, он решил предать гласности предательство римских вельмож. Поднялся всенародный скандал, и послов изгнали. Но время для Рима уже было упущено. Армия Арташеca переправившись через море, вторглась в Грецию. Теперь Митридат снабдил своего царственного тестя надлежащими сведениями о враге, а сам остался в Азии для исполнения роли Арташеса. В отличие от Kиpa Ахеменида, Арташес I Аршакид имел сильный флот и поэтому ему удалось переправиться из Малой Азии в Европу. Более ста кораблей поплыли в Геллеспонт. В Греции находились легионы Суллы, но сам консул находился в Риме, где во всю разгоралась очередная политическая война. Арташес с первого раза полностью разгромил греко-римские войска. Объединённая армия шахиншаха (императора) двигалась дальше и без особого труда покорила Фракию. Митридат в это время старался в тылу уменьшить число союзников Рима. Он вступил в союз с Никодимом II, царем Вифинии, и о6ъединёнными с ним силами овладел Пафлагонией. Пелимен, царь Пафлагонии бежал в Рим. Но напрасно искал он там защиты. Рим был занят собой, там набирали силу смуты и мятежи. Однако Сулла настоял, чтобы сенат отправил послов к Митридату и к Никодиму с требованием очистить захваченные территории. Малодушный Никодим покорился, но Митридат отвечал: «Предки мои владели Пафлагонией. Дивлюсь, что Рим вмешивается в чужие дела. Скажите Риму, что я презираю его угрозы». Зная, что отвага Митридата зависит от блестящих успехов Арташеса на Балканах, римляне всецело о6ратили все свои усилия против царя Армении. Надо учесть, что Марий, который был прямым противником Суллы на политическом Олимпе, втайне приветствовал успехи Арташеса и разгром провинций подконтрольных Сулле, он всячески мешал Сулле обратить всю римскую мощь против армян. Сам же Марий был консулом западных провинций Рима, и вторжение с Востока вряд ли могло угрожать его землям. И еще, поражение Суллы на Востоке скорее бы вывело Мария к желаемой монополии власти. Поэтому в римской политике произошел такой длительный провал, позволивший Арташесу победоносно высадиться в Европе и освободить Грецию и Фракию от римского господства. Но умный и опытный Сулла сумел привлечь на свою сторону (скорее купить) многих сенаторов, он убедил их в том, что Митридат в Азии это такая же угроза для Рима, как и Ганибал в Северной Африке в прошлом, а опора Митридата, это император (шахиншах) Армении - Арташес. Сулла отправил к Арташесу послов и предложил ему мир и дружбу в обмен на голову Митридата. Они предлагали даже оставить Грецию под властью Арташеса, но благородный Аршакид ответил, что продолжит свой поход и встретится с Суллой под стенами Рима. Тогда только сенат понял, какую допустил ошибку, ввергнув страну в смуты и межклановые противостояния. Тогда только римляне увидели, что действия Митридата в Мaлой Азии являлись отвлекающим маневром, и что огромная опасность в лице Арташеса Армянского уже стоит почти у порога самого Рима. По римским законам ни один из консулов не имел право держать свои войска в Риме. У сената были лишь одни преторианские войска, т.е. войска, набранные из коренных италийских римлян, для охраны Италии, и так как эти части редко участвовали в военных компаниях, их боеспособность не отличалась особым качеством. Армии, находящиеся в Испании и в Африке, слишком далеки, войска, которые Сулла с большим трудом собрал после разгрома в Греции, были малочисленны и морально подавлены, и имели так же очень низкую боеспособность. Ужас потряс умы римских сенаторов, когда они поняли, что враг впервые так близко допущен к сердцу самой республики, а механизмов влияния на ситуацию судьба им почти не оставила. Все в Риме понимали, что теперь Рим может спасти только чудо. И это чудо совершил Сулла - Спаситель Рима. Он попросту подослал к Арташесу в ставку наемных убийц. Как говорилось выше, Арташес набирал в армию всех желающих воевать на его стороне против Рима. Некий Птоломей-Денис, житель Греции, и его люди завербовались в армию шахиншаха (императора) по приказу Суллы. В дальнейшем они спровоцировали междоусобное столкновение между разноплеменными дружинами царя, и когда весь лагерь, проснувшись, находился в смятении, подло убили его (правда есть мнение, что император был убит в суматохе, по ошибке, собственной охраной). Перед смертью он сказал пророческие слова: «Увы, как превратный жребий царей! Как быстро пролетает земная слава! Рад, что умираю, не пережив своего счастья!» Так закончил свой путь первый Император Армении Арташес I Аршакид Великий. Что же касается Митридата Понтийского, то он еще продолжит свою борьбу с римским владычеством, только уже в союзе с сыном Арташеса Тиграном II Великим, и хотя ему после смерти Арташеса пришлось не сладко (римляне выдавили его из всех ранее освобождённых от римского господства территорий), он до конца дней своих, так и не отказался от идеи полного разгрома Римского государства. Со временем это станет смыслом всей его жизни. Он так и войдёт в историю, как ярый противник Рима. История Армяно-Понтийского царства уже не представляется без войн с Римом, и только присутствие Митридата в Крыму и его победы над скифами предают портрету этой несравненно выдающейся и одаренной исторической личности совсем иные штрихи. До наших дней дошло намного меньше информации об Арташесе, нежели о Митридате (об Арташесе больше писали восточные историки, западные же больше оставили сведений о Митридате), это и позволило совершить ошибку ортодоксальной истории и приписать главенствующую роль в антиримской коалиции (времен Арташеса Великого) царю Понта. А между тем дело обстоит так, что именно поход Арташеса, на долгое время спас от усиленного внимания римской военной машины Армению и все сопредельные с ней страны (в том числе и Армяно-Понтийское царство). И хотя большая война была еще впереди, он заставил Рим по-новому оценить свои возможности и относиться к Восточным странам с особой ос*торожностью и уважением. Для Армении же Арташес I Великий стал не только императором, но еще и основателем нового взгляда на политику и на эллинистическую культуру Запада.Именно он ввел в страну культ первых греческих богов (после этого главными богами в Армении кроме Солнца, Луны и Ормузда (Ахура-Мазда) стали Артемида, Геркулес и Аполлон), а так же привез греческий театр. В Армении стали появляться греческие и римские изваяния. Арташес впервые за многие века вывел Армению на место безусловного Лидера Передней Азии. Каким был первый армянский император (шахиншах) лучше всего сказал Фагоний: «Арташес был царем царей не по одному наименованию, но по могуществу своему. Стихии природы ему повиновались. Все трепетало пред лицом его, одна только смерть, нанесенная убийцею, отважилась к нему подступить. Не столь поражён был Кир в войне с массагетами; не столь злополучен был Дарий, бежавший от скифов; не столь бедствовал Ксеркс, бежавший из Греции; не столь лютому подвергся жребию Кам*биз в Малой Эфиопии. Всех исполинов-завоевателей Арташес превзошел и славою и злоключением. Он погиб от острия мечей воинов своих». После гибели Арташеса все ранее освобождённые от римского господства территории в Малой Азии, а так же Киликия, отошли от Армении. На престол в Армавире взошел малолетний сын Арташеса Тигран, прозванный Тигран II Великий. Это произошло в 90 году до Р.Х. Сразу по достижению нужного возраста Тигран подтверждает во всей Передней Азии отцовский титул императора (шахиншаха), одержав еще до 85 года до Р.Х. ряд побед над родственными парфянами. Затем армянские войска присоединяют Мидию, Атрпатакан, Кордук, Адиабену и Осроену (т.е. земли, принадлежащие ранее Армянской Парфии). Далее молодой Тигран присоединяет отколовшееся после смерти Арташеса армянское царство Цопк (Малая Армения). Потом он помогает армяно-понтийцам снова присоединить Каппадокию (при этом часть Каппадокии - Милитенa отошла к Армении), позже уже Митридат помог ему вернуть Армянскую Киликию. В 84-70 годах до Р.Х. Тигран Великий начинает свои знаменитые южные походы. Он присоединяет Сирию и Месопотамию. Присоединив Сирию, он жестоко разделывается с остатками Великой прозападной сирийской династии Селевкидов. Далее Тигран присоединяет Палестину, откуда выводит тысячи семитизированных армян потомков хурритов. Эти завоевания настолько расширили государственные границы Армении, что она становится самой крупной и могущественной державой во всей Передней Азии и Ближнего Востока. Говоря словами Мовсеса Хоренаци, Тигран Великий «став во главе храбрецов, совершил геройство и возвысил наш народ, находившийся под чужим игом ...». И действительно, правление Тиграна (да и всех Аршакидов) является пиком государственности древней Армении. При Тигране II, Армения имела самую большую территорию за всю историю своего существования. Ни только земли между тремя морями: Черным, Средиземным и Каспийским - были Арменией, но и Сирия, Месопотамия и Палестина входили в состав империи Тиграна. Тигран больше не мог руководить страной сидя в Армавире, который из-за отдаления южных границ оказался где-то на краю империи, и поэтому он переносит столицу ближе к югу, в Тигранакерт. Арташес и Тигран восстанавливали некогда могучее протоиндоевропейское хайасо-хурритское государство.
Проблема была в том, что второй Император Армении, по словам разных историков, был весьма надменным, очень гордым и, как следствие этого, честолюбивым человеком. За особую надменность, а также за любовь ко всему золотому некоторые древние авторы назвали его «Золотым Орлом». Именно эти качества позволили Тиграну совершить стратегическую ошибку своей жизни. Вместо того, чтобы послушаться Митридата (который учился мудрости у Арташеса Великого) и бросить все силы на укрепление своих форпостов в Малой Азии, и не пускать в них римлян, затем, скопив объединенные силы, выпол*нить намерения Арташеса Великого и перенести войну в Европу (и далее в саму Италию), дабы окончательно победить римское могущество, Тигран после Каппадокийской и Киликийской компаний оставил Митридата одного в противостоянии с Римом и стал тешить своё самолюбие победоносными походами на Сирию и Палестину, и добивать уже безвредных Селевкидов. С одной стороны Император Армении опасался, что контроль над Сирией возьмут опять парфяне и богатейшие порты Финикии достанутся не ему. С другой стороны, ослабевшие Селевкиды могли быть потенциальным форпостом для Рима в Передней Азии. Так или иначе Митридату ничего не оставалось, как в одиночку начать Третью Митридатову войну, которую он естественно «благополучно» проиграл. Его разгромил ученик Суллы, римский консул Лукулл. Тигран после разгрома Митридата ни разу не пожелал видеть понтийского царя. Он был слишком разгневан на него. За то, что тот своими неумелыми действиями и своей политикой в Анатолии, вольно или невольно, привел римские легионы к границам Армении. Нет, горделивый царь не боялся Лукулла, он был взбешен тем, что из-за провала военной компании Понта, он вынужден был оставить мятежные города в Палестине и вернуться с армией в Армению. Митридат покинутый многими придворными, находился на севере Армении (Южный Кавказ). Он был еще не сломлен и готов биться с Лукуллом за освобождение своей империи, но сил не было. Митридат отлично понимал, что его спасение в Тигране и поэтому он отправил просить помощи к армянскому царю своего преданного слугу Метродора. Тот в разговоре с Тиграном, передав просьбу своего царя, добавил от своего имени (на самом деле от имени Рима), что как посол он просит за своего государя, но как советчик, он рекомендует Тиграну отказать ему. Тигран думал недолго. Он вызвал к себе в столицу Митридата и дал ему согласие в военной помощи против Рима. Потом он рассказал случай с Метордором и просил не обходиться с тем слишком сурово, но потом сам пожалел об этом, так как Метродор был сразу умерщвлен по приказу Митридата. В память о его дружеских отношениях с отцом Тиграна Арташесом Великим, армяне по приказу императора устроили убитому советнику пышные похороны. Почему все-таки Тигран, обозленный на Митридата, не принял дружбу римского сената и вступился за царя Понта? Во-первых, это родственные узы, ни только Митридат, как известно, был женат на сестре Тиграна Арташам, но и сам Тигран был женат на дочери Митридата Клеопатре Понтийской (не путать с Клеопатрой Египетской). Во-вторых, огромная самоуверенность Тиграна и убежденность в своем могуществе. И, в-третьих, большая война с парфянами не входила в планы Тиграна, так как армяне и парфяне являлись близкородственными народами, как по вере, так по этническим корням в прошлом. Нельзя забывать и про родство династий Армянских и Парфянских Аршакидов берущих свое духовное начало с объединяющего Великого Ирана времен Кира Ахеменида и Тиграна I Хайкида. Дополнительно отметим армян-хурритов известных как саки, выходцев из исторической территории Армении Шакашен (Сисакан), создавших сако-массагетское царство в Средней Азии, скифо-сакское царство на территории северной Индии, где армяне-саки именовались шакья. Именно из одного такого аристократического рода Шакьев (VI-V в. до н.э.) происходил основоположник буддизма принц Гаутама Шакья-Муни (мудрец из рода Шакья) или Будда. Добавим также, что кушаны, хиониты и эфталиты были родственными между собой племенами, входившими некогда в состав "великой сакской орды" - массагетов, и на раннем этапе своего развития были смешаны с хуннами (Тревер К.В. Кушаны, хиониты и эфталиты по армянским источникам. С. 132, 143). По последним данным, с кругом кушанских кочевых племен были генетически тесно связаны и сако-парфянские племена (Захаров А.О. Бактрия в I в. н.э. С. 23). Вождём которых впоследствии станет армяно-сак по имени Ар-Сак (Аршак). Наследник Великих Ахеменидов (также армяно-саки). После свержения греко-македонского ига родовым имением армяно-саков стал город Бахл или Пахл (средневековый Балх). Из Балха происходили многие армяно-сакские (парфянские) роды из ветви кушанских Аршакидов, в том числе и род Михран. Первый армяно-сакский (парфянский) царь Ар-Сак (Аршак) обосновался именно в Бахле (Балх), поэтому его потомки в этом городе назывались Пахлавами или Пахлавуни: Карен Пахлав, Сурен Пахлав, Испахпат Пахлав и др. Себеос отметил, что Балх был первоначальной столицей Аршака. Позднее Балх (Бактры) стал столицей Греко-Бактрийского царства. Вышеизложенный материал в целом отображает напряженность древнеармянской внешнеполитической деятельности, ее активное религиозно-политическое, военное, духовное, идеологическое и даже генетическое влияние на соседние страны, и главное показывает многочисленную евразийскую протяжённость армяно-арийской ойкумены от Малой Азии до Алтая и Китая. Доказательством чего является исторический феномен – армяно-сакский (парфянский) суперэтнос. Таким образом, если армяне представляли западное крыло этого суперэтноса, то парфяне – восточное, впоследствии полностью тюркизированное (официальными «правопреемниками» парфян себя провозгласили современные туркмены благодаря их лидеру Ниязову). Из подобных тюркизированных парфян происходил Тамерлан, пришедший в последствии к власти в Средней Азии, женившись на чингизидке (мощный идеологический фактор того времени). И последнее. Отметим, что тюркизация парфян была возможна ввиду противоборства армяно-зороастрийской партии Сасанидов (Санасан) и армяно-христианской партии Аршакидов (Ар-Сак). В результате гражданской войны армяно-парфянский суперэтнос раскалывается: зороастрийская часть исламизируется и тюркизируется, тем самым исчезает гигантский пласт армяно-сакского (парфянского) суперэтноса, а христианская, благодаря «христианской революции» Аршакидов, превращается в современную армянскую нацию. Поэтому если бы не зороастрийская реакция Са(на)санидов Аршакидам, на основе христианской идеологии, наверняка удалось бы объединить и цементировать в единое государство растянувшийся на просторах Евразии армяно-парфянский суперэтнос. Тем самым Сасаниды-зороастрийцы уничтожили не только единый армяно-сакский (парфянский) суперэтнос, но и всякую надежду на создание принципиально новой христианской евразийской державы армяно-парфянских Аршакидов. Итак, выделяются три армянские мировые супердинастии: Ахемениды, Аршакиды и Сасаниды (Санасаниды).
Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են Չգիտեմ ինչու է այդպես
|
|
| |