Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSВоскресенье, 2021-05-09, 09.06.05
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » МОВСЕС ХОРЕНАЦИ. (всё о Хоренаци)
МОВСЕС ХОРЕНАЦИ.
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-11, 13.27.38 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


МОВСЕС ХОРЕНАЦИ.



После изученя греческого языка и философии в Александрии, Греции и Риме, он в 440 году вернулся в Армению. Написал ряд трудов, венцом которых является "История Армении", написанная в 481 году, в которой, используя многочисленные письменные источники, народные легенды, эпические песни и сказы, изложил историю Армении, начиная с древнейших времен, до падения царства Аршакидов. В книге повествуется о политических и культурных событиях, об экономической жизни страны, градостроительстве, об экономических, политических и культурных связях Армении с разнми странами и т. д.. "История Армении" Хоренаци - один из непревзойденных шедевров среди книг о древней истории, а по охвату разнообразного и богатейшего фактического материала, патриотическому духу, глубокими обобщениями и увлекательному стилю она является уникальным произведением. Не случайно Мовсеса Хоренаци называли "отцом армянской историографии". Его книга до XIX века являлась учебником во всех армянских школах и высших учебных заведениях.

Согласно имеющимся сведениям Мовсес родился около 410 в Сюникской области в деревне Хореаи, поэтому и именуется Хоренаци.

В возрасте 20-25 лет, окончив школу Саака Партева и Месропа Маштоца в Вагаршапате, где он изучал греческий, сирийский и пехлевийский (среднеперсидский) языки, с группой товарищей отправился в Эдессу, Константинополь, Александрию, Афины и Рим для продолжения образования.

После возвращения совместно с Месропом и другими учениками перевёл Библию на армянский язык.

Его труд «История Армении» («Патмутюн Хайоц»), написанный по поручению князя Саака Багратуни (около 470-480) – первая систематическая история армянского народа, изложенная по армянским и зарубежным источникам (сирийским, греческим и др.).

«История Армении» охватывает период со времён образования армянского народа до времени жизни автора V века н.э. Она содержит богатейший и уникальный материал по древнеармянской мифологии, языческой религии, внутренней жизни страны и её связям с миром. В ней имеются также многочисленные данные по истории и культуре соседних стран Закавказья и Передней Азии.

Этот труд оказал огромное влияние на армянскую историографию, он переведён на многие иностранные языки.

Мовсес Хоренаци также известен как поэт, сочинитель гимнов и как грамматик.

Умер примерно в 490
 
НАТАЛИДата: Пятница, 2009-12-11, 13.45.46 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ТВОРЧЕСТВО

«История Армении» Мовсеса Хоренаци охватывает период со времён образования армянского народа до указанном в книге времени жизни автора — V века н. э. — и является первым цельным изложением истории Древней Армении. Она содержит богатейший и уникальный материал по древнеармянской мифологии, народному творчеству, языческой религии, внутренней жизни страны и её связям с миром. В ней имеются также многочисленные данные по истории и культуре сопредельных стран. В книге проявляется критическое отношение автора к иным источникам; он отличается исключительными литературными достоинствами — гармоничностью структуры, яркостью описания деятелей и событий, образностью и лаконичностью языка. Труд Мовсеса Хоренаци оказал огромное влияние на армянскую историографию.

«История Армении» Хоренаци состоит из следующих трех частей:

* «Родословие Великой Армении» — история Армении от её начала до основания династии Аршакидов (149 до н. э.);
* «Изложение средней истории наших предков» — продолжение истории от 149 г. до н. э. до смерти св. Григория Просветителя;
* «Заключение истории нашего отечества» — до падения династии Аршакидов (428 г. н. э.)

Труд Мовсеса Хоренаци содержит анахронизмы, которые заставляют исследователей усомниться в том, что автор жил в V веке. Большинство западных исследователей полагает, что автор труда жил в более позднее время, между VII—IX веками.

Бывший глава кафедры армянских исследований Гарвардского университета профессор Роберт Томсон, который является автором английского перевода Истории Хоренаци, указывает следующие анахронизмы в работе Хоренаци, которые не позволяют датировать эту работу V веком:

* Мовсес был первым армянским писателем, идентифировавшим Сюник с Сисаканом. Последний термин впервые встречается в сирийском источнике VI века, в Армянской Географии VII века н. э. он обозначает округ, а не всю провинцию.

* Мовсес упоминает 4 Армении. Эти 4 византийских провинции были созданы в 536 году н. э. византийским императором Юстинианом I (527—565 гг.)

* Мовсес называет Васпураканом территорию к востоку от озера Ван. Этот термин стал использоваться после раздела Армении в 591 году н. э.

* Мовсес упоминает хазаров, не упоминаемых в других армянских источниках до Армянской Географии VII века н. э.

* Мовсесу известно о продвижении иранцев в Вифинию. Иранцы продвинулись так далеко на запад только во время войны 604—629 гг. н. э.

* Мовсес упоминает должности в византийской Армении, которые были учреждены только после победы императора Ираклия I над персами в 629 году н. э.[7]

Первые ссылки на работу Мовсеса Хоренаци содержатся в работе Ованеса Драсханакертци Х века. Единственно возможное упоминание Мовсеса Хоренаци в более ранней литературе может быть в письме, приписываемом Лазарю Парпеци, писавшем около 500 года н. э. Он упоминает умершего к тому времени «философа» Мовсеса, чьи слова «рапространяли невежество», и который навлек на себя гнев монахов и был изгнан, как и сам Лазарь. Однако в работе Лазаря не упоминается, что этот Мовсес создавал какие-либо исторические труды. Историк по имени Мовсес неизвестен в армянской литературе до Х века.[7]

Мовсес Хоренаци также известен как поэт, сочинитель гимнов и как грамматик. В юном возрасте он был послан св. Месропом на обучение в Эдессу, Константинополь, Александрию, Афины и Рим и после возвращения совместно с Месропом и другими учениками перевёл Библию на армянский язык.

Мовсесу Хоренаци приписывают следующие сочинения:

* «Риторика»;
* «География» (это сочинение чаще приписывают Анании Ширакаци);
* «Поучение о Преображении Христа»;
* «Речь о св. мученице деве Рипсимии»;
* Богослужебные гимны и песнопения Армянской Церкви;
* «Комментарии к армянской грамматике» и др.

В 428 году Армения потеряла свой суверенитет и была поделена между Персией и Византией. Хоренаци писал об этом периоде:

«Я плачу и горюю о тебе, страна Армения, плачу и горюю о тебе, благороднейшее царство среди всех царств Севера: нет у тебя больше царя, нет больше священника, нет больше символа и даже учителя! Нарушен порядок мира, воцарился хаос, пошатнулось православие, наше невежество посеяло псевдомудрость. Служители храмов — высокомерные эгоисты с епитимьей на устах, честолюбцы, лентяи, ненавидящие искусство и любящие праздники и возлияния…»

 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՆՇԱՆԱՎՈՐ ՄԱՐԴԻՔ.ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ АРМЕНИИ, » МОВСЕС ХОРЕНАЦИ. (всё о Хоренаци)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz