Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-12-26, 08.57.15
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Наше несчастье в умме Автор: Узеир Гаджибеков
ARTARAMISДата: Понедельник, 2015-10-12, 08.52.43 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1411
Статус: Offline
Наше несчастье в умме
Автор: Узеир Гаджибеков

Предлагаем вашему вниманию отрывок из статьи Узеира Гаджибекова «Ордан-бурдан» («Отсюда-оттуда»), написанной 105 лет тому назад, в 1907 году, а опубликованной в газете «Прогресс» 19 августа 1909 г.Статья построена в форме диалога между Узеиром Гаджибековым и неким молодым человеком-мусульманином1.

Молодой человек: Я поражаюсь, в одной и той же «ишколе»2  из-под руки одного и того же учителя, русские и армяне, становятся, как Вы справедливо заметили, настоящими людьми, в то время как наши мусульмане, закончившие вместе с ними эту же «ишколу», остаются при своих старых привычках и неучами. Неужели это связано с тем, что наша кровь порченная? В чем дело?

Узеир Гаджибеков: Ни кровь у нас не порченная, ни мясо!

Молодой человек: А в чем же тогда дело?

Узеир Гаджибеков: Послушай, друг мой, армянский и русский ребенок до 7 лет не ходит в ишколу, остается и воспитывается у себя дома. Мусульманский же ребенок, и до 7-и и до 8-и и до 9- и лет не ходит в ишколу и остается дома. Теперь давай посмотрим, что они делают дома.

Армянского и русского ребенка, дома воспитывает грамотная и образованная мама, вовремя укладывает спать, вовремя отпускает гулять на свежем воздухе, занимает свободное время ребенка игрушками, полезными как для духа и нравственности, так и для физического здоровья.
Уши этого ребенка не слышат ни одного плохого и вредного слова.

Что же он слышит? Музыку прекрасную для души и здоровья, рассказы, поэмы и легенды, написанные специально для детей известными педагогами, правильные и наставительные речи своих родителей, разговоры культурных и образованных гостей их домов. Что они видят? На стенах их домов вывешены картины, ублажающие взор, изображения цветов, на столах красиво иллюстрированные журналы и книги, с четырех сторон их окружают чистота и порядок и т.д.
Очень часто их матери ведут их смотреть «синематограф», разъясняют им суть и значение показанных кадров и фотографий.

А наши дети? Не приведи Аллах. Все, что они слышат, это грязная ругань и нецензурщина, интриги и нечестивые слова, увиденное же ими – это плохие дела их взрослых, окружает их повсеместно грязь и нечистоты, места, где они играют, в пыли и в земле, а игрушками им служат … душить кошек, бить собак, обливать мышек нефтью и сжигать. Таким образом, прежде чем наши дети переступают порог ишколы, «их дом уже разрушен», то есть прямо с корня они лишены воспитания и поэтому в результате получаем печальный итог.

Вот в чем наше несчастье, в умме3.

Так ни кровь наша, ни кости наши не порченные.

1909 год 19 августа. Узеир Гаджибеков

Оригинал http://uzeyir.musigi-dunya.az/az/publicism_70.html

1 В 1909 году так называли тех, кто сегодня называет себя “азербайджанец”. Этноним “азербайджанец” был введен в оборот в 1936 .г, до этого они называли себя “мусульманин”, а их “закавказские татары”.

2 Ишкола – школа. Здесь и далее сохранена редакция оригинала

3 Умма – общество, социум

http://azerichild.info/publicism-azerbaijan-childhood-2.html


Այն հայը որ ազգը փոխի և այլ ազգ դառնա
Մահվան օրը հայ արցունքի նա չարժանանա
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz