Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-04-25, 20.11.40
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Forum » ARMENIA » ՀԱՅ ԳՐԱԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆ. Армянская Литература. » РУБАИ О. ХАЙЯМА
РУБАИ О. ХАЙЯМА
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.00.12 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


Хайям, Омар (настоящее имя Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрагим аль-Хайями) ,
ок. 1044-1063 - ок. 1123-1136.
 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.02.22 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline

Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (около 1048, Нишапур, — после 1122, там же), персидский и таджикский поэт, математик и философ.

Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и других городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины. Математические сочинения Омара Хайама, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно.

Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных.

В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.

Всемирную известность принёс Омару Хайаму как поэту цикл четверостиший («Рубаийат»). Наукой ещё не решен вопрос, какие из приписываемых Омару Хайаму четверостиший доподлинно принадлежат ему. Более или менее твёрдо можно признать атрибуцию 66 рубай, содержащихся в наиболее древних списках.

Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия Омара Хайама лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины — взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами.

Стиль Омара Хайама предельно ёмкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий.

Основные идеи — страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности. В средне-вековой персидской и таджикской поэзии Омар Хайам — единственный поэт, в стихах которого лирический герой в значительной мере выступает как автономная личность. Поэт поднялся до отчуждения лирического героя от царя и бога; герой этот, бунтарь и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религиозную догму о божественно-разумном устройстве мира.

В творчестве Омара Хайама, однако, немало сложных и противоречивых проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубай у различных исследователей.

 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.02.56 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline
Не ставь ты дураку хмельного угощенья,

Чтоб оградить себя от чувства отвращенья:

Напившись, криками он спать тебе не даст,

А утром надоест, прося за то прощенья.

 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.03.29 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline
Вино запрещено, но есть четыре "но":

Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.

При соблюдении сих четырех условий

Всем здравомыслящим вино разрешено.

 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.04.06 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline
Хочешь - пей, но рассудка спьяна не теряй,

Чувства меры спьяна, старина, не теряй.

Берегись оскорбить благородного спьяну.

Дружбу мудрых за чашей вина не теряй.

 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.04.34 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline
Знай: в любовном жару - ледяным надо быть.

На сановном пиру - нехмельным надо быть.

Чтобы уши, глаза и язык были целы, -

Тугоухим, незрячим, немым надо быть.

 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.05.05 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline
Знайся только с достойными дружбы людьми,

С подлецами не знайся, себя не срами,

Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!

Если мудрый подаст тебе яду - прими!

 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.05.32 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline
Да, лилия и кипарис - два чуда под луной,

О благородстве их твердит любой язык земной.

Имея двести языков - она всегда молчит,

А он, имея двести рук, не тянет ни одной.

 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.05.57 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline
Не смотри, что иной выше всех по уму,

А смотри, верен слову ли он своему.

Если он своих слов не бросает на ветер -

Нет цены, как ты сам понимаешь, ему.

 
leoДата: Четверг, 2011-03-17, 23.06.24 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Друзья
Сообщений: 335
Статус: Offline
Долго ль будешь ты всяким скотам угождать?

Только муха за харч может душу отдать!

Кровью сердца питайся, но будь независим.

Лучше слезы глотать, чем объедки глодать.

 
Forum » ARMENIA » ՀԱՅ ԳՐԱԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆ. Армянская Литература. » РУБАИ О. ХАЙЯМА
  • Страница 1 из 5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz