Высказывания про Армению
|
|
НАТАЛИ | Дата: Среда, 2010-03-03, 23.30.03 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
| ТАКАЕСИ СИМИДЗУ НА ДУШЕ СРАЗУ СТАЛО ТЕПЛЕЕ... Армения удивительная страна. Очень многое здесь напоминает мне мою родину. В армянской народной музыке и в живописи армянских художников я нахожу много выразительных особенностей, которые хорошо знакомы мне по японскому искусству. Наверно, в этом и есть проявление общечеловеческой сущности и назначения искусства. Запомнилось мне здесь очень многое: и Севан—он был очень суровым, наверное, из-за дождей, и древние храмы и церкви... Я очень полюбил великого армянского поэта Ованеса Туманяна. Его обязательно нужно перевести на японский язык, чтобы народ Японии прочитал и узнал этого замечательного поэта. Запомнился мне и этнографический музей в Сардарапате, и Матенадаран—яркое свидетельство древности армянской цивилизации. Но что произвело на меня особенно неизгладимое впечатление — это большое панно в Республиканском центре эстетического воспитания с рисунками японских детей. У меня на душе сразу стало теплее, я очень обрадовался, что язык искусства сумел сблизить армянских и японских детей, стал посланником мира и дружбы между нашими народами... Из интервью профессора Такаеси Симидзу после посещения Армении в 1987 г.//Коммунист, 7 июня 1987г. МОНТЕСКЬЕ Ты знаешь, Мирза, что некоторые из министров Шах-Соли-мана возымели намерение принудить всех персидских армян либо .покинуть страну, либо принять магометанство. Они думали, что наша империя будет нечистой до тех пор, пока в ее лоне пребывают неверные. Если бы в данном случае вняли слепому благочестию, персидскому величию пришел бы конец. Неизвестно, почему это дело не осуществилось; ни те, кто внес это предложение, ни те, кто его отверг, не сознавали его последствий: случай исполнил обязанности разума и политики и спас империю от большей опасности, чем та, которой она могла бы подвергнуться из-за проигрыша какой-нибудь битвы, или сдачи двух городов. Изгоняя армян, рассчитывали в один день упразднить в государстве всех купцов и почти всех ремесленников. Я уверен, что великий Шах-Аббас предпочел бы дать себе отрубить обе руки, чем подписать подобный указ, и что, отсылая самых трудолюбивых своих подданных к Великому Моголу и другим индийским царям, он почел бы, что отдает им половину своих владений... Монтескье. Персидские письма. М., 1956., 17 ГРИБОЕДОВ Спускаюсь к развалинам Лори в трех верстах от лагеря. Деревня, беру проводника. Слезаю в овраг каменистый и кру-тобрегий, где протекает Тебеде с шумом, с ревом и с пеной. Чистый водопад дробится о камни моста, через него перекинутого. Развалина другого моста через Тебеде. Стены и бойницы в несколько ярусов по противулежащему утесу, вползаю через малое отверстие в широкую зубчатую башню, где был водоем; вероятно, вода под землею была проведена из реки. Тут с востока 'вытекает другая речка и в виду по сему новому ущелью водопад крутит пену, как будто млечный проток. Из тайника крутая и узкая стежка вьется над пропастью. Духом взбираюсь вверх. Развалины двух церквей, бань, зам;ка с бойницами, к северу оттудова ворота, много резной работы... В Гергеры, вдоль Тебеде. Налево руины Лори. Попы армянские на дороге в ризах подносят бога главнокомандующему/ который его от них, как рапорт, принимает... Вдоль южной цепи гор -переваливаемся через Памву. Вид Бамбахской долины вроде котловины. Прекрасное лагерное место. Алагез к юго-западу. С пригорка вид на обширную и прелестную долину Аракса. Арарат бесподобен... Прелестное селение Аштараки,— мост в три яруса на трех арках, под ним река Абарень дробится о камни... Под вечер едем к Эривани. Арарат безоблачный возвышается до синевы во всей красе. Ночь звездная на Гераклеевой горе... Поэтический вечер в галерее Эчмиадзинской; в окна светит луна; архиерей как тень бродит... Еду вдоль Аракса открывать неприятеля, но открываю родники пречудесные... Грибоедов Л. С. Эриванский поход//Соч. М.» 1971. Т. 2. ФРИДРИХ ПАРРОТ Мое непреодолимое желание подобраться ближе к почтенной вершине священной горы не позволяло мне долго прохлаждаться и медлить в тиши монастыря. Побуждающим к действию I мотивом была и обеспокоенность надвигающейся осенью; вот потому безоблачное небо быстро укрепило меня в намерении, не мешкая, 'прямо на следующий же день после моего прибытия (11 сентября 1829 г.) совершить рекогносцировочное путешествие на вершину... И вот мы стоим на вершине Арарата—15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года! Первое мое желание >и первое наслаждение — отдых: я расстелил под собой накидку и улегся на нее. Я находился на слегка выпуклой, почти круглой площадке, имевшей около двухсот шагов по окружности; с краев площадка обрывалась довольно круто, особенно на юг и северо-восток; это была твердая, образованная из вечного льда, без единой скалы и без единого * камня серебряная глава древнего Арарата. В восточном направлении верхушка горы заканчивалась более плавно, чем в любом другом, она как бы располагалась посередине плоского, также покрытого вечным льдом приспущенного плато, связанного со вторым, чуть пониже находящимся пиком... И если какая-либо часть вершины может быть принята за то место, на1 которое опустился Ноев ковчег, то только эта седловина: площадь ее такова, что ковчег, имевший по книге Бытия (6,15) 300 локтей длины и 50 локтей ширины, занимал бы менее одной десятой ее поверхности... С вершины открывалась широко простирающаяся панорама, но из-за огромных расстояний отчетливо различались только большие массивы. Вся долина Аракса была 'покрыта серой туманной дымкой, сквозь которую Эриван и Сардарапат казались темными пятнами величиною с ладонь, яснее вырисовывалась на юге гора, под которой должен был лежать Баязет. На северо-востоке красовалась зубчатая вершина Алагеза со значительными снежными массами во впадинах—вероятно, этот пик неповторим. Ближе к Арарату, особенно на юго-востоке и на значительном отдалении на западе, тянется большое количество малых гор с пирамидальными вершинами и впадинами посредине, похожими на бывшие вулканы; восточнее юго-восточного направления находится Малый Арарат, чей купол отсюда уже не кажется обычным острием правильного конуса, как это видится из равнины, а представляется поверхностью четырехгранной, чем-то подпираемой с одной стороны пирамидой с большими и малыми скальными наростами на ребрах и посредине. Но что меня просто поразило—это видимая отсюда огромная часть озера Севан: озеро, словно прекрасная мерцающая равнина, проступало на севере над высокой горной цепью,( непосредственно замыкающей водную гладь с юга, эта горная цепь очень высока, и я никогда не предполагал, что спрятанное за нею зеркало воды можно увидеть с Арарата. После этих наблюдений я посмотрел на моих спутников и заметил отсутствие преданного и верного Абовяна,— я догадался: он устанавливает крест. Я предполагал все сделать сам непосредственно в центре круглой площадки, где крест находился бы в наиболее надежном и достойном месте. Но Абовян в священном рвении взял эту миссию на себя и нашел площадку для креста на северо-восточном краю вершины, потому что здесь, посредине, как он .правильно догадался, крест было бы невозможно увидеть из долины, ибо высота составляла всего пять футов. Дьякон отошел настолько, чтобы крест был виден не только из долины, но также из Аргури и монастыря Св. Якова: для этого он с опасностью для жизни рискнул продвинуться по крутому скату так далеко, что стоял ниже центра площадки на добрых 30 футов, отчего я его и не видел; я нашел Абовяна усердно работающим—вырубающим яму во льду для закрепления креста. Быть может, это место для установки креста было не самым лучшим, так как крутизна склона подсказывала, что из-за происходящих часто смещений льда, подвижек или неожиданных разломов ледника, как это происходило с глетчерами на многих вершинах, уже, 'вероятно, через несколько лет сей единственный знак нашего пребывания на вершине исчезнет безвозвратно. И все-таки во мне победила мысль, что этому знаку, видимо, пришлось бы ждать прибытия нового путешественника долго и напрасно, и тем самым будет не менее 'почетно, если уже сейчас можно подать 'видимый из долины сигнал об успехе и о счастливом завершении нашего 'предприятия... После пребывания на 'вершине около трех четвертей часа нам следовало подумать о возвращении... Фридрих Паррот. Путешествие на Арарат// Литературная Армения. 1988. № 3.
|
|
| |
НАТАЛИ | Дата: Среда, 2010-03-03, 23.36.09 | Сообщение # 12 |
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
| ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ В судьбы армян включены одни из примечательных страниц всеобщей истории, озаряющие новым светом целый ряд вопросов исторической науки. Еще мало, сравнительно, исследованная, а в широких кругах русских читателей и /вовсе неизвестная история Армении заслуживает внимания в той же мере, как история самых значительных народов, сделавших свой самостоятельный вклад в культуру человечества, не исключая ни египтян, ни эллинов, ни римлян, ни народы современной Европы... Какой неисчерпаемый клад представляет история народа, охватывающая два с половиною тысячелетия (от VII в. до н. э. по наше время) и теснейшим образом связанная со всеми важнейшими явлениями, которые только потрясали Старый Свет! Армения поминается еще в Библии, которая устами пророка Иеремии призывает «царства Араратские» принять участие в сокрушении Вавилона. На заре своей истории армяне ведут борьбу с ассирийцами, потом с древнеперсами, под власть которых попадают на два столетия. Дарий Гистаси хвалится своими победами над армянами, а Ксеркс ведет вспомогательный армянский отряд под Фермопилы и к Саламину. Затем Армения разделяет судьбу Востока, завоеванного Александром Великим, и вступает в семью эллинистических государств. По появлении в Азии рим лян начинается борьба Армении с Римом, длящаяся, с малыми; перерывами, до последних времен империи. Армении выпадают ее «часы торжества», когда она сама разрастается в «империю», имея границами Каспийское море и Палестину. Ведает Армения и дни тяжких падений, когда она обращается в простую римскую провинцию, управляемую легатом (при. Трояне, но такое положение дел длилось не более одного года). Армяне сражаются с лучшими полководцами Рима, с Суллою, с Лукуллом, с Помпеем, с Антонием, с Корбулоном, с Марком Аврелием. Борьба продолжалась после распадения империи на две части, но потом Армения, принявшая христианство и теснимая вновь возникшим царством новоперсов, становится верной союзницей Восточной империи. Империя платит за эту верность предательством (как прямо признается Аммиан Марцеллин), и Армения оказывается поделенной между двумя своими могучими соседями: Византией и Персией. Этим кончается древняя история Армении и начинается средняя... Наступают страшные времена походов Тамерлана и потом завоеваний турок-османов. Все в Передней Азии рушится; мрак монгольского ига окутывает недавно культурные страны; для армян начинается эпоха тягчайших испытаний; трехвековое рабство под гнетом турок и персов (XVI—XVIII вв.). Только в XIX в. наступает медленное возрождение, в значительной мере обязанное успехам русского оружия. Завершение этих событий совершается уже на наших глазах, когда вновь идет борьба на берегах древнего Вана, где жили прародители армян, те урартийцы, с которыми воевала Ассирия... К этому надо добавить, что при всех этих превратностях судьбы армяне, за тысячелетия своей исторической жизни, создали самостоятельную культуру, внесли свои вклады в науку и оставили миру богатейшую литературу, к сожалению, еще недостаточно изученную. Труды древних армянских историков пользуются заслуженным признанием, так как сохранили сведения, утраченные во всех других источниках. В армянских переводах до нас дошли многие сочинения античных писателей, утерянные в подлинниках. Исключительную ценность представляет армянская средневековая лирика, являющая изумительное сочетание восточной роскоши фантазии и пышности образцов с чисто эллинской гармонией и сдержкой; стройное соединение начал Востока и Запада. Кроме того, сама история Армении и армян как отдельная отрасль исторического знания представляет для ученого не мало совершенно незаменимого... История Армении является своего рода сокровищницей, из которой можно почерпнуть много, (пока как бы таимых во тьме, драгоценностей. Одних привлекли новые научные проблемы, выдвигаемые этой историей, других—поразительность самих судеб народа, игравшего столь видную роль на мировой сцене, третьих—драматические моменты прошлого Армении и величавые образы ее политических и общественных деятелей... Валерий Брюсов. Летопись исторических судеб армянского народа. Ереван, 1940. Постоянный лейтмотив Истории Какое будущее могло ожидать этот маленький народ, постоянно оказывающийся буфером между империями, самый многострадальный, на самом истоптанном клочке земли, кроме постепенной ассимиляции с более многочисленными и более сильными соседями? ЭТОГО НЕ ПРОИЗОШЛО!!!! Армянские правители переселились на пятьсот миль к северо - западу. Здесь, в Киликии, под защитой Таврских гор, они основали новое армянское царство...... Более миллиона армян - половина всего исторического населения Анатолии - погибло в последние годы существования Османской империи. Туркам удалось осуществить то, что до них пытались сделать правители многочисленных государств: им удалось на пять веков покончить с государством Армения, но только не с армянами!!!! В большинстве крупных городов мира можно найти армян - выходят армянские газеты на армянском языке, работают армянские рестораны. В изгнании армяне оказались необычайно стойкими и активными. Только евреи с такой же неистовостью сопротивлялись ассимиляции. В горах Колумбии есть маленький городок, который так и называется: Армения, там до сих пор подают фасоль по - антиохийский. В Париже самое первое кафе, появившееся в 1672 году, было открыто армянином, который помог прорвыть осаду турок. Лечащим врачом польского короля Яна во время осады Вены турками был армянин; армянином был врач, обслуживающий гарем Акбара Великого, правителя Могольской Империи в Индии с 1536 года, чей приемный сын был армянином и почитался иезуитами в Индии как величайший поэт своего времени. У "польского Байрона" - Словацкого, - мать была армянкой, как и у чемпиона по шахматам Гарри Каспарова, у Гурджиева или у аббасидского халифа аль-Мустади, который правил всем арабским миром, за исключением Египта, где чуть раньше власть держали армянские везири. В коралевских жилах правителей Иерусалима, потомков крестоносцев, с давних пор текла армянская кровь. Когда король Ричард Львиное Сердце вступал в брак, его шафером был армянин; последний король Армении, живший в изгнании во Франции, учил французского короля игре в шахматы. Существовало даже предположение, что человек по прозвищу "Железная Маска" был не кем иным, как армянским патриархом Костантинополя. Впервые йогурт в США стал изготавливаться армянским семейством Коламбиссян. Специфическая зеленая зеленая краска долларов США была создана армянином, так же как и самолет МИГ, названный в честь его создателя Микояна, чей брат дольше всех продержался в сталинском политбюро; Абел Агабегян, армянский экономист, был автором перестройки в СССР. А на самом деле их вроде вообще как бы не должно было существовать. Они должны были быть уничтожены, вычеркнуты из истории ужасами, которые они пережили. Но они выжили и остались не в виде скромной сноски в истории этого бурного региона, а как ее постоянный и свеобразный лейтмотив. отрывок из книги Филиппа Марсдена
|
|
| |
НАТАЛИ | Дата: Среда, 2010-03-03, 23.36.21 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
| Армения - колыбель культуры - нужно оберегать... Это заповедник! И тот, кто пожелает пережить незабываемое, пусть, как в древние времена, пешком пройдет по земле Армянской... Раскаяния в содеянном не будет. Николай Тихонов, 1971г. «Древняя большая история живет в этой маленькой стране, которая смотрит не только назад; она трудится, идет вперед неся с собой бесценный груз, который не может доверить никому другому…» [4]. «Армянский патриот боготворит свою национальную культуру — неотъемлемую часть духовной жизни на протяжении веков, — и особенно язык и письменность, подчас оставшиеся у него единственной духовной связью с Родиной» [5] М. Александропулос Армения – это ясный учебник осознания, насколько относительна вся Европейская история Analitika.at.ua. В конце 70-х годов прошлого века Армению посетил известный немецкий писатель Ганс Христоф Бух. Прозаик, эссеист, литературный критик, автор книг о Лессинге и Гете, Христоф Бух был членом редколлегии "Литературного журнала", выходившего в Гамбурге. Познакомилась я с ним в Ереване, в доме своих друзей - Эммануила Исааковича и Норы Давидовны Худабашян - на улице Гукасяна (ныне Лазаря Парбеци). Вместе с Бухом приехал пастор из ФРГ. Сопровождала их высококлассная переводчица из Москвы. Глаза мои разбегались, я не знала, чем любоваться: то ли мастерским переводом с лету (а ведь мы говорили о достаточно сложных вещах), то ли крупным дымчатым виноградом и сервировкой стола, то ли изумленным лицом гамбургского писателя и критика, никак не ожидавшего услышать на самой окраине Европейского континента (и даже с легким заходом в азиатскую глубь) столь глубокие разговоры о немецкой литературе. Видно было, что в самом Гамбурге ему не часто выпадали такие беседы. Во всяком случае я хорошо помню его растерянное лицо. Они с пастором в тот день только что вернулись из поездки в Гарни и Гегард и рассказывали об этом столь свежо и интересно, что я по старой журналистской привычке быстро набросала эти мысли в блокнот, а когда на следующий день явилась с этим в редакцию, оказалось, что материал надо завизировать где-то наверху, - все-таки западные немцы. Визу мне поставили довольно быстро, но порекомендовали лучше печатать статью на армянском языке. А статья-то была невиннейшая - архитектурно-ландшафтная. Что ж, как говорится, и это нам знакомо. Во всяком случае было знакомо. Надеюсь, больше не будет? Но я пишу это вовсе не для того, чтобы лишний раз пригвоздить нравы советских лет, а себя выставить эдаким правдолюбцем и инакомыслящим: нет, порой диссидентство кажется мне столь же душным, как и любая тирания. Главное - не переборщить и даже в развенчании не потерять ориентир меры. А наша нынешняя эпоха, кажется, грешит этим так же, как предыдущие времена - зажатостью. Итак, мысли Ганса Христофа Буха, записанные тогда мной, вот они. - АРМЕНИЯ ПОРАЖАЕТ ЧУВСТВОМ ПРОСТРАНСТВА, сквозной чистотой линий своего голого ландшафта. Какой заставленной выглядит рядом с Арменией Европа. Вот эта незаставленность ландшафта и бросается в глаза европейцу в первую очередь. Ощущение воочию зримых ландшафтов первого человечества не покидает душу в Армении. Высокий лад приподнятого пространства, ощущение древности самой земли. Подобное есть и в некоторых других уголках мира, но не везде этот настрой связан еще и с присутствием древней культуры, как в Армении. И вот еще о какой чувстве, которое охватило меня здесь, хочется сказать. Без ложной скромности можно признать, что сыну страны, давшей миру Баха, Конта, Моцарта, Гете и т.д., есть чем гордиться. Но в Армении меня вдруг охватило чувство величайшей скромности. Почему? Судите сами: что было у нас, в Германии, скажем, в V веке? А здесь уже четыре века стоял храм в Гарни, уже был создан собор в Эчмиадзине. С особой силой чувство скромности и почтения вспыхнуло во мне в Матенадаране. Слова мои относятся не только к Армении, но и ко всем древним странам. И потому так щемит сердце от нищеты моих познаний. С детства я изучал древнегреческий язык, много читал об Элладе. Оно и понятно: ведь это общий фундамент для Европы и один из самых мощных камней в фундаменте культуры всего человечества. Сегодня Армения с новой силой всколыхнула во мне те давние детские впечатления. Пробудилось живое, не умершее во мне чувство обращения к прошлому. Европа сегодня, увы, очень удалилась от своих истоков. В университете я занимался индоевропейскими языками. Тогда это казалось чем-то далеким, нереальным, как миф. Но здесь, в Армении, я вдруг очень реально ощутил себя у колыбели человечества. Да, вот по этим дорогам (или похожим на эти) люди в древности уходили из Европы в Индию и, наоборот, из дальней глуби Азии шли в Европу. Остро это пришло на мысль в ущелье Гарни. В Гегарде тоже было чувство, пронизанное историзмом, - ощущение, будто именно здесь появились когда-то первые христиане, хотя я знаю, конечно, что это не так. Гегард поражает ярким чувством язычества. АРМЕНИЯ - ЭТО ЯСНЫЙ УЧЕБНИК ОСОЗНАНИЯ, НАСКОЛЬКО ОТНОСИТЕЛЬНА ВСЯ НАША ЕВРОПЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ. Ведь для нас X век - уже древность. А в США, скажем, 1770-й год воспринимается уже как времена Ноя. Здесь же, в Армении, даже классический древнегреческий период кажется средневековьем. Потом из огромного вселенского мира гор мы попали в маленькую мастерскую. Мастерская была маленькой, но большим, даже великим был художник. Я говорю о Минасе. "Вы - соль земли", - написал я о нем в книге отзывов. Вспомнилось библейское: художники должны быть солью земли. В мастерской Минаса зрачок мой опять впитывал ландшафты Армении. Лица людей на его полотнах драматичны, порой трагичны. Возможно, это наследие истории, неосознанно вошедшее в душу художника. Наследие нелегких армянских веков. Вся история Армении встает за его полотнами. Такой художник должен быть известен у нас в Германии. Этот пробел непростителен. В мастерской Минаса я не мог не вспомнить слов Сент-Экзюпери: "Видеть можно не только глазами, но и сердцем". Теперь я буду читать об Армении с возросшим интересом. Несколько дней осмотра - это, конечно, мало. Но в каждом деле важна ведь качественная, а не количественная сторона. Я смотрел глазами первого впечатления, а оно, как известно, обостренное, дающее иногда больший эффект, чем привычное детализированное разглядывание вещей. Так, я мгновенно отметил прекрасно удавшийся зодчим памятник жертвам Геноцида, столь соответствующий трагической ситуации, которой он посвящен. Я стоял и думал, что и для нас, европейцев, этот памятник имеет особое значение, потому что об этом Геноциде ничего не знали наши отцы. ЗДЕСЬ, В АРМЕНИИ, ПЕРЕД ЛИЦОМ СТОЛЬКИХ ШЕДЕВРОВ ИСКУССТВА, перед лицом старых книг Матенадарана я думал о литературе Германии, о культуре сегодняшнего дня. Что сделали мы для продолжения дела великих предков? Влили ли новое вино в испытанные старые меха? Увы, расцвет литературы Германии позади, хотя есть много интересных литературных экспериментов. Возможно, это период накопления сил, период сам по себе очень плодотворный. Лучшая, самая интересная литература сейчас в Латинской Америке. Она находится примерно в той же фазе расцвета, что и русская литература XIX века. Неруда, Карпентьер, Маркес, Борхес - каждому ясен мировой масштаб этих имен. Мы несколько отстали по сравнению с Латинской Америкой, но, я надеюсь, что после периода накопления, о котором я говорил, возникнет что-нибудь великое. Ведь для того, чтобы расцвел цветок, нужно подготовить почву, Эта подготовка столь же важна, как и само будущее цветение. Пусть это будет метафорическим завершением моих впечатлений. Нелли СААКЯН Армения - это то государство, которая признала во Христе Бога и первым приняла веру Христа, в качестве государственной религии! Армения – это та страна, которую, библейские пророки, сзывали к освобождению порабощенных народов и государств (пророк Иеремий)! Армения – это единственная страна, где есть книгохранилище рукописей народов и государств, древнего мира! (Матенадаран). Армения – это та страна, которая донесла до современной цивилизации самый древний учебник по арифметике - “Вопросы и решения”, где было основана “искусства счисления”, где были созданы Таблицы сложения, вычитания и умножения на семь веков раньше известных таблиц XIV в. (Анания Ширакаци) Армения – это та страна, которая по преданию расположена у подножия библейской горы Арарат, на месте библейского рая, но парою, веками жизнь в ней была подобно аду!
|
|
| |
|