Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-04-25, 23.10.29
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: SEA  
Forum » POLITICS » ՀԱՅԱՍՏԱՆ ԵՎ ԱԴՐԲԵՋԱՆ. Армения и Азербайджан » Высказывания про Армению
Высказывания про Армению
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 22.26.35 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Высказывания про Армению

Мы восхищены славой древней культуры Армении. Таких древних рукописей в Китае очень мало.
Китайский писатель Мао Дунь



На земном шаре нет другой страны, которая была бы так насыщена чудесами, как земля армян...
Великий английский поэт Джорж Байрон


Я стал подыматься на Безобдал, гору, отделяющую Грузию от древней Армении. Широкая дорога, осененная деревьями, ( извивается около горы. На вершине Безобдала я проехал сквозь малое ущелье, называемое, кажется, Волчьими воротами, и очутился на естественной границе Грузии. Мне представились новые горы, новый горизонт; подо мною расстилались злачные зеленые нивы. Я взглянул еще раз на опаленную Грузию и стал спускаться по отлогому склонению горы к свежим равнинам Армении. С неописанным удовольствием заметил я, что зной вдруг уменьшился: климат был другой.
Александр Пушкин



В Армению христианство пришло рано, даровало особую письменность замечательному языку, а вместе с письменностью и два и три перевода Священного писания.
Немецкий философ и писатель-просветитель Иоганн Гердер



"Но какова ни была бы их судьба, а она печальна, что бы не ожидало их в будущем - их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем земном шаре; и уже самый их язык, быть может, требует только большего изучения, чтобы получать все больше привлекательности... Если писание правильно толкуется, то рай был расположен именно в Армении, которая заплатила также дорого, как и потомки Адама вообще, за мимолетное участие ее почвы в блаженстве того, кто был создан из ее праха; там начала спадать вода после потопа и вылетел голубь. Но почти что с исчезновением рая начались и несчастия страны, потому что хоть она долгое время была могущественным царством - она редко была независима; персидские сатрапы и турецкие паши в равной степени содействовали разорению того края, где бог создал человека по своему образу и подобию."
Великий английский поэт Джорж Байрон


"Армения большая и благополучная страна..."
Ксенофон


"Трудно найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летописи армян, добродетели которых были мирные, а пороки - следствия притеснения, но какова бы ни была их судьба, а она печальна, - что бы ни ожидало их в будущем, их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на всем земном шаре.
Эти люди - духовные лица порабощенной, но благородной нации, которая подвергалась изгнанию и гнету наравне с евреями и греками, но не вынесла из него ни озлобленности первых, ни раболепия вторых. Эта нация приобрела богатства, не прибегая к ростовщичеству, и все почести, которые могут быть дарованы тому, кто находится в рабстве, без интриг...
Трудно было бы найти летописи народа, менее запятнанные преступлениями, чем летописи армян, добродетели которых были мирные, а пороки - следствие притеснений. Но какова бы ни была их судьба, а она печальна, что бы ни ожидало их в будущем, их страна всегда должна оставаться одной из самых интересных на земном шаре..."
Дж. Байрон


"Армения колыбель цивилизации!"
Д. Лэнг


"Армения - это страна чудес…Если спросят меня, где на нашей планете можно встретить больше чудес, я бы назвал, прежде всего, Армению……Поневоле поражаешься, что в таком небольшом уголке мира можно встретить такие памятники и таких людей, которые могут стать украшением и гордостью всего мира. Трижды будь, прославлена земля армянская, колыбель талантов, колыбель великих свершений"
Р. Кент


"Армения страна-, которая должна изменить любого человека сочетанием древнейшей культуры с большими достижениями в создании новых духовных ценностей"
И. Эренбуург


"Армения колыбель цивилизации, одна из передовых и развитых стран Древнего мира."
Ф. Верфель


"Армения представляет собой один из центров духовной жизни всего человечества. Она заслуживает внимания в той же мере, как история самых замечательных народов, сделавших свой самостоятельный вклад в культуру человечества "
В. Брюсов


"Служить Армении- значит служить цивилизации "
У. Гладсон


"Армения остается в нашем сердце навсегда."
Б. Бриттен


"Cовременниками их далеких предков были хетты и халдеи, финикийцы и фригийцы, лидийцы и мидяне. Все эти народы давным-давно исчезли, а армяне по-прежнему существуют.
Путешествуя по Армении, я все яснее понимал, что моя поездка — это исследование многовековой драмы, последовательности катастроф и возрождений, которые напоминают библейскую историю о Ноевом ковчеге, который остановился на горе Арарат. Армяне никогда не воспринимали историю как некие отдаленные события, затерявшиеся в потоках перемен. Это непрерывная культурная память длиной в три тысячелетия. Самобытность народа пережила расцветы и падения всех империй, от Вавилона до СССР."
Франк Вивиано


"Ереван – построенный из вулканического туфа, возможно, самый красивый город мира."
П. Неруда


Монархи мудрые таланты одобряя,
И трудолюбию путь всюду открывая,
Сынов Армении склонились охранять,
И их усердие наградами венчать.
Сколь пользы и услуг Россия в них сретала
Какой дух ревности в их сердце обретала...
С.Митропольский. поэма "Мысли об Армении". 1813 год


Армения- это страна с трагической историей и несказанными печалями в прошлом, страна неиссякаемого жизнелюбия и трудных подвигов
В. Звягинцева


Помимо воли память воскрешает трагическую историю Армении конца XIX начала XX веков, резню в Константинополе, Сасунскую резню, «великого убийцу», гнусное равнодушие христиан «культурной» Европы, с которыми они относились к истреблению их «братьев во Христе», позорнейший акт грабежа самодержавным правительством церковных имуществ Армении, ужасы турецкого нашествия последних лет, - трудно вспомнить все трагедии, пережитые этим энергичным народом.
М. Горький


Матенадаран-один из величайших мировых храмов культуры,куда входишь с благоговением,склоняя голову перед гением и мужеством мудрого народа,создавшего такую замечательную культуру.
С.С.Смирнов(писатель,лауреа т Ленинской премии)

Справа бежал Аракс, берущий начало тут же, около Эрзурума. Такое уж это эпическое место – Армянское Нагорье – тут берут начало все великие реки, и Евфрат, и Тигр, и Аракс, и Чорох, и Кызылырмак, и Кура.
В. Михрабов "Путешествие по Малой Азии"



«Я виделся и говорил с французами, итальянцами, немцами, датчанами, греками, турками, армянами. И, оставшись при своем мнении, могу судить о странах и нравах других народов». Ст.102
«Чтобы развлечься, я каждый день учу армянский язык в монастыре Сан-Лаццаро, недалеко от Лидо. Мне кажется, моему уму нужно что-нибудь сложное, а этот язык – одно из самых сложных развлечений, найденных мною в Венеции».
"Лорд Байрон;Заложник Страсти" Лесли Марчанд.


"Город этот - армянский Карфаген, детище нашего злейшего врага".
Плутарх"Жизнь Лукулла" гл. 5. Ан СССР. "Римская классика" М.1956


"Непростительно было бы умолчать, о таком государстве, коего пределы после Парфии были пространнее всех царств. Ибо Армения простиралась от Каппадокии до Каспийского моря..."
Историк Юстин

 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 22.26.48 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Вплоть до самой Темискиры и долины Термодонта и конники и пехотинцы могли производить разрушения и грабежи лишь в сельских местностях, а потому стали укорять Лукулла, что он приводит все города к подчинению мирным путем и не дает им случая нажиться, взяв хотя бы один из них приступом.
«Ведь вот и теперь,— говорили воины,— мы легко могли бы взять Амис, этот цветущий и богатый город, стоит только живее взяться за осаду, но нам приходится все бросать, чтобы идти за этим человеком в Тибаренскую и Халдейскую пустыни воевать с Митридатом!» Не думал Лукулл, что все это доведет солдат до такого безумия, до какого они дошли впоследствии, и, оставив подобные речи без внимания, пропускал их мимо ушей. Скорее он находил нужным оправдывать свои действия перед теми, кто, напротив, обвинял его в медлительности за то что, задерживаясь возле маловажных селений и городов, он дает Митридату возможность накопить силы.
«Это-то мне и нужно,— возражал он им,— я медлю с умыслом — пусть царь снова усилится и соберет достаточные для борьбы войска, так, чтобы он оставался на месте и не убегал при нашем приближении. Или вы не видите, что за спиной у него беспредельные просторы пустыни, а рядом — Кавказ, огромный горный край с глубокими ущельями, где могут найти защиту и прибежище хоть тысячи царей, избегающих встреч с врагом.
К тому же от Кабира всего несколько дней пути до Армении, а в Армении царствует Тигран, царь царей, который со своей ратью преграждает парфянам дорогу в Малую Азию, а греческие городские общины переселяет в Мидию, который завладел Сирией и Палестиной.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3-х т. М., 1963. Т. 2.


Стратеги пришли к заключению, что нужно через горы пробраться к кардаухам, потому что, по словам некоторых, эллины, пройдя кардаухов, придут в Армению, над которой начальствовал Оронт, обширную, богатую область, а оттуда удобно идти, куда угодно...
Когда эллины прибыли к тому месту, где р. Тигр положительно была непроходима и по своей глубине, и по величине, обхода же не было никакого, а над самой рекой возвышались крутые кардаухские горы, стратеги решились идти через горы. Они слышали от пленных, что по переходе через эти горы они, если захотят, перейдут в Армении источники р. Тигр, если же не захотят, то обойдут...
Отсюда эллины шли 2 перехода—10 парасанг, пока перешли источники р. Тигр. Отсюда шли 3 перехода— 15 парасанг до р. Телевоя. Это была .небольшая, но красивая река, около которой было много деревень. Местность оказалась Западной Арменией...
Ксенофонт. Поли. собр. соч. СПб., 1887. Ч. 1.


Границу Киликии и Армении образует судоходная река по имени Евфрат. В Армении находится 15 стоянок с заезжими домами и сторожевым укреплением на протяжении 56 1/2 парасангов. Из этой Армении путь ведет в Матиену; здесь 34 стоянки на расстоянии 136 парасангов. По этой стране протекают четыре судоходные реки. Через все эти реки надо переправляться на судах. Первая река — Тигр, затем вторая и третья под одним названием Забат. Но это разные реки, и начинаются они не в одной местности. Первая из упомянутых рек течет из Армении, а вторая из Матиены.
Геродот. История. Л., 1972.


Вчера, сегодня, завтра — вехи В творенье дива Наири Венцом, что стало вековечным Труда людского и мечты. Мечты творца земного дива Облечь каменьев наготу В наряды храмов, возвеличить Живущий в них бессмертный дух.
Из поэмы Роберта Галустяна «Наири»


Несмотря на свою небольшую территорию, мало стран внесли такой выдающийся вклад в цивилизацию, как Армения.
Дэвид Лэнг


Но мы - мы выбрали апостольскую казнь.
Надграбный слышен плач над братской и великой
Могилою армян и погребальный звон...
Стыдитесь!!! Жалок смех вражды и злобы дикой
В благословенный час народных похорон.
В. Немирович-Данченко. 1915г. ("За что?")


Узнать тебя! Понять тебя! Обнять любовью,
И воскресенья весть услышать над тобой.
Армения, звенящая огнем и кровью!
Армения, не побежденная судьбой!
Городецкий С.


Армения – книга, по которой учились первые люди.
Осип Мандельштам

“Это (Бытва у Маназкерта 1071 года - L) было часом смерти Великой Византии. Армения и Кападокия, те самые края, которые дали столько известных воинов и императоров, и которые составляли ее главную силу, были навсегда потерены для нее”
Гелцер Г. “История Византии”



«В настоящее время Турция хочет начать наступление из Азербайджана на населенный армянами Карабах, разорить тамошнее население под предлогом, что тамошние армяне агрессивно настроены против мусульман. Турецкая политика ясна. У турков есть намерение уничтожить армян. Армян преследуют где только возможно, их провоцируют и получают поводы к новым нападениям. Если же это не удается, то их заставляют голодать и нищенствовать. С этой целью они грабят оккупированные области»
Фон-Кресс - глава Германской военной миссии на Кавказе.


Армения—великая любовь армянского народа, мать каждого армянина. Ее горы, долины, реки, памятники, плоды земли—предмет культа, причем это преклонение тем сильнее, чем дальше Родина. Ее имя ассоциируется с понятием достоинства, славы и свободы. Это источник жизни. Армяне рождаются и умирают с «раскаленным углем в груди»: с огнем, который бережет их в изгнании...
Француский профессор Ив Тернон


Мы хорошо 3наем, что бессилие древней Грузии началось с тех злочастных дней, когда пала Армения, издревле наш сосед и защита с юга. Мы же с нашей стороны защищали Армению с севера, а армяне нас охраняли с юга. После того как Вахтанг Горгасали обезопасил северные границы тогдашней Грузии, всю нашу историю направил на то, чтобы мы сумели укрепиться и на юге. Пока существовала Армения, враги могли вторгнуться в Грузию, только пройдя через нее. Поэтому наши великие цари и государственные деятели делали все возможное, чтобы помочь Армении, когда она в этом нуждалась.
Грузинский писатель и общественный деятель Илья Чавчавадзе


Священные книги мудрости и поэзии продолжают жить здесь, как высохшие розы, полные еще незримых семян.
Чилийский поэт Пабло Неруда


Матенадаран-один из величайших мировых храмов культуры,куда входишь с благоговением,склоняя голову перед гением и мужеством мудрого народа,создавшего такую замечательную культуру.
Писатель С.С.Смирнов



Цепкость армянской речи так соответствует кованости армянских букв, что слово - начертанное - звякнет, как цепь… Этими буквами можно подковывать живых коней… Или буквы эти стоило бы вытесывать из камня, потому что камень в Армении столь же естествен, как и алфавит, и плавность и твердость армянской буквы не противоречат камню. (Стоит вспомнить очертания армянских крестов, чтобы опять восхититься этим соответствием.) И так же точно подобна армянская буква своим верхним изгибом плечу древней армянской церкви или ее своду, как есть эта линия и в очертаниях ее гор, как подобны они в свою очередь линиям женской груди, настолько всеобще для Армении это удивительное сочетание твердости и мягкости, жесткости и плавности, мужественности и женственности - и в пейзаже и в воздухе, и в строениях и в людях, и в алфавите и в речи… И все это в точности соответствует звуку, который она изображает.
Андрей Битов


Армения - это страна чудес…Если спросят меня, где на нашей планете можно встретить больше чудес, я бы назвал, прежде всего, Армению……Поневоле поражаешься, что в таком небольшом уголке мира можно встретить такие памятники и таких людей, которые могут стать украшением и гордостью всего мира. Трижды будь, прославлена земля армянская, колыбель талантов, колыбель великих свершений.
Американский художник Рокуэлл Кент
 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 22.39.49 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Армения - страна древней цивилизации, носительница многовековых культурных традиций.
С. Мамулов


Армения – очень красивая страна со своей своеобразной природой и неповторимыми архитектурными памятниками.
Э. Фероук


Армения – “трудная” страна. Это то место на земле, где страдания сродни награде за отвагу и героизм.
Д. Хьюгз


Армения – страна без мелочей, материя грубая, монументальная.
Р. Адомантис


Армения была славнейшей Академией Азии в продолжении более тысячи лет.
Аббат де Виллефроа


Нигде, кажется, на свете природа в своей роли архитектора не творила в более грандиозном масштабе, и нигде результаты её творчества не оказали более глубокого влияния на судьбы великих нации. Чтобы понять Азию, надо близко ознакомится с Арменией.
Г. Линч


Армения – библейская страна. В её недрах кипит жизнь. Поэтому здесь такая теплая земля, такая теплая вода…
А. Тараковский


Армения – удивительна страна. Это сказка.
К. Бакши


Армения! Печальная и счастливая страна.
В. Ермилов


Армения! Везде отпечаток величия и древности.
А. Кулебякин


Армения оставила глубочайший след. Она живет в душе мощно…
А. Белый


Армения – это загадка и святыня.
Э. Мирзоян



Армения – это сдержанный Восток.
Н. Саакян



Жертвенность - непреложная часть армянской истории... Жду того дня, когда поцелую армянскую землю, обагренную кровью стольких жертв...
Папа Римский Иоанн Павел II


Земля Армения!
Хочу прильнуть к тебе и нежно приласкаться,
Хочу обнять твои ростки из глубины,
Хочу погладить камни-слёзы
И сердце распахнуть для доброты
Устала ты, страдалица, родная,
От слёз, от гибели детей,
В пластах твоих покоятся младенцы
И прах испуганных людей


Слезинку – камешек остывший
Прижму к груди, возьму с собой,
И болью буду жить твоей, Армения
Крепись, страдалиц, моя любовь с тобой.
В. Шарапова


"Непростительно было бы умолчать, о таком государстве, коего пределы после Парфии были пространнее всех царств. Ибо Армения простиралась от Каппадокии до Каспийского моря..."
Историк Юстин


Если мы потеряем Арцах, то закроем последнюю страницу Истории Армении..
Монте Мелконян(Аво)


Ты знаешь, Мирза, что некоторые из министров Шах-Соли-мана возымели намерение принудить всех персидских армян либо .покинуть страну, либо принять магометанство. Они думали, что наша империя будет нечистой до тех пор, пока в ее лоне пребывают неверные.
Если бы в данном случае вняли слепому благочестию, персидскому величию пришел бы конец.
Неизвестно, почему это дело не осуществилось; ни те, кто внес это предложение, ни те, кто его отверг, не сознавали его последствий: случай исполнил обязанности разума и политики и спас империю от большей опасности, чем та, которой она могла бы подвергнуться из-за проигрыша какой-нибудь битвы, или сдачи двух городов
Монтескье


«Мы вернулись из Армении, -пишет в своих воспоминаниях Надежда Яковлевна Мандельштам, - и прежде всего переименовали нашу подругу. Все прежние имена показались нам пресными: Аннушка, Анюта, Анна Андреевна. Новое имя приросло к ней, до самых последних дней я ее называла тем новым именем, так она подписывалась в письмах -Ануш. Имя Ануш напоминало нам Армению...»
Надежда Мандельштам


"Армения стала моей необходимостью. Дело возрождения Армении- дело человеческого братсва. Армения заслужила любовь человечество страданием своим и мужеством своей вековой истории! Армения! Она учит нас всех, опытом судьбы своей любить и беречь нашу общую Землю всей безграничностью совершенства нашего разума! Я люблю Армению! ... "
Михаил Дудин


"Чтобы узнать Армению, недостаточно в ней побывать надо её выслушать"
Инакентий Иванов


"В жизни хоть раз нужно побывать в Армении, там каждого ожидают откровения и чудеса, которые оставят неизгладимый след на всём его творчестве"
Николай Тихонов


Несмотря на то, что мало известно об Армении, Европа, с точки зрения культурного наследия, в большом долгу перед ней. На заре истории Армения была одной из колыбелей цивилизации… В первом тысячелетии до н.э. экономика, искусство и традиции Армении были настолько развиты, что ее культура стимулировала Египет, Грецию и Рим как материально, так и духовно.
Элизабет Бауэр – австрийский арменовед


В моей памяти Армения навсегда останется как страна неописуемой красоты
Марко Клементе – бывший посол Италии в Армении


Армения привлекательная и своеобразная страна для туризма, в первую очередь, за счет своей безопасности и стабильности.
Жибраил Бутрос Жаара - посол Ливана в Армении


«Если разделить на отдельные фрагменты все трагедии, которые пережило человечество на всем протяжении своего существования, то самым ужасным среди них, несомненно, является мученичество армянского народа. Матенадаран обогатил мой ум. Я счастлив…»
А. Барбюс


«В Матенадаране я увидел живых свидетелей богатой армянской культуры. Народ, имеющий такую культуру и науку, не может называться маленьким народом»
И. Витзинос



"...Около того же самого времени пришло известие, что армянский царь Тигран ворвался с трехсоттысячным войском в Сирию и собирается прибыть в Иудею. Это, вполне естественно, испугало царицу и народ, и потому, пока царь осаждал Птолемаиду, к нему было отправлено посольство со многими ценными дарами. В то время Сириею правила царица Селена, иначе называвшаяся Клеопатрою. Она-то и уговорила жителей Птолемаиды закрыть перед Тиграном городские ворота. И вот посланные явились к Тиграну и стали просить его пощадить царицу и их народ, он же благосклонно принял их, ибо они явились столь издалека для выражения своей покорности, и обещал им свою милость.
Впрочем, Тигран только что успел взять Птолемаиду, как ему было донесено, что Лукулл, находясь в погоне за Митридатом, упустил его, потому что Митридат спасся бегством в Иверию и теперь грабит Армению и старается овладеть ею. При этом известии Тигран немедленно поспешил к себе домой."
Иосиф Флавий "Иудейская война":


«Теперь будут перечислены жители пограничных с Арменией областей : всю равнину, начиная от реки Кура , заселяют племена албанов, а затем иберов, которые отделены от первых рекой Оказаном [Алазанью], текущей с Кавказских гор в реку Кир» … » («Естественная история», кн. VI, 28-29)
«племя албанцев, расселившееся по кавказским горам, доходит, как сказано , до реки Кира» (VI, 39).
«Итак, Великая Армения имеет границу до Адиабены, будучи разделенной от нее широким горным хребтом , … а на левой стороне тянется до реки Кура» (кн.VI, 9)
«на остальной (части) передней стороны , простирающейся до Каспийского моря, находится Атропатена, отделенная от Армении рекой Араксом со стороны Отены» (кн.VI,42 ; кн.XII,2
Плиний Старший

«Оройс, царь албанцев , живших выше (ύ π έ ρ) Кирна». (Римская история, XXXVI, 54,1).
Захватить его (Оройсa) не удалось, так как он, будучи отбит Целером и получив известия о неудачах других, обратился в бегство, но зато Помпей перебил много албанов, застигнув их врасплох при переправе через Кирн» (Римская история, кн. XXXVI, гл.54,4,5)
«Узнавши здесь, что путь по материку идет через земли многих неизвестных и воинственных племен , а морской путь еще затруднительнее вследствие отсутсвия гаваней в этой стране и суровости ее обитателей, приказал флоту сторожить Митридата, чтобы и его самого не допускать никуда выплыть … а сам обратился против албанцев, но не кратчайщим путем, а через Армению , чтобы захватить их врасплох и посредством этой уловки, кроме перемирия. Он перешел вброд через Кирн …» (Римская история, кн.XXXVII, гл. 2, 3, 4)
Аппиан



«когда Помпей ходил по этим историческим местам, одни племена, которые были соседними с царством Митридата, пропускали его; но Ороз, албанский царь, и Арток, царь Иберии, с 70.000 воинов подстерегли его около реки Курна…» («Римская История» , Митридатовы войны, 103)
Дион Кассий


"Из-за страны Армении, верящей в бесмертие, начнется война, которая потрясет весь мир, возможно, как протест против беззакония и несправедливости, допущенных Человечеством против народа этой Страны"
Японский историк Набуо Сато в своей книге "Армения,страна человеческих рождений и трагедий"



Армянское племя, великое племя,
О, радуйся Солнцу и снова расти…
Уж вспыхнуло утро, желанное время,
Чтоб вновь возродиться и снова цвести!..
Сергей Пирвердиев 1917 г.

 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 23.11.55 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
РЕВАЗ ДЖАПАРИДЗЕ
Еще до становления христианства государственной религией, во времена, когда армяне поклонялись небесным светилам, духовным центром страны и местом пребывания Верховного жреца был Вагаршапат—предшественник Эчмиадзина.
В центре города, там, где сейчас находится шедевр церковной архитектуры—кафедральный собор, стояла небольшая церковь типа базилики. Полагают, что базилика была построена в начале IV века, сразу же по принятии христианства, а уже в V веке по приказу того же Трдата Третьего ее место заняло нынешнее величественное творение.
Однако традиции уходят еще дальше в глубь истории. При реконструкции пола строители наткнулись на цоколь более древнего сооружения, что привело ученых к выводу о том, что до постройки христианской базилики здесь стоял языческий храм, и базилика была поставлена на его развалинах.
Это неудивительно. Каждая последующая религия, во все времена и при всех обстоятельствах, с корнем вырывала предшествующую, чтобы навсегда вытравить ее из народного сознания и начать новое летосчисление со дня своей победы.
Победившая религия не довольствовалась и этим. Свои молельни она располагала на традиционных для старой веры местах, дабы воспользоваться историческими навыками верующих прихожан и не расходовать лишней энергии и материальных средств на выработку новых привычек.
Подобных примеров в мировой истории немало. Разве знаменитый собор Св. Петра в Риме построен не на развалинах древнего языческого храма? Ведь здесь стояло святилище Нерона, перед которым на площади был подвергнут мученичеству первый апостол римской христианской церкви Св. Петра. Вновь обращенные римляне, требовавшие до этого от всего ми ра верности язычеству, разрушили храм Нерона, а цепи Св. Петра, которыми был скован брошенный в подземелье Григорий-Просветитель, по сей день с благоговением и почтительностью хранятся в специально построенной церкви Сан-Пьетро ин Вин-коли («Св. Петр в цепях»).
Не лишено, очевидно, интереса происхождение самого на-? звания «Эчмиадзин». По древнему народному преданию оно оз-1 начает «Явление единорожденного». Но кто этот «единорож-денный»? Это—единственный сын бога-отца, которому якобы тот лично указал место на земле, где следовало построить храм во славу его.
В Армении, исключительно богатой старыми и новыми историческими памятниками, не много найдется культурных сооружений, подвергшихся стольким разрушениям и опустошениям, сколько пришлось их на долю Эчмиадзинского кафедрального собора. Но, каким бы разрушениям он ни подвергался, с наступлением мира он каждый раз отстраивался заново, обновлялся, приобретал более величественный, совершенный вид.
Вторгшиеся враги—будь то персы, арабы, сельджуки или монголы, захватив армянскую землю, с поразительной нетерпеливостью первым долгом разрушали Эчмиадзин. Они отлично знали, что делали: падение Эчмиадзина было равнозначно нарушению раз и навсегда духовного единства проживающего в Армении или за ее пределами армянства. В силу ослабления, а затем и упразднения армянской феодальной государственности католикосы всех армян выступали в роли полномочных лиц, в руках которых была сосредоточена как духовная, так и светская власть. Где бы ни находился армянин—у себя на родине или за рубежом, глаза его всегда были прикованы к Эчмиадзину. Эчмиадзин имел и имеет сегодня удивительную притягательную силу, он является подлинным духовным центром армян во всем мире.
Трудно, конечно, поверить, что в наш атеистический век все без исключения армяне—и у себя дома, и в зарубежных странах—верующие. Я уже говорил, что роль и значение Эчмиадзина для армян не следует рассматривать с такой точки зрения. Жезл католикоса, связывавший и духовно объединявший армян, всегда был и остается святым символом обожаемой родины. Поэтому каждый, будь то принц или нищий, кто способен уважать чужую святыню, у кого в сердце горит огонь добра и человеколюбия, здесь, в Эчмиадзине, невольно проникается возвышающей душу почтительностью...
Эчмиадзинский храм—одно из первых в христианском мире сооружений крестового типа. Его интерьер и общая площадь не столь пространны, как это свойственно римско-католическим церквам (каждая из них построена значительно позже!),—не более пятисот квадратных метров, но как снаружи, так и изнутри он производит впечатление грандиозности и внушает чувство почтения к чему-то сверхъестественному...
Христианской религии не было в помине, когда в Армении зародился первый светский театр. Лицедейство и сочинительство драм составляли предмет любимейшего увлечения армянских аристократов. В доказательство сказанного можно всомнить сына Тиграна Великого—Артавазда Второго, прожившего, подобно отцу, свой век в войнах с рвавшимся к мировому господству Римом. Кроме того, Артавазд известен и как искусный политик, умело использовавший противоречия Рима и Пер сии, он прославился и как книжник, автор ряда пьес и исторических сочинений. Позднее в Арташате был основан стационарный театр с постоянной труппой, на сцене которого кроме произведений Артавазда и других армянских авторов ставились образцы античной драматургии.
Народная традиция обладает величайшей силой. Она незаметно покоряет человека, вовлекает в свой хоровод. Лет двадцать—двадцать пять тому назад я испытал это на себе.
Не имеет значения—верует человек или нет, разделяет ил1 не принимает он постулаты учения Григория-Просветителя. Здесь, в этом сияющем храме, царит атмосфера дружбы, мира, братства и любви.
Это торжественное церковное представление—армянское искусство, и, как любое искусство, оно призвано пробудить людях человеческое начало, приобщить их к добру.

Реваз Джапаридзе. Четыре дня в стране Айоса! Тбилиси, 1988.
 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 23.12.25 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ИВ ТЕРНОН
Армения—великая любовь армянского народа, мать каждого армянина. Ее горы, долины, реки, памятники, плоды земли—предмет культа, причем это преклонение тем сильнее, чем дальше Родина. Ее имя ассоциируется с понятием достоинства, славы и свободы. Это источник жизни. Армяне рождаются и умирают с «раскаленным углем в груди»: с огнем, который бережет их в изгнании.
В истории этого трагического народа все состоит из пепла и ужаса, грабежей и опустошений, и, кажется, что эта история погасла в 1915 году с огнем грусти, зажженным турками и ими же отрицаемым.
Что делать, если мечта разбивается вдребезги о ствол поверженного дерева, и кажется, что она всегда была кошмаром для оставшихся в живых? Что делать в условиях безразличия и забвения, бесконечного отрицания самобытности этого народа? Что делать, если не дать вырваться гневу, так долго сдерживаемому в закрытом пространстве своей общины?
Общественное мнение, не зная причин этого гнева, в замешательстве от его запоздалой вспышки. Палачи уходили из жизни позже своих жертв, но их жизни были короче, нежели жизни безвременно умерших, потому что дети последних ежегодно, если не ежедневно, поддерживают огонь памяти. Париотизм армян столь силен и открытая рана столь жгуча, что они не могли продолжительное время оставаться в стороне, от политических событий.
Определяющее событие современной истории памяти—не только геноцид, но и установление Советской власти в Армении. После 1920 года территория страны уменьшилась до десятой части исторической территории, и эта единственная армянская земля является Советской Социалистической Республикой. Кроме того, именно там находится первопрестол апостольской церкви, которая наряду с землей и языком является третьей опорой армянского народа. С высот Арарата, вдали от своих легенд и героев армянский народ спускается в Ереванскую долину.
История не делала подарков армянам, и в течение веков их основной целью было сохранение жизни в столкновении великих наций.
Семидесятилетний интервал между геноцидом и нашими днями не был заполнен безразличием к армянскому вопросу. Старый армянский вопрос, ему сегодня более века, который младотурки надеялись окончательно решить в 1915 году, ставился в различной форме после советизации русской Армении.
Геноцид сформировал почву, на которой развивается память. Цветы разочарования растут на этой почве естественно, еще более красивые с каждым поколением. Долг историка— размотать клубок правды...
Ив Тернон. Армянский вопрос (на франц. яз.). Париж, 1990.
 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 23.12.54 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ТИЦИАН ТАБИДЗЕ
НАШИ СЕРДЦА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТАКИМИ ЖЕ ЧИСТЫМИ, КАК ВОЛНЫ СЕВАНА...

Мы вступили на Семеновский перевал. Миновали восемнадцать подъемов, и автомобиль, словно собравшись с силами, облегченно вздохнул.
Горы теснятся, громоздятся друг на друга. В ущельях белеют островки снега. Они кажутся стаями голубей, которых, по библейскому преданию, выпустил из ковчега Ной, оставшийся после потопа на вершине Арарата. Кажется—голуби застыли на месте, настороженно прислушиваются,—им любопытно узнать, что же происходит в мире после потопа.
Библейская притча приходит на память сама собой даже самому отчаянному безбожнику. Воистину, здесь—древнейший очаг человеческой культуры... Это ощущается особенно остро, когда приближаешься к Арарату и перед тобой вдруг открывается просвечивающая сквозь клубы облаков, расстилающаяся у подножия огромной горы Араратская долина...
Удивительное зрелище являет собой Гокча. Я не видел ни швейцарских озер, ни Тапараванского озера в Джавахети, но Гокча производит на меня неизгладимое впечатление.
Озеро лежит в чаще, окаймленной высокими горами, словно упавшая с неба лазурь. Кажется, что это мираж, обманчивая картина и перед тобой лишь опрокинутое небо; иначе—как удерживается в горах эта огромная чаша, и откуда в ней волны такого цвета, что передать его не может даже сам Марта-рос Сарьян. А Мартирос Сарьян для Армении то же, что Врубель для Кавказа или Пиросмани для Грузии.
Мы по/али на озеро в самое лучшее время, когда оно открылось йо всей своей красоте. Ведь восемь месяцев в году Севан купается в густые белые, холодные облака.
Голые! скалы, как драконы, охватывают озеро со всех сторон. Кажется, что когда-то к лазурной воде припали огромные мифические^ существа, но вдруг окаменели и так и остались недвижными...
Мы готовимся к прогулке по озеру на пароходе. Нас окружают местные пионеры, комсомольцы, и вскоре на пристани возникает целый митинг.
Тема у всех выступающих одна—говорят и глаза и лица. Тот же энтузиазм, та же бурная радость жизни.
Мы поднимаемся на палубу. Севан необъятен, глаз не охватывает всю его ширь до противоположного берега. Радиус озера—76 верст в длину и 36 в ширину. Глубина несколько сот метров. Пароход рассекает синие волны, мы отдаляемся от бе-'рега, плывем осматривать монастырь на острове.
Пожалуй, трудно было найти лучшее место для возведения крепости и монастыря, чем этот остров. Окружающее величие невольно покоряет, и тебя охватывает впечатление, словно ты находишься под могучим влиянием какой-то скрытой за далью веков великой культуры.
Было около четырех часов, когда мы вернулись из монастыря на берег.
Из Еревана на автомобилях приехала группа писателей во главе с Аветиком Исаакяном и Дереником Демирчяном.
Мы знакомы с ними и очень рады этой встрече на Севане,
Тут же, на берегу, импровизируется стол.
— Озеро Севан—чистое и голубое. По народному преданию, оно собралось из слез. В прошлом армянскому народу пришлось перенести много испытаний,— говорит Дереник Де-мирчян,— только сегодня начинается его настоящая жизнь в атмосфере труда и мира. Нужно ли говорить о том, как мы рады нашим гостям—славным писателям братской республики?!
Наши сердца должны быть такими же чистыми, как волны Севана, чтобы мы облегчили людям принятие новой жизни и внушили им чувство дружбы и единства между народами.
В своем ответном слове я сказал приблизительно то, о чем пишу сейчас. Но мне кажется — ни тогда, ни сейчас я не сумел найти слов, чтобы передать чувство, которое охватило меня на берегу озера Севан. Теперь оно для меня не только название поэмы, а виденное и пережитое место.
Тициан Табидзе. Статьи, очерки, переписка. Тбилиси, 1964.
Эту неделю мы провели в Армении, ездила туда целая делегация грузинских писателей. Приняли нас изумительно. Дорога с Караклиса через Дилижан и озеро Сетан на Эривань очаровала, особенно поразило Севанское озеро своим спокойным величием и лазурью... Поразил также Арарат и потом Эчмиад-зин. А также развалины великолепного Зйартноца, и природа, и старая культура очень роднят Армению с Грузией, чувствуется общность исторической судьбы. Мне даже казалось, что эти страны—близнецы, и было больно сознаться, что я здесь первый раз...
Из письма Т. Табидзе Андрею Белому Гурген Маари. Страницы жизни. Ереван». 1978.
 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 23.15.20 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ФУАД ГАСАН ХАФИЗ
АРМЯНСКИЕ ПОГРОМЫ

Османцы не вели политику мирного сосуществования со своими подданными. Они не основывали ее на началах права и справедливости. Расистская и шовинистическая политика—вот что возобладало в то время в головах османских правителей, По этой причине из их рук ушли Греция, Сербия и Болгария, Потом от них отделился Ливан и против них восстали арабы. И армяне не были одинокими в своей борьбе, многие народы возвестили о своей свободе...
Султан Абдул Хамид II начал осуществлять свою армянскую политику, которая была предначертана ранее,—истребить армян в своем государстве...
Армянские погромы начались при султане Абдул Хамиде II в 1877 г. после русско-турецкой войны. И это как наказание османским армянам за то, что их братья, подданные России, участвовали в русском походе в Анатолию, который возглавляли три знаменитых полководца-генерала: армяне Микаэл Лорис-Меликов, Аршак Тер-Гукасов и Ованес Лазарев.
Фуад Гасан Хафиз (Египет). История армянского народа с начала и до нашего времени// Историко-филологический журнал. Ереван, 1987. № 1. Пер. с арм. Асмик Григорян.




АЛЕКСАНДР ГИТОВИЧ
АРМЕНИЯ

Армения! Бессмертен твой народ — Он не числом прославлен: а уменьем,
И на него глядят с недоуменьем: Что он предвидит? Что изобретет?
В какой еще посмотрит телескоп,
Какое чудо вырастит в долине,
Через какой перемахнет окоп,
Чтоб вместе с нами ликовать в Берлине?!
Армения сказала нам: «Друзья, Никто нас не обидит нарочито— Такая здесь налажена защита, Что даже пальцем тронуть вас нельзя.
Стоит на страже маршал Баграмян, Чтоб лезвием бесценного кинжала Навек отсечь еще живое жало Антипоэтов и антиармян!»
Александр Гитович. Из цикла «Пиры в Армении»//В ладонях гор. М., 1983.



МИХАИЛ МАТУСОВСКИЙ
НА ЗЕМЛЕ АРМЕНИИ...

Чувство удивления не покидает меня с первых дней пребывания на земле Армении. Правда, я был здесь до этого еще один раз, почти сорок лет назад, в далеком 1946 году.
С тех пор невероятно много изменилось. Я мог бы попросту не узнать город. Тот Ереван никак не сравнить с нынешним. Вот тут рядом с Матенадараном я видел прилипшие к горе домики. Таким остался в моей памяти старый Ереван. Ныне это очень красивый европейский город, в то же время сохранивший национальные черты. Мне очень нравятся дома из туфа, прекрасные фонтаны, современные сооружения вплоть до Спортивно-концертного комплекса.
Очень давняя дружба связывает меня с Сильвой Капутикян. Я перевел несколько ее стихотворений, мы часто виделись в Москве. И вот новая встреча в Ереване. Беседа началась как будто с многоточия—то есть как бы разговор оборвался вчера и сегодня мы его попросту продолжили. Нам не нужно было разгона.
Я не видел таким Гегард, не видел воскрешенного Гарни, не видел сверкающего огнями Эчмиадзина—город этот стал совершенно другой. Мне посчастливилось познакомиться с различными людьми, народными песнями, обычаями.
Два посещения произвели на меня особое впечатление. Первое—это Музей современного искусства. Меня привлекает здесь разнообразие точек мировидения. Я боюсь тех поэтов, композиторов, художников, которые хотят сгладить углы. Каждый из нас предпочитает что-то одно, но надо быть шире этого, видеть многогранность искусства. Хочу выделить картины А. Галенца, Элибекянов, мексиканскую серию Г. Ханджяна, полотна А. Акопяна, М. Авитесяна, Г. Хачатрян.
И как бы продолжение этого—Детская картинная галерея. Это по-своему уникальное явление. Мне пришлось много поездить—я видел музеи и картинные галереи Рима, Лондона, Парижа, Флоренции... но нигде не встречал по эмоциональному настрою такого музея.
В песнях я сторонник одной вещи—считаю, что каждое такое произведение не должно терять национального колорита. «Подмосковные вечера» или «Катюша», хоть они исполняются во всем мире, я воспринимаю как русские песни. И хотя у меня есть стихотворение «Праздник» в ритме армянской народной песни «Амбарцум яйла», это все-таки сугубо русское творение.
Недавно вышла моя первая книга прозы «Семейный альбом» (так что я теперь еще и начинающий прозаик), и здесь есть страницы, посвященные Армении. Есть новелла о виноделе Маркаре Седракяне, есть зарисовки об озере Севан. Как видите, с Арменией я все эти годы не расставался.
Коммунист, 24 апреля 1985 г.
 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 23.22.32 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
КИМ БАКШИ
ТРИ ЯБЛОКА С НЕБА

Мне дорога Армения, так напитавшая мой глубокий внутренний интерес, в ней, в ее великой культуре нашел я ответы на вопросы, издавна занимавшие меня. Армения потрясла меня, когда я впервые туда приехал...
Я хочу, чтобы весь наш русскоязычный мир знал, что один из народов нашего общего Союза является народом удивительной судьбы, тесно связанным с «прамиром», о котором человечеству известно все же еще не очень много. У нас на территории СССР нет Греции, Рима, Месопотамии, Вавилона, но у нас есть Армения тех времен...
Армяне являют собой народ, который не должен был выжить, если учесть натиск истории, и который тем не менее выжил. Это один из феноменов истории в масштабе всего человечества. И эта же сумма исторических условий сотворила национальный характер армян—его крепость, бронированность, выносливость, терпеливость, общее трудолюбие...
Я благодарен Армении за те мысли, которые вызвала она у меня, за те размышления, которыми я ныне дорожу как самым сокровенным в своей жизни. Добро, талант и красота— я встретил их в Армении. Это и есть те три яблока с неба.
Литературная Армения. 1982.



НИЛ ГИЛЕВИЧ
АРМЕНИЯ

Как летопись, читал твои каменья я Вдоль всех дорог, при солнце и во мгле, Но глубже суть твою постиг, Армения, Я в храме том, что выдолблен в скале.
С каким желанием и верой пламенной Свой лик народ стремился сохранить, Что смог в горе, в породе этой каменной Такой приют для духа сотворить!
ДИАЛОГ ПО ДОРОГЕ НА СЕВАН
— Из чего ваши хаты, мосты, города?
— Из камня, мой брат, все из камня...
— А откуда же вкусная чудо-вода?
— Из камня, мой брат, все из камня...
— А откуда здесь соки берет виноград?
— Из камня, мой брат, все из камня...
— А откуда же вера, что я тебе брат?
— Из мук, нас терзавших веками...
Перевод с белорус. Бронислава Спричана// Литературная Армения. 1986. № 10.




ЗНАТЬ ЦЕНУ ЕДИНСТВА, СТОЙКОСТИ И ЛЮБВИ

Эчмиадзин—крохотная часть Армении, горсть ее земли, но той, что берут в дорогу, как воду и хлеб.
В книге судеб любого народа достаточно трагичных страниц. В истории Армении мало страниц беспечальных. Государство, существовавшее еще до нашей эры и сделавшее христианство государственной религией в 301 году, столетиями подвергалось постоянной жестокой пытке: Византия и арабы, персы, Тимур, турки. История на века уподобилась сплошной открытой ране. Изгнание превратилось в удел многих тысяч армян.
Но век за веком при всех потрясениях в Армении существовал Эчмиадзин, свеча темнейших ночей истории, опора сопротивления, создатель письменности и культуры, хранитель веры праотцов. Идея христианства сливалась с идеей единства народа.
Лишь в 1920 году Красная Армия вернула Армении независимость, вернула государственность, потерянную тысячу лет назад. Древняя высокая цивилизация не уподобилась Атлантиде, устояла на земле.
В Армении особое отношение к храмам. В них приходят верующие и неверующие, приводят детей, гостей. Любой даже не очень-то грамотный человек, не путаясь в хронологии, расскажет вам об исторических событиях, связанных с данным храмом. Здесь начинаешь понимать: история растворена в крови армянского народа, и храм для него не только своды, под которыми молятся. Здесь нация осознавала: мы—армяне, мы— выжили, мы—победили...
Резиденция верховного патриарха и католикоса всех армян Вазгена Первого расположена за Кафедральным собором, подчиняясь ему своим архитектурным стилем. Первый этаж—кабинет его святейшества и жилые комнаты. На втором—зал, где принимаются главы других церквей, конференц-зал, небольшая картинная галерея из даров художников разных стран и три сейфа, внутри они как три чудесных маленьких музея: армянский алфавит, герб Советской Армении, армянский крест. Все из чистого золота и сплошь драгоценные камни, но работа так тонка и умна, что любуешься ею больше, чем блеском исходного материала.
Кабинет католикоса напоминает кабинет ученого: просто, •просторно и много разноязычных книг, хотя это лишь те, что постоянно нужны для работы. Он не признает, как мне рассказывали, в своих делах чужой руки и все важное пишет или редактирует сам. Свободно говорит на французском, немецком, румынском языках, знает, конечно же, древнеармянский—язык богослужения. Он и внешне напоминает ученого, профессора, из тех, кого любят студенты...
Разговаривать с ним неожиданно просто. Своей доброжелательной интонацией помогает снять внутреннее напряжение, о котором, конечно, догадывается...
Католикос вспоминает свою недавнюю поездку в США с миротворческой миссией. Его святейшество встречался с президентом Рейганом в Белом доме, посетил ООН, познакомился с мэром Нью-Йорка, губернатором Калифорнии, премьер-министром Квебекской провинции Канады. Везде речь шла о сохранении мира. Но все-таки самым дорогим и радостным для него осталось воспоминание, связанное с Лос-Анджелесом, где живет много армян (в целом в США их восемьсот тысяч). Не нашлось церкви, способной вместить всех желающих присутствовать на литургии, которую служил католикос. И тогда решили собрать людей на открытом стадионе. Собралось 15 тысяч человек. Католикос увидел проявления самых горячих, самых искренних чувств любви к родине. И это незабываемо.
«В своем большинстве это люди, чьи деды были вынуждены покинуть Западную Армению. Я убедился, что армяне-диаспоры по-прежнему смотрят на Советскую Армению, на Эчмиадзин как на мать-родину».
Верен ли католикос своей молодой мечте о единении всех людей мира—таков был мой последний вопрос. Но я его не задавала. Ответ был очевиден. В Армении, в Эчмиадзине становится ясна степень страдальческой причастности армян к мировым событиям. Ею пропитан дух народа, мужественного и нежного, способного возводить храмы и растить сады на простом и горьком камне своей родины. Ему ли не знать цену единства, стойкости и любви.
Наталья Краминова. Сто тридцатый католикос всех армян//Московские новости. 1988. № 4.
 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 23.24.23 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
ЭДУАРДАС МЕЖЕЛАИТИС
АЛМАЗ

«Сверкающий алмаз в зубах гадюки»,— Так воспевал тебя Саят-Нова. Ты огненные претерпела муки, Как и моя Литва.
Сияешь ты. Вот так средь высей горных В глазах армянок вечен яркий свет. Ты, гордый край, и стойкостью, и горем, И мудростью прославлен—как поэт. Лучись! Так роза выросла на круче, На ней слезой горячая роса. Не спит твой дух отважный и могучий И выпрямляется опять твоя краса. Как бродит виноградный сок в кувшине, Чтоб радостным вином потом истечь, Так мощь твоя вздымается к вершине— Труду дать лиру, битве—острый меч. И сократилась дальность расстояний Судьбой похожею—почти совсем одной. Достаточно пинков и расставаний. Вот солнечные краски предо мной. Чюрленис и Сарьян! Один и тот же ветер Ласкает горы, шепчется с листвой. Одно над нами солнце в небе светит, Армения соседствует с Литвой. Дочь Арарата, будь благословенна! Ты мне родная, как стихов слова, Алмаз чудесный, необыкновенный, Который мне вручил Саят-Нова.
Пер. с литовского Ф. Фихмана... Литературная Армения. 1983. № 7..



ПАБЛО НЕРУДА
ЛЕГЕНДАРНАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ АРМЕНИЯ

Мы прилетели в Армению, легендарную, трудолюбивую Армению. Вдали, к югу, господствуя над всей историей страны, высится снежная вершина Арарата. Сюда, как сказано в Библии, приплыл Ноев ковчег, чтобы заново заселить землю. Нелегкое дело: Армения—страна каменистая и вулканическая. Армяне возделывали землю ценой невероятных усилий. Они подняли свою национальную культуру до самого высокого уровня, какой существовал в древнем мире.
Социалистическое общество создало небывалые возможности для роста и процветания этой благородной нации, прошедшей сквозь тяжкие муки. Веками турецкие захватчики угнетали и безнаказанно истребляли армян. В каждом камне, в каждой монастырской плите — капля армянской крови.
Социалистическое возрождение этой страны — истинное чудо и одновременно самое веское опровержение злобных толков о неком «советском империализме». Я побывал в Армении на ткацко-прядильных фабриках, где работают тысячи людей, я видел грандиозные ирригационные сооружения. Я посетил многие армянские города и деревни. И везде видел армян, армянских мужчин и женщин... В Армении я повидал много интересного.
Мне думается, что Ереван, выстроенный из вулканического туфа, гармоничный, как розовая роза,— один из самых красивых городов мира. Памятным было и посещение астрономического центра в Бюрокане, где я впервые увидел почерк звезд. Тончайшие механизмы улавливают зыбкий свет звезды и записывают его на специальную ленту, как бы делая электрокардиограмму неба. Сличая записи, я увидел, что у каждой звезды свой почерк—трепетный, завораживающий и непонятный мне, земному поэту.
Пабло Неруда. Признаюсь: я жил. Воспоминания. М, 1978.



ДЖУЗЕППЕ ГАЛАССО
ТРАДИЦИИ АРМЕНИИ ВОШЛИ В СОВРЕМЕННУЮ ЖИЗНЬ

Мы хорошо знаем Армению как страну с древнейшей культурой. В то же время мы знаем, что она, несмотря на тяжелое историческое прошлое, достигла значительных успехов во многих областях жизни. И потому рады представившейся возможности воочию познакомиться с ее древней и современной культурой...
Традиции Армении, как я успел заметить, не мертвы и пассивны, они органично вошли в современную жизнь народа. Опыт вашей республики показывает, как важно развивать культурные и духовные богатства. И в этом плане Армения является блестящим примером.
Из доклада Джузеппе Галассо на сессии Европейского общества культуры. Ереван. 1985. Литературная Армения. 1986. № 4.
 
НАТАЛИДата: Среда, 2010-03-03, 23.27.02 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
МИЦОС АЛЕКСАНДРОПУЛОС
ПУТЕШЕСТВИЕ В АРМЕНИЮ

Еще Мовсес Хоренский, этот армянский Геродот, писал в V веке о своем народе: «Хоть народ мы небольшой, весьма малочисленный, слабый и неоднократно попадали под гнет чужеземного властелина, однако и наша страна гордится подвигами героев, достойных того, чтобы их внесли в летопись». С тех пор прошло тысяча пятьсот лет. В течение этих столетий на долю армян выпали еще более суровые испытания. Армения постоянно подвергалась нашествиям завоевателей и опустошению. Но этот одаренный народ выстоял. Несмотря на все невзгоды, армяне создали высокую культуру, сохранили национальный колорит, наконец, обрели свою социалистическую государственность в составе многонационального Советского Союза.
Я совершил несколько путешествий в Советскую Армению, прикоснулся с древней историей и сегодняшним днем армянского народа, узнал много волнующего, интересного. И все, что я увидел и узнал там, побудило меня на этот труд, ставший для меня душевной радостью и потребностью. Надеюсь, что моя книга расширит пределы наших знаний и любви к некогда столь близкой исторически, а ныне территориально отдаленной от нас, греков, Армении.
Александропулос М. Путешествие в Армению. М., 1985.



НИКОЛА ИНДЖОВ
Высоты и подножья
Повсюду угощали меня черным горячим ароматным кофе, потому запечатлелась в памяти молодая женщина, протягивающая мне чашку: в памяти, в сердце моем запечатлелась та молодая женщина—Мать—Армения, озаренная вдохновением окружающих ее юных мужчин...
Ереванские художнические мастерские — это маленькие храмы искусства и любви! В одном углу—штатив с небрежно наброшенной на него, перемазанной красками и глиной мужской рубашкой, в другом — картины или скульптуры, будто отвернувшиеся от пространства, занятого яростно спорящими людьми; крохотная кухня превращена в спальню, подобную корабельной каюте, а по стенам бережно и артистично размещены работы московских и ленинградских друзей и, конечно, здешних коллег из соседних мастерских...
Люблю художнические мастерские! За эту простоту человеческих отношений, за то, что первое впечатление никогда тебя не обманет. Люблю за естественность обстановки, где все к месту, где нет ничего лишнего и полностью отсутствует какое бы то ни было чувство превосходства над случайно забредшим сюда гостем. Люблю художников—это все люди работящие и одаренные необыкновенной житейской опытностью, ведь художник, как правило, все в доме делает своими руками. Каждая полка, шкаф, детская люлька, вешалка, столик для телефона—все это сработано собственноручно, со вкусом, с фантазией...
Уже много лет тому назад, впервые отправляясь в Армению, я нес в сознании своем личное представление об этом крае, возникшее на основе исторических сведений и детских впечатлений. Каждый болгарин, вспоминая свое детство, непременно вспомнит и своих армянских приятелей—Гранта или Оника, которые росли вместе с ним на одной улице, вместе с ним ходили в школу и все же оставались какими-то загадочными, говорили со своими близкими на непонятном языке, посещали островерхую церковь из красноватого камня и с подчеркнутым уважением относились к своим родным—к дядям и тетям, съезжавшимся по праздникам в Софию из разных мест, все больше из Пловдива; а летом армянские ребята всегда были чем-то заняты, всегда работали — или на строительстве, или помогали взрослым в сапожных и часовых мастерских и провинциальных маленьких фотоателье. И все эти мои сверстники и приятели связывались в моем детском представлении с бессмертным стихотворением Пейо Яворова...
И это невольно приводило к «мысли о том, что армянский народ имеет великое прошлое... А потом, уже в зрелые годы, пришло ощущение, что в современной Армении очертания будущего яснее, четче силуэтов минувшего. И в конце концов они были правы, эти молодые художники, утверждавшие, что современная живопись создается именно здесь, на их родине...
А чудесное видение женщины с чашкой ароматного кофе все не оставляло меня, и невольно представлялась молодая армянка и чашка кофе, дружески протянутая — Пушкину, Лермонтову, Баратынскому... Анна Абамелек, та самая, о которой писал с восхищением И. П. Мятлев: «Вы так и веете востоком!» Образ этой женщины сохранен в рисунках русских поэтов и художников, сохранен в бессмертных стихах классической русской поэзии...
И это не просто факт истории русской литературы, это одно из ярких свидетельств духовной близости между армянским и русским народами. Таких свидетельств много. Но я говорю именно об этой женщине, потому что меня не подкидает воспоминание — все стоит перед глазами, как живая, молодая женщина в кругу мужчин, протягивающая мне чашку кофе—так я представляю себе армянку. В этом жесте столько нежности, женской и материнской, столько теплоты и заботливости, что начинаешь понимать ту силу верности, с которой женщины этого народа следовали за мужчинами по дорогам судьбы. Верность семейному очагу—вот ярчайшая черта армянского национального характера...
Впервые я приехал в Армению в 1967 году. Муза поэзии в то время была ко мне особенно благосклонна. Писалось легко—стихи рождались в самолете, в вагоне поезда, в гостиничном номере. Вот несколько строф, написанных мною в те дни:
И я душою отдохнул.
И тень креста была крылата.
И легкий ветер с Арарата
К армянской трапезе порхнул.
И щедрость осени светла. И время сводит воедино Высокий свет Эчмиадзина. Вино и хлеб, и твердь стола...
Сегодняшняя Армения...
Мне вспоминаются люди с густыми бровями, горбоносые, крепкие. В памяти живет выражение их глаз, а черты их лиц растворяются в извечном смешении древнего и нового, еще не рожденного. Каменный свод—вот как я представляю себе суть армянского народа. Народ, вмещающий в себя историческое пространство—от шенгавитских эпох до грядущего коммунистического будущего. Один из немногих народов современности, которые кажутся вечными именно потому, что исходят из глубины истории человечества и устремлены к высочайшим просторам будущего.
Никола Инджов. Высоты и подножья // Литературная Армения. 1988. № 3.



ЛУИДЖИ МАЛЕРБА
ПУТЕШЕСТВИЕ В СОВЕТСКУЮ АРМЕНИЮ

Далекая Армения — прошедшая долгий путь исторических оскорблений, разграбленная, преданная историей и географией, стиснутая соседством беспокойных и агрессивных империй,—возможно, именно в этом заключается причина того, что из 15 республик Советского Союза Армения, несомненно, наиболее гордо и крепко привязана к своим собственным национальным мечтам. Необычайно жизнеспособная, одаренная талантом, способностью к стремительному творчеству, привлекательностью, Армения и сейчас больше, чем когда-либо, пограничная страна, а это означает новые беспокойства и новые тревоги...
Из окна этнографического музея, с холма, где возвышается монумент, увековечивающий память жертв геноцида 1915 года, из окна автомашины, с балкона ресторана, словом, отовсюду видна вершина горы Арарат. По ту сторону библейской горы-ковчега, на территории, находящейся под владычеством Турции, создана американская ракетная база—новое оскорбление и угроза армянской нации. Арарат находится в пределах Турции, но изображен на гербе Армении. «Почему на своем гербе вы изобразили гору, находящуюся на нашей территории?»— спрашивают турки. Армяне отвечают: «А почему вы изобразили на своем гербе луну?»
Из столицы Еревана берет начало одно шоссе, которое ведет к турецкой границе—по направлению к Арарату, и обрывается точно в центре долины, преграждая путь в плодородные земли исторической Армении. Здесь никто не признает эту границу, скрепленную печатью измены истории. Но тем не менее необходимо жить, обрабатывая каменистые горы и ущелья, и таким способом пядь за пядью завоевывать землю. Создают чудесные белые вина и крепкий коньяк, который экспортируется за пределы республики. Земля для винограда завоевывается очень медленно, с потом и большими мучениями.
В ереванском Матенадаране—музее древнейших рукописей и книжной живописи—сохраняются собранные из монастырей, библиотек, у частных лиц шедевры—более чем 10000 рукописей, в числе которых находим одну из древнейших рукописей «Геометрии» Евклида, единственные рукописи работ Зенона Элейского «О природе» и Евсия Кесарийского «Хроника»...
Удаляясь от Еревана на несколько километров, под палящим солнцем кое-как добираемся до каменистого и пыльного холма, где возвышается каменный монумент, увековечивающий армянский алфавит и его создателя. Потом посещаем могилу Машто-ца, которая находится в церкви, построенной на народные средства в XIX веке в его память. Матенадаран тоже носит его имя.
Во время посещения Эчмиадзинского престола католикос показал нам хранящееся в сейфе «богатство»—полностью отлитый из золота армянский алфавит, буквы которого украшены огромными рубинами и изумрудами. Перед встречей в университете ректор подарил мне книжку, где на четырех языках рассказывается о жизни и творениях Месропа Маштоца. Из нее узнаем, что Маштоц, так же как и отцы славянского алфавита—болгары Кирилл и Мефодий, был причислен к лику святых. Имя Месропа Маштоца всегда присутствует в памяти
армян, в их представлениях, словах...
Эти армяне, признаюсь, пленили меня. Никакой напыщенной бюрократии, но предприимчивость и красивая гордость, замешанная на улыбке и склонности к новому. Удивительный народ, в глубине души .которого сохраняется идущее из глубин веков чувство собственного достоинства и благородства.
Из статей Луиджи Малербы в итальянской газете «Ла Република». С некоторыми сокращениями опубликованы в газете «Гракан терт» 9 октября 1987 г.
 
Forum » POLITICS » ՀԱՅԱՍՏԱՆ ԵՎ ԱԴՐԲԵՋԱՆ. Армения и Азербайджан » Высказывания про Армению
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz