Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 2024-10-04, 07.17.04
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: SEA  
Спор вокруг Карабаха
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.53.29 | Сообщение # 21
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТЫ 1920-1921гг.
(ноябрь 1920г. – июль 1921)
(От советизации Армении до Карсского договора)

ДОКУМЕНТ N 4

ДЕКЛАРАЦИЯ РЕВКОМА АЗЕРБАЙДЖАНА О ПРИЗНАНИИ НАГОРНОГО КАРАБАХА, ЗАНГЕЗУРА И НАХИЧЕВАНА СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ АРМЯНСКОЙ ССР

30 ноября 1920 г.
Всем, всем, всем!
От имени Советской Социалистической Республики Азербайджана объявите армянскому народу решение Ревкома Азербайджана от 30 ноября:
«Рабоче-крестьянское правительство Азербайджана, получив сообщение о провозглашении в Армении от имени восставшего крестьянства Советской Социалистческой Республики, приветствует победу братского народа. С сегодняшнего дня прежние границы между Арменией и Азербайджаном объявляются аннулированными. Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван признаются составной частью Армянской Социалистической Республики.
Да здравствует братство и союз рабочих и крестьян Советской Армении и Азербайджана!

Председатель Ревкома Азербайджана Нариманов Н.
Народный комисар по иностраным делам Гусейнов»
Газета «Коммунист» (на арм. яз.), Ереван , 7 декабря, 1920 г.

ПРИМЕЧАНИЕ К ДОКУМЕНТУ
Нынешние азербайджанские политики отрицают сам факт отправки вышеприведенной телеграммы, хотя в 1920-1921 годах, когда эта Декларация была напечатана в Ереване и на имя председателя Азревкома (Азербайджанский революционный комитет) Нариманова было направлено благодарственное письмо председателя Ревкома Армении С. Касьяна, возражений или опровержений не поступало.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.54.13 | Сообщение # 22
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 5

ДЕКЛАРАЦИЯ АзРЕВКОМА В СВЯЗИ С УСТАНОВЛЕНИЕМ В АРМЕНИИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
2 декабря 1920.

Правительство Советского Азербайджана с чувством глубокой радости приветствует те героические усилия, которые проявляет в данный момент трудовой армянский народ в борьбе с ненавистным игом дашнакского правительства, в течение двух с лишним лет доведшего Армению до полного разорения и отчаяния. Период господства дашнаков - это период кровавой вакханалии, межнациональной бойни, во время которой истекали кровью армянский и мусульманский народы. Правительства мусавата и дашнаков, продавшись Антанте, превратили народы в слепое орудие в руках последней и в своих империалистических вожделениях натравили один народ на другой, создав карабахский, зангезурский, нахичеванский и другие территориальные вопросы, которые не могли быть разрешены усилиями дашнако-мусаватской реакции.
Сотни разрушенных деревень и сел, десятки и сотни тысяч голых, голодных, лишенных своих родных очагов людей – вот живые свидетели недавнего прошлого, показывающего, что кучка авантюристов, лакеев мировой буржуазии из-за личных своих интересов обрекали десятки и сотни тысяч людей на голод, холод и смерть.
Советский Азербайджан, идя навстречу борьбе братского армянского трудового народа против власти дашнаков, проливающих и проливавших невинную кровь наших лучших товарищей-коммунистов в пределах Армении и Зангезура, объявляет, что отныне никакие территориальные вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов армян и мусульман; территории Зангезурского и Нахичевансого уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагпрного Карабаха предоставляется полное право самоопределения, все военные действия в пределах Зангезура приостанавливаются, а войска Советского Азербайджана выводятся.
Кроме того, Советский Азербайджан широко раскрывает свои ворота перед Советской Арменией к неисчерпаемым богатствам: нефти, керосину и др. продуктам, которыми обладает Советский Азербайджан.
Богатства эти, которые извлекались хищниками мирового империализма, ради которых устраивались кровавые оргии на территории Закавказья, отныне становятся достоянием трудящихся России, Советского Азербайджана и Советской Армении, которые, сплотившись, тесными рядами пойдут на окончательный разгром ига мирового капитала.
Да здравствует братский союз трудящихся Советской Армении и Азербайджана.

Опубл. в газ «Коммунист» (Баку), 2 декабря 1920 г.

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. На торжественном заседании Баксовета (в связи с установлением Совектской власти в Армении) Нариманов провозгласил отказ АзССР от притязаний не только на Зангезур и Нахичевань, но и на Нагорный Карабах, о чем говорил в своем вступлении на том же торжественном собрании известный большевистский лидер С. Орджоникидзе, а вслед за ним и И. Сталин в своей статье в газете «Правда» от 4 декабря 1920г. Тем не менее, на следующий день в газете «Коммунист» Декларация была напечатана в новой редакции: «территории Зангезурского и Нахичевансого уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Народного Карабаха предоставляется полное право самоопределения...».
В момент принятия Декларации такая редакция воспринималась как признание со стороны АзССР Нагорного Карабаха неотъемлемой частью АрмССР, так как ни у кого не было сомнений в отношении воли народа Нагорного Карабаха, неоднократно провозгласившего край (в том числе и после установления Советской власти в Баку) неотъемлемой частью Советской Армении. Сам оригинал Декларации никогда не был представлен общественности. Это дает основание полагать, что в отличие от газетной версии в оригинале Декларации Нагорный Карабах признается неотъемлемой часьтю Советской Армении.
2. Сам факт признания в 1921г. Со стороны АзССР права народа Нагорного Карабаха на полное самоопределение в ходе распада СССР видимо оказался неприятным наследием от АзССР, приведшим к отказу АзР от правонаследия АзССР в 1991 году.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.54.52 | Сообщение # 23
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 6

ДЕКЛАРАЦИЯ
СОВНАРКОМА ССРА ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ НАГОРНОГО КАРАБАХА СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ АРМЯНСКОЙ ССР
12 июня 1921 г. Ереван

На основании декларации Ревкома Социалистической Советской Республики Азербайджана и соглашения между правительствами Советских Социалистических Республик Армении и Азербайджана объявляется, что Нагорный Карабах отныне является неотъемлемой частью Социалистической Советской Республики Армении.

Председатель Совета Народных А. Мясникян
Комиссаров ССР Армении (Ал. Мартуни)
Секретарь М. Карагезян

Газета “Хорурдаиин Айастан», Ереван, 19 июня 1921г.

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Законность обявления Нагорного Карабаха неотъемлемой частью АрмССР обеспечивалась не только указанными в документе правовыми основаниями, но и неоднократными декларациями Съездов полномочных представителей населения Нагорного Карабаха (в том числе и после установления Советской власти в Баку) о том, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью армянской государственности.
2. Декларация на основе всех указанных оснований неотемлемой частью Советской Армении объявила весь Нагроный Карабах. Решением Кавбюро РКП(б) от 5 июля Азербайджанской ССР был передан также весь Нагорный Карабах с условием предоставить ему (т.е. Нагорному Карабаху) широкую областную автономию (см. Документ 10). Спустя два года АзЦИК в нарушение решения Ковбюро декретировал Автномную область лишь на части Нагорного Карабаха (см. Документ 11).

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.55.57 | Сообщение # 24
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 7

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ
(извлечение)

Москва. 16 марта 1921 г.
Правительство Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и Правительство Великого Национального Собрания Турции, разделяя принципы братства наций и права народов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как и тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого... согласились о нижеследующем:

...Статья III
Обе договаривающиеся стороны согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении I (С) настоящего Договора, образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству.
...Статья VIII
Обе договаривающиеся стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны, или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу против другой страны. Россия и Турция принимают на себя такое же обязательство и в отношении Советских республик Кавказа, при условии взаимности.
Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Национального собрания Турции.
Статья XV
Россия обязуется предпринять в отношении Закавказских Республик шаги, необходимые для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего Договора, непосредственно их касающихся.

Договор ратифицирован ВЦИК 20 июля 1921 г., Великим Национальным Собранием Турции - 31 июля 1921. Обмен ратификационными грамотами состоялся 22 сентября 1921 г. в Карсе.

Документы внешней политики СССР, т. 3, М. 1959г., стр. 597-604

ПРИМЕЧАНИЕ К ДОКУМЕНТУ
Договор есть воплощение международного произвола. Два государства (Турция и Советская Россия) отдают территорию третьего государства (Советской Армении) четвертому государству (АзССР), не получив от них ни согласия, ни разрешения. Более того, Советская Россия обязуется «предпринять в отношении Закавказских Республик шаги, необходимые для обязательного признания этими Республиками... статей настоящего Договора, непосредственно их касающихся». Для Советской Армении эти «шаги» имели смысл внешнего принуждения (хотя Союза ССР еще не было, но Красная Армия уже находилась в Советской Армении, а руководящие посты в республике занимали исключительно коммунисты).

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.56.48 | Сообщение # 25
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
КАРССКИЙ ДОГОВОР
(извлечение)

Правительства Социалистической Советской Республики Армении, Азербайджанской Социалистической Советской Республики и Социалистической Советской Республики Грузии, с одной стороны, и Правительство Великого Национального Собрания Турции - с другой, разделяя принципы братства наций и право народов на самоопределение, воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и непрерывную искреннюю дружбу, основанную на взаимных интересах обеих сторон, решили приступить к переговорам при участии Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в целях заключения Договора о дружбе и назначила для сего своими уполномоченными…., каковые после обмена полномочиями, найденные в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Правительство Великого Национального Собрания Турции и Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии считают отмененными и не имеющими силы договоры, заключенные между государствами, ранее осуществлявшими свои суверенные права на территории, входящей ныне в состав территории Договаривающихся сторон, и касающиеся вышеупомянутых территорий. А равно и договоры, заключенные с третьими державами и касающиеся Закавказских Республик.
Считается установленным, что настоящая статья не применяется к Турецко-русскому договору, заключенному в Москве 16 марта 1921 (1337) года.

Статья 2
Договаривающиеся стороны соглашаются не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою одна из них.
В силу этого Правительства Социалистических Советских Республик Армении, Азербайджана и Грузии соглашаются не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленной ныне ее Великим Национальным Собранием.
(Под понятием Турция в настоящем Договоре подразумеваются территории, включенные в Национальный Турецкий Пакт от 28 января 1920 (1336) года, выработанный и провозглашенный Оттоманской Палатой Депутатов в Константинополе и сообщенный прессе и всем государствам).
Со своей стороны, Правительство Великого Национального Собрания Турции соглашается не признавать никаких международных актов, касающихся Армении, Азербайджана и Грузии и не признанных соответствующими Правительствами этих стран, представленными ныне Советами Армении, Азербайджана и Грузии.

Статья 5
Правительство Турции и Правительства Советской Армении и Азербайджана согласны, что Нахичеванская область на границах, указанных в приложении III настоящего Договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана.

...Статья 10
Договаривающиеся стороны обязуются не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны или части ее территории, равно как и пребывания групп, имеющих целью борьбу против другой страны.
Считается установленным, что под турецкой территорией, упомянутой в настоящей статье, подразумевается территория, находящаяся под непосредственным военным и гражданским управлением Правительства Великого Национального Собрания Турции.
...Статья 14
Договаривающиеся стороны обязуются заключить в течение 6-ти месяцев со дня подписания настоящего Договора специальные соглашения, касающиеся беженцев войн 1918-1920 гг.

А. Мравян Кязим Карабекир
П. Макинзян Вели Мухтар
Б.Шахтахтинский Ш. Элиава Мемдух Шевкет
А. Сванидзе
Ганецкий

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. По части Нахичевани Карсский договор от Московского договора отличался в двух моментах.
Первое. Вместо слова «протекторат» употреблено более слабое в юридическом смысле понятие «покровительство».
Второе. В Договоре пропущены слова: «...при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству». Объяснение простое - под договором уже имеется подпись того самого третьего государства (Советской Армении), от которого отчуждалась Нахичевань.
2. Вопрос об армянских беженцах, вынужденно покинувших Нахичевань во время турецкой интервенции, так и остался нерешенным. Более того, в 1926 году им было запрещено возвращаться в свои родные дома со ссылкой на выдуманный аргумет о том, что азербайджанские крестяне Нахичевани сами нуждаются в земельных угодиях. Вопрос возвращения беженцев армян в Нахичевань остается открытым по сей день.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.57.25 | Сообщение # 26
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 9

ИЗ ПРОТОКОЛА ВЕЧЕРНЕГО ЗАСЕДАНИЯ ПЛЕНУМА КАВБЮРО РКП(б)
4 июля 1921 г.
Присутствовали: Члены ЦК РКП Сталин, члены Кавбюро тт. Орджоникидзе, Махарадзе, Нариманов, Мясников, Киров, Назаретян, Орахешвили и Фигатнер.
Секретарь Кавбюро комсомола Брейтман, члены ЦК Грузии Цинцадзе, Мдивани и Сванидзе.

Слушали
5. Карабахский вопрос. При обсуждении этого вопроса выявились две точки зрения и были поставлены следующие вопросы:

а) Карабах оставить в пределах Азербайджана.
Голосуют
за: Нариманов, Махарадзе, Назаретян,
против: Орджоникидзе, Мясников, Киров, Фигатнер,

б) плебисцит провести во всем Карабахе с участием всего населения армян и мусульман.
Голосуют за: Нариманов, Махарадзе,

в) Нагорную часть Карабаха включить в состав Армении
Голосуют за: Орджоникидзе, Мясников, Фигатнер, Киров,

г) плебесцит провести только в Нагорном Карабахе, т.е. среди армян.
Голосуют за: Орджоникидзе, Мясников, Фигатнер, Киров, Назаретян.

Постановлено: Нагорный Карабах включить в состав ССР Армении, плебесцит провести только в Нагорном Карабахе.

6. Заявление товарища Нариманова: “ввиду той важности, которую имеет Карабахский вопрос для Азербайджана, считаю необходимым перенести его на окончательное решение ЦК РКП”.

Постановлено: Ввиду того, что вопрос о Карабахе вызвал серьезное разногласие, Кавбюро ЦК РКП считает необходимым перенести его окончательное решение ЦК РКП.

Журнал «Вестник архивов Армении», 1989, N2, док. N 13, стр. 76-77.

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Из Протокола отчетливо видно, что Нариманов настаивал на обсуждении Карабахского (а не Нагорно-Карабахского) вопроса, хотя такого предмета спора не было. Расширяя проблему, азербайджанская сторона надеялась решить вопрос Нагорного Карабаха в свою пользу путем участия в возможном референдуме неармянского населения равнинного Карабаха. На основе такого расширительного толкования вопроса Нариманов внес предложение: «Оставить Карабах в пределах Азербайджана».
2. Документ в отличие от постановления от 5 июля 1921г. было принято после содержательного обсуждения вопроса и открытого олосования.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.57.59 | Сообщение # 27
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 10

ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПЛЕНУМА КАВБЮРО ЦК РКП(б)
5 июля 1921г.

Присутствуют: Член ЦК РКП Сталин; Члены Кавбюро: тт. Орджоникидзе, Махарадзе, Киров, Назаретян, Орахешвили, Фигатнер, Нариманов и Мясников; наркоминдел АССР Гусейнов.

Слушали
1. Т.т. Орджоникидзе и Назаретян возбуждают вопрос о пересмотре постановления предыдущего Пленума о Карабахе.

Постановили:
а) Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи Верхнего и Нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше, входящем в состав автономной области.
б) Поручить ЦК Азербайджана определить границы автономной области и представить на утверждение Кавбюро ЦК РКП.
в) Поручить Президиуму Кавбюро ЦК переговорить с ЦК Армении и ЦК Азербайджана о кандитатуре на чрезвычкома Нагорного Карабаха.
г) Объем автономии Нагорного Карабаха определить ЦК Азербайджана и представить на утверждение Кавбюро.

Секретарь Кавбюро ЦК РКП Фигатнер
Журнал «Вестник архивов Армении», 1989, N2, док. N 13, стр. 77-78.

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Вопрос о правомочности неконституционного, партийного органа третьей стороны (т.е. Советской России) решать территориальный спор двух независимых государств (Постановление было принято до образованния в декабре 1922г. Союза ССР) оспаривался армянской стороной все советские годы.
Если постановления Кавбюре РКП(б) считать вообще лишенными юридической силы, то насильная передача Нагорного Карабаха АзССР и удержание края в Советский период придется квалифицировать как его долгосрочную аннексию.
Если же эти постановления считать юридически состоятельными правовыми документами, то их следует приравнивать к международным многосторонним договорам. В этом случае это постановление необходимо рассматривать в контексте всех правовых докуменотов по Нагорному Карабаху, включая гоударственно-правовые акты периода распада СССР, и, в первую очередь, Конституционный акт о государственной независимости Азербайджанской Республики, конституционно закрепивший отказ Азербайджанской Республики от правопреемства АзССР.
2. Политическая мотивировка передачи Нагорного Карабаха АзССР сформулирована в первом же предложении документа: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами». Практически во всех политико-правовых документах дватцатых годов, связанных с определением границ, а также политического и национально-государственного своеобразия АзССР наличествуют аналогичные формулировки, подтверждавшие ненациональный, интернациональный характер АзССР как армяно-мусульманского государственного образования нового типа (см., например, Декрет АзЦИК-а «Об образовании Автономной области Нагорного Карабаха» от 7 июля 1923 г.). Истоки выдвинутой в 1998 году Минской группой ОБСЕ идеи общего государства восходят ко временам образования АзССР.
3. Решение Кавбюро РКП(б) «Нагорный Карабах оставить,... предоставив ему широкую областную автономию» и его поручение: «определить границы автономной области и представить на утверждение Кавбюро ЦК РКП(б)» сводилось, как это явствует текст, к определению границы Верхнего (Нагорного) и Нижнего (Равнинного) Карабаха. Эта граница и должна была стать границей АОНК (Автономной области Нагорного Карабаха). Баку на спешил с выделением Нагорного Карабаха как автономной области. В 1921-1923 годах Баку муссировал тему образования в Нагорном Карабахе нового национального автономного образования – Красного Курдистана. В пределы нового национального образования предполагалось включить территории, которые географически оторвали бы область от АрмССР и превратили бы ее в анклав (Кельбаджар, Лачин, Кубатлы).
В конечном итоге это стал просто поводом для выделения АОНК лишь на части переданного АзССР Нагорного Карабаха.
4. Передача Нагорного Карабаха АзССР по решению Кавбюро РКП(б) не озачало полное вытеснение Советской Армении от государственной и политической жизни Нагорного Карабаха. Это видно из пункта в) решения: Поручить Президиуму Кавбюро ЦК переговорить с ЦК Армении и ЦК Азербайджана о кандитатуре на чрезвычкома Нагорного Карабаха.
5. В отличие от решения, принятого Кавбюро 4 июля, Постановление Кавбюро от 5 июля не было поставлено на обсуждение и голосование, что непосредственно видно из текста. Фактически оно не было принято, но было реализовано вопреки протестам АрмССР.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.58.40 | Сообщение # 28
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТЫ 1923-1988гг.
(документы, принятые после образования СССР)

ДОКУМЕНТ N 11

ДЕКРЕТ АзЦИКа СОВЕТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ НАГОРНОГО КАРАБАХА
7 июля 1923 г.

Царское самодержавие, стремившееся к порабощению национальных меньшинств в бывшей Российской империи, не стеснялось прибегать даже к уничтожению отдельных мелких национальностей, путем натравливания их друг на друга.
Армяно-мусульманская резня 1905-1906гг. в Закавказье может служить лучшим доказательством пагубной политики великорусского самодержавия. В тот момент, когда революционные рабочие массы Закавказья открыто стали выражать свое негодование против угнетения их капиталом, рукой царских генералов Воронцовых – Дашковых были посеяны семена вражды между двумя родственными, исторически связанными народами –армянами и мусульманами.
Это еще больше выявилось, когда Закавказье было раздроблено на три “самостоятельных государства”, руководящая роль в которых перешла к куче национал шовинистов-мусаватистов, дашнаков и меньшевиков, лакеев западного капитала, которые господство над национальными меньшинствами ставили на первый план. За незначительный период существования этих «государств» было пролито немало крови трудового крестьянства на горах Карабаха и в других частях Закавказья.
Уничтожение национального угнетения и неравенства - в какой бы форме оно не проявилось,- замена национальной вражды и ненависти интернациональной солидарностью трудящихся, братским сотрудничеством народов в едином государственном союзе является одной из основных задач рабоче-крестьянской революции и Советской власти.
Во исполнение этой задачи Азербайджанский Центральный Исполнительный Комитет Советов
п о с т а н о в л я е т:
1. Образовать из армянской части Нагорного Карабаха автономную область, как составную часть АССР, с центром в местечке Ханкенди.
2. Органами управления автономной области являетя: Областной Исполнительный Комитет и местные Советы.
3. До образования Областного Исполнительного Комитета создать Временный революционный комитет, коему вменить в обязанность не позже 2-х месяцев созвать съезд Советов для избрания постоянного исполнительного органа.
Примечание: Все пастбища, леса, сады и фактическое владение землей и водой сохраняется за нынешними владетелями.
4. Всеми необходимыми финансовами и техническими средствами Областной Исполком снабжает из общих средств АССР непосредственным распоряжением АзЦИК-а .
Для выработки положения области и фактической передачи административных единиц в автономную область Карабаха, а также определение границ автономной области, создать смешанную комиссию из представителей Нагорного Карабаха, Низменного Карабаха, Курдистана и центральной власти АССР, коей (комиссии) вменить в обязанность закончить свою работу к 15 августа с.г.

За Пред. АзЦИКа М.Б. Касумов
Секретарь АзЦИКа М. Хамбудаков

Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства АССР за 1923 г. Баку, 1923 с. 384-385

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Ведущей политической идеей Декрета, как видно из текста документа, является идея урегулирования армяно-мусульманских отношений в «едином государственном союзе» двух народов - армян и мусульман.
2. Во избежание разночтений относительно принадлежности включенных в пределы АзССР территорий, Дектрет содержит особое примечание о том, что «Все пастбища, леса, сады и фактическое владение землей и водой сохраняется за нынешними владетелями».
3. В нарушение решения Кавбюро РКП(б), постановившего: «Нагорный Карабах оставить в пределах Азербайджанской ССР, предоставив ему (т.е. всему Нагорному Карабаху – А.М.) широкую областную автономию с административным центром в г. Шуше» декрет АзЦИК-а решил образовать область «из армянской части Нагорного Карабаха». Так за пределами области остались западные (Лачин, Келбаджар, Кубатлы), центральные (Шаумян, Ханлар, Дашкесан), северные (Гетабек, Шамхор) и южные (Зангелан, Физули) районы Нагорного Карабаха. Область была образована как анклавное образование на отторгнутых от АрмССР и оставленных в пределах АзССР армянских территориях.
Постановление было нарушено и в пункте о столице автономной области. Вместо исторической столицы Нагорного Карабаха, сожженной мусаватистскими формированиями в марте 1920 года, в качестве центра области было избрано местечко Ханкенди (исторический Вараракн, ныне Степанакерт).

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.59.13 | Сообщение # 29
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 12

ДЕКРЕТ АзЦИК-а СОВЕТОВ «О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В АССР»

31 июля 1923 г.

С момента провозглашения Советской власти в Азербайджане тюрский язык, как язык большенства населения, провозглашен государственным. Продолжая неуклонно работу по погдотовке условий и возможностей фактического перевода всего делопроизводства и переписки на тюрский язык во всех государственных органах АССР, Азербайджанский Центральный Исполнительный Комитет постановляет:
1) Национализировать (ввести тюркский язык) аппараты АзЦИК-а, Совнаркома, Наркомпроса, НКЮ, НКВД, НКЗем, НКпрод. НКСО, как аппараты, имеющие наибольшее соприкосновение с массами крестьянства.
2) Обязать остальные Наркоматы и учреждения все свои сношения и переписки с уездами установить на тюркском языке.
3) Перечисленные в § 1 наркоматы ведут между собой переписку исключительно на тюркском языке.
4) Языком сношений наркоматов АССР с учреждениями РСФСР и СССР является русский.
5) Наркоматы и учреждения, не перечисленные в § 1, до установления у них делопроизводства и переписки на тюркском языке полностью, обязаны переписку и сношения с национализированными наркоматами вести параллельно на тюркском и русском языках.
6)Каждый гражданин АССР имеет право обращаться в любое советское учреждение на своем родном языке и все советские государственные учреждения обязаны давать ответы и разъяснения на том языке, на каком подана бумага.
7) АзЦИК обязывает все учреждения и наркоматы печатать бланки, объявления, удостоверения , надписи на билетах по железной дороге, на всех почтово-телеграфных бумагах на тюрском и русском языках.
8) Тюрский язык, как обязательный, должен быть введен для предметного изучения во всех школах, вузах, курсах и т.д.
9) Языком сношения с Автономной Карабахской областью является армянский.
За Пред. Аз ЦИКа М.Б. Касумов
Предсовнаркома АССР Г. Мусабеков
Секретарь АзЦИКа Т. Алиев
Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства АССР за 1923 г. Баку, 1923 с. 384-385

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Шестой пункт Декрета о праве любого гражданина АзССР потребовать от всех советских государственных учреждений ответ на свое обращение (письмо, заявление) на своем родном языке был законодательно закреплен как конкретная реализация вненационального характера АзССР.
2. Девятый пункт Декрета есть подтверждение статуса Автономной области Нагорного Карабаха (АОНК) как советской формы национальной государственности. Армянский язык был признан как официальный язык сношения с автономной областью.

 
SEAДата: Четверг, 2011-01-06, 00.59.47 | Сообщение # 30
Генерал-майор
Группа: Модераторы
Сообщений: 632
Статус: Offline
ДОКУМЕНТ N 13

ИЗ ЗАКОНА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
(извлечение)
«Статья 1. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской ССР Нагорно-Карабахская автономная область находится в составе Азербайджанской ССР.
Статья 2. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской ССР правовое положение Нагорно-Карабахской автономной области определяется настоящим Законом и иными актами законадательства Союза ССР и Азербайджанской ССР.
Статья 3. ...Территория автономной области не может быть изменена без согласия Совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области.
Статья 4. В соответствии со статьей 110 Конституции СССР от Нагорно-Карабахской автономной области избирается в Совет национальностей Верховного Совета СССР пять депутатов.
Статья 10. В сооответствии с Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской ССР органом государственной власти в Нагорно-Карабахской автономной области является Совет народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области.
Основные принципы организации и деятельности областного Совета, его полномочия определяются Законом СССР «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов автономных областей и округов» и издаваемыми в соответствии с ними актами и законодательствами Союза ССР, настоящим Законом и другими актами законодательства Азербайджанской ССР.
Статья 65. В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией Азербайджанской ССР прокурор Нагорно-Карабахской автономной области назначается прокурором СССР».

Закон Азербайджанской Советской Социалистической республики о
Нагорно-Карабахской автономной области.
Баку, 1987

ПРИМЕЧАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Как видно из Закона, статус автономной области НКАО определялся в едином государственно-правовом пространстве СССР как единого союзного государства. Верховенство Конституции и законов СССР зафиксировалось во всех государственно-правовых актах и документах, относящихся к национально-территориальному устройству СССР. В Законе АзССР об НКАО также во всех статьях, относящихся к государственно-правовому статусу НКАО, первым упоминается Конституция СССР, а далее, Конституция АзССР. В 65 статье закреплено отчуждение от компетенции АзССР назначение прокурора НКАО, который назначался непостредственно прокурором СССР.
2. Статья 3 – суть законодательно закрепленный принцип о том, что территориальная целостность автономной области и союзной республики решались в одном и том же ключе: границы области не могли быть изменены без согласия на то Совета Народных депутатов НКАО.
3. Статья 4 Закона об НКАО отражает равноправие всех форм советских национально-государственных образований в вопросе представленности в высших законодательных органах Союза СССР. Различными были лишь квоты.

 
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz