Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSВторник, 2024-12-24, 20.50.19
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
До начала XIX века талыши имели свое
AdminДата: Четверг, 2011-12-29, 08.21.55 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >


«Наша кафедра – один из немногих классических востоковедческих центров», – говорит в интервью «ГА» замдекана факультета востоковедения, доцент кафедры иранистики ЕГУ, кандидат филологических наук Вардан ВОСКАНЯН

- Г-н Восканян, как 1-я, так и 2-я талышеведческая конференция вызвали неадекватные реакции в Азербайджане. Чисто научным мероприятиям приписывалась политическая подоплека. Но ведь талыши – иранский народ и, наверное, кафедра иранистики ЕГУ уделяет большое внимание изучению и других иранских народов, в том числе и малых?

- Мы действительно уделяем большое внимание изучению всех иранских народов и этнических групп, проживающих от берегов Инда до центральных частей современной Турции. Традиционно развиваются персидское и афганское направления, большое внимание на нашей кафедре уделяется и изучению курдов, езидов, тюркоязычного населения Азербайджана в Иране. Исследуются белуджи, обитающие на востоке Ирана и в Пакистане, народ заза, проживающий в центральной Турции, а также осетины, лурцы, бахтияры, гиляки, мазендаранцы, талыши и таты. Спектр наших научных интересов очень широк, он включает культуру, историю, этнографию, языки и диалекты всех этих народов. На фоне этого большого объема исследований изучение талышей – самого большого по численности иранского народа на Южном Кавказе – никак не является исключением. Только политическая мнительность околонаучных кругов Азербайджана и отсутствие классических научных традиций в этой стране являются причинами подобных политических трактовок чисто научных мероприятий.

- А зарубежные востоковедческие научные центры тоже занимаются изучением малочисленных народов?

- К сожалению, классическое востоковедение переживает не лучшие времена. Большинство зарубежных научных центров, где традиционно развивались передовые востоковедческие научные школы, а это Германия, Великобритания, другие европейские страны, США, переходят в основном на политологические исследования и постепенно отказываются от традиционных направлений исследований. Поэтому сегодня наша кафедра является одним из очень немногих в мире научных востоковедческих центров в классическом понимании и пользуется большим авторитетом в международных научных кругах. Не случайно в трех международных научных конференциях, проведенных нашей кафедрой в этом году, приняло участие более 120 зарубежных ученых. Только в талышеведческой конференции приняло участие порядка 40 востоковедов из разных стран – США, России, Канады, Нидерландов, Ирана, Грузии и др.

- Что за народ талыши, где их историческая родина?

- По всей вероятности, талыши – потомки кадусиев, одного из прикаспийских народов, соседствовавших с каспами и гелами – другими народами этого региона. В армянских источниках кадусии носят название «катиш-к‘». Одно из первых письменных упоминаний о талышах, если не самое раннее, встречается в составленной в XV веке армянской редакции переведенного в V веке с греческого «Романа об Александре Македонском». Позднее талыши начинают упоминаться также в арабских и персидских средневековых источниках. Страна талышей – Талыш, или Талышистан – находится на юго-востоке современной Азербайджанской Республики и части территории Ирана. В силу исторических событий ареал обитания талышей был разделен между этими странами. Кстати, вплоть до вхождения в состав Российской империи талышская государственность сохранялась в форме Талышского ханства. То есть вплоть до начала XIX века талыши фактически имели свое государственное образование. Талышский язык, будучи одним из иранских языков, представляет большой интерес для наших исследований, но в силу ряда причин письменная традиция этого языка развита довольно слабо.

- Назовите, пожалуйста, эти причины.

- Если говорить о средних веках, то во многом это доминирующее положение персидского языка в среде всех без исключения иранских и даже неиранских народов. Фактически персидский язык стал литературным для всего иранского культурного мира. Поэтому письменные традиции других иранских языков в средние века не развивались или развивались достаточно слабо. В этот период персидский язык был языком литературы и делопроизводства начиная от Индии до берегов Евфрата и даже в Османской империи. Письменная традиция талышского языка в основном начинает развиваться лишь в 20-е годы XX века, когда после установления советской власти некоторое время доминировала идея развития письменности всех так называемых малочисленных народов, проживающих на территории СССР. Для талышского языка в Азербайджанской ССР сначала использовалась латинская графика. То же самое применялось и в отношении других советских народов, не имеющих письменности. По распоряжению советского правительства в Азербайджане в местах традиционного проживания талышей действовали талышские школы, активизировалась талышская интеллигенция, велась огромная переводческая работа. На талышский язык была переведена почти вся русская и зарубежная классика, наиболее известные произведения литературы, включая «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо. В 30-е годы советские народы, не имеющие письменности, перешли с латинской графики на кириллицу. В эти годы существовала целая плеяда талышских писателей, литературоведов, переводчиков и просветителей. Но после принятия новой Советской Конституции в середине 30-х годов подход к вопросам языка и культуры малочисленных народов полностью изменился. По идее они должны были «добровольно» слиться с более крупными народами, то есть в случае талышей они должны были стать этническими азербайджанцами. Их фактически вычеркнули из списка народов СССР. В дальнейшем, в зависимости от изменений политического подхода, талыши, будучи четвертым по численности закавказским народом, то появлялись, то исчезали в официальных переписях. Порочная политика в отношении талышей в Азербайджанской Республике продолжается и сегодня, где численность этого народа искусственно занижается, а талышский язык фактически запрещен. В Азербайджане талышского интеллигента могут даже посадить в тюрьму за пропаганду родного языка.

- А каково положение талышей в Иране?

- Никаких ограничений на использование и преподавание талышского языка, развитие национальной культуры талышей в Иране не существует. Издается несколько журналов, ведутся радио- и телепередачи на талышском языке. Что касается статистических данных, то Иран теократическое государство и при проведении переписи населения учитывается не национальная, а религиозная принадлежность.

- Какой алфавит используется в талышских изданиях Ирана?

- Талышские издания Ирана используют в основном персидскую графику, хотя порой применяется и неупорядоченная латинская транслитерация.

- Вы являетесь создателем нового талышского алфавита на основе авестийского письма. Но была ли в этом необходимость, если латинская или персидская графика могут использоваться для талышского языка?

- Талышский язык – один из древних и интереснейших иранских языков. Наряду с родственными новоазарийскими диалектами, которые не следует путать с тюркскими диалектами Азербайджана, он является потомком древнего иранского языка Атропатены. И, думаю, носители этого языка имеют право вернуться к своим истокам. Если исходить из того, что, например, латинская графика по сравнению с авестийской проще и вполне может быть использована для талышского языка, то в принципе такой же подход может быть использован даже по отношению к армянскому языку, имеющему давнюю письменную традицию. Но такое отношение трудно признать адекватным, особенно с учетом многих аспектов культурной преемственности. Думаю, не случайно на 1-й Международной талышеведческой конференции в 2005 году при участии талышских ученых было принято решение адаптировать авестийскую графику к талышскому языку.

Совместно с талышскими учеными мы работали в этом направлении в течение более пяти лет. Теперь эта работа завершена. А какую графику использовать – авестийскую, латинскую или персидскую будет решать сам талышский народ в лице его интеллигенции и просветителей. Традицию «Авесты» никак нельзя рассматривать как наследие исключительно персов. «Авеста» – священная книга всего древнеиранского мира, цивилизационное и культурное наследие всех иранских народов, в том числе талышей. В древности почти все иранские народы исповедовали зороастризм, а священная книга этой религии написана особым авестийским письмом. Для талышского народа обращение к авестийской графике – это фактически возвращение к своим культурным и историческим истокам, к своей древней идентичности, поэтому создание талышского алфавита на основе авестийской письменной системы было в основном воспринято талышской общественностью в высшей степени позитивно.

«Голос Армении», Гаянэ САРМАКЕШЯН

http://realcaucasus.org/612



Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz