Admin | Дата: Понедельник, 2012-05-21, 08.37.02 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline
| charset="utf-8"> data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >
"Когда мне говорят, что армяне, лезгины, удины наши друзья, я обижаюсь. Друзей можно выбирать и в далеких странах. А что касается коренных народов нашего региона, с которыми мы тысячелетиями жили бок о бок в мире и взаимопонимании, они не просто наши друзья, все они – наши братья!"
Hayasanews побеседовал с талышским ученым, политологом и общественным деятелем Фахраддином Абосзодой. Господин Абосзода является одним из лидеров самопровозглашенной Талыш-Муганской Автономной Республики, а также автором Конституционного Закона ТМАР.
*Фармони Фахраддин, Вы - историк по профессии, скажите, какие древние талышские государства существовали на территории Кавказа и Закавказья? Манна, Мидия, Атропатена - это самые древнейшие государственные образования на территории современного Азербайджана, которые созданы нашим народом.
*Можно ли сказать, что мидийцы – прямые предки современных талышей? Безусловно. Более того, мы являемся продолжателями и наследниками их древнейшей культуры.
*В таком случае, объясните, почему официальный Баку сегодня настаивает на теории, будто все вышеназванные государства являются первыми азербайджанскими тюркскими государствами? Дело в том, что современной бакинской администрации нужно доказать, что их государство имеет юридическое право на существование. В этих целях они с помощью невиданных фальсификаций исторических фактов, стараются "доказать" о существовании тюркского этноса на нашей земле. По прямому заказу из Баку историки пишут толстые книги о якобы "первых государственных образований данного этноса" на территории современнной Азербайджанской республики. Мировой исторической науке до 1918 года не известно государства под названием Азербайджана. Еще одним доказательством этого является сам факт возникновения на карте нашего региона Азербайджанской Демократической республики. Когда в конце мая 1918 г. Грузия, а через день и Армения объявили о своей независимости от Закавказской федерации (ЗФДР), так называемые «мусульманские» депутаты Закавказского Сейма чуть ли не голову потеряли от того, что просто не знали куда деться! Один из них даже заплакал на трибуне, в связи с провозглашением независимости Грузии, и рассказал одну притчу об одном татарине, «проморгавшем свое счастье!» Только на третий день после провозглашении независимости Грузии – 28 мая они наконец-то объявили о создании... «Демократической республики восточно-закавказских мусульман». Как вы видите, слово «Азербайджан» даже в помине не существовало тогда! На наш взгляд, это слово чуть позже было придумано их «старшими братьями» - младотурками из Турции в расчете на притязании на иранскую территорию исторического Азербайджана. Известно и то, что Турция не согласилась с созданием такого государства, поскольку анатолийские турки всегда мечтали видеть эту территорию в составе своего государства. Неслучайно же по прибытию новоявленного «мусульманского правительства» в Гянджу, оно сразу же было распушено Нури-пашой, войска которого были приглашены за деньги Гаджи Зейналабдина Тагиева – бакинского нефтяного миллионера, а потом уже было сформировано заново. Как бы смешно это не гласило, получается, что кроме историков АР в мире всем давно известно, что «Азербайджан» (древняя Атропатена) это название одной из областей на севере современного Ирана, где с древности проживали талыши. Целью этого проекта для турок и их «духовных наставников» было дальнейшее продвижение в Иран. Тем самым турки намеревались предъявлять территориальные притязания на Иран. Обратите внимание на современный герб Азербайджана и увидите два пересекающихся квадрата – олицетворение «Южного» и «Северного» Азербайджана. Эта идея жива до сих пор... Таким образом, азербайджанская республика является «политическим проектом», а вовсе не государством в классическом понимании этого слова. Что касается самих тюрок, точнее, разношерстных кочевых тюркских племен, то они проникли в Иран после XI века. Их массовое расселение в нашем регионе начинается с эпохи Сефевидов, т.е. с XVI века. Но, несмотря на все старания сефевидских шахов, в первую очередь Шах Аббаса (27 января 1571 — 19 января 1629; с мая 1587 шах Ирана), кто с помощью диких кочевых племен туркоманов старался подавить участившихся народных волнений в Талыше, до присоединение Талышского ханства к России (1813 г.), на территории Талыша, особенно в Мугани, тюрков по пальцам можно было посчитать! В этом деле особенно отличался генерал Ермолов, кто в 1822 году переселил 1000 шахсеванских семей в Мугань! Мне часто приходится встречаться с историками с мировым именем, которые в один голос, да еще с ухмылкой на лице говорят об одном и том же: "Сегодняшние азербайджанские историки пишут исключительно для внутреннего потребления, то есть, сами же хотят верить и уверовать своих соотечественников в эту глупость, т.е. якобы об автохтонности тюркского этноса на нашей земле..."
*Когда образовался сам азербайджанский народ? Такого народа в реальности никогда не было и нет. Думаю, что его не будет никогда! Это тоже своего рода политический проект, такой же, как и сама республика Азербайджан. Как можно создать «новый народ», когда каждый из коренных народов данной земли (талыши, лезгины, цахуры, таты, аварцы и пр. – всего свыше 100 национальностей) имеет свой этноним и не хочет сливаться в одном плавильном котле? История на примере СССР уже доказала бесперспективность таких проектов. Что касается тюркоязычных туркоманских племен, наводнивших к этому времени наш регион, которые долгое время не имели (никак не могли найти для себя!) собственного самоназвания, только по указанию «товарища Сталина» в средине 30-х годов прошлого века в одночасье стали называться «азербайджанцами». А в дальнейшем, несколько лет спустя, все остальные мусульманские народы, насильно объединенные в составе нового «проекта», были записаны как «азербайджанцы». Нет единого народа под названием «азербайджанцев»! Есть граждане АР, которых по сей день, вопреки их воле, записывают «азербайджанцами», т.е. гражданами АР. Более того, представители тюркоязычного населения сами не согласны с этим названием! Многие понимающие тюрки в АР давно ведут борьбу за возвращение этнонима «тюрк». Доказательством тому является еще и тот факт, что во время последней переписи населения России, многие так называемые азербайджанцы записали себя как «тюрк» или «турок»!
*Каково количество талышей в Азербайджане? Существуют разные оценки на этот счет. Официальный Баку указывает количество талышей скромной цифрой в 112 тыс. человек. Многие Западные, в том числе американские исследователи уверены, что в АР проживает свыше миллиона талышей. Однако по нашим данным от 15 до 25 % населения республики Азербайджан составляют талыши. Кроме Азербайджана, талыши проживают в Иране, частично в Афганистане, Пакистане, Индии и других странах мира, количество которых из-за отсутствия официальной статистики пока невозможно точно определить.
*Как Вы считаете, почему президент Азербайджана участил военную риторику? Это просто отвлекающий маневр для своего населения. Я убежден, Алиев понимает, что эта линия никак не подействует на Армению и армян, поскольку у армян достаточно своих агентов в Азербайджане, как в правительстве, так и в вооруженных силах. Армяне прекрасно осведомлены об истинном положении дел в Азербайджане... Еще в 2004 г. я написал в одной статье, что никогда алиевский режим не начнет войну против Армении. Так было в 1918 г., когда Азербайджан отступил из Карабаха под натиском армянских ВС, даже несмотря на весьма тяжелое положение дел на турецком фронте. Власти еще тогда поняли это и официально объявили, что «этот народ не умеет воевать». Это понимали и в 90-е гг., приглашая наемников афганцев, чеченцев и др. для ведения войны в Карабахе. Когда я работал в бакинском университете, многие мои студенты были переводчиками у афганских наемников. Афганцы были в бешенстве, когда увидели реальную картину на фронте. После захвата определенной точки, они оставляли азербайджанцев на охрану места, сами шли дальше. Возвращаясь, они видели, что точка уже находится в руках армян, поскольку занимаясь мародерством и грабежом населения, они не думали об истинном их предназначении. После нескольких подобных случаев, афганцы бросили службу и уехали на родину. После всех этих случаев, Гейдар Алиев тоже пришел к такому же выводу, и публично заявил, что «этот народ не умеет воевать». После всего этого, неужели кто-нибудь может подумать, что он не завещал своему сыну никогда не начинать войну против армян?
*Кстати о войне, знакомы ли Вы с событиями, произошедшими недалеко от Ходжалы в феврале 1992 г. во время боевых действий? Я живой свидетель тех событий. Скажу откровенно – нынешняя шумиха является чистейшей демагогией и пропагандой. Найти логику в действиях бакинских властей сложно. Я помню, как оператор Чингиз Мустафаев – главный свидетель тех событий плакал перед камерой, рассказывая, что погибшие люди не были в таком обезображенном состоянии еще сутки назад, когда он снимал их впервые. Как же такое могло случиться в подконтрольной азербайджанским ВС территории?! Вскоре он был убит, и все как-то быстро забыли об этом...
*Фармони Фахраддин, какие цели Вы ставите перед собой в первую очередь? Прошли те времена, когда внутренние границы государства было понятием незыблемым. Сейчас время этносов, время народов. Пришли времена, когда сам народ должен определять свое будущее, если он достоин того и заявляет о своих правах. Поэтому наша главная цель состоит в восстановлении своей государственности и жить в своем государстве, особенно если учитывать, что талыши в Азербайджане сегодня не имеют никаких прав и подвергаются невиданной ассимиляции. Вместе с тем, мы должны заниматься просвещением, как нашего народа, так и показывать всему мировому сообществу кто такие талыши. Сегодня благодаря нашей кропотливой работе ни одна международная конференция по коренным народам не проходит без участия талышей.
*В 2005 г. Вы приняли участие в Первой международной конференции по талышским исследованиям, которая прошла в Армении, оказало ли это мероприятие реальный эффект? Безусловно. Самое главное – это информационная поддержка, которую нам оказала армянская сторона. Армения потратила немалые ресурсы на организацию и проведение этого мероприятия. Были приглашены ученые из разных стран мира, которые поведали миру о нашем народе и его истории. Недавно в Ереване прошла уже вторая научная конференция по талышеведению, в работе которой я, к сожалению, не смог участвовать.
*Какую роль играет Россия в судьбе талышского народа? С одной стороны, присоединение части Талышского ханства к России с одной стороны, обернулась огромной трагедией для нашего народа, так как в результате этого он был разделен на две части, и нашей государственности был положен конец. С другой стороны, нахождение талышей в составе России имело свои преимущества. Россия никогда не ставила перед собой цель ассимилировать талышей. После присоединения к России многие русские были переселены в Талыш, которые обосновались в Мугани. Многие из них свободно владели талышским языком и плотно общались с местным населением. После того, как за последние 20 лет русские под разными предлогами были выдворены из Мугани, их дома заняли тюрки, которые, во-первых, ни за что не хотят владеть талышским языком, а, во-вторых, заявляют, что Мугань является тюркской землей... Мы убеждены, что только сильная Россия способна решить проблемы Кавказа. Это отвечает интересам самой России, так как без укреплении своих южных границ русские не смогут добиться стабилизации политической ситуации на Северном Кавказе и Дагестане. Кроме того, как я уже неоднократно написал, Россия не имеет морального права снять с себя ответственность за судьбы коренных народов, которые двести лет назад связали свою судьбу с Россией и находились в ее составе. Я уверен, что нынешнее российское руководство прекрасно понимает все это, и будет активизировать свою политику в нашем регионе...
*И традиционный вопрос нашего портала. Скажите, какую роль играют армяне в вашей жизни? Однажды, когда я был в Армении я вдруг понял, в чем заключается истинное счастье. Я увидел проходящих мимо меня людей, говорящих на родном языке людей, которые при этом даже не оглядывались по сторонам. В то же время любой талыш, говорящий на родном языке в Баку опасается репрессий со стороны властей. Армяне имеют счастье жить на своей земле, говорить на своем языке, развивать свою культуру, не думая и не думать о том, что в их отношении последуют определенные шаги за использование родного языка. Вот что такое истинное счастье. И этим я обязан моим армянским братьям. Когда мне говорят, что армяне, лезгины, удины наши друзья, я обижаюсь. Друзей можно выбирать и в далеких странах. А что касается коренных народов нашего региона, с которыми мы тысячелетиями жили бок о бок в мире и взаимопонимании, они не просто наши друзья, все они – наши братья!
Источник: http://www.hayasanews.com/Интервь....да.html
Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են Չգիտեմ ինչու է այդպես
|
|
| |