Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSСреда, 2024-12-25, 08.34.15
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Талыши в движении Истории
AdminДата: Четверг, 2012-07-05, 05.25.37 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline

data-yashareType="button" data-yashareQuickServices="yaru,vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir" >

Если вы не стоите за что-то, вы упадёте ни за что.

Будущее принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня.

Малькольм Икс

У каждого народа бывает период истории, когда его лучшие представители, его лидеры чувствуют действительное, непроницаемое движение Истории, смену времен, политических эпох. Так было с Ч. Парнеллом, П. Пирсом, Р. Кейсментом в случае с ирландцами, так было с Мухаммедом Будиафом, Ферхатом Аббасом и др. в случае с алжирцами, так было с Фиделем и Раулем Кастро, Камило Сьенфуэгосом, Хуаном Альмейда Боске в случае с кубинцами, так было с Александром Ипсиланти, Теодоросом Колокотронисом и др. в случае с греками, так было со многими и многими другими, боровшимися за лучшую долю своих народов. Не стоит воспринимать перечисленные имена, как имена людей, придерживающихся каких-то определенных политических взглядов. Куда важнее другое: они боролись за свободу, за освобождение своих народов из-под гнета тирании, очень часто – чужеземной тирании. Талышские лидеры сегодня находятся в подобной мельнице Истории. Важно, чтобы они помнили, что от их действий, от их позиций зависит то, что будет с нами – молодыми талышами, нашими будущими поколениями. От их политических поступков зависит, будут ли существовать наши (талышские) потомки. Необходимо осознать, что быть лидером народа – дело далеко не простой личной амбиции, это ответственность за то, исчезнет ли народ или будет жить (в нашем случае это именно так!).

Уже ни для кого не является секретом, что талыши гибнут. Это откровенная драма разворачивается на глазах у всего региона уже несколько веков. Наш народ, история государственности которого может перечислить Мидию, Атропатену, Каспиану, империю Сефевидов, в результате столетий широкомасштабной, полноценной, «братской» ассимиляции ограничен прибрежной каспийской областью между реками Кура и Сефидруд. Я неспроста использовал слово «драма», потому что еще в 19 веке нам были известны талышские селения в Нахичевани (Килит) и в Маранде. Однако медленная, но последовательная инфильтрация тюркского этноса, а вследствие этого, «распыление» талышского этноса привели к тому, что наш народ «испускал дух, умирал от этнического, языкового голода и жажды» на значительной территории, которая сегодня называется Южный Азербайджан. Непоследовательность, противоречия, отсутствие «точечных» (как культурных, так и политических) ударов талышских лидеров на фоне ограниченности возможностей, которые создал нынешний азербайджанский режим, приводят к деэтнизации талышского населения и между реками Кура и Астара (т.е. в Северном Талыше).

В условиях последовательного ареста лояльных властям (!) редакторов единственной талышеязычной (важно отметить, что наряду с талышским в газете широко использовались азери-тюрки (азербайджанский) и русский языки, порой даже куда больше, чем сам талышский) газеты Азербайджана Новрузали Мамедова и Гилала Мамедова для всех стал очевиден факт не только того, что талыши гибнут, но так же и то, что талышей истребляют!

В начале двадцатого века советским режимом был цинично и беспощадно остановлен бурный всплеск национального самосознания талышского народа. Школы, газеты, колледжи, техникумы – все талышеязычные учреждения были закрыты. Зульфугар Ахмедзода, Бойукага Мирсалаев, Раззаг Казымов, Музаффар Насирли и многие другие просветители были подвергнуты репрессиям. Тысячи талышей бежали в Иран в поисках лучшей доли. А тысячи других простых талышских семей был сосланы в Казахстан. В результате проводимой политики талышей даже стерли из переписей населения – в 1959 году талышей во всей Советском Союзе «оказалось» чуть более ста человек, а в 1970 и в 1979 годах их просто «не стало». То есть на самом официальном уровне было объявлено о «смерти» талышского народа. Несмотря на все эти чудовищные испытания, талыши – не примите за пафос – были преданы государству, в котором жили. Редкая талышская семья в Азербайджане не имеет в своей родословной участников Великой Отечественной войны. Большинство из них были захоронены в неизвестных братских могилах или, того хуже, так и остались лежать на полях сражений, пока земля не накрыла их. Все эти истории мне близки, потому что коснулись моей собственной семьи, так же, как и тысячи других в Талыше. Так же, как всех коснулся ужасный военный и послевоенный голод, с которыми многие вынуждены были справляться в отсутствие глав семейств, мужей и отцов, погибших на войне за Государство, за государство, которое, напомню, лишило народ права на «существование».

В конце восьмидесятых – начале девяностых происходил новый подъем национального самосознания, он был также жестоко подавлен. События 1993 года – объявление Талыш-Муганской Автономной Республики в составе АР – странным образом до сих пор находятся «под колпаком». Все прекрасно помнят страх, который царил в стране во время Карабахской войны. Все прекрасно помнят, как часто приходили трупы талышских солдат с фронта, все прекрасно помнят, как много было тех, кого убили пулей в затылок (что недвусмысленно говорило о том, кто стрелял), все прекрасно помнят, как отважно сражался за государство, которое кишело пантюркистскими, шовинистическими идеями, Талышский батальон Альакрама Гумматова - все эти истории я прекрасно знаю не понаслышке, а на горьком семейном опыте. Все отлично знали, что в Ленкорани находилась самая большая аллея шахидов, все в стране знали о том, с каким патриотизмом талыши жертвовали собой и в этой войне, жертвовали собой за государство, президент которого сказал, что «из талыша героя быть не может!». И когда в целях защиты талышского населения Альакрам Гумматов созвал Меджлис (Парламент), делегаты которого проголосовали за создание автономии (!), т.е. народ демократическим путем самоопределился, все талыши были объявлены «сепаратистами».

Последующие годы под диктатурой алиевского клана только ухудшили положение нашего народа. Сотни тысяч талышей выехали заграницу. Продолжился процесс «распыления», «вымирания» народа. Вся общественно-политическая элита талышей попала под репрессии нового режима: часть из них во главе с Альакрамом Гумматовым оказалась за решеткой, другая же вынуждена была бежать из страны. На фоне «политического убийства» лидеров народа, в положении, когда люди откровенно пали духом после свержения автономии со стороны азербайджанского режима, процесс ассимиляции лишь усилился. Тюркоязычная система образования и СМИ, которые теперь сформировали основу информационного пространства страны, привели к тому, что все меньшее число нового талышского потомства стало говорить на талышском языке. Примечательно, что нередко семьи, выехавшие в Россию, учили своих детей азери-тюрки, а не талышскому. Трагичная смехотворность ситуации в том, что азери-тюрки никоим образом не помогает детям: ни в общении с русскоязычными сверстниками, ни в международном общении, даже в общении с родственниками в Азербайджане это создает проблемы, так как последние все еще говорят на родном языке. Азери-тюрки не добавляет им никаких бонусов при приеме на работу или продвижению по службе (логика, которой обычно придерживаются в Азербайджане).

В последние годы усилиями Фахраддина Абосзода, Альакрама Гумматова, Гилала Мамедова и других талышских политиков вновь наметился подъем самосознания талышей. И вновь, в который раз режим пытается срубить это дерево на корню. В 2007 году был арестован, а потом осужден по совершенно абсурдному делу в шпионаже академик Новрузали Мамедова. В 2009 году он скончался в тюрьме, не выдержав издевательств. За время заключения был убит его старший сын, а уже после смерти ученого в результате увечий, полученных после зверского избиения и не оказанной медицинской помощи, на руках матери скончался второй сын. Это неприкрытая ничем агрессия против народа. Примечательно, сказать, что лояльный к режиму ученый в своем последнем судебном выступлении открыто заявил: «Я знаю, что меня судят за то, что я талыш».

В прошлом месяце же этого года был арестован Гилал Мамедов, ученый-математик, правозащитник, просветитель. Его арест сопровождался, как и в случае с Новрузали Мамедовым, кровожадным избиением и оскорблениями национального характера. Никакой медицинской помощи ему так и не было оказано, хотя он, по словам адвоката, нуждается в ней.

Не нужно быть ясновидящим, чтобы понять, что это волна этнических чисток элиты, попытка «обезглавить» народ.

В этой ситуации мне непонятен весь шорох идейных разногласий, который на сегодняшний день существуют в талышском национальном движении. Нужна четкая и ясная картина того, чего добивается наш народ. Нужна четкая программа тех лидеров, которые взяли на себя полномочия представлять талышский народ.

Чего мы хотим? Я знаю много общих фраз, которыми мне ответит каждый талыш: мы хотим говорить на своем языке, мы хотим учиться на своем языке, мы хотим изучать свою историю, свою культуру, мы хотим, в конце концов, свободно называть себя талышами. Повторюсь, этого хочет каждый талыш. Но это не механизм, это не программа, которую может предлагать политический лидер.

Чего мы хотим? Может ли данный конкретный механизм предоставить нам свободное использование родного языка и избрание судьбы своего народа? И здесь есть только два варианта, определение правильного из которых является краеугольным камнем преткновения всего движения в целом.

Итак, автономия или независимость?

Я знаю, что для большинства талышей, в том числе и талышских лидеров, слово «независимость» звучит отпугивающее, криминально и т.д. Злополучное слово «сепаратизм» окутано каким-то ореолом преступности. Для начала надо понять, имеет ли такая логика под собой почву. Возьмем государство Х, в котором живут народы А, В и С. Как мы понимаем, государство есть искусственное объединение естественных (появившихся опосредованно от самих людей) составляющих, коими являются народы. Народ А в государстве Х занимает большую территорию, а также превалирует по численности над народами В и С. Есть две причины, по которым народы В и С могут быть в составе государства Х: их заставили силой, или же они сами согласились, предполагая, что в государстве Х их права будут охраняться лучше, чем в отдельных государствах. Государство, как давно известно, есть инструмент принуждения: государство создает законы, которые определяют рамки дееспособности людей, государство забирает ваших сыновей в армию для защиты собственных границ, государство берет с вас налоги и т.д. В ответ на то, что вы добровольно принимаете это принуждение, вам обеспечивают защиту ваших прав. Если народ А в государстве Х плюет на права народов В и С, добровольное принятие законов, которые, по собственному желанию (!), принимают представители народа А, является крайне алогичным для народов В и С. Почему они должны подчиняться фактически народу А, а не жить вместе с ним, равноправно?

Талыши оказались в составе Азербайджанской Республики не по своей воле. В начале века талыши объявили независимость Муганской Советской Республики, но она была кроваво подавлена со стороны пантюркистов-мусаватистов при поддержке турецкой армии. В 1993 году талыши объявили о создании автономной области внутри Азербайджанской Республики, в этом им тоже было отказано. Это народное волеизъявление было также подавлено силой оружия. Не это ли тирания? Не это ли колониализм чистой воды? По какой причине талыши все еще не должны чувствовать себя в тюрьме в этом государстве?

За прошедшее столетие (в том числе и в период АР) в области сменилось несколько режимов, но ни один из них не был готов предоставить талышам автономию на каком бы то ни было уровне. Почему некоторые талышские лидеры полагают, что новый режим (будь он тысячу раз демократичным – а я, откровенно говоря, не верю, что в Азербайджане в ближайшие годы будет сформировано демократическое государство) предоставит талышам автономию? Откуда уверенность в этом? Сколько раз еще нужно наступить на те же грабли? Чтобы увериться в том, что нас не видят равными себе, необходимо дождаться, пока нас полностью уничтожат?

Какую автономию они нам предложат? Талышский язык будет вторым после азербайджанского в школе. Вы думаете, это остановит ассимиляцию? Создадут талышский телеканал? Да, его студия будет представлять из себя какую-то комнатушку 2 м на 3 м, одна камера конца прошлого века и два микрофона. А центральные телеканалы будут обеспечены новейшей техникой. Потом вам скажут «ваши дети сами предпочитают тюркские телеканалы, мы не виноваты». Вы предполагаете, что в этом государстве кто-то посмотрит истории в лицо и признает, что тюркские племена появились в регионе только в Х-ХII веках? Что сами тюрки раньше говорили на талышском языке? Что талыши есть их предки? Вы думаете, они когда-нибудь это признают? Вы думаете, что люди, которые позволяют себе шутки в адрес талышей (я не стану их перечислять, вы итак прекрасно знаете, что любят говорить наши «братья», когда встречают талыша), вдруг перестанут их делать? Вы думаете, они признают, что талышей в стране 1,5 миллиона?

Автономия талышей в Азербайджане возможна только в условиях консоционального государства. А для этого, как известно, нужно четыре условия:

1. Полная автономия во внутренних делах, невмешательство условного центра.

2. Участие представителей каждой группы населения в принятии общегосударственных решений.

3. Пропорциональность представительства групп населения в зависимости от занимаемой территории и численности.

4. У каждой группы населения должно быть право вето в принятии общегосударственных решений.

Вы полагаете, какая-либо из политических сил Азербайджана готов будет построить такое государство в стране? Кто-либо предоставит талышам право вето, не говоря уже о невмешательстве центра во внутренние дела талышской автономии?

Многие скажут «мы же братья»! Я отдам за брата жизнь. А что делают наши «братья», пока нас уничтожают? Молчат. Какие же это братья? У меня есть друзья среди азери-тюрков, у многих азери-тюрков есть друзья среди талышей. Друзья должны понимать то, в какой ситуации мы живем: мы не можем больше жить в государстве, которое нас уничтожает, которое сажает в тюрьмы наших лучших представителей. Все слова о том, что-де «такого больше не будет. В «новом» Азербайджане этого не будет», на фоне того, что мы их слышали уже много раз, выглядят пустой болтовней. Мы сыты ею по горло!

Нас пугают словом «сепаратист»? А кем же был герой азербайджанских тюрков Мамед Эмин Расулзаде? Разве не сепаратистом? А кем был Бабек, спрашиваю я вас, талыши? Разве он не был сепаратистом?

Повторюсь еще раз: государство, которое сегодня существует, не защищает наших национальных прав; почему мы должны ему подчиняться? «Сепаратистом» меня можно назвать, только если подчиняться законам этого государства. Я же не признаю законов, которые придумывает группа наседок в парламенте Азербайджана. Они там посажены без единого голоса талышей. Я спрашиваю еще раз: почему мы должны подчиняться их законам?

Если начнется война за Карабах (тема которой сейчас спекулируют в Азербайджане), почему талыши вновь должны первыми бросаться на фронт? Почему это должны делать талыши в то время, как 90% карабахцев, насидев себе чиновничьи кресла, ни при каких условиях не пойдут воевать за Карабах. Да и жить туда тоже никогда не поедут.

В Азербайджане талышей обвиняют в сотрудничестве с армянами, потому что «в Армении проводят талышские конференции». В Азербайджане не проводилось ни одного мероприятия, посвященного талышской культуре и истории. Почему?

В Азербайджане талышам говорят «армяне – это враги, это демоны». Меня очень волнуют вопрос, каким в Азербайджане видят будущее Карабаха? Автономия для армян? Демоны внутри страны? Или всех армян планируется выгнать?

Если последнее, то стоит начать с тех, кто сидит у власти. По аналогии с тем, что азербайджанец – это каждый человек, родившийся в Азербайджане, независимо от этнического происхождения, армянин – это каждый человек, родившийся в Армении, независимо от этнического происхождения. А последних во властных структурах Азербайджана ох как много! Может быть, вы начали бы со своих «армян»?

Многих пугает экономическая несостоятельность будущего талышского государства. Это такой же абсурд, как и экономическая состоятельность нынешнего Азербайджана. Талыш является важнейшим транспортным коридором между Ираном и Россией. На талышский сектор Каспия выпадают залежи нефти и газа, которые обеспечат создание современной инфраструктуры для промышленности, сельского хозяйства и туризма, благо наша Родина без преувеличений – райский уголок Земли.

Я не вижу ни одной причины, по которой мы не имеем права требовать независимости? Только из-за того, что это преступление по азербайджанским законам? По законам государства, которое уничтожает нас? По законом государства, которое воспринимает нас второсортными гражданами? Право на самоопределение давно является одним из важнейших принципов международного права. А международное право в данном случае стоит гораздо выше законодательства государства, которое просто захватило нашу землю. Свободу надо желать, потом дело станется за малым. Главное желать свободы, главное дышать воздухом, которым дышал Бабек!



Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz