Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSСуббота, 2024-04-20, 16.24.57
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Forum » POLITICS » ԹԱԼԻՇՆԵՐԸ. TALYSHI » Талышский вопрос - вопрос без ответа
Талышский вопрос - вопрос без ответа
ARTARAMISДата: Пятница, 2019-12-20, 08.32.18 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1411
Статус: Offline
10 декабря группа талышских общественных активистов и представителей интеллигенции учредили Общественный Совет Талышей Азербайджана (ОСТА). В заявлении учредителей говорится, что учреждение ОСТА обусловлено исторической необходимостью. Правительство Азербайджана при вступлении в Совет Европы, взяло на себя обязательство о присоединении к Европейской Хартии о языках региональных и национальных меньшинств, однако это обязательство до сих пор не выполнено. В отношении талышей не соблюдается Рамочное Соглашение СЕ о защите прав нацменьшинств Совета Европы. Без ответа остались обращения к правительству о преподавании талышского языка, подготовке специалистов по этому языку, создании радио и телепередач на талышском языке, финансирование за счет госбюджета прессы на талышском языке. В заявлении говорится, что «Инициативы талышской интеллигенции по развитию родного языка и культуры, созданию общественно-политических объединений воспринимаются ревностно и предвзято, а во многих случаях эти инициативы сопровождаются преследованием и давлением». На вопросы ASTNA о цели создания общественного совета отвечает один из учредителей ОСТА, бывший политзаключенный, правозащитник, редактор газеты «Толыши садо» Хилал Мамедов.***-

Хилал бей, вы учредили Общественный Совет Талышей Азербайджана, какова цель его создания?
 

-Основная цель  создания  ОСТА -  добиться формирования в стране гражданского общества, восстановления правового демократического государства, необходимости учитывать   на государственном уровне национально-этнических  интересов, в том числе  в рамках Конституции Азербайджана и нормативов, установленных  международными документами, к которым Азербайджан присоединился,  а также попытаться реализовать и защитить права талышей, как коренного народа Азербайджана и добиться, таким образом, построения цивильного гражданского общества.

-В заявлении отмечено, что учреждение ОСТА исходит из исторической необходимости, в чем эта необходимость?  И почему вы считаете, что эта историческая необходимость возникла именно сейчас?  

-Как известно, в советские годы с 1920 по 1938 гг. проводились реформы относительно восстановления, защиты и прогресса национально-культурных, исторических, образовательных и других прав всех национальностей и народов, в том числе, талышей.  Однако в 1937-38 годах и после Второй мировой войны  этот процесс был остановлен и возник уже после 50-х годов. Начиная с 1989 года, в нашей стране был создан Центр Талышской Культуры, были изданы национальные газеты, журналы и книги. После того, как наша страна приобрела независимость, в 1992 году президент Эльчибей  подписал указ «О государственной помощи в защите прав и свобод проживающих в Азербайджанской      Республике национальных меньшинств и малочисленных народов, развитии их языка и культуры». В 4 статье этого указа выдвинуто требование о подготовке Минюстом в течение одного месяца и предоставлении президенту страны законопроекта о правах проживающих в Азербайджанской Республике  нацменьшинств, малочисленных народов и этнических групп.

В других статьях предполагалось открытие школ с обучением на родном языке, открытие кафедр в вузах, организация радио и ТВ передач… Однако это распоряжение так и осталось на бумаге. В 1995 году президент Гейдар Алиев  поручил Кабмину подготовку  законопроекта «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к нацменьшинствам». Однако и это официальное поручение  выполнено не было. Когда наша страна стала членом Совета Европы в 2000 году, она взяла на себя обязательство о присоединении к Европейской Хартии о языках региональных и национальных меньшинств. Однако до сих пор Азербайджан к этой Хартии не присоединился. К тому же, до сих пор ни одна норма ратифицированного Азербайджаном Рамочного Соглашения Совета Европы «О защите прав нацменьшинств», в том числе талышей, не реализована. Давно принятый бывшими советскими республиками «Закон о национальных меньшинствах» по той или иной причине по сей день Милли  меджлисом не рассматривается.  Однако возникла надежда, что озвученные в последние дни властями заявления о применении некоторых реформ и в национально-этнической области, станут доказательством реализации мультикультуральных ценностей не на словах, а на деле. Именно с этой точки зрения возникла очередная историческая необходимость и условия для  справедливых требований  ОСТА,  в рамках этих реформ, а также  пересмотре властями своих обязательств и их положительном решении.

-В Aзербайджане у талышей или каких-то иных нацменьшинств проблемы имеются? Ставится ли какая-то разница  в отношении к «этническому меньшинству» и «этническому большинству»?

-Основной вопрос здесь, как я отметил выше, это  национально-этнические проблемы и их решение. Конечно же, в сравнении с «национальным большинством» наши социальные экономические и прочие проблемы, можно сказать, одинаковы. Однако, к сожалению, своего решения по сей день не нашло такое данное народам обещание, как часовая ежедневная передача  на Общественном телевидении. В регионах, в том числе в Талышской зоне, на существующем Джануб ТВ  ни разу не было ни одной передачи на талышском языке.  С этого года в начальных классах двухчасовые уроки на родном языке снизили до одного часа. Да и этот час носит формальный характер, поскольку его заменяют то физкультурой, то трудом, то музыкой, а то и вовсе отменяют. Ни учебников нет, ни кадров, ни вузов, которые бы эти кадры готовили. Мы были бы рады, если бы в действующих на языке «этнического большинства»  в течение 24-х часов программах ТВ 5-10 минут вещали  на талышском языке (пусть даже  с критикой в адрес Талышского Общественного Совета). Одним словом,  можно долго перечислять существующие различия.

-B своем заявлении вы также пишите, что инициативы представителей талышской интеллигенции по развитию своего родного языка, культуры, создание общественно-политических объединений встречаются  отношением ревностным и предвзятым.   Во многих случаях  такие инициативы сталкиваются с преследованием и давлением. Такие случаи имеют место? Можно ли перечислить конкретные факты?

-Я представляю вам фото экземпляр письма ныне  покойного профессора Новрузали Мамедова, направленного в 2003 году Хидаяту Оруджеву, который был советником президента страны по национальным вопросам. Новрузали Мамедов, являвшийся  завотделом «романо-германских языков» Института Языкознания НАНА, главным редактором газеты «Толыши Сядо» был абсолютно необоснованно арестован в 2007 году, а в 2009 году скончался при странным обстоятельствах.   Прошу приложить этот фото экземпляр к нашему интервью. В этой жалобе отмечается, что еще в 1991 году Республиканский Талышский Культурный Центр был официально зарегистрирован. Однако после приобретения Азербайджаном независимости и переходе на новый алфавит под различными предлогами Минюст не регистрировал Центр, до сих пор он официально не признан.  Однако во всех официальных международных отчетах нашей страны представляется ложная информация о том, что  Центр государством опекается и даже финансируется. Но знаете что самое ужасное?  В выдвинутом против Новрузали муаллима обвинении направленное им Хидаяту Оруджеву  (советник президента) письмо расценивается как «поручение спецслужб Ирана». Это еще что, оказывается другим «основным» преступлением Новрузали муаллима являлась «пропаганда  талышизма» в газете «Толыши Садо».

Лучше я вам представлю маленький отрывок из его  выступления с последним  словом  в Суде по тяжким преступлениям в июне 2008 года: «… Я еще раз повторяю на суде, проходящем по независящим от меня обстоятельствам в закрытом режиме, - меня преследуют из-за моей национально-этнической принадлежности, исследования талышского языка, журналистскую, научную и общественную деятельность. По-другому это не назовешь. Если бы написание слова «талыш» в начале, середине или конце предложения можно было считать составом  преступления, тогда все талыши в Азербайджане могли бы считаться преступниками. Однако не может считаться преступлением изучение языка, литературы, искусства, научные исследования. Великий наш певец, покойный Рашид Бейбутов  исполнял на мировых сценах талышскую народную песню, пропагандировал талышскую культуру. Композитор Муслим  Магомаев (дед певца Муслима Магомаева), работая в Лянкяране, переложил на ноты собранные в регионе песни, напевы, написав впоследствии большое музыкальное произведение, которое считается одной из жемчужин нашей музыкальной истории. Известный композитор Нариман Мамедов вместе с Ахмедом Исазаде на основе материалов талышского региона написал книгу «Азербайджанские народные песни и танцевальные мелодии». И моя роль в создании этой книги  была большой. Мы преклоняем голову перед великими личностями, но прошу вас, пусть следственные органы обо всем этом ничего не  знают.

Ведь  следователи, беря под подозрение деятельность ныне покойных лиц, связанную с талышской литературой, историей, музыкой, любят «вести оперативно-следственную  деятельность в окружении»  (имеются ввиду покойные академик Играр  Алиев и поэт Ахад Мухтар – ред.)В своих показаниях я указывал, что по  национальности я азербайджанец, а по национально-этнической принадлежности талыш. Следственный орган,   открыто выразив  свою ненависть и неприязнь к талышскому народу, его языку и ко мне как единственному исследователю этого языка, подчеркнув, что якобы, публикуя в 1-108 номерах газеты “Tolışi Sədo”, главным редактором которой я являлся,  статьи по культуре – литературе, истории, этнографии и т.п., талышей, я преследовал цель «распространить талышство», и, назвав это «враждебной деятельностью»,  вынес мне обвинение.Выходит, что если я пропагандирую талышей, значит я государственный изменник. Во-первых, пропагандировать талышей и талышизм это мой долг как общественного деятеля. Такую задачу на меня накладывает указ президента Азербайджанской Республики от 16 сентября 1992 года. Потому как я  зампред  РЦТК, а  также главный редактор газеты «Толыши  садо» - печатного органа этой общественной организации. В виду того, что указом предусмотрена пропаганда талышей, являющихся давними  жителями этих земель, их языка, истории и прочего, естественно, что ничего противозаконного в этом нет.  Во-вторых, это моя обязанность, как исследователя.

Я всю свою жизнь посвятил исследованию этого языка. Государство потратило на меня большое количество денег, чтобы взрастить меня как ученого. В-третьих, талышский язык является моим родным языком, поэтому моим моральным долгом является защищать его, передать  последующим  поколениям!»В то время я возглавлял комитет защиты прав Новрузали муаллима.  Невозможно перечислить интересующие вас моменты, с которыми я столкнулся во время подобных же несправедливых действий в отношении меня.  О той  несправедливости,  которая  произошла  с другим учредителем ОСТА Мехтибеем Сафаровым за его желание создать объединение «Азери-Талыш» и о результатах направленных им в  официальные органы жалоб, можете спросить у него самого. Мы можем перечислить и другие инициативы представителей талышской интеллигенции…

-До сих пор в связи с этим вопросом у вас были ли какие-то  контакты  с государственными институтами или официальными лицами? И была ли какая-то реакция в связи с вашим заявлением с стороны официальных лиц?

-Я напомнил случаи, связанные  с покойным Нврузали муаллимом и  Мехтибеем Сафарвым. Могу привести и другое бесконечное множество случаев. Очень сожалею, что самое обычное общение с официальными государственными лицами, сопровождаемое просьбой  на национально-этнической почве, заканчивается тысячами угроз.Об этом можете поговорить и с  другими. Кстати, несмотря на наши неоднократные просьбы и обращения, все еще закрыт доступ из страны на сайт газеты «Толыши Садо»   “talısh.org”, а газета из-за отсутствия финансовой поддержки не издается.

-Думаете, что кто-то может использовать поднятую вами талышскую тему? Потому что периодически были такие, которые желали создания для талышей независимого государства и раскола территории Азербайджана.  Вы не беспокоитесь, что ваш этот шаг может каким-то образом заклеймить талышей как сепаратистов, нарушающих суверенитет?

-Нельзя добиться хорошей цели, скрывая  проблему!  Если сегодня на своей родине, в  родном испокон веков  краю изо дня  в день, из года в год исчезает (ассимилируется) древний язык и при этом никаких мер государством не  предпринимается для предотвращения того процесса, насколько правильно искать вину в зарубежных силах и насколько это логично?Разве такие языки, как талышский, лезгинский, татский, курдский не имеют право на существование? Написанная в начале прошлого века видным ученым-мыслителем Гасан беком Зардаби статья под название “Dil davası”  (газета «Хаят» №12, 13 января 1906 год) и по сей день  очень актуальна.

В своей статье он выражал беспокойство тем, что древние азербайджанские языки, в том числе талышский и татский  все более ассимилируются.  В этом процессе он винит представителей интеллигенции этих народов (а говоря его словами, «пастухов народа») в том, что они не делают все возможное. Сегодня весь мир подает сигналы SOS относительно исчезновения каких-либо животных, птиц, рыбы или растения. А мы даже в самой простой инициативе защиты своих человеческих прав ищем вражескую руку, сепаратизм  и другие угрозы. В распущенном ныне Милли меджлисе не раз обсуждали   проблемы животных, деревьев, растений, сексуальных меньшинств и пр., принимались законы, но «Закон о национальных меньшинствах», принятие которого «требовалось в течение   одного месяца» и уже принятого большинством странСЕ и СНГ после 1992 года, в течение 27-ми лет так и не был обсужден.

Кто же настоящий сепаратист?  Граждане, любящие свою нацию и требующие решения проблемы мирным путем или чинящие препятствие решению этой проблемы госчиновники? Мы уверены, что большинство свободомыслящих представителей «национального большинства» согласны с нашими отмеченными выше высказываниями и готовы нас поддержать. Кстати, следует отметить, что первыми нашими друзьями, обрадовавшимися новости об учреждении ОСТА и являются представители этого "национального большинства» - Азербайджанские тюрки. Используя возможность, выражаю всем благодарность! Конечно же, найдутся и те,  кто будет нас критиковать, но мы уверены, что и они рано или поздно поймут свою ошибку и поддержат нас. Ведь Азербайджан является неделимой Родиной каждого из нас – единый неделимый Братский дом!

-Taлышскую тему, талышский язык против Азербайджана использовали и другие государства. К примеру,  с территории Армении и России  на талышском языке транслировались радио и теле передачи. Нельзя ли, чтобы вы свою борьбу больше фокусировали против этой ситуации?

-На этот вопрос я уже ответил. Однако добавлю одно предложение как бы грубо не звучал его перевод. Я отвечу вам старинной талышской пословицей:  Sıpəm sıpə bıbo, şəğol çımı kaqı nibəva!(примерный перевод: если бы собака моя была собакой, то шакал мою курицу не унес бы)

-По-вашему, какая политика должна проводиться в Азербайджане для урегулирования  национального вопроса?

В этом вопросе «Америку открывать не надо», такого намерения  у нас нет. Есть признанные в мире и принятые нашей страной официально цивильные правила. К примеру, в первую очередь, как было сказано выше, оставаясь приверженным  международным обязательствам и обязательствам внутри страны, Милли меджлис должен принять закон о Национальных меньшинствах (относительно  защиты их прав и свобод). Закон должен быть принят, а в существующие правовые кодексы должны быть внесены соответствующие изменения.


Այն հայը որ ազգը փոխի և այլ ազգ դառնա
Մահվան օրը հայ արցունքի նա չարժանանա
 
Forum » POLITICS » ԹԱԼԻՇՆԵՐԸ. TALYSHI » Талышский вопрос - вопрос без ответа
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz