Главная
Регистрация

Вход
ՀԱՅԵՐ ՄԻԱՑԵՔ
Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 2024-12-12, 06.12.53
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
СТАТЬИ О ГЕНОЦИДЕ АРМЯН
НАТАЛИДата: Понедельник, 2010-03-29, 23.56.18 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Таким образом, создавалось новое правительство - рядом с правительством Араратской Республики. «Исполнительный орган создан на государственных принципах, с придачей ему характера некоторого министерства: его председателя и членов наделили министерской ролью»(98).

25 февраля правительство РА, рассмотрев обращение Исполнительного органа об обретении «Единой Родины, Объединенной Свободной Армении», единогласно одобрило его. Министру иностранных дел было поручено подготовить доклад для представления в Совете Армении. Для того чтобы торжественно отметить этот исторический акт, была создана комиссия под председательством министра общественного образования и искусства Г. Мелик-Карагезяна. 27 мая на заседании Совета министров был заслушан доклад премьер-министра и был зачитан проект декларации, составленный Ал. Хати-сяном. Правительство одобрило проделанную работу, постановило утвердить проект декларации на основании закона Совета Армении от 27 апреля 1919 г. и поручило премьер-министру обнародовать его. На том же заседании было рассмотрено предложение Г. Мелик-Карагезяна: «Для увековечения декларации о независимости и единстве Армении: 1)В память о героях, павших в освободительных битвах армян, установить их памятники в столице Ереван, 2)издать историю последнего периода армянского освободительного движения и 3)выпустить ордена «За заслуги перед Отечеством»(99).

Эти предложения Г. Мелик-Карагезяна остаются актуальны и в наши дни - во имя укрепления преемственности армянской государственности (до сих пор решен лишь вопрос об ордене).

28 мая 1919 года, в годовщину провозглашения независимости Армении, был торжественно оглашен «Акт декларации независимости Объединенной Армении»: «Во имя восстановления целостности Армении и обеспечения полной свободы и процветания народа, правительство Армении, согласно единой воле и желанию всего армянского народа, объявляет о том, что с сегодняшнего дня расчлененные части Армении объединены навечно в независимое государство»(100).

В тексте Акта особо подчеркивалась значимость постановления II западноармянского съезда.

Накануне годовщины, 27 мая, с целью выполнения постановления о декларации Объединенной Армении, Совет Министров РА принял закон о расширении состава Совета Армении представителями западных армян(101).

На торжественном заседании парламента 12 членов Западноармянского Исполнительного органа взошли на сцену, что, по выражению С. Врацяна, стало «первым действительным проявлением единения двух частей...»(102).

Второй западноармянский съезд имел важное историческое значение.

Прежде всего это заключается в том, что в 1919г., на втором году существования Республики Армения, был сделан шаг в направлении сближения западных и восточных армян.

Справедливости ради следует сказать, что инициатива в основном принадлежала западному армянству, что, собственно, проистекало из неопределенного, трагического положения Западной Армении. Невозможно не учитывать и тот факт, что западно-армянские деятели и войска во время турецкого нашествия 1918г., отступая с боями и оставив родную Западную Армению, продолжали борьбу в Восточной Армении и сыграли решающую роль в победоносной Майской битве против захватчиков. В этом смысле они заслужили право быть услышанными и обоснованно добивались для себя большего.

Армянский вопрос впервые со времени Берлинского конгресса 1878 года предстал в виде общеармянской политической программы, как результат совместной деятельности и взаимных компромиссов двух армянских делегаций.

Армянские национальные демократические партии, сформировавшиеся в последней четверти 19 века, вынашивая идею Независимой Объединенной Армении, в то же время не выдвигали ее отчетливо в своих программах (за исключением Гнчакской социал-демократической партии). Армянская революционная партия

Дашнакцутюн, которая в свое время довольствовалась требованием автономии для западных армян в составе Турции, ныне уже выступила совместно с политической оппозицией.

Начиная с 1919 года идею Объединенной Независимой Армении армянская общественная мысль трактовала как проблему «Ай-Дата» - «Армянского Трибунала», которая и поныне ждет своего справедливого решения.

Примечания:

(1) См.: Арам, Ер., 1991, с.479 (на арм. яз.).

(2) ЦГИАГ, ф.13, сп.27, д.4297, л.7.

(3) Подробно см.: Меликян В. Февральская ре волюция и Армения. Ер., 1997.

(4) «Армянский вестник», 1917, 14 марта.

(5) ЦГИА РА, ф.222, сп.1, д.111, л.108.

(6) ЦГИА РА, ф.374, сп.1, д.1, л.3-7, 19-20.

(7) ЦГИА РА, ф.43, сп.1, д.83, л.69.

(8) Поэзия Армении. М., 1916, Ер., 1987, с.6.

(9) ЦГИА РА, ф.222, сп.1, д.Ill, л.83.

(10) См.там же, д.4, л.1-52.

(11) ЦГИА РА, ф.222, сп.1, д.1, л.1.

(12) Музеи литературы и искусства им. Е. Чаренца, ф. А. Чопаняна, п.2411, л.1.

(13-15) Там же.

(16) «Аиастан», Тифлис, 1917, 16 апреля.

(17) «Верацнунд», Париж, 1917, 14 июля.

(18) См.: «Мшак», Тифлис, 1917, 5 августа.

(19) Ананун Д. Общественное развитие русских армян. Т.3. Венеция, 1926, с.56.

(20) Там же.

(21) Суренян Г. Почему полк. Андраник ушел из партии «Дашнакцутюн». Конст-ль, 1920, с.6.

(22) Лео. Идеология революции турецких армян. Париж, 1935, с.195 (на арм. яз.).

(23) ЦГИА РА, ф.222, сп.1, д.111, л.103.

(24) Армянский вопрос. Энц-я. Ер., 1991, с.309.

(25) Арам. С.480 (на арм. яз.).

(26) См.: «Аиастан», Тифлис, 1917, 7 мая.

(27) См.: ЦГАДАПО (Центр. Гос. Архив документов арм. полит. организаций). Личное дело Г. Айкуни, т.563/35.

(28) Папазян В. Западноармянский съезд и Восточноармянский совет. Арам, с.480.

(29) См.: «Мшак», Тифлис, 1917, 6 мая.

(30) См.: РГИА, ф.1278, сп.5, д.1303, л.26.

(31) См.: «Айастан», 1917, 7 марта.

(32) Музей лит-ры и иск-ва им. Е. Чаренца. Фонд А. Чопаняна, п.830.

(33) См: «Мшак», Тифлис, 1917, 7 июня.

(34) Там же, 21 июня.

(35) Там же, 21 мая.

(36) ЦГИА РА, ф.28, сп.1, д.128, л.58.

(37) Армянская отдельная ударная часть. Бостон, 1921, с.223 (на арм. яз.).

(38) Заместитель М. Аветян. Памятная книга армянской национально-освободительной борьбы (1870-1920). Париж, 1954, с.176.

(39) См.: «Мшак», Тифлис, 1917, 21 мая.

(40) Сасуни К. Турецкая Армения во время Первой мировой войны. Бейрут, 1966, с.148.

(41) См.: «Айастан», Тифлис, 1917, 27 мая.

(42) Сасуни К. Основа Республики Армения, согласно Араму. c.533-534 (на арм. яз.).

(43) Сасуни К. Турецкая Армения... с.148.

(44) ЦГАДАПО, ф.4033, сп.4, д.24, л.17.

(45-47) Там же.

(48) Папазян В. Там же, с.481.

(49) ЦГИАРА, ф.32, сп.1, д.12, лл.151-152, 158-160.

(50) Челепян А. Полководец Андраник и армянское революционное движение. Лос-Анджелес, 1984, с.366 (на арм. яз.).

(51) Папазян В. Там же, с.481.

(52) «Аиастан», Тифлис, 1917, 31 октября.

(53) Хатисян А. Возникновение и развитие Республики Армения. Бейрут, 1968, с.150.

(54) Врацян С. Республика Армения. Ер., 1993, с.269 (на арм. яз).

(55) Там же, с.269-270.

(56) «Ашхатанк», Ереван, 1918, 24 января.

(57) ЦГИА РА, ф.199, сп.1, д.23, ч.1, л.32, согласно Айрапетян К. 2-й Западноарм. съезд, Вестник Ер. Ун-та, 1992, т.2, с.137.

(58) Врацян С. Там же, с.271.

(59) Утвержденные Советом Армении законы (1918-1919). Ер., 1919, с.37 (на арм. яз.).

(60) ЦГИАРА, ф.199, оп.1, д.23, ч.1, л.31.

(61) Краткие Ведомости Западноармянского съезда и счет организационного комитета. Тифлис, 1919, с.4 (на арм. яз.).

(62) Врацян С. Указ соч, с.270.

(63) Краткие ведомости... С.4.

(64) «Ашхатанк», Ереван, 1919, 18 февраля.

(65) Врацян С. Указ. соч., с.271.

(66) Айрапетян К. Указ. соч., с.138.

(67) Краткие ведомости... С.9-10.

(68) Врацян С. Указ. соч., с.271.

(69) Краткие ведомости... С.7.

(70) Армянский вопрос (энц-я). Ер., 1996, с.59.

(71) Краткие ведомости... С.4-5.

(72) См.: «Ашхатанк», 1919, 11 февраля.

(73) Там же.

(74) Краткие ведомости... С.7-9.

(75) См.: «Ашхатанк», 1919, 18 февраля.

(76) Краткие ведомости... С.12.

(77) Там же.

(78) Врацян С. Указ. соч., с.272.

(79) «Жоговурд», Ереван, 1919, 16 февраля.

(80) Там же.

(81) Там же, 26 февраля.

(82-84) Там же.

(85) Речь о «правительстве», сформированном Погосом Нубаром пашой в феврале 1919г. в Париже.

(86) Республика Армения 1918-1920гг. (политическая история). Собрание документов и материалов. Ер., 2000, с.88 (на арм. яз.).

(87) Там же, с.91.

(88) Краткие ведомости... С.14.

(89) См.: «Ван-Тосп», Ереван, 1919, 31 марта (по: Айрапетян К. Указ. соч., с.144).

(90) Врацян С. Указ. соч., с.273.

(91) Галоян Г. Армения и великие державы в 1917-1923гг. Ер., 1999, с.89.

(92) Там же, с.90.

(93) Хатисян А. Указ. соч., с.151.

(94) Законы парламента Республики Армения (1918-1920гг.). Ер., 1998, с.212-213.

(95) Врацян С. Указ. соч., с.273-274.

(96) Краткие ведомости... С.14—15.

(97) Там же, с.15-16.

(98) Врацян С. Указ. соч., с.275.

(99) Там же, с.276-277.

(100) Республика Арменияв 1918-1919гт. С.106.

(101) Там же, с.105

(102) Врацян С. Указ. соч., с.279.

**********

www.hayastan.ru «Армянский Вестник» №1-2 2002г.

 
НАТАЛИДата: Понедельник, 2010-04-05, 20.35.30 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Мероприятия 95-й годовщины Геноцида Армян должны быть осуществлены на должном уровне

Armenia Today

В правительстве Армении состоялось заседание Комиссии по подготовке мероприятий, намеченных к 95-й годовщине Геноцида, которое вел премьер-министр, председатель комиссии Тигран Саркисян. Члены комиссии еще раз обсудили перечень мероприятий текущего года, который в течение 2009 года был представлен не только им, но и на рассмотрение государственных ведомств и общественных структур, и в него были включены все приемлемые предложения. Премьер-министр отметил, что должно быть сделано все возможное, чтобы лучшие идеи и инициативы были претворены в жизнь на должном уровне.

Перечень приуроченных к 95-й годовщине Геноцида мероприятий включает восемь направлений, по которым они будут реализованы в 2010 году: научно-образовательные, культурные мероприятия (вечера, утренники), издания и переиздания книг и альбомов на армянском и иностранных языках, выставки, театральные постановки, шествия, вечера памяти, посещение школьниками музея Геноцида армян, а также съемка и показ фильмов, изготовление и установка демонстрационных плакатов и др. В дело осуществления всех инициатив вовлечены государственные ведомства, различные общественные и политические структуры.

Была отмечена важность сплочения армянских ученых и правоведов с их коллегами других национальностей и совместного проведения научных форумов. Глава правительства подчеркнул, что особенно важно объединить студентов, изучающих международное право в США и Европе, и их преподавателей. В дело объединения имеющегося во всех странах научного потенциала, сплочения студентов и преподавателей, организации их совместной работы большой вклад может внести фонд «Луйс». Примечательно и то обстоятельство, что группа студентов Гарварда в качестве темы дипломной работы выбрала Геноцид армян.

Обобщив уже находящиеся в процессе осуществления и намеченные мероприятия, Тигран Саркисян отметил важность надлежащей организации и проведения всех мероприятий на высоком уровне. Об этом сообщает пресс-служба правительства Армении.

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2010-04-13, 00.02.57 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРМЯНСКИЙ ВОПРОС СЕГОДНЯ. ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Карен МИКАЕЛЯН, Эдуард ГЕЙВАНДОВ

К 85-й годовщине Геноцида армян в Османской империи


Конец девятнадцатого и начало двадцатого века оказались самыми трагическими периодами за более чем четырехтысячелетнюю историю армянского народа. Начиная с первых массовых погромов 1876 года и до последнего исхода, когда шесть тысяч армян вынуждены были в 1923 году покинуть Урфу (Киликия) в Западной Армении, завоеванной турками-сельджуками в пятнадцатом веке, - за этот отрезок времени было насильственно уничтожено свыше двух миллионов армян.

Катастрофа (или Егерн, как говорят армяне, подобно тому как евреи называют геноцид, которому подвергся их народ, - Холокост) наступила для армян во время Первой мировой войны. Тогда турки, воспользовавшись военной ситуацией, под коварным предлогом обеспечения безопасности тыла объявили неблагонадежным христианское население и реализовали человеконенавистнический план младотурок, тогдашних правителей страны. Это был план «окончательного решения» Армянского вопроса, по которому вся Западная Армения полностью лишалась армянского населения.

С первых же дней войны в Турции началась разнузданная антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалась мысль, что армяне не хотят служить в армии, что они готовы сотрудничать с врагом.

Националистическая пропаганда усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер издал указ об уничтожении армянских солдат, служивших в турецкой армии. (В начале войны в ней было около шестидесяти тысяч армянских солдат в возрасте от восемнадцати до сорока восьми лет - большая часть армянского боеспособного населения). Этот приказ осуществлялся невероятно жестоким образом.

24 апреля и в последующие дни было арестовано и сослано вглубь Анатолии свыше 800 представителей интеллигенции Константинополя - писатели, журналисты, врачи, ученые, священнослужители (в том числе - члены парламента Турции).

Именно эту дату, 24 апреля, армяне всего мира отмечают как день памяти Геноцида армян в Османской империи. Почти все эти 800 человек были уничтожены - большая часть в пути, другая - по прибытии на место. Жертвами Геноцида стали выдающиеся армянские писатели Даниел Варужан, Сиаманто, Григор Зограб и другие. Среди них был и наш великий композитор Комитас, который, не выдержав страданий своего народа, потерял рассудок. Благодаря влиятельным людям Комитас был освобожден, возвращен в Константинополь и помещен в психиатрическую больницу, а потом вывезен в Париж, где и скончался. Так было обезглавлено западное армянство.

Уничтожение проводилось жестоко и планомерно. Примером инструкций по уничтожению армян служат телеграммы министра внутренних дел Турции Талаата в префектуру Алеппо.

3 сентября 1915 года:

"Рекомендуем применять к женщинам и детям те же приказы, которые уже были приписаны вам в отношении мужской части известных лиц, и выделить для этой цели доверенных чиновников".

9 сентября 1915 года:

"Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одногоребенка..."

23 ноября 1915 года:

"Уничтожайте тайными средствами любого армянина восточных провинций, которого вы найдете в вашей области".

7 мая 1916 года:

"Под предлогом того, что управление по депортации позаботится о них, и не возбуждая подозрений, захватить всех детей известных лиц, собранных этапными отрядами по приказу военного министерства, и всех уничтожить..."

Можно отметить несколько особенностей планирования и реализации Геноцида армян в Турции:

1.

Геноцид был оружием противодействия реформам в Западной Армении. До формирования Армянского вопроса и его рассмотрения в 1878 году на конгрессах в Сан-Стефано и Берлине массовых погромов армян такого масштаба не было. Когда турки почувствовали, что великие державы могут договориться о действительных реформах в Западной Армении, а следующим вопросом будет деколонизация Турции, они сознательно выбрали своим оружием геноцид.

2.

Геноцид армян был одним из следствий противостояния между Россией и некоторыми другими великими державами.

Страх перед усилением российского влияния, а позже перед большевистской экспансией - вот что во многом определило позицию ряда ведущих западных держав в Армянском вопросе.

Член английского парламента лорд Брайс, выражая мнение многих видных деятелей Великобритании и других стран, говорил: "Английский народ повинен перед армянами; не замени мы на Берлинском конгрессе статью русско-турецкого договора злополучной 61-й статьей, Россия давно бы присоединила Армению к своим владениям, освободив многострадальный армянский народ из-под ига варварской Турции. Англия обязана искупить свои грехи перед армянским обществом".

3.

Армяне не были готовы взять свою судьбу в собственные руки. Не были созданы мощные общенациональные, организационные, оборонительные и другие структуры; армяне не имели, как показала история, надежных стран-союзников, отсутствовало влиятельное армянское лобби. В таких условиях само ведение национально-освободительной борьбы без серьезного плана, спонтанными методами (участие в революционных движениях с социалистическими целями, ничем не подкрепленные единичные террористические акты, участие в войне на чьей-то стороне, создание добровольческих отрядов и так далее) было чрезвычайно опасно и грозило непоправимыми потерями. Отсутствовали международные структуры (хотя бы уровня ООН и ОБСЕ), которые могли бы хоть как-то повлиять на процесс уничтожения беззащитного народа.

4.

Турции практически полностью удалось реализовать свой дьявольский план. Армянская земля была очищена от армян. Организаторы геноцида были вознаграждены: они получили и территорию без народа, и овладели имуществом армян. Мировое сообщество тем временем сперва заменило вопрос о воссоздании армянского государства на части территорий исторической Армении (Севрский договор 1920 года) рассуждениями о так называемом «национальном очаге» (Лозаннская конференция 1923 года), а позднее и вовсе предало забвению Армянский вопрос.

Позорная реальность сегодняшнего дня: мировое сообщество, столь возмущавшееся геноцидом армян тогда, в начале века, так и не признало до сих пор официально этого факта.

Частичные признания (например, принятая в 1987 году Резолюция Европарламента) сопровождались «политическими амортизаторами» - фразами о том, что признание ни в коем случае не должно иметь «политических последствий», то есть армянам (в отличие, например, от косоваров) не должна прийти мысль о возвращении на историческую родину, о требовании компенсации и так далее.

5.

Еще одна характерная черта турецких преступлений. В отличие от правительства ФРГ, которое, не будучи ответственным за дела нацистов, принесло извинения еврейскому народу, президент Турции Демирель не так давно отправился в Ван, который считается колыбелью армянской цивилизации, чтобы отпраздновать «освобождение» Вана от армян. Турецкой правящей элите мало было устроить геноцид. Им еще нужно было через десятки лет праздновать его успех и свою безнаказанность.

6.

После большевистского переворота к Армянскому вопросу (проблема статуса армянских территорий, находящихся в Турции ) добавился восточно-армянский вопрос. Большевики в надежде на Турцию как «проводника мировой революции на Востоке» отдали ей часть территории Восточной Армении, уже несколько десятков лет находившейся в составе Российского государства (Карс и другие области).

Но и на этом раздел армянских территорий не завершился. Сталинские картографы в соответствии с Московским договором 1921 года отдали Азербайджану в виде «протектората» Нахичеван, в котором армяне в ту пору составляли большинство населения. Как стали действовать в «протекторате» правители Азербайджана - догадаться нетрудно. Еще до прихода к власти Горбачева армян там уже практически не было.

Тогда же были заложены корни сегодняшнего конфликта в регионе: решением Кавбюро РКП(б) Карабах был преступным образом включен в состав Азербайджанской ССР.

7.

Череда исторических событий двадцатого века (крушение Российского государства, приход к власти большевиков с их протурецкой и, соответственно, антиармянской политикой, падение первой Армянской республики, невыполнение Севрского договора, капитуляция великих держав перед турками на Лозаннской конференции ) по существу привела к тому, что Армянский вопрос был предан забвению.

Однако Армянский вопрос не мог исчезнуть, поскольку, несмотря на все старания турок, армяне так и не исчезли с лица земли. Пережившие Геноцид беженцы и их потомки, залечив раны, нанесенные народу этой катастрофой, организовали в диаспоре армянскую национально-культурную и общественную жизнь, там начали действовать школы, церковь, благотворительные фонды. Возрождается российское армянство. На повестке дня структурная реорганизация армянских общин, учреждение единых представительных общинных организаций, межобщинной организации - Конфедерации Армянских Общин; наконец, Всемирного Армянского Конгресса, объединяющего весь потенциал мирового армянства: Республики Армения, Нагорно-Карабахской Республики, Спюрка. Это будет означать формирование самостоятельного армянского фактора в международной политике, что позволит нации, наконец, взять собственную судьбу в свои руки.

Сегодня в новых условиях и в новой форме вновь поднимается Армянский вопрос.

8.

Что же такое Армянский вопрос сегодня?

- Достижение условий безопасного существования и перспективного развития части армянской нации на частях армянских земель - в Республике Армения и в Нагорно-Карабахской Республике.

- Признание факта Геноцида; осуждение преступления перед человечностью; возмещение нанесенного ущерба.

- Возвращение к духу Севрского договора и его интерпретация в современных условиях; создание условий для возвращения на историческую родину тех армян, которые пожелают этого.

- Современное восприятие восточно-армянского вопроса, появившегося в результате раздела Восточной Армении между Турцией, Азербайджаном. Конфликт вокруг Карабаха - это часть данного вопроса, заключающегося в бесконечных территориальных претензиях Азербайджана на армянские земли, начиная с 1918 года, когда с помощью турецких оккупантов было создано это государство на территориях многонациональных российских губерний, никогда не принадлежавших туркам-азерам.

Решение Армянского вопроса предполагает отказ от конфронтации, от насильственных, военных действий, ведение мирных переговоров; цивилизованное отношение властей тех государств, в состав которых в результате агрессий и аннексий оказались включенными армянские территории. Но именно этого искреннего стремления к сотрудничеству нет. В принципе, армянское население, например, в Джавахке не выдвигает никаких особенных требований и предложений, кроме обычных (в смысле мировой практики) стандартов самоуправления в составе грузинского государства, соблюдения прав человека. И это воспринимается в штыки и клеймится как сепаратизм, «агрессивный национализм».

Вместе с тем в наши дни, по мере того как идеи демократии и свободы все более начинают доминировать в общественном сознании и повсеместно приобретают основополагающую роль, все настойчивее звучит в мире призыв к признанию Геноцида армян и осуждению преступлений турецкого государства против человечности, которые не имеют срока давности. В ряде государств (включая и Российскую Федерацию) были приняты официальные резолюции с осуждением Геноцида армян.

Меняется мир. Возрождается Великая Россия - свободная, прогрессивная. Растет национальное самосознание армянского народа, укрепляется его воля и желание организованно и последовательно отстоять свои попранные права. Повышается роль международных организаций по установлению нового, более справедливого мироустройства. Появляются новые надежды для человечества на цивилизованное разрешение оставшихся в наследство от прошлого проблем и конфликтов, на торжество права. ликвидацию двойных стандартов в международной политике, восстановление исторической справедливости; на долговечный мир и взаимовыгодное сотрудничество между народами.

www.hayastan.ru «Армянский Вестник» №1-2 2000г.

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2010-04-13, 00.04.00 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
АРМЯНСКОМУ ВОПРОСУ – 130 ЛЕТ

Наверное, мало найдется армян, которые бы не слышали о таком понятии, как «Армянский Вопрос». «Совокупность всех проблем политической истории армян, связанных с национально-освободительным движением, имеющим целью восстановление независимого Армянского государства на своей исторической родине и воссоединение армян всего мира» – так звучит определение «Армянского Вопроса», которому в 2008 году исполняется 130 лет.
Обеспечение безопасности армянского населения в пределах армянских вилайетов Османской империи стало международным обязательством Турции по Сан-Стефанскому мирному договору 19 февраля 1878 г. и заменившему его Берлинскому трактату 13 июля 1878 г. Политическое существование "турецких" армян, их право на жизнь, неприкосновенность их личности и имущества были поставлены под защиту международного права и под контроль великих держав. Так, впервые, после потери государственности, Армения была включена в международный договор, а положение армян в Турции стало вопросом международной дипломатии, Армянским Вопросом, которому было суждено длительное время являться предметом обсуждения на международном уровне.
Ввиду продолжения Турцией политики истребления армян, великие державы, согласно подписанным соглашениям, занялись выработкой проектов реформ в Армении, но их противоречия не позволяли найти решения, которые выходили бы за пределы той или иной степени автономии под международным наблюдением. Выполнение принятого турецким правительством последнего международного проекта реформ 1912-1914 гг. было сорвано вступлением Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии.
Когда Османская Турция, используя благоприятные условия военного времени, приступила в 1915 году к поголовному уничтожению армян - геноциду, вопрос об ответственности встал уже в другой плоскости. Факт преступления, направленного на физическое уничтожение армянского народа, был уже в те трагические годы признан Великобританией, Францией, Россией, США и другими государствами, равно как и всем международным сообществом в целом в лице Парижской мирной конференции и Лиги Наций. Действия турецкого правительства были официально квалифицированы как "преступление против человечества"… Ввиду "самого зверского и варварского" обращения турецкого государства с армянами, оно лишалось права управлять Арменией. Казалось, что решение Армянского Вопроса - дело ближайшего времени.
10 августа 1920 г., победившие в Первой мировой войне союзные державы, подписали в Севре (пригород Парижа) мирный договор с Турцией. В числе союзников договор подписала и Республика Армения. По Севрскому договору союзные державы и Турция признавали Республику Армения в границах, определенных президентом США Вудро Вильсоном. Армении передавались регионы Тарона, Большого Айка, Верхнего Васпуракана и Трапезундский порт, с прилегающими районами. Эта территория, составлявшая 100 000 кв. км., должна была присоединиться к уже существующей Республике Армения, которая включала в себя восточную часть Большого Айка – Ереванскую губернию, Карсскую область, провинции губерний Тифлиса и Гандзака, общей площадью 56 000 кв. км. Кроме того, великие державы подтвердили права армян на части исторической Родины (Карабах, Нагорный Гандзак, Нахичеван, Джавахк и т.д.), находившиеся на границах с соседними государствами. Итого, по Севрскому договору Армения получала территорию около 170 000 кв. км. Отделение Армении от Турции мировое сообщество государств избрало в виде международно-правовой санкции за совершенное Турцией преступление против человечества и как меру, необходимую для ликвидации последствий совершенного преступления и для защиты армянского народа от новых актов геноцида....
Однако, турки, имевшие большой опыт игры на противоречиях великих держав, умело воспользовались всемирно-историческим столкновением государств западного мира с российским большевизмом и сорвали выполнение Севрского мирного договора и арбитражного решения президента США Вильсона по территориальному разграничению Турции и Армении. Свергнув власть, подписавшего после поражения Турции в Первой мировой войне мирный договор, султана, основатели "новой" Турции стали предлагать свою дружбу и Западу, и большевистской России в обмен на их поддержку в сохранении плодов преступления. Наибольшую цену тогда предложили большевики... По условиям Московского договора 1921 г. между кемалистской Турцией и большевистской Россией к Турции переходили не только вся "турецкая" или Западная Армения, но и Карская область, и другие территории Восточной Армении.
Несмотря ни на что, Севрский договор для армянского народа имел большое морально-правовое значение, так как великие державы принимали, признавали и утверждали бесспорные и справедливые права армянского народа на свою родину – Западную Армению, хотя бы на те губернии, где до геноцида 1915 года, армяне составляли большинство.
После Второй мировой войны Армянский Вопрос возник вновь, но уже как часть политических устремлений Советского Союза, и, естественно, встретил противодействие западных союзников. Запад взял Турцию под свою защиту. Однако, списать Армянский Вопрос в разряд "истории" не удалось, как не удались и попытки Лиги Наций его решить.
Безнаказанность Геноцида армян находится в вопиющем противоречии с нормами международного права - Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, непризнанием приобретений территорий, достигнутых с применением силы, а тем более с истреблением их коренного населения. И сегодня мир является свидетелем нарастающего процесса повторного признания, а точнее - подтверждения различными государствами факта Геноцида армян. Смысл этих повторных признаний состоит не в подтверждении общеизвестных фактов, а в реализации мер, связанных с ответственностью турецкого государства, как условия для подведения цивилизованной черты под прошлым и строительства новых, добрососедских отношений, отвечающих нормам и принципам международного права.
Таким образом, Армянский Вопрос или Ай Дат (в переводе с армянского «Армянский суд») имеет различные аспекты: политический, территориальный, экономический, военный, демографический, этнографический, юридический, научный, историко-культурологический, морально-психологический и другие. Главной движущей силой в процессе решения Армянского Вопроса являются комиссии и конторы Ай Дата, созданные Армянской Революционной Федерацией Дашнакцутюн (АРФД), одной из главных целей которой является создание Свободной, Независимой и Объединенной Армении, включающей территории, обозначенные Севрским договором.
Комиссии Ай Дата АРФД работают под этим наименованием уже более сорока лет, однако их истоки идут из более раннего времени. Созданный после окончания Первой мировой войны в США «Американский комитет для Независимой Армении», а после советизации Армении «Делегация Республики Армения», стали теми структурами, с помощью которых АРФД на международном уровне проводила политические, общественные и пропагандистские работы по международному признанию прав армянского народа и независимой Армении. В связи с 50-летием Геноцида армян в Турции во всех общинах Диаспоры АРФД организовала специальные комиссии, которые были названы комиссиями Ай Дата. Эти комиссии работают по сей день. В ряде стран также действуют конторы Ай Дата, которые созданы, в том числе, и в главных столицах международной политической жизни – Вашингтоне, Москве, Брюсселе и Бейруте.
Первая из подобных контор была создана в 1984 году в Вашингтоне и действует под названием Армянский Национальный Комитет Америки (www.anca.org). Он играет серьезную роль как главная структура, предъявляющая политические требования армян США к властям этого государства. Эти задачи не ограничиваются только требованиями по признанию Геноцида армян в Турции, но также касаются проблем Армении и Арцаха, защите прав армян Джавахка и т.д.
Московская контора Ай Дата была создана в 1990 году под названием «Русско-Армянское Содружество» и действует как политический офис Бюро АРФД. Деятельность этой конторы также не ограничивается вопросом признания Геноцида армян в Турции, тем более что благодаря ее работе в 1995 году Государственная Дума России выступила с заявлением по признанию Геноцида армян в Турции. С помощью московской конторы также проводятся определенные работы в сопредельных странах СНГ.
Принимая в расчет политические процессы, проходящие в Европе, необходимо было усилить и здесь деятельность в сфере Ай Дата, и в 2001 году в Женеве была создана контора Ай Дата. В 2001 году эта структура временно была утверждена в Париже, а с 2002 года в Брюсселе, принимая в расчет, что в этом городе находятся главные политические структуры Европы. Так, созданная АРФД Европейская комиссия Ай Дата работает в европейских структурах и, находящихся в Европе международных организациях. Европейская комиссия Ай Дата и Брюссельская контора Ай Дата выступают под названием Европейская Армянская Федерация за справедливость и демократию (www.eafjd.org).
В августе 2005 года в Бейруте открылась контора Ай Дата Ближнего Востока, которая в основном работает в арабских и исламских общественных и политических структурах.
И наконец, в Ереване действует контора Бюро АРФД по вопросам Ай Дата и политическим вопросам. Подобная контора ранее действовала в Афинах, когда по причине политических запретов расположение Бюро АРФД в Ереване не было возможным. В функции этой конторы входит работа с региональными конторами и комиссиями Ай Дата по всему миру и поддержание международных связей Бюро АРФД.

http://yerkramas.org

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2010-04-13, 00.05.10 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
БОРЬБА АМШЕНСКИХ АРМЯН С ТУРЕЦКМИ ПОГРОМЩИКАМИ В РАЙОНАХ ОРДУ И ДЖАНИК

(из заметок писателя Зорика Кешишяна, пос. Цандрипш, Абхазия)

Высылка и погромы амшенских армян в Трабзонском вилайете начались в июне 1915 г. Было объявлено, что высылка мирного армянского населения Понта в другие районы Турции осуществляется для обеспечения их безопасности, так как данные территории вскоре станут фронтовой зоной против сил русской армии. Чтобы успокоить народ администрация разрешила брать с собой выселенцам припасы на 3-4 дня, до прибытия на новые места проживания. Не все понимали этот обман. Накануне дня высылки, администрация присылала в армянские села жандармов, которые вместе с сельскими старостами собирали оставшихся в селе мужчин, под различными предлогами выводили их за пределы округи и убивали. На следующий день начиналась высылка женщин, детей и стариков, которых по дороге сразу же начинали грабить, убивать и насиловать. Выжившие после депортации свидетельствовали, что тех, кому удалось бежать или спастись были немногочисленны. Тем не менее, часть амшенских армян смогла укрыться в лесах и ущельях, либо до депортации, либо сбежав с этапов высылки. Среди них было большинство женщин и детей, вооруженных мужчин немного, но они составили костяк армянского сопротивления. По ходу к ним присоединялись ушедшие из турецкой армии и избежавшие гибели.
Армянские отряды самообороны в районе Орду сосредоточились возле села Караджала, в лесах Кириш или Чан-Кириш и отстаивали свою жизнь и свободу в течении долгих 8-ми лет, вплоть до 1923 г., когда весной группы бойцов сопротивления вместе с семьями и односельчанами покинули родные земли и перебрались в Россию.
Ниже речь пойдет о руководителях этой борьбы, о которых автору поведали те, кто был свидетелем тех событий. Дртат Карагезян, сын брата известного фидаина Кара-Хачига и его соратник. Жена командира отряда Аведиса Чакряна и сестра фидаина Каракеяна Серопа – Аник. Данел Хайтян, участвовавший в совещании командиров отрядов в селе Коджаман-баши вместе с известным фидаином Кара-Хачигом. Матулян Хачиг, бывший соратником и близким товарищем командиров, Варданяна Гарабеда (Ваштоногли) и Минасяна Сетрага (Минасогли). Матосян Мелкон, кторый с первых и до последних дней был рядом с Ваштоногли. Папазян Крикор, бывший посыльным в отряде Зил-Ованнеса. Сын Агопа Кеяна (Агопос) – Кеворк и другие непосредственные свидетели происходившего, затем проживавшие в Абхазии и Сочи.
В районе Орду общим командиром армянских сил самообороны в1915-1923 гг. был Гарабед Варданян-Ваштоногли, который родился в селе Памбуклуг. Свое прозвище «Ваштоногли» он получил от амшенского произношения имени Вартан-Ваштон или от родовой фамилии Варваштян. Возле дороги из Гантиади (Цандрипш) в Адлер находится его небольшая могила, где на плите написано «Гарабед Богоси Вартанян, 1888-1950 гг.».
До 1915 г. Ваштоногли занимался торговлей, имел множество знакомых среди турков и христиан, состоял в местной организации Дашнакцутюн. С июня 1915 до весны 1923 г. Вартанян руководил борьбой армянских сил самообороны в Орду и их связями и совместными акциями с отрядами сопротивления Джаника, в районах Терме и Чаршамба. Когда в 1920 г. в Орду открылся сиротский приют, он с Кара-Хачигом и товарищами провел огромную работу по освобождению и сбору армянских сирот и их обеспечению. Самым близким другом и соратником Гарабеда Вартаняна являлся Сетраг Минасян (Минасогли или Дели Сетраг), который был убит турецкими аскерами в урочище Асари-Кар.
Другой известный амшенский фидаин Карагезян Кара-Хачиг родился в селе Хойлон, в Джанике, в районе Терме. Кара-Хачиг был самым близким другом и соратником другого известного дашнакцакана и фидаина Зейтуняна Зил-Ованнеса, командира армянскими соединениями районов Терме и Чаршамба. В 1917 г. они объединили почти все группы Джаника и Орду и разбили в трудном сражении турецкие регулярные войска. В 1922 г. Кара-Хачиг боролся против турецких варваров совместно с греческим отрядом Сару Яни, когда на совещании в селе Коджаман-баши были предательски убиты ряд командиров сопротивления, чудом спасся только Тохмакчян Крикор. До Геноцида Кара-Хачиг занимался торговлей, как и самый выдающийся командир среди амшенских армян Зил-Ованнес.
В 1916 г., когда турецкое правительство задумало окончательно доуничтожить армян, прежде всего, было решено в Понтийском регионе покончить с Зил-Ованнесом с помощью регулярных соединений армии. Ожесточенные бои армянских фидаинов и турецких аскеров разгорелись в местечке Чанкириш. Но турки, не смотря ни на что, потерпели поражение в решающем сражении на горе Кириш, и бежали, потеряв сотни убитых и раненых, к городку Терме. Тогда турки прибегли к обычной уловке, обещаниям и предательству.
В начале 1917 г. Ованнес Зейтунян был застрелен уголовниками братьями Кескуногли, которые затем были убиты армянскими мстителями в селе Тек-Кирез или Депе-Кирез. Хотя это событие и пошатнуло армянское сопротивление, но не расстроило его. Уже без своего командира в районе Джаника продолжали действовать отряды Чакрогли (Чакрян Аведиса), Кара-Хачига, Агопоса (Агоп Кеян), Дели Кешиша (Дер-Хорен Календжян), Татулогли (Саркиса Татуляна) и др., общее командование которыми в районе Терме стал осуществлять Кара-Хачиг, а в Чаршамбе – Агопос, действовали совместно с ордуйскими отрядами под общим командованием Ваштоногли. Многие из фидаинов геройски погибли, были предательски убиты, некоторые в 1922-1923 гг. ушли в Россию и др. страны.
Весной 1923 г. погрузились на судно и последние защитники отечества, 105 ордуйских фидаинов вместе со своим командиром Ваштоногли.
Вместе с ними прибыл в село Веселое легендарный командир одного из армянских отрядов Кучук Артын Арзумонян (Арзумоногли), который так досаждал туркам, что за его голову была назначена большая награда. Затем Кучук Артын жил в Новом Афоне, в Абхазии.
Общий командир отрядов района Чаршамба Агопос, прошедший школу Дашнакцутюн, родился в селе Чахмах, занимался земледелием. С началом войны был призван в армию, чудом спасся от расправы, которую учинили над солдатами армянами их турецкое командование, бежал и создал в родных местах боевую группу фидаинов. В 1916 г. с соратниками переправил в Абхазию множество беженцев, затем ушел и сам. В Абхазии сотрудничал с революционерами, стал товарищем абхазского командира Нестора Лакобы. Затем со своим отрядом ушел под знамена полководца Андраника, после его хода из Армении вернулся в родной Джаник и до 1923 г. руководил армянским сопротивлением. Агопос со своим отрядом покинул Джаник одним из последних, прикрывая и осуществляя эвакуацию мирных армянских и греческих беженцев. Перебрался в Абхазию, в село Анухва, где и умер в 1952 г.

http://yerkramas.org

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2010-04-13, 00.06.41 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
"БОЮСЬ НЕ УСПЕТЬ ОСУЩЕСТВИТЬ ВСЕ ЗАДУМАННОЕ"

Ваагн ТАТРЯН

Интервью с правоведом, социологом, историком,

иностранным членом НАН РА Ваагном Татряном

опубликованно в "ГА"

- Г-н Татрян, вот уже много лет мы следим за вашей деятельностью и
той неравной
битвой, которую вы уже долгие десятилетия ведете за международное
признание
Геноцида армян. Однако мы очень мало знаем о вас, о ваших истоках, об
обстоятельствах,
побудивших вас заняться историей Геноцида.

- Дед мой в конце XIX века бежал из Кесарии в небольшой городок Чорум
неподалеку
от Анкары. Он был очень удачливым торговцем и вместе с двумя своими
братьями
активно участвовал в экономической жизни Чорума. Дед мой построил
армянскую
церковь, а отец - национальную школу в Чоруме. Отец мой был судебным
служащим
в Чоруме - судья, адвокат и в то же время широко занимался
благотворительностью.
Кстати, отец мой состоял в партии младотурок. По всем этим причинам
губернатор,
когда начался Геноцид, отдал частное распоряжение депортировать только
членов
семьи Татрян, и вся семья была выслана в пустыню. Во время депортации
отец мой
потерял бабушку, сестру и первую жену. Практически все армяне Чорума
были истреблены.
После войны отец мой вернулся в Стамбул. Через несколько лет - в 1926
году -
родился я. Семья наша жила в Стамбуле в большой нужде, ибо мы потеряли
все наше
огромное состояние. Я со дня рождения слышал ужасные истории о
прошедших годах
и вырос на них.

- Когда и как вы оказались на Западе?

- Начальное образование я получил в национальной школе в Скютаре,
предместье
Стамбула, где арменоведение, преподавание армянского языка были на
очень высоком
уровне. В третьем классе мы уже изучали грабар. Мой дед (со стороны
матери)
был священником. После окончания начальной школы я поступил в
стамбульский лицей
венских мхитаристов. И там уровень обучения был столь высоким, что
лекции читались
на 4 языках - армянском, французском, немецком, турецком. У меня там
был прекрасный
учитель математики г-н Амбарцум, который и стал причиной того, что я
по окончании
лицея решил стать математиком. В результате конкурса я получил
стипендию от
Берлинского университета, куда и отправился изучать математику. В
Европе тогда
существовал обычай раз в семестр менять университет. Проучившись 2
года в Берлине,
я переехал в Венский университет. Там один из австрийских профессоров,
узнав,
что я армянин, спросил, читал ли я "40 дней горы Муса" Франца Верфеля.

Я ответил, что в Турции эта книга запрещена. Он сказал: прочитай
обязательно.
Я прочел и был потрясен описанием армянской трагедии.
Заинтересовавшись, я прочел
вторую книгу - "Армянскую Голгофу" епископа Балакяна. Я не мог
поверить,
что люди способны на подобные преступления. Я решил отказаться от
математики
и посвятить себя изучению современной армянской истории, в частности
Геноцида.

- С чего вы начали? О чем были ваши первые опубликованные работы?

- 25 лет я провел в поисках. Я побывал во всех концах света, собирая
материалы.
Особенно богатыми для изучения Геноцида армян оказались архивы
Иерусалимской
патриархии. Более 20 раз я отправлялся в Германию для изучения
государственных
архивов в Бонне, Потсдаме, Берлине, а также Государственного архива в
Вене.
Добирался даже до Тегерана. Моей первой работой стала книга "Анализ
Геноцида
армян с точки зрения международного права", которая нашла широкий
отклик
у американских специалистов по международному праву, они и сегодня
приобретают
ее. Эта работа была переведена на турецкий и издана в Турции. Говорят,
подобной
работы у евреев нет и сегодня. О еврейском Холокосте существует
огромная литература
- историческая и политическая. Правовой анализ Геноцида до сих пор
проделан
только мною, поэтому я пользуюсь большим уважением в среде правоведов.
Эта книга
переведена также на французский язык.

Затем я опубликовал свою главную книгу - "История Геноцида армян".
Это 500-страничное исследование, которое уже выдержало 4 издания. Эта
книга
переведена на французский и греческий языки, перевод на русский язык
завершен,
теперь книга будет переводиться на итальянский. Конечно, хотелось бы
перевести
ее и на армянский язык. Помимо этих книг, мною написаны десятки
научных статей,
посвященных Геноциду армян.

- Каковы ваши издательские планы на будущее?

- У меня есть программа, но пока я о ней в целом говорить не буду,
ибо существует
проблема внешнего вмешательства. Следующая моя программа - издать
обширное исследование
о резне в Адане в 1909 году. Да, много еще серьезной работы предстоит.
Сколько
собрано материалов! После завершения этих программ моей главной
научной задачей
будет детальное исследование и анализ Геноцида армян - от начала до
конца -
и его издание в 3 томах.

- Насколько известно, ваши аргументы, особенно последнего
времени, переводят
научную историю Геноцида в юридическую плоскость и делают его частью
международного
права?

- Они должны стать частью международного права в том смысле, что
сегодня Геноцид
предстает в трех обличьях: преступления, совершенные во время войны,
которые
приводят к Геноциду; преступления, совершенные против человечества,
которые
можно рассматривать как Геноцид; собственно Геноцид. В современной
истории формула
"преступления против прав человека" впервые была использована 26 мая
1915 года - в связи с резней, организованной турецкими властями. Тогда
Великобритания,
Россия и Франция выступили с совместным заявлением, в котором было
сказано,
что турки варварски уничтожают армянский народ. Это - огромное
преступление
против прав человека, и после войны все ответственные за них должны
быть преданы
суду. Так что Геноцид армян тесно связан с квалификацией "преступления

против прав человека". Используя его, я изучил историю этого
преступления,
которое связано с вмешательством европейских государств в XIX веке.
Когда во
времена Абдул Гамида совершались преступления, европейские государства
постоянно
вмешивались, утверждая, что это дикость, последствия которой могут
оказаться
тяжелыми для Османской империи. Сегодня это называют гуманитарным
вмешательством.
В международном праве гуманитарное вмешательство со стороны великих
держав началось
в связи с Геноцидом армян. Я изучил, в каких условиях во время Первой
мировой
войны, когда турки потерпели поражение, англичане, французы, итальянцы
хотели
отдать под суд организаторов Геноцида и передали это дело турецкому
военному
суду. Моя юридическая работа - это преследования турецкого военного
суда, основанные
не на международном праве, а на национальных законах.

- Какие препятствия приходится преодолевать в вашей работе?

- Самое большое препятствие - нехватка времени. К сожалению, работа
предстоит
большая, а времени остается мало. Второе препятствие: мне не удалось
найти людей,
которые могли бы стать моими помощниками. Приходят, конечно, но каждую
мелочь
приходится объяснять по полчаса. Никакой пользы от таких помощников.
Институт
Зорьяна сколько раз обещал найти мне секретаршу. Не хочу. Отказываюсь
от помощников,
работаю один. Третье препятствие: у меня большие программы, их
выполнение превышает
возможности одного человека. Я собрал столько материала, что могу
издать 10-15
томов. Боюсь, что не успею осуществить все намеченное. Знаете, что
означает
30 лет собирать материалы?.. Только на немецком языке собраны сотни
документов.
Хочу отдать их в переплет. У меня есть маленькая статья "Роль
военнослужащих
турецкой армии в Геноциде армян". Она могла бы быть огромной, столько
есть
материалов на эту тему. То же и о турецких врачах. У меня есть
25-страничная
научная статья на эту тему, а материалов - опять же на большую книгу.
Отдельный
том могли бы составить документы на тему "Роль выпущенных из тюрем
преступников
в Геноциде армян". Боюсь, не успею все это сделать. Есть и небольшие
материальные
препятствия. Я ведь на покое, и мои материальные возможности крайне
ограничены.
Я - руководитель исследования Геноцида Института Зорьяна, но работаю
добровольно,
пенсию не получаю и иногда даже затрудняюсь купить нужную мне книгу.

Издаваемые в Америке научные книги очень дорогие. Я вынужден их
приобретать,
хотя Институт Зорьяна обещал оплачивать их стоимость. Я хочу быть
независимым.
Если я буду получать от института материальную помощь, то окажусь в
зависимости
от него. У директора свои идеи, а я хочу быть абсолютно независимым,
так что
от Института Зорьяна я не получаю ни цента. Других препятствий нет. Я -
армянин
до мозга костей, что означает: упорный, энергичный, последовательный и
никогда
не падающий духом перед препятствиями.

- Известно, что вы сотрудничаете с турецкими учеными. Расскажите,
пожалуйста,
о них. Продолжается ли сотрудничество с Танером Акчамом?

- Танер - многострадальный турок, подвергающийся преследованиям и
многолетнему
заключению за свои убеждения, особенно за то, что, будучи турком,
защищал права
курдов. Вместе с 7 сокамерниками они выкопали подземный ход и бежали.
Танер
сейчас амнистирован и может вернуться в Турцию. Пройдя через эти
испытания,
он заинтересовался судьбой армянского народа, его страданиями. Когда
он обратился
ко мне, я передал ему некоторые из имеющихся у меня документов. В знак
благодарности
он хочет быть мне полезным. Так что мы вместе работали над некоторыми
программами.
Танер написал на турецком языке 2-3 интересные работы о Геноциде
армян, он,
не колеблясь, в Турции на турецком языке публично объявляет: то, что
произошло
во время Первой мировой войны, это Геноцид. Турецкие националисты
называют его
предателем. Мы сейчас вместе работаем. Мне удалось устроить его на
работу в
высококлассный американский университет преподавателем. Он доволен.

- Какое впечатление на Западе произвел телефильм Доротти Форма
"Стена
молчания", в основу которого положен диалог между вами и Танером
Акчамом?

- Фильм очень впечатляющ. Многие отметили, что не только армянин
говорит правду,
но и турок принимает Геноцид и объясняет, как он пришел к этому
выводу. Я слышал,
что, когда фильм впервые был показан по голландскому телевидению, он
стал так
популярен, что был показан по национальному телевидению во второй раз.
И в Америке
он был показан по некоторым телеканалам.

- Вы занимались и вопросами Холокоста. Что общего между этими
двумя преступлениями?

- Я написал обширное исследование на эту тему. Есть, конечно, много
общего,
но есть и различия. Главное из них состоит в том, что наш народ был
истреблен
на своей исторической родине, а евреи преимущественно в чужих странах.
В случае
с армянами массовое участие в злодеянии принимал и народ, а Холокост
был совершен
отдельными преступниками. Евреи получили возмещение, а армянские
жертвы были
забыты.

- Если бы Германия не потерпела поражения во Второй мировой
войне, признала
бы она Холокост, выплатила бы компенсации?. .

- Конечно, нет. Я постоянно повторяю евреям, что, если бы победили
нацисты,
вы были бы в том же положении, что и армяне. И нацисты сегодня
глумливо спрашивали
бы: "Какой еще Холокост?" Признание Геноцида предполагает силовое
превосходство. Забвение Геноцида тоже предполагает силу. Если у них
есть сила,
то они могут себе позволить забвение и отрицание. И если они ослабнут,
то процесс
признания сильно облегчится.

- А почему тогда потерпевшая поражение Турция при наличии даже
приговоров
своих военных трибуналов отказывается признать Геноцид?

- Потому что, в отличие от Нюрнбергского процесса, решения этих
трибуналов
остались лишь заявлением. В конце Первой мировой войны победившие
союзники раскололись,
между ними возникло соперничество в колониальных расчетах, и
хитроумный Мустафа
Кемаль, воспользовавшись этим, начал получать тайком большую военную
помощь
от французов и итальянцев. Затем и Ленин вмешался, стал поддерживать
кемалистское
движение, и им удалось в течение двух лет превратить сокрушительное
военное
поражение в победу. Благодаря этой победе турки и осмелились отрицать
Геноцид.

- Какие геополитические перемены вынудят Турцию признать Геноцид
армян?

- Есть два условия, наличие которых может привести к признанию
Турцией Геноцида.
Во-первых, если Турции удастся войти в Евросоюз, то она будет
вынуждена реализовать
(а не только принимать) демократические принципы - свободу слова,
мысли, публикаций.
До тех пор, пока турецкие генералы из-за кулис будут навязывать свою
волю, даже
внушать страх премьер-министру, вопрос признания Геноцида армян не
может стать
предметом обсуждения. Я настроен очень пессимистично и не думаю, что
турецкий
генералитет, имея в виду все его привилегии, когда-либо откажется от
них и вернется
в свои казармы. Второе условие, при котором может встать вопрос
признания Геноцида
армян, - это ослабление Турции вследствие необычных обстоятельств. Это
может
произойти в случае гражданской войны, внутренних бунтов или
экономического спада.
Никогда не надо исключать ни одно из этих внушающих надежду
обстоятельств.

Турки, пока они сильны, не имеют никаких причин признавать Геноцид
армян. В
мире еще не было такого, чтобы преступник добровольно, вследствие
угрызений
совести покаялся.

- Как вы относитесь к диалогу армянских и турецких историков?

- Пустая трата времени: немного болтовни, немного застолья. Турки
весьма искусны
в этом смысле: организовывать банкеты, поднимать бокалы за
турецко-армянское
братство. А армяне с легкостью соглашаются на подобные приглашения. Я
слышал,
что Николай Оганесян ездил в Анкару, Рубен Сафрастян - тоже. Знаете, в
этом
ведь что-то есть: все расходы берут на себя, приглашают в Женеву,
приемы в отелях
и т. д. - это все турецкие методы. Я не согласен с тем, чтобы армяне
участвовали
в этой пустой трате времени, так как за последние 18 месяцев дважды
отведал
вкус этого диалога. Никакого смысла не имеют встречи с этими людьми. Я
принял
приглашение в Копенгаген, так как в программе был только "Геноцид
армян",
турецкая точка зрения отсутствовала. Вдруг в последний момент
появились турки,
якобы на диалог, оклеветали армян, оскорбили и ушли. Нам не была дана
возможность
ответить им. У меня нет никакой надежды на то, что подобный диалог
даст какой-либо
результат.

Газета "Голос Армении"

 
НАТАЛИДата: Вторник, 2010-04-13, 00.07.55 | Сообщение # 27
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
Вопрос геноцида армян на современном этапе

Махмурян

Для того, чтобы жить в 21-м веке, мы должны ясно понимать - либо мы решим вопросы вопросы века, либо оно решит наши вопросы. Мы не сможем двигаться вперед, если не выясним своих возможностей и взаимоотношений между спюрком - Родиной и государством.

Все они трое имеют общие, но не тождественные интересы, и государство только сегодня вырабатывает свое отношение к национальным проблемам. А поскольку интересы государства и родины совпадают не в полной мере, сегодняшние противоречия в отношении национальных вопросов носят объективный характер. Пока что наше государство отдает предпочтение своему укреплению и своим интересам. Хотя очевидно, что если государство не отдает предпочтения интересам общества и собственной нации - оно не сможет стать сильным и долговременным.

В условиях, когда интересы государства, родины и спюрка общие, но не тождественные, вертикально- пирамидальные структуры правления не могут хорошо функционировать. В таких случаях необходимы гибкие, горизонтальные связи. Исходя из концепции Д. Мерсера, Р.Шука, Ф.Роджерса и других специалистов, разработавших систему управления для корпорации IBM, думаю, что для решения современных вопросов нам необходимы группы решения стратегических задач. А государственные или научные организации, которые сотрудничают или будут сотрудничать со спюрком, должны работать по матричному принципу.

Конечно, разговор о собственных интересах содержит и определенные трудности. И может быть выражая их, мы будем иметь друг для друга куда менее привлекательный вид, но зато мы освободимся от прилагательных, и наши отношения приобретут четкую и реальную основу. Спюрк не может оставаться вне национальной политической деятельности по двум причинам: во- первых, поскольку у него есть собственные интересы, и во- вторых - потому что его деятельность выгодна для нас - проживающих на родине армян. Поэтому нам всем необходимо выяснить: а) какие органы спюрка и каким образом могут иметь представительские функции; б) сферы разделения деятельности между государством, родиной и спюрком; в) механизм передачи прав. Нам нужно определиться как общему целому - кто, когда, в какой степени, и особенно - что именно будет говорить об Армянском вопросе и геноциде.

Армянский вопрос является тем вопросом внешней политики, который относится к нации, не имеющей государства. Геноцид стал завершающей фазой Армянского вопроса, и как бы это ни было для нас катастрофично, тем не менее, он является политическим средством для решения наших национальных потребностей. Одной из причин катастрофического решения было то, что мы являлись объектом большой политики, а не ее субъектом. Ну а если твой вопрос решают вместо тебя и в твое отсутствие, в конечном итоге, его обязательно решат в ущерб тебе, и даже за твой счет. Сегодня нетрудно понять наше государство, которое учитывает опыт прошлого и опасается иметь дело с Армянским вопросом. Однако нужно отметить, что оно еще не разработало такой программы отражения основных национальных проблем, которое можно было бы признать убедительной и удовлетворяющей нацию. Но вопросы не ждут, и как говорил Льюис Керролл невозможно убить время - “это оно убивает.”

Геноцид как насильственная конкуренция в борьбе за власть, землю и собственность, к сожалению, действует и в наши дни; и даже стал еще более актуальным для нас, чем 20- 30 лет назад.

И если мы хотим избежать этой реальности, то мы уже сегодня должны представлять себе механизм нашей самозащиты, - в какой степени и какую роль должны взять на себе государство, наука и спюрк, чтобы предотвратить имеющуюся угрозу.

На мой взгляд, первостепенную важность для государства представляет сфера внешней политики, соответственно имеющая область межгосударственных отношений и международных организаций. Обе эти области нуждаются в специалистах, которых у нас на сегодня нет. Во второй же сфере - теории международного права, мы пока не в состоянии сказать своего слова.

Спюрк в этом отношении находится в несколько более удовлетворительном состоянии и имеет потребность представлять геноцид армян, к чему мы готовы немного лучше, чем к первому роду деятельности. Сфера науки в первую очередь должна опекать всю область исследований (основные направления которых я не перечисляю, поскольку они хорошо известны, - отстает же работа по организации и углублению в нужные темы), и создание сети предупреждения, в которой могут участвовать как живущие зарубежом специалисты, с которыми мы сотрудничаем и знаем их возможности, так и спюрк, его периодическая печать, средства информации, а также зарубежная пресса. Такой сети у нас не существует. Ни наше государство, ни наука не работают сегодня надлежащим образом с печатью и информацией. Если XXI век будет веком обилия сведений, то наше отношение к этому вопросу по меньшей мере несерьезно.

Помимо политической пропаганды, в которой нам необходимо представлять вопросы Арцаха и геноцида армян, существует также и культурная пропаганда. Как в начале века, так и сейчас, мир смотрит на нас как на объект политики.

И сегодня меры, предпринимаемые по отношении к нам, носят исключительно силовой характер. Принято считать, что армяне могут жить под любой властью и в любом государстве; но считается, что ни одно меньшинство не может жить и процветать в армянском государстве. Мир пока еще не осознал, что мы можем руководить, а не только подчиняться кому- то другому. И этот стереотип, сформировавшийся в течении сотен лет, может стать более мощным оружием, чем само оружие. Чтобы сломать этот стереотип, мир должен привыкнуть к той мысли, что до XI века, до нашествия сельджуков, армянин имел государство, жил, творил и работал; а если вдруг оказался в роли “козла отпущения,” то он тем не менее ничем не отличается от представителей любой другой нации.

Четвертая сфера - это социально- психологический анализ первых трех сфер, который нужно осуществлять после переработки результатов конкретных социально- психологических исследований. К сожалению, нация сейчас находится в таком состоянии, что ее социально- психологическое изучение продлится около 20- 30 лет, а это является делом науки.

На наш взгляд, работа, осуществляемая для решения Арцахского вопроса, по созданию системы национальной безопасности и системы предотвращения угрозы геноцида имеют стратегическое значение.

В ходе конференции мы уже слышали тревожные вести о положении армян в Кубанской области. Видимо конференция может предложить возможные меры предупреждения:

а) Особый экономические соглашения и связи. Если руководство области считает, что оно не заинтересовано в хозяйственной деятельности армянской общины, то может быть стоит его заинтересовать хотя бы экономическими связями и товарообменом с Республикой Армения, особенно в нынешних условиях товарного голода.

б) Особая политика в отношении ко всем государствам и местностям, в которых проживает много армян. Государство несет ответственность за разработку мер взаимного доверия с подобными территориями, в противном случае его национальная политика является ущербной.

в) Возможны и другие - сугубо политические методы, которые высокоэффективны в случае их применения, даже если их осуществление не получит широкого общественного отклика.

г) Если все перечисленные выше средства не дадут желательного результата, тогда необходимо будет срочно распространять информацию об имеющейся опасности по линии область- государство- наука- спюрк- средства массовой информации. Четкая аналитическая информация о соцально- политическом положении является мощнейшим оружием, пренебрегать которым недопустимо.

Важнейшим фактором нашей системы является сбалансированная внешняя политика. Хорошо, что 11 мая этого года государственный секретарь России Г.Бурбулис заявил из Армении, что военное продвижение Турции исключается. Но вероятно свою роль в этом сыграли и США, которые каждый год тратят немалые средства на Турцию, чтобы заставлять ее считаться со своим мнением.

Обобщая сказанное, осмелюсь выразить надежду, что когда мы вступим в XXI век, - а мы обязательно вступим в XXI век, - мы найдем там удовлетворяющие ответы на сформулированные сегодня вопросы. Никакая программа не имеет ценности, если остается только на словах. А XXI век нам преподнесет новые вопросы, и их тоже невозможно будет откладывать.

http://research.sci.am/gmakhmourian/

 
AdminДата: Суббота, 2010-04-24, 08.15.58 | Сообщение # 28
Генерал-полковник
Группа: A D M I N
Сообщений: 1797
Статус: Offline




Հայաստան ասելիս աչքերս լցվում են
Հայաստան ասելիս թևերս բացվում են
Չգիտեմ ինչու է այդպես
 
НАТАЛИДата: Суббота, 2010-04-24, 23.34.53 | Сообщение # 29
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
День памяти геноцида армян в Османской империи в 1915 г. Справка
Сюжет: 95-я годовщина Геноцида армянского народа в Османской империи

Народное шествие в День памяти жертв геноцида

24 апреля отмечается День памяти геноцида армян в Османской Турции.

Массовое уничтожение и депортация – самая трагическая страница истории армянского народа, оставившая тяжелый след не только на всей последующей его истории, но и на его национальном самосознании. Уничтожение армян в Османской империи считается первым геноцидом XX века. Тогда погибли в общей сложности 1,5 миллиона армян.

В 1914 г., до Первой мировой войны и геноцида, во всем мире было около 4 млн 100 тысяч армян. 2 млн 100 тысяч жили на территории Османской империи, 1 млн 700 тысяч – в России (на территории Восточной Армении, входившей в Российскую империю, жили 1 млн 300 тысяч армян ), 100 тысяч – в Персии, и 200 тысяч – в других странах мира.

Геноцид армян был осуществлен в 1878-1922 гг. на территориях Османской империи (Турции), исторически именуемых Западной Арменией (ныне Восточная Анатолия), населенных в то время преимущественно армянами (они составляли 65-75% населения).

Политика, приведшая к геноциду армян, была обусловлена, прежде всего, господствовавшей в Османской империи идеологией пантюркизма, отличавшейся нетерпимостью к нетюркским народам.

В истории геноцида можно выделить два периода. Если на первой стадии (1878-1914) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма.

До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство. В 1894-1896 гг. было убито 300 тысяч армян, в 1909 г. 30 тысяч. Уже тогда сотни тысяч армян были вынуждены покинуть свою родину.

В феврале 1915 г. на специальном совещании правительства идеолог младотурок д-р Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти...".

24 апреля 1915 г., в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас. В мае-июне 1915 г. началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.

Результатом геноцида стало уничтожение 1,5 млн армян и полное исчезновение исконного населения из исторических районов Западной Армении. Около 1 млн бежали или были выселены турками в Месопотамию, Ливан, Сирию через пустыни. Геноцид стал причиной рассеяния армян, которые сегодня в большинстве живут за пределами исторической родины.

В сегодняшней Турции, если не считать Стамбула, где сохранилась 50-тысячная армянская община, практически не осталось армян.

Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида, поскольку столь тяжкое преступление против человечества не может иметь срока давности.

Факт геноцида армянского народа признан многими государствами. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия, Франция, Италия, Германия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина, 42 штата США. Геноцид армян признали также Ватикан, Европейский парламент, Всемирный совет церквей.

Вопрос признания геницида является одним из главных препятствий в нормализации отношений между Арменией и Турцией. Имея общую границу протяженностью 330 км, Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений, и границу эту охраняют российские пограничники. Армяно‑турецкая граница закрыта с 1993 г. по инициативе официальной Анкары.

Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по этому вопросу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
НАТАЛИДата: Суббота, 2010-04-24, 23.39.30 | Сообщение # 30
Генералиссимус
Группа: Глобал модератор
Сообщений: 5369
Статус: Offline
95 лет геноциду армян в Османской империи

В ночь с 23 на 24 апреля 1915 года правительство "младотурок" арестовывает в Константинополе, а затем уничтожает фактически всю армянскую интеллигенцию. За этим следует массовая депортация армян из всех провинций Османской империи.
В 1914 году, до Первой мировой войны и геноцида во всем мире было около 4 100 000 армян. 2 100 000 жили на территории Османской империи, 1 700 000 - в России (на территории Восточной Армении, входившей в Российскую империю, жили 1 300 000 армян), 100 000 в Персии, и 200 000 - в других странах мира. Результатом геноцида стала гибель более двух миллионов армян и полное исчезновение исконного населения из исторических районов Западной Армении. Геноцид стал причиной рассеяния армян, которые сегодня в большинстве живут за пределами исторической родины, отягощенные бременем изгнания и искоренения.

Армянский вопрос в конце XIX века

В последние десятилетия XIX века гигантская Османская империя уже переживала состояние полного упадка. Подвластные ей народы пытались добиться от турок если не независимости, то по крайней мере, реальной самостоятельности и гарантий своих прав.
В этой ситуации на престол после переворота вступает деспотичный султан Абдул-Гамид Второй, который распускает парламент, отменяет конституцию и устанавливает самодержавный режим.
В начале правления Абдул-Гамида II, в 1877-78 годах на двух фронтах, на Балканах и в Армении, идет русско-турецкая война. По ее итогам фактическую независимость получат Болгария, Румыния и Сербия. Перед лицом распада империи султан разжег среди ее населения националистический фанатизм. Уже в первые годы его правления нерегулярная турецкая (башибузуки) и курдская (гамидие) кавалерия при поддержке частей османской армии вырезали армян в областях Баязет, Диадин и Алашкерт. В одном городе Баязете погибли 2400 человек. Так начался геноцид армян.
После войны к России отходят земли Карса и Ардагана, населенные армянами. Россия предлагает ввести "самоуправление" для турецкой Армении, однако мирный договор, подписанный двумя сторонами в 1878 году в Сан-Стефано, под Константинополем, содержит лишь положения о "реформах и улучшениях" в положении армян.
Однако российская позиция изменилась с гибелью от рук террористов императора Александра II. Его преемник Александр III проводил уже более дискриминационную политику по отношению к национальным меньшинствам империи, и опасался, что благоприятные для армян преобразования в Османской империи побудят российских армян на борьбу за свои права.
Последние годы XIX века в армянских общинах Турции были популярны идеи свободы и независимости, принесенные студентами-армянами из университетов Европы. Возникают политические партии, ставящие целью освобождение Армении от турецкого владычества.
В ответ на требования реформ правительство султана проводит карательные операции. В 1893 году восстают армяне из горной области Сасун. Регулярные турецкие войска в течение трех недель расправились с армянским населением, уничтожив треть из 12 000 жителей Сасуна.
С окрября 1895 по январь 1896 года резня затрагивает все армянские общины страны: Сасун, Зейтун, Эрзерум, Константинополь, Трапезунд, Себастию, Ван. Не менее 300 000 человек истреблены регулярными войсками Абдул-Гамида II, 100 000 человек заставляют принять ислам. Около 100 000 армян находят убежище в Восточной Армении.

"Полное уничтожение армян, не исключая ни одного человека"

Оппозиция режиму султана существовала и в Турции. В 1889 году в Париже создается националистическая партия "Единение и прогресс" (Иттихад ве Теракки), или партия "младотурок". В июле 1908 года с помощью турецкой армии Македонии они совершают переворот, заключив Абдул-Гамида в тюрьму.
31 марта 1909 года султан возвращает себе власть в Стамбуле, и среди хаоса и попыток противостоящих друг другу группировок вернуть себе власть начинается избиение армян. Жертвой пало население киликийского города Адана, хотя до сих пор исследователи спорят, султан ли отдал приказ "наказать неверных", или правительство младотурок прислало в город военные отряды под предлогом наведения порядка. За год в Киликии было уничтожено около 30 000 армян.
1 августа 1914 года Германия объявляет войну России - начинается Первая Мировая война. На следующий день правительство Османской империи заключает тайный договор с Германией и готовится вступить в войну. Младотурки организуют специальные отряды политической полиции, называемые "Специальной организацией" (Тешкилат-и-Махсуса). Она пользуется неограниченной властью и управялется непосредственно партийными лидерами.
Турция вступает в войну как союзница Германии. В ноябре 1914 года после нападения Турции на Россию, русские проникают в турецкую Армению. Армянские подданные обеих империй служат в армиях своих стран: 60 000 армян зачислены в состав турецкой армии, 200 000 - мобилизованы в русскую армию.
Первые результаты войны оказались для турок катастрофическими, они терпят сокрушительное поражение. Турецкое правительство обвиняет в разгроме своей армии армян. На "внутреннего врага" обрушивается ненависть мусульманского населения страны.
В январе 1915 года на закрытом совещании партии "Единение и прогресс" обсуждаются конкретные шаги: присутствующие в полном составе лидеры партии и государства единогласно голосуют за "полное уничтожение армян, не исключая ни одного человека".
Османские правители разоружают и расстреливают большое число армян - офицеров и солдат, служивших в их армии. Закрываются все армянские организации и газеты, школы, предприятия, магазины.
В апреле 1915 года министр внутренних дел Талаат издает постановление, объявляющее армян "врагами Османской империи". Экзекуции и высылки приобретают массовый характер, часто, чтобы навести ужас на население, многих армян из разных провинций Анатолии арестовывают и вешают на многолюдных площадях.
В ночь с пятницы 23-го на субботу 24-го апреля в Стамбуле арестовывают многих представителей армянской интеллигенции: более 600 писателей, художников, адвокатов и представителей духовенства. Среди них депутат парламента Григор Зограб, который был в хороших отношениях с самим Талаатом, вождем младотурок. Арестованных увозят подальше от столицы и убивают. Армянское население Турции в один день оказалось лишено своей интеллигенции и духовных пастырей.
27 мая лидеры Иттихада решили узаконить происходящее. Поскольку они распустили парламент, само правительство приняло закон о массовом переселении армян. В действительности армян предписывалось отправлять "в никуда", как оговаривал сам Талаат в своих телеграммах областным губернаторам.
В мае 1915 года депортации подверглись армяне из Восточной Анатолии (исключая Ван, в то время занятый русскими): из Трапезунда, Эрзерума, Битлиса, Диарбекира. За три месяца область была совершенно очищена от армян. Во второй фазе геноцида массовая высылка распространилась на западную Анатолию, Киликию и турецкую часть Фракии.
Сотни тысяч армян погнали в пустыни Сирии и Месопотамии. Одних уничтожали в пути, другие умирали от истощения. Мужчин вешали, отрубали головы, сжигали живьем, четвертовали, расстреливали, женщин насиловали и продавали, детей похищали и продавали в рабство. Почти все 200 000 человек, прибывших в лагерь Дейр-эл-Зор, умрут от жажды и лишений.
Турецкое население безнаказанно грабило и разоряло дома высланных. В конце концов государсство просто конфисковало всю собственность армян - несмотря на то, что они были всего лишь "временно переселены".
Лишь немногая часть высланных добиралась до Алеппо, последнего этапа перед пустыней. Многие из тех, кто достигал пустыни, умирали от жажды и эпидемий, становились жертвами банд кочевников. Совсем немногие спаслись благодаря помощи сирийцев, и также бедуинов, которые укрывали стариков и женщин, усыновляли детей.
Общее число жертв геноцида только за два года (1915-1916) составило примерно 1 500 000 - Западная Армения потеряла большую часть своего коренного населения. В сегодняшней Турции, если не считать Стамбула, где сохранилась 50-тысячная армянская община, практически не осталось армян.
Главные виновники преступлений не избежали казни. В начале 20-ых годов члены организации армянских карателей "Немезис" нашли и убили лидеров младотурок: в Берлине 15 марта 1921 года был убит Талаат, в Тифлисе 25 июля 1922 года - Джемаль-паша, в 1922 был уничтожен и создатель "Cпециальной организации" Бехаэддин Шакир и несколько других лидеров Иттихада, ответственных за погромы и кровопролития.

Геноцид армян и Холокост

Существует много параллелей между самой страшной фазой геноцида - депортациями и резней 1915-1923 годов - и геноцидом евреев в период нацизма. И то, и другое преступление совершены во время больших конфликтов (мировых войн), - так, чтобы они были менее заметны и чтобы вмешательство других стран оказалось маловероятным.
Партия младотурок и "Специальная организация" сравнимы с нацистской партией и СС как своими действиями, так и формой взаимоотношений между собой; технически депортации производились военизированными отрядами, подконтрольными партии.
Общей чертой стало и использование националистической идеологии, создание в обществе атмосферы нетерпимости к преследуемым, обвиняемым в заговорах против государства.
Наконец, общим был и сценарий резни: от выбивания под пытками признаний участия в заговорах до ареста интеллигенции, немедленной казни молодых людей и всех способных оказать сопротивление, и депортации остальных.
Однако геноцид армян остался первым таких масштабов в ряду подобных преступлений, и несомненно, самым продолжительным. Он имел место на исторической родине преследуемого народа, в Западной Армении, и одним из результатов геноцида стало рассеяние по миру немногих выживших.
Некоторые страны мира и международные организации официально признали и осудили факт геноцида армян. Это Франция, Германия, Польша, Литва, Россия, Словакия, Бельгия, Швейцария, Швеция, Нидерланды, Кипр, Ватикан, Европейский парламент, Уругвай, Канада, Аргентина, Венесуэла, Ливан, Чили, Австралия, 42 из 50 штатов США. Смотри Википедию. Российская Федерация признала геноцид заявлением Государственной думы от 14 апреля 1995 года - по прошествии 80 лет после его самых страшных событий.
Турция не признала ни факта геноцида, ни отдельных случаев массовых убийств. Между современной республикой Армения и Турцией нет дипломатических отношений.

24 апреля с тех пор в истории народа считается черным днем. Каждый год армяне всего мира отмечают день памяти по жертвам Мец егерн - геноцида, а Армянская Церковь молится обо всех, кто был убит в 1876-1923 годах.

По материалам книги Джованни Гуайты "Крик с Арарата".
Джованни Гуайта - итальянский переводчик, писатель, исследователь восточного христианства, историк.

 
  • Страница 3 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »
Поиск:

ПРОЙДИТЕ РЕГИСТРАЦИЮ ЧТОБА НЕ ВИДЕТЬ РЕКЛАМУСайт создан в системе uCoz